Приложение к технологической карте Возрастная психология

к.пс.н., ст. преподаватель: Ковязина И.В.

1. Предмет возрастной психологии

Задание:

  1. законспектируйте предложенные статьи,
  2. подготовьтесь к коллоквиуму по теме: «Закономерности психического развития».

  1. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 47 — 50.
  2. Костюк Р.С. Принцип развития в психологии. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. — С.10-13.
  3. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребёнка /Хрестоматия по психологии, М., 1977, с.409-415.
  4. Костюк Р.С. Принцип развития в психологии. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. — С.10-13.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Хрестоматия. 1981. с.27-31.
  6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. — С. 5-7.

2. Психология младенчества и раннего детства

Задание: подготовьтесь к коллоквиуму по предложенным вопросам, используя список литературы по теме.

ПЛАН:

  1. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде. Кризис новорожденности.
  2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца.
  3. Развитие психических процессов и функций в младенческом возрасте. Психологические новообразования.
  4. Кризис одного года. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка раннего детства.
  5. Личностное, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка раннего детства. Психологические новообразования.
  6. Кризис трёх лет.
  7. Значение ранних периодов развития детства для формирования детской личности.

ЛИТЕРАТУРА:

23 стр., 11053 слов

Тема 2. История развития психологии

... психики в отечественной и зарубежной психологии; - особенности психических процессов, свойств и состояний; - условия, движущие силы, механизмы психологии развития; - общие закономерности психического развития личности; - особенности развития в разные возрастные периоды. уметь: - пользоваться понятийным ...

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Жизнь до рождения //Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. к. психол. н. Г.В. Бурменская. – М., 2005. – С. 253-260.
  2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо Н.В., Матюхиной И.В. и др. – М., 1984.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 224с.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для ст. всех специальностей пед.вузов. – М., 2004. – 512с.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004. – 464с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.,1995. – 360с.
  8. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве //Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. к. психол. н. Г.В. Бурменская. – М., 2005. – С. 275-282.

3. Психология дошкольника и младшего школьника

Задание:

  1. составьте тезаурус психологии дошкольника и младшего школьника;
  2. выполните тест.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо Н.В., Матюхиной И.В. и др. – М., 1984.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 224с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для ст. всех специальностей пед.вузов. – М., 2004. – 512с.
  4. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. – СПб., 2000.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004. – 464с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.
  7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  9. Психология развития: Учебник / Т.М. Марютина, Л.Ф. Обухова, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: ИЦ «Академия», 2005.

ТЕСТИРОВАНИЕ:

1. Выберите правильный ответ

Ведущая деятельность дошкольника — это …

  • общение
  • труд
  • обучение
  • игра

2. Выберите правильный ответ

Воссоздание ребенком деятельности, при которой из неё выделяется собственно её социальная, человеческая суть, её задачи и нормы отношений между людьми — это …

18 стр., 8594 слов

Этика и психология — ответы на госы

... Этика имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, ... ЛИТЕРАТУРЫ Тема 1.Возникновение этики и основные этапы ее исторического развития. 1.Раскройте генезис и историческую эволюцию понятий «этика», «мораль», ... ли, по Вашему мнению, нравственный прогресс? Обоснуйте свой ответ. 37 Тема 9. Сущность, специфика и функции ...

  • все ответы верны
  • рисование
  • игра
  • занятие танцами

3. Выберите правильный ответ

По Д.Б. Эльконину дошкольное детство является периодом с преимущественно

  • развитой познавательной сферой
  • развитыми личностными особенностями ребенка
  • развитыми операционально-техническими возможностями
  • развитой мотивационно-потребностной сферой

4. Выберите правильный ответ

Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена

  • зрительными впечатлениями от предмета
  • двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметом
  • все ответы верны
  • имеющимися графическими образами

5. Выберите правильный ответ

Выполнение ребенком — дошкольником заданий взрослого может превратиться в трудовое действие — когда ребенок…

  • осознает значимость и обязательность получения конечного результата выполняемой деятельности и стремиться включить данное задание в свою игру
  • осознает значимость и обязательность получения конечного результата выполняемой деятельности и стремится к его получению
  • выполняет предлагаемое взрослым задание и получает от этого эмоциональное удовлетворение
  • стремиться к получению некоего результата, который ему интересен.

6. Выберите правильный ответ

Отечественный психолог, который развивая концепцию Ж. Пиаже, доказал, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений

  • А.Н. Леонтьев
  • Л.С. Выготский
  • А.А. Венгер
  • Д.Б. Эльконин

7. Выберите правильный ответ

Самооценка в дошкольном возрасте развивается на основе

  • формирования мотива к достижению успеха
  • умения оценивать других
  • формирования мотива избегания неудач
  • умения оценивать себя

8. Выберите правильный ответ

Соподчинение мотивов возникает в возрасте

  • 10-12 лет
  • 8-9 лет
  • 5-6 лет
  • 3-4 года

9. Выберите правильный ответ

Три вида действий восприятии, складывающиеся в дошкольном возрасте

  • перестановки, отнесения к эталону и идентификации
  • идентификации, перестановки и моделирующие
  • идентификации, отнесения к эталону и моделирующие
  • отнесения к эталону, дублирования и идентификации

10. Выберите правильный ответ

Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является … готовность

  • позиционная
  • мотивационная
  • школьная
  • ситуационная

11. Выберите правильный ответ

Основным новообразованием кризиса 7 лет является …

  • потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
  • наглядно-действенное мышление
  • рефлексия
  • критичность

12. Выберите правильный ответ

Под влиянием учебной деятельности в познавательной сфере

  • память носит произвольный характер
  • все ответы верны
  • повышается словарный запас
  • идет формирование теоретического мышления

13. Выберите правильный ответ

5 стр., 2221 слов

Выберите правильный ответ…

... … А) бихевиоризм Б) психоанализ В) гештальтпсихология Г) гуманистическая психология   27. Когда появился термин «групповая идентификация»? А) ... Скиннер   38. Этап, на котором элементы социальной психологии складывались внутри конкретных наук… А) донаучный Б) описательный ... как … А) когнитивизм Б) бихевиоризм В) гуманистическая психология Г) интеракционизм   44. Соотнесите имена учёных ...

В младшем школьном возрасте доминирующим становиться внимание…

  • продуктивное
  • репродуктивное
  • непроизвольное
  • произвольное

14. Выберите правильный ответ

В младшем школьном возрасте доминирует … мышление

  • наглядно-действенное
  • предметно-манипулятивное
  • словесно-логическое
  • наглядно-образное

15. Выберите правильный ответ

В младшем школьном возрасте в интеллектуальном процессе выделяются и обособляются две относительно независимые фазы

  • переходная и основная
  • первичная и вторичная
  • подготовительная и исполнительная
  • ассимиляция и аккомадация

16. Выберите правильный ответ

В периодизации психосексуального развития З.Фрейда младший школьный возраст соответствует стадии

  • анальной
  • латентной
  • генитальной
  • фаллической

17. Выберите правильный ответ

Особенность общения, которую можно отнести к младшему школьному возрасту

  • общение со сверстниками становиться ведущим видом общения
  • общение развивается в ситуации игры
  • выделяется деловое общение со взрослым
  • появляется интимно-личностное общение

4. Психология подростка и юношества

Задание:

  1. составьте контрольные вопросы по проблеме становления и развития психики в подростковом и юношеском возрастах;
  2. выполните тест.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо Н.В., Матюхиной И.В. и др. – М., 1984.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 224с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для ст. всех специальностей пед.вузов. – М., 2004. – 512с.
  4. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
  5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. – СПб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004. – 464с.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.
  8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
  9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Психология развития: Учебник / Т.М. Марютина, Л.Ф. Обухова, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: ИЦ «Академия», 2005.
  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов – М.: Аспект Пресс. 2001.

ТЕСТИРОВАНИЕ:

1. Выберите правильный ответ

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает…

  • учебная деятельность
  • отдых
  • деловое общение с учителем
  • интимно-личностное общение со сверстниками

2. Выберите правильный ответ

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня. Развитие бытовой деятельности в младенчестве С первого дня взрослый организует жизнь ... форми­рования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние ...

О наличие чувства взрослости подростка можно судить по..

  • все ответы верны
  • тому, как он хочет, чтобы к нему относились
  • частным случаем игнорирования им требований взрослых
  • ярко выраженному стремлению к самостоятельности

3. Выберите правильный ответ

Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является…

  • интеллектуальная взрослость
  • принятие ответственности
  • становление идеала взрослого человека
  • внешняя взрослость

4. Выберите правильный ответ

Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в

  • дошкольном возрасте
  • младшем школьном возрасте
  • подростковом возрасте
  • юношеском возрасте

5. Выберите правильный ответ

Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в

  • подражании внешним проявлениям взрослости
  • все ответы верны
  • направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности
  • интеллектуальной взрослости

6. Выберите правильный ответ

К новообразованиям ранней юности относят

  • профессиональное самоопределение
  • психологическую готовность к самоопределению
  • усвоение социальных ролей
  • все ответы верны

7. Выберите правильный ответ

Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в

  • обсуждении проблем
  • принятии в группу сверстников
  • эмоциональной поддержке
  • развитии самосознания.

8. Выберите правильный ответ

Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается

  • психическим развитием
  • социальными условиями
  • физическим развитием
  • эмоциональной сферой

9. Выберите правильный ответ

Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что

  • отсутствует взаимопонимание
  • родители считают, что их дети не выросли
  • никто не хочет встать на позицию противоположной стороны
  • все ответы верны

10. Выберите правильный ответ

В подростковом возрасте в среднем развиваются быстрее в психосексуальном отношении

  • девочки и мальчики развиваются одинаково
  • девочки опережают мальчиков на 2-3 года
  • девочки опережают мальчиков на 3-5 лет
  • мальчики опережают девочек на 2-3 года

11. Выберите правильный ответ

З. Фрейд в своей теории психосексуального развития охарактеризовал подростковый возраст

  • чувственной зоной наслаждения для ребенка является рот
  • ребенок дружит с детьми одного с ними пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений
  • на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой
  • на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола.

12. Выберите правильный ответ

Наиболее характерной самооценкой для подростков является … самооценка

  • заниженная и неустойчивая
  • адекватная
  • заниженная и устойчивая
  • завышенная.

13. Выберите правильный ответ

Потребность в признании сверстников начинает развиваться в возрасте

  • раннем детстве
  • дошкольном
  • младшем школьном
  • подростковом

14. Выберите правильный ответ

Развитие в ранней юности характеризуется

  • стабильностью, пассивностью
  • скачкообразностью
  • легкостью протекания процесса формирования всех психических процессов
  • повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью.

15. Выберите правильный ответ

Самоконтроль в подростковом возрасте развивается по схеме

  • процессуальный контроль, контроль по результату, предварительное планирование деятельности
  • во всех вариантах пропущено одно звено самоконтроля
  • контроль по результату, процессуальный контроль, предварительное планирование деятельности
  • предварительное планирование деятельности, процессуальный контроль, контроль по результату.

16. Выберите правильный ответ

Границы периода ранней юности — … лет

  • 15-20
  • 14-15
  • 14,15 — 17
  • 11,12 — 14,15

5. Психология зрелости

Задание: устно подготовьтесь по вопросам и решите тест (итоговое тестирование).

ПЛАН:

  1. Психологические особенности зрелости. Периоды зрелости.
  2. Основные потребности. Анализ ведущей деятельности и психологические новообразования.
  3. Возрастные и профессиональные кризисы в зрелом возрасте.
  4. Особенности психической деятельности в пожилом и старческом возрасте. Основные новообразования.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997, гл.6. Кризисы профессионального становления личности. С.125-149.
  • Тарновский О.Б. Чтобы осень была золотой. М., 1988. стр.3-95.
  • Психология развития, 1999.
  • Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. гл.18-22.

Итоговое тестирование по «Возрастной психологии»

ТЕСТИРОВАНИЕ:

  1. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

в) показателей умственного развития и состояния памяти.

  1. В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

а) неумение встать на чужую точку зрения;

б) нерасчлененность детского мышления;

в) искусственность, созданость мира;

г) одушевленность.

  1. К основной закономерности психологического развития относятся:

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г)морфофизиологические особенности.

  1. Движущими силами психического развития являются:

а) интересы;

б) задатки и способности;

в) морфологические особенности

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

  1. Автором культурно-исторической теории является:

а) Дж. Брунер;

б) Л.С. Выготский;

в) С.Л. Рубинштейн

г) А.Валлон.

  1. Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г)стадиями в развитии интеллекта.

  1. Психический возраст определяется:

а) физиологическими изменениями организма;

б) уровнем развития психологической структуры личности;

в) умениями и навыками;

г) психодинамическими свойствами.

  1. Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину

а) обучение;

б) деятельность;

в) способности;

г) интроспекция.

  1. Предметом возрастной психологии является изучение:

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

  1. Главным признаком ведущей деятельности является:

а) стадийность;

б) развитие новообразований возраста;

в) доминантность во времени;

г) развитие познавательных процессов.

  1. Основоположником бихевиоризма является:

а) А. Маслоу;

б) К. Лоуренс;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж. Уотсон;

12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:

  1. саморегуляцией;

  2. сензитивностью;
  3. комфортностью;
  4. эмпатией;

13. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

  1. эмоционально-непосредственное общение;

  2. орудийно-предметноая деятельность;
  3. сюжетно-ролевая игра;
  4. учебная деятельность;

14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

  1. человеческого рода;

  2. млекопитающих;
  3. приматов;
  4. животных;

15. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального развития;
  3. развитие высших психических функций;
  4. неравномерности возрастного развития;

16. Геронтология – это наука о:

  1. старении, старости и долголетии человека;

  2. самосовершенствовании человека;
  3. взрослении человека;
  4. развитии человека;

17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

  1. эпигенеза;
  2. филогенеза;
  3. эмбриогенеза;
  4. гетерогенеза;

18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

  1. революционными;

  2. эволюционными;
  3. консервативными;
  4. кризисными;

19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:

  1. психологией развития;

  2. акмеологией;
  3. геронтологией;
  4. возрастной психологией;

20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.

21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.

22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.

23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:

  1. экстериоризацией;

  2. экстраполяцией;
  3. интериоризацией;
  4. эгоцентризмом;

24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:

  1. семантической;

  2. символической;
  3. образной;
  4. культурной;

25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

  1. мотивационно-потребностную;

  2. эмоциональную;
  3. мотивационную;
  4. потребностную;

26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:

  1. базовыми;
  2. предметными;
  3. эмоциональными;
  4. функциональными;

Задания:

Задание 1.

Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).

Стадия

Содержание интеллектуальной деятельности.

1. Сенсомоторная

1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.

2. Предоператорная

2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.

3. Фомально-оперативная

3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.

4. Конкретных операций.

4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.

Задание 2.

Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.

Задание 3.

Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:

1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.

2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.

3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.

4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.

Задание 4.

Допишите недостающие понятия:

1. Ведущая деятельность дошкольника.

2. ведущая деятельность младенца

3. Ведущая деятельность подростка.

4. Ведущая деятельность младшего школьника.

5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

6. Ведущая деятельность в ранней юности.

Задание 5.

Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» — спросила мама.

Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.

Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?

Задание 6.

В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?