Отчет по педагогической практике (Психология)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Липецкий государственный педагогический университет

Факультет Технология и предпринимательство

Кафедра профессионально педагогической культуры специалиста

Выполнил: студент 5 курса ДО гр.53 ПОА

Руководитель: Ляхов Игорь Дмитриевич

Липецк 2012

Введение

Цель: данная работа является выявлением взаимосвязи между личностными особенностями учащихся.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  1. Изучить литературу по данному вопросу;
  2. Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;
  3. Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы установить наличие (или отсутствие) данной связи.

Объектом исследования является группа учащихся 9-го класса средней школы. Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся и их личностные особенности.

Методы исследования:

  • социометрическое исследование;
  • дифференциально-диагностический опросник Климова;
  • исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн;
  • определение направленности личности по методике Б. Басса;
  • исследование познавательных интересов Ђ(по Е.А. Климову).

1 Этап. Социально-психологическая характеристика классной группы

Цель: определение положения члена группы в межличностных отношениях, количества микрогрупп в коллективе.

7 стр., 3380 слов

Темы исследований (на базе методики 16-PF Кеттелла)

... по проведенному исследованию. Темы исследований (на базе методики 16-PF Кеттелла ... исследования. Объект и предмет исследования в направлении подготовки «психолого-педагогическое образование». 2. Цели психологического исследования. Цели и задачи исследования ... учащихся. 5. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды. Литература: Основная Оконешникова О. Н. Научное исследование ...

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил бы?

А кого пригласил бы на день рождения в последнюю очередь?

Кому ты доверишь свою тайну?

Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!"

Ход проведения

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора).

Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии человек, которым он отдает свои выборы. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым).

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется Социоматрица.

Социоматрица — состоит: по горизонтали — указывается, кто выбирает (j -члены), из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке; по вертикали — кого выбирают (i — члены) из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке. Суммирование результатов по строкам показывает, сколько раз каждый из членов группы выбрал и отверг в опросе других членов. Суммирование по столбцам показывает, сколько раз каждый из членов группы выбран либо отвергнут другими.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Бирюков Ю. отдал свой выбор в эксперименте по первому или третьему критерию (+) Губину А., то «+» ставится на пересечении первой строки и третьего столбца. Если Бирюков отдал свой выбор в эксперименте по второму и четвертому критерию (-) Коршеву В., то «-» ставится на пересечении первой строки и пятого столбца. Нуль «0» ставится в том случае, если испытуемым не выбран никто — безразличие. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Кто

Выбирает (j)

Кого выбирают (i)

Число

отданных

выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

N

E

j=1

1

Бирюков Ю.

0

+

2+

+

-

2+

0

2-

-

2+

8

4

12

2

Голубых И.

0

0

+

0

0

+

0

2-

0

0

2

2

4

3

Губин А.

2+

+

0

+

+

2+

0

2-

2-

2+

9

4

13

4

Иванов В.

+

0

+

0

0

+

0

-

-

0

3

2

5

5

Коршев В.

2+

0

2+

0

0

+

+

0

-

-

7

1

8

6

Кулигин А.

2+

0

2+

+

0

0

+

+

-

0

7

1

8

7

Лукин Д.

2-

0

+

0

0

+

0

0

+

2-

3

4

7

8

Рогачев М.

0

0

0

+

0

-

0

0

+

-

2

2

4

9

Стариков Д.

-

-

+

+

0

-

0

+

0

+

4

3

7

10

Шимансков А.

+

+

2+

2+

0

+

0

2-

0

0

7

2

9

Число

полу-

ченных

выборов

+

8

3

12

7

1

9

2

2

3

5

52

-

3

1

0

0

1

2

0

9

5

4

25

N

E

i=1

11

4

12

7

2

11

2

11

8

9

77

Получено

взаимных выборов

4

1

6

3

1

4

1

1

1

2

Взаимный выбор

Число взаимных выборов: 34

  1. Бирюков (2) — Губин (2)
  2. Бирюков (1) — Иванов (1)
  3. Бирюков (2) — Кулигин (2)
  4. Бирюков (2) — Шимансков (1)
  5. Губин (1) — Голубых (1)
  6. Губин (1) — Иванов (1)
  7. Губин (1) — Коршев (2)
  8. Губин (2) — Кулигин (2)
  9. Губин (2) — Шимансков (2)
  10. Иванов (1) — Кулигин (1)
  11. Лукин (1) — Кулигин (1)
  12. Рогачев (1) — Стариков (1)

Выделяется одна микрогруппа состоящая из четырех человек:

Социограмма — схематическое изображение реакций испытуемых друг на друга при ответе по критерию.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам

социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Лидер»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

К = 52: 10 = 5,2

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Лидер» — Губин А.;

«Предпочитаемые» — Кулигин А., Бирюков Ю., Иванов В.;

«Принятые» — Шимансков А.;

«Непринятые» — Голубых И., Стариков Д.;

«Отвергнутые» — Лукин Д., Коршев В., Рогачев М.

Социометрические индексы — характеризуют те явления взаимодействия, которые мы анализировали с помощью социоматриц и социограмм. Но эта характеристика задается уже некоторым значением, знак и размеры которого указывают на характер и степень развития изучаемого свойства.

Групповые социометрические индексы (ГСИ) дают числовые характеристики социометрической конфигурации в целом. Наиболее важными являются:

Индекс социометрического статуса

Социометрический статус — характеристика объекта коммуникаций.

где N — число членов группы

Социометрический статус может быть как положительным, так и отрицательным. В зависимости от того, какую сумму выборов ставим в числитель- положительную или отрицательную, — получаем соответствующую величину социометрического статуса.

Фамилия Имя

положительный социометрический

статус i-члена

Отрицательный социометрический

статус i-члена

Бирюков Ю.

0,89

0,33

Голубых И.

0,33

0,11

Губин А.

1,33

0

Иванов В.

0,78

0

Коршев В.

0,11

0,11

Кулигин А.

1

0,23

Лукин Д.

0,23

0

Рогачев М.

0,23

1

Стариков Д.

0,33

0,56

Шимансков А.

0,56

0,44

Вывод: Наибольший положительный социометрический статус, который указывает на благоприятную позицию лица в группе наблюдается у — Губина Александра (1,33), а отрицательный, который указывает на неблагоприятную позицию лица в группе у — Рогачева Михаила (1).

Индекс эмоциональной экспансивности

Эмоциональная экспансивность характеризует стремление каждого j-члена выбирать других. Экспансивность отражает потребности личности в общении, в совместной деятельности, сотрудничестве, привязанностях, сочувствии.

Так же, как и в случае с предыдущим индексом, экспансивность рассчитывается как по положительным, так и по отрицательным выборам:

,

N

где E — знак суммирования по строкам матрицы;

j=1

R+j — положительные выборы, отданные j-членом в группу.

N

где E — знак суммирования по строкам матрицы;

j=1

R -j — отрицательные выборы, отданные j-членом в группу.

Фамилия Имя

Положительная

экспансивность

j-членом

Отрицательная экспансивность

j-членом

Эмоциональная экспансивность

j-членом

Бирюков Ю.

1,18

0,6

1,24

Голубых И.

0,1

0,1

0,2

Губин А.

1,4

0,59

1,99

Иванов В.

0,19

0,12

0,31

Коршев В.

0,7

0,1

0,8

Кулигин А.

0,7

0,1

0,8

Лукин Д.

0,25

0,34

0,59

Рогачев М.

0,1

0,1

0,2

Стариков Д.

0,34

0,25

0,59

Шимансков А.

0,78

0,2

0,98

Вывод: Наибольшая положительная экспансивность наблюдается — у Губина Александра. Наименьшая положительная экспансивность — у Голубых Ивана и Рогачева Михаила. Наибольшая отрицательная экспансивность наблюдается у — Бирюкова Юрия.

Индекс групповой сплоченности

Индекс групповой сплоченности в группе показывает, насколько взаимны симпатии в группе.

Индекс взаимности (сплоченности в группе) [G] вычисляется по следующей формуле:

В нашем случае [G] = (24:77)х100% = 31%. Данный показатель свидетельствует о недостаточной сплоченности в группе.

Общий вывод: проведенная социометрия выявила, что в исследуемом классе большинство учащихся имеют положительный социометрический статус. Недостаточный уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межлич­ностных отношений, их неудовлетворенность в общении.

На основании таблицы и рисунков можно сказать о характере отношений, существующих в классе, то есть свидетельствует о том, что выделяется одна микрогруппа в составе четырех человек, и остальные.

Лидером группы является — Губин А.; Предпочитаемые — Кулигин А., Бирюков Ю., Иванов В.; Принятые — Шимансков А.; Непринятые — Голубых И., Стариков Д.; Отвергнутые — Лукин Д., Коршев В., Рогачев М.

2 Этап. Социально-психологическая характеристика микрогруппы

Цель: изучить межличностные отношения в микрогруппе.

В 9 классе выделяется только одна микрогруппа состоящая из 4 человек:

1. Бирюков Юрий — 15 лет

2. Губин Александр — 15 лет

3. Иванов Владимир — 14 лет

4. Кулигин Антон — 15 лет

«Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» — все технические профессии.

III. «Человек-человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек — художественный образ» — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20−30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

1a

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.).

Или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Бирюков Ю. — «человек — техника» (8б)

Губин А. — «человек — техника» (7б)

Иванов В. — «человек — человек» (7б)

Кулигин А. — «человек — человек» (7б)

Вывод: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее профессиональными интересами. А именно, для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек — человек» характерна эмоциональная неустойчивость. Если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек — техника», то для них были свойственны дипломатичность, жесткость, подверженность чувствам.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902−1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

Проведение теста

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя".

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
    1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    3. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Показатели уровней притязаний, самооценки и степени расхождения между уровнями

п/п

«Здо-ровье»

«Ум»

«Харак-тер»

«Авто-ритет у сверст-ников»

«Умелые руки»

«Внеш-ность»

«Уверен-ность в себе»

Средн. Балл

1.Бирюков Ю.

76

63

13

85

70

15

70

62

8

88

77

11

86

66

20

86

82

4

80

74

6

83

72

11

2.Губин А.

94

84

10

92

88

4

85

76

9

93

89

5

88

83

5

94

88

6

87

81

7

89

84

6

3.Иванов В.

85

72

13

83

77

6

82

74

8

87

69

18

84

67

17

88

81

7

78

71

7

84

73

11

4.Кулигин А.

72

56

16

77

52

25

76

68

8

80

66

14

52

46

6

61

56

5

82

70

12

71

60

12

Параметр

Количественная характеристика (балл)

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60−74

75−89

90−100

Уровень самооценки

Менее 45

45−59

60−74

75−100

Вывод: данное исследование показывает, что в данной микрогруппе Бирюков Ю., Губин А., Иванов В. — имеют высокий уровень притязаний (75−89), а Кулигин А. — имеет средний уровень притязаний (60−74) — это подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Тем временем уровень самооценки у Бирюкова Ю., Иванова В., Кулигина А. — высокий (60−74) удостоверяет адекватную самооценку, а у Губина А. — очень высокий (84), что свидетельствует о завышенной самооценке.

Определение направленности личности (б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1−27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Анкета

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В. Сознания того, что меня окружают друзья.
  2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды.
  3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  4. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе; Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
  5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности Б. Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми.
  6. Лучшими друзьями я считаю тех: А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни.
  7. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается; Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют.
  8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
  9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
  10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: А. Добился успеха в жизни; Б. По-настоящему увлечен своим делом; В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  11. В первую очередь школа должна: А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
  12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; В. Для своих любимых дел и самообразования.
  13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
  14. Я люблю, когда: А. Другие люди меня ценят; Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями.
  15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать; Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
  16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
  17. Для меня нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; В. Потеря друзей.
  18. Больше всего я ценю: А. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы; В. Здравый практичный ум и смекалку.
  19. Я не люблю людей, которые: А. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют; В. Возражают против всего нового.
  20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
  21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: А. Доступным; Б. Авторитетным; В. Требовательным.
  22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; В. О последних достижениях науки и техники.
  23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом.
  24. Мне бы хотелось: А. Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе; В. Организовать конкурс и руководить им.
  25. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели.
  26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
  27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ

Я

О

Д

Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

А

В

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В

Фамилия Имя

Я

О

Д

Бирюков Ю.

29

28

24

Губин А.

28

24

29

Иванов В.

34

20

27

Кулигин А.

25

25

31

Вывод: данная методика позволяет определить направленность личности, в связи с этим было проведено анкетирование, которое показало у Бирюкова Ю. и Иванова В. направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, у Губина А. и Кулигина А. направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Исследование познавательных интересов (Карта интересов по е.А. Климову)

Инструкция: Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите -1, ну, а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте -2. После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков.

Текст опросника

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
  2. Посещать уроки географии, читать литературу по географии.
  3. Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.
  4. Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.
  5. Заниматься домоводством: готовить, шить, приводить в порядок мебель и одежду.
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
  7. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.
  8. Читать техническую литературу, журналы.
  9. Разбираться в электрических и электронных схемах.
  10. Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т. д.)
  11. Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.
  12. Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.
  13. По возможности работать на стройках (во время летних каникул).
  14. Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.
  15. Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.
  16. Посещать уроки истории в школе.
  17. Самостоятельно писать стихи и прозу.
  18. Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.
  19. Интересоваться закономерностями развития общества.
  20. Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.
  21. Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.
  22. Работать в сфере обслуживания.
  23. Читать дополнительную литературу по математике.
  24. Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
  25. Посещать курсы иностранных языков.
  26. Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве.
  27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино.
  28. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.
  29. Посещать спортивные секции.
  30. Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.
  31. Знакомиться с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам.
  32. Посещать геологические музеи.
  33. Посещать уроки анатомии и физиологии человека.
  34. Знакомиться с работой предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.).
  35. Изучать физические явления и законы.
  36. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.
  37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).
  38. Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.
  39. Посещать кружки по обработке дерева, металлов.
  40. Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.
  41. Читать научно-популярную литературу по психологии.
  42. Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.
  43. Интересоваться историей развития разных видов транспорта.
  44. Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.
  45. Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.
  46. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.
  47. Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.
  48. Посещать факультативные занятия по обществознанию.
  49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.
  50. Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.
  51. Помогать покупателям выбирать покупку в магазине.
  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.
  53. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
  54. Учить второй иностранный язык дополнительно.
  55. Читать книги об изобразительном искусстве.
  56. Посещать творческие вечера-встречи с актерами.
  57. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
  58. Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.
  59. Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.
  60. Смотреть телепередачи о разных странах.
  61. Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т. п.).
  62. Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.
  63. Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности.
  64. Проводить опыты по физике.
  65. Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.
  66. Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).
  67. Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.
  68. Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов.
  69. Заниматься информатикой дополнительно.
  70. Посещать психологический кружок.
  71. Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.
  72. Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.
  73. Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.
  74. Смотреть исторические фильмы, телепередачи.
  75. Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.
  76. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
  77. Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции в развитии разных явлений общественной жизни.
  78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).
  79. Выяснять причины противоправного поведения людей.
  80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о конкурсах в сфере обслуживания.
  81. Посещать дополнительные занятия по математике.
  82. Читать сообщения на экономические темы в печати.
  83. Читать книги на иностранном языке дополнительно.
  84. Посещать художественные выставки.
  85. Посещать театры.
  86. Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки.
  87. Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.
  88. Смотреть телепередачи о животных и растениях.
  89. Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические сведения, изучать закономерности.
  90. Участвовать в геологических экспедициях.
  91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.
  92. Опробовать рецепты приготовления пищи.
  93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
  94. Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.
  95. Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.
  96. Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т. п.).
  97. Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.
  98. Посещать уроки информатики в школе.
  99. Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.
  100. Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т. д.).
  101. Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т. п.)
  102. Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.
  103. Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.
  104. Писать классные или домашние сочинения по литературе.
  105. Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т. п.
  106. Читать литературу по философии, социологии.
  107. Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.
  108. Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.
  109. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия.
  110. Решать сложные задачи по математике.
  111. Интересоваться вопросами экономической географии.
  112. Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.
  113. Рисовать дома для удовольствия.
  114. Выступать на сцене перед зрителями.
  115. Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке.
  116. Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.
  117. Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.
  118. Участвовать в географических экспедициях, походах.
  119. Собирать коллекции минералов.
  120. Ухаживать за больными, оказывать им помощь.
  121. Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды.
  122. Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.
  123. Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т. п.)
  124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.
  125. Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.
  126. Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения.
  127. Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.
  128. Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.
  129. Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т. д.)
  130. Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.
  131. Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.
  132. Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.
  133. Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.
  134. Писать статьи в газеты, журналы.
  135. Интересоваться историей философской мысли.
  136. Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
  137. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
  138. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете.
  139. Участвовать в математических олимпиадах.
  140. Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.
  141. Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.
  142. Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу.
  143. Заниматься в театральной студии.
  144. Слушать классическую музыку.
  145. Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.

Фамилия Имя

Информатика

Литература

Спорт, Физкультура

Химия

ИЗО

Бирюков Ю.

+9

-9

+8

-3

0

Губин А.

-2

-6

+8

-8

-5

Иванов В,

+4

-5

+10

-4

-10

Кулигин А.

+6

-7

+7

-8

-4

Вывод: проведя тест по Климову, можно сказать, что в микрогруппе больше склонны к физкультуре, спорту и информационным технологиям, и меньше хотят себя посветит в таких направлениях, как литература, химия и изобразительное искусство.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты:

1) Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее профессиональные интересы. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу профессий типа «человек — человек» отличались эмоциональной неустойчивостью. Если учащиеся выбирали тип «человек — техника», то они отличались дипломатичностью, жесткостью, подверженностью чувствам.

2) На профессиональные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек -человек», то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.

3) В результате исследования персональных социометрических статусов, было выявлено, что характер взаимоотношений микрогруппы с классным коллективом является благополучным.

4) Полученные данные с мнением классного руководителя — совпадают.

Приложение

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector