Тема 2: Методы возрастной психологии

Тема 2: Методы возрастной психологии.

  1. Методы организации исследования: сравнительный метод, лонгитюдное исследование, возрастные (поперечные) срезы.
  2. Методы сбора данных: специфика наблюдения, анализа продуктов деятельности, эксперимента, анкетного, тестового и социометрического исследования в возрастной психологии; близнецовый метод.

2.1. Методы организации исследования

Источниками знаний о психологических особенностях людей разных возрастов являются различные методы исследования. Первая группа методов является способами организации исследования, которое проводится уже с помощью методов второй группы.

1. Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) – это исследование одного (или нескольки­х) испытуемых в течение длительного времени (в этом смысле беспрецедентны­ми являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет).

Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фик­сирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глуб­же понять отношение к детям разных возрастов на разных историчес­ких этапах. Лонгитюдные исследования могут прослеживать как развитие отдельных свойств, так и развитие личности в целом, более или менее системно. Чем длиннее охваченный лонгитюдом период и чем яснее принципы его выделения (например, охватывает лонгитюд весь возрастной период или только его часть), тем содержательней может быть полученная информация.

Преимуществами лонгитюдного метода является возможность точнее определить перспективу дальнейшего психического развития и генетическую связь между фазами. Трудностями лонгитюда являются следующие: 1. Проблема комплексности (большинство лонгитюдов посвящено исследованию отдельных сторон личности – интеллекта, сенсорных, психомоторных или профессиональных качеств; и значительно меньше – развитию личности в целом).

2. Трудности материального и организационного порядка (меняются исследователи и методы исследования, что зачастую делает результаты несопоставимыми, «теряется» часть испытуемых).

3. В связи с малой выборкой индивидуальные различия (в том числе и случайные) гипертрофируются.

2. Метод возрастных, или поперечных срезов – это сопоставление свойств двух или более выборок, отличающихся друг от друга хронологическим возрастом или как-то иначе измеренным уровнем развития (например, школьным классом или уровнем полового созревания).

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...

... методы. Метод границ (метод едва заметных различий, минимальных изменений или серий-ного исследования). Метод установки (метод средней ошибки, воспроизведения, подравнивания) Метод констант (метод истинных и ложных случаев, метод ча-стот). Каждый метод ... в эксперименте. Эксперимент как более поздний способ организации исследования. «Наблюдаемость» фиксируемых переменных, как при непосредственном ...

Подавляющее большинство исследований возрастных различий организовано именно этим способом.

Данный метод вполне удовлетворительно показывает, как варьируется с возрастом та или иная функция, т.е. возрастные различия. Однако, он не воспроизводит самого процесса развития: не позволяет увидеть, насколько устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны друг с другом в процессе индивидуального развития. Он дает дискретную картину развития. Еще одним недостатком является уравнивание всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле могут не оказаться в одной и той же точки онтогенетической эволюции. Кроме того, при применении данного метода существует вероятность смешения возрастно-генетических различий с историческими. Например, разница в направленности интересов пяти- и десятиклассников может определяться не столько их возрастом, сколько тем, что эти две выборки учились по разным программам.

2.2. Методы сбора данных

После того, как выбран организационный метод исследования, выбираются методы сбора данных, которые в возрастной являются следующими и имеют свою специфику по сравнению с теми же методами, используемыми, например, в общей психологии:

1. Наблюдение — это преднамеренное, системати­ческое и целенаправленное восприятие внешнего поведения челове­ка с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, ког­да у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюде­ние представляется несложным методом, при правильной организа­ции оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то сле­дит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверст­ников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог по­лучает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринима­ются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психи­ку развивающегося человека.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с не­сколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в пове­дении человека социальных, физических, физиологических и психи­ческих процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, на­блюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вы­зывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюде­нии невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изме­нений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психо­логу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофо­ны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использова­ния скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла).

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение ... Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, ... метода интроспекции (взгляд внутрь). благодаря этому методу было приобретено много данных, но часто они носили несопоставимый характер. В конце 19 в. Психологию ...

Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода на­блюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как в психоло­гии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отноше­ния к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, вниматель­ности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижа­ет экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек. Его возможно применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пе­реживания, оценивать свои действия. Т.е. данный метод имеет возрастные ограничения в применении.

2. Психологический анализ продуктов деятельности успешно применяется на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художествен­ные произведения взрослых и пр.).

Данный метод часто бывает единственным диагностическим методом, дающим объективные показатели. Например, при исследовании семейных взаимоотношений, страхов, агрессии в раннем и дошкольном детстве.

3. Экспериментальные методы предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является искомый психологический факт.

От наблюдения эксперимент отличается четырьмя особенностями: 1) в экс­перименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а на­блюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соот­ношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это ... проявляется в чувствительности педагога к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и личности, возникающей во взаимоотношениях с учащимися: как он воспринимается учащимися, ...

В возрастной психологии успешно применяются оба традиционных вида эксперимента — естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. В констатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития со­ответствующего психического качества или свойства. Формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий ха­рактер) предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки опреде­ленных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в ус­ловиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются в тренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.

Достоинством экспериментального метода является то, что он позво­ляет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность про­явится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественно­го обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, за­дач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобще­ний в плане целостного представления о развивающемся человеке; 2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обяза­тельного повторения.

4. Тестирование — краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах инди­видуальных различий. Данный метод используется, когда требуется сравнить какие-то параметры личности, дея­тельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нор­мативами, т.е. преследуется цель испытания, диаг­ностики.

Существующие батареи тестовых методик для разных возрастов можно классифицировать по разным основаниям: например, по цели применения — тесты профессионального отбора, профпригодности, отбора в школу и т.д.; по процеду­ре — индивидуальные, групповые, вербальные, действенные и т.д.; по содержа­нию — для определения уровня развития интеллекта, способностей, навыков, особенностей личности, характера, темперамента и т.д. Тесты могут подразделять­ся на аналитические и синтетические, аппаратурные и типа «карандаш—бумага» и т.д. Наиболее распространенными являются тесты интеллекта, тесты способнос­тей и тесты достижений, профессионализированные тесты, тесты личности и т.д. В патопсихологических исследованиях применяют батареи клинических тестов и т.п. Нужно отметить, что для возрастной психологии исследователи в последние годы не только адаптируют взрослые методики к возможностям детского или подрост­кового возраста (существуют «детский» TAT — CAT. детские и подростковые ва­рианты тестов М. Люшера и С. Розенцвейга, варианты для нескольких возрастов 16-PF Кэттелла и т.п.), но и конструируют специальные возрастнонаправленные методики (детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностно­го общения Р. Жиля, тесты «Рисунок семьи», «Деревня», doll-play методики, дет­ские проективные методики и т.д.).

3 стр., 1250 слов

Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...

... реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей ... которых инструменты, приборы, экспериментальные установки, протоколы, тесты и т. д.; 3. объект экспериментального исследования.   Так как эксперимент подразумевает направленное влияние на познаваемое, он ...

В качестве разновидностей объективных экспериментальных ме­тодов психологии выступают близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкетирование, беседа и интервью.

Выводы:

  1. Методы исследования в возрастной психологии делятся на методы организации исследования и методы получения данных.
  2. К методам организации исследования относятся: лонгитюдный метод (метод продольных срезов) – длительное исследование одних и тех же испытуемых, и метод возрастных (поперечных) срезов – исследование одних и тех же показателей у испытуемых разного хронологического возраста или разного уровня развития.

К методам сбора данных относятся: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкетирование, беседа и интервью. Каждый из этих методов имеет свою специфику, отличающую его использование в возрастной психологии от использования в других науках.