Психология и педагогика 37

Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

Кафедра «Социальный менеджмент»

И.Н. Пашковская

Н.И. Королева

Психология и педагогика

Учебно-методические рекомендации по изучению курса для студентов всех специальностей

Санкт-Петербург

2001

Одобрено на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол №2 от 18.09.2001 г.

Утверждены Методическим Советом ФСТ, протокол № 1 от 11.09.2001 г.

Психология и педагогика. Методические указания по изучению курса. – СПб: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2001. – 35 с.

Учебно-методические рекомендации по изучению курса «Психология и педагогика» предназначены для студентов специальностей: 060800, 061000, 061100, 061200, 061500, 071900, 230100, 230300, 280900, 351400, 350400, 651600, 655800, 656100, 060400. 060500 — дневной и заочной форм обучения.

Учебно-методические рекомендации помогают студентам изучить основные разделы психологии и педагогики, предусмотренные обязательным курсом «Психология и педагогика» в соответствии с Российским образовательным стандартом.

Раздел «Педагогика» разработан доцентом, кандидатом педагогических наук Пашковской И.Н., раздел «Психология» разработан доцентом, кандидатом педагогических наук Королевой Н.И.

Составители: канд. пед. наук, доц. Пашковская И.Н.

канд. пед. наук, доц. Королева Н.И.

Рецензенты: канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник ИОВ РАО

Тоскина Н.А.,

канд. псих. наук, ведущий научный сотрудник ИОВ РАО

Канатов А.И.

Информационно-издательская группа «АКТиБ»

 Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

2001 Г. Пояснительная записка Цели и задачи курса

Изучение психологии и педагогики для будущих специалистов экономических и инженерно-технологических специальностей является необходимым компонентом их социально-гуманитарного образования. Специфика предлагаемого курса определена новыми требованиями к образованию и воспитанию личности (включение личности в общецивилизационный процесс и систему общечеловеческих ценностей).

Слушателям необходимо дать представление о роли и значении психологии и педагогики в человеческой практике, предмете и объекте каждой из этих наук, раскрыть их теоретико-методологические основы, основные категории, задачи и методы исследования.

24 стр., 11951 слов

Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология»

Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный университет Факультет журналистики Кафедра рекламы и дизайна Личность и группа: проблемы взаимодействия Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология» Составитель Е.Ю. Красова ВОРОНЕЖ 2008 Утверждено Научно-методическим советом ...

В процессе изучения дисциплины «Психология» студенты должны овладеть базовыми категориями психологической науки, понять многообразие изучаемых ею явлений, углубить свои представления об особенностях психического мира личности.

В процессе изучения дисциплины «Педагогика» студенты должны понимать смысл и назначение педагогической теории и практики в истории человеческой культуры и деятельности, ориентироваться в основных направлениях педагогической деятельности, ее средствах и методах, овладеть основными понятиями и категориями педагогики. Осознавать закономерности процесса обучения и воспитания.

Курс «Психология и педагогика» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства высшего образования Российской Федерации. Данные материалы являются необходимыми для активного усвоения учебного курса в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы

Психология Раздел 1. Введение в психологию Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Методический комментарий:

Основная задача первой темы – дать представление о психологии как науке и системе явлений, которые в ней изучаются. Необходимо показать неоднозначность предмета психологии, охарактеризовать основные направления и этапы развития психологического знания. Говоря о методах психологии, можно проиллюстрировать данный материал на вполне конкретных примерах, неплохо бы показать применение тестов-опросников, тестов-заданий и проективных тестов на семинарских занятиях.

Краткое содержание материала:

Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней. Психические процессы, свойства, состояния. Основные отрасли психологии. Общая психология и предмет ее изучения. Специальные отрасли психологии. Методы психологии. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный), тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест), эксперимент (естественный, лабораторный), моделирование. Связь психологии с другими науками (историей, социологией, философией, педагогикой).

4 стр., 1876 слов

Исправительная (пенитенциарная) психологии.Связь юридической психологии с уголовным процессом (показать на примере психолого-правового анализа отдельных но

... иных видов наказания и психологический анализ эффективности применения к ним средств и методов исправительного и превентивного воздействия. Предмет пенитенциарной психологии в силу многоплановости ... по темам 3 1.1. Исправительная (пенитенциарная) психологии 3 1.2. Связь юридической психологии с уголовным процессом (показать на примере психолого-правового анализа отдельных норм права) ...

Место психологии в системе наук. Психология и личность. Телесная психология и психология проблем повседневности. Психология и общество. Экономическая психология – как отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственной деятельностью людей. Правовая психология – как отрасль юридической психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере правовых отношений. Политическая психология и предмет ее изучения (настроения, мнения. Чувства, ценностные ориентации в политической жизни общества).

Федеральный и региональный аспекты политической психологии. Психология глобальных проблем современности. Психология и культура ноосферного мышления.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  1. Предмет и объект психологии. Изменение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.
  2. Явления, которые изучает психология. Психические процессы и состояния.
  3. Основные отрасли психологии (можно предложить обучающимся сделать доклады, в которых подробно будут подробно рассмотрены различные отрасли психологии).
  4. Методы психологии.

Чтобы показать возможности применения тестов – с этой целью рекомендуется воспользоваться сборниками «Лучшие психологические тесты» — М.,1992; «Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М.,1998»; «Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998» и др.).

Провести тест – «Проективный рисунок» (на выбор): «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное» и др.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. – Т.1. – М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — Т.1. -М., 1982.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
  4. Лучшие психологические тесты. – М., 1992.
  5. Немов Р.С. Психология: в 2 кн. – Кн.1 – М., 1998.
  6. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для студентов вузов. — М., 1998.
  7. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997.
  8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М., 1998.

Тема 2. Психика человека. Сознание

Методический комментарий:

4 стр., 1911 слов

Основные свойства восприятия 2

Основные свойства восприятия Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета. ...

При раскрытии данной темы необходимо обратить внимание на психику как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, а также показать психику как субъективное «бытие-для-себя» живого организма. Очень важно раскрыть при этом взаимосвязь психических явлений с деятельностью головного мозга и нервной системы. Важно показать пространство психического мира личности как единство двух «плоскостей»: сознательного и бессознательного. Сознание следует представить как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как социально-историческому существу, а также охарактеризовать его основные свойства. Особо следует сказать о бессознательном и его огромной роли в жизни человека, и здесь можно раскрыть концепции З. Фрейда. К.-Г. Юнга, Э. Берна, Р. Ассоджиоли.

Краткое содержание материала:

Понятие психики. Особенности психического отражения. Развитие психики в результате онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Роль нервной системы в развитии психики. Объективная и субъективная (психическая) реальность. Психические образы, состояния, явления. Связь психических явлений с деятельностью головного мозга. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания).

Структура сознания. Бессознательное и его структура. Механизмы психологической защиты (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия).

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  1. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.
  2. Сознание и его основные характеристики.
  3. Структура сознания.
  4. Бессознательное и его структура. Основные психологические защиты.

Литература:

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989.
  2. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1998.
  3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 1998.
  4. Практическая психология / Учеб. Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1997.
  5. Розум С.И. Психология / Учеб. пособие. – СПб., 2000.

Раздел 2. Познавательные психические процессы Тема 3. Ощущение, восприятие, воображение

Методический комментарий:

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... др.) 25. Понятие мышления, его виды. Основные мыслительные операции формы (продукты) мыслительной деятельности Мышление – высшая ... психология. Главная задача – изучение познавательных процессов, человеческого сознания. Представители: Ульрикнайсер, Джеромбрунер. Исследования были связаны с памятью ... норм поведения. Межличностные отношения делятся на следующие виды: 1) официальные и неофициальные; 2) ...

В данной теме дается представление о психических процессах, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, — благодаря чему человек получает знания об окружающем мире и самом себе. Представление о психических познавательных процессах начинается с простейшего процесса – ощущений. Здесь необходимо дать представление об органах чувств и обратить внимание на такие понятия, как «рецепторы», «анализаторы», «рефлекторное кольцо», раскрыть основные характеристики ощущений. Следует показать взаимосвязь ощущения и восприятия и отличие образа восприятия от свойств ощущений, на основе которых он строится. Охарактеризовав основные свойства восприятия как психического познавательного процесса, надо показать взаимосвязь восприятия и представления, а потом перейти к раскрытию понятия «воображение», свойств и функций этого психического процесса, а также связи воображения с творчеством.

Краткое содержание материала:

Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность).

Виды восприятия (внешненаправленные, внутренненаправленные), формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).

Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, творческое активное, воссоздающее активное, преднамеренное пассивное, непреднамеренное пассивное).

Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения).

Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация).

Функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика протекания познавательных процессов.
  2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики.
  3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений.
  4. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. – Т.1. –СПб., 1997.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.1 – М., 1982.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1998.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1986.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов. – М., 1998.
  6. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  7. Розум С.И. Психология: Учеб. пособие. – СПб., 2000.

Тема 4. Мышление и речь

Методический комментарий:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... способности. 9. Хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление. 10. Выдержка, умение управлять собой, ... своих действий с целью вызова положительных эмоций и усиления мотивов студентов, способствующих усвоению ...

В данной теме следует раскрыть сущность мышления как познавательного процесса, уделить внимание методам и операциям мышления с использованием упражнений, способствующих развитию креативности (См.: Ивин А.А. Искусство правильно мыслить – М.,1986), способам развития дивергентного (творческого, вариативного мышления) с использованием модели интеллекта Гилфорда. На семинарском занятии можно провести небольшой тренинг креативности.

Необходимо раскрыть взаимосвязь мышления и речи. Говоря о речи, следует уделить внимание различению понятий «речь» и «язык», освоению речи как процессу развития смыслов и значений.

Краткое содержание материала:

Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление).

Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия).

Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)).

Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое).

Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность).

Интеллект. Методы измерения интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Мышление и речь.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... вида. Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность – личность ... представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная ... объяснять свои действия из своего мышления а не из своих потребностей ... но и социума ( с помощью общения, критики и т.д.) Психика конкретного ...

Речь и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Мышление: его типы, формы, операции
  2. Виды мышления. Качества мышления.
  3. Мышление и речь.
  4. Речь и язык.
  5. Виды речи. Функции речи.

Литература:

  1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. – М., 2000.
  2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1,2 – СПб., 1997.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — М., 1986.
  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1997.
  6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
  7. Немов Р.С. Психология. – М., 1998.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
  9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Тема 5. Внимание и память

Методический комментарий:

В данной теме следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания можно охарактеризовать и способы развития внимания (последнее можно порекомендовать в качестве самостоятельного изучения студентами, см.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974).

Говоря о памяти, следует, прежде всего, обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.

Краткое содержание материала:

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем).

Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное).

Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности).

Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П. Гальперина).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).

Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности).

Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная).

Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная).

Законы памяти. Приемы управления памятью (мнемоника).

Вопросы для обсуждения:

  1. Внимание: характеристика, виды, свойства.
  2. Основные функции внимания. Теории внимания.
  3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.
  4. Виды памяти. Формы памяти.
  5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

Литература:

  1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.3. –Л., 1981.
  3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — Кн.1 – М., 1998.
  5. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  6. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Раздел 3. Психология личности Тема 6. Личность

Методический комментарий:

При изучении данной темы следует обратить внимание на различные подходы к понятию «личность», а также на соотношение понятий «индивид», «субъект», «человек», «индивидуальность», «личность». Более подробно следует остановиться на различных теориях личности в психологии (желательно дать возможность студентам самостоятельно рассмотреть какую-либо теорию личности в форме доклада или реферата).

Говоря о процессе формирования личности, следует особое внимание уделить таким понятиям, как «социализация» и «Я-концепция», а также механизмам этих процессов.

Необходимо раскрыть отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер» и «способности», а также показать взаимосвязь развития характера с волевыми процессами регуляции поведения.

Краткое содержание материала:

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности: различные подходы. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону).

Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко).

Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».
  2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.
  3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.
  4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
  5. Темперамент: типы и свойства.
  6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.
  7. Воля и ее основные признаки.
  8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
  2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991 – 1993.
  3. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969.
  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1982.
  7. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
  8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 1998.
  9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.
  11. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

Тема 7. Эмоции и мотивация

Методический комментарий:

При изучении данной темы особое внимание следует уделить раскрытию понятия «эмоции» как психических состояний, отражающих отношение человека к миру. Важно показать связь эмоций с потребностями человека. Говоря о видах эмоций, необходимо выделить такие понятия, как «настроения», «чувства», «аффекты», «страсти», «стрессы». Можно привести классификацию эмоций американского психолога К. Изарда (1.Интерес. 2.Радость. 3.Удивление. 4.Горе, страдание, депрессия. 5.Гнев. 6.Отвращение. 7.Презрение. 8.Страх. 9.Стыд и застенчивость. 10.Вина).

Важно акцентировать отличия эмоций от чувств.

Следует проследить взаимосвязь эмоций и мотивации личности. Особое внимание уделить структуре мотивации, рассмотреть понятия «потребность» и «мотив», а также охарактеризовать виды потребностей.

Краткое содержание материала:

Определение эмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма)).

Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения).

Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция).

Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные).

Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

Вопросы для обсуждения:

  1. Эмоции. Структура эмоций.
  2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.
  3. Функции эмоций. Классификация эмоций.
  4. Структура мотивации.
  5. Потребности и их виды.
  6. Связь между эмоциями и мотивацией.

Литература:

  1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1996.
  3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
  4. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. – Киев, 1998.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
  6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1998.
  7. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  8. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Тема 8. Деятельность и общение

Методический комментарий:

При изучении данной темы необходимо показать специфику понятия «деятельность» и многоуровневый характер человеческой деятельности. Особое внимание следует уделить структуре деятельности и взаимосвязи деятельности с психическими познавательными процессами. При изучении деятельности надо обратить внимание и на такое понятие, как «способности», а также рассмотреть вопрос об обусловленности способностей (четко представить специфику способностей и задатков).

Общение следует рассматривать как неотъемлемую сторону человеческой деятельности и как процесс взаимодействия людей, осуществляемый знаковыми средствами. Говоря о видах общения, следует особо выделить деловое общение и желательно провести обучающий семинар-тренинг, на котором студенты смогли бы получить и освоить основные навыки делового общения.

Краткое содержание материала:

Категория деятельности в психологии. Развитие человеческой деятельности.

Виды деятельности (общение, игра, труд).

Макроструктура деятельности. Внутренняя структура деятельности (потребность, мотив, цель (результат)).

Деятельность и психические процессы. Деятельность и способности. Умения, навыки, привычки.

Общение как вид психической деятельности. Определение общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Компоненты общения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий).

Цели общения (биологическое и социальное общение).

Средства общения (способы передачи информации).

Виды общения (материальное, кондиционное, когнитивное, мотивационное, деятельностное).

Вербальное общение. Диалогичность общения. Невербальное общение.

Деловое общение как вид общения. Деловое общение как коммуникация и как взаимодействие. Типы взаимодействия. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Идентификация, эмпатия, рефлексия – как психологические механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения. Стереотипы восприятия. Конфликт и стили его разрешения. Конформизм и нонконформизм. Этические нормы общения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика понятия «деятельность». Виды деятельности.
  2. Структура деятельности. Взаимосвязь деятельности и психических процессов.
  3. Деятельность и способности.
  4. Общение и его связь с деятельностью. Компоненты общения.
  5. Цели и средства общения. Виды общения.
  6. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.
  7. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.
  8. Конфликт. Виды конфликтов.
  9. Стили разрешения конфликтов.

Обучающий семинар-тренинг по деловому общению (для студентов специальности 0604) «Основные навыки, необходимые в деловых переговорах»

Цель: овладение основными навыками делового общения.

Упражнения:

  • Установление контакта.
  • Самопрезентация.
  • Подстройка к партнеру (рапорт).
  • Ориентация в потребностях и особенностях партнера.
  • Навыки активного слушания.
  • Аргументация.
  • Коррекция эмоционального состояния партнера.

Литература:

  1. Буева Л.П. Деятельность и общение. – М., 1976.
  2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.
  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
  4. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974.
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
  7. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1998.
  8. Ниренберг Д. Гений переговоров. – Минск, 1997.
  9. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.
  10. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995.
  11. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения: Анатомия эффективного общения. – М., 1996.
  12. Социальная психология и этика делового общения. – Тверь, 1995.
  13. Шибутани Т. Социальная психология. — СПб., 1997.

Тема 9. Психология малых групп

Методический комментарий:

В данной теме следует уделить внимание понятию «малая группа» и показать феноменологию малых групп, охарактеризовав такие категории, как «позиция», «статус», «установка», «роль», «ценностные ориентации», а также раскрыть специфику такого явления, как лидерство, рассмотреть стили лидерства.

Следует обратить внимание на характер межличностных отношений в группе, определить критерии эффективности групповой деятельности. На семинарских занятиях можно показать, как применяются социометрические методики, с помощью которых исследуется психологический климат в коллективе, выявляется формальный и неформальный лидер в конкретной группе и т.д.

Краткое содержание материала:

Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные).

Специфика коллектива как малой группы.

Феноменология малых групп как описание основных явлений, которые для них характерны. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль. Композиция группы. Система межличностных связей (каналов коммуникации): фронтальная, радиальная, иерархическая, цепная, круговая, полная. Нормы и ценности группы.

Управление группой. Лидерство и его стили (авторитарный, демократический, либеральный).

Межличностные отношения в группе (официальные, неофициальные, деловые, личные, рациональные, эмоциональные, руководство, подчинение).

Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности групповой деятельности (образовательный, профессиональный, воспитательный).

Величина группы и эффективность групповой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика малой группы. Виды малых групп.
  2. Структура внутригрупповых отношений.
  3. Композиция группы. Нормы и ценности группы.
  4. Управление группой. Лидерство и его стили.
  5. Межличностные отношения в группе.
  6. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
  3. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
  4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
  5. Немов Р.С. Психология. – Кн. 1. – М., 1998.
  6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  7. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
  8. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
  9. Шибутани Т. Социальная психология. – СПб., 1998.

Контрольные вопросы по курсу «Психология»

  1. Предмет психологии. Базовые категории психологии. Задачи психологии.
  2. Историческое преобразование определений предмета психологии.
  3. Методы исследования в психологии.
  4. Понятие психики. Особенности психического отражения.
  5. Сознание как высшая форма отражения человеком действительности. Сознание и бессознательное.
  6. Понятие человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности.
  7. Восприятие, его свойства и виды.
  8. Внимание, его свойства, виды и функции.
  9. Воображение, его виды, функции, связь воображения с творчеством.
  10. Память: виды и законы памяти.
  11. Мышление: природа и виды мышления. Мышление и речь.
  12. Понятие личности. Теории личности в психологии.
  13. Отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер», «способности», «воля».
  14. Эмоции и мотивация. Виды эмоций и их роль в жизни человека.
  15. Общение как взаимодействие. Виды и характеристики общения.
  16. Личность и группа.
  17. Критерии эффективности групповой деятельности.
  18. Конфликты и способы их разрешения.

Вопросы к экзамену по курсу «Психология»

  1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.
  2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.
  3. Отрасли психологии. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.
  4. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.
  5. Объективная и субъективная (психическая) реальность.
  6. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.
  7. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.
  8. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.
  9. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.
  10. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.
  11. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.
  12. Мышление. Формы и виды мышления. Методы и операции мышления.
  13. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.
  14. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.
  15. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.
  16. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.
  17. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.
  18. Темперамент: типы и свойства.
  19. Характер. Типология характера. Акцентуации характера. Характер и волевые процессы регуляции поведения.
  20. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.
  21. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.
  22. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.
  23. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.
  24. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

Педагогика Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Методический комментарий:

Это первая тема, посвященная введению слушателей в курс педагогики. Поэтому главным представляется определить важнейшие категории, которыми апеллирует наука педагогика. Необходимо рассмотреть разные мнения на предмет и объект педагогики, раскрыть сущность понятия «образование», найти точки соприкосновения с другими науками.

Краткое содержание материала:

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, задачи педагогики. Педагогика в системе наук. Структура педагогики (общая педагогика, социальная педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики, отраслевая педагогика).

Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание. Обучение. Педагогическая система. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие. Педагогическая технология. Педагогическая задача. Гуманистическая педагогика о приоритете субъект-субъектных отношений в структуре педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обоснуйте объект и предмет педагогики.
  2. Определите функции и задачи педагогики.
  3. Раскройте связь педагогики с другими науками
  4. Дайте определение образования как:

а) общечеловеческой ценности;

б) социокультурного феномена;

в) педагогического процесса.

  1. Определите понятия:

а) педагогический процесс;

б) педагогическая система;

в) педагогическое взаимодействие;

г) воспитание;

д) обучение;

е) педагогическая технология;

ж) педагогическая задача.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
  2. Гессен С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
  3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.
  4. Готт В.С. и др. Категории современной науки. – М., 1984.
  5. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.
  6. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие – М., 1992.
  8. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. – М., 1961. – Т.3.

Раздел 2. Теория целостности педагогического процесса Тема 1. Педагогический процесс как система и целостное явление

Методический комментарий:

Данная тема раскрывает исторические аспекты к пониманию сущности целостного педагогического процесса. Понятия: «процесс» и «система» являются ключевыми. Необходимо определить и развести понятия: система, педагогическая система, образовательная система; уяснить, какие образовательные учреждения входят в образовательную систему России. Уметь трактовать непрерывное образование как процесс и систему. Выявить главную сущность процесса самообразования и определить интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы.

Краткое содержание материала:

Объективное единство обучения и воспитания (педагогические идеи Гербарта, Ушинского, Лесгафта, Вахтерова и др. Советская педагогика 20-30-х гг. (Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская и др.).

Педагогика 70-х гг. (Бабанский, Данилов, Ильин и др.).

Понятие педагогической системы. Авторские педагогические системы. Понятие «образовательная система». Формы образовательных учреждений (государственные, негосударственные, муниципальные).

Характеристика типов образовательных учреждений.

Непрерывное образование как система и как процесс. Самообразование как самостоятельный процесс. Основные характеристики педагогического процесса. Целостность как системное качество педагогического процесса. Принципы педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.
  2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».
  3. Образовательная система России.
  4. Система непрерывного образования.
  5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.
  6. Определите принципы педагогического процесса

Литература для самостоятельной работы:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 1992.
  2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. произв. / Под ред. М.Ю. Бабанского. – М., 1989.
  3. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М., 1972.
  4. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.
  5. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. – М., 1988.
  6. Ушимнский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: в 6 т. – Т.1. – М., 1988.
  7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

Тема 2. Обучение в целостном педагогическом процессе

Методический комментарий:

Материал данной темы подобран таким образом, чтобы раскрыть основные положения теории обучения – дидактики. Этот материал может «подтолкнуть» к размышлению о построении «собственного» обучения, т.к. речь идет о включении в структуру опыта личности научных знаний. Очень важна воспитательная функция обучения. Которая отвечает за нравственные и эстетические представления, формирует систему взглядов на мир. Развивающая функция обучения стимулирует развитие учащегося. Особый вопрос – содержание образования. Например, содержания школьного образования. Дискуссионный момент: какое образование соответствует сегодняшнему дню, гуманистической парадигме развития человека.

Краткое содержание материала:

Теория обучения и теория воспитания. Дидактика как раздел педагогической науки, педагогическая теория обучения. Задачи дидактики. Функции дидактики (научно-теоретическая, конструктивно-техническая).

Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность учащихся и ее основные характеристики. Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая).

Виды обучения (сообщающее, программированное, развивающее, проблемное).

Виды обучающих программ (линейные программы; разветвленные программы).

Блочное и модульное обучение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте определение дидактике как теории обучения.
  2. Охарактеризуйте связь процессов познания и обучения.
  3. Функции обучения. Характеристика образовательной функции обучения.
  4. Характеристика воспитательной функции обучения.
  5. Характеристика развивающей функции обучения.
  6. Назовите основные виды обучения и их характеристики.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М., 1997.
  2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1986.
  3. Давыдов Д.Д. Проблемы развивающего обучения – М., 1986.
  4. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М.И. – М., 1982.
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
  6. Кунисевич Ч. основы общей дидактики. – М., 1986.
  7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982.
  8. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.

Тема 3. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Методический комментарий:

Необходимо рассмотреть воспитание как педагогическое понятие и как общественное явление. Особое внимание следует уделить развитию личности в гуманистической концепции воспитания, а отсюда – формирование ценностных ориентаций. Желательно проследить исторические аспекты, влияющие на нравственный идеал той или иной эпохи.

Краткое содержание материала:

Понятие «воспитание» в историческом аспекте. Термины, связанные с понятием «воспитание» («становление», «формирование»).

Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний).

Самовоспитание как понятие, близкое к воспитанию.

Воспитание в широком смысле. Воспитание в узком смысле. Виды воспитания (исторически сложившиеся виды воспитания; классификация видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях; классификация видов воспитания по институциональному признаку).

Стили воспитания (классификации на основе отношения «воспитатель-воспитанник» и на основе философских концепций).

Сущностные характеристики гуманистического воспитания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определите воспитание как педагогическое явление.
  2. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.
  3. Формирование ценностных ориентаций личности.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. – М., 1983.
  2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.
  3. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991.
  4. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
  5. Шварцман К.А. Философия и воспитание – М., 1989.
  6. Шиянов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.

Тема 4. Формы организации педагогического процесса

Методический комментарий:

Данный материал дает возможность познакомиться слушателю с организацией педагогического процесса через его формы. Надо обратить внимание, что организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Особый акцент делается на урок, который является основной формой организации целостного педагогического процесса в целом. В вузе – лекция.

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «формы организации обучения». Форма обучения как специфическая конструкция процесса обучения. Качественные характеристики форм обучения (обусловленность содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся).

Форма обучения как конструкция отрезков, циклов процесса обучения. Формы обучения как отражение организации обучения.

Система индивидуального обучения и воспитания. Классно-урочная система. Лекционно-семинарская система.

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Специфические признаки урока. Структура урока. Классификация уроков.

Лекционно-семинарская система и ее особенности. Атрибуты лекционно-семинарской системы: коллоквиумы, зачеты, экзамены (их характеристика).

Вопросы для обсуждения:

  1. Выделите основные признаки форм организации обучения.
  2. Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебного процесса.
  3. Раскройте типологию и структуру уроков.
  4. Лекция, ее характеристика.
  5. Специфика семинарских занятий.
  6. Раскройте сущность практических и лабораторных занятий.
  7. Консультация как форма организации учебной деятельности.
  8. Экзамены и зачеты как атрибуты лекционно-семинарской системы.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. – М., 1989.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984.
  3. Кунисевич Ч. основы общей дидактики. – М., 1986.
  4. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  5. Харламов Ф. Педагогика – М., 1990.

Тема 5. Методы осуществления целостного педагогического процесса

Методический комментарий:

Главное внимание в этой теме следует обратить на различие методов, приемов и средств в осуществлении целостного педагогического процесса. Определить, что положено в основу классификации методов, что диктует выбор тех или иных методов.

Краткое содержание материала:

Понятие «метода» осуществления педагогического процесса. Приемы как составляющие элементы метода. Средства обучения и воспитания и их классификация. Методы формирования сознания в педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой. Метод примера).

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж и др.).

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательные игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.).

Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная дидактика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте определение методов, приемов и средств осуществления целостного педагогического процесса.
  2. Раскройте специфику методов:

а) рассказа и объяснения;

б) беседы и лекции;

в) дискуссии и диспута;

г) работы с книгой;

е) упражнения, приучения;

ж) создания воспитывающих ситуаций;

з) соревнования и познавательных игр;

и) поощрения и наказания;

к) контрольных работ и самопроверки;

л) устного и письменного опроса.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
  2. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
  5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч.: в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

Раздел 3. Основы управления педагогическими системами

Тема 1. Сущность и принципы управления педагогическими системами

Методический комментарий:

Материал раскрывает понятия: «управление», « система образования как разновидность социальной системы», «подсистемы общей системы общеобразовательной школы». Необходимо понять сущность управления системой образования, выявить признаки как государственного, так и общественного управления, определить механизмы единой государственной политики в области образования, выявить особенность функционирования государственных органов управления образованием.

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «управление». Система образования как разновидность социальной системы. Понятие «субъект управления». Субъект управления системой образования.

Внутришкольное управление и его основные характеристики.

Специфика управления современной системой образования в России.

Единая государственная политика в области образования. Закон РФ «Об образовании». Федеральная программа развития образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные образовательные стандарты. Государственные органы управления образованием и их основные задачи.

Общественный характер управления системой образования и его специфика. Общие принципы управления педагогическими системами.

  1. Раскройте особенности управления системой образования.
  2. Охарактеризуйте признаки государственного управления.
  3. Чем характеризуется общественное управление образованием?
  4. Дайте характеристику принципов управления педагогическими системами.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства. – М., 1991.
  2. Закон РФ «Об образовании» — М., 1992.
  3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993.
  4. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании. Теория и практика – М., 1993.
  5. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. – М., 1982.

Тема 2. Семья как специфическая педагогическая система

Методический комментарий:

Семья рассматривается в разных ипостасях: как социальный институт, как педагогическая среда, где происходит процесс взаимодействия, и как социокультурная среда, передающая культуру и ценности из поколения в поколение.

Раскрывается понятие семейной педагогики, в процессе которой происходит развитие как младших, так и взрослых членов семьи. Обращается внимание на неблагополучные семьи, число которых все время возрастает.

Краткое содержание материала:

Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная).

Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи.

Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.).

Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания.

Семинар к теме 2 (или вопросы для самопроверки) Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества.
  2. Охарактеризуйте основные функции семьи.
  3. Типология семьи.
  4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения.
  5. Дайте характеристику неблагополучным семьям.
  6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка.
  7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Авдеев А.А. и др. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М., 1990.
  2. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. – М., 1988.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
  4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1990.
  5. Диалоги о воспитании. — М., 1992.
  6. Психология современной семьи. – М., 1988.
  7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992.
  8. Роль семьи в формировании личности ребенка // Социальная защита населения. – 1994. – Вып. 1,2.
  9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.

Контрольные вопросы по курсу «Педагогика»

  1. Определение науки «педагогика».
  2. Объект, предмет, функции, методы педагогики.
  3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
  4. Образование: а) как общечеловеческая ценность; б) как социокультурный феномен; в) как педагогический процесс.
  5. Образовательная система России.
  6. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.
  7. Воспитание в педагогическом процессе.
  8. Общие формы организации учебной деятельности.
  9. Методы и приемы, средства организации и управление педагогическими системами.
  10. Особенности управления образовательными системами.
  11. Семья как способ педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

  1. Суть и назначение педагогики как науки.
  2. Предмет и объект педагогики.
  3. Функции и задачи педагогики.
  4. Связь педагогики с другими науками.
  5. Педагогика в системе наук.
  6. Образование как общечеловеческая ценность.
  7. Образование как социокультурный феномен.
  8. Образование как педагогический процесс.
  9. Понятия «воспитание» и «обучение».
  10. Педагогическая технология и педагогическая задача.
  11. Образовательная система России.
  12. Характеристика образовательной функции обучения.
  13. Характеристика воспитательной функции обучения.
  14. Характеристика развивающей функции обучения.
  15. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.
  16. Воспитание как педагогическое явление.
  17. Понятие о формах организации обучения.
  18. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.
  19. Лекция, ее характеристика.
  20. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.
  21. Управление системой образования.
  22. Семья как способ педагогического взаимодействия.
  23. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
  24. Семья как социальный институт.

Список литературы по курсу «Психология и педагогика»

Психология:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1986.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1995.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – СПб., 1997.
  6. Галин А.П. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
  7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1998.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992.
  10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
  11. История зарубежной психологии. – М., 1986.
  12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.
  13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
  15. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.
  16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
  17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
  18. Найссер У. Сознание и реальность. – М., 1981.
  19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.
  20. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов: В 3 кн. – Кн.1 – М., 1998.
  21. Общая психология. – М., 1986.
  22. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.
  23. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.
  24. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – СПб., 1996.
  25. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.
  26. Розум С.И. Психология: Учебное пособие. – СПб., 2000.
  27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1998.
  28. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
  29. Спиркин В.А. Сознание личности. – М., 1982.
  30. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.
  31. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
  32. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1991.
  33. Хоффман И. Активная память. – М., 1986.
  34. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998.
  35. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.
  36. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. – М., 1997.
  37. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

Педагогика:

  1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. – М., 1990.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
  4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1992.
  5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
  6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.
  7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  9. Джуринский В.Д. История педагогики. – М., 1999.
  10. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.
  11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
  12. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968.
  13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.
  14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1988.
  15. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. – СПб., 1992.
  16. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основы современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.
  17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.
  18. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  19. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1996.
  20. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998.
  21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
  22. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. — М., 1990.
  24. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.
  25. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М., 1985.
  26. Перминова Л.М. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Курск, 1992.
  27. Подласный И.П. Педагогика. – М., 1998.
  28. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.
  29. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.
  30. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997.
  31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.
  32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
  33. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.

Пашковская Ирина Николаевна

Королева Наталья Ивановна

Психология и педагогика

Учебно-методические рекомендации по изучению курса для студентов всех специальностей

Л.

Подп. к печати 29.10.2001

Формат 6084 1/16

Физ. п.л. 2,25

Уч. изд.л. 1,15

Тираж 2400 экз.

Изд. № 001

Заказ № 0018

ИИГ «АКТиБ», 193171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД №05598 от 14.08.2001 г.

37