Тема: предмет задачи и методы возрастной психологии
- Становление возрастной психологии как науки
- Предмет структура и основные понятия возрастной психологии
- Проблемы и задачи возрастной психологии
- Методы возрастной психологии
Ольга Борисовна Дарвиш – «Возрастная психология»
Немов – «вп. Книга 2»
Вера Сергеевна Мухина – «вп. Феноменология развития»
«Психология человека от рождения до смерти» — редакция А.А. Реан
Г. Крайг «Психология развития»
1. Становление возрастной психологии как науки
Возрастные особенности психического развития людей в отечественной науке рассматриваются в курсах возрастная психология или психология развития, часто между этими науками подразумевают одну и туже область знаний, однако сдесь есть некоторые отличия, например существует мнение, что психология развития является более общим и теоритическим курсом по сравнению с возрастной психологией, т.е. психология развития определяет методологию возрастной психологии.
Как и любая другая область психологии возрастная психология в своем становлении прошла ряд этапов. Первоначально определенные результаты жизни чела нашли свое отражение в работах древнегреческих философов (Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Демокрит) Например Пиф. В жизни чела выдел 4 периода и соотносил с вр г
От рожд до 20 лет – весна
20 – 40 лет – молодость (лето)
40 – 60 лет – расцвет сил (осень)
60 — 80 – угосание (зима)
Особую роль в выделении возрастной психологии выделяют требования педагогической практики Ян Амос Коменский в свое труде «Великая дидактика» впервые выдвинул идею о необходимости построения процесса обучения в соответствии с возрастными закономерностями.
В конце 19 – начале 20 века в психологии наблюдается всплеск исследований в психическом развитии детей. Так например Ганс Холл в 1883 организовал 1 в США лаборатории в которой изучались особенности психического развития ребенка, учение и результаты учения холла вывелись в созданную им теории рекопетуляции. Согласно этой теории зародыш в своем развитии проходит те же стадии что и весь человеческий род за время своего существования. Холл также считается основателем педалогии, педалогия – это комплексная наука о ребенке в которой предлагалось исследовать различные аспекты психического развития ребенка разными науками (педагогикой, биологией, педиатрией, социологией).
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям ...
Значительный вклад в становлвении возрастной психологии швейцарский психолог Э. Клайперад (1870 – 1940).
Им в женеве был создан пед институт им жан жака русо который стал одним из мировых центров экспериментальных исследований проблем психического развития.
Основная идея ученого в основе психического развития лежит процесс естественного развертывания врожденных задатков и в качестве основных механизмов развития выделял игру и подражание.
Нем психолог Вильгельм Штерн (1871 – 1938) в своих исследованиях сфокусировался на духовном развитии ребенка, выдвинул три ступени психического развития:
- инстинкт
- формирование навыков
- интеллект
Каждая новая ступень позволяет человеку функцианировать на более высоком уровне и успешнее решать перед человеком задачи.
В основе активности чела лежит стремление получать удовольствие, причем если на инстинктивной ступени это удовольствие наступает после действия, на интиллект ступ удовольствие появляется перед действием.
(Предвосхищающее удовольствие).
В рамках нормативного подхода А. Геззел так же как и теории рекопитуляции определяющее значение в развитии отводится наследственным факторам, однако здесь основное внимание уделяется тому как индивидуальное развитие соотносится с существующими нормами или стандартами развития.
2. Предмет структура и основные понятия возрастной психологии
Возрастная психология – отрасль психологических знаний в которой изучается закономерности, факторы и механизмы психического развития на различных возрастных стадиях, наиболее четка.
В возрастной психологии одним из возрастных понятий является психическое развитие.
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов и свойств во времени выражающиеся их количественных, качественных и структурных преобразований.
Лев семенович выгоцкий что психическое развитие по следующим направлениям:
1) развитие познавательной сферы
2) развитие эмоциональной, волевой , мотивационной сверы
3) развитие индивидуально психологических особенностей
4) особенности усвоения практических и умственных действий, умений и навыков
В возрастной психологии к основным понятиям можно отнести: возраст, социальную ситуацию развития( ССР), сенситивный период, ведущая деятельность, возрастной кризис, новообразование возраста.
Возраст — определенный этап в развитии человека который характеризуется специи….
Социальная ситуация развития — спец для каждого возрастного периода система отношения субъекта и социальной среды определяющее направления и характера психического развития.
ССР — отношение между хочу и могу которое всегда находится в противоречии и разрешается в ведущей деятельности.
Ведущая деятельность- деятлеьность которая оказывает наибольшее влияние на психическое развитие в определенном возрастном периоде, приводящее к появлению психических новообразований.
Психические новообразования — это психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе под воздействием ведущей деятельности.
3.Проблемы и задачи возрастной психологии
Возрастная психология решает спектр задач в различных сферах жизни. Каждая задача связана с какойто научной проблемой: органическая и средовая обусловленность психического и поведенческого развития.
Тема 2. История развития психологии
... психики в отечественной и зарубежной психологии; - особенности психических процессов, свойств и состояний; - условия, движущие силы, механизмы психологии развития; - общие закономерности психического развития личности; - особенности развития в разные возрастные периоды. уметь: - пользоваться понятийным ...
????:
1) изучить влияние на психическое развитие физиологических характеристик организма чела в различных возрастных периодах;
2) анализировать влияние окружающей среды на психическое развитие личности;
3) исследовать соотношение влияния организма и среды на развитие конкретных психических процессов;
4) влияние стихийных факторов и организованного обучения и воспитания на развитие детей;
Задачи:
1) понимать особенности влияния стихийных факторов и степень восприимчивости к этим влияниям детей на различных возрастных этапах;
2) исследовать закономерности психического развития детей с целью оптимальной организацией учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
3) рассматривать соотношения влияния различных социальных институтов на психическое развитие, разработать рекомендации по формированию у детей способности осознанно и самостоятельно выступать субъектами саморазвития
че то я напутал тут :=Ъ
3 проблема
соотношение задатков и способностей
Задачи:
1) понимать чем определяются задатки детей;
2) изучать и учитывать в учебном процессе задатки детей, в связи с этим организовывать для них различные виды деятельности;
3) иметь точное представление о сенситивных периодах (благоприятный период для развития) для развития различных психических функций и учитывать их при создании условий для жизнедеятельности детей;
4) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии чела;
Задачи:
1) исследовать характер взаимосвязи между развитием познавательной сферы и развитием других сфер
2) анализивовать и понимать психологические последствия доминирования интеллекта в общем психическом развитии чела
3) разрабатывать рекомендации по гармоничному развитию различных сфер личности
4. Методы возрастной психологии
В возрастной психологии часто используют те же методы, которые были предложены Ананьевым в курсе общей психологии. Ученый выделял следующие группы методов:
1) организационные: сравнительный метод;
2) имперические методы или методы сбора первичной информации;
3) методы обработки информации;
4) методы интерпретации предназначены для объяснения полученных данных при обработке;
5) методы воздействия — предназначены для формирования либо коррекция того либо иного психического явления;
Проективные тесты
Впервые проективные методики появились достаточно давно со времен психоанализа. Они представляют собой специальную технику, клиника экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному опросу либо наблюдению. В психологии эти методы относят к изучению бессознательного или подсознания.
Термин проективные впервые был введен Френком в 1939 году, ученый объединил имеющиеся в то время проективные методики дал им классификацию:
1) методики структурирования (ассоциативные тесты): тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков;
2) методики конструирования — заключаются в предъявлении испытуемым отдельных деталей из которых можно составить различные целостные картинки (в связи с собственным вкусом, интересом, состоянием);
Развитие психических состояний младших школьников
... - 14 чел. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические аспекты исследования психических состояний младших школьников 1.1 Развитие личности в ...
3) интерпритационные методики — толкование каких-либо событий изображенных на картинках;
4) методики дополнения — заключаются в завершении чего-либо начатого (тест неоконченное предложение, рассказы) считается, что эти методы способны выявить скрытые мотивы чела
5) методика изучения экспрессии —
6) методики изучения продуктов деятельности (творческая деятельность) —
Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных тестов:
1) неопределенность стимульного материала или инструкции к тесту
2) деятельность испытуемого должна протекать только в доброжелательных условиях без контроля и оценки
3) проективные методики изучают ту сторону личности которая определяет взаимоотношение чела с окружающей социальной средой
???
1) Исследование психического развития
2) Краткий обзор некоторых теорий психического развития
3) Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
4) Деятельностный подход исследования психического развития
1)Существуют разные точки зрения на основные движущие силы и характер психического развития чела. Содержание каждой теории во многом зависит от того как авторы отвечают на следующие вопросы:
1) природа или воспитание является определяющим фактором в психологическом развитии чела; 2) непрерывность или скачкообразность
3) организм или механизм (чел представляет собой активный объект способный принимать решения, влияющие на его развитие, или является пассивным объектом от которого не зависит развитие
Таким образом в возрастной психологии выделяют следующие подходы к психическому развитию:
1) биогенетический подход
2) социогенетический подход
3) персоногенетический подход
Сторонники 1 биогенетического подхода утверждали что решающим фактором в психическом становлении являются определенные индивидуальные свойства личности (задатки, темперамент, пол, тип телосложения, свойства мозга …)
Социогенетический подход характеризуется акцентированием внимания на изучении процесса социализации чела, освоении имсоциальных норм приобретения социальных ценностей.
Сторонники персогенетического подхода исследуют проблемы активности, самосознания и творчества личности, по их мнению собственная активность чела является определяющим фактором в психическом становлении личности.
2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
В возрастной психологии выделяют много теорий каждая из которых по своему рассматривает проблемы психического развития личности.
1) эпигенитическая концепция (эрик. эриксон)
Эрик Эриксон пренадлежит в плане своих основных подходов в исследовании психики к психико-аналитическому направлению
Основные идеи Эрика Эриксона:
1) как и Фрейд ведущим становлением личности выделял бессознательное
2) на ряду с бессознательным на психическое становление чела оказывает влияние культура, историческая эпоха и социальное окружение
3) развитие личности определяется периодом раннего детства (до 6 лет) на чем настаивал Зигмунд Фрейд, но и имеет существенную динамику в ходе всей жизни чела
4) качество жизни определяется не столько умением примирить инстинкты социальными нормами, сколько способностью чела, решать актуальные задачи развития , которые в каждом возрастном периоде свои
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...
Эрисоном была предложениа и периодизация психического развтития в которой выделяется 8 периодов возрастного развития чела, каждый из этих периодов сопровождается переживанием возрастного кризиса, при благоприятном или неблагоприятном переживании которого и определяется характер психического развития.
Теория самоэффективности А.Бандуры. Автор полагает, что в основе поведения чела лижит стремление к эффективности, которое во многом определяется верой чела в свои способности справится с той или иной деятельностью, также выделяет 4 источника самоэффективности:
1) опыт собственных успехов (пережил че-чо, знает уже как действовать)
2) вербальное убеждение
3) наблюдение за чужими достижениями
4) воспринимаемое эмоциональное состояние
5) самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт
Теория стадиального развития (Ж.Пиаже)
Пиаже в основе психического развития чела видел развитие интеллекта, т.е. по мере созревания мыслительных операций идет и психическое развитие личности, ученый полагал что благодаря интеллекту человек способен создавать правильные адекватные миру схемы, которые помагают ему успешно одаптироваться к различным условиям. Схема представляет сабой совокупность способов, которые использует чел для обработки поступающей инфы, эти схемы и есть результат интеллектуальной деятельности чела, строятся эти схемы благодаря 2ум механизмам:
1) ассимиляции
2) аккомодации
Ассимиляция- процесс включения новой информации о мире в качестве составляющей части в уже существующей у индивида схемы.
Аккомодация- процесс изменения представлений мыслительных операций при поступлении новой информации и невозможности ее объяснения при помощи имеющихся схем.
Пиаже также разработал периадизацию псих развития на основе развития интеллекта, в которой выделил 4 периода от рождения до 14 лет.
3) Культурно историческая теория развития была создана Львом Семеновичем Выгоцким. Ученый рассматривал развитие как постоянное возникновение нового. Он также заострял внимание на возрастных новообразованиях психического развития которыми характеризуются каждый возрастной период.
Выгоцкий подчеркивал индивидуальность в психическом развитии, но он также говорил о закономерностях психического развития (цикличности, неравномерности, метаморфозов в развитии, процессах эволюции и инволюции в развитии).
Источником развития чела являетсясреда т.е. ведущим в психическом развитии видел роль обучения, а основным механизмом развития — процесс интериоризации (переход внешнего во внутренний план действий)
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенчестве и раннем детстве
2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
3. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве
4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис 3ех лет.
1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенчестве и раннем детстве
Младенчество — период жизни от рождения до года. Некоторые авторы разбивают этот период на новорожденность — от рождения до 2ух месяцев, с 2ух месяцев до года — младенчество.
Периоды развития теории управления
... Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет ... собой такую организацию деятельности человека, при котором действие закона помогает ему наиболее ...
Социальную ситуацию развития в данный возрастной период определяют:
1) биологическая беспомощность младенца, полная зависимость его жизни от взрослого чела;
2) младенец лишен основного средства социального общения — речи.
Данное противоречие социальной ситуации развития разрешается в ведущем виде деятельности непосредственно в эмоциональном общении.
Коспитализм — ребенок замыкается в себе, может развиться шизофрения.
Ведущий вид деятельности — непосредственно эмоциональное общение — это ведущий вид деятельности в младенческом возрасте, характеризующийся установлением тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком, необходимо ответить что потребность в общении не является врожденной потребностью. Для ее возникновения необходимо учитывать 2 условия:
1) объективная нужда ребенка в выживании
2) поведение взрослого инициирующего общение
До 6 месяцев инициатором общения является взрослый, то к концу возрастного периода инициативу общения берет на себя ребенок.
Развитие речи младенца проходит несколько этапов:
1) хныканье — период новорожденности
2) появление гуления, лепета — 3,4 мес
3) 5,6.5 мес — начинает понимать значение слова
4) 8 — 9 мес — активное развитие речи
5) 1 год — появление автономной речи
Автономная речь — 1 из новообразований младенческого возраста, появляющаяся к концу млоденчества и характеризующаяся эмоциональностью, ситуативностью, детской логикой, которую могут понимать только близкие люди.
2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
Познавательное развитие младенца. В младенческом возрасте ведущими познавательными процессами являются ощущения восприятия. На 2ом месяце четко проявляется и совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение. Ребенок уже может следить за движущимися предметами. Со 2ого месяца отмечается способность к различию простейших цветов.
На 3 — 4 месяце наблюдается восприятие формы предметов и активно развивается пространственное восприятие.
Внимание в младенческом возрасте первоначально выступает как реакция сосредоточения, ведущим видом внимания является непроизвольное (когда есть резкий контрастный раздражитель).
Память уже проявляется ко 2ому — 3ему месяцу жизни, ее развитие можно определить по комплексу оживления, комплекс оживления означает, что ребенок способен узнавать лицо близкого чела. Если в 2 месяца это проявляется в виде замирания и улыбки младенца, то к 3-4 месяцам еще добавляется двигательная реакция — активность.
Новообразования возраста приводят к появлению в возрастном развитии кризиса 1ого года. Этот кризис связан с новыми возможностями ребенка (ходьба, речь) и ведет за собой возникновения новой социальной ситуации развития. Ребенок может противиться и пытаться сделать действия сам.
3. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве
Раннее детство — это период жизни от 1 года до 3 лет, основная задача возраста связана с активным познанием предметного мира. ССР в данный период составляют противоречия:
1) ребенок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... ков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития - становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще ... распределение во времени и правильная взаимопоследова- тельность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упорядочивает ...
2) способ действия с предметами принадлежит взрослому
Это противоречие разрешается в ведущей предметно-молипулятивной деятельности.
Предметно-мониполитивная деятельнсоть — ведущая деятельность в раннем детстве для которой характерны практические действия ребенка с предметами в ходе которых происходит усвоение способов их использования и развитие познавательной сферы ребенка осуществляя действия с предметами ребенок не только формирует свои двигательные навыки, он начинает понимать функции и назначение предметов их социальное назначение и связь с другими предметами, таким образом ребенок усваивает социокультурный опыт заложенный в предметы. ПМД развивается по 2ум направлениям с одной стороны от совместного выполнения действия со взрослым до самостоятельного выполнения, а с другой стороны происходит развитие способов и средств, которые использует ребенок при осуществлении одного и того же предметного действия.
4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис 3ех лет.
По мнению Альконина основными новообразованиями возраста является развитие речи и наглядно действенного мышления.
Речь проходит 3 стадии в своем развитии:
1) 1 половина 2ого года — ребенок начинает произносить слова, которые непосредственно связаны с выполняемым действием (говорит только когда выполняет действие, фонетически неправильная речь)
2) наступает к концу 2ого года жизни и характеризуется появлением простых предложений, на этой стадии ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны по смыслу (2ое языковое открытие, 1ое — слово имеет значение, предмет имеет название)
3) начинается с 2.5 лет, характеризуется от простого к сложным предложениям и появлением в речи ребенка служебных слов (работа, врач…)
Наглядно действенное мышление — совокупность способов решенияпрактических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнением действий с представленными в ней предметами, ведущими в познавательной активности оствются ощущения и восприятия.
Выгоцкий сказал.
Наблиюается выделение пространственной отошерием между предметами, оринтируетсяна него при узнавании, восприятие аффективно и тесно связанно с практическими действиями.
Память характеризуется не произвольностью, механическим запоминанием, кратковременно.
Внимание также остается непроизвольным. Эмоциональная сфера характеризуется бурными аффективными реакциями, эмоции преобладают над чувствами.
Для эмоциональной сферы также характерен всплеск эгоцентризма (слабое развитие эмпатии, сопереживания).
Волевая сфера личности характеризуется переходом от «полевого к волевому» поведению (впервые прислушивается, может сдержать себя, может приостановить реакцию).
Мотивационная сфера — желание неустойчивы, неконтролируемы, несдерживаемы; 2) отсутствует соподчинение мативов; 3) проявляется потребность к самостоятельности и в достижении успехов
К концу возрастного периода ребенок начинает узнавать себя, называть себя по имени и давать первичную самооценку, перечисленные факты являются первой формой самосознания и завершается возрастной период кризисом 3ех лет, который проявляется в упрямстве страптивости, неготивизме обесценивании взрослого, попытки выполнить все самостоятельно. Кризис 3еъ лет называют «я сам». гы
Особенности физического и психического развития детей младшего ...
... собственных действий, насколько самостоятельно он может организовать свою деятельность. А также насколько его физические параметры соответствуют возрастным нормативам. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Характеристика физического развития детей Под физическим развитием ...
Психическое развитие и формирование дошкольника
1)
2)
3) Психологическая готовность к обучению в школе
1 Вопрос
1) Дошкольный возраст — период жизни от 3 до 6-7 лет. Этот возраст является переходным от эпохи раннего детства к важнейшему этапу в жизни обучения в школе. Ребенок впервые выходит за границы своего семейного существования и основной задачей возраста является постижение смысловых основ взаимодействия взрослых людей, те дети пытаются ответить на вопрос «Что они делают, и зачем это делают». Социальная ситуация развития характеризуется значительным расширением круга ребенка. Дети начинают посещать дошкольные учреждения в которых предполагается новая система отношений: «Ребенок взрослый, ребенок-ребенок». Но в большей степени ребенка интересует мир взрослого чела, который выступает для ребенка носителем конкретных общественных функций, как исполнитель социальной роли.
Противоречия социальной ситуации развития складываются с того что с одной стороны у ребенка появляется огромное желание постичь смысловую основу действий взрослых, с другой стороны ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношения взрослых. Данное противоречие разрешается в ведущей деятельности возраста.
Сюжетно ролевая игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, характеризующийся моделированием жизненных ситуаций и распределением между участниками определенных ролей.
….. ребенок моделирует повседневную жизнь, которые ведут взрослые, структуру сюжетно-ролевой игры составляют:
сюжет
роль
игровые действия
игровой материал
правила
Руководствуясь роли ребенок учится соответствовать какому-то образцу и поступать не так как хочется а как предписано поступать в обществе. В игре он исполняет различные роли что позволяет ему поставить на место другого чела, а следовательно развивать эмпатию, большое значение для психического развития имеет игра по правилам выполняя правила ребенок учится сдерживать и осознанно управлять своим поведением, эмоциями и познавательной активностью, это ведет к развитию произвольности. Эти действия соответствуют проигрываемым ролям. В начале дошкольного возраста действия носят предметно-монипулятивный характер. Приобретение ими условного характера и замены действия словом.
игровой материал — необходимый атрибут детской игры, если в начале дошкольного возраста он определяет сюжет игры и должен быть реальным, то к концу возрастного периода у дошкольника в гораздо меньшей степени наблюдается зависимость от внешних атрибутов к роли т.к. он начинает замещать отсутствующий игровой материал образами.
Кроме сюжетно ролевой игры актуальными являются подвижные игры, дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование и лепка
2 Вопрос
По мнению Эльконина важнейшими новообразованиями дошкольника явл. потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, Среди других новообразований можно выделить: начало развития произвольности, способность к обобщению переживаний, появления «внутреннего мира», развития наглядно действенного и появление наглядно образного мышления, нравственное развитие, социализированная речь и способность к перцептивному модулированию.
Развития познавательных процессов
Влияние развода на развитие ребёнка
... особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. По количеству поколений в семье различают неполную простую - родитель и ... опровергнута Хотя не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, все же наличие в ней обоих родителей помогает успешнее решать многие ...
Вся познавательная сфера начинает приобретать произвольный хар-р т.е. ребенок в некоторой степени уже способен сознательно регулировать своими познавательные процессы восприятие становится осмысленным и произвольным, появляется более точное оценивание цвета, формы, и величины объектах, воспринимая предмет ребенок выделяет главные его качества. Благодаря развитию речи, повышается концетрация внимания, его объём и устойчивость. Развивается произвольное внимание. Память явл. доминирующим познавательным процессом. Благодаря ей ребёнок с легкость запоминает любой материал, но это запоминание идёт без осмысления (механическая память)к концу возрастного периода, запоминание характеризуется произвольностью. Активно развивается речь, приобретая социализированные формы, активная речь начинает преобладать над, пассивной. Благодаря игре развивается воображение, которому свойственны яркая эмоциональная окраска и фантазии.
Развитие мотивационной сферы.
Значительно расширяется кол-во мотивов дошкольников. В мотивационной сфере можно выделить такие мотивы как: игровые мотивы, мотивы установления и сохранения положительных отношений, самоутверждения, соревновательные мотивы, познавательные мотивы, нравственные мотивы и т.д. В дошкольном возрасте появляется способность к саподчинению, т.е ребенок может отказаться от развлекательной игры ради более важного занятия одобряемого взрослым.
Развитие эмоциональной сферы.
В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, внешнее проявление чувств, носит бурный характер, придавая им свои окраску и выразительность, чувство ярким, легко возникают, но также легко и гаснут. Впервые в дошкольном возрасте появляется эксперсивное выражение чувств(мимика, жесты и т.д)
Развитее волевой сферы.
Характеризуется появление произвольности. В развитии воли можно выделить ряд этапов:
1. Развитие цели полагания.
2. Овладением планирования для реализации волевых действий.
3. Развитие действия контроля.
3 Вопрос
При поступлении в школу часто у детей старшего дошкольного возраста исследуется психологическая готовность к обучению в школе, которая позволяет определить уровень развития различных сфер личности дошкольника который позволил бы успешно справляться ребенку с задачами учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе — это необходимый для успешного начала успешной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоционально волевой сферы навыков социального взаимодействия, а также наличие у ребенка желания учиться.
В психологии выделяются следующие виды психологической готовности к школьному обучению:
1) интеллектуальная готовность — уровень развития познавательных процессов ребенка достаточный для усвоения учебной программы, критериями интеллектуальной готовности являются:
1) развитость познавательных процессов и речи
2) сформированность интеллектуальных умений значимых для учебной деятельности
3) широта круга представлений
2) мотивационная готовность — устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни
При поступлении в школу потивация ребенка в большей степени связана с социальной значимостью учебной деятельности. Эту значимость для ребенка подчеркивают окружающие взрослые, задача взрослых в период обучения сформировать у младшего школьника мотивацию бозирующуюся на самом процессе учебной деятельности исходящую от самого ребенка.
3) эмоциональная готовность — способность ребенка регулировать свои эмоции позволяющие выполнять требования учебной деятельности.
В качестве критериев эмоциональной готовности выделяются: радость ожидания школьного обучения; достаточно тонкое развитие высших чувств; наличие эмпатии (сопережевание); уменьшение импульсивных реакций; сдерживание аффективных вспышек;
4) волевая готорность:
1) сформированность волевого действия
2) развитие способности управлять своим поведением
3) соподчинение мотивов
5) социально-психологическая готовность — умение ребенка взаимодействовать с другими людьми, т.е. дети включаются в систему новых отношений (ребенок-учитель).
Необходимость формирование этой готовности обусловлена тем что учебная деятельность направленная на решение учебных задач предполагает активное взаимодействие ученика с учителем и учеников между учителем. Должен выполнять учебную деятельность, уметь слушать и слышать.
Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте
1. Общая хар псих развит и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
1. Общая хар псих развит и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
Границы младшего школьного возраста — с 6,7 — 10-11 лет. Этот период называют вершиной детства. С одной стороны ребенок по прежнему проявляет многие детские черты. С другой у него появляется произвольность, сдержанность, логика и он способен осознанно регулировать свое поведение. Основные задачи развития ребенка связаны с началом организованной и системной деятельности направленной на усвоение научных знаний.
Таким образом социальная ситуация развития определяется противоречиями. С одной стороны — для успешного функционирования в обществе необходимо уметь усваивать знания. С другой стороны в игровой деятельности системного усвоения знаний не происходит.
Социальная ситуация развития также определяется новыми системами отношений в которые включен ребенок:
1) ребенок-учитель
2) ребенок-сверстник
3) ребенок-родитель
Ведущей является ребенок-учитель и она же оказывает влияние на все сферы отношений младшего школьника.
Одно и основных побуждений ребенка связано со стремлением быть взрослым. Реализация этого желания определяется осознанием того, что для успешной будущей жизни ребенок должен усваивать социокультурный опыт. Для того чтобы этот процесс усвоения был эффективным ребенок должен выполнять учебную деятельность. Следовательно ведущим видом деятельности в младшем шкоьном возрасте является учебная деятельность.
2.
Учебная деятельность — деятельность направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения.
Учебная деятельность имеет структуру:
1) мотивация — желание и побуждение ребенка определяющее учебную деятельность
2) учебная задача — представляет собой определенное задание постановка которого имеет важнейшее значение для усвоения учебного действия. Формулируется эта задача в конкретной педагогической ситуации.
Необходимо выполнение учебных действий которые включают в себя совокупность операций которые должен совершить учащийся для решения задачи.
Выделяют разные виды учебных действий. В зависимости от самого процесса учебной деятельности бывают:
1) действия целеполагания,
2) действия контроля,
3) действия оценки,
4) исполнительские действия.
С точки зрения деятельности ученика бывают мыслительные, перцептивные действия, мнемические действия (крестики на руках), и др.
Действия контроля — указание на то правильно ли ученик осуществляет действие соответствующее образцу. В начале младшего школьного возраста действия контроля внешние. Т.к. у ребенка идет выработка правильных форм учебной деятельности. По мере увеличения объема и усложнения школьного материала. Необходимо чтобы внешний контроль перешел во внутренний
Действие оценки — определение того достиг ли ученик результата учебной деятельности или нет. Учебная деятельность приводит к появлению таких новообразований в младшем школьном возрасте как произвольность, внутренний план действий и рефлексия — процесс позволяющий дать оценку себе.
Речь идет о определенных изменениях того или иного объекта.
Развитие — необратимое направленное закономерное изменение объекта сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.
В науке под развитием чела понимают различные процессы, условно можно говорить о биологическом, психическом, социальном и духовном развитии чела.
Биологическое развитие чела- созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.
Психическое развитие- закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающиеся в их количественных, качественных и структурных преобразований. На данном уровне происходит развитие познавательной сферы, формирование свойств характера, мотивации и других психических явлений.
Социальное развитие- процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми. В отечественной психологии считается что становление чела как личности связанно именно с социальным развитием.
Душевное воспитание- взаимосвязь всех людей и на этой основе формировать духовность и нравственность, которые выражаются в гуманном отношении к другим людям, позитивном мировосприятии, доверие себе и безусловном принятии окружающих.
Все 4 уровня развития тесным образом взаимосвязаны.
Говоря о психическом развитии чела необходимо указать основные направления психического развития:
1) развитие индивидуально психологических свойств (темперамента, характера, способностей;
2) развитие эмоциональной сферы;
3) развитие волевой сферы;
4) развития мотивационной сферы
5) когнитивное развитие (развития познавательных процессов)
2)
Ключевым фопросом психического развития личности является вопрос факторов психического развития.
Фактор — определяющая причина, движущая сила какого либо процесса, который характеризует его характер или его черты.
Факторы ПР — основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.
Между факторами психического развития и движущими силами развития есть 1 существенное различие. Движущие силы определяются как существенные необходимые длительно действующие причины обеспечивающие функционирование и прогресс (в то время как под факторами психического развития понимаются все причины психического развития).
Основные факторы психического развития:
1) биологические:
наследственные и врожденные
2) социальные:
влияние микро (образует ближайшее окружение (семья, друзья, родственники)) и макро (экономические, культурные, национальные) среды
Необходимым фактором психического развития также принято считать собственнуюактивность личности.Чел- существо наделенное самосознанием, способен выступать не пассивным объектом, воспринимающим действия окружающей действительности, а активное существо стремящееся к преобразованию себя и окружающей действительности.
В ходе жизни чела часто возникают различные противоречия:
1) между потребностями и внешними обстаятельствами
2) между возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности и т.д.
Именно основные противоречия возраста являются движущими силами психического развития, они же во многом определяют социальную ситуацию развития. Часто противоречия связаны с те, что ребенок может сделать самостоятельно и не может выполнить без помощи взрослого.
В основе этого разрешения лежит сотрудничество ребенка со взрослым и называется зоной ближайшего развития.
Зона ближайшего развития- реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии со стороны взрослого.
Психическое развитие всегда идет по индивидуальным законам. Тем не менее ученые выделяют общие закономерности психического развития:
1) цикличность — чередование периодов подъема и интенсивных изменений в психике, такая цикличность характерна, как для отдельных психических функций так и для личности в целом.
2) неравномерность развития -психическое развитие происходит неравномерно и непропорционально
3) «метаморфозы в развитии» — имеет цепь качественных преобразований, психическое развитие представляет собой цепь качественных изменений, превращений одной формы психической жизни в другую (от наглядно действенного мышления до обстрактно- логичекского)
4) сочетание процессов эволюции и инволюции — психическое развитие предполагает не только развертывание новых психических явлений, но и отмирание (инволюцию предыдущих(научившись говорить ребенок перестает лепетаь))
5)
Периодизация по Д.Б.Эльколину ?
В основе периодизации Эльколина лежит ряд фундоментальных идей культурно-исторической теории Выгоцкого а также теории Леонтива «Деятельностный подход»
Э исходил из положения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности:
1) предметный мир
2) системы отношений
Э в основе своей периодизации видел ведущую деятельность, которая ведет к появлению основных психических новообразований. Автор выделяет следующие периоды жизни:
1) младенческий возраст (рождения — 1 год) ведущий вид деяетльности — непосредственное эмоциональное общение с близким челом, направленность — познание отношений, основными новообразованиями возраста являются — потребность в общении, эмоциональные отношения
2) раннее детство (1 год -3)ВВД — предметно мапулятивная деятельность, направленность — на познание предмета, основные новообразования: появление речи, наглядно действенное мышление
3) дошкольный возраст (3 года — 6,7 лет) ВВД — ролевая игра, направленность — на отношения, основные новообразования: потребность в общественно значиемой и оцениваемой деятельности
4)младший школьный возраст (6,7 — 10,11 лет) ВВД — учебная деятельность, направленность — на познание наук, основные новообразования — произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия
5) подростковый возраст (11 — 14 лет) ВВД — интимно личностное общение со сверстниками, направленность — познание отношений, центральное новообразоваие — чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам
6) ранняя юность (15 -17 лет) ВВД — учебно профессиональная деятельность, направленность — познание профессии, о н — мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание
4)
смотри психиология развития стр.24 (блок схема, 4.6)
Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте
1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста.
2. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами.
3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка.
1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации
ПВ по Эльконину с 10-11 до 13-14. Подростковый период рассматривается как длительный переходный период из детства во взрослость и существует преимущественно в развитых странах
Задачи развития.
1) увеличением автономии и независимости от родителей;
2) формированием идентичности
социальную ситуацию развития. С одной стороны, наблюдается интенсивное физическое и половое развитие, сопровождаемое появлением у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. С другой стороны, биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому также способствуют изменения в познавательной сфере и развитие сознания. В то же время очень часто ближайшее окружение родители и другие взрослые существенным образом не меняют своего отношения и относятся к подростку, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое лежит в основе социальной ситуации развития личности в подростковом возрасте.
Внешние предпосылки связаны:
1.в силу многопредметности и разноплановости учебного материала появляется качественно новое отношение к занятием;
2.нет единства требований среди педагогов, а потому особенно важным выступает формирование собственной позиции по всем жизненным вопросам;
3.интенсифицируется процесс осознания себя в качестве субъекта социальной жизни.
Внутренние предпосылки:
1.физическое и половое созревание. При этом наблюдается чувствительность к своей внешности.
2.Неравномерность созревания различных систем организма приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
3.Формирование жизненных интересов.
2. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами.
Доминирование общения со сверстниками позволило говорить о так называемой возрастной сегреации, когда подростки общаются преимущественно со своими сверстниками и в меньшей с младшими или взрослыми. Так же это общение хар-ся по гендерному различию: мальчики предпочитают общаться с мальчиками, а девочки с девочками.
Общение со сверстниками реализует следующие психологические функции: информационную, эмоциональную и социальную.
Информационная функцияформирует осведомленность по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят.
Эмоциональная формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, чувсво общности, понимания друг друга,переживание эмпатии.
Социальнаяфункция формирует навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свою позицию.
Общение со сверстиками возможно в следующих группах:
1.Социально организованные группы(школьные и внешкольные коллекцивы)
2.Стихийные группы и компании. Бывают просоциальные (развивают положительные качества)асоциальные (межличностные контакты значимы, но поверхностны)антисоциальные(направлены против общества)
3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
Явл чувство взрослости которое выражается в подражание взрослым, стремление сформировать качества взрослого и интеллектуализация всех своих процессах и поведения.
Развитее познавательной сферы
согласно Пиаже мышление переходит на стадию формальных операции, что выражается в способности логически осмысливать информацию, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять рассуждение в уме, таким образом основным видом мышления у подростков явл. абстрактно логическое мышление. Сущностное восприятие подростков явл. его интеллектуализация т.е когда одновременно происходит и отражение предмета и объединение его свойств, черт, особенностей. Развитие мышление отражается на функционировании памяти, значительно увеличивается объём сохраняемой информации, время сохранения, и увеличивается кол-во способов сохранения информации. В воображении он представляет образ своей будущей желаемой жизни.
Особенности эмоциональной сферы подростков:
1.хар-ся повышенной возбудимостью
2.По сравнению с младшим школьным возрастом эмоц. переживание.
3. Перепады настроения от безудержному веселию к унынию и обратно.
4.Противоричивость чувств часто в подростке уживается противоположные чувства например сентиментальность с черствостью застенчивость с развязностью, борьба с лидером авторитетом, с обожанием кумира и т.д.На эмоц. переживание решающее влияние оказывает сверстник в первые появляется самостоятельный выбор друга по его личностным качества. В основе дружбы также лежит общность интересов, и желание быть услышанным и принятым.
Особенности мотивационной сферы в подростковом возрасте
Изменения в мотивации общения подростков связаны со снижением значимости отношений со взрослыми. Многие ученые отмечают, что, несмотря на важную роль общения со сверстниками, нельзя недооценивать и значение общения с родителями. Особенно сильно выражена потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями, позволяющем подростку почувствовать, что его принимают и с его индивидуальностью и взглядами считаются.
Особенности волевой сферы в подростковом возрасте.
Новый уровень мышления отражается на способности подростков сознательно управлять своим поведением. Наблюдается переход от внешней стимуляции поведения к внутренней. С одной стороны, подросток стремится быть самостоятельным в достижении определенных целей, а с другой — отсутствие жизненного опыта, а также значительное влияние эмоций на принятие решений могут определять формирование упрямства вместо настойчивости. Также стремление к независимости и самоутверждению делают подростков часто невосприимчивыми к замечаниям и пожеланиям взрослых людей, особенно если они подаются в категоричной форме.
Развитие самосознания в подростковом возрасте.
Самосознание есть самая последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым пологается психология подростка (Дарвиш, с. 124).
Высокий уровень его развития позволяет человеку в значительной мере влиять на различные аспекты жизни.
Условно можно говорить о двух мирах, в которых живет человек: о мире внутреннем и мире внешнем. Содержание внутреннего мира человека наряду с переживаниями, мыслями определяется также образами, создаваемыми осознанно или неосознанно. Внешний мир — это то, что происходит во внешнем плане (наблюдаемые события, поступки, дела).
Эти «миры» — две грани жизни человека. Если доминирует одна грань, то жизнь человека становится дисгармоничной.
Осознанное и созидательное строительство своей личности начинается с осознания внутреннего видения, образа желаемой жизни, образа личности. Это и есть работа самосознания. Его высокий уровень позволяет подростку начинать осознанно ставить и отвечать на такие вопросы, как «Кто я?», «Какую жизнь я хочу прожить?», «Какой я есть, и каким я хочу быть?» и т. п. Понятно, что подобные вопросы и у многих взрослых вызывают сложности. У подростков же, находящихся вначале осознанной жизни и не имеющих жизненного опыта, подобные вопросы очень часто вызывают многочисленные противоречия. Но без попыток самостоятельного поиска ответов невозможно подлинное взросление.
Самосознание определяет «теоретическое творение», которое существует в виде идей, представлений, образов. Одной из следующих задач, которую предстоит решать молодым людям, является практическое воплощение своего видения жизни и своей личности в реальных делах и отношениях.
В реальной жизни мы можем часто наблюдать, что гармония между указанными выше «мирами» встречается редко, а чаще наблюдается то, что одни люди предпочитают большую часть времени «проводить», фокусируясь на внутреннем мире, а другие, наоборот, — на внешнем. Это согласуется с мнением немецкого психолога Ю. Куля, который пришел к выводу, что у человека может преобладать либо ориентация на состояние, либо ориентация на действие: «Люди, сориентированные на состояние, испытывают трудности, принимая даже довольно простые и не очень важные решения (например, при покупке подарка).
Они склонны к сомнениям и бесконечному взвешиванию вариантов, чрезмерно зацикливаются на прошлых неудачах, вновь и вновь мысленно возвращаясь к ним. Часто их отвлекают от действия мысли: «Кому все это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». Причем вопросы такого рода лезут в голову не только на стадии подготовки к деятельности, но и в ее процессе, что, конечно, не дает как следует сконцентрироваться на содержании работы, окунуться в нее с головой, увлечься.
Ориентированные на действия, напротив, быстро принимают решения, легко отвлекаются от раздумий о былых провалах и просчетах. Берясь за что-то, они не тратят время на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия, а полностью сосредоточиваются на содержании дела» (приводится по: Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2 : Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2003. С. 176).
Таким образом, благодаря самосознанию человек в подростковом возрасте впервые в жизни имеет возможность начинать осознанно и осмысленно строить свою жизнь. И так как это первый шаг, то он является очень важным для всей последующей жизни. Во многом от того, смогут ли подростки начать самостоятельно мыслить, определять жизненные приоритеты, зависит их социальное и духовное взросление.