Влияние развода на развитие ребёнка

Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 — 7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет.Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что

  • у 37,7% детей снижается успеваемость,
  • у 19,6% страдает дисциплина дома,
  • 17,4% требуют особого внимания,
  • 8,7% убегают из дома,
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но вбольшинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а предшествующая ему обстановка в семье.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.

Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.

22 стр., 10654 слов

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

... взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто ... размытые границы: включало такие неоднородные моменты взаимодействия матери с ребенком, как кормление грудью, физический уход, осуществление биологической ... абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А ...

Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с младенцем, отдать его в чужие руки.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста.Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых в семье конфликтов

Дети 2.5 — 3.5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними.

Дети 3.5 — 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм, для них было характерно проявление чувства вины за распад семьи.

У детей 5-6 лет также наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью, у детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее уязвимых были нарушены сон и аппетит.

Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок.Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель.Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности.Формирование личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание ребенка одним родителем против другого.
Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... тему данной работы. Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических ... и направления социальной работы в семьях разведенных родителей. 1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не ...

Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые попытки родителя после развода устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

Но отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития.

Несомненно, каждая из этих точек зрения в одинаковой степени может быть принята или опровергнута

Хотя не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, все же наличие в ней обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают различные специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.

Что же такое неполная семья? Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и то несколько часов. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Примером может быть семья, в которой один из родителей занят бизнесом. Такие родители, как бы выключены из семейной группы, числятся в ней, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Есть несколько причин, по которым образуется неполная семья:

  1. вследствие расторжения брака,
  2. внебрачного рождения ребенка,
  3. смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

  1. Разведенная семья
  2. Осиротевшая семья
  3. Внебрачная семья

В зависимости от того, кто занимается воспитанием ребенка, выделяют следующие семьи:

7 стр., 3346 слов

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье

... и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые ими не из страха или материальной заинтересованности, а из-за признания их справедливости и целесообразности. 3. Состав семьи. Роль родителей. Мы ... в семейном воспитании играет авторитет родителей -- это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом ...

  1. Материнские
  2. Отцовские

С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери и ребенка, т.е. является по сути материнской, мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

По количеству поколений в семье различают неполную простую — родитель и ребенок и неполную расширенную — родитель, ребенок и другие родственники.

Особенности каждого типа.
Жизнь в неполной разведенной семье,по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода отражаются на психике ребенка, обуславливая появление у него чувства неполноценности, стыда и страха. Поэтому естественны желание инадежда, особенно маленьких детей, на воссоединение отца и матери. Многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей, развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повешенной принципиальностью или дедушка. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу.
Нередко дети, оставшиеся с матерью, становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием такого поведения матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений. Такого же мнения придерживается детский психиатр М.И. Буянов. Самое страшное, по его словам то, что психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер. Тяжелых последствий при разводе родителей не бывает только в тех случаях, если он воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Осиротевшая семьяобразуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.

Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками со стороны умершего супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга. Даже после вступления в повторный брак такие отношения будит продолжаться, так как общество воспринимает брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают о нем самое хорошее, возможно, даже несколько идеализируя. В этом случае все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет оставшийся родитель. Он теперь и отец, и мать. А это всегда не легко. Однако с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в разведенной семье.

6 стр., 2804 слов

Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития ...

... школьном возрасте. Объектом исследования является ситуативно-личностное общение матери и ребенка. Предмет исследования: особенности развития речи детей младенческого возраста. Цель: теоретически обосновать возможности ... мамой». Важным компонентом работы является гипотеза: если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет ...

Внебрачная.Свои особенности имеет и такая разновидность семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, это не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Теперь обратимся к общим особенностям развития личности ребенка в неполной семье.
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? На этот счет существуют разные, часто противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к мысли от том, что отсутствие не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в
следующем:
Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типамышления: и мужской, и женский.

В ее основе — отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

Известно, что на развитие интеллекта влияют

  1. наследственность,
  2. социальное окружение,

• собственный опыт ребенка.

Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимым в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в этом случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Также наличие мужчины (отца) в семье влияет и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться.

Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Особенно это касается девочек. В частности, причина их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал дочери правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело — дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие — прерогатива сильных мужчин. Результатом подобного мужского воздействия явилось то, что, точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянные тройки «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений ... который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ...

Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, а высокий уровень творческих способностей нередко отмечаются у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

Несформированность навыков поло-ролевого поведения.
Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека.У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность. По мнению психологов, первые 5-7 лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5 — 7 лет, у девочек этот период более размыт (3-8 лет).

Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном детстве исходят главным образом от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений ... который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ...

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства кродителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности.

  1. Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола;
  2. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Еще одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, Ивандиваныч: диван комфорт фки мебельный остров . Как определить диван флок! . Решили жениться — свадебное агентство оригинально фото и видео. низкий уровень их социальной активности.Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных,

  1. Живут только сегодняшним днем
  2. и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет.
  3. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь,
  4. они не желают строить планы на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех вбудущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество — единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят.

Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков,воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье.

Дети не могут служить опорой
Помимо фактического отхода от ребенка живущего отдельно родителя, не менее тяжело отражается на ребенке и отход психологический, когда оставшийся с ним родитель настолько подавлен произошедшим, навалившимися проблемами и ответственностью или настолько занят нала­живанием совершенно новой для него жизни, что для ребенка не остается ни времени, ни душевных сил. И тут ребенок, особенно если он в подростковом возрасте, оказывается предоставленным самому себе или вынужден заботиться и о родителе, и о хозяйстве, и порой о братьях и сестрах.Часто мама делает дочь своей лучшей подружкой, что, несомненно, очень льстит ребенку, но только на первых порах. Поддерживать близкие, теплые отношения с ребенком очень важно и ждать от него сочувствия тоже вполне резонно. «Но родители всегда должны помнить, что, какова бы ни была ситуация, они в первую очередь и всегда — родители. Ребенок, а тем более в подростковом возрасте, должен иметь возможность опереться на родителя, а не наоборот», — советует известный психолог Л. Стейнберг.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом по статистике рождается каждый шестой ребенок. Часто матери всего 15 ... – 16 лет, когда она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не ...

Не так много исследований было проведено о долгосрочном эффекте развода, но из тех, что проводились, следуют выводы: многие разведенные родители в течение нескольких лет не могут справиться с эмоциональными проблемами и наладить нормальную жизнь (был взят десятилетний период после развода).

В этих семьях дети преждевременно вынуждены оказывать не только родителю психологическую поддержку, но и, находясь под непосильным бременем ответственности за состояние родителя, брать на себя и все остальные проблемы. В подобных случаях под угрозой оказывается уже их собственное эмоциональное и психологическое состояние и развитие. Эти исследования выявили «затяжной» и так называемый«спящий эффект».Особенно у девочек. Что это значит? Что многие проблемы как бы оседают в подсознании. Когда наступает пора влюбленности, они чувствуют себя очень скованнонеизжитое чувство отверженности родителями в эти годы перерастает в интенсивное, неуправляемую боязнь предательства. Им трудно строить нормальные отношения и позжес мужчинами, с мужем.

Гипоопека — это безнадзорность
Матери-одиночки чувствуют на своих плечах столь тяжелый груз разнообразных обязанностей и ответственности, что не всегда его выдерживают и решают проблему так: пусть будет, как будет, пусть ребенок сам себя растит и воспитывает. Может, «свободное» воспитание — оно и к лучшему? Может, все само как-то образуется? Такие матери сводят общение с детьми к минимуму: накормить, как-то приодеть, вызвать врача, если что…

Подобная воспитательная политика называется гипоопекой— серьезным дефицитом внимания.И это другая крайность, таящая опасность и для совместных отношений, и для формирования характера ребенка. Даже из житейского опыта известно, что в группу риска больше всего детей попадает из неполных семей, где присутствие отцовской помощи и влияния никак не просматривается, а мать не обнаруживает желания одной тянуть лямку воспитательных трудов. Или, случается, хочет, да не умеет направлять поведение ребенка, входить в его проблемы, стать его старшим другом, опорой.

Гипоопека для ребенка не полнота свободы, а свидетельство равнодушия к нему, постоянно травмирующая его душу, ожесточающая ситуация. Нередко дети начинают совершать хулиганские поступки — в попытке (хоть и бессознательной) привлечь к себе внимание матери, надеются, что о его безобразиях услышит отец и явится для «разборки». Дети готовы перенести даже наказания — лишь бы при этом убедиться, что их судьба не совсем безразлична родителям, а значит, они им все-таки нужны.

Матери-одиночки сегодня не смущаются выстраиваться в очередь, чтобы сдать своего ребенка в «казенный дом», — пусть им занимаются тети, которые это умеют и зарплату за это получают. И не встречают особого общественного порицания.