Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

Практическое занятие 1

Тема: Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте

1.Распространенные проблемы современного поколения детей, возникающие в рамках нормативного русла развития:

а) психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей;

б) психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

2.Основные задачи психологического консультирования детей и подростков:

а) повысить компетентность родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

б) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

в) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

г) составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

д) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

е) коррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

ж) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Задание для самостоятельной работы

Разработайте лекционно-просветительное занятие для повышения

родительской компетентности по вопросам возрастных кризисов (возрастной

кризис может быть выбран самостоятельно) или кризисных моментов

(подготовка к поступлению в детский сад, появление второго ребенка в семье,

развод родителей и т.д.) на 30-40 минут.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы не входят в область рассмотрения возрастно-психологического консультирования?

2. Перечислите психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

7 стр., 3251 слов

Проблема развития мышления. Основные психологические теории 2

Контрольная работа по дисциплине «Общая психология» на тему: «Проблема развития мышления. Основные психологические теории» Минск 2008 Тема: «Проблема развития мышления. Основныепсихологические теории». Содержание. Введение…………………………………………………………………………. 1. Проблема развития мышления………………………………………………4 1.1. Понятие о мышлении………………………………………………………4 1.2. Наглядно-действенное мышление………………………….……………... ...

3. С чем связано резкое возрастание за последнее время психосоматических заболеваний у детей? Обоснуйте свой ответ.

4. Почему именно в подростковом возрасте процент выявленных психических заболеваний возрастает?

Практическое занятие 2

Тема: Основные положения отечественной возрастной психологии в

Консультативной практике

1.Основные положения концепции возраста Л.С. Выготского

(психологический возраст, социальная ситуация развития, деятельность,

возрастные новообразования) и их реализация в консультативной практике.

2.Заполните таблицу:

Возрастные критерии возникновения кризиса Основные новообразования Ведущий вид деятельности Основные психологические проблемы связанные с данным кризисом
       

3.Понятие «психологический диагноз».

4.Понятие «психологический прогноз».

Задание для самостоятельной работы

1.Разработайте ситуацию и составьте примерный вариант условно-вариативного прогноза по одной из выбранных проблем:

а) авторитарность родителей или родителя;

б) высокая тревожность ребенка старшего дошкольного возраста;

в) слабо выраженные коммуникативные навыки младшего школьника;

г) отсутствие произвольности у ребенка младшего школьного возраста;

д) повышенная агрессивность в подростковом возрасте.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание понятия «психологический возраст».

2.Каковы основные компоненты понятия «психологический диагноз»?

3.Почему Л.С. Выготский называл психологический диагноз «диагнозом развития»?

4.Какие варианты развития ребенка рассматриваются при построении условно-вариативного прогноза?

Практическое занятие 3

Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

1. Понятие и значение психологического анамнеза.

2. Принципы и особенности составления психологического анамнеза.

3. Схема составления психологического анамнеза.

Задание для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с предложенными вам вариантами заполнения родителями первичных анкет и проанализируйте их (приложение 1).

Раскройте психологическое значение тех вопросов, которые содержаться в пунктах схемы анамнеза. ( с какой целью используется каждый из вопросов)

2.Составьте свою схему согласно возрасту ребенка и осуществите сбор психологического анамнеза.

Контрольные вопросы

1.Каково специфическое значение метода анамнеза в комплексном психологическом обследовании ребенка?

2.Охарактеризуйте особенности позиции психолога в процессе беседы с родителями при составлении истории развития ребенка.

3.Перечислите основные компоненты психологического содержания, выявляемого с помощью метода анамнеза.

4.Какие стороны психического развития ребенка обсуждаются с родителями в процессе воссоздания истории его развития?

 

Приложение 1

Первичная анкета для родителей младших школьников

Уважаемые родители!

Для создания точной и подробной картины нынешнего психологического состояния вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию. Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность и использование предоставленной информации только в интересах вас и вашего ребенка.

Пожалуйста, укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка:

_____________________________________________________(лет, месяцев)

1. Ваши фамилии: (мама) _________________________________Ваш возраст:

(мама)_____

Ф.И.О./(папа)_______________________________________________

Возраст(папа)____________________________

Ваше образование: (мама)_________________________

(папа)_____________________________________

2. Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье:

3. Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовой период?

4. Были ли осложнения при родах (родовая травма)?

5.Как долго ребенка кормили грудью?

6. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):___________. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний, наследственных заболеваний:______________________________________________________

7. Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком?

8. Когда начал сидеть______________, ползать_________, стоять____________,

ходить________?

Когда появились первые слова_________, было речевое общение?__________

9. Насколько активным был ребенок в первые два года? _________________________

С кем предпочитал общаться ребенок?

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт и т.д.)?

10. Были ли длительные разлуки с родителями (матерью___, отцом __)?

Какова была реакция ребенка?_______________________________________

11. Когда стал самостоятельно есть _____, проявлять навыки самообслуживания? ________ Как проходило приучение к горшку (с трудом, достаточно поздно, рано и т.д.)? ______________________________________

12. С какого возраста ходил в ясли, детский сад, другие детские учреждения?

___________ Как проходила адаптация к учреждению (болезненно, с трудом первое время, спокойно и т.д.)?

13. Любимые занятия и игры в раннем детстве?

14. Осуществляли ли вы специальную подготовку ребенка к школе? Как именно (чтение, рисование, речевые занятия)?____________Как ребенок к этому относился (без особого желания, крайне негативно, положительно)?

15. В каком возрасте поступил в школу?______ Легко ли адаптировался к школьной жизни? ______Тип посещаемого учебного заведения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей).____ Была ли смена школы____, класса_____и по какой причине?____________________________

16. Устраивает ли вас успеваемость ребенка?_________________

Почему?_____________ Любимые _____и нелюбимые____________предметы.

17. Как ребенок выполняет домашние задания (самостоятельно, частично с вами, только с вами)?___

18. Каковы отношения с одноклассниками?_______________ С учителями?

19.Какие особенности поведения вашего ребенка более всего вас беспокоят? (Например, страхи: боязнь темноты, животных, машин, конфликтов в семье, наказания, определенных людей, ситуаций, предметов и др.).__________________________________

20. Бывают ли у вашего ребенка и как часто: нарушения сна, питания, внезапные изменения настроения (безудержный плач, смех), икание, недержание мочи и кала, лицевой тик, избыточное потение и сердцебиение при волнении и т.д.?________________________________________________

21.Есть ли у вашего ребенка такие привычки, как: обгрызание ногтей, постукивание, посвистывание, поплевывание, почесывание, пощелкивание пальцами, сосание пальцев и др.?_____________________________________

22. Бывают ли у вашего ребенка боязнь общения со взрослыми, старшими или младшими детьми, сверстниками, навязчивые желания и мысли? __________________________________________________________

23. Не беспокоят ли вас такие речевые проявления у ребенка, как: заикание, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенных ситуациях, «сюсюкание» и др.)?____________________________________

24. Какие ритуалы требует осуществлять от вас (близких взрослых) ваш ребенок: при утреннем вставании, при одевании, при приеме пищи, на прогулке, когда вы принимаете гостей, когда вы ходите в гости, при подготовке ко сну, при купании и др.?____________________________________________

Вместе с данной анкетой просим вас передать лично в руки нашему сотруднику последние рисунки вашего ребенка, а также сочинения всех членов вашей семьи (в которой живет ребенок) на тему «Мои ребенок». Уважаемые родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, друзья и знакомые! При написании сочинений будьте, пожалуйста, независимы друг от друга. Пишите самостоятельно. Благодарим вас за подробные и искренние ответы