Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

Понятия гендер и пол; различие между полом и гендером

Пол описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Биологический пол основан на генах, определяющих половую дифференцировку организма, гонадах (половых железах), половых гормонах, внутренних и наружных гениталиях. К биологическим характеристикам относят также половой диморфизм структур тела, в частности, нейроанатомии мозга. Гормональные, нейроанатомические и морфологические половые характеристики оказывают влияние на психологию и поведение своих носителей. В последние годы появилось много работ, написанных в русле эволюционной антропологии, этологии человека и эволюционной психологии, предлагающих при обсуждении поведения человека учитывать биологические различия между полами.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те гендерные особенности поведения, которые определяют отношение с другими людьми: друзьями, коллегами по работе, одноклассниками по месту учёбы, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии под этим термином понимают психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин. Ш. Берн и некоторые другие исследователи применяют понятие «гендер» в более узком смысле, обозначая им «социальный пол». При этом считается, что гендер — это «социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества». Они означают «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к „правильному“ мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка и взрослого».

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом.

5 стр., 2093 слов

Современные теории гендера и актуализация гендерного подхода в теории и практике социальной работы

... должен меняться. Литература Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. СПб., 2007. Воронина О.А. Социокультурные ... гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая ...

Структура гендерной психологии представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей женского и мужского пола, это различия в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, поведенческой и других сферах личности. В разделе гендерной социализации преимущественно анализируется роль социальных институтов в полоролевом развитии девочек и мальчиков, женщин и мужчин. Основными понятиями являются половые роли и адекватность их исполнения.

Основная задача гендерной психологии — познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей, как субъектов — носителей, выразителей и создателей гендерных характеристик, ро­лей и статусов. Также задачи гендерной психологии связаны с институциализацией ее как области научного знания и учебной дисциплины, то есть чет­кого определения предмета исследования, конкретизации направле­ний развития, обоснования адекватных методических приемов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных. Исследования гендерной психологии призваны показать механиз­мы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изме­нения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных пре­образований.

В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.

— первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий.

— второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии.

— третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... которые с каждым годом становятся всё более актуальными – психология мужчины и психология женщины. Различия между мужчиной и женщиной в большей степени влияние времени, истории развития человечества. ... ограничения, однако глубокие биологические различия налицо, – подчеркивает Шмит. – Гендерные различия проявляются еще в детстве – например, дети мужского пола предпочитают играть с игрушками для ...

В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.

Первый этап формирования гендерной психологии (от античных времен до кон. XIX в.).

В античные времена Платон ввел понятие «андрогины», высказал идеи о дополнительности и равноправии полов, о нормах семейно-брачных отношений, но его взгляды отличаются противоречивым отношением к женщине. Аристотель проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем и женой в семье, высказал идеи об ограничении народонаселения, разделении труда между полами.

В эпоху Возрождения Томас Мор писал о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и обучению, а также их лидерских способностей и рассматривал проблему отношений полов. Томмазо Кампанелла выступил сторонником обезличивания сексуальных отношений и регламентации, ролей мужчин и женщин.

В Новое время Жан-Жак Руссо высказал мысль о сочетании подобия и различия полов, представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин и рассмотрел взаимоотношения в браке. Иммануил Кант разделил мужчин и женщин по участию в политической жизни и характеристикам личности и поведения. Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах.

16 стр., 7822 слов

Психология как наука 4

... представителей различных возрастных групп. Дифференциальная психология- отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология- отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного ... названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита ...

Второй этап формирования гендерной психологии (кон. XIX в. — нач. XX в.).Этот этап характеризовался формированием предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии. Этому способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психологии: русского ученого П, Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых — быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.

Настоящим пионером новой отрасли психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.

18 стр., 8756 слов

Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости

... , что время феминных мужчин все-таки пройдет и женщина опять сможет стать слабой. Библиографический список: 1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т ... заботиться о своей семье. Изучением данного направления гендерной психологии занимались: Талкота Парсонс и Роберт Бейлз, создавшие теорию, дифференцирующую мужские и женские роли в ...

К концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и ее. основных разделах: психологии половых различий, психологии женщины, гендерной социализации и сексуальной социализации. Были начаты экспериментальные исследования.

Третий этап (начало XX в. — 1930-е гг.) носит название психоаналитического и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины.

В 1920—1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда).

Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране.

Четвертый период (1960−1980-е гг.) — это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогинии л гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин).

8 стр., 3683 слов

Основы гендерной теории и методологии 2

... мужчин над женщинами. Ещеодной теорией полового развития является теория Кэрол Джиллиген[6],которая провела аналитическое исследование гендерных отличий, основанное наизучении образов, которые мужчины ... » заключен, прежде всего, в идее социального моделированияили конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. Вобществе возникает система норм поведения, предписывающая ...

В 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии).

Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградско-петербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране.

7. Концепция гендера в психодинамических теориях. Каковы взгляды 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга и К. Хорни на формирование гендерной идентичности мужчин и женщин?

Понятие гендерной идентичности от­сутствует в традиционном психоанализе. В своей теории З. Фрейд использовал только термин «психосексуальность», которым подчеркивал неразрывную связь сексуальной и психической жизни. Он рассматривал половое развитие не как одну из сторон психического развития, а представил его главным стержнем, движущей силой развития психики и формирования личности мужчины и женщины. Психоанализ постулирует универсальные мужские и женские свойства, а также механизмы и стадии (психосексуальные) формирования мужского и женского характеров, которые диаметрально противоположны по своим качествам.

К.Г. Юнг не использовал термин идентичность в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией. «Индивидуация — заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью». Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или как «самоосуществление». Индивидуация дополняет собой внешний процесс социализации (адаптации к миру) внутренним моментом адаптации к самому себе. Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество персонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы.

9 стр., 4100 слов

Схемы соцl

... объект. В современных социологических теориях оно предстает как межличностная, межиндивидуальная реальность, социальное поле межличностных взаимодействий. Л. ... культуры человечества. человеческое достоинство по отношению к женщине Современная социология XX в. Социология 20 ... Броня, характеристическая структура личности, сексуальная экономика, оргон. Схемы соцl - Стр 2 Используемая литература: //ru ...

А. Адлер — важность мужского начала в современной культуре всячески подчеркивается. В настоящее время имеет место постоянное стремление мужчин к господству над женщинами и, соответственно, неудовлетворенность господством мужчин со стороны женщин. Мужчины с детства уверены: им предстоит играть более важную роль. Они толкуют эту уверенность как безусловную обязанность. Девочкам каждый день объясняют, что они менее способны, нежели чем мальчики, и могут заниматься лишь самой простой работой. Рано или поздно их удается убедить.

К. Хорни, яркий представитель классического психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов от зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание «отнимать» у мужчины, а не получать. Т. е. подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности. Итогом взаимного приспособления полов, согласно К. Хорни, может быть не любовь и привязанность, а смягчение антагонизма и сосуществование.

Концепция гендера в теории социального научения, теории половой типизации и в теории когнитивного развития.

Авторы теории социального научения, К. Басси и А. Бандура утверждают, что поло-ролевое поведение человека в значительной мере формируется положительными и отрицательными подкреплениями из внешней среды. В развитии поло-ролевого поведения многое зависит от родителей, которым ребенок пытается подражать, и подкреплений, которые они дают ребенку: положительное за соответствующее полу поведение, отрицательное за не соответствующее. К трем годам гендерная идентификация упрочивается. Ребенок с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией).

В это время он начинает замечать, что мужчины и женщины выглядят и ведут себя по-разному, интересуются разными вещами. Результатом такого наблюдения является подражание своим гендерным моделям. В дальнейшем гендерную идентификацию обуславливают два механизма — дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление означает вознаграждение за поведение соответствующее гендеру и наказание, за несоответствующее. Освоение гендерной роли — это процесс, который продолжается всю жизнь и отражает влияние внешних обстоятельств и переживаемый опыт. На протяжении всего жизненного пути материалом для построения гендерно-ролевой идентичности служит вся система того, что в данной культуре связано с понятиями «мужественность» и «женственность».

Теория когнитивного развития не отрицает значения подкрепления, но главным в формировании гендерной идентичности считает получаемую ребенком от взрослых информацию о поло-ролевом поведении и понимании им своей половой принадлежности и ее необратимости. Л. Корберг, автор данной теории пришел к следующим выводам: вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у индивида в сознании в виде гендерных схем. В них содержится все, что конкретный индивид знает о гендере. Процесс формирования гендерных схем начинается в раннем возрасте. Чтобы свести многообразный внешний мир к воспринимаемой форме, человек распределяет ее по категориям, формируя особые когнитивные структуры, схемы. Эти схемы руководят процессом обработки информации (восприятие, хранение, воспроизведение, оценка).

В настоящее время в социальной психологии стереотипы рассматриваются как когнитивные схемы. В обществе, где традиционно сложились различные социальные роли мужчин и женщин, сохраняется тенденция предполагать у них наличие различных психологических качеств и возможностей. Таким образом, гендерные стереотипы выступают здесь в качестве гендерных схем, когнитивных категорий гендера в следующей последовательности:

· сначала ребенок узнает, что существует два пола (две категории);

· затем он включает себя в одну из категорий (мужскую или женскую);

· на основе самоопределения (мужчина/женщина) руководит своим поведением, выбирая и предпочитая соответствующие формы поведения.

Другое современное направление, которое получило в 70-е годы большую популярность за рубежом и существенно повлияло на понимание гендерной идентичности — это теория половых ролей Сандры Бем. В ней переплетаются концепция когнитивного развития Л. Колберга и теория социального научения. В своей теории С. Бем показывает значение общества и культуры как основного фактора при формировании поло-ролевых представлений, а так же формирование когнитивных структур, обеспечивающих постоянство соответствия гендерной роли субъекта и его пола. Согласно мнению С. Бем, маскулинность и фемининность не противопоставлены друг другу. Человек может обладать одновременно и теми и другими чертами. С. Бем разработала поло-ролевой опросник, позволяющий выявить степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а так же определить тип личности: макулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Бем полагает, что более желательно быть андрогинным, то есть сочетать в себе лучшее из обеих гендерных ролей. Андрогиния — значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессу, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.

9. Концепция гендера в теории «новой психологии пола».

Теория новой психологии пола сформировалась в 1970-е годы на Западе. Основное значение в формировании психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.

На основе теории новой психологии пола Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули утверждение о том, что «пол биологический может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — это пол психологический, социальный, которым усваивается прижизненно». На формирование психологического, социального пола оказывают влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и ожидания.

Теории гендерных различий. Раскройте психологический смысл эволюционной теории пола.

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п.

К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский — в сохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин.

Социокультурный подход предполагает, что различия между иолами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Она разрабатывается известной американской исследовательницей с 1987 г. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.

11. Теории гендерной схемы и линз культуры. На какие психологические теории опирается теория гендерной схемы?

Теория линз культуры и более ранняя теория гендерной схемы посвящены анализу получения знаний о мужском и женском и о формировании всей системы восприятия на основе пола.

Теория гендерной схемы: полотипизация возникает в большей степени из процесса гендерной схематизации, из обобщенной способности части детей кодировать и организовывать информацию — включая информацию о себе — в соответствии с культурными определениями мужского и женского. Теория гендерной схемы предполагает, что полотипизация происходит посредством собственных когнитивных процессов у детей. Однако, далее, теория гендерной схемы предполагает, что процессы гендерной схематизации, в свою очередь, сами происходят из социальной практики дифференцирования по полу.

Таким образом, теория гендерной схемы, как и теория социального научения, предполагает, что половая типизация является результатом научения. А, следовательно, не является неизбежным, неминуемым и не поддающимся изменению явлением.

Согласно теории линз, между личностью и обществом стоит особым образом разработанная в культуре система познания пола. В ее основе лежат скрытые предписания в отношении лиц женского и мужского пола, внедренные в культурные дискурсы, общественные институты, повседневные практики и психику людей, названные С. Бем линзами гендера, которые не только задают ракурс восприятия и осмысления социальной реальности, но и создают саму эту реальность. Линзы гендера усваиваются индивидом в процессе социализации, в результате чего человек начинает воспринимать и оценивать мир, других людей и самого себя культурно-специфическим способом — через призму этих линз, становясь таким образом участником социального воспроизводства и существующей культурной системы, и самих линз гендера.

Всего автором было выделено и описано три линзы.

1. Линза гендерной поляризации (традиция гендерной дифференциации), в соответствии с которой женщины и мужчины считаются фундаментально различными, противоположными друг другу и вместе с тем схожими между собой.

2. Линза андроцентризма, или центрированность на мужчинах и мужском. В соответствии с этой линзой мужчины и мужской опыт рассматриваются как нейтральный стандарт или норма, тогда как женщины и женский опыт — как отклонение от данного стандарта или нормы.

3. Линза биологического эссенциализма, которая логически обосновывает и узаконивает все остальные линзы, представляя их как естественные и неизбежные последствия биологической природы женщин и мужчин. Именно эта линза помогает воспринимать созданное людьми, т. е. культурное, как естественное и неизменное, оправдывая тем самым существующее положение вещей.

Теория гендерной схемы опирается на две теории усвоения поло­вой роли: теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родитель­ских моделей, которым ребенок старается подражать, и от под­креплений, которые дают поведению ребенка родители (положи­тельное — за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за противоположное поведение).

Согласно теории когнитивного развития, в процессе усвоения половой роли главной считается активность самого ребенка, кото­рая проявляется в том, что ребенок узнает о существовании двух по­лов и включает себя в одну из категорий, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы.

12. Что собой представляет феминистская теория? В чем заслуга феминизма как теории?

Феминистская теория в самом общем виде может быть определена как философско-культурологический анализ понятия пола. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире — как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения).

Феминизм возник из признания того, что общество в какой-то мере несправедливо оценивает женщину. Феминизм пытается проанализировать основания и способы угнетения женщин и достичь их освобождения.

В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт гендера — не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку практически проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт «очеловеченного взаимодействия». Согласно теории феминизма, приписывать гендерные представления, присущие культуре, самой «природе человека», его половым характеристикам, — значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархальному типу культуры. Сюда относятся определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактное и технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в феминизме как разновидность проявления отношений власти, поскольку под прикрытием «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию «объективности», складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать «маскулинистской ориентации». В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «другой». Феминисты считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом в принципе тип женской духовности остается невостребованным. Поэтому цель феминизма — выведение женской духовности из «сферы молчания».

Заслуга феминизма как теории состоит в том, что он способствовал развитию и обогащению (расширению границ понятий и методов интерпретации) современных концепций: марксизма, структурализма, экзистенциализма, психоанализа, постмодернизма.

Значение феминистской теории для гендерных исследований заключается в следующем:

1. Феминистская теория дает методологическую основу для концептуализации женской субъективности как иного типа субъективации в культуре. Специфика гендерных исследований при этом состоит в том, что их предметом становится не один (женский) и даже не два (женский и мужской), но как минимум пять типов субъективации в современной культуре (женский, мужской, гомосексуальный, гетеросексуальный и транссексуальный), каждый из которых является специальным предметом гендерных исследований, также выделяющих критерий иного в качестве базового методологического критерия.

2. Если феминистский дискурс непосредственно соотносится с другими философскими
и социальными теориями современности, то гендерные исследования используют в первую очередь методологию феминистской теории и через нее — другие критические дискурсы современности.

3. Для гендерных исследований важна также политическая направленность феминизма, так как гендерные исследования в качестве новой академической дисциплины также стремятся к политической цели — они стремятся к устранению всех типов гендерного неравенства в обществе.

Развитие феминистской теории способствовало возникновению академических курсов в высшей школе США в 70-е гг. XX столетия, что в дальнейшем породило академическую дисциплину (образовательную программу) под названием «женские исследования» (Womens Studies).

Этапы и направления развития феминизма.

Сегодня принято считать, что зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека (правда, некоторые исследователи считают первым феминистом древнегреческого философа Платона).

Именно в эпоху Возрождения появились первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней со стороны общества.

Следующий этап в развитии феминизма связан со временем Великой Французской революции. Провозглашенные ею лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения активизировали стремление женщин к равноправию.

Новый виток в развитии феминизма начался в 60-е годы XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста и формированием контркультурных теорий.

В этот период внутри феминизма сформировались три основных течения: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное.

Либерально-реформистское направление (представленное Бетти Фридан и ее сторонницами по Национальной Организации Женщин) во многом продолжало идеи, разрабатываемые в эпоху Просвещения и, позднее, М. Уолстоункрафт и Дж.Ст.Миллем. Причину неравноправия женщин либеральные феминистки видели в отсутствии у женщин определенных гражданских и юридических прав. Соответственно, способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы.

Социалистическое течение (Зилла Айзенстайн, Линда Гордон, Мэри О’Брайен и др.) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основными причинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность и классовая структура общества. Социалистические феминистки настаивали именно на необходимости вычленения из проблем классовых и общесоциальных — собственно женских проблем.

Наиболее ярким и влиятельным по своим идеям стало радикальное направление (Кейт Миллетт, Суламифь Файерстоун, Андрея Дворкин, Кристина Дельфи, Мэри Доили и др.), которое обратилось к поискам общего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, является патриархат — система мужского доминирования над женщинами.

В настоящее время эти три течения не существуют в столь явном виде, как это было в 60-е годы. Кроме того, появились и новые направления:

— «культурный» феминизм, теоретики которого выступают за развитие сепаратной (от мужчин и маскулинизма) женской культуры;

— «гуманистический» феминизм — его сторонницы и сторонники настаивают на необходимости развития гуманистических акцентов в культуре, в которой учитывались бы как «женские», так и «мужские» интересы, равноценными признавались «феминные» и «маскулинные» качества;

— «черный», т. е. негритянский американский феминизм;

— многочисленные феминизмы с национальной окраской — латиноамериканский, африканский, мусульманский и др. — в которых положение женщин анализируется не только через категорию пола, но и через категорию расы и национальности.

14. Каким образом проблема идентичности рассматривалась представителями психоаналитической, интеракционистской, когнитивистской, социально-конструкционистской ориентации?

В психоаналитическом направлении под идентичностью понимается структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности. Идентичность рассматривается как сложное личностное образование, состоящее из трех уровней: индивидного (результат осознания человеком себя как относительно неизменной данности), личностного (ощущение собственной неповторимости) и социального (осознание себя частью группы).

Формирование идентичности происходит посредством серии идентификаций (отождествлений), оно представляет собой серию выборов в ходе осознания и принятия данных о себе.

Представители символического интеракционизма определяют идентичность как субъективное представление о себе, самосознание личности, складывающееся из реакций на мнение о нем окружающих. Основное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека, как он сам видит себя и как соотносятся эти два процесса. Интеракционисты выделяют два компонента идентичности: самоидентичность (то, как человек воспринимает свою социальную позицию) и социальная идентичность (точка зрения других на социальную позицию человека).

Идентичность формируется в ходе социального взаимодействия, а также усвоения социальных ролей.

Представители когнитивного подхода говорят об идентичности как о когнитивной системе, которая выполняет роль регуляции поведения. Идентичность относится к области Я-имиджа или Я-концепции, связана с установкой человека на себя как на объект. Она представляется как иерархия моделей, включающая в себя социальные и индивидуальные характеристики, Я-имиджи. Основными механизмами формирования идентичности признаются категоризация и социальное сравнение.

В конструкционистском подходе идентичность понимается как своеобразный компонент процесса социализации, который позволяет установить успешность социализации как таковой. Идентичность — динамическая система конструктов, в которой сосредоточены представления человека о самом себе, сопровождающаяся оценочными и смысловыми проявлениями. Идентичность конструируется, строится на основе понимания своего места в мире.

Модели маскулинности и фемининности.

Маскулинность и фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то — есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности — низкие. Вторая есть результат современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Доминантная маскулинность — это маскулинность мужчин, которым принадлежит власть. Она выражает мужскую власть над женщинами и подчиненными мужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физической силы, склонность к насилию.

В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделяют маргинализированные модели маскулинности, которые существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Основные критерии доминантных моделей фемининности/маскулинности:

• разделяются большинством общества;

• являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется;

• имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, задают границы социально приемлемого поведения.

Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание понятия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность — «настоящая/идеальная» женщина".

20. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. Их типология. Как возникают гендерные стереотипы?

Гендерный стереотип — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы: в основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как жестокий, сильный, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как вежливая, скромная, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Основные характеристики гендерных стереотипов:

1. Эмоционально-оценочный характер.

Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» — как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается». Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.

2. Устойчивость и стабильность.

Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно.

3. Нормативность.

Гендерные стереотипы — нормативны. Они являются социально разделяемыми представлениями о том, какой должен быть «настоящий мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации «настоящая женщина», и даже как им одеваться.

Классификация гендерных стереотипов

Первая группа Вторая группа Третья группа
стереотипы закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. стереотипы, связанные с различиями в содержании труда и видах профессиональной деятельности. стереотипы маскулинности-фемининности, в соответствии с которыми мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование поло­вых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, де­терминировало гендерное неравенство.

Гендерные стереотипы берут начало из многих источников. Их поддерживают традиции, культура, религия и церковь, семейное воспитание, образование, «улица», сверстники, СМИ, взрослые, поп-музыка, искусство и литература и др.

Сексизм, как один из видов социальных гендерных стереотипов.

Сексизм — это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Это дискриминация по признаку пола. Сексизм рассматривается как один из видов социальных гендерных стереотипов, которые основаны на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии.

Сексистские предрассудки и стереотипы не так безопасны, как могло бы показаться, — они с самого детства влияют на сознание и поведение людей, деля их на «своих» и «чужих». Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей, они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое.

Сексистские стереотипы часто носят весьма завуалированный характер и могут быть не выражены явно.

Понятия социализации и гендерной социализации. Психологические механизмы гендерной социализации.

Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этнических, религиозных, психологических и других факторов. Сам человек в процессе социализации играет активную роль.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс, связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной принадлежности к той или иной группе (мужчины/женщины).

Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека. По мере взросления индивид становится более самостоятельным в выборе гендерных ориентиров, моделей, ценностей.

Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола); гендерные схемы (теория гендерной схемы).

В отдельности каждый из этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

Гендерные различия и сходства в свойствах личности, способностях, в социальном поведении.

Высокие оценки по шкале психотизма более характерны для мужчин, чем для женщин. Это значит, что мужчины более склонны к конфликтам и асоциальному поведению, а также к неадекватности эмоциональных проявлений.

Существуют два разных типа морального рассуждения: один базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой — на человеческих отношениях и заботе о ближнем. Первый тип характерен для мужского мышления, второй — для женского. Мужчины часто строят свои рассуждения вокруг прав человека; женщины же рассматривают нравственные проблемы с точки зрения заботы о нуждах других людей. Однако и эти различия не являются абсолютными, так как многие женщины высказывают моральные суждения, руководствуясь приоритетом справедливости, а некоторые мужчины решают нравственные вопросы с точки зрения заботы о людях.

Конформность женщин выше. Это имеет следствием и различия в типе мотивации.

Уже с дошкольного возраста наблюдаются половые различия в агрессивности. У мальчиков больше выражены враждебность, конфликтность. У девочек же этого возраста больше выражены тревожность и незащищенность. Тот факт, что агрессивность у мужчин выше, чем у женщин, установлен во многих исследованиях, хотя некоторые авторы это, казалось бы очевидное, положение оспаривают.

Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям. Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины — социальными.

Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, у мужчин же — зависимостью от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободой самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль.

Мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и автономностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

Мужчины более самоуверенны и независимы, чем женщины, что может проистекать как от более низкой их невротичности, так и от завышенных самооценок. Мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Мужчины проявляют большую склонность к автономии.

Гендерные различия и сходства в способностях. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются.

В то же время, массовые психометрические исследования показывают, что исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают среди победителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-пространственных способностях выражается соотношением 2:1. Диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин.

Во всех видах творческой деятельности число мужчин, добившихся признания, очевидно, превосходит число женщин.

Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.

Гендерные различия и сходства в социальном поведении. Практически во всех обществах социально доминируют мужчины. Мы не знаем ни одного общества, в котором бы женщины управляли мужчинами.

Стиль общения, присущий мужчинам, отражает их главенствующее положение в обществе. В качестве лидеров в тех ситуациях, где нет четкого распределения ролей, они демонстрируют склонность к приказам, в то время как женщины стремятся вести себя демократично. Мужчины склонны к авторитарному руководству и сосредоточению на решаемой задаче, женщины же проявляют себя как социальные лидеры, создающие команды и поддерживающие «командный дух». Мужчины придают большее значение победам, превосходству и доминированию над другими и более склонны к риску. В тех случаях, когда мужчины придерживаются демократического стиля руководства, женщины-руководители оцениваются ничуть не ниже, чем они; если же мужчины демонстрируют авторитарный стиль, женщины-руководители оцениваются ниже. Людям легче смириться с «сильной и решительной» мужской властью, чем с «настойчивой агрессивностью» женщины-руководителя.

Сходства между мужчиной и женщиной

1. Заблуждение о том, что мужчина с Марса, а женщина с Венеры недавно было опровергнуто немецкими учеными, которые доказали что оба пола обязаны своему происхождению планете Земля.

2. Частое рассматривание себя в зеркале. То, что женщина проводит перед отражающей реальный мир вещью гораздо больше времени, чем мужчина, опять таки опровергнуто в результате эксперимента. В ходе которого, удалось доказать, что и те и другие делают это с одинаковой регулярностью.

3. Мужчины и женщины любят «посплетничать». И не смотря на то, что одни это открыто афишируют и делятся событиями своей жизни с подругами, а другие делают тоже самое, правда, реже в этом признаются своим спутницам, сей факт одинаков для обоих полов.

4. Одни и другие стремятся к продолжению рода. Такова исторически сложившая особенность человечества в целом. И девушки и юноши хотят со временем обзавестись своим потомством.

5. Потребность в принадлежности и самореализации. Как мужчина, так и женщина одинаково хотят иметь свое положение в обществе, сформироваться как личности, добиться определенных целей в жизни, и, конечно же, любить и быть любимыми.

33. «Мужские» и «Женские» профессии: сегрегация по полу.

На примере рынка труда можно показать одновременность включения и отделения (сепарации).

В последние десятилетия еще больше сравнялись типы поведения в сфере образования и профессиональной деятельности у мужчин и женщин. Решающее изменение заключается прежде всего в том, что женщины, имеющие детей, все чаще работают (продолжают работать).

В связи с этим Маргарет Маруани говорит о «феминизации» рынка труда. Несмотря на это растущее включение, рынок труда по-прежнему в высокой степени дифференцирован по половому признаку. Это относится в первую очередь к профессиональной структуре. Разделение рынка труда на женские и мужские профессии — это чрезвычайно стабильный признак индустриальных стран. Оно разделяет оба пола физически и социально и переводит различие в неравенство: женские профессии менее защищенные с точки зрения конъюнктуры, они предлагают меньше возможностей карьеры и практически всегда менее оплачиваемые, чем аналогичные мужские профессии.

Швейцарский рынок труда, который составляет основу нашего эмпирического исследования, по сравнению с другими странами является особенно четко разделенным по половому признаку. Из 25 индустриальных стран, исследованных Марией Чарльз, Швейцария, наряду с Голландией и Люксембургом, демонстрирует второй по величине показатель сегрегации; Германия расположена в центре шкалы. В 1960 г. 64% женщин и мужчин должны были бы сменить профессию, чтобы было достигнуто равномерное (в процентном отношении) распределение по профессиям^ 1990 г. этот показатель все еще составлял 61%. Однако модель по существу такая же, как и в других странах: женщины концентрируются на меньшем диапазоне профессий (прежде всего в секторе услуг), чем мужчины; они реже входят в постоянный штат предприятий и чаще работают в условиях низкой защищенности труда. Правда, по сравнению с другими странами в Швейцарии доля женщин среди занятого населения — 57% — относительно высока, но основная причина этого заключается в высокой доле частично занятых: более 50% занятых женщин работают неполный рабочий день (неделю).

Многие из них работают лишь незначительное количество времени, так что в конечном итоге только треть оплачиваемых часов работы приходится на женщин. Также, как и в Германии и в Австрии, профессиональное обучение в системе образования ценится высоко. Это приводит к тому, что связь между образованием и профессией гораздо более сильная, чем в тех странах, в которых профессиональное образование осуществляется зачастую «на работе» («on the job») (например, США, Великобритания).

По этой причине межпрофессиональная мобильность в Швейцарии несколько меньше, чем в англосаксонских странах. Это в первую очередь касается смены профессий с различными половыми маркерами.

Сегрегация рынка труда по половому признаку — это отражение процесса половой дифференциации. Соответственно, возникает вопрос, какими факторами он вызван и как проводятся границы. Эмпирическую литературу о сегрегации рынка труда можно разделить по двум основным направлениям. В международных сравнительных исследованиях был приведен ряд макросоциальных факторов (отчасти действующих в противоположном направлении), которые влияют на развитие профессиональной сегрегации. В то время как экономическая модернизация (измеряемая уровнем развития третичного сектора экономики, сокращением числа частных предпринимателей и валовым общественным продуктом надушу населения) в принципе усиливает сегрегацию, нехватка рабочей силы и сильное женское движение выступают в качестве противодействующих сил. Женская занятость и уравнение возможностей образования, напротив, практически не влияют на уровень сегрегации.

Гендерный конфликт. Типы гендерных конфликтов

В основе гендерного конфликта лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин в обществе.

В соответствии с выделенными уровнями анализа гендерных ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребностями личности в изменении содер­жания предписанных гендерных ролей.

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой соци­альный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциальном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, то есть борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом, следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важ­ных для общественного развития.

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах.

Существует классификация внутренних (внутриличностных) конфликтов на основе аспектов ценностно-мотивационной сферы личности. Внутренний мир человека включает мотивы («хочу», потребности, интересы, желания), ценности («надо», «я должен») и самооценку («могу», «я есть»).

Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, исследователи выделяют следующие внутренние конфликты:

— мотивационный конфликт — столкновение мотивов, бессознательных стремлений; конфликт между «хочу» и «хочу»;

— нравственный конфликт — столкновение долга и желания, моральных принципов и личной привязанности, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости ему следовать; конфликт между «хочу» и «надо»;.

— конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности — конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они — референтная группа, и невозможностью его осуществления); конфликт между «хочу» и «могу»;

— ролевой конфликт можно подразделить на два типа: внутриролевой конфликт (различное понимание себя и своей роли: Я и роль) и межролевой (невозможность соединять несколько ролей).

Интенсивность ролевого конфликта определяют степень несовместимости различных ожиданий; уровень жесткости соответствующих требований; личностные характеристики субъекта, его отношение к ролевым ожиданиям; конфликт между «надо» и «надо»;

— адаптационный конфликт — нарушение равновесия между человеком и окружающей средой, в частности нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации; конфликт между «надо» и «могу».

— конфликт неадекватной самооценки — расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний); конфликт между «могу» и «могу»;.

— невротический конфликт — длительно сохраняющийся конфликт любого из описанных выше типов или их совокупности.

В рамках гендерной психологии рассматриваются все указанные выше конфликты, однако лучше всего изучены гендерные ролевые конфликты.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector