По отношению к учебе:

ЛЕКЦИЯ №7. Психологические особенности студенчества.

Типология личности студента

  1. Студенты, ориентированные на образование как на будущую профессию (1/3 студентов = 33,3%)
  2. Студенты, ориентированные на бизнес (около 26%)
  3. Не определившиеся студенты (бытовые, личные, семейный проблемы)

По отношению к учебе:

  1. студенты, которые стремятся овладеть знаниями по всем дисциплинам
  2. студенты, которые стремятся овладеть знаниями во всех сферах понемногу
  3. студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии
  4. студенты, которые проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся
  5. лентяи

Типология личности студента по Лисовскому

  • Ориентация студента
  1. на учебу
  2. на науку
  3. на профессию

  • По отношению к учебе
  1. активная жизненная позиция
  2. ориентация на культуру
  3. ориентация на общение в коллективе

ТИПЫ СТУДЕНТОВ

* гармоничные студенты

* профессионалы

* академики

* общественники

* любители искусства

* старательные

* среднячки

* разочарованные

* лентяи

* творческие

Методика выявления личности студента (по пяти бальной системе оценки качества)

  1. направленность личности
    1. интерес к профессии
    2. интерес к учебе
    3. если есть другие интересы
    4. успеваемость
    5. посещаемость
    6. активная жизненная позиция
    7. законопослушность
    8. отношение к алкоголю и наркотикам
  2. нравственные качества
    1. честность
    2. справедливость
    3. доброжелательность
    4. бескорыстность
    5. чувство дома
    6. правдивость
    7. патриотизм
    8. принципиальность

  1. интеллектуальные качества
    1. наблюдательность
    2. любознательность
    3. устойчивость внимания
    4. прочность памяти
    5. уровень развития логического мышления
    6. творческое мышление
    7. владение умственными операциями
    8. качество речи

  1. деловые качества
    1. целеустремленность
    2. трудолюбие
    3. работоспособность
    4. инициативность
    5. грамотность
    6. пунктуальность
    7. ответственность
    8. предприимчивость

  1. волевые качества
    1. настойчивость
    2. решительность
    3. самообладание
    4. смелость
    5. дисциплинированность
    6. активность
    7. уверенность в себе

  1. отношение к себе
    1. самоуважение
    2. самокритичность
    3. самооценка
    4. требовательность к себе
    5. скромность
    6. чистолюбие
    7. чувство собственного достоинства
    8. уровень притязаний

Диагностика знаний и качеств личности студента

6 стр., 2639 слов

Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студентов

... барьерами. Их проявление может быть связано с различиями социальной или личной ориентации участников общения. Итак, специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего, в следующих ... тему «Правила и приемы эффективного слушания» (конспектирование). Цель: расширить теоретические знания студентов о процессе коммуникации и его эффективности. Задание для обучающихся: Самостоятельно изучить ...

Методы и типы диагностики:

  1. самооценка (предлагается шкала оценки)
  2. групповая оценка личности
  3. метод экспертных оценок
  4. самонаблюдение и наблюдение
  5. беседа
  6. заполнение занятия
  7. анкетирование
  8. изучение продуктов деятельности
  9. психологический эксперимент
  10. педагогический эксперимент
  11. моделирование психологических явлений, процессов и свойств

— словесная модель

— информационная модель

  1. метод изучения оценки деятельности

Практические методы:

  1. анализ биографических данных по документам
  2. оценочная беседа
  3. эффект – анализ производственной деятельности специалиста

— уровень квалификации

6 стр., 2645 слов

Психология способностей

... образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней Общая психология/ Под ... Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать ...

— проявление творчества

  1. изучение мнения коллектива
  2. временное замещение специалистом вышестоящей должности
  3. анализ конкретных ситуаций

Деятельность и личность преподавателя высшей школы

  • Преподавательская деятельность
  • Организаторская деятельность

Для преподавателя объект деятельности – студенты

Цели преподавательской деятельности– ценностная ориентация

Мотивация – критика

Средства — все, что используется в образовательном процессе (плакаты, модели и т.п.), невербальные средства (мимика), оборудование (компьютеры, телевидение, аудио средства)

Действие – структурный элемент

Управленческая функция:

— планирование

— организация

— контроль

Деятельность:

— ориентировочная основа деятельности

— накопительная часть

— контрольная часть

Психолого-педагогическая компетентность

  1. Психологические знания
  1. психология личности
  2. психология учебно-познавательной деятельности студентов
  3. психологические особенности студенчества
  4. психология коллектива
  5. основы психодиагностики
  6. психология деятельности и личности преподавателя
  7. психология педагогического общения
  8. умение использовать знания

  1. Педагогическая компетентность
  1. умение отвечать на вопросы: чему учить, кого учить, как учить
  2. умение совершенствовать свою работу
  3. умение вести воспитательную работу
  4. умение определять и оценивать уровень знаний и умений студентов
  5. умение заниматься самообразованием

  1. Способности
  1. способность определять эффективные методы обучения
  2. способность правильно планировать и организовывать различные виды занятий
  3. способность совершенствовать педагогическое мастерство
  4. способность формировать у студентов мотивацию к учебно-познавательной деятельности

  1. Коммуникативная компетентность
  1. познание человеком других людей
  2. познание человеком самого себя
  3. умение правильно оценить ситуации общения
  4. способности выступать в аудитории
  5. способность вести беседу, дискуссии

Цели образования:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности ... учителей двух крайних типов преподавателей (ориентированных на «развитие» и ... деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, ...

  1. креативная компетентность
  2. личностные свойства преподавателя