Тема: «История становления возрастной психологии»

Психология развития

Тема: «Предметы и основные категории психологии развития и возрастной психологии».

1)сущность понятия «развития»

2)типы, уровни и формы развития

3)категория возраста в теоретической системе возрастной психологии

4)возрастные системы и типы возрастов

Психология развития чел занимается изучением возрастной динамики развития чел.психики, онтогенеза псих.процессов (от рождения и до периода созревания) и психолог.качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Базовые понятия психологии развития и возрастной психологии: «развитие» и «возраст». Развитие есть необратимая, определенно направленная и закономерное изменение материальных и кардиальных объектов, приводящие к возникновению нового качества. Псих.развитие человека в настоящее время рассматривают с точки зрения системного подхода. Системный подход включает 4 аспекта:

1-динамический — хар-ет псих.развитие как процесс, осуществляющейся на протяжении всей жизни. Это возрасная динамика различный псих.функций(восприятия, памяти, мышления, внимания)

2-структурный-кач.изменение псих.процессов. Например, усложнение процессов запоминания

3-каузальный-определение причин, обуславливающих развитие

4-онтологический- выяснение специфики псих.развития как единство социального и биологического

Развитие- это изменение во времени.

1)как рост-это колич.изменение во внешних признаках

2)как созревание-увеличивается биолог.наследственности человека

3) как совершенствование-критерии

4) как универсальное измерение

5)как качественное структурное измерение-системный подход

6)как количественное, качественное измерение- акты развития

7)как измерение, влекущее новое измерение .

Развитие делят на : преформированное и непреформированное, психическое-личностное, биологическое-социальное.

Тип развития, когда в самом начале заданы как те стадии, в который организм войдет как и тот результат, в который

Тип развития, который не предопределен заранее наз-ся непреформированным.

Естественное и социальное развития обращает нас к детерминантам. Психическое и личностное-к

Естественные формы псих.развития делят на первичные(ощущения) и вторичные(восприятия) и третичные(мышление).

Оно осуществляется путем самообучения,относится к ощущениям и восприятиям, мышление развивается дальше, благодаря соц.развитию. Соц. развитие псих.процессов осуществляется посредством речи. Псих. Развитие-развитие познавательных псих.процессов: качеств человека, нравств.суждений, Я-конценции. Псих и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены. В различные возрастные периоды могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.

18 стр., 8675 слов

Особенности развития процесса мышления у детей дошкольного возраста

... в г. Екатеринбурге Курсовая работа по психологии Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Исполнитель: ... глобальное. И еще одна важнейшая деталь — благодаря измерению, каждое свойство получало количественную характерис­тику, позволяющую проводить ... заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психи­ческие процессы ребенка, позволяет ему строить в уме ...

Основные задачи, относящиеся к сфере применения психологии развития на практике:

1)ориентация на жизненном пути-определение уровня развития, благодаря которому можно дать общую оценку хода развития, как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным процессам

2)определение условий развития и изменения-выяснение причин и условий, прибегших к данному уровню развития, при этом психологов интересует не сколько кратковременное, сколько долговременное влияние развития. Знание условий позволяет задержать и принять соотв.решения для организации хода развития

3)прогноз стабильности и изменчивость средств личности-что сохранится, а что изменится в результате воздействия на ребенка

4)объяснение целей и развития коррекции

5)планирование коррекционных мероприятий-что нужно сделать, чтобы добиться желаемого

6)оценка коррекции развития

Возраст-это конкретно-историческое определение, зависящее от уровня и хар-ра развития общества. Психология выделяет:

1)

2)биологический- состояние и функционирование всех органов и систем организма человека

3)психологический-уровень псих.развития человека в соответствии с возрастом

4)социальный- выполнение человеком тех или иных

5)возрастное самоощущение человека

Понятие развития и общества неразделимо связаны друг с другом.

1)хар-ка описательного этапа становления возрастной психологии

2)хар-ка экспериментального этапа становления возрастной психологии

3)хар-ка психологии как науки

4)различные периодизации становления возрастной психологии

Появление возрастной психологии-60годы 20века. В основе структура души(Аристотель).

Три периода детства:1-до 7 лет; 2-от 7 до 14; 3- от 14 до 21.

Первая псих.периодизация основана на том, что для каждого возраста необходимо определенное воспитание. Была создана Жан Жак Руссо: 1период-от рождения до 2 лет, 2 период-до 12лет, 3период-с 12 до 15лет, 4 преиод-с 15 до 18лет. Конец 19века-соединение 2-х направлений. Детская психология Рейбера-описывает псих.процессы.

5 стр., 2333 слов

Лабораторная работа — этапы развития психологии

1. Этапы развития психологии. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Период античности продлился примерно 8 веков (с 6 в. до н. э. и  до 2,3 в н. э.) внутри этой эпохи выделяют 3 периода, с характерными признаками каждого из них а) атомистическая, материалистическая философия.   Для него характерно: огромный интерес к космосу и создание первых космологических теорий. б) ...

Эрик Эриксон «Эпигенетическая теория развития»

Структура:

1)возраст

2)название

3)конфликт

4)благоприятные условия ( БУ ); неблагоприятные условия ( НУ )

5)разрешение конфликта: благоприятный исход ( БИ ); неблагоприятный исход ( НИ )

6)пример

1 стадия

  • От рождения до года
  • Арально – сенсорная
  • Могу ли я доверять окружающему миру?!
  • БУ: ласка, поддержка, удовлетворение потребностей, преемственность; НУ: отсутствие БУ
  • БИ : доверие; НИ : недоверие
  • Благополучная семья – мать –одиночка (неблагополучная семья)

2 стадия

  • От года до 3 лет
  • Мышечно – анальная
  • Могу ли я управлять собственным поведением?!
  • БУ: разумная дозволенность, поддержка; НУ: гиперопека
  • БИ: автономия; НИ: сомнение
  • Детский Упс! Не вовремя

3 стадия

  • От 3 до 5 лет
  • Локомоторно – генитальная
  • Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?!
  • БУ: поощрение активности, наличие возможности проявлять эту активность; НУ: отсутствие поощрения и возможности проявить свою активность
  • БИ: инициатива; НИ: чувство вины
  • Не лениться – прогулка по парку; вместо мультиков на ночь – сказки Пушкина; нельзя кричать за разбитые чашки

4 стадия

  • От 5 до 11 лет
  • Латентная
  • Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?!
  • БУ: систематическое обучение и воспитание; наличие хороших примеров для подражания; НУ: отсутствие всего перечисленного
  • БИ: трудолюбие; НИ: чувство неполноценности
  • Мытье посуды и разбитая посуда, в итоге уход за замужними дочками (три коровы)

5 стадия

  • 11 – 18 лет
  • Отрочество и юность
  • Кто я и каковы мои убеждения и позиции?!
  • БУ: четкое определение половых моделей для подражания; НУ: преемственность и обратная связь (то, что меня волнует должно быть услышано родственниками)
  • БИ: идентичность; НИ: выгляжу как мужчина, внутри женщина
  • Кто я, девочка или мальчик?!

6 стадия

18 стр., 8528 слов

Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими школьниками геометрического материала

КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Психолого-педагогические основы развития пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала 1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 1.2 Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном ...

  • ———————
  • Молодость. Ранняя зрелость.
  • Могу ли я полностью доверить (отдать) себя другому человеку?!
  • БУ: теплота, забота, доброта, безопасность, любовь, нежность; НУ: измены, ложь, предательство, страдание
  • БИ: близость; НИ: одиночество

*Огромный факт везения

7 стадия

  • ———————-
  • Взрослость
  • Что я могу предложить будущим поколениям?!
  • БУ: целеустремлённость, продуктивность; НУ: обеднение личной жизни, регресс
  • БИ: генерализация; НИ: стагнация (застой)

8 стадия

  • ———————
  • Зрелость
  • Доволен ли я прожитой жизнью?!
  • БУ: сопричастность с членами семьи или социума, чувство завершенности жизненного пути, осуществление основных планов; НУ: отсутствие БУ
  • БИ: целостность ЭГО; НИ: отчаяние разрушающей силы

Прейер. Книга Прейера «Душа ребенка»

Целый этап в развитии детской психологии. Этап называется описательный. Основным методом здесь было наблюдение и дневниковый метод. В нашей стране этот этап был представлен Татищевым, Новиковым, Радищевым и Ушинским.

Новиков разделял воспитание на 3 части:

  1. физическое (воспитание тела)

  2. образование сердца и воли (воспитание нравственное)
  3. разумное (развитие разума)

Ушинский. «Человек как предмет воспитания для опыта антропологической психологии».

В этой книге подчеркивалась преобладающая роль воспитания псих.развития ребенка. Это первая в России система психологии, рассматриваемая с точки зрения запросов об обучении и воспитании.

В 70-е годы 19века начинает развиваться «Эксперементальная детская психология» (2 этап становления детской психологии).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

Основной тенденцией этого этапа стало изучение целостности личности ребенка и нахождение объективных методов для такого изучения. Этим занимались Сикорский, Нечаев, Эфрусий, Рыбаков и Корнеев. В это же время начинается изучение «Индивидуальных психических типических особенностей» — Лазовский, Лугар, Евлинский.

Начало 20века ознаменовалось развитием нестологии (тест айкью) – Сеченов. Возникает недология ( наука о комплексном развитии ребенка).

Представители нагугавления пытались изучить ребенка с точки зрения системного подхода и на основе синтеза различных наук. Родоначальник – С.Хоун. Он доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка – есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

«Периодизация интеллектуального развития по Пиаже»

1 Стадия

  • От рождения до 2 лет
  • Сенсо-моторная
  • Происходит интенсивное овладение моторными и сенсорными способностями. Эту стадию хар-ют: упражнения рефлексов, моторные навыки 4-8месяцев, циркулярная реакция, координация средств и целей, открытие новых средств 8-18месяцев (инсайд — мгновенное озарение), эгоцентризм мышления (ребенок не отделяет себя от окружающего мира — пример с зеркалом)

2 Стадия

  • От 2 до 7 лет
  • Дооперациональная
  • Мышление хар-ся: мышление детей конкретно, действует по признаку здесь и сейчас, они не способны иметь действие с абстракцией; эгоцентричность мышления (завязанность всех событий мира на себе), необратимость мышления (она сестра-он брат, обратно, у брата нет сестры); реализм мышления (машина живая, цветок-нет), отсутствие понимания законов качественно-количественных отношений; анимизм (приписывание одушевленности неодуш.предметам)

3 Стадия

  • От 8 до 12 лет
  • Стадия конкретных ситуаций
  • Ребенок начинает понимать закон количественно-качественных отношений; начинает обдумывать действия, которые он совершал на практике; он умеет классифицировать и обобщать предметы в группы и подгруппы; восприятие себя как центра вселенной идет на убыль; эгоцентризм проявляется в том, что он не может одновременно несколько путей решения; появляется способность сосредотачиваться на нескольких признаках предмета; возникает обратимость мышления.

4 Стадия

  • От 12 до 15 лет
  • Стадия формальных операций
  • Мышление может осуществляться без какой-либо конкретной основы; возникает абстрактное мышление; подросток научается планировать и предвидеть; задумываться над собственными мыслями и мыслями других людей. Мифы:1)о собственной исключительности; 2) миф найденыша (перестает понимать родителей; я им не родной); 3)воображаемая аудитория (анализирует себя).

    7 стр., 3272 слов

    Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: нф мгэи, 2002)

    1. Развитие психики в филогенезе На проблему возникновения психики существует несколько точек зрения. Так, например, в отношении критериев психического в науке имеется ряд весьма разнообразных подходов, среди которых: идея панпсихизма, т.е. признание психики всеобщим свойством как живой, так и неживой материи; идея биопсихизма, наделяющая психикой все живые существа; идея нейропсихизма, признающая ...

    Уровня формальных операций может достигнуть каждый человек, но не обязательно человек на нем остается.

«Теория нравственного развития Колберга»

Эта теория разработана в 80-е годы прошлого века. Для определения нравственного уровня испытуемым предлагалось решить нравственную дилемму. В первую очередь его интересовала мотивация озвучивания.

Наиболее известная дилемма «Хайнц» — женщина умирает, у аптекаря было лекарство очень дорогое, муж старался спасти жену, просил аптекаря снизить цену, но аптекарь хотел богатства, муж ночью взломал аптеку. Вопросы: Должен ли он был воровать? Виновен ли аптекарь?!

Проанализировав проблемы испытуемых, Колберг выделил 3 основных уровня морального развития. В каждом уровне он выделил 2 стадии.

Три основных уровня:

  1. предсоциальный (предконденциональный, преднравственный)
  2. социальный (компенциональный, нравственный)
  3. постосоциальный (посткомпенциональный)

Первый уровеньоснован на наказаниях и поощрениях. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точки зрения других людей не учитываются.

1 стадия– стремление избежать наказания и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания.

2 стадия– ориентация на полезность, стремление к выгоде. Характерно подчинение правилам, ради получения выгоды или награды

Второй уровеньоснован на социальном согласии. Люди на этом уровне придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей

3 стадия– ориентация на поддержание хороших отношений и одобрения со стороны других людей, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей

4 стадия– ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания со стороны закона и последующего чувства вины

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

Третий уровень основан на истинных нравственных ценностях.

5 стадия– ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что он обязан соблюдать законы данного государства, ради всеобщего благосостояния.

6 стадия– ориентирована на законы свободной совести и высшие нравственные ценности, принадлежащие всему человечеству.

Тема: «Раннее детство (2-6лет)»

Физическое развитиев этот период хар-ся следующим:

  1. характерно замедление роста – здоровые дети прибавляют в год примерно 2 кг в весе
  2. наблюдаются изменения размеров и пропорций тела, меняется головной мозг, к 5 годам, головной мозг сопоставим с мозгом взрослого человека, кора головного мозга анатомически разделена на 2 полушария. В этот период делается выбор предпочтительной руки. Большинство делает правосторонний выбор, это связано с доминированностью левого полушария.

Функции левого полушария:

  • осязание правой руки
  • устная речь
  • чтение, письмо
  • логика
  • все науки, требующие точности

Функции правого полушария:

  • осязание левой руки
  • зрительно пространственнее образы и представления
  • творческое мышление
  • воображение
  • восприятие музыки
  • восприятие живописи

Так же в дошкольные годы продолжает совершенствоваться моторика, грубая и тонкая.

Когнитивное (умственное) развитие:

  1. способность запоминать
  2. хорошо развивается речь. Стадии формирования речевых навыков:
  • дети используют простые двухсловные предложения
  • хар-ся возможностью использовать всех глагольных форм, числа; создают смешные слова
  • переход на формы повелительно и сослагательного наклонения, так же они умею создавать отрицательные предложения
  • использует сложные конструкции, речь приближается к речи взрослого человека (4+5)

Психосоциальное развитиево многом определяется игрой. Игра является работой детей. Игра отличается от всех других видов деятельности, т.к.она не направлена на достижение объективных целей.

Виды игр:

  1. сенсо-моторные (прыжки, салочки, резиночки)
  2. сенсорные
  3. игра-возня
  4. языковая
  5. ролевые игры или игры имитации (Нет игры, нет социализации).
  6. игры с правилами

Лекция 12.03.13

Суть развития ребенка понимал как созревание его способностей, черт характера, интересов и склонностей, с которыми он родился. Он говорил, что у ребёнка от рождения в готовом виде даны черты гения или глупого, смелого или труса. Теория развития С.Кола получила название отовистической. В 1901году Нечаев создает лабораторию эксперентальной психологии. Активные сторонники – Аваленский, Нечаев.

По мнению Басова связывание в одно целое разных вещей ведет к тому, что вновь возникший предмет начинает проявлять особенности, которые у него до этого отсутствовали.

След.этапов в развитии возрастной психологии – активное изучение физического развития ребенка, преимущественно в раннем детстве. В большинстве работ подчеркивает связь психологии с физиологией. Поэтому физиология детства, знание хода физического развития ребнка рассматривается как необходимое введение в психологию детства.

В конце 19века в области возрастной психологии были проведены исследования, целью которых было изучение особенностей целостного процесса становления психики ребенка. Оказалось, что с возрастом отдельные психические процессы изменяются под влиянием, возникающих в этот период, индивидуальных особенностей психики ребенка.

Выводы периода:

А) ребёнок не является взрослым в миниатюре, поэтому нет необходимости механически использовать данные исслед.псих.особенностей детей. Приверженцем этого был немецкий психолог, основатель эксперементальной педагогики Мельман. Он говорил, что различие псих.развития ребёнка и психического развития взрослого заключается в том, что:

  1. Ребёнок еще не обладает всеми духовными способностями взрослого
  2. Способности господствующего взрослого у ребёнка ещё не развились,и наоборот, у ребёнка доминируют способности, незначительные для взрослого
  3. Проявление духовной жизни ребёнка, особенно элементарные, качественно отличаются от подобных проявлений у взрослых
  4. Способности ребёнка отличаются от способностей взрослого, не только с качественной стороны, но и со стороны интенсивности

Б) физическое и психическое развитие ребенка идет с известными остановками. Эти остановки закономенрны и наблюдаются у всех детей в опр.периоды их жизни. Чередуются не только разные по своей динамичности относительно длительные временные периоды развития, но имеют 6 различий в темпе развития относительно коротких, до года, периодов. Общей тенденцией в развитии ребёнка, которая состоит в том, что раньше всего развивается та функция, которая необходима для приспособления ребёнка к внешнему миру. Развитие движения идет паралельно с его духовным развитием. «В некоторых случаях движение пол-но вытекает из интеллектуальных требований, а не из гимнаст.интереса». В период детства память рассматриваласт как основа всей умственной жизни ребенка, поскольку считалось, что без запаса представлений никакая умственная операция невозможна.

Умственная жизнь становилась предметом изучения сферы чувств ребёнка, т.к.в этой области имелись огран.особенности эксперемент.исслед. Несмотря на то, что большое влияние, которое особенности нервно – псих.организации оказывает на процесс псих.развития. Нельзя рассматривать основные, как определяющие, если есть отклонения.

Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее влияние ошибок воспитания. Отход от представлений о ребенке, как о пассивном объекте воспит.воздействий, предполагал реализацию инд.подхода к воспитанию.

Окончание 19века: изучение развития психики ребёнка и взрослого показало, что рбёнок вначале ещё не обладает всеми духовными способностями взрослого. Более того, господствующие способности взрослого у ребёнка еще отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Кроме того, способности ребёнка отличаются от способностей взрослого, не только с качественной стороны, но и со стороны интенсивности.

Культурно – историческая концепция л.С.Выготского

Основной принцип качественных изменений, происходящих в процессе развития детской психики, выступают опосредованные взрослым взаимодействия с окружающей средой(социальной).

В рамках культурн – исторической концепции развития психики человека признается, что отношения между людьми, как представителей социума, «отметы»формы исторически сложившихся видов социальной активности.

В отличие ребёнка в процесс предметных действий и межличностное взаиодействие стимулирует формирование у него спец.челов.механизмов псих.деят.сущностью псих.развития человека выступает единство его натурального и культурного рядов. Спец.челов.механизмы психики формируются как результат интериолизации деятельности, обраазующей содержание исторически сложившихся общественных практик. Их главной особенностью выступает наличие орудий и знаков, опосредующих действия человека по отношению к преобазуемым им объектам. Физиологической основой выступают функциональные органы.

Тема: «Развитие в среднем детстве(6-12лет)»

Физическое развитие

Продолжает развиваться грубая моторика; идет развитие быстроты, силы, координации; интенсивно развивается тонкая моторика.

Когнетивное развитие

По Пиаже, это стадия конкретных операций. Интенсивно развиваются процессы памяти и метапознания, хотя память в большей степени продолжает оставаться механической, большинство детей начинают ставить задачу осознанного запоминания материала, а это обуславливает использование различных мнемических приемов. Другой важный процесс в этот период – метапознание – это текущий контроль, осуществляемый человеком за слбственными психическими процессами.

Психосоциальное развитие

С момента обучения в школе у ребенка меняется ведущая деятельность. Игра заменяется на учение. С этого момента деятельность ребенка впервые в его жизни становится социально значимой, т.е.у него появляются не только права, но и обязанности передобществом. Проводником в этой новой деятельности является учитель. Именно он формирует самооценку младших школьников и становится авторитетом для ребенка. Важным компонентом психосоциального развития становится умение делать социальный вывод – это догадки и предположения о том, что может делать и чувствовать другой человек.