Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО

ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева

Кафедра теоретической и практической психологии

Алферова Е.И.

Методические рекомендации

Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение»

Профиль подготовки:

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Тобольск 2012

Печатается по решению

Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева

УДК 159.9

ББК 88.3

А 53

Алферова Е.И. Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общая психология». Методические рекомендации. — Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – с. – 100 экз.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам, изучающим курс «Общая психология», в подготовке к семинарским занятиям и выполнении самостоятельных работ. Они включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельных работ, указания к выполнению практических заданий, тесты для самопроверки; список литературы, примерные вопросы для зачета по курсу.

Составитель: к. Псх. Н., доцент кафедры теоретической и практической психологии е.И. Алферова ___________

© Алферова Елена Ивановна, 2012

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012

Планы и методическсие рекомендации к подготовке и выполнению семинарских занятий Блок 1. Психология как наука Семинар № 1. Тема: Предмет психологии как науки (2 ч.).

  1. Предмет и объект психологии человека
  2. Отрасли психологии
  3. Категории психологии.
  4. Классификация методов психологии и их характеристика.

Литература

10 стр., 4569 слов

Методические указания по дисциплине «психология педагогического ...

... материалом. Раздел I . Основные положения психологии общения. Тема 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию общения. Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 3 ... эмотивная функции; функции понимания, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко). Методические рекомендации по изучению темы · При изучении материала чрезвычайно важно ознакомится со ...

  1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
  2. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 25 – 39.
  3. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 39 – 50

Методические рекомендации:

По 1 вопросуобъяснить место психологии в системе современного научного человекознания по статье Б.Ф. Ломова.

По 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология.

По 3 вопросудать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, индивид, личность):

Пример: Отражение— В широком смысле – всеобщее свойство материи (материальных объектов), состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит отпечаток взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности.

По 4 вопросусоставить характеристику методов психологии (виды наблюдения, виды эксперимента, психодиагностические методы: опрос, анкетирование)

Решить тесты для самопроверки:

  1. Познание, осуществляемое людьми повседневной жизненной практике, называется познаниями

а) объективным;

б) научным;

в) философским;

г) обыденным.

  1. Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется

а) самосознание;

б) душа;

в) сознание;

г) психика.

  1. Сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение способов взаимодействия миром, называется
  1. логика;
  2. наука;
  3. методология;
  4. философия.

  1. Психология в переводе с древнегреческого означает
  1. наука о жизни;
  2. наука о душе;
  3. наука о сознании;
  4. разум и душа.

  1. Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях
  1. естественный эксперимент;
  2. беседа;
  3. наблюдение;
  4. интервью.

  1. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

а) В.Вунд;

2 стр., 814 слов

Клиническая психология.ВКБ детей и подростков

... свободным поведением и участием в играх, психологические исследования. Дети старшего дошкольного возраста рассматривают свое заболевание как ... оказывать врач (Свистунова Е.В., 2010). В своём исследовании Котова С.А. и Николаева Е.И (2010) выявили, ... к невротическим наслоениям. Основные составляющие ВКБ у детей: объективные проявления болезни, особенности эмоционального реагирования личности, ...

б) И. Сеченов;

в) У.Джемс;

г) И. Павлов.

  1. Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод
  1. лонгитюдный;
  2. поперечных срезов;
  3. эксперимент;
  4. конспект-анализ.

  1. Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется

а) теорией;

б) гипотезой;

в) парадигмой;

г) методом.

  1. Эксперимент не бывает

а) исследовательским

б) лабораторным

в) формирующим

г) естественным

  1. Наблюдение называется включенным, если педагог….

а) включается в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования

б) находится рядом с учащимися в процессе исследования

в) наблюдает за поведением ребёнка в целом

г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции

  1. Наблюдение называется сплошным, если педагог….

а) наблюдает за поведением ребенка в течение всего дня

б) наблюдает за поведением ребенка в целом

в) стремится выделить в поведении ребенка определенные тенденции

г) наблюдает за поведением ребенка эпизодически

  1. Эксперимент был заимствован психологией из:

а) естествознания

б) теологии

в) философии

г) педагогики

  1. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется:

а) контент-анализом

б) беседой

в) экспериментом

г) анализом продуктов деятельности

  1. Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает …

а) юридическая психология

б) социальная психология

в) психология труда

г) медицинская психология

  1. Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его…

а) доступности и отсутствию специального оборудования

б) отсутствию целенаправленной подготовки

в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами.

г) отсутствию какой-либо аппаратуры

  1. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..

а) беседой

б) экспериментом

в) наблюдением

г) тестированием

  1. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых, — …

а) наблюдение и эксперимент

б) эксперимент и тест

в) беседа и тест

г) тест и анкета

  1. В. Вунд к методам экспериментальной психологии относит:

а) социометрию

б) интроспекцию

в) анкетирование

г) проективные методы

  1. Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это
  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. тестирование
  1. К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся методы
  1. интерпретационные
  2. практические
  3. эмпирические
  4. организационные
  1. ________ — это способ организации познания предмета или явления действительности
  1. методология
  2. психология
  3. метод исследования
  4. методика
    1. Заочный опрос может осуществляться в процессе
  1. беседы
  2. анкетирования
  3. интервьюирования
  4. наблюдения
  1. Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях, называется
  1. формирующим
  2. естественным
  3. психолого – педагогическим
  4. лабораторным
  1. Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет
  1. психику
  2. деятельность
  3. сознание
  4. человека

  1. Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является …

а) заинтересованное отношение исследователя к объекту

б) понимание невозможности получить единственно верное знание об объекте

в) экспериментальная проверка гипотез

г) все ответы верны

  1. К эмпирическим методам исследования не относится ________ метод
  1. эксперимент
  2. лонгитюдный
  3. моделирование
  4. биографический
  1. Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории
  1. активности
  2. сознания
  3. бессознательного
  4. деятельности

Семинар № 2. Структура личности и ее проявления (2 часа)

  1. Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность»,субъект.
  2. Психологическая структура личности
  3. Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности
  4. Человек как субъект общения и деятельности

Литература

  1. Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161.
  2. А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146. — конспектирование
  3. С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.
  4. В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)
  5. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность// Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168.
  6. Учебник по психологии

Методические рекомендации:

По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову).

Дать характеристику ключевых понятий:

  • Направленность личности (понятие, ее составляющие)
  • Отношения личности
  • Потребности личности
  • Потребность в персонализации (А.В. Петровский)

По 3 вопросу рассмотреть аспект: «что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)». Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона)

По 4 вопросу: в каких случаях о человеке говорят как о субъекте?

По 2 вопросу: сравните 2 структуры личности – С.Л. Рубинштейна и К.К. Платонова.

Какие стороны личности учитываются в каждой из этих структур?

Структура личности по с.Л. Рубинштейну

Направленность

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах личности, деятельности и поведения

Знания, умения, навыки

Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности

Индивидуально-психологические особенности

Проявляются в темпераменте, характере, способностях

Структура личности по к.К. Платонову

Краткое название уровня

Подструктура уровней

Сочетание биологического и социального

Основные связи с:

Специфические виды формирования

Необходимые уровни сознания

отражением

сознанием

потребностями

активностью

Направленность

Убеждение

Мировоззрение Идеалы Склонности Интересы Желания

Биологического

почти нет

Отношение к отраженному на основе опыта

Осознание будущего

Через отражение социальной нужды

Через склонности и убеждения

Воспитание

Социально-психологический

Опыт

Привычки Умения, Знания, Навыки

Больше социального

Содержание форм отражения

Необходимость осознания

Через привычки

Через волевые навыки

Обучение

Психолого-педагогический

Психические процессы

Воля, Чувства, Восприятие Мышление

Ощущение Эмоции Память

Больше социального

Формы психического отражения

Осознание настоящего

Через нужду личности

Через эмоции и волю

Упражнения

Индивидуально-психологический

Биопсихические свойства

Темперамент, Половые возрастные и др. обусловленные свойства

Социального

почти нет

Механизмы психического отражения

Только стиль осознания

Через биологическую нужду

Через силу и подвижность нервных процессов

Тренировка (повторение)

Психофизиологический нейропсихологический

Решить тесты для подготовки к полусеместровой аттестации

1. Субъектом в психологии называется

  1. человек как обладатель социальных качеств;
  2. человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;
  3. индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;
  4. испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.

2. Термин «личность» в психологии определяется как

  1. человек, достигший высокого уровня психической зрелости;
  2. психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
  3. сильный, волевой человек, достигший общественного признания
  4. социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризую­щее меру представленное общественных отношений в индивиде;

3. Из перечисленного: 1 Индивидуальность личности, 2)представленность личности в системе межличност­ных отношений, 3)анатомо-физиологические особенности, 4) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них, в структуру личности входят:

  1. 2,4;
  2. 1,2,4;
  3. 3,4;
  4. 1,3.

4. Уровнем притязаний называют

  1. желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
  2. степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
  3. оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;
  4. степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.

5. Когнитивный компонент образа «Я» — это

  1. самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;
  2. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
  3. то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности;
  4. представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

6. Понятие «интерес» в психологии означает

  1. процесс ознакомления с новой ситуацией;
  2. произвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
  3. непроизвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
  4. мотив, способствующий ориентации в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

7. Понятие «убеждения» в психологии определяется как

  1. система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты,
  2. установки и т.д. устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности
  3. система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,
  4. мировоззрением система идеалов, взглядов, позиций личности

8. Психологической защитой называется

  1. степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
  2. специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;
  3. психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;
  4. специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

9. Идеальным «Я» обозначается

  1. стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;
  2. то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
  3. желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;
  4. то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.

10. Термин «отрицание» означает

  1. вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается;
  2. бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;
  3. вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
  4. активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива.

11. Креативностью обозначают

  1. врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
  2. общую способность к творчеству;
  3. специальную способность к творчеству;
  4. патологическую склонность вести себя необычно, не так как все.

12. Понятие «отчуждение» означает

  1. вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
  2. бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей и т.д., в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость;
  3. активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива;
  4. вид психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

13. Желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, называется….

а) уровнем предпочтений

б) степенью адекватности

в) завышенной самооценкой

г) уровнем притязаний

14. Согласно основному закону психологии личность и психика развиваются в

  1. общении
  2. онтогенезе
  3. филогенезе
  4. деятельности

15. Категория в психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека, называется…

а) субъективностью

б) личностью

в) индивидуальностью

г) индивидом

16. …..- деятельность человека, направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями

а) воспитание

б) самовоспитание

в) самообразование

г) самообучение

17. Личность по С.К. Рубинштейну определяется как совокупность того, что

а) человек видит, слышит, осязает

б) человек хочет, что он может и что он есть

в)

г)

18. Совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течении всей её жизни, носит название

а) мотивационной направленности

б) регулятора поведения

в) мотивационной сферы

г) личностного смысла

19. Установите соответствие между основными теориями и механизмами развития

1. Теория психосексуального развития З.Фрейда

2. Аналитическая теория А.Адлера

3. Гуманистическая теория А.Маслоу

4. Деятельностная теория С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева

а) смена основных форм жизнедеятельности

б) общественное чувство

в) влечение, эмоции, полоролевое поведение

г) удовлетворение потребностей, согласно иерархической структуры

20. Личность – объект и субъект общественных отношений по мнению

  1. К.К. Платонова
  2. С.Л. Рубинштейна
  3. А.Н. Леонтьева
  4. А.Г. Ковалёва

21. Наиболее популярной моделью личности в деятельностном подходе является ______ модель:

  1. пятикомпонентная
  2. двухкомпонентная
  3. четырёхкомпонентная
  4. трёхкомпонентная

22. Концепция отношений человека была разработана в отечественной психологии …

  1. Г.М. Андреевой
  2. В.А. Ядовым
  3. Д.Н. Узнадзе
  4. В.М. Мясищевым

23. Всё, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением, составляет содержание

  1. склонностей
  2. влечений
  3. интересов
  4. убеждений

24. Ведущим свойством личности признаётся

  1. мировоззрение
  2. направленность
  3. установка
  4. индивидуальность

25. Движущей силой активности человека выступают

мотивы

потребности

желания

цели

26. Аккуратность является характеристикой

  1. деятельности
  2. характера
  3. темперамента
  4. поведения

27. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется

  1. самосознанием
  2. представлением
  3. самоощущением
  4. самопрезентацией

28. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, составляет содержание

  1. способностей
  2. темперамента
  3. состояний
  4. направленности

29. Способ дифференциации объектов индивидом по их значимости называется

  1. ценностными ориентациями
  2. мировоззрением и мироощущением
  3. мотивами
  4. потребностями

30. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении …

  1. локуса контроля
  2. самооценки
  3. темперамента
  4. познавательных процессов

31. Человек как представитель человеческого рода, имеющий телесное бытие, природные свойства, называется

  1. субъектом
  2. индивидом
  3. индивидуальностью
  4. личностью

32. Определение потребности как нужды было введено

  1. С.Л. Рубинштейном
  2. А.Н. Леонтьевым
  3. А.В. Петровским
  4. В.Н. Мясищевым

33. Генотипические особенности человека как представителя рода выражены понятием:

  1. индивидуальность
  2. индивид
  3. личность
  4. субъект деятельности

34. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется

  1. самооценкой
  2. самоконтролем
  3. саморазвитием
  4. рефлексией

Семинар № 3 Тема: Индивидуально-типологические особенности человека (2 часа)

  1. Свойства темперамента.
  2. Отличительные признаки темперамента от характера.
  3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека.
  4. Общие и специальные способности

Литература:

  1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.
  2. Теплов Б.М. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 269-274.
  3. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 286-292.

Методические рекомендации.

Конспектирование статей – обязательно!

Для ответа на первый вопроснеобходимо ознакомиться со статьями № 2, 3.

Во втором вопросенеобходимо выделить:

  1. отличительные признаки характера;
  2. становление волевой регуляции и её значение для формирования характера;
  3. роль темперамента в формировании характера.

В третьем вопросе: что пониманиется под индивидуальным стилем деятельности? Какое значение оказывают свойства темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности?

В четвёртом вопросе, используя литературу, дать характеристику общих и специальных способностей, привести примеры

Решите психологические задачи:

1) Ниже приводится перечень различных психологических свойств личности и высказывания о профессиях летчика-испытателя и учителя1.

  1. требуется указать, какие свойства характеризуют способности, необходимые для каждой из этих профессий.
  2. какие свойства являются стержневыми?

Свойства психики: яркость воображения и речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, двигательная память, скорость движений, выдержка, умение владеть собой, не теряться в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение, прочность запоминания, техническая наблюдательность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность.

О профессии летчика-испытателя. Постоянный риск во время работы. Работа с приборами. Здесь нужна тончайшая наблюдательность за условиями работы приборов. Обязан все запомнить, все заметить, чтобы потом рассказать все со множеством деталей конструкторам на земле. Требуется мобилизация воли, знаний, нервов в один комок. Требуется готовность к самому худшему – аварийному варианту. Ждать терпеливо, когда сработают приборы. Вмешиваться не имеешь право. Только наблюдаешь, только оцениваешь. Порой случается непредвиденное. И сразу мысль: «Что? Как бороться?». И даются только мгновения, чтобы принять решение, чтобы парировать неожиданность. Это напряженная, огромная по времени работа исчисляется секундами.

О профессии учителя. Самых «неисправимых», «трудновоспитуемых» учеников направляли в класс учителя П.Я. Ему быстро удавалось их обезоружить.

С проницательностью следователя он разбирался в побудительных причинах этих поступков, в помыслах и стремлениях каждого. П.Я. умел зажечь своих учеников идеей служения народу, ответственности за судьбы людей.

Он учил этому всем своим поведением. А его уроки по истории! Как ярко, красочно, захватывающе он рассказывал о подвигах героев, с какой неумолимой логикой он подводил к вскрытию движущих сил развития событий! По выражению глаз, лица он определял, как учащиеся реагируют на события, как они их понимают. П.Я. всегда поощрял самостоятельные поступки учеников и искренне радовался их успехам.

Семинарское занятие № 4. Тема: Человек как субъект деятельности и общения

  1. Человек как субъект деятельности и общения.
  2. Общая структура деятельности. Мотивация деятельности.
  3. Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.

Литература

  1. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
  2. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117 (конспектирование).
  3. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 или А. В. Петровский. Введение в психологию. М., — Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
  4. А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.

Методические рекомендации:

Конспектирование выделенных статей – обязательно!

При рассмотрении первого вопросаотработать проблемы:

  1. сущность категорий «деятельность», «общение»;
  2. дать характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая

При рассмотрении второго вопросапо статье А.А. Леонтьева раскрыть: характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.

При рассмотрении третьего вопроса: кратко раскрыть стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.

Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.

Тестовые задания для самопроверки

To, ради чего совершается действие, является

а) мотивом;

б) образом;

в) потребностью;

г) целью.

К компонентам предметного содержания деятельности А.Н. Леонтьев относил …

а) мотив

б) действия

в) установку

г) операции

Нужда в чем-либо называется

а) мотивом;

б) квазимотивом;

в) потребностью;

г) квазипотребностью.

Способ выполнения действий называется

а) деятельностью;

б) квазидействием;

в) под действием;

г) операцией.

Навык и умение — это примеры развитых тренировками

а) знаний;

б) вторичных автоматизмов;

в) действий;

г) деятельностей.

Главный мотив деятельности называется…

а) доминирующим

б) мотивом-стимулом

в) направленным

г) ведущим

Существуют три формы освоения действия – это….

а) навыки, умение, привычки

б) навыки, приемы, привычки

в) навыки, умения, способы

г) операция, умения, привычки

Коммуникативный аспект общения связан с …

а) межличностным взаимодействием

б) эмоциональным взаимодействием

в) манипуляцией

г) передачей и приемом информации

Интерактивная сторона общения состоит в:

а) в восприятии и познании партнера по общению;

б) в обмене информацией между партнерами по общению;

в) в установлении контакта между людьми;

г) в организации взаимодействия между общающимися индивидами

Перцептивная сторона общения состоит:

а) в обмене информацией между партнерами по общению;

б) в организации взаимодействия между общающимися индивидами;

в) в познании понимании людьми друг друга;

г) в планировании общей деятельности.

Осознаваемый результат, достижение которого направлена деятельность, называется….

а) целью

б) задачей

в) мотивом

г) потребностью

Опредмеченная потребность переходит в новый «статус», а именно в

а) предвосхищение;

б) гомеостаз;

в) цель;

г) мотив.

  1. К вербальным средствам общения относится:

а) жесты; в) мимика;

б) речь; г) система «контакта глаз».

  1. Коммуникативный барьер – это …….. на пути адекватной передачи информации между партнерами, информация при этом ….. или…. изначальный смысл.
  1. Форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений управлять и использовать называется:

а) императив; в) коммуникация;

б) манипуляция; г) диалог.

  1. Императивное общение предполагает:

а) равноправное субъект-субъектное общение

б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений

в) официальное распространение информации

г) авторитарную форму воздействия с партнером.

  1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:

а) референтным; в) опосредованным;

б) деловым; г) ролевым.

  1. Тип общения, связанный со скрытым воздействием на партнёра по общению, называют:

а) коммуникативное; в) диалогическое;

б) императивное; г) манипулятивное.

  1. Коммуникативный аспект общения связан с …

а) межличностным взаимодействием в) манипуляцией

б) эмоциональным взаимодействием г) передачей и приёмом информации

  1. Структурными компонентами общения выступают:

а) коммуникативный; в) восприятия партнёра;

б) когнитивный; г) нормативный.

  1. К функциям общения НЕ относится…

а) объединения в) дихотомическая

б) формирования и развития г) прагматическая

  1. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения…..

а) оптико-кинетические в) паралингвистические

б) пространственно- временные г) экстралингвистические

  1. Приятные и неприятные запахи окружающей среды, относящиеся к невербальным средствам общения, называются

а) визуальными в) тактильными

б) ольфакторными г) акустическим

  1. Жесты, мимика и пантомимика не являются _____________ средствами общения:

а) оптико-кинетическими в) визуальными

б) кинетическими г) паралингвистическими

Семинарское занятие № 5. Тема: Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие

  1. Физиологическая основа ощущений.
  2. Виды ощущений.
  3. Характеристика общих закономерностей ощущений: чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.
  4. Характеристика восприятия и его свойств;
  5. Виды восприятия.
  6. Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.

Литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  3. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
  4. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Статьи:

  1. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
  2. Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
  3. Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.

Методические рекомендации:

Проблема ощущений изучается в философии, анатомии и физиологии. Для психологии ощущения имеют, прежде всего, качественные характеристики и рассматриваются как исходная форма отражения действительности, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Ощущения выступают как образ, несущий информацию, как сигнал, запускающий действия в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности человека. Поэтому ощущения не только источник познания окружающего мира, но и регулятор действий человека. В ощущении тесно переплетены познавательные и эмоциональные элементы отражения. Ощущение всегда имеет чувственный тон. Высокий уровень чувствительности складывается прижизненно и обеспечивает богатство субъективного отражения мира индивидом. Чувствительность – это черта индивидуальности, имеющая биолого – историческую природу, тесно связанную с жизненным путём личности.

Выделяют следующие виды ощущений:

Таблица 1.

Виды ощущений (По характеру отражения)

ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ

ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ

Отражают свойства и явления внешней среды

Отражают состояние внутренних органов

Отражают информацию о движении и положении нашего тела

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Осязательные (тактильные и температурные)

Вкусовые

Вибрационные

Кинестетические

Равновесия и ускорения

Болевые

От внутренних органов (желудок, кишечник, мочевой пузырь, почки и пр.)

От мышц и связок конечностей, мышц спины и шеи, температурные живота и груди, горла, сердца, печени

Таблица 2.

Виды ощущений (По характеру рецепторов)

Зрительные

Осязатель-

ные

Обонятель-

ные

Слуховые

Вкусовые

Кинетичес-

кие

Органичес-

кие

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
  3. Законспектируйте статьи к семинару.
  4. При ответе на вопрос № 3 заполните таблицу «Свойства восприятия»:

Свойства восприятия

Определение свойств восприятия

1

Объем восприятия

2

Константность восприятия

3

Целостность восприятия

4

Предметность

5

Категориальность

  1. При ответе на вопрос № 5 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:

Законы восприятия

Определение законов восприятия

1

Закон фигуры и фона

2

Закон транспозиции

3

Закон близости

4

Закон константности

Объясните:Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

  1. Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
  2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
  3. После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
  4. А.Н. Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

Объясните это явление:

Семинар № 6. Познавательная сфера личности. Память. (2 часа)

  1. Роль памяти в жизни человека.
  2. Виды и условия эффективности запоминания. Связь памяти с мышлением;
  3. Условия сохранения информации;
  4. Виды и уровни воспроизведения
  5. Личностные проявления памяти.

Литература:

  1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
  2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 194-201.
  3. Смирнов А.А. Типы памяти. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «Academia». 2005. с. 145-147.
  4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 388-395

Дополнительная литература:

  1. Выготский.Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Т.2.М.,1982.

Методические рекомендации:

При рассмотрении 1 вопроса отработать проблемы: определение памяти; память в системе психических явлений; виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая.

При рассмотрении 2 вопроса рассмотреть: процесс запоминания как:

  1. импринтинг
  2. непроизвольное запоминание
  3. заучивание

В 3 вопросе описать условия, способствующие и препятствующие запоминанию и сохранению информации.

При рассмотрении 4 вопроса проработать проблемы: виды воспроизведения; уровни воспроизведения; факторы, способствующие успешному припоминанию.

При рассмотрении 5 вопроса обратить внимание на такие характеристики памяти, как: скорость запоминания и забывания; объём, прочность, точность памяти; типы памяти;

Необходимо знать значение следующих терминов: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, эйдетическая память, импринтинг, произвольное и непроизвольное запоминание, оперативная память, мнемотехника, узнавание, припоминание, запредельное торможение, реминисценция.

Семинарское занятие № 7. Тема: Мышление как процесс познавательной деятельности (2 часа)

  1. Определение и структура мышления. Функции мышления и его виды.
  2. Мыслительные операции.
  3. Этапы формирования умственных действий по Гальперину (интериоризация).
  4. Психологическая характеристика интеллекта.

Литература:

  1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.
  2. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
  3. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.
  4. Айзенк. Интеллект //журнал «Вопросы психологии». – 1995, № 1.
  5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. МГУ, 1981.

Методические рекомендации:

Конспектирование статей – обязательно!

При рассмотрении 1 вопроса в конспекте должно быть отражено: понятие, определение, компоненты структуры мышления. Выделить функции мышления; выписать характеристику видов мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, эвристическое мышление, творческое мышление.

Во 2 вопросе по статье С.Л. Рубинштейна выписать характеристику мыслительных операций.

В 3 вопросе законспектировать статью П.Я Гальперина по этапам формирования умственных действий.

При рассмотрении 4 вопроса рассмотреть подходы и характеристику интеллекта.

Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление.

Семинарское занятие № 8. Тема. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

  1. Физиологические основы эмоций и чувств.
  2. Классификация эмоций.
  3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:

А) Настроение;

Б) Аффекты;

В) Стресс и фрустрация

  1. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
  2. Произвольность и волевые состояния.
  3. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.

Литература:

  1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
  2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
  3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
  4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1.
  5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно — познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
  6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).

Методические указания:

В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры);

Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы).

В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности.

В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?

Тестовые задания для самопроверки

Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом

а) информационным

б) когнитивно-аффективным

в) периферическим

г) интеллектуализма

В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной

а) сферой

б) операцией

в) плоскостью

г) категориальностью

Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия

а) экспрессивная

б) враждебная

в) инструментальная

г) динамическая

Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята

а) Вудвортсом

б) Мэрфи

в) Шлосбергом

г) Дарвином

В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств

а) безобразных, абстрактных

б) предметных

в) органических

г) обобщённых

Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности

а) эмоционального стресса

б) агрессии

в) заключительной фазы аффекта

г) фрустрации

Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», — это

а) гнев

б) агрессия

в) тревожность

г) фрустрация

Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию

а) прогностическую

б) эвристическую

в) интеллектуальную

г) экспрессивную

Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, — это

а) аффект

б) комплекс неполноценности

в) мотив

г) эмоция

Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию

а) оценочную

б) прогностическую

в) синтезирующую

г) эвристическую

Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на:

а) нормальные перверсные

б) высшие и низшие

в) яркие и приглушённые

г) атрофированные, системные и гипертрофированные

Дистресс – это стресс, который

а) поддерживает и защищает гомеостаз

б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие

в) оказывает дезорганизующее воздействие

г) является сложным полизависимым

Связь интеллекта и аффекта носит характер

а) взаимоисключения

б) взаимообратного перехода

в) рядоположенности

г) взаимодополнения

Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется

а) линейно, соразмерно

б) так же

в) более интенсивно

г) менее интенсивно

Эмоции пронизывают все

а) поступки

б) операции

в) процессы памяти

г) процессы восприятия

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние называется…..

а) аффектом

б) стрессом

в) страстью

г) фрустрацией

Семинарское занятие № 9. Тема. Психология малой группы

  1. Типология социальных групп.
  2. Групповые феномены: феномен группового давления; феномен конформизма; феномен групповой сплочённости.
  3. Стадии и уровни развития социальной группы.
  4. Виды межличностных отношений в группе и их изучение.
  5. Стили руководства

Основные понятия: группы: социальная, большая, малая, формальная, неформальная, референтная, условная, диффузная, ассоциация, корпорация, коллектив, композиция группы, структура группы, групповое давление, конформизм, нонконформизм, сплочённость; страта, взаимодействие, конгруэнция, обратная связь, совместная деятельность, внушение, убеждение, индивидуализм, альтруизм, коллектив, деятельностное опосредование, ценностные ориентации группы, ценностно-ориентационное единство, виды межличностных отношений, социометрия, социометрический статус, эмоциональные предпочтения и отвержения.. лидер, руководитель, императивное общение, манипулятивное общение, диалогическое общение.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 7
  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 9 – 10.1., 11.3 — 11.5.
  3. Хрестоматия по социальной психологии. Составитель Бостанджиева Т.М., Тобольск. 2004.
  • Робер М.А., Тильман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии.
  • Келли Г. Две функции референтных групп.

Методические рекомендации

Е.И. Алферова

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Психологии человека»

Технический редактор:

Компьютерная верстка: Нагипова З.А.

Лицензия на издательскую деятельность лр №040287 от июля 1997года

Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать .2012

Формат . Усл. печ. л. 2,8. Тираж 100 экз. Заказ № _________

Отпечатано в минитипографии

Тобольской государственной социально педагогической академии,

626150, Г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.

1Сборник задач по общей психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. В.С.Мерлина. — М.: «Просвещение», 1974. С. 190-191