На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие – отвергаемыми.

Билет №23

1. Дошкольный возраст. Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками. Процесс дифференциации детских коллективов.

2. Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах.

3. Технологии развития связной речи: обучение рассказыванию по картине, рассказывание по игрушкам, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

1. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы».

От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около шести. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребёнку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырёхлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трёх этапов развития общения детей.

Первая из них – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2-4 года). В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В этом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

Третья форма общения – внеситуативно-деловая. (6-7 лет).

Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие – отвергаемыми.

К старшему дошкольному возрасту происходит явная диф­ференциация детей по их положению в группе: одни дети ста­новятся более предпочитаемыми для большинства сверстни­ков, другие не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут стоять са­мые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и призна­нии сверстников, признание взрослого, способность удовлет­ворять коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению и др.

Следует отметить, что структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личност­ные характеристики, во многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя.

2. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня: В утренние и вечерние часы На прогулке

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

• Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья

• Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

• Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

• Формирование у детей положительного отношения к труду.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.

В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество (вариант 1).

Возможен и другой путь (вариант 2), когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

10 стр., 4672 слов

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...

... психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы. Цель исследования: выявить проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы. Задачи исследования: 1. ... возможность достижения человеком наивысших результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми. [13] В психолого-педагогических ...

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня

Различные виды игр дидактические, развивающие, музыкальные, подвижные Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно — конструктивные;

Наблюдения (в центре природы, на прогулке за объектами и явлениями природы)

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия,

Беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

3. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

14 стр., 6974 слов

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего ...

... движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Актуальность ... речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок ...

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация).

В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

· наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.