Воспитание и самовоспитание личности вопросы

  1. Понятие воспитания и его принципы.
  2. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания.
  3. Воспитанность и самовоспитание.
  1. Понятие воспитания и его принципы.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» — это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Первоначально это слово соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитание» уже не требовалось. Некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик лет пяти) заявляет, что в семье мужиков двое – «отец мой да я», — себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребёнка, оно быстро исчерпало себя.

Но этот термин никогда не ограничивался своим значением. Задолго до научного осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общ. мысли. Общественная практика передачи соц. опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание.

Сегодня воспитание понимают как:

  • передачу соц. опыта и мировой культуры;
  • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • организацию образа жизни и деятельность воспитанника;
  • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учёбе, общении и проф. деятельности.

В теории воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно выделить два направления.

В основе первоголежит взгляд на человека как на объект педагогического процесса, т. е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

• воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалев);

7 стр., 3211 слов

Воспитание как составная часть процесса образования

... . Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника. .2 История ВОЗНИКНОВЕНИЯ воспитания Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием ...

• воспитание в специальном педагогическом смысле — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);

• воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А.В. Петровский);

• воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности— ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходецель воспитания— гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный процесс недостаточно учитывает фактор саморазвития личности.

Другое направлениев педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современных ученых на воспитание и связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания.

Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательную среду, воспитательный процесс.

Ценности воспитания— это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.

Воспитательная среда— это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений, и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера — совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... волевых качеств............................................................11 Глава № 2 Волевые процессы личности человека.................................13 2.1 Воля как фактор ... мировоззрение и высокую нравственность. Такое воспитание сделает волю человека общественно полезной и непоколебимой в ... характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и ...

Воспитательный процесс— целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность воспитуемого по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом — формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.

Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.

Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным знаниям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этич. нормам и другим требованиям общества. Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребёнка в учёбе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Важнейшим принципом перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей.

Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид — отдельный ...

Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность — личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Приоритетными принципами воспитанияв современных условиях являются:

• принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

• принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

• принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;

• принцип ненасилия и толерантности, предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

• принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

• принцип открытости воспитательных систем, который предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;

• принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствие содержания этой деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;

• принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.

8 стр., 3883 слов

Программа воспитания и социализации обучающихся

... личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; · формирование экологической культуры, · формирование антикоррупционного сознания. Программа обеспечивает: · формирование ... искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу ...

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия: индивид—индивид, индивид—группа, индивид—коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, лицее), профессионально-технических (колледже, училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе.

Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного процесса как создание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

По своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Гуманизация воспитательного процесса возможна, когда реализуются следующиепринципы:

• безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

• осознание и признание права личности быть непохожей на других;

6 стр., 2837 слов

Формирование временного детского коллектива

Формирование временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере Понятие детского коллектива. Признаки, функции, структура. В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности ...

• предоставление права на свободный выбор;

• оценка не личности, а ее деятельности, поступков;

• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного человека, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей человека (типа нервной системы, темперамента, особенностей восприятия, памяти и мышления, способностей, интересов, потребностей, мотивов, направленности, статуса в коллективе, самооценки, сформированное положительной Я-концепции, активности и т. д.).

2. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания

Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной деятельности детей">жизни и деятельности в совр. обществе, способном разделять и приумножать эти ценности.

Ведущие российские учёные-педагоги, авторы совр. концепции воспитания Анатолий Викторович Мудрик и Виталий Александрович Сластенин трактуют воспитание как создание условий для целенаправленного развития человека, т.е. создание пед. среды, системы пед. средств, взаимодействий для целенаправленного изменения состояния воспитанника.

Воспитание как педагогическое понятие включает в своё содержание 3 признака:

  1. целенаправленность, наличие какого-то образца как соц.-культ. ориентира;

  2. соответствие хода процесса соц.-культ. ценностям, как достижениям исторического развития человечества (бандит, обучающий преемников, занимается формированием);
  3. присутствие определённой системы организуемых влияний.

Содержание цели воспитания можно определить как изменение состояния субъектности человека как продукта социализации, как совокупности соц. ролей. Воспитание является приоритетным направлением деятельности педагогов, всех работников образования.

Структура воспитания

  • цель воспитания
  • субъекты и объекты воспитания
  • их взаимодействие закономерности
  • содержание
  • принципы
  • формы
  • методы
  • средства и приёмы воспитания
  • оценка и самооценка результатов воспитания

Цель воспитанияслужит исходным началом в процессе воспитания, выступает в качестве идеала, модели личности с соответствующими качествами. Цель воспитания определяет задачи, содержание, выбор форм, методов, средств и приёмов воспитания, является ориентиром для самовоспитания.Содержание воспитанияв значительной степени определяется государственной политикой и состоянием духовной сферы общества. В педагогическом взаимодействии происходит формирование и развитие личности, которые зависят от того, насколько педагогически грамотно осуществляется педагогическая деятельность, насколько она грамотно сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями.

10 стр., 4800 слов

Полиэтническая образовательная среда как условие формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы

... формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может осуществляться при помощи таких средств, как тренинг, упражнения, направленные ... образования. . Воспитание толерантной личности к этнокультурному разнообразию человечества. . Формирование личности, осознающей себя ...

 Целью воспитанияявляется формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

 Задачамивоспитания являются:

1. формирование гражданственности, патриотизма и нацио­нального самосознания на основе государственной идеологии;

2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

5. формирование культуры семейных отношений;

6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

 Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

 Основными требованиями к воспитанию являются:

4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

4.2. системность и единство педагогических требований;

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

5. Основными составляющими воспитания являются:

5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у  обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само­развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершен­ствование;

5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у  обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательном учреждении выделяют: гражданское, нравственное, физическое, экономическое, политическое, эстетическое, правовое, интернациональное, трудовое, экологическое.

По институциональному признакувыделяют:

  • семейное;
  • школьное;
  • внешкольное;
  • конфессиональное (религиозное);
  • по месту жительства;
  • в детских, юношеских организациях;
  • в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношениймежду воспитателями и воспитанниками различают:

  • авторитарное;
  • демократическое (воспитанник объект и субъект воспитания);
  • свободное;
  • либеральное (воспитатель находит материал для самовоспитания ребёнка).

В зависимости от той или иной философской концепциивыделяются:

  • прагматическое;
  • аксиологическое;
  • коллективистское;
  • индивидуалистическое.

Воспитание как соц. явление по своему содержанию и технологии воздействия на личность должно соответствовать требованиям общества, каждого конкретного государства. Следовательно, если в экономике страны развиваются рыночные отношения, то и воспитание должно готовить подрастающее поколение к трудовой и общ. деятельности в этих условиях. В демократическом государстве школа должна воспитывать гуманное отношение друг к другу, к родителям, желание помочь пожилым и слабым, беречь природу и окружающую среду. Посредством воспитания учащиеся готовятся к активному участию в развитии экономики, соц. сферы. науки и культуры.

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов. убеждений и привычек поведения, являются:

  • общение с людьми (на улице, в транспорте и т.д.);
  • средства массовой коммуникации (включая Интернет);
  • книги;
  • семья, родственники;
  • друзья, группы, компании;
  • школа;
  • труд, самообслуживание.

Выделяются объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным относятся те, что не зависят от воспитанника: место, где родился, природа, среди которой развивается, климат, традиции, обычаи, нормы, профессиональный и соц. статус.. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и т.д. Во всём остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным факторам относится всё, что зависит от воспитанника, воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми уч.-восп. учреждений. Среди них:

  • субъективные (личностные) предпочтения;
  • воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);
  • направленность воспитанника;
  • психич. особенности;
  • его желания, стремления, намерения;
  • воспитательные системы;
  • деятельность воспитателей;
  • организация воспитательного воздействия;
  • программы воспитания;
  • духовная связь воспитанника с воспитателем;
  • взаимодействие воспитателей с воспитанниками;
  • морально-психологический климат и др.

Субъективные факторы весьма переменчивы, но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке.

Согласно одной из концепций процесс школьного воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учётом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается как система, целостный объект.

Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания следующие:

  • формирование сознания;
  • формирование убеждений;
  • формирование чувств;
  • выработка навыков и привычек поведения.

Формирование сознания (осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения) – важный этап процесса. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснить ему, зачем необходимо то или иное поведение.

Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твёрдые, основанные на определённых принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Школьник должен не только понять, но и убедиться (сперва на примерах), в чём преимущества (или вред) определённого поведения.

Формирование чувств – ещё один важный компонент восп. процесса. Без эмоций не может быть поиска истины. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

В практике воспитания деятельность всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре восп. процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

3. Воспитанность и самовоспитание

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. Проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника должно находить итог в самоактуализации личности, что означает «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личных возможностей». Путь к самореализации открывается после удовлетворения насущных потребностей. Физиологические потребности (в пище, сне), потребность в защищённости (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.).

Её удовлетворённость создаёт возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определённом обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.д.).

Если потребности этих трёх категорий удовлетворяются, то в личности возникают новые черты и качества: уверенность в своих силах, вере в людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей… На этой основе становится возможной и достижимой главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, её самоактуализация.

Воспитанность это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т.д. (Харламов И.Ф.).

Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие:

  1. Жесткие критерии — это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления;число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства,курения, наркомании, проституции и т.д.

  1. Мягкие критерии помогают воспитателям получитьобщие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявленияэстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность ипотребность эстетически преобразовывать окружающуюдействительность.

Методы диагностики воспитанности: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум.

Результаты воспитания чаще всего имеют отсроченный характер. А имеющиеся сегодня в педагогике критерии и методы не дают возможности достаточно глубоко и надежно диагностировать часто скрытые качества личности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мнению российского профессора И.П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями.

Наряду с воспитанностью, среди характеристик личности выделяют воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.

Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если, оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание— деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспит. процессе:

  1. внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;
  2. внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приёмы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

Начинается самовоспитание с цели. В детском и подростковом возрасте – это привлекательная мечта, достижение которой выводит подрастающего человека на недоступное ему пока, но страстно желаемое место в жизни. В более зрелом возрасте цель трансформируется в жизненно важные планы.

Детский и подростковый возрасты характеризуются нестабильностью, непостоянством целей: сегодня хочется одного, завтра другого. Потому так трудно детям и их воспитателям организовать действенное самовоспитание, ведь для него нужны:

  • чётко сформулированная цель;
  • воля и настойчивость;
  • планомерная, длительная деятельность;
  • самоограничения;
  • самоконтроль;
  • время.

В развитии самовоспитания прослеживается ряд этапов (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова).

Первый этап – мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости применяемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую пед. задачу. Эффективность самовоспитания учащихся находится в определённой зависимости от того, насколько они осознают при этом радость успеха.

Второй этап – программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.

Третий этап – поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

Четвёртый этап – рефлексивный (отражение своего поведения и своих отношений с окружающими).

На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.

Самовоспитание школьника может развиваться без всякой связи со школой и семьёй. В таком случае трудно сказать, куда оно может увести человека. Гораздо предпочтительнее, когда самовоспитание превращается в направляемый и поддерживаемый педагогом процесс, органически сочетаемый с общей направленностью школьного, семейного, общественного воспитания.

10