Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для

студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов

Гомель 2007

Составитель: Петрова, Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

протокол №_______

от «___»____________2007 года

для внутрикафедрального пользования

1. Тема: развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени.

2. Общее время занятий

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

5 стр., 2016 слов

Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь

Учреждение образования "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" Кафедра гражданского и трудового права РЕФЕРАТ на тему: "Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь. " по дисциплине: "Гражданское право" Минск, 2013 Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит ...

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ поизучаемой теме (УИРС).

Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода.

Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить историю развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).

5. Задачи занятия:

1. Определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).

2. Ознакомиться с работами крупнейших зарубежных и отечественных учёных в области физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени.

6. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать:

― источники изучения медицины периода Нового времени;

― особенности развития физиологии;

― становление патологической анатомии как науки;

― развитие внутренней медицины.

Студент должен уметь:

― находить исторический источник;

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени;

― анализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени.

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать:общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.

18 стр., 8962 слов

Динамика развития внутреннего "Я" личности

Введение Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат ...

а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);

б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).

в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);

г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);

д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).

2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.

8. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Вклад А. Галлера, Л. Гальвани, Ф. Мажанди, И. Мюллера, К.Бернара, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца в развитие физиологиив Западной Европе.

2. Становление патологической анатомии как науки (Дж.Б. Морганьи, М.К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов).

3. Основоположник первой русской школы патофизиологов — В.В. Пашутин.

4. Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.

5. Развитие внутренней медицины (терапии) в Западной Европе: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, Р.А.Ф. Реомюр, А. Цельсий, Г. Бургав), применение перкуссии (Л. Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г. Лаэннек).

6. Научная и практическая деятельность С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова.

7. Клинические школы Г.А.З ахарьина и С.П. Боткина: направления исследований, достижения.

9. Учебный материал

Хронологические рамки периода Нового времени — между второй половиной XVII и началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918 г. (заканчивается территориальное разделение мира).

Переход от феодального способа производства к капиталистическому.

Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы.

8 стр., 3805 слов

Вклад древнеримских врачей К.Галена и К Цельса в развитие медицины

Отредактируй нормально и прочитай внимательно. Удачи, студент. Книжки использовал 5 из 10, прости не помню какие.     Вклад древнеримских врачей  К. Галена и К. Цельса. Величайшим ученым-медиком античного времени после Гиппакрата был КЛАВДИЙ ГАЛЕН (131-201 гг. н.э.). Его идеи главным образом основывались на учении Гиппократа, а также Аристотеля в врачей позденго перода ...

Новое время для Беларуси и России — это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917).

Вклад а. Галлера, л. Гальвани, ф. Мажанди, и. Мюллера, к. Бернара, э. Дюбуа-Реймона, г. Гельмгольца в развитие физиологии в Западной Европе.

Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos — учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой.

В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер (1708―1777 гг.).

Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается автономно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Важным достижением физиологии XVIII в. стало открытие итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани (1737―1798 гг.), который впервые обнаружил биоэлектрические явления в живых организмах, так называемое «животное электричество» (1791 г.), что положило начало будущей электрофизиологии.

Французский физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон (1822 г.), что доказало соответствие между структурой и функцией (закон Бэла — Мажанди).

Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801―1858 гг.).

Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии органов чувств. В 1833 г. он сформулировал основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал уникальную по количеству последователей и их вкладу в науку научную школу. В его лаборатории работали российские ученые A.M. Филомафитский, И.М. Сеченов и многие другие.

2 стр., 957 слов

Копия Предмет физиологии ВНД

Предмет физиологии ВНД Условный рефлекс, открытый Павловым, является функциональной единицей деятельности головного мозга. Это основа ВНД и поведения организма. По выражению Павлова Условные рефлексы- это временная нервная связь бесчисленных агентов окружающей среды, воспринимаемых рецепторами данного животного, с определенными деятельностями организма. Павлов исследовал условные рефлексы и ...

Ученик Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмголъц (1821―1894 гг.) сделал крупные открытия в физиологии зрения («Физиологическая оптика», 1856 г.) и акустики («Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики», 1863 г.), заложил основы физиологии возбудимых тканей, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854 г.) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (30―100 м/с), а также создал ряд физиологических приборов (офтальмоскоп для исследования дна живого глаза и офтальмометр, позволивший измерить преломление лучей в глазу).

Другой ученик Мюллера — немецкий физиолог Эмиль Дюбуа–Реймон (1818―1896 гг.) стал основоположником нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии. Он разработал новые методы электрофизиологического эксперимента и открыл законы раздражения и явления электротона (1848 г.).

Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской Академии наук, 1853 г.), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.).

В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии. На их основе были разработаны новые методы и прием физиологического эксперимента.

Становление патологической анатомии как науки (Дж.Б. Морганьи, м.К. Биша, к. Рокитанский, р. Вирхов)

Патология (от греч. pathos — болезнь) — область теоретической медицины, исследующая закономерности возникновения, течения и исхода болезней.

Патологическая анатомия — наука, изучающая структурные основы патологических процессов, — выделилась в конце XVIII―начале XIX в. Ее развитие в Новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.

6 стр., 2952 слов

Тема 2. Особенности физиологии одноклеточных и многоклеточных организмов

Вопросы из учебника Перечислите уровни межклеточного взаимодействия в организме. - паракринный (между клетками отдельных тканей на малом расстоянии). - эндокринный (сигнальные молекулы-гормоны распространяются с током в крови). - уровень нервной системы. Перечислите функции специализированных клеток иммунной системы. Задачей специализированных клеток иммунной системы является обнаружение и ...

Макроскопический период

Фундаментом «новой анатомии» стала новая методология, когда по инициативе практикующих врачей стали производить вскрытия умерших от болезней пациентов в целях познания «органических повреждений» внутренней среды организма, к которым приводит болезнь.

Вскрытия еще не стали целью установления причины смерти или подтверждения установленного при жизни диагноза. Задача вскрытий заключалась лишь в выявлении масштабов повреждений и их соотношения с клиническими симптомами. Впервые вопрос о том, что симптомы являются знаками не болезней вообще, а морфологических изменений, которые возникают в результате болезни, был поставлен Дж.Б. Морганьи.

Итальянский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи (1682―1771 гг.) стал доктором медицины в возрасте 19 лет. В 24 года он возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет — кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, Дж.Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный таким образом материал (700 вскрытий) и труды предшественников, Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождениях и причинах болезней, открытых посредством рассечения».

Морганье показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе, и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология).

Понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, — между причиной болезни и его внешними проявлениями (симптомами) был поставлен морфологический субстрат как этап развития болезненного процесса.

Создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

Он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине. Новая анатомия трансформировалась в фундаментальную науку практической медицины.

9 стр., 4419 слов

Психологическая помощь матерям, родившим детей с перинатальной патологией центральной нервной системы

... спектра. -М: Медпрактика, 2011. .Физиология и патология новорожденных детей. . Под редакцией К. ... оказывает состояние других систем организма и температурный режим. ... Благодаря последним достижениям медицины, младенцы имеющие патологию, которая в ... заболевания: сердечная и почечная патология, гипертоническая болезнь. . нервные потрясения, испуг, профессиональные ... в том, что впервые на модели ОНД изучены ...

Французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Биша (1771―1802 гг.), развивая положения Морганьи сделал два важных открытия.

1. Он установил, что органы и части человеческого тела, при всей их неповторимости, состоят из одних и тех же тканей, выделил 21 (по его представлениям) разную ткань и заложил основы учения о тканях — гистологии.

2. Он впервые показал, что болезнетворный процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани (тканевая патология), независимо от того, в каком органе эта ткань находится.

Родившись на стыке морфологии и клиники, новая (патологическая) анатомия совершила небывалый переворот во врачебном мышлении и клинической практике.

Микроскопический период

В середине XIX в. развитие патологии проходило в борьбе двух направлений: гуморального (от лат. humor — влага, жидкость), уходящего корнями в философские учения Древнего Востока и Древней Греции; и появившегося позднее солидарного (от лат. solidus —плотный, твердый), первые представления о котором развивались Эрасистратом и Асклепиадом.

Ведущим представителем гуморального направления был венский патолог, чех по национальности Карл Рокитанский (1804―1878 гг.).

В 1844 г. он создал первую в Европе кафедру патологической анатомии. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей (соков) организма — дискразию (термин древнегреческих врачей).

В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания.

Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов (1821―1902) — немецкий врач, патолог и общественный деятель.

Руководствуясь теорией клеточного строения (1839 г.), Р. Вирхов впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярной патологии (от лат. cellula — клетка) которая изложена в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии», 1858 г.

По Вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий; материальным субстратом болезни является клетка (т.е. плотная часть организма, отсюда термин «солидарная» патология); вся патоло­гия есть патология клетки.

Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии Биша и гуморальной патологии Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины.

Вирхов внес большой вклад в становление патологической анатомии как науки. Используя метод микроскопии, он впервые описал и изучил патологическую анатомию воспалений, лейкоцитоза, эмболии, тромбоза, флебитов, лейкемий, исследовал амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии и т.д. Р. Вирхов создал терминологию и классификацию основных патологических состояний.

Основоположник первой русской школы патофизиологов — в.В. Пашутин

Основоположником первой отечественной школы патофизиологов явился Виктор Васильевич Пашутин (1845―1901 гг.).

В 1874 г. он организовав кафедру общей и экспериментальной патологии в Казанском университете, а в 1879 г. возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в ВМА в Петербурге. Он первым ввел термин «патологическая физиология» и фактически стал основоположником этой науки.

Пашутин ввел в общую патологию идеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), голоданию, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. Пашутин впервые определил патологическую физиологию как «философию медицины». Его двухтомное руководство «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» (1878, 1891 гг.) и «Курс общей и экспериментальной патологии (патологическая физиология)» (1902 г.) долгое время оставались основными учебниками по патологической физиологии.

Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно–сосудистой системы, нервной деятельности в трудах a.M. Филомафитского, е.О. Мухина, и.М. Сеченова, и.П. Павлова, н.Е. Введенского.

В России создание основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 году он защитил диссертацию «О дыхании птиц» на степень доктора медицины. В 1835 году А. М. Филомафитский стал профессором Московского университета, а в 1836 создал учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» первый отечественный учебник физиологии.

А.М. Филомафитский был одним из пионеров экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутреннего наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Тракт о переливании крови», 1848 г.); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы.

Иван Михайлович Сеченов (1829―1905 гг.) — великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.

Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии.

Самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы.

До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.

И.М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.

Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами, актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения).

Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов.

Труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.).

И.М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Николай Евгеньевич Введенский (1852―1922 гг.) — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884 г.).

Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения (1886 г.).

Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901 г.).

Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический.

Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА).

Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения.

В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии.

Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.

Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока).

В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях.

Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными).

В 1897 г. вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварительных желез».

В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения.

И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

Исследования Павлова в области физиологии пищеварения, сердечно-сосудистой системы и высших отделов центральной нервной системы являются классическими.

Ефрем Осипович Мухин (1766―1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.

Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795―816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813―1835 гг.), Е.О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.

Развитие внутренней медицины (терапии) в Западной Европе: термометрия (д.Г. Фаренгейт, р.А.Ф. Реомюр, а. Цельсий, г. Бургав), применение перкуссии (л. Ауэнбруггер) и аускультации (р.Т.Г Лаэннек)

В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного.

При постановки диагноза врач исходил из результатов опроса больного — анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (тогда как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в., а затем модифицирован Санторио в начале XVII в.).

Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686―1736 гг.), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда. Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.

Г. Бурхааве был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения темперами тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.

В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан Фершо Реомюр (1683―1757 гг.) изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0° до 80° (0° R соответствовал температуре замерзания воды).

Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр нагрел его до температуры кипения воды, что по его шкале соответствовало 1080 единицам объема, т.е. на 80 единиц больше первоначального объема. Вот почему температура кипения воды по Реомюру соответствует 80°.

Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701―1744).

В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° С соответствовал температуре кипения воды, а 100° ― точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел мировую известность.

В клиническую практику термометрия входила с трудом.

Перкуссия. Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722―1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обивания больного.

Будучи сыном трактирщика, Л. Ауэнбруггер часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочках, простукивая их стенки. Возможно, эти наблюдения навели его на мысль об использовании выстукивания для определения наличия жидкости в грудной полости. Он изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он сопоставлял с данными патологоанатомических вскрытий. В 1761 году выходит его труд «Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как принака, обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».

При какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности, считал Ауэнбруггер.

Перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать), так хорошо известная сегодня и с таким трудом входившая в медицинскую практику.

Посредственная аускультация. Непосредственная аускультация (лат. auscultatio — выслушивание; tnauscultare — внимательно слушать).

Теофил Гиацинт Лаэннек (1782―1826 гг.) — будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению чахотки (греч. phthisis; от phthio — чахнуть, сохнуть). Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек назвал туберкулами (лат. tuberculum — бугорок, узелок).

Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, спасти больного было уже не возможно. Выслушивание ухом не давало ощутимых результатов. Никаких средств прижизненной диагностики еще не было.

В 1816 возвращаясь из клиники через парк Лаэннек обратил внимание на шумную ватагу ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к концу бревна, а другие с большим энтузиазмом колотили палкой по противоположному его концу: звук, усиливаясь, шел внутри дерева. Лаэннек увидел решение проблемы.

Поводом для первого применения метода посредственной аускультации при помощи бумажного стетоскопа послужила полнота 19-летней девушки. «Возраст и пол больной, — писал Лаэннек, — не позволили мне применить… непосредственную аускультацию ухом, приложенным к области сердца… Я попросил несколько листов бумаги, свернул их в тугой цилиндр, приставил один его конец к области сердца и приложил ухо к другому. Я был в равной степени и удивлен и удовлетворен, когда услышал удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их при непосредственном приложении уха к области сердца».

Первые стетоскопы (лат. stethoscopium; от греч. stethos — грудь и skopeo — смотрю, исследую) были из бумаги, потом из древа разных пород.

Труд «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования». Шесть лет спустя после выхода в свет его основополагающего труда Рене Лаэннек скончался от туберкулеза — болезни, для победы над которой он сделал более чем кто-либо другой.

В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754―1823 гг.).

Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П.А. Чаруковскому (1790―1842 гг.) в Петербурге и Г.И. Сокольскому (1807―1886 гг.) в Москве.

Научная и практическая деятельность с.Г. Зыбелина, м.Я. Мудрова

Первым русским профессором медицинского факультета Московского униниверситета был Семен Герасимович Зыбелин (1735―1802гг.).

В 1758 г. он окончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом Университете при Академии наук, которым в то время руководил М. В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.

В 1764 г. С.Г. Зыбелин успешно защитил докторскую диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой).

Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском (1768 г.), а не на латыни.

С.Г. Зыбелин сыграл заметную роль в развитии гигиены и общественной медицины, которая в то время находилась на этапе своего становления (оспопрививание, эпидемия чумы в Москве в 1771 г., борьба с детской смертностью и др.).

Крупнейшим терапевтом России первой половины XIX в. был выпускник Московского Университета (1800 г.) впоследствии его профессор патологии и терапии (1809 г.) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров (1776―1831гг.) Он явился основоположником клинического преподавания и клинической медицины в России. Его система клинического обследования и индивидуально подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Основные ее положения сформулированы в «Слове о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных» (1820 г.).

Истории болезней, которые М.Я. Мудров тщательно записывал в течение 20 с лишним лет «при постелях больных», были для него дороже самой богатой библиотеки: «Печатные книги, — писал он, — везде можно найти, истории болезней нигде. В 1812 г. все книги, составлявшие мое богатство и ученую роскошь, оставались здесь на расхищение неприятелю, но сей архив был везде со мною».

М.Я. Мудров внес также ощутимый вклад в развитие военной гигиены («Слово пользе и предметах военной гигиены…», 1809 г.), деонтологии («Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», 1814 г.), в развитие учения о единстве и целостности организма.

Клинические школы г.А. Захарьина и с.П. Боткина: направления исследований, достижения.

Григорий Антонович Захарьин (1829―1897 гг.) — основатель крупной клинической школы. Окончив медицинский факультет Московского университета (1852), он стал ординатором факультетской клиники у проф. А.И. Овера. Стажировался в Германии (у Р. Вирхова), Австрии (у Й. Шкоды) и Франции (у А. Труссо).

По возвращении стал профессором Московского университета (с 1862 г.).

Захарьин разработал оригинальный метод анамнеза — расспроса больного (греч. anamnesis — воспоминание).

Описал зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина–Геда». Его «Клинические лекции» стали классическими и неоднократно издавались в России и за рубежом. Захарьин имел славу «лучшего врача».

Сергей Петрович Боткин (1832―1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине.

В 1855 году С.П. Боткин окончил медицинский факультет Московского университета. Защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» (1860).

В 28 лет стал профессором академической терапевтической клиники Петербургской Медико-хирургической академии (с 1881 г. ― Военно-медицинская академия).

Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С.П. Боткин развивал клинико-экспериментальное направление. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878 г.) возглавлял И.П. Павлов.

Он впервые выявил инфекционную природу так называемый катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.).

Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения (активная роль периферических сосудов в кровообращении; два выявленных им симптома митрального стеноза).

Его «Курс клиники внутренних болезней» (1867―1875 гг.) и «Клинические лекции» (1887 г.) служили руководством для многих поколений отечественных врачей.

С.П. Боткин был первым русским врачом, назначенным лейб-медиком императорского двора. Он был председателем Общества русских врачей в Петербурге (с 1878 г.); участвовал в организации больниц и школьного санитарного надзора; под его руководством была организована бесплатная помощь неимущим петербуржцам.

Из 106 учеников С.П. Боткина 40 стали докторами медицины, многие из них возглавили ведущие клинические кафедры и лаборатории в разных городах страны.

10. Задания для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия

Темы рефератов (УИРС).

1. И.П. Павлов — выдающийся физиолог ХХ века.

2. М.Я. Мудров как основоположник отечественной внутренней медицины.

11. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

ТЕСТ

1. Кто является основоположником первой российской школы патофизиологов?

Варианты ответа:

а) В.В. Пашутин;

б) И.П. Павлов;

в) И.И. Мечников.

2. Кто создал теорию целлюлярной патологии?

Варианты ответа:

а) Карл Рокитанский;

б) Рудольф Вирхов.

2. Основателем чего является И.М. Сеченов?

Варианты ответа:

а) микробиологии. ;

б) кардиологии;

в) физиологической школы.

4. Что создал А.М. Филомафитский?

Варианты ответа:

а) аппараты для переливания крови;

б) маску для эфирного наркоза;

в) стетоскоп.

5. Кто является основоположник нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии?

Варианты ответа:

а) Иоганнес Мюллер;

б) Франсуа Мажанди;

в) Клод Бернар;

г) Эмиль Дюбуа-Реймон.

6. В каком году И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии?

Варианты ответа:

а) в 1904 г.;

б) в 1903 г.;

в) 1906 г.

7. Основоположником какого учения является И.М. Сеченов?

Варианты ответа:

а) учения о рефлексах головного мозга;

б) научной психологии;

в) учения о высшей нервной деятельности.

8. Кто сформулировал концепцию о единстве организма и внешней среды?

Варианты ответа:

а) Н.Е. Введенский;

б) И.М. Сеченов;

в) И.П. Павлов.

9. Кто выявил условные и безусловные рефлексы?

Варианты ответа:

а) И.П. Павлов;

б) И.М. Сеченов;

в) Е.О. Мухин.

10. Кто в 1904 году был удостоен Нобелевской премии за работу по физиологии пищеварения?

Варианты ответа:

а) С.П. Боткин;

б) И.П. Павлов;

в) И.М. Сеченов.

11. Что определил Джованни Баттиста Морганьи?

Варианты ответа:

а) что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе (органопатология);

б) что болезнетворный процесс поражает не весь орган, а только его ткани (тканевая патология).

12. Кто предложил первый спиртовой и ртутный термометр?

Варианты ответа:

а) Даниэль Габриэль Фаренгейт;

б) Рене Антуан Реомюр;

в) Андрес Цельсий.

13. Кто предложил Перкуссию как метод обследования больного?

Варианты ответа:

а) Рене Теофил Гиацинт Лаэннек;

б) Йозеф Шкода;

в) Леопольд Ауэнбруггер.

14. С каким именем связано появление первых стетоскопов?

Варианты ответа:

а) Пьера Адольфа Пьорри;

б) Рене Теофила Гиацинта Лаэннека;

в) Леопольда Ауэнбруггера.

15. Кто является основоположником клинического преподавания и клинической медицины в России?

Варианты ответа:

а) М.Я. Мудров;

б) С.Г. Зыбелин;

в) С.П. Боткин;

г) Г.А. Захарьин.

16. Кем был разработан метод анамнеза?

Варианты ответа:

а) С.Г. Зыбелин;

б) Г.А. Захарьин;

в) С.П. Боткин.

17. Что создал С.П. Боткин?

Варианты ответа:

а) первую в России лабораторию экспериментальной медицины;

б) первую в России Госпитальную школу.

18. Кому принадлежит труд: «Слово о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных»?

Варианты ответа:

а) С.П. Боткину;

б) М.Я. Мудрову;

в) Г.А. Захарьину.

XIX. Первый профессор Московского университета, который читал лекции на русском языке:

1. С.Г.Зыбелин.

2. М.В.Ломоносов.

3. М.И.Шеин.

XX. Кто создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины?:

1. Г.А.Захарьин.

2. С.П.Боткин.

3. М.Я.Мудров.

12. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История медицины / П. Е. Заблудовский [и др.] М.: Медицина, 1981. 325 с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.

3. Мультановский И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 554 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д.Грибанов. М.: Медицина, 1990. 208 с.