1. Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке

Психология – это наука о человеке. Психология вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека.

Психология наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами: мыслительную, сенсорную и др. Её подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя – это чувственно-предметная, материальная деятельность.

Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, т.е. идеальную деятельность.

Основными задачами психологии являются:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворения и счастья людей в их повседневной деятельности;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Все выдающиеся педагоги говорили, что необходимо понимать свойства человеческой природы, её естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить профессиональное образование можно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Жизнь людей обусловлена социальными условиями. Закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и поэтому меняются при изменении социальных условий. Следовательно, меняются закономерности процессов обучения и воспитания.

Задачи и место психологии в системе наук.

Психология имеет связь и оказывает влияние на развитие других наук.

Связь между педагогикой и психологией стала традиционной. Педагогика, чтобы стать настоящей наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности.

Известный психолог В.В. Давыдов наиболее точно определил связь психологии и педагогики: «Психология должна учитываться педагогикой». Говоря о связи педагогики с психологией нужно подчеркнуть их двусторонность. Эти науки продолжают оказывать взаимное влияние друг на друга.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время ...

Педагогическая психология устанавливает закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процессов обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, умений, навыков. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания – человек, изучением которого занимаются эти науки, но в разных аспектах. Психология интегрирует данные этих наук, влияет на них, являясь моделью человекознания. Психологию нужно рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, как практическое применение приобретенных знаний.

2. Человек как субъект деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности

Важнейшая функция психикирегуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В её изучение внесли вклад отечественные ученые А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский.

Категория субъекта всегда связана с категорией объекта.

Рубинштейн характеризует эти две связанные стороны:

  1. бытиё как объективная реальность, как объект осознания человека;

  2. человек как субъект, как познающий, открывающий бытиё, осуществляющий его самосознание.

Познающий субъект или субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий своё бытиё в общественно-исторически сложившихся формах.

Леонтьев говорил, что противоположность между субъектом и объектом не абсолютна. Их противоположность порождается развитием, причём на всём его протяжении сохраняются взаимопереходы между ними, устраняющие их односторонность.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

Лекция 1, 2: Логопедическое обследование, его предмет, объект, цели и задачи, принципы. Содержание логопедического обследования. Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи .Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. Логопедическое обследование– ...

«Субъект» – сознательно действующее лицо, самосознание которого – это осознание себя как действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической; субъекта деятельности сознания.

Характеристики субъекта.

  1. Субъект предполагает наличие объекта.

  2. Субъект общественен по форме, способам, средствам.
  3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.
  4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
  5. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.
  6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.
  7. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он сознательно достигает поставленной им цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует так, а не иначе, часто не совпадает с тем, для чего он действует. В этом случае поведение человека импульсивно и управляется потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии понимают внешние появления психической деятельности человека.

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь);
  3. действия, которые имеют определённый смысл;
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Структура деятельности

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознаёт его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

6 стр., 2533 слов

Пожары и действия людей в пожарной обстановке

Содержание Введение 1. Характеристика основных видов пожаров 2. Правила поведения людей при пожаре 2.1 Психофизические особенности поведения человека при пожаре 2.2 Характеристика поведения людей при возникновении пожара Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность данной темы заключается в том, что причиной возникновения пожара часто становятся элементарная невнимательность и ...

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.

Деятельность – система действий, связанных в единое побуждающим её мотивом. Мотив, в данном случае – это то, ради чего осуществляется деятельность. Он определяет смысл того, что делает человек.

Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет структуру: цель – мотив; способ – результат.

Различают действия (классификация): сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые, мыслительные, мнемонические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение свойств внешнего мира); умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные);

центральные (мыслительные); моторные (двигательные).

Конкретный способ выполнения действия называется операцией. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие и от опыта человека. Иногда операции мало осознаются, т.к. выполняются на автоматическом уровне.

Среди многообразия видов деятельности человека есть основные, обеспечивающие существование человека, формирование его как личности. К ним относят: общение, игр, учение, труд.

Общение – вид деятельности, направленной на обмен информации между общающимися людьми. Оно преследует также цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном – люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются информацией, не пользуясь вспомогательными средствами. При опосредованном – прямых контактов между людьми нет. Обмен информацией идёт обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения (книги, газеты, телефон, Интернет и т.д.).

13 стр., 6462 слов

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Теории личности

Общее представление о личности Факторы социализации, формирования и развития личности Современные теории личности Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии Подходы к изучению личности в отечественной психологии Структура личности Формирование и развитие личности Общее представление о личности Проблема личности – одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для ...

Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство конкретного продукта. У детей она носит развивающий характер. Игра может быть развлечением или спортивным состязанием. В последнее время появились деловые и ролевые игры, имеющие обучающий, учебно-тренировочный характер.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в образовательных учреждениях. Может носить характер самообразования. Оно служит средством психологического развития человека. Психология профессионального образования и будет предметом нашего изучения.

Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.

Преобразование системы человеческой деятельности совпадает с историей социально-экономического развития общества. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

3. Педагоги и студенты как субъекты педагогической деятельности

Характеристики субъекта.

  1. Субъект предполагает наличие объекта.
  2. Субъект общественен по форме, способам, средствам.
  3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.
  4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
  5. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.
  6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.
  7. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.

Все эти характеристики проявляются в субъектах образовательного процесса.

2 стр., 599 слов

Презентация на тему: Валеологическая деятельность социального педагога

Валеологическая деятельность социального педагога Валеологическая деятельность социального педагога оценка состояния здоровья детей и подростков; выявление отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса; ориентация ...

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания).

Оно имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Различные новые подходы в педагогической практике (прежде всего педагогика сотрудничества) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы «субъект-объект» к системе «субъект – субъект». В последнее время более актуальной становится 2-ая система. Педагог и студент – являются субъектами педагогического общения, между ними выстраиваются субъект – субъектные отношения.

Свойства педагога подразделяются на специальные и личностные.

Специальные свойства бывают:

объективные (например, научно-теоретическая подготовка);

субъективные (например, личностный талант, педагогические способности).

Личностные свойства – это нравственно-волевые качества.

Структура субъективных свойств педагога:

тип направленности личности;

уровень направленности личности;

компетентность.

Личность педагога как субъекта педагогического труда – может быть представлена с 2-х сторон:

– педагог как субъект педагогической деятельности;

– педагог как субъект педагогического общения.

Одним из главных требований, предъявляемых к педагогической профессии – это чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей.

Преподаватель в ней выражает себя как субъект ПД.

Позиция преподавателя – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, к профессионально-педагогической действительности. Они являются источниками его активности.

Социальная позиция преподавателя определяется требованиями, ожиданиями, возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, ценностных ориентаций, которые были сформулированы ещё в школе. В процессе профессиональной подготовки и работы на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение в ПД, к профессии преподавателя, к её целям и средствам. Мотивационно-ценностные отношения к ПД выражается в профессиональной направленности, составляющей ядро личности педагога.

Профессиональная позиция во многом определяется позицией социальной. Профессиональная позиция определяется внутренними, личными источниками активности – мотивами, переживаниями, целями педагогов, их ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами.

Решающим при выборе позиции педагога являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности его личности, характер, темперамент, тип гражданского поведения.

Часто педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он поступает так или иначе. Иногда это происходит вопреки здравому смыслу и логике, иногда – интуитивно.

В структуре труда педагога выделяют следующие составляющие:

1) профессиональные, психологические, педагогические знания;

2) профессиональные, педагогические умения;

3) профессиональные, психологические позиции;

4) установки педагога, требуемые от него его профессией;

5) личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Педагогическая деятельностьвсегда совместная, а не индивидуальная. Это связано с тем, что в педагогическом процессе всегда присутствуют 2 активные стороны:

1. Педагог (преподаватель, учитель)

2. Студент, ученик.

Она совместна, так как почти всегда является «ансамблевой»: студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним, а с группой педагогов.

Критерием согласования их деятельности является взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развития, обучения, воспитания личности учащегося.

Студенты – как субъекты учебной деятельности. Студенчество

Студенчество – это особая социальная категория молодёжи, организационно объединённая институтами высшего образования.

Она характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые определяется правильностью профессионального выбора, адекватностью и полнотой представления студента о будущей профессии.

В социально – психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.

Студенчество – это социальная общность характеризующаяся наивысшей социальной активностью и гармоничной сочетаемостью интеллектуальной и социальной зрелости.

Учет этих особенностей студенчества лежит в основе отношения преподавателей к каждому студенту как к партнеру педагогического общения интересной для преподавателя личности.

Существенным показателем работы студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все ее виды и формы.

Студент, являясь представителем определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой образовательной ступени, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

Перед преподавателями всегда возникает важная психолого – педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучить студента умению планировать, организовывать свою деятельность.

Для этого следует определить:

  1. учебные действия, необходимые для успешной учебы;

  2. программу их выполнения на конкретном учебном материале;
  3. четкую организацию упражнений по их формированию.

4.Соответствие человека педагогической деятельности. Типичные ролевые педагогические позиции

  1. Предрасположенность или пригодность. Определяется биологическими, анатомическими, физиологическими, психическими особенностями человека. Она подразумевает отсутствие противопоказаний к деятельности типа «Человек – человек» (например, тугоухость, косноязычие, дебильность).

    Предполагает норму интеллектуального развития человека, положительные эмоциональный настрой, нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности.

  2. Личностная готовность к педагогической деятельности. Предполагает направленность на профессию типа «Человек – человек», мировоззренческую зрелость человека; широкую, системную профессионально-предметную компетентность, коммуникативность, дидактические потребности.
  3. Включаемость – во взаимодействии с другими людьми, в педагогическое общение. Предполагает лёгкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на неё, получать удовольствие от общения. Умение воспринимать и интерпретировать реакцию студентов в аудитории, анализировать поступающие зрительные и слуховые сигналы, рассматривается как признак «хорошего коммуникатора».

Педагог как субъект педагогической деятельности представляет сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Характеристика типичных ролевых педагогических позиций:

Педагог может выступать как:

  1. Информатор – если он ограничивается сообщениями конкретных требований, воззрений, норм;

  2. Друг – если он стремится проникнуть в «душу» ученика, студента;
  3. Диктатор – если педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание учащихся;
  4. Советчик – если педагог использует осторожное уговаривание в работе;
  5. Проситель – если педагог упрашивает учащихся быть такими «как надо», опускаясь при этом до самоунижения, лести;
  6. Вдохновитель – если педагог стремится увлечь, зажечь интересными задачами, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать как « + », так и « – » эффект, в зависимости от конкретных особенностей личности преподавателя. Но всегда дают « – » несправедливость и произвол, подигрывание, превращение студента в диктатора, неуважение к личности, подавление инициативы.

5.Виды и стили педагогического общения

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения

От того, каковы стилевые особенности педагогического общения, зависит эффективность процесса обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношении в учебной группе.

Классификация стилей руководства педагогической деятельностью:

1. Авторитарный.

2. Демократический.

3. Попустительский.

1. При авторитарном стиле – характерна общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Преподаватель прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Нетактичные – в адрес одних; необоснованные беспричинные похвалы – в адрес других. Определяя цели и задания, жестко решает, кто с кем будет работать. Пресекает проявление инициативы, рассматривая её как недопустимое самоуправство. Отмечается враждебность во взаимоотношении с учащимися.

Педагог считает, что инициатива учащихся подрывает его авторитет и его компетентность: «Если кто-то из учеников предлагает улучшение за счёт иного хода работы, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел».

2. При демократическом стиле – главной особенностью является активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. При этом стиле в группе возрастает общительность и доверительность взаимоотношений. Ученик проявляет интерес и позитивную мотивацию.

Этот стиль – наиболее эффективен. Повышается качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплочённость, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие во взаимоотношениях – это выражено в высокой степени.

3. При попустительском стиле педагог самоустраняется от ответственности за происходящее. При нём выполняется меньше всего работы ее качество плохое.

Виды воздействий преподавателя в педагогическом общении

В таблице представлены результаты исследования вида воздействия педагога на учащихся в соответствии с уровнем педагогической деятельности. Анализируется взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.

Таблица.

Связь вида воздействия с уровнем понимания преподавателем учащихся.

Виды воздействия

Уровень понимания

высокий

преподавателем учащихся

низкий

Организующее

48%

22,5%

Оценивающее

14%

31%

Дисциплинирующее

38%

46,5%

Из таблицы видно, что в соответствии с уровнем педагогической деятельности оцениваются результаты уровня понимания педагогом учащихся.

В структуре воздействия преподавателей высокого уровня на первом месте – воздействия организующего характера.

У преподавателей низкого уровня на первом месте – воздействия дисциплинирующего характера.

Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности обучающихся, то впоследствии ему приходится тратить время и силы на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает там, где нет организации.

Система воздействия этих групп преподавателей отличается и качественно.

Преподаватель высокого уровня использует такие словесные формы: инструктирование, повышение интонации, называние по имени, юмор, поощрение

Преподаватель низкого уровня резко и часто повышает голос, обращается по фамилии, к юмору и поощрению прибегает очень редко, еще реже к инструктированию

Важной частью педагогического общения является позитивное отношение к личности учащегося и система приёмов поощрения. Но поощрение может быть эффективным или нет.

Эффективное педагогическое общение всегда направлена на формирование позитивной «Я – концепции» личности, на развитие у обучающегося уверенности в себе, в своих силах.

6.Мотивы выбора профессии и мотивация педагогической деятельности

Мотив – это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности: поведению, к общению, к какой-либо деятельности. Мотив – представляет более или менее адекватное отражение потребности. Мотив – является обоснованием и оправданием действий человека. Мотив – играет важную роль в оценке поступков и действий т.к. от них зависит какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

В качестве мотива могут выступать интересы, убеждения, социальные установки и ценности. За этим стоят потребности личности начиная от базовых (жизненных, биологических) до высших (социальные).

Мотивация – как ведущий фактор реализации развития личности, ее поведения и деятельности представляет систему внутренних факторов вызывающих и направляющих поведение человека на достижение поставленной цели.

Мотивация – это система мотивов, факторов, направляющих поведение человека, ориентированное на достижение поставленной цели.

Мотивацию, исходя из психологических представлений о ней, можно определить: мотивация как сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Профессиональная мотивация – совокупность мотивов, выражающих профессиональную направленность личности и имеющих определённую иерархию.

Профессиональная мотивация к педагогической деятельности имеет конкретную цель – получить соответствующее образование, которое позволит начать работать преподавателем.

Классификация мотивов:

  • По временнЫм характеристикам – ситуационные и постоянные; кратковременные и долговременные; стабильные.
  • По значению – главные и подчинённые. Главные направляют деятельность человека, придают ей личностный смысл. Подчинённые – выполняют дополнительную стимуляцию.

Мотивы трудовой деятельности:

1) имеющие социальный характер – необходимость быть востребованным, помогать другим;

2) связанные с материальным благополучием;

3) связанные с удовлетворением потребностей в самоактуализации и самореализации, духовным развитием, в социальном признании и самореализации.

Мотивы трудовой деятельности:

1. удовольствие от процесса работы;

2. удовольствие от её результатов;

3. вознаграждение за деятельность;

4. отсутствие страха наказания.

Мотивы выбора профессии и места работы:

доминантный – стабильный интерес к профессии;

ситуационный – влияние жизненных обстоятельств, которые не всегла связаны с интересами человека;

конформистский – влияние ближайшего окружения, членов семьи, друзей, знакомых и др.

Мотивы выбора профессии и места работы могут быть:

  • оценка внешней ситуации (позитивные и негативные факторы работы): зарплата, близость к дому, транспортные удобства, эстетика места работы и наличие вредностей, регламентированный или свободный режим, степень ответственности, возможность совмещать работу с учёбой или другой в другом месте, психологический климат, система поощрений и наказаний и т.д.
  • оценка собственных возможностей: здоровье, наличие необходимых способностей и профессиональных качеств, уровень образования и т.д.
  • соответствие выбранной работы интересам и склонностям человека: возможность роста по службе, повышения уровня профессионального образования, проявления инициативы, творчества в работе и др.

Почему же многие, несмотря на сложности и проблемы в работе педагога, остаются в этой профессии?

Рассмотрим мотивы продолжения (сохранения) избранной профессии.

По теории Тейлора (США) «средний человек старается избежать работы и не любит ответственности». Значит, нужно осуществлять внешний контроль за его деятельностью, стимулировать его зарплатой, которая должна быть напрямую связана с результатами его работы. Но внешним контролем нельзя удовлетворить потребности человека в самоуважении, в самореализации.

По теории Грегора (Англия) работа сама по себе может служить источником удовлетворения, т.к. и умственный, и физический труд естественны для человека.

Рассмотрим факторы, побуждающие человека изменить работу:

  • объективные – физическое состояние, изменение места жительства, военная служба, учёба, рождение ребёнка и т.д.;
  • объективно-субъективные – условия труда, невозможность профессионального роста;
  • субъективные – психологический климат.

Мотивами педагогической деятельности могут быть:

  1. Познавательный интерес.

  1. Стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности.
  1. Чувство долга и ответственности.
  2. Стремление избежать нарекания со стороны старших.
  3. Желание получить похвалу.
  4. Понимание необходимости подготовки к успешному поведению итогов работы.

Мотивы характеризуются количественно: 1) сильные; 2) слабые.

Мотивы характеризуются качественно: 1) внутренние; 2) внешние.

Мотив может быть:

внутренний, ведущий, доминантный в педагогической деятельности. Этот мотив и цель совпадают. Педагоги работают увлеченно, продуктивно с самоудовлетворением, имеют признание коллег, поощрения. Это означает мотивацию успеха. Это – положительный мотив.

внешний, ситуативный мотив. Педагоги работают в нервном напряжении, тягостно, не имеют хороших результатов, с целью избежать осуждения и наказания – мотив избегания, боязни неудач. Это – отрицательный мотив.

Внутренняя мотивация – если для личности профессиональная деятельность важна сама по себе, например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения.

Внешняя мотивация – если для человека значимы социальный престиж, зарплата, мнение окружающих и др., т. е. потребности, внешние по отношению к содержанию самой деятельности.

Внешние мотивы делятся на 1) положительные (+) и 2) отрицательные (-).

К «+» относят мотивы успеха, достижения цели: позитивные.

7.Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

Мотивы характеризуются качественно: 1) внутренние; 2) внешние.

Мотив может быть:

внутренний, ведущий, доминантный в педагогической деятельности. Этот мотив и цель совпадают. Педагоги работают увлеченно, продуктивно с самоудовлетворением, имеют признание коллег, поощрения. Это означает мотивацию успеха. Это – положительный мотив.

внешний, ситуативный мотив. Педагоги работают в нервном напряжении, тягостно, не имеют хороших результатов, с целью избежать осуждения и наказания – мотив избегания, боязни неудач. Это – отрицательный мотив.

Внутренняя мотивация – если для личности профессиональная деятельность важна сама по себе, например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения.

Внешняя мотивация – если для человека значимы социальный престиж, зарплата, мнение окружающих и др., т. е. потребности, внешние по отношению к содержанию самой деятельности.

Внешние мотивы делятся на 1) положительные (+) и 2) отрицательные (-).

К «+» относят мотивы успеха, достижения цели: позитивные.

К «–» относят мотивы избегания, боязни неудачи; защиты: негативные.

Толчком к любой деятельности, к учебе могут стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей.

Мотивация успеха (достижения цели) носит «+» характер. Действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных положительных результатов. Личностная активность зависит от потребности в достижении успеха. Люди – активны, инициативны. Если встречаются препятствия – они ищут пути их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если и рискуют, то расчётливо. Педагоги – работают увлечённо, творчески, продуктивно, заслуживают признание учеников и коллег.

Мотивация боязни неудачи (избегания, защиты) носит «–» характер. Человек, прежде всего, стремится избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий определяет его деятельность. Ещё ничего не сделав, человек уже боится провала. Думает о том, как его избежать, а не о том, как добиться успеха. Люди малоинициативные. Избегают ответственных заданий, ищут причины отказа от них. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на менее отдалённые промежутки времени. При неудачах работа теряет для них привлекательность. Педагоги – работают тягостно, с нервным напряжением, не имеют хороших результатов.

8.Педагогические ценности и их классификация.

Ценностный подход в педагогической деятельности.

Аксиология – греч. axia – ценность, logos –учение, слово. Аксиология – это философское исследование природы ценностей. Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами в педагогике выполняет аксиологический (ценностный ) подход. Он как мост меду теорией и практикой.

Ценностный или аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, в которой человек рассматривается как высшая ценность общества и как самоцель общественного развития.

Аксиологические (ценностные) принципы в сфере образования:

1) Равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей.

2) Равнозначность традиций, творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого, открытий в настоящем и будущем.

3) Равенство людей, диалог вместо безразличия и отрицания друг друга.

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. При этом важна идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности – это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами социальной и профессиональной активности на достижения гуманистических идей.

Ценностные ориентации – одна из главных характеристик личности, а их развитие – одна из основных задач гуманистической педагогики.

Педагогические ценности (ПЦ) – представляют нормы, регламентирующие педагогическую деятельностью, выступающие как познавательная система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности, ПЦ трансформируются. Например, объяснительно-иллюстративные теории обучения сменяются проблемно-развивающими.

Восприятие и привлечение ценностей в педагогический процесс определяются личностью педагога, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация ПЦ:

I. ПЦ различают по уровню существования:

  1. Социально – педагогические – отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это – идеи, представления, традиции, нормы, правила, регламентирующие деятельность общества в сфере образования.

  2. Групповые педагогические – идеи, теории, нормы, реализующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Их совокупность имеет целостный характер, обладает стабильностью и постоянством.
  3. Личностно – педагогические – отражают цели, мотивы, идеалы, установки, и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его педагогических ориентаций.

Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций содержит эмоционально – волевые компоненты, играющие роль его внутреннего ориентира. В нем суммированы:

а) социально – педагогические

б) профессионально – групповые

в) индивидуально – личностные системы ПЦ.

II. По предметному содержанию:

1) Ценности – цели – самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда педагога, его социальную значимость, возможность самоутверждаться. Служат основанием развития личности преподавателя и учащихся. Отражают государственную политику в области образования и уровень развития педагогической науки.

2) Ценности – средства – формируются в результате овладения теоретической методологией, педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности – средства делятся:

а) Ценности – отношения – обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействие с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задаёт способ взаимоотношений педагога и студента, отличающихся гуманистической направленностью.

б) Ценности – качества – имеют более высокий ранг. В них проявляются личностно – профессиональные характеристики педагога. К их числу относят личностные, статусно–ролевые, профессионально–деятельностные качества.

в) Ценности – знания – определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей, принципов построения и функционирования образовательных процессов.

Все эти группы образуют единую аксиологическую модель: ценности – цели определяют ценности – средства, ценности – отношения зависят от ценностей – качеств и ценностей – знаний, т. е. они функционируют как единое целое.