Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

Министерство образования Российской Федерации

Кузбасский региональный институт

Управление образованием администрации Промышленновского района

Курсовая работа

Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

Исполнитель: Шиповская Елена Аркадьевна

Библиотекарь Соревнованской осн. обр. школы,

слушатель очно-заочных курсов повышения квалификации

Преподаватель: Стародубова Г. А., канд. пед. наук,

доцент кафедры ТДК КемГУКИ

пос. Промышленная

Оглавление

Введение

Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект

1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

1.3 Авторитет школьного библиотекаря

Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками

2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми

2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря (на примере Соревнованской школы)

Заключение

Список литературы

Введение

Всем известно, что библиотекари и библиографы выполняют функцию посредника в процессе донесения информации до потребителя. И также ни для кого не секрет, что в последнее время функция эта становится все более значимой: информационный поток непрерывно растет, и самостоятельно ориентироваться в нем не только ребенку, но и вполне взрослому человеку все труднее и труднее.

Главной, пожалуй, даже главнейшей проблемой сегодня стала не только проблема выбора, умения выделять в информационном потоке самое интересное, самое важное, самое полезное, самое необходимое, умение отличать это от сора и шлака, которые просто подавляют порой своей массой все по-настоящему глубокое и ценное, но психолого-педагогические основы работы с детьми в процессе преподнесения этой информации. Как научиться этому школьным библиотекарям? Вопрос весьма актуальный, можно сказать, сверхактуальный.

5 стр., 2046 слов

Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

... трудной жизненной ситуации…………………………………………………17 2.Психолого-социальная работа с детьми находящимся в трудной жизненной ситуации. 2.1. Психолого-социальная работа с детьми и подростками на примере ... .Г. Мещерякова. - М.: Инфра-М, 2005. 11. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений./Олифриенко Л.А., Чепурных Е.Е., Шульга Т ...

Дети, при всех их недюжинных способностях к адаптации, всегда находятся в самом уязвимом положении, тем более читающие дети. Излишне говорить о том, что таких становится все меньше и меньше, и виноваты в этом не только библиотекари. Да, дети действительно адаптируются к окружающему миру, в котором, кажется, осталось так мало времени и места для свободного чтения, для чтения вообще. Но современный ребенок перестает читать еще и потому, что из инстинкта самосохранения опасается оказаться погребенным под книжной лавиной, опасается захлебнуться в бездонном информационном море.

В этой связи на первый план выходит личностный фактор — личность библиотекаря, помощника «не потеряться» в этом бескрайнем просторах информационного потока.

Объект исследования — школьный библиотекарь.

Предмет исследования — деятельность школьного библиотекаря.

Цель исследования — изучить психолого-педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;

проанализировать психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми;

рассмотреть понятие авторитета школьного библиотекаря;

рассмотреть методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;

изучить возможные программы работы школьного библиотекаря с детьми;

2 стр., 751 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет).

... с нарушением интеллекта от сходных состояний. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению Психолого-медико-педагогические консультации начали создаваться в 80-е гг. XX ... ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и ...

проанализировать психолого-педагогическую работу библиотекаря (на примере Соревнованской школы).

Методы исследования:

. Изучение психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по теме исследования.

. Социологические методы (наблюдение за читателями).

База исследования — библиотека Соревнованской школы.

Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект

1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия — профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание «лоцмана книжных морей» (5, С.36).

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного «среднего посетителя» утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики (4, С.34−35).

21 стр., 10342 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятель…

... выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной. Поэтому знание психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушением интеллекта необходимо представителям всех медицинских и ... имени К.Д. Ушинского Курсовая работа на тему: “Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)”.  & ...

В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:

. Психологическая помощь.

создать атмосферу доверия;

возможность отдохнуть, отвлечься;

помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;

помочь разобраться в себе;

развивать рефлексию;

вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;

«вести за руку» в трудных нравственных ситуациях.

  1. Психолого-педагогическая помощь.

вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;

помогать осваивать новые интересные навыки, умения;

заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;

формировать у них навыки здорового образа жизни.

  1. Организационная помощь.

создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;

поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;

предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.

3 стр., 1072 слов

Дипломная работа: ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТ

... организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста. В соответствии с поставленной целью в задачи выпускной квалификационной работы входит рассмотрение следующих вопросов: ... 1. Провести исследование похода в рамках организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста в ...

  1. Эстетически-художественная помощь.

влияние на эмоциональную сферу;

создание красоты, привитие чувства прекрасного (6, С.66−69; 9, С.14−18).

Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т. д.), в целом должна способствовать следующему:

  1. Выявлять и развивать способности ребят.
  2. Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т. д.
  3. Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.
  4. Формируют отношение к культурным традициям.
  5. Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.

школьный библиотекарь психологический педагогический

Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:

наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);

вербальными (рассказы, беседы, поэзия);

музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др. (8, С.93−97).

1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

22 стр., 10734 слов

Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов

КУРСОВАЯ РАБОТА Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов Введение мнемический психологический учитель школьник Изучение мнемической ... рациональных приёмов обработки информации и оптимизации учебного процесса. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: мнемические процессы младшего школьника. Цель: выявить ...

Психолого-педагогическими проблемами, возникающими в работе школьного библиотекаря с детьми, могут быть следующими:

  1. Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее потому становятся скучными и неинтересными для детей.
  2. Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.
  3. Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.

4. Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение «домашней» обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.

. Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т. д. (3, С.25−28).

В связи с возникающими проблемами в работе библиотекаря с детьми хочется заострить внимание на тех качествах, которые необходимы библиотекарю для работы со школьниками. Итак, библиотекарь должен:

12 стр., 5549 слов

Кафедра социальной работы Психокоррекционная программа по преодолению нарушений в детско-родительских отношениях

... -родительская коррекция в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому ... к учению. Данным фактом обуславливается широкое использование игровых методов работы в программе. Цель программы: устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в семьях ...

  1. Быть доброжелательным и чутким.
  2. Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
  3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
  4. Иметь широкий круг интересов и умений.
  5. Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).
  6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.
  7. Иметь живой и активный характер.
  8. Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
  9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
  11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
  12. Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний (8, 67−68).

Рассмотрев требования к школьному библиотекарю, можно сформулировать их в виде 12 заповедей:

  • Не навреди.
  • Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
  • Имей чувство юмора.
  • Найди ключ к каждому.
  • Не используй отметку как средство наказания.
  • Не говори: «не способен», говори: «способности не раскрыты».
  • Не забывай похвалить.
  • Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
  • Не навязывай ребенку свою точку зрения.
  • Не добивайся успеха силой.
  • Будь автором своей системы методов.
  • Не имей любимчиков (1, С.55−59).

На наш взгляд, соответствие описанным требованиям и практическое соблюдение заповедей позволит библиотекарю стать настоящим профессионалом своего дела и завоевать искреннее доверие у детей, которое невозможно купить ни за какие деньги.

Однако, наблюдается тенденция потери авторитета школьного библиотекаря, которая зависит не только от субъективных, но и от объективных причин. На них мы остановимся в следующем параграфе.

1.3 Авторитет школьного библиотекаря

Должность школьного библиотекаря — пост уважаемый; с библиотекарем регулярно советуются по целому ряду вопросов. Чаще всего библиотекарь в школе один, а потому является личностью неповторимой и пользуется автономией, о которой учителям и мечтать не приходится. К сожалению, по той же причине он часто оказывается в изоляции. Он хорошо знает изучаемые в школе предметы, но несмотря на это не имеет ни влияния, ни власти, чтобы изменить процесс преподавания.

Библиотекарь контактирует со множеством людей — школьниками, учителями и администраторами. Многие из них плохо представляют себе функции школьного библиотекаря, а некоторым это и вовсе безразлично. Отношение к библиотекарю определяется степенью осведомленности о его работе. Печально, но факт: каждый, кто пытается выйти за пределы чужого представления о рамках его должности, считается помехой или того хуже — конкурентом в борьбе за влияние и ресурсы (2, 59−61).

Немалая часть людей, пользующихся услугами библиотеки, считает ее функцию чисто вспомогательной, менее важной и даже второстепенной по сравнению с основной функцией школы. Когда речь заходит о необходимости снижать расходы, библиотеку чаще всего называют одной из первых. Если же библиотекарь начинаете защищаться и доказывать необходимость выполнения стоящих перед библиотекой задач, его обвиняют в том, что он за деревьями не видит леса и плохо представляет себе, что происходит в школе.

В школе ему постоянно приходится иметь дело с людьми, у которых куда больше прав решать вопросы ассигнований на нужды библиотеки, чем у него самого. Часто люди, находящиеся в школьной иерархии на одном с ним уровне, обладают большим влиянием и авторитетом, чем он.

С подобными трудностями сталкивается каждый школьный библиотекарь. Они являются естественной частью любой работы, которая считается вспомогательной по отношению к основной деятельности того или иного учреждения. Подобное отношение несправедливо, но с ним приходится считаться.

Тем не менее, школьные библиотекари участвуют в образовательном процессе не меньше, чем учителя и администраторы. Они решают чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Как показывают результаты многих исследований, проведенных отдельными учеными и научными коллективами, сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования (совместного обучения; обучения, основанного на конечном результате; Коалиции школ, дающих знания первой необходимости; и всех остальных) является самостоятельная работа учащихся с источниками информации.

Успех этих усовершенствований напрямую зависит от школьного библиотекаря, от его знания источников информации и каналов доступа к ним. Освоение каждого школьного предмета (а особенно междисциплинарного) зависит от умения учащегося определять, находить, получать доступ, упорядочивать, интерпретировать и излагать информацию, однако это освоение может быть успешным только при условии, что такая информация доступна. Самая плодотворная идея, самый талантливый и опытный учитель обречены на неудачу в том случае, если нужных информационных источников нет в библиотеке. А кто знает собственный фонд лучше библиотекаря? Поэтому библиотекарь должен быть участником любого проекта по усовершенствованию средней школы (2, 89−100).

В рамках рассматриваемой проблемы в следующей главе мы попытаемся обозначить возможную технологию работы школьного библиотекаря, с помощью которой он сможет, помимо основной, выполнять еще и психолого-педагогическую функцию.

Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками

2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальными в работе школьного библиотекаря. Рассмотрим принципы, о которых идет речь:

  1. Содержание учебной программы должно предусматривать изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
  2. Учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  3. Учебная программа должна давать возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  4. Учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
  5. Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.
  6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т. д.
  7. Учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами (1; 35−36; 7, С.47).

В свою очередь Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ работы с детьми с целью психолого-педагогического воздействия:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
  • акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
  • поощрение творческого и продуктивного мышления;
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей (10, С.12−17).

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, на которые следует обратить внимание библиотекарю и попытаться приложить все усилия, чтобы дети, с которыми он работает, смогли их развивать:

1. Познавательные способности и навыки (владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно — следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; критичность в мышлении; высокая любознательность и т. д.).

2. Творческие способности (гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; развитая интуиция и т. д.).

3. Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим; эмпатическое отношение к людям; терпимость к особенностям других людей; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; готовность делиться вещами и идеями; настойчивость в выполнении задания; независимость в мышлении и поведении) (1, С.39−40).

2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми

Говоря о психолого-педагогических основах работы школьного библиотекаря считаем целесообразным уделить внимание программам, на базе которых он мог бы выстроить свою работу с детьми.

1. Программа С. Каплан. При составлении таких программ по мнению С. Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.

Программа С. Каплан предусматривает 2 основных метода обучения детей — дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого — помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе библиотекарь знакомит школьников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу (4, 37−38).

2. Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у библиотекаря значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.

Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации в библиотеках дней газеты, радио, культуры и т. д. (1, С.56−58).

3. «Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б. Блум).

В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т. д.) Единственное, что остается незафиксированным, — это… результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные;

обычные учащиеся (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

«Методика полного усвоения» очень эффективна в рамках работы школьного библиотекаря. При грамотном психолого-педагогическом подходе библиотекаря реализация данной методики будет способствовать лучшему и более эффективному усвоению материала школьниками. Это связано с тем, что методика подразумевает нетрадиционные формы обучения, которые будут не сковывать, а раскрепощать детей (1, С.61−63).

Рассмотрим еще 3 концептуальные модели психолого-педагогической работы с детьми: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.

1. «Свободный класс». Такая система ориентирует библиотекарей на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких «классах» (группах) не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.

Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Детям предоставлена возможность диктовать, иллюстрировать, оформлять в виде книг свои собственные сочинения.

2. Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями.

Основная задача библиотекаря (как «педагога») состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

3. Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций детей.

Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, библиотекарь, выполняя свою определенную педагогическую функцию, может определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план (1, С.76−77).

Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря (на примере Соревнованской школы)

В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей.

Для ребят библиотека — не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, который не ставит оценки за невыученный урок. Ребята приходят поделиться своими радостями и проблемами, успехами и промахами.

Библиотекарю Соревнованской школы, естественно, приходится работать с детьми различных возрастов, поэтому ему нужно знать возрастные особенности развития детей, чтобы наладить с ними максимально доверительные отношения.

Стоит заметить, что уже два года в этом направлении ведется активная работа. Так в школьной библиотеке действует «ящик доверия», куда ребята могут опустить свои письма, адресованные как своим сверстникам, так и взрослым, работающим в школе (Приложение 1).

Письма ребят самые разнообразные: это и признания в симпатиях, и теплые слова в адрес учителей, и предложения по улучшению школьной жизни и многое другое. Очень часто школьники обращаются к библиотекарю за советом, делятся самыми сокровенными мыслями.

Кроме этого в библиотеке существует «Забор откровения», куда ребята помещают мысли «вслух» для большого количества читающих. Это могут быть поздравления, признания в адрес какого-нибудь класса. Иногда человек просто делится своими эмоциями — грустными или радостными.

Библиотекарь Соревнованской школы также является руководителем кружка «Горница», который располагается при библиотеке. Занятия в кружке позволяют любому ребенку, даже закомплексованному и не очень коммуникабельному, принять участие творческом процессе, выразить свои эмоции, получить навыки общения. В кружке занимаются 15 человек. Это ребята в возрасте 9−12 лет (Приложение 2).

Дети из неблагополучных семей, а таких к сожалению, достаточно, очень любят проводить время в школьной библиотеке, в стенах которой находят спокойствие, человеческое тепло, уют и понимание.

Много таких детей приходят на час «тихого чтения», когда все дети по очереди вслух читают одно произведение. В такие моменты сердца ребят переполняет радость, искрятся глаза, полные безмятежного счастья.

Особо хочется подчеркнуть, что библиотека Соревнованской школы, кроме своей основной функции, выполняет еще и функцию игровой комнаты. Очень часто можно наблюдать картину, когда учащиеся младших классов, уютно расположившись на ковре, играют в шашки, собирают мозаику и т. д.

В рамках данной библиотеки широко ведется педагогическая работа, в рамках которой ребятам, например, предлагается с целью изучения своих семейных корней собрать информацию о предках, историю их жизни и составить генеалогическое дерево. Собранную информацию ребята систематизируют и оформляют в виде стенда (Приложение 3).

К юбилею Кемеровской области школьники вместе с библиотекарем работали над подготовкой исторического материала на тему «Летопись села в судьбах его жителей». Материал был оформлен в виде выставки (Приложение 4), которая заняла третье место по области среди библиотек по краеведению.

С целью информирования ребят о перспективах дальнейшего обучения в ссузах и вузах библиотекарь ежегодно собирает достаточное количество материала по данной теме. Информация также оформляется в виде стенда «Профессиональная ориентация», на котором ребята всегда смогут найти нужную для них информацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность библиотекаря Соревнованской школы очень убедительно демонстрирует психолого-педагогический подход в работе со школьниками. Об этом свидетельствует многообразие форм работы с детьми, ориентированных не только на педагогическую направленность деятельности, но и несущих в себе психологическую подоплеку.

Заключение

Детские и школьные библиотеки с большим опозданием примериваются к сложившейся ситуации, хотя именно они, как представляется, могут и должны стать своего рода фильтром все возрастающего информационного потока, именно они должны отсеивать все малозначительное — напротив — привлекать внимание ко всему важному и существенному.

Ребенок далеко не всегда способен грамотно, да просто самостоятельно, без посторонней помощи выбрать необходимую книгу — количество их поистине огромно, а начинающий читатель зачастую смутно представляет себе, чего же он, собственно говоря, хочет. Одно дело, когда ему требуется выполнить школьное задание, подготовить реферат по какой-то конкретной, заданной учителем теме или когда речь идет о давно и прочно сложившемся увлечении — тут ребенок, если он достаточно настойчив, может свернуть горы. Но предоставленный самому себе, так сказать, в состоянии «свободного полета», желая почитать просто-напросто что-нибудь интересное и занимательное, даже вполне серьёзный подросток может растеряться — чем копаться и что-то выискивать, лучше схватить первую попавшуюся книжку, например какой-нибудь «детективчик» для нехитрого времяпрепровождения, а потом так и идти всякий раз по проторенной дорожке, упорно выбирая из бескрайнего литературного моря те же самые «детективчики».

Сегодня вопрос ребенка «что бы мне почитать?» не просто по-прежнему актуален. Именно теперь, во времена засилья самой разнообразной, порой весьма агрессивной и подавляющей сознание информации, этот вопрос приходится слышать все чаще и чаще. Причем задают его не только дети, но и взрослые — в первую очередь родители и педагоги, то есть те, кому небезразлично, насколько разносторонне и гармонично будет развиваться следующее поколение.

В этом огромном потоке информации библиотекарь должен найти именно то, что смогло бы положительно отразиться на становлении личности ребенка. Однако, такой подход к делу требует от библиотекаря глубокой психолого-педагогической подготовки. Потому что только подготовленный специалист может сделать работу ребенка в библиотеке интересной и занимательной.

Лучшие педагоги всех времен и народов (сюда можно отнести и школьных библиотекарей) стремились создать такую школу, которая позволила бы ребенку раскрыться во всем его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей. Очень хотелось бы, чтобы таких людей стало как можно больше: умных, деликатных, тактичных (профессиональных педагогов и профессиональных библиотекарей).

Список литературы

1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992. — 346с.

. Березкина Н. Современная библиотека: оснащение и дизайн // Вестник ББА. — 1998. — № 2. — С.25−28.

. Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. — Казань, 1999. — 134 с.

. Копейкин А. Приглашение на «Час книги» // Школьная библиотека. — 2001. — № 1. — С.36−38.

. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. — М., 1990. — 288с.

. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. — Ростов-на-Дону, 1998. — С.47.

. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. — М., 1998. — 237с.

. Соловьева И. Периодические издания. Что читают наши дети? // Библиотека. — 1997. — № 9. — С.14−18.

. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель. — 1997. — № 1. — С.12−17.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector