Уважаемые студенты!
Целью заданий по психологии является применение знаний и умений, полученных по всем психологическим дисциплинам за период обучения в вузе, в практической деятельности. Предложенные задания ориентируют внимание студентов главным образом на анализ актуального психологического развития ребенка, соотнесение его с возрастными нормами, выяснение причин такого развития, осуществление прогноза развития, разработку рекомендаций по улучшению психического развития ученика. Предложенное задание предполагает разностороннее изучение ребенка и коллектива учащихся и составление их психолого-педагогических характеристик по образцу.
Организация данного типа практики исходит из квалификационных требований к подготовке специалиста, в частности он должен обладать специальной подготовкой в предметной области (психологии) и коммуникационной готовностью решения задач предметной области.
Содержание практики по психологии определяется следующими целями:
- формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие на период совместной жизни с детьми;
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в вузе, и применение их в решении конкретных психолого-педагогических задач;
- осуществление диагностики личности ребенка и коллектива с последующим определением целей и форм коррекции;
- формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать результаты психолого-педагогического воздействия.
- Теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе;
- приобретение профессиональных и личностных качеств будущего специалиста;
- приобрести умения в области психологической диагностики;
- изучение индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- исследование межличностных отношений, психологического климата детской группы, социометрического статуса членов группы;
- определение стратегии и тактики сплочения группы и повышения статуса отверженных, пренебрегаемых участников;
- выработка у студентов творческого исследовательского подхода к психологической деятельности, приобретение ими навыков анализа свого труда, формирование потребности в саморазвитии;
- овладение умениями научно-исследовательской работы по психологии.
-
Содержание практики по психологии
- на 5 курсе – изучение коллектива учащихся и составление его социально-психологической характеристики.
-
Организация деятельности студентов
Требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом подготовки специалиста.
Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...
... информации отсутствует 2. Изучение деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста Выполняет ... психического развития одного ребенка группы (Карта нервно-психического развития одного ребенка в Доме ребенка). ... практика в группах раннего возраста (3 курс, 5 семестр) Выход I (Первая половина дня) Тема. Посещение детского дошкольного учреждения. Специфика деятельности воспитателя в группах детей ...
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.
Ожидаемые результаты
Овладение студентами в ходе учебно-исследовательской практики следующими видами деятельности: научно-исследовательской, психодиагностической работы, реализуемых через умения:
— организовывать психолого-педагогическое исследование в соответствии с заданной программой;
— отбирать адекватные диагностические методики для оценки развития основных психических функций, социальных отношений детей, эмоциональной сферы;
— устанавливать контакт с ребенком в процессе тестирования;
— грамотного оформления результатов диагностики: протоколирования наблюдения, собеседования, тестирования; осуществления анализа, обобщения результатов; формулирование выводов;
— целостной оценки особенностей развития основных психических функций, социальных отношений, эмоционального развития детей во взаимосвязи с педагогическими условиями воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении, условиями воспитания в семье;
— самоанализа и самокоррекции деятельности в условиях учебно-исследовательской практики.
Формы отчетности
- Социально-психологическая характеристика школьного коллектива в соответствии с требованиями, предъявленными к ней, на 5 курсе (приложение 1).
К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п. Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижется оценка).
С целью изучения внутригрупповых отношений следует использовать 4 методики (одна из них – социометрия).
Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно.
Методики представлены в отдельном файле «Методики для исследования учащихся». Обратите внимание: при обработке результатов социометрии каждый вопрос обрабатываете отдельно, т.е. составляете 3 таблицы, 3 социограммы и делаете выводы отдельно по каждой и общи выводы.
Методы и методики исследования социально-психологического климата в коллективе
... и методики исследования социально-психологического климата в коллективе. Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе. Предмет исследования: методы исследования социально-психологический климат в коллективе. В ... задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. ...
- Подробный аналитический отчёт о прохождении психолого-педагогической практики с выводами и рекомендациями по её совершенствованию (приложение 2).
Главные требования – не формальный характер и конкретные, а не расплывчатые выводы.
Общий объем характеристики и отчета — школьная тетрадь (18 л.).
Работа должна быть представлена не в печатном, а рукописном варианте с титульным листом.
Примечание:
— Отчеты студентов по практике представляются в письменной форме на кафедру психологии лаборанту (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет).
Сроки: 5 курс ЮИ 10 декабря 2011 г.
5 Курс юа 15 декабря 2011 г
В случае необходимости обращайтесь за консультациями. Мой телефон 8-905-003-0013. Пришлите на мой электронный адрес (откуда получили это письмо) расписание уроков по школам с вашими номерами телефонов. Созвонимся и я приду к вам с целью помочь вам.
Удачи! Татьяна Петровна Иванченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание практики по психологии: изучение коллектива учащихся и составление его социально-психологической характеристики
Во время практики на 5 курсе студенты проводят многообразную психологическую работу с детьми. Одно из направлений ее — руководство детским коллективом. Практиканты учат ребят жить и трудиться в коллективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и поддерживать внутри коллективные взаимоотношения. Овладение умениями работать с коллективом учащихся может быть успешным, если практикант одновременно будет овладевать тактикой изучения данной общности, вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отношения, направленность и др.
Предлагаемое задание нацеливает студентов-практикантов на изучение детского коллектива и составление его социально-психологической характеристики.
С целью изучения внутригрупповых отношений следует использовать 4 методики (одна из них – социометрия).
Выбор методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно.
При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, дискуссии, беседы, социометрия) главным методом сбора материала должно быть включено наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Это наблюдение наиболее результативное.
Схема составления социально-психологической характеристики коллектива
1. Краткое описание детского лагеря в целом (район, статус лагеря, состав детей, и т.д.)
2. Общие сведения о группе и истории ее формирования (численность детей, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена руководителей и т.д.).
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации ...
... Следует отметить, что структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личностные характеристики, во многом зависит от конкретной ... • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений • Формирование у детей положительного отношения к труду. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных ...
3. Официально-деловые отношения в коллективе.
План работы, поручения, их выполняемость, учет интересов детей, общественные дела, их направленность, организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.)
4. Межличностные отношения в коллективе.
а).
Товарищество и дружба в коллективе.
Неофициальные лидеры, характер их влияния на группу, его причины, отношение к «вожакам» официальных лидеров; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.
Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса).
Причины уважения и неуважения учащихся друг другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения детей с руководителем, с отдельными взрослыми. Традиции в группе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие детей. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
б) эмоциональный фон коллектива, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.
в) коллективные переживания успехам и неудачам одногруппников, событиям внутри страны и за рубежом.
г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одногруппников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.
д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность коллектива, дисциплина
5. Общественно-полезный труд
Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие коллектива в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали дети. Оценка результатов.
6. Жизнь членов коллектива вне лагеря: друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.
7. Отношения с родственниками (отец, мать, братья, сестры.) Помощь по хозяйству, участие в домашнем труде. Наличие обязанностей, качество выполнения. Самообслуживание дома, уход за младшими. Отношение к деньгам, одежде, обуви. Оценка поведения и отношения к учебе со стороны родителей.
8. Руководство коллективом.
Личность руководителя. Образование, стаж. Сколько работает в данном коллективом. Отношение руководителя к коллективу. Культура, его интересы. Отношение к мероприятиям, связь с родителями, отношение к ним. Инициативность, принципиальность, целеустремленность, умение управлять группой. Умение планировать и претворять в жизнь план. Знание индивидуальных особенностей детей. Авторитет среди детей. Отношение к коллективу сотрудников. Оценка его директором.
По отношению к учебе:
... знания психология личности психология учебно-познавательной деятельности студентов психологические особенности студенчества психология коллектива основы психодиагностики психология деятельности и личности преподавателя психология педагогического общения умение использовать ...
9. Общие выводы. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.
К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.
Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения, в котором студент проходил практику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная схема отчета студента-практиканта
В отчете должно быть отражено:
-
Общее впечатление и особенности данной практики.
- Уровни реализации целей и задач практики.
- Отчет по изучению индивидуальных особенностей своей педагогической деятельности.
- Положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики. Иллюстрация примерами.
- Рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин.
- Конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.
- Выводы.
8