Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

Тема 10. Личность как объект и субъект общественных отношений.

10.1.Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности.

10.2.Социализация личности. Социальные нормы.

10.3.Социальный контроль и девиация.

10.4.Личность как деятельный субъект.

 

 

Ключевые понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация, усвоение культурных норм и ценностей; освоения социальных ролей, ролевая концепция личности, поведенческая концепция личности, деятельный подход, социальные типы личности.

Проблема личности – одна из центральных в социологии, поскольку она связана с пониманием социальной сущности человека, его местом и ролью в обществе. Исходя из этого, следует отметить, что познание человека – процесс сложный, а потому – вечный. Это значит, что проблема сущности человека относится к тем вопросам, которые не имеют однозначного и законченного решения. Тем не менее, социология изучает проблему человека и личности применительно к своему этапу общественного развития с учетом специфики социологического знания.

Человекиндивид – личность. В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга. Термином человек называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных).

Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. В противоположность этому индивид есть отдельный “экземпляр” рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.

Существует достаточно много определений понятия «личности». Наиболее удачным является определение, данное В. Ядовым. Он считает, что личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность складывается из нескольких компонентов, направляющих его развитие:

1) биологическая наследственность (человек как природное существо);

2) физическое окружение (природная среда);

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

Социология изучает личность человека с точки зрения взаимосвязи человека и общества, как влияет на становление человеческой личности социальная среда, взаимоотношения индивида с другими людьми. Многие ученые пытались решить проблему, что управляет поведением человека — биологические или социальные факторы? Кого можно считать личностью, только выдающихся людей, которые внесли значительный вклад в истории той или иной страны или мировой науки? Или личностью является все люди независимо от возраста, пола, национальности и т.д.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... педагогический Индивидуально - психологический Психо-физиологический Нейро-психологический Воспитание Обучение Упражнения Тренировка +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность'' Слово ``личность'' в английском языке происходит от слова ``персона''. Первоначально оно обозначало маски, ...

При решении этой проблемы возникали различные подходы к формированию личности человека.

Так, представители первого направления социобиологии считают, что на поведение человека существенное влияние оказывают генетические факторы. Многие модели поведения от агрессии до альтруизма, считают они, могут быть биологически детерминированы, именно генетическая предрасположенность заставляет человека действовать определенным образом.

Социобиологи сходятся на том, что биологическая природа человека устанавливает как бы рамки возможного поведения человека, стимулируя одни и ограничивая другие из числа возможных вариантов поведения.

Однако, как справедливо замечают другие, на поведение человека более сильно влияет общество, та социальная среда, в которой они живут. Хотя у людей есть записанные в генетическом коде рефлексы, но они не ориентированы на сложное поведение. Люди моргают, сосут, хватают, но они должны учиться кормить, обогревать, защитить, одевать себя. Таким образом, усвоенное поведение может преодолевать влияние генетических факторов.

Второе направление – бихевиористское. Бихевиоризм понимает человека как совокупность реакций на воздействие внешней среды. Принципиальным для бихевиоризма является отказ от анали­за внутренних мотивов поведения человека, его ценностных ориентаций и установок. Социология в этом случае должна изучать только непосредственно наблюдаемые социальные факты.

Человек – индивид – личность. В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга. Термином… Существует достаточно много определений понятия «личности». Наиболее удачным… Личность складывается из нескольких компонентов, направляющих его развитие:

Третье направление – психоанализ.

Понятие социализации

Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит нас к следующему важному понятию — социализации.

Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: • его обучение и воспитание, • взаимодействие с другими людьми, • освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, • приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе

Сферы социализации. Непосредственными сферами социализации являются прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т. д. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия ) обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.

13 стр., 6150 слов

Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность

... называемого особью В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Фундаментальное философское материалистическое ...

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую, называетсястановлением социального “Я”.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу,которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

 

Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: • его обучение и воспитание, • взаимодействие с другими людьми, • освоение им… Сферы социализации. Непосредственными сферами социализации являются прежде… Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость…

Агенты и институты социализации

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники — это люди и учреждения.Их называют агентами социализации.

агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

К институтам социализации относятся формальные организации, официальные учреждения, которые в социологии называют вторичными группами. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу)..А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие “агенты”.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

10 стр., 4707 слов

СТАТУС ЭМБРИОНА Человек 2007

... и проведение экспериментов с эмбрионами человека в предимплантационном периоде. • Жизнь человека начинается с момента зачатия. ... оплодотворение означает начало непрерыв­ного и длительного процесса постепенной "индивидуализации", протекающего как дифференциация и ... ­римый генетический материал"9. Гуманитарные, этико-философские концепции Проблема статуса эмбриона активно обсуждается и гуманитария­ми — ...

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники… агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным… институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального“Я”:поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Социализация и жизненный цикл

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциапизацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса,а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа,… Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется… Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется…

Статусы

Еще один результат социализации — приобретение людьми различных статусов, т. е. определенных позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный

Социальный статус — это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...

К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил трудовую деятельность по возрасту, — статус пенсионера; потерявшие работу — статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.

В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигаемый.

Предписанный статус (его еще называют приписанным или приписываемым) — это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рождения, или прирожденные, статусы, связанные • с полом (женщина, мужчина), • с национальностью (египтянин, чилиец, белорус), • с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоидной расовых групп), • с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка), • с наследуемыми титулами (королева, император, баронесса).

В отличие от предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан • с получением образования и трудовой квалификации (учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер), • с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер, банкир, директор, майор, генерал, доктор наук, министр, член парламента), • с какими-либо особыми заслугами (народный артист, заслуженный учитель, почетный гражданин города) и т. п.

Если социальный статус определяет место индивида в обществе, то личный — его позицию в среде непосредственно окружающих его людей. Личный статус это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга — лентяй, добряк — жмот, серьезный человек — пустышка, доброжелательный — злой и т. п.).

В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе

 

Уровни социального и личного статусов часто могут не совпадать. Так, скажем, • министр (высокий социальный статус) может быть скверной и нечистой на руку личностью (низкий личный статус).

И наоборот, • “простая” уборщица (низкий социальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высокии личный статус).

Социальный статус — это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью,… К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил… В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида…

10 стр., 4973 слов

Прагмалингвистический анализ социального статуса человека

... а значение соотносится непосредственно с участниками общения. Прагмалингвистическое изучение социального статуса человека, являющееся предметом изучения в данной работе на материале английского языка, ... в мире, а прагматика занимается отношением знаков к человеку, пользующемуся языком. Иными словами, прагматика изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации. «Поскольку интерпретаторами ...

Несовпадение статусов

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:

1. мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье),

2. потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется НЕСОВПАДЕНИЕМ (или РАСХОЖДЕНИЕМ) СТАТУСОВ.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству.

В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется РАНГОМ. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая).

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

• когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

• когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

 

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

 

1. мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2. потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему… Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или…

Социальные роли

От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело “подбрасывает” слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т. д. В этом и состоит понятие социальной роли.

Социальная роль — это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль — выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.).

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... прогресс, регресс, стагнация). О смысле истории. 6. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы ... - различите понятия. Ценности и ценностное отношение человека к миру. Различные виды ценностей. 4.Понятие общества. Природа социального и теории его генезиса. 5.Общество как особый ...

Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением — одна из причин так называемыхстатусно-ролевых конфликтов.

Так,например, человеку со статусом отца “положено” любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т. д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску, безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственным удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и “даванию ремня”, то очевидно, что статусная роль не выполняется.

В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный директор отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше “папаша” лишается родительских прав.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения.

Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ОЖИДАНИЯ людей (экспектации).

Мы уже сталкивались с понятием “статусный набор”, введенным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Социальное поведение

Человеческоеповедение вообще можно опрсдслить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека — сугубо его личное дело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится (физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.Социальное поведение ~ это действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам. Люди “задевают” друг друга не только при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве.

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — ... с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека. Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе требуется ...

Так,к примеру, • производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей, о существовании которых он, к сожалению, даже никогда не задумывался. •Автомобилист, прогревающий во дворе мотор своего “железного коня”, заставляет жильцов вокруг морщиться и плотнее закрыть окна. •Собаковод, не убирающий отходы своего питомца, вынудит ругаться и чиститься того, кто случайно наступит в них темным вечером. А возьмите • законодателей, заседающих в сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире: жизнь скольких незнакомых им людей могут облегчить или затруднить принимаемые ими решения?! И так далее…

Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множество нежелательных отклонений. С ними связано еще одно социологическое понятие — так называемое девиантное поведение.

Так,к примеру, • производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей, о существовании которых он, к сожалению, даже… Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении…

Девиантное поведение

ДЕВИАНТНОЕ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕУсвоение социальных норм — основа социализации. Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии ДЕВИАНТПЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах).

Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до убийства человека.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

ДЕВИАНТНОСГЬ. Напротив, такие поступки, как сквернословие в публичных местах, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания — привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих.

К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

СПРАВКА

Уровень самоубийств примерно в 3 раза выше уровня убийств. Уровень самоубийств рассчитывается на 100 000 жителей. В 1987 г. в СССР он составлял 19, в ФРГ — 21, во Франции — 22, в США — 12.
Уровень суицида среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин, а в активном возрасте (25 — 39 лет) — даже в 6 раз (Социол. исслед., 1990, № 4, с.75).

Характерная черта девиантного поведения — КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ. Иными словами, относительность любых социальных норм.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. Существует много видов социального поведения, важнейшие из ...

Социологи установили следующие закономерности:

1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может привести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое нарушение в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление.

Пример — судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойнее, так как считаются случайным событием, которое может произойти со всяким человеком. Примеры приведены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

В широком смыследевиантным поведениемможно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам При таком подходе, однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную (от лат. negalivus — отрицательный) девиацию.

* В узком смысле поддевиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной4 реакции. П р и ч и н ы девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях: (а) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.); (б) в их биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия2 и т.д.);

(в) наконец, в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).

 

 

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются… К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых… ДЕВИАНТНОСГЬ. Напротив, такие поступки, как сквернословие в публичных местах, громкий или возбужденный разговор, не…

Подростковая девиантность

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют КРИМИНОГЕННЫМИ, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — ГРУППАМИ РИСКА.

Девиантное и делинквентное поведение

Существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задача “полного искоренения” преступности, пьянства, наркомании и других социальных патологий очевидно неосуществима (по крайней мере на сегодня).

Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения необходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) и т. п., требуют прежде всего организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, “телефонов доверия” и прочее. В то же время в отношении преступного (или, как его еще называют, делинквентного ) поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.

Наибольшие споры среди этих мер выбывает смертная казнь. Аргументы ее противников сводятся к антигуманности и недействен-ности (не отпугивает потенциальных убийц) этой крайней меры. Сторонники казни полагают, что ее применение к определенным преступникам (в частности, умышленным убийцам) абсолютно необходимо. Они тоже за гуманность, но не к убийце, а по отношению к его жертвам, к их памяти, родственникам и близким погибшего. Убийцы -нелюди, и разве уместна гуманность к нечеловеку, преднамеренно уничтожившему человека? Неужели для того, чтобы всерьез задуматься над подобным вопросом, противнику смертной казни нужно самому испытать трагедию вроде той, что произошла в 1997 г. в крымском селе Лесновка? Там озверевшие бандиты, прежде чем уничтожить семью предпринимателя Александра Батяна (жену, малолетних детей и его самого), сначала жестоко пытали родителей на глазах у детей, а затем на глазах у отца и матери душили трехлетнего ребенка…

 

К особой, крайней форме отклоняющегося поведения можно отнести так называемую аномию (от грсч. а — отрицательная приставка +• nomos — закон), что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, или, как теперь говорят, всеобщий “беспредел”. Другими словами, аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами.

Ярчайший исторический пример — так называемыерелигиозные войны воФранции между католиками и кальвинистами (гугенотами) в 1560 — 1590-х гг.

Девиантное и делинквентное поведение Существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно,… Наибольшие споры среди этих мер выбывает смертная казнь. Аргументы ее противников сводятся к антигуманности и…

Социальный контроль

Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей, который протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением…

Социализация и социальный контроль

выполняют не одну, а две функции:

-обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения:
-контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Отсюда следует, что вознаграждение и наказание — главные элементы социального контроля — одновременно являются эффективнымиприемами социализации.

Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки — не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются вперед, двоечники остаются на второй год.

оценки — универсальный механизм социализации и социального контроля. В них отражается объективное и получившее институциональное закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей.

Когда мы говорили о “зеркальномЯ”, то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без постоянной оглядки наних человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Правда, иногдаони выполняют роль неисправного компаса либо искривленногозеркала. Но это и неудивительно.Ведь они насквозь субъективны и инымибытьне могут.

В важных социальных процессах — подбор персонала предприятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих решений на всех уровнях ~ общество, и это, согласимся его право, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент — экспертные оценки.

экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.

Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную историю, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая современными компьютерными программами школьного тестирования. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выполняют двоякую функцию — социализации и контроля.

А кроме того, они помогают проводить социальную селекцию — сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.

“Удачники социализации” получают доступ к дефицитным социальным благам — престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. “Неудачники социализации” скатываются на социальное дно общества.

Социальный контроль — верный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективнейший инструмент — экспертные оценки, на основании которых “социализантов” тестируют, корректируют и селектируют, т. е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая социализацию и социальный контроль. На другом полюсе — умеренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находится увольнение.

увольнение — элемент социального контроля, применяемое к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).

Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на “социальном дне”, пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки — группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

• -обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения: • -контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и… Отсюда следует, что вознаграждение и наказание — главные элементы социального… Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки,…

Элементы социального контроля

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.

Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры ибез которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.

Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции.

Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает социальный контроль.

Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название “ценности”.

Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он “штрафует” тех, кто неправильно “переходит улицу”. Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений.

Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Задачи и вопросы для обсуждения.

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

2. Какова структура личности?

3. В чем суть статусно-ролевой концепции личности?

4. Что такое ролевой конфликт? Каковы его основные причины?

5. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?

7. В чем заключается механизм социализации личности?

8. Можно ли говорить об особенностях процесса социализации в современной России? Обоснуйте свой ответ.

Темы докладов и рефератов.

1. Понятие личности в социологии и психологии.

2. Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека.

3. Проблемы социализации личности в современном обществе.

4. Экономическое поведение личности: показатели, состояние и основные причины девиации.

5. Проблема самореализации личности в современных условиях.

6. Культура как важнейший фактор социализации.

7. Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях.

Тесты.

1. Что понимается в социологии под термином «личность»?

a) Всякий человек с момента своего рождения;

b) Выдающийся деятель;

c) Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы.

2. Являются ли агентами социализации следующие лица:

a. Продавец;

b. Преподаватель;

c. Студент;

d. Диктор телевидения;

e. Водитель автобуса;

f. Друг;

g. Священник;

h. Учитель;

i. Отец;

j. Декан;

k. Адвокат.

Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры ибез которых невозможна… Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники… Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает социальный контроль.

Библиографический список

Основная литература

Дополнительная литература

 

Практические задания

1. В чем проявляется единство и взаимосвязь личности и общества? Каковы пути разрешения противоречий между личностью и обществом?

2. Чем личность отличается от индивида?

3. Какие социологические концепции личности вы знаете?

4. Что такое социализация личности?

5. Какова структура личности по З. Фрейду?

6. Перечислите основные черты авторитарной и демократической личности. В чем их существенные различия?

7. Каковы формы отклоняющегося поведения вы знаете?

8. Каковы причины роста преступности в российском обществе?

Темы рефератов и докладов

 

1. Социологические концепции личности.

2. Соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности.

3. Культурный идеал общества и идеальная личность (по работам М.Вебера).

4. Концепция базисной и модальной личности А.Кардинера.

5. Социализация личности: структура, формы и средства.

 

6. Проблемы формирования личности в современном российском обществе.

7. Личность в экстремальных условиях.

8. Девиантное поведение как отклонение от общепринятых норм. Формы отклоняющегося поведения.

9. Кризис общества и проблемы девиантного поведения в России.

10. Социальный контроль как способ препятствия распространению девиации: методы и формы.

 

1. Социологические концепции личности. 2. Соотношение биологического, социального и культурного в развитии… 3. Культурный идеал общества и идеальная личность (по работам М.Вебера).

4. Концепция базисной и модальной личности…

Основная литература

 

1. Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник /Рос. АН., Институт социологии/. — М., 1995.

1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

2. Гилинский Я.И. (ред.).

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX века: тенденции и социологическое осмысление).

С-Петербург, 2000.

3. Гофман И.Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

4. Зиглер Д., Хьелл Д. Теории личности. М.,1997.

5. Иванов В.Н. Девиантное поведение, его причины и масштабы // Социально-политический журнал, 1995. № 2.

6. Ильенков Э.В. Что такое личность? М.,1991

7. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально — политические науки. 1992, № 4,5.

8. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

9. Матис В.И. Социальное образование и формирование личности. Барнаул, 1995.

10. Молодежь России: потерянное поколение или надежда ХХI века? // Материалы Российской ювенологической конференции (в 2-х частях).

Санк-Петербург, 27-28 марта 1998 года. Часть 1. Санкт-Петербург, 1998.

11. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи (Редкол.: Бороноев А.О. и др.).

Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996.

12. Социальные проблемы молодежи: Социологические очерки (Сост. В.Т. Лисовский, О.К. Крокинская. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

13. Социология молодежи. Учебник /Под ред. В.Т. Лисовского/. СПб.: СПбГУ, 1996.

14. Тайна личности. – Харьков, 1996.

15. Ядов В.И. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. № 3.