Психология развития
Тема: «Предметы и основные категории психологии развития и возрастной психологии».
1)сущность понятия «развития»
2)типы, уровни и формы развития
3)категория возраста в теоретической системе возрастной психологии
4)возрастные системы и типы возрастов
Психология развития чел занимается изучением возрастной динамики развития чел.психики, онтогенеза псих.процессов (от рождения и до периода созревания) и психолог.качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Базовые понятия психологии развития и возрастной психологии: «развитие» и «возраст». Развитие есть необратимая, определенно направленная и закономерное изменение материальных и кардиальных объектов, приводящие к возникновению нового качества. Псих.развитие человека в настоящее время рассматривают с точки зрения системного подхода. Системный подход включает 4 аспекта:
1-динамический — хар-ет псих.развитие как процесс, осуществляющейся на протяжении всей жизни. Это возрасная динамика различный псих.функций(восприятия, памяти, мышления, внимания)
2-структурный-кач.изменение псих.процессов. Например, усложнение процессов запоминания
3-каузальный-определение причин, обуславливающих развитие
4-онтологический- выяснение специфики псих.развития как единство социального и биологического
Развитие- это изменение во времени.
1)как рост-это колич.изменение во внешних признаках
2)как созревание-увеличивается биолог.наследственности человека
3) как совершенствование-критерии
4) как универсальное измерение
5)как качественное структурное измерение-системный подход
6)как количественное, качественное измерение- акты развития
7)как измерение, влекущее новое измерение .
Развитие делят на : преформированное и непреформированное, психическое-личностное, биологическое-социальное.
Тип развития, когда в самом начале заданы как те стадии, в который организм войдет как и тот результат, в который
Тип развития, который не предопределен заранее наз-ся непреформированным.
Естественное и социальное развития обращает нас к детерминантам. Психическое и личностное-к
Естественные формы псих.развития делят на первичные(ощущения) и вторичные(восприятия) и третичные(мышление).
Оно осуществляется путем самообучения,относится к ощущениям и восприятиям, мышление развивается дальше, благодаря соц.развитию. Соц. развитие псих.процессов осуществляется посредством речи. Псих. Развитие-развитие познавательных псих.процессов: качеств человека, нравств.суждений, Я-конценции. Псих и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены. В различные возрастные периоды могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
Особенности развития процесса мышления у детей дошкольного возраста
... знаний. Эту особен-ность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка. Изучению процесса развития мышления у детей посвящены труды многих отечественных и зарубежных ... ведущий вид деятельности дошкольников. В основу данной работы положена следующая гипотеза: процесс развития мышления дошкольников будет эффективнее, если обучение детей проводить в игровой форме. ...
Основные задачи, относящиеся к сфере применения психологии развития на практике:
1)ориентация на жизненном пути-определение уровня развития, благодаря которому можно дать общую оценку хода развития, как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным процессам
2)определение условий развития и изменения-выяснение причин и условий, прибегших к данному уровню развития, при этом психологов интересует не сколько кратковременное, сколько долговременное влияние развития. Знание условий позволяет задержать и принять соотв.решения для организации хода развития
3)прогноз стабильности и изменчивость средств личности-что сохранится, а что изменится в результате воздействия на ребенка
4)объяснение целей и развития коррекции
5)планирование коррекционных мероприятий-что нужно сделать, чтобы добиться желаемого
6)оценка коррекции развития
Возраст-это конкретно-историческое определение, зависящее от уровня и хар-ра развития общества. Психология выделяет:
1)
2)биологический- состояние и функционирование всех органов и систем организма человека
3)психологический-уровень псих.развития человека в соответствии с возрастом
4)социальный- выполнение человеком тех или иных
5)возрастное самоощущение человека
Понятие развития и общества неразделимо связаны друг с другом.
1)хар-ка описательного этапа становления возрастной психологии
2)хар-ка экспериментального этапа становления возрастной психологии
3)хар-ка психологии как науки
4)различные периодизации становления возрастной психологии
Появление возрастной психологии-60годы 20века. В основе структура души(Аристотель).
Три периода детства:1-до 7 лет; 2-от 7 до 14; 3- от 14 до 21.
Первая псих.периодизация основана на том, что для каждого возраста необходимо определенное воспитание. Была создана Жан Жак Руссо: 1период-от рождения до 2 лет, 2 период-до 12лет, 3период-с 12 до 15лет, 4 преиод-с 15 до 18лет. Конец 19века-соединение 2-х направлений. Детская психология Рейбера-описывает псих.процессы.
Эрик Эриксон «Эпигенетическая теория развития»
Структура:
1)возраст
2)название
3)конфликт
4)благоприятные условия ( БУ ); неблагоприятные условия ( НУ )
5)разрешение конфликта: благоприятный исход ( БИ ); неблагоприятный исход ( НИ )
6)пример
1 стадия
- От рождения до года
- Арально – сенсорная
- Могу ли я доверять окружающему миру?!
- БУ: ласка, поддержка, удовлетворение потребностей, преемственность; НУ: отсутствие БУ
- БИ : доверие; НИ : недоверие
- Благополучная семья – мать –одиночка (неблагополучная семья)
2 стадия
- От года до 3 лет
- Мышечно – анальная
- Могу ли я управлять собственным поведением?!
- БУ: разумная дозволенность, поддержка; НУ: гиперопека
- БИ: автономия; НИ: сомнение
- Детский Упс! Не вовремя
3 стадия
Этапы становления личности профессионала
... ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1.1 Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала. Термин «становление» является, пожалуй, ... одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, ...
- От 3 до 5 лет
- Локомоторно – генитальная
- Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?!
- БУ: поощрение активности, наличие возможности проявлять эту активность; НУ: отсутствие поощрения и возможности проявить свою активность
- БИ: инициатива; НИ: чувство вины
- Не лениться – прогулка по парку; вместо мультиков на ночь – сказки Пушкина; нельзя кричать за разбитые чашки
4 стадия
- От 5 до 11 лет
- Латентная
- Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?!
- БУ: систематическое обучение и воспитание; наличие хороших примеров для подражания; НУ: отсутствие всего перечисленного
- БИ: трудолюбие; НИ: чувство неполноценности
- Мытье посуды и разбитая посуда, в итоге уход за замужними дочками (три коровы)
5 стадия
- 11 – 18 лет
- Отрочество и юность
- Кто я и каковы мои убеждения и позиции?!
- БУ: четкое определение половых моделей для подражания; НУ: преемственность и обратная связь (то, что меня волнует должно быть услышано родственниками)
- БИ: идентичность; НИ: выгляжу как мужчина, внутри женщина
- Кто я, девочка или мальчик?!
6 стадия
- ———————
- Молодость. Ранняя зрелость.
- Могу ли я полностью доверить (отдать) себя другому человеку?!
- БУ: теплота, забота, доброта, безопасность, любовь, нежность; НУ: измены, ложь, предательство, страдание
- БИ: близость; НИ: одиночество
*Огромный факт везения
7 стадия
- ———————-
- Взрослость
- Что я могу предложить будущим поколениям?!
- БУ: целеустремлённость, продуктивность; НУ: обеднение личной жизни, регресс
- БИ: генерализация; НИ: стагнация (застой)
8 стадия
- ———————
- Зрелость
- Доволен ли я прожитой жизнью?!
- БУ: сопричастность с членами семьи или социума, чувство завершенности жизненного пути, осуществление основных планов; НУ: отсутствие БУ
- БИ: целостность ЭГО; НИ: отчаяние разрушающей силы
Прейер. Книга Прейера «Душа ребенка»
Целый этап в развитии детской психологии. Этап называется описательный. Основным методом здесь было наблюдение и дневниковый метод. В нашей стране этот этап был представлен Татищевым, Новиковым, Радищевым и Ушинским.
Новиков разделял воспитание на 3 части:
-
физическое (воспитание тела)
- образование сердца и воли (воспитание нравственное)
- разумное (развитие разума)
Ушинский. «Человек как предмет воспитания для опыта антропологической психологии».
В этой книге подчеркивалась преобладающая роль воспитания псих.развития ребенка. Это первая в России система психологии, рассматриваемая с точки зрения запросов об обучении и воспитании.
В 70-е годы 19века начинает развиваться «Эксперементальная детская психология» (2 этап становления детской психологии).
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...
... Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие ... периодизацию на концепции стадиального развития интеллекта. Стадии - уровни развития интеллекта ребенка, последовательно сменяются в ... дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 ...
Основной тенденцией этого этапа стало изучение целостности личности ребенка и нахождение объективных методов для такого изучения. Этим занимались Сикорский, Нечаев, Эфрусий, Рыбаков и Корнеев. В это же время начинается изучение «Индивидуальных психических типических особенностей» — Лазовский, Лугар, Евлинский.
Начало 20века ознаменовалось развитием нестологии (тест айкью) – Сеченов. Возникает недология ( наука о комплексном развитии ребенка).
Представители нагугавления пытались изучить ребенка с точки зрения системного подхода и на основе синтеза различных наук. Родоначальник – С.Хоун. Он доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка – есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
«Периодизация интеллектуального развития по Пиаже»
1 Стадия
- От рождения до 2 лет
- Сенсо-моторная
- Происходит интенсивное овладение моторными и сенсорными способностями. Эту стадию хар-ют: упражнения рефлексов, моторные навыки 4-8месяцев, циркулярная реакция, координация средств и целей, открытие новых средств 8-18месяцев (инсайд — мгновенное озарение), эгоцентризм мышления (ребенок не отделяет себя от окружающего мира — пример с зеркалом)
2 Стадия
- От 2 до 7 лет
- Дооперациональная
- Мышление хар-ся: мышление детей конкретно, действует по признаку здесь и сейчас, они не способны иметь действие с абстракцией; эгоцентричность мышления (завязанность всех событий мира на себе), необратимость мышления (она сестра-он брат, обратно, у брата нет сестры); реализм мышления (машина живая, цветок-нет), отсутствие понимания законов качественно-количественных отношений; анимизм (приписывание одушевленности неодуш.предметам)
3 Стадия
- От 8 до 12 лет
- Стадия конкретных ситуаций
- Ребенок начинает понимать закон количественно-качественных отношений; начинает обдумывать действия, которые он совершал на практике; он умеет классифицировать и обобщать предметы в группы и подгруппы; восприятие себя как центра вселенной идет на убыль; эгоцентризм проявляется в том, что он не может одновременно несколько путей решения; появляется способность сосредотачиваться на нескольких признаках предмета; возникает обратимость мышления.
4 Стадия
- От 12 до 15 лет
- Стадия формальных операций
- Мышление может осуществляться без какой-либо конкретной основы; возникает абстрактное мышление; подросток научается планировать и предвидеть; задумываться над собственными мыслями и мыслями других людей. Мифы:1)о собственной исключительности; 2) миф найденыша (перестает понимать родителей; я им не родной); 3)воображаемая аудитория (анализирует себя).
Уровня формальных операций может достигнуть каждый человек, но не обязательно человек на нем остается.
«Теория нравственного развития Колберга»
Эта теория разработана в 80-е годы прошлого века. Для определения нравственного уровня испытуемым предлагалось решить нравственную дилемму. В первую очередь его интересовала мотивация озвучивания.
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому сознанию. Как ... детей - маугли сознание отсутствует) и к тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, ...
Наиболее известная дилемма «Хайнц» — женщина умирает, у аптекаря было лекарство очень дорогое, муж старался спасти жену, просил аптекаря снизить цену, но аптекарь хотел богатства, муж ночью взломал аптеку. Вопросы: Должен ли он был воровать? Виновен ли аптекарь?!
Проанализировав проблемы испытуемых, Колберг выделил 3 основных уровня морального развития. В каждом уровне он выделил 2 стадии.
Три основных уровня:
- предсоциальный (предконденциональный, преднравственный)
- социальный (компенциональный, нравственный)
- постосоциальный (посткомпенциональный)
Первый уровеньоснован на наказаниях и поощрениях. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точки зрения других людей не учитываются.
1 стадия– стремление избежать наказания и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания.
2 стадия– ориентация на полезность, стремление к выгоде. Характерно подчинение правилам, ради получения выгоды или награды
Второй уровеньоснован на социальном согласии. Люди на этом уровне придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей
3 стадия– ориентация на поддержание хороших отношений и одобрения со стороны других людей, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей
4 стадия– ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания со стороны закона и последующего чувства вины
Третий уровень основан на истинных нравственных ценностях.
5 стадия– ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что он обязан соблюдать законы данного государства, ради всеобщего благосостояния.
6 стадия– ориентирована на законы свободной совести и высшие нравственные ценности, принадлежащие всему человечеству.
Тема: «Раннее детство (2-6лет)»
Физическое развитиев этот период хар-ся следующим:
- характерно замедление роста – здоровые дети прибавляют в год примерно 2 кг в весе
- наблюдаются изменения размеров и пропорций тела, меняется головной мозг, к 5 годам, головной мозг сопоставим с мозгом взрослого человека, кора головного мозга анатомически разделена на 2 полушария. В этот период делается выбор предпочтительной руки. Большинство делает правосторонний выбор, это связано с доминированностью левого полушария.
Функции левого полушария:
- осязание правой руки
- устная речь
- чтение, письмо
- логика
- все науки, требующие точности
Функции правого полушария:
- осязание левой руки
- зрительно пространственнее образы и представления
- творческое мышление
- воображение
- восприятие музыки
- восприятие живописи
Так же в дошкольные годы продолжает совершенствоваться моторика, грубая и тонкая.
Когнитивное (умственное) развитие:
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
- способность запоминать
- хорошо развивается речь. Стадии формирования речевых навыков:
- дети используют простые двухсловные предложения
- хар-ся возможностью использовать всех глагольных форм, числа; создают смешные слова
- переход на формы повелительно и сослагательного наклонения, так же они умею создавать отрицательные предложения
- использует сложные конструкции, речь приближается к речи взрослого человека (4+5)
Психосоциальное развитиево многом определяется игрой. Игра является работой детей. Игра отличается от всех других видов деятельности, т.к.она не направлена на достижение объективных целей.
Виды игр:
- сенсо-моторные (прыжки, салочки, резиночки)
- сенсорные
- игра-возня
- языковая
- ролевые игры или игры имитации (Нет игры, нет социализации).
- игры с правилами
Лекция 12.03.13
Суть развития ребенка понимал как созревание его способностей, черт характера, интересов и склонностей, с которыми он родился. Он говорил, что у ребёнка от рождения в готовом виде даны черты гения или глупого, смелого или труса. Теория развития С.Кола получила название отовистической. В 1901году Нечаев создает лабораторию эксперентальной психологии. Активные сторонники – Аваленский, Нечаев.
По мнению Басова связывание в одно целое разных вещей ведет к тому, что вновь возникший предмет начинает проявлять особенности, которые у него до этого отсутствовали.
След.этапов в развитии возрастной психологии – активное изучение физического развития ребенка, преимущественно в раннем детстве. В большинстве работ подчеркивает связь психологии с физиологией. Поэтому физиология детства, знание хода физического развития ребнка рассматривается как необходимое введение в психологию детства.
В конце 19века в области возрастной психологии были проведены исследования, целью которых было изучение особенностей целостного процесса становления психики ребенка. Оказалось, что с возрастом отдельные психические процессы изменяются под влиянием, возникающих в этот период, индивидуальных особенностей психики ребенка.
Выводы периода:
А) ребёнок не является взрослым в миниатюре, поэтому нет необходимости механически использовать данные исслед.псих.особенностей детей. Приверженцем этого был немецкий психолог, основатель эксперементальной педагогики Мельман. Он говорил, что различие псих.развития ребёнка и психического развития взрослого заключается в том, что:
- Ребёнок еще не обладает всеми духовными способностями взрослого
- Способности господствующего взрослого у ребёнка ещё не развились,и наоборот, у ребёнка доминируют способности, незначительные для взрослого
- Проявление духовной жизни ребёнка, особенно элементарные, качественно отличаются от подобных проявлений у взрослых
- Способности ребёнка отличаются от способностей взрослого, не только с качественной стороны, но и со стороны интенсивности
Б) физическое и психическое развитие ребенка идет с известными остановками. Эти остановки закономенрны и наблюдаются у всех детей в опр.периоды их жизни. Чередуются не только разные по своей динамичности относительно длительные временные периоды развития, но имеют 6 различий в темпе развития относительно коротких, до года, периодов. Общей тенденцией в развитии ребёнка, которая состоит в том, что раньше всего развивается та функция, которая необходима для приспособления ребёнка к внешнему миру. Развитие движения идет паралельно с его духовным развитием. «В некоторых случаях движение пол-но вытекает из интеллектуальных требований, а не из гимнаст.интереса». В период детства память рассматриваласт как основа всей умственной жизни ребенка, поскольку считалось, что без запаса представлений никакая умственная операция невозможна.
Соц.-псих. работа с женщинами
... с женщинами, «отравленными» обидами, не удовлетворёнными отношениями с супругом, сожителем, ребёнком, с одним или обоими родителями. Характеризуется технология групповой работы с женщинами, ... или невозможность использования привычных схем решения возникающих задач; неопределённость перспектив развития ситуации; уровень «биографического стресса»; субъективная оценка человеком его ситуации как трудной; ...
Умственная жизнь становилась предметом изучения сферы чувств ребёнка, т.к.в этой области имелись огран.особенности эксперемент.исслед. Несмотря на то, что большое влияние, которое особенности нервно – псих.организации оказывает на процесс псих.развития. Нельзя рассматривать основные, как определяющие, если есть отклонения.
Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее влияние ошибок воспитания. Отход от представлений о ребенке, как о пассивном объекте воспит.воздействий, предполагал реализацию инд.подхода к воспитанию.
Окончание 19века: изучение развития психики ребёнка и взрослого показало, что рбёнок вначале ещё не обладает всеми духовными способностями взрослого. Более того, господствующие способности взрослого у ребёнка еще отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Кроме того, способности ребёнка отличаются от способностей взрослого, не только с качественной стороны, но и со стороны интенсивности.
Культурно – историческая концепция л.С.Выготского
Основной принцип качественных изменений, происходящих в процессе развития детской психики, выступают опосредованные взрослым взаимодействия с окружающей средой(социальной).
В рамках культурн – исторической концепции развития психики человека признается, что отношения между людьми, как представителей социума, «отметы»формы исторически сложившихся видов социальной активности.
В отличие ребёнка в процесс предметных действий и межличностное взаиодействие стимулирует формирование у него спец.челов.механизмов псих.деят.сущностью псих.развития человека выступает единство его натурального и культурного рядов. Спец.челов.механизмы психики формируются как результат интериолизации деятельности, обраазующей содержание исторически сложившихся общественных практик. Их главной особенностью выступает наличие орудий и знаков, опосредующих действия человека по отношению к преобазуемым им объектам. Физиологической основой выступают функциональные органы.
Тема: «Развитие в среднем детстве(6-12лет)»
Физическое развитие
Продолжает развиваться грубая моторика; идет развитие быстроты, силы, координации; интенсивно развивается тонкая моторика.
Когнетивное развитие
По Пиаже, это стадия конкретных операций. Интенсивно развиваются процессы памяти и метапознания, хотя память в большей степени продолжает оставаться механической, большинство детей начинают ставить задачу осознанного запоминания материала, а это обуславливает использование различных мнемических приемов. Другой важный процесс в этот период – метапознание – это текущий контроль, осуществляемый человеком за слбственными психическими процессами.
Психосоциальное развитие
С момента обучения в школе у ребенка меняется ведущая деятельность. Игра заменяется на учение. С этого момента деятельность ребенка впервые в его жизни становится социально значимой, т.е.у него появляются не только права, но и обязанности передобществом. Проводником в этой новой деятельности является учитель. Именно он формирует самооценку младших школьников и становится авторитетом для ребенка. Важным компонентом психосоциального развития становится умение делать социальный вывод – это догадки и предположения о том, что может делать и чувствовать другой человек.
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...