Вопросы для подготовки к зачету 5

. Список литературы

а) Основная литература:

  1. *Акимова, Т. А. Теория организации [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. А. Акимова .— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  2. *Алиев, В. Г. Теория организации [Текст]: (курс лекций) / В. Г. Алиев; Дагестан. гос. ун-т .— Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008
  3. *Закиров, Р. Ш. Теория организации [Текст]: учебное пособие / Р. Ш. Закиров .— Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007 .— 183 с
  4. *Карташова Л. В. Организационное поведение: учебное пособие / Л. В. Карташова.— М.: ИНФРА-М, 2006 .— 156 с
  5. *Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие / А. И. Кочеткова .— 4-е изд. — М.: Дело, 2008 .— 942 с.
  6. *Латфуллин, Г. Р. Теория организации [Текст]: учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко .— 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008
  7. *Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник для вузов / Б. З. Мильнер .— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010
  8. *Организационное поведение [Текст]: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский.— Самара: Бахрах-М, 2006
  9. *Организационное поведение: учебник для вузов / [В. Г. Антонов и др.] ; под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой .— 2-е изд., перераб.

    и доп. — СПб.: Питер, 2008 .— 460 с.:

  10. *Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева .— М.: Луч, 2009
  11. Базаров Т.Ю. Организационный контекст управления персоналом. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 311-326.
  12. Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структуры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000.
  13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2010. С. 284-330.
  14. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000
  15. Денисом Д., Фей К. Организационная культура и эффективность: российский контекст / Вопросы экономики. 2005. № 4. С. 58—74.
  16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 18-35, 227-348, 546-624.
  17. Занковский А.Я. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. 648 с.
  18. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С. 38-84, 118-175,470-495.
  19. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. С. 269—300.
  20. Организационная психология: Хрестоматия / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. СПб.: Питер, 2010. 512 с.
  21. Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. 250 с.
  22. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2008. 298 с.
  23. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: Питер, 2003. С. 105-210.
  24. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. М.: Юнити, 2004. С. 540-560.
  25. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. -СПб: Питер, 2002. 336 с.

б) Дополнительная литература:

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л., 2011. – 184 с. 11. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. - М.:, 2009. – 312 с. 12. Хохлова Т. П. Организационное ... и текущего состояния организации, планирования, организации деятельности, распорядительства, стимулирования, ... Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – С.-Петербург, Изд-во Питер, 2011. – ...

  1. *Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практика для социального работника: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА — М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
  2. *Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы.- М., 1998.
  3. *Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник.- М.: изд. МГУ, 1990.
  4. *Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М., 1996.
  5. *Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  6. *Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М., 1994.
  7. *Грейсон Дж, (мл.) О’ Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века /Пер. с англ.- М.:Экономика, 1991.
  8. *Громкова М. Т. Организационное поведение: Учеб. пособ. для вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 .— 207 с.
  9. *Иванов, Ю. В. Деловая соционика / Ю. В. Иванов .— М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2001 .— 181 с.
  10. *Кабаченко Т. С.Психология управления: В 2 ч.: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко.— М.: 2000.
  11. *Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2006.
  12. *Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  13. *Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Кибанов, И.

    Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.

  14. *Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособ. для вузов.— М.: ЮНИТИ, 1999 .— 472 с.
  15. *Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд., М.: Дело, 1996.
  16. *Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации /Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  17. *Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности «Менеджмент организации» / В. Г. Медынский.— М.: ИНФРА-М, 2008 .— 294 с.
  18. *Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М., 2006.
  19. *Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на
  20. *Основы управления персоналом: учебник для вузов по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / А. Я. Кибанов.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007 .— 446 с
  21. *Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.: Экономика, 1990.
  22. *Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А. П. Панфилова; науч.

    14 стр., 6974 слов

    Тема № 2. “Социально-психологические аспекты менеджмента”

    ... Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.- М.: Дело, 2002.-704с. Тен Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие. М.: Инфра М, 2003.-256с. Психология управления. Практикум / ... их сплоченности. Под социально-психологическим климатом понимается со­стояние членов организации, обусловленное особенностями со­вместной деятельности, что формирует определенные ценности, отношения, ...

    ред. С. А. Сидоров.— СПб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001 .— 494 с. 37.

  23. *Психология конфликта / Сост. Н. В. Гришина.— СПб.: Питер, 2001 .— 441 с
  24. *Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  25. *Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов / В. А. Спивак.— СПб.: Питер, 2001 .— 412 с
  26. *Столяренко Л. Д. Психология управления: учебное пособие / Л. Д. Столяренко.— 3-е изд. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006 .— 507 с.
  27. *Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебн. пособие.- М., Владос, 1995.
  28. *Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта / В. П. Шейнов.— Минск: Амалфея, 1997 .— 384 с.
  29. *Шепель В.М. Имиджелогия или секреты личного обаяния. — М., 1997.
  30. *Якокка Л. Карьера менеджера. /Пер. с англ. – Минск, 1996.
  31. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Контуревского. — СПб: изд. «Питер», 1999.
  32. Брэддик, У. Менеджмент в организации [Текст]: пер. с англ. / У. Брэддик .— М.: ИНФРА М, 2010 .— 344 с. — (Профессиональная библиотека, Менеджмент) .— Пер. изд.: Management for bankers / W.

    Braddick (London, 1991).

  33. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  34. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2008.
  35. Дидель П.М., Мак-Кинли, Уильям Р. Поведение человека в организации / Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность. М., 1993.
  36. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н. И. Кабушкин .— 4-е изд. — Минск: Новое знание, 2010 .— 336 с. — ISBN 985-6516-63-3.
  37. Кан — Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.
  38. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров /Пер. со шведского.- М.: Дело, 1996.
  39. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Карпов .— М.: Гардарики, 2008 .— 582 с. — (Disciplinae) (Psychologia universalis) .— Библиогр.: с. 569-576 .— ISBN 5-8297-0018-2.
  40. Лавизина О. В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система //Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. — №5. – с.47 – 60.
  41. Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ./ под ред.
  42. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст] / У.

    Мастенбрук .— Расш. изд. — М.: ИНФРА-М, 2009 .— 256 с.: табл., схем. — (Профессиональная библиотека «ИНФРА-М», Менеджмент) .— Пер. изд.: Conflict management and organization development / W. F. G. Mastenbroek (Chichester etc., 1987) .— Библиогр.: с. 244-254.

  43. Менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных .— СПб.: Бизнес-пресса, 2009 .— 432 с. — ISBN 5-8110-0031-6.
  44. Менеджмент: Век ХХ – век ХХI: Сборник статей/ Под ред. О.С. Виханского, А.И.Наумова; сост. И.А. Петровская. – М.: Экономистъ, 2004. – 336 с.
  45. Минько, Э. В. Теория организации производственных систем [Текст]: учебное пособие для вузов / Э. В. Минько, А. Э. Минько .— [М.]: Экономика, [2007] .— 492 с.: ил. — (Высшее образование) .— Библиогр.: с. 482-492 .— ISBN 978-5-282-02613-9.
  46. Одегов Ю.Г., Маусов Н.К., Кулапов М.Н. Эффективность управления персоналом. Социально — экономический аспект.- М., 1993.
  47. Р. С. Филоновича. М.: ИнфрА-М, 1999.
  48. рабочем месте: пер. с англ./Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000.
  49. Ревская Н.В. Психология менеджмента.- СПб, 2001.
  50. Свенцицкий А.Л.

    12 стр., 5540 слов

    Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

    ... разделов дисциплины «Психология управления» Раздел 1. Теоретические и методологические основы психологии управления. 1.1. Введение в теорию менеджмента. Понятие менеджмента, его психологический аспект.Предмет научного менеджмента. Модели управления. Новая парадигма управления. Психологический аспект менеджмента. Понятие о ...

    Психология управления организациями. — СПб., 1999.

  51. Смолкин, А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник / А. М. Смолкин .— М.: ИНФРА-М, 2002 .— 248 с. — (Высшее образование) .— Библиогр.: с. 240-244 .— ISBN 5-16-000598-6.
  52. Теория организации и организационное проектирование. Учеб. Пособие/Под ред.Т.П. Фокиной и др. Саратов, 1997.
  53. Фаткин Л.В. Человек в системе менеджмента. — М.: РЭА, 1993.
  54. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. — М.: АО АЭП, 1996.
  55. Хмелькова Н., Попов Е. О жизненном цикле внутренней среды организации //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. — №1. – с. 119 – 126.
  56. Хорст Р. Ваше тайное окружение в общении: мимика, жест, движение.- М.: АО «Интерэкспорт»,1996.
  57. Шорохов Ю.И. Развитие организаций: тенденции, механизмы, управление/Тв.ГУ, Тверь, 1997.
  58. Шорохов Ю.И., Глушков А.Н., Мамагулашвили Д.И. Организационное поведение: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2000.

*Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

1.5. Электронная коллекция

  1. Мир психологии (http://psychology.net.ru/).

    На страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

  2. Psychology (http://www. psychology.ru/).

    Один из самых популярных ресурсов в рунете по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры).

    Новости психологии, календарь, события, конференции.

  3. Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm).

    Научный журнал с основополагающими статьями. http://www.voppsy.ru/tr.htmДоступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

  4. Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/).

    Проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

  5. ПСИХЕЯ links.html).

    Интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

Фонды оценочных средств

  1. Организация как система
  2. Законы организации (общие, частные, специфические)
  3. Принципы организации
  4. Жизненный цикл организации
  5. Миссия и цели организации.
  6. Взаимосвязь основных видов целей организации: базисных ценностей, стратегических задач и краткосрочных планов.
  7. Типология организаций.
  8. Жизненный цикл организацию.
  9. Ценностные различия механистического и органического типов организации.
  10. Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческих ориентации руководителя.
  11. Модели организационного поведения.
  12. Основы представления о личности.
  13. Модель формирования отношений.
  14. Базисная модель человеческого поведения.
  15. Теория атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  16. Психологическая типология: типы людей в бизнесе.
  17. Мотивация: основные понятия и концепции.
  18. Теории мотивации.
  19. Управление процессом мотивации
  20. Факторы, определяющие успех карьеры.
  21. Характеристика этапов карьеры.
  22. Организационная социализация: характеристика основныхэтапов.
  23. Факторы, влияющие на раннюю социализацию.
  24. Профессиональная социализация.
  25. Источники стресса.
  26. Модель стресса.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и методы организационной психологии, ее взаимосвязь с другими науками.

17 стр., 8066 слов

Организация деятельности преподавателя психологии

... обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах. Исходя из учебного плана, преподавателю психологии необходимо знать, какое количество часов учебного времени отведено на изучение его ... лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касается самостоятельной ...

2. Организация как система. Ситуационный подход в организационной психологии.

3. Организационная структура: психологический аспект.

4. Психологические проблемы управления организацией.

5. Процесс принятия решений в организации.

6. Групповое принятие решений в организации.

7. Коммуникации в организации.

8. Неформальное общение в организации.

9. Правила построения эффективных коммуникаций.

10. Организация как функция управления. Проблемы и принципы делегирования.

11. Теории X, Y, Z в управлении.

12. Содержательные теории мотивации.

13. Общая характеристика процессуальных теорий мотивации.

14. Теория справедливости Адамса.

15. Теория постановки целей.

16. Модель подкрепляемой мотивации.

17. Психологические основы стимулирования труда в организации.

18. Психологические аспекты экономического стимулирования.

19. Неэкономические методы стимулирования труда.

20. Власть и политика в организации.

21. Формы и виды власти в организациях.

22. Конфликты в организациях.

23. Управление межгрупповым конфликтом.

24. Методы управления конфликтами.

25. Модели арбитража и посредничества в разрешении конфликтов.

26. Психологические характеристики групп в организациях.

27. Социальный контроль в организациях.

28. Лидерство и руководство в организациях.

29. Сплоченность как фактор групповой и индивидуальной деятельности.

30. Статус и роль индивида в группе. Ролевой конфликт.

31. Развитие групп. Команды в организациях.

32. Поведение индивида в организации. Основные проблемы.

33. Индивидуальные особенности как фактор организационного поведения.

34. Социализация в организации.

35. Удовлетворенность работой: понятие, факторы, измерение.

36. Удовлетворенность работой и трудовое поведение. Организационное гражданство.

37. Проблемы стресса в организациях.

38. Преданность организации.

39. Организационная культура: понятие, методы формирования.

40. Национальные факторы организационной культуры.

41. Организационный и психологический климат.

42. Проблемы диагностики организационной культуры.

Методические рекомендации студенту

Освоение содержания учебной дисциплины «Организационная психология» осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов

В процессе прослушивания и ведения лекционных записей особое внимание следует уделить содержанию понятий, ключевых категорий, находящихся в центре теории организации. Все новые понятия рекомендуется выделять в тексте, чтобы их легко можно было найти и запомнить.

Лекционный материал является важным, но не единственным для усвоения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом основной и дополнительной литературы по теме.

Подготовка к семинарским занятиям требует усвоения каждым студентов всех вопросов, выносимых на обсуждение.

Подготовка к любому семинарскому занятию включает в себя ряд этапов. Ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями, студент начинает свою работу по подготовке к семинару:

1) планирование работы: определяется объём литературы, методика подготовки к семинару, сроки выполнения;

2) чтение литературы: начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой;

3) выписки: делаются по каждому пункту плана, отрабатываются записи лекций;

4) составляются планы ответов, готовятся цитаты, тезисы.

План помогает студенту организовать свою работу над темой, делает его ответы более целенаправленными, логичными, последовательными, доказательными.

После изучения литературы и составления конспекта необходимо составить план устного ответа и продумать содержание выступления, примеры. Особое внимание следует уделять работе над содержанием понятий. Важно понимать логику автора понятия, искать расшифровку незнакомых терминов. По вопросам, которые вызывают трудности при изучении, можно получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Некоторые советы по выступлению (при ответе) на семинаре:

— если вы чувствуете, что недостаточно хорошо владеете языком устного изложения, составляйте подробный план материала, который будет излагаться;

— старайтесь отвечать, придерживаясь пунктов плана;

— старайтесь преодолеть волнение, вас окружают товарищи, а они очень благожелательны к вам;

— говорите четко, внятно, не употребляйте слова-паразиты, нелегитимные слова. Не забывайте, что одновременно вы работаете над своим вербальным имиджем.

— старайтесь чаще излагать свои мысли (связанные с учебным процессом) окружающим в неучебной обстановке – дома, в общежитии;

— преодолевайте боязнь выступления. Смелее вступайте в полемику, не переживайте, если вам не удалось в ней одержать верх.

Другим направлением учебной деятельности студентов является самостоятельная работа с научной и учебной литературой.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

К учебной литературе относятся произведения печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

Учебную литературу группируют по видам изданий:

— программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства;

— обучающие – учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций;

— вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат.

Основной вид учебной литературы – учебник.

Важным качеством, необходимым студенту для эффективной самостоятельной работы, является читательская культура. Искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели, задач и характера текста. Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать только существенно новое, составляющее основу знаний.

В зависимости от цели и задач, которые мы ставим перед собой, выбирается тот или иной способ чтения.

Ознакомительное (беглое) чтениепозволяет получить о книге или статье первое общее представление.

Быстрое чтение– сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Оно представляет активный сознательный процесс, в ходе которого анализируются факты, суждения, происходит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. В тех случаях, когда достигается совершенство, такое чтение частично переходит в аналитическое.

Углублённое чтение.При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Иногда такой вид чтения называют аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин, его используют при знакомстве с материалом новой темы, таблицами. Чтение учебника – это углублённое чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.

Панорамное быстрое чтение.Используются специальные тренировочные упражнения, благодаря которым студент добивается существенного увеличения угла (поля) зрения. Возникает эффект панорамного видения текста (эффект фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз).

За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение.Разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста: внимание фиксируется только на аспектах текста, которые необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. В этом случае страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр-сканирование используется для предварительного ознакомления с книгой. С помощью этого метода определяют ценность книги: «пробегают» предисловие, по оглавлению выискивают наиболее важные положения, просматривают заключение, составляется «диагноз» книги. Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Развивая и тренируя зрительный аппарат, и особенно периферийное зрение, читатель при взгляде на страницу текста мгновенно обнаружить увидеть нужные сведения.

Работа с литературой предполагает ведение записей прочитанного. Видами таких записей являются план, выписки и цитаты.

План — наиболее сокращенный вариант записи прочитанного. Он может быть простым (кратким) и развернутым. В него входит перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Планы, составленные ранее, могут использоваться как репродуктивный метод для воспроизведения прошлого знания. Форма плана не исключаетцитирования отдельных мест, обобщений особенно касающихся последних фактов или событий. В отличие от простого, развернутый план может включать основные идеи произведения, выдержки из него. Таким планом удобно пользоваться при подготовке теста собственного выступления, доклада, статьи на ту или иную тему.

Достоинство выписки заключается в точности, достоверности авторского текста, удобстве пользоваться записями при последующей работе, накоплении и обобщении фактического материала. Они, выделяя из текста самое главное, существенное, помогают его глубже понять, помогают создать задел на будущее. Такой задел необходим для быстрой мыслительной мобилизации, концентрации знаний, их быстрого и точного воспроизведения. Выписки хотя и отнимают время, но в целом экономят временной потенциал обучающегося.

Выписки можно делать по ходу чтения или после завершения ознакомления с текстом.

Цитаты — это выписки, приводимые дословно. Основные правила: цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзацами); каждую цитату заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки. После каждой цитаты следует указывать ее источник.

4. Требования к уровням освоения программы

Зачет проходит в устной форме по билетам, в каждом из которых два вопроса. Основная цель зачета – выявить и оценить уровень знаний и понимания студентами ключевых понятий курса «Организационная психология»

Оценка

Требования к ответу

зачтено

Точное и прочное знание материала в заданном объёме. Понимание материала, способность самостоятельно рассуждать и делать умозаключения, основанные на анализе научного знания. Допустимы незначительные неточности при вынесении собственных умозаключений, основанных на анализе научного знания

незачтено

Знание материала с заметными пробелами, неточностями. Недостаточное понимание материала, слабо выраженная способность к самостоятельному суждению.

Экзамен проходит в письменной форме по билетам, в каждом из которых два вопроса. Основная цель экзамена – выявить и оценить уровень знаний и понимания студентами ключевых понятий курса «Организационная психология». Студент должен уметь изложить знания об основных положениях теоретических теории организации. Студент должен продемонстрировать способность к анализу материала и самостоятельному суждению об основных тенденциях и закономерностях развития организационной психологии.

Критерии оценок

Оценка

Требования к ответу

Отлично

Точное и прочное знание материала в заданном объёме. Понимание материала, способность самостоятельно рассуждать и делать умозаключения, основанные на анализе научного знания.

Хорошо

Прочное знание материала при малозначительных неточностях (не более двух-трех).

Недостаточно полное понимание материала, незначительные неточности при вынесении собственных умозаключений, основанных на анализе научного знания.

Удовлетво-рительно

Знание материала с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. Недостаточное понимание материала, слабо выраженная способность к самостоятельному суждению.