Самостоятельная контрольная работа включает один теоретический вопрос и практические задания

Т. П. Заглада

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по выполнению

Контрольной работы

Студентами очной, заочной и очно – заочной форм обучения

Профессиональный цикл

 

 

Направление подготовки 080200

Менеджмент

 

Профиль подготовки

Производственный менеджмент

Квалификация (степень) выпускника –

Бакалавр

 

Кафедра – разработчик – кафедра Управление производством

 

Калининград 2014


Содержание

1. Общие организационно – методические указания……………………………………………3

2. Указания по выполнению контрольной работы……………………………………………….4

2.1. Общие указания…………………………………………………………………………………………..4

2.2. Структура и оформление контрольной работы……………………………………………..4

3. Задания контрольной работы………………………………………………………………………….5

А. Теоретическая часть……………………………………………………………………………………..5

Б. Практическая часть……………………………………………………………………………………….7

14 стр., 6886 слов

Контрольно-курсовая работа по дисциплине психология

Министерство образования и науки Российской Федерации   ФГБОУ ВПО Тульский государственный университет   Кафедра психологии   Контрольно-курсовая работа   по дисциплине «Психология» на тему: Факторы, определяющие развитие памяти у человека     Выполнил студентка гр. 730801 Поляков А. В.   Проверил доц.,каф.Психологии Богданова Н. А.     Тула – 2012 ...

4.Список источников информации……………………………………………………………………18

5. Вопросы для подготовке к зачету по дисциплине «Организационное поведение» ………………………………………………………………………………………………………………..21

Приложение А .Образец титульного листа………………………………………………………..23

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение» выполняется в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 080200 – квалификации (степени) »бакалавр» очной, заочной и очно – заочной форм обучения

Цели контрольной работы:

– выработка навыков самостоятельного изучения предмета, усвоение его основных положений, выводов;

– развитие умения применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

– приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что крайне необходимо для специалиста высшей квалификации, работающего в условиях динамичной рыночной экономики.

В ходе выполнения контрольной работы должны быть поставлены и решены следующие задачи:

– углубленное знакомство с предметом обучения;

– овладение навыками работы с учебной литературой;

– овладение методикой исследования коллектива и личности;

— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных задач;

— приобретение практических навыков по определению уровня развития организационной культуры на предприятиях в условиях рыночной экономики;

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

— развитие умения выявлять проблемы социально-экономического, этического, морального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения, оценивать ожидаемые результаты;

— подготовка студента к профессиональной организационно-управленческой, проектно- аналитической, конкретно-исследовательской деятельности в сфере управления персоналом.

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие указания

Самостоятельная контрольная работа включает один теоретический вопрос и практические задания.

Для ответа на поставленные вопросы студент должен использовать учебную литературу, периодическую печать, интернет – ресурсы и в том числе изучить материал в учебном пособии: Заглада Т. П. Организационное поведение. Учебное пособие. – Калининград:ФГОУ ВПО « КГТУ», 2004, 271 с, и

Заглада Т. П. Организационное поведение. Учебное пособие по выполнению индивидуальной самостоятельной работы. – Калининград: ФГОУ ВПО « КГТУ», 2009, 229 с, используя бумажный или электронный носитель

и другую литературу по курсу.

Преподаватель утверждает темы контрольной работы.

Предоставленная на кафедру контрольная работа рассматривается преподавателем и, если она выполнена в соответствии с заданием в полном объёме, студент допускается к её защите. Выполненная работа должна иметь визу преподавателя о допуске к защите.

Контрольная работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, выполнена не в полном объёме и оформлена не в соответствии с требованиями методических указаний. Общие требования к работе: аккуратность оформления, четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов. Ответы должны быть полными и исчерпывающими.

Выполнение и защита контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к зачету по дисциплине «Организационное поведение».

Защита работы проводится в виде презентации в студенческой группе или на студенческой конференции.

10 стр., 4834 слов

Этапы становления личности профессионала

... уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. С точки ... 2.2. Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы Исходя из результатов констатирующего и контрольного этапов, следует отметить, что их результаты отличаются ...

Сдача зачёта является заключительным этапом изучения дисциплины, поэтому контрольная работа должна быть выполнена и зачтена до зачёта.

Примечание: Студентами заочной форсы обучения контрольная работа представляется на кафедру «Управление производством» для регистрации методистом кафедры.

Структура и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 2-х частей.

А. Теоретическая часть

Теоретический вопрос самостоятельной контрольной работы пишется по разработанному плану:

Название вопроса

1. Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы для рассматриваемых условий (по месту работы студента), цель и задачи контрольной работы (0,5 стр.).

2. Основные теоретические положения (2-3 параграфа, 8-12 стр.). Излагаются теоретические положения по разработанному и написанному плану применительно к теме контрольной работы и конкретным условиям

3. Заключение. Представляются результаты проделанной работы. Оценивается возможность и целесообразность практического использования основных положений контрольной работы в рассматриваемых условиях (1 стр.).

4. Список использованных источников ( Рекомендуется использовать не менее 3-5 источников со ссылками по тексту).

5. Глоссарий.(5-8 определений)

 

Б. Практическая часть

Практическая часть контрольной работы состоит из практических заданий, личностных тестов, ситуаций. При выполнении работы необходимо писать № задания и его название, при решении тестов –также набранное количество баллов и результат (выводы), для анализа ситуации – записать ситуацию и дать четкие ответы на каждый вопрос.

Например. ТЕМА 2. Личность как объект и субъект организационного поведения.

Задание 2.1. ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

Результат 40 баллов — степень уверенности очень высокая.

Оформление контрольной работы

Оформление контрольной работы проводится строго в соответствии с пособием А.Г. Мнацаканяна, Ю.Я. Настина, Э.С. Кругловой

«Методические указания по оформлению учебных текстовых работ

4 стр., 1909 слов

Балла – ответ правильный неполный

... (или 20 баллов из 100) - вклад по результатам написания контрольной работы; 20% из 100% (или 20 баллов из 100) ... количество баллов 6 баллов Инструкция для эксперта. Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный балла – ответ правильный неполный 0 баллов – ответ неправильный ... Объективно: ориентирована во времени, месте и своей личности правильно. На вопросы отвечает правильно, односложно. ...

(рефератов, контрольных, курсовых, выпускных ) для всех специальностей и направлений института. Калининград: КГТУ. 2012, 18 с.

Все листы контрольной работы должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Контрольная работа подписывается автором на титульном листе с указанием даты.

Титульный лист оформляется согласно требованиям — см. ПРИЛОЖЕНИЕ А.

 

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

А. Теоретическая часть

Теоретический вопрос может быть выбран студентом из «Примерной тематики курса» — п.А.1 или из п. 3.2. «ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ». При его написании предварительно изучите несколько источников, определите основные вопросы, раскрывающие тему, напишите план. По тексту ССЫЛКА на источники ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Примерная тематика курса

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ

1. Сущность и содержание организационного поведения

2. Теории психоанализа

3. Теории бихевиоризма

4. Теории гуманистической психологии

5. Свойства личности и поведение

6. Социально-психологические особенности, способности и качества личности

7. Модели поведения (характеристик ) личности Айзенка , Кеттела, Голланда, Алексеева-Громовой

8. Модели поведения личности МакГрегора, авторитарная, коллегиальная и др.

9. Традиционные и новые концепции лидерских качеств. Харизма.

10. Понятие и формирование имиджа делового человека

11. Понятие, виды и структура группы

12. Формирование группового поведения в организации

13. Корпоративная культура, ее разновидности и развитие

14. Поведенческий маркетинг

15. Управление нововведениями в организации

16. Организационное поведение на этапах жизненного цикла группы (коллектива)

17. Деловые коммуникации в организации

18. Перцепция (восприятие, формирование идеальной модели) в деловых коммуникациях

20.Интеракция (взаимодействие в общении) в деловых коммуникациях

 

Б. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При выполнении практической части сначала надо изучить тему, а затем выполнять задания. Основные понятия даны в начале каждой темы.

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Организационное поведение (ОП) – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний.Следовательно, методология ОП состоит из теории, исследований и практики.

Предметом организационного поведения являются закономерности поведения и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения. Система ОП основана на триединстве личности – коллектива — и организации.

Цели организационного поведения – это:

– систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

– анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

– прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

– создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов. Основную теоретическую часть организационного поведения представляют различные теории и модели.

 

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1

Студентам предлагается выполнить два задания: одно иззаданий 1.1 – 1.5 (на выбор) и задание 1.6.

Задание 1.1.

Проанализировать и ранжировать свои личностные терминальные и инструментальные ценности по М. Рокичу и С. Пантелееву.

Задание 1.2.

Определить свой тип личности по А. Адлеру.

Задание 1.3.

Определить свой тип личности по Юнгу.

Задание 1.4.

Определить свой тип личности по Фромму.

Задание 1.5.

Определить свой тип личности по Мак Грегору.

Задание 1.6.

ТЕСТ «Иерархия потребностей личности по А.МАСЛОУ»

Определите наиболее значимые для вас потребности в соответствие с теорией А.Маслоу. Предлагаемые в тесте утверждения имеют семь вариантов.

При рассмотрении вопросов необходимо выбрать один из наиболее подходящих вариантов ответов, характеризующий Ваше поведение или Ваше отношение к событию, и записать его на листке бумаги в соответствии с номером вопроса.

Варианты ответов на поставленные вопросы:

 

Полностью согласен +3

Согласен +2

Больше согласен, чем нет +1

Не знаю 0

Почти не согласен –1

Не согласен –2

Совершенно не согласен –3

 

Вопросы

1. Заработная плата обычно повышается тому, кто хорошо выполняет работу.

2. Более детальное описание выполняемой работы является полезным, так как работник точно знает, что от него ожидают.

3. Работникам необходимо периодически напоминать, что от их работы зависит конкурентоспособность организации.

4. Руководитель должен уделять большое внимание сохранению физического состояния работников.

5. Руководитель должен затрачивать много усилий для создания благоприятной, дружеской производственной атмосферы среди подчиненных.

6. Индивидуальная способность к более качественному вы­полнению работы имеет большое значение для работника.

7. Обезличенная ответственность часто приводит к притуплению ее восприятия работником.

8. Работники хотят верить, что их профессионализм и знания пригодятся в работе.

9. Для закрепления работников на предприятии важным фактором являются выплаты выходного пособия при увольнении и страховые программы.

10. Почти каждую работу можно сделать более стимулирующей и интересной.

11. Многие работники не готовы признать превосходство другого в том, что они делают.

12. Руководитель может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы.

13. Гордость за работу — существенное вознаграждение для исполнителя.

14. Работники хотят считать себя лучшими в том, что касается выполняемой работы.

15. Взаимоотношения в неформальных группах — необходимое условие хорошей работоспособности коллектива.

16. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой работы.

17. Возможность общаться с высшим руководством значи­ма для работника.

18. Работники заинтересованы в минимальном контроле при составлении программы работы и ее реализации.

19. Безопасность работы важна для работника.

20. По мнению работников, наличие хорошего оборудования — необходимое условие успешной работы.

 

Ключ к тесту

1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов в соответствии с таблицей 1 по видам потребностей.

Потребность «самовыражение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 10, 11,13,18.

Потребность «уважение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 6, 8,14,17.

Социальные потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 5, 7,12,15.

Потребность в безопасности оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 2, 3,9,19.

Физиологические потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 1,4, 16, 20.

2. В таблице 2 нанесите точки в соответствии с полученными результатами подсчетов.

3. Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.

Например, после суммирования ответов Вы получили:

– самовыражение = 7;

– уважение = 6;

– социальные потребности = 1;

– потребности в безопасности = 3;

– физиологические потребности = 7.

График в соответствии с этими результатами представлен в таблице 1.

Полученный график показывает, что для отвечаю­щего наиболее значимыми потребностями являются потребно­сти самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наиме­нее значимыми – социальные. Такой человек нацелен на инди­видуальную интересную для него работу, не очень заинтересо­ван в работе в коллективе.

Таблица 1. График результатов

 

Физиологи­ческие потребности (1,4,16,20) Потребности в безопас­ности (2,3,9,19) Социальные потребности (5,7,12,15) Уважение (6,8,14,17) Самовыра­жение (10,11, 13, 18)  
          -12
          -10
          -8
          -6
          -4
          -2
     
      +2
          +4
    +6
          +8
          +10
          + 12

 

ВЫВОД:

 

 

ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.

Выделяют следующие кадровые качества работников:

1) Профессиональные качества

а) общие профессиональные знания, профессиональная эрудиция

б) умения и навыки выполнения должностных обязанностей

в) опыт, позволяющий решать профессиональные задачи

2) Деловые качества:

а) целеустремленность

б) ответственность

в) честность

г) добросовестность

д инициативность

е) компетентность

ж) настойчивость

з) решительность

и) самостоятельность

к) обязательность

л) требовательность к себе и другим

м) умение постоять за коллектив

3) Личностные качества:

а) интеллект

б) мотивационная направленность

в) эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, темперамент

г) память

д) способность к обучению

е) гибкость в общении

ж) способность понимать других

з) продуктивность

и) работоспособность

Кроме того, качествами, которые обуславливают эффективность руководства, являются доминантность (преобладание), уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность (способность творческого подхода), предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении задания, независимость, общительность, а также нравственно-психологические качества (личное обаяние, справедливость, благожелательность, честность и порядочность, искренность, неподкупность, чувство долга, требовательность к себе и окружающим, настойчивость).

Критерии поведенческой тактики

Для достижения цели поведенческой стратегии необходимо выбрать обоснованную поведенческую тактику.

Поведенческая тактика – это приемы, виды, формы, способы поведения человека в конкретных условиях для достижения поставленной цели.

Облегчить эту работу помогает знание основных критериев такого выбора: учет конкретной деловой ситуации –уточнение конкретной цели самокритичный учет собственных возможностей и целесообразность их использования в данных условиях — учет социально — психологических качеств личности (пол, возраст, образование, способности, мотивация, семейное положение, уровень жизни и другое).

Чтобы не совершать поведенческих ошибок, полезно знать характерный психологический тип собеседника: позитивный, вздорный, хладнокровный, «болтун», «всезнайка», манипулятор и другие.

 

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

Студентам предлагается ответить на вопросы следующих двух тестов

Задание 2.1. ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, т. е. ощущения того, как мы выглядим в глазах других лиц.

Каждый человек хочет, чтобы его любили и уважали. У каждого есть чувство собственного достоинства. Когда мы видим, что люди ценят нас, мы крепче начинаем держаться на ногах, стараемся совершенствоваться, тянемся к тому, чтобы стать лучше. Если же мы чувствуем (или нам кажется), что люди отворачиваются от нас, мы съеживаемся, горбимся и от этого обретаем жалкий вид. В таких случаях мы начинаем сомневаться в себе, а от этого все валится у нас из рук, ничего толком не получается. Вряд ли при таком уровне самооценки мы сможем достигнуть успеха в какой-либо деятельности.

Попробуйте оценить степень уверенности в себе.

При ответах на вопросы выберите соответственно а, б, в, г, д, е:

1. Вы узнали, что Ваш знакомый говорил о Вас не совсем приятное. Как Вы поступите?

а) поговорите с ним об этом;

б) перестанете с ним общаться;

2. При входе в трамвай (автобус, метро) Вас грубо толкают в бок. В этом случае Вы:

в) пытаетесь пробиться вперед;

е) ждете, пока все пройдут;

а) вслух протестуете.

3. Во время споров Вы замечаете, что собеседник имеет свою точку зрения. Вы:

б) стараетесь не побуждать его к отказу от своего мнения;

д) попытаетесь убедить собеседника в том, что вы правы.

4. Вы опоздали на совещание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите в глубине помещения;

е) ищите другой стул;

д) без колебания направляетесь в первый ряд.

5. Не кажется ли Вам, что Вы очень часто извиняетесь?

е) Да.

д) Нет.

6. Трудно ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?

е) Да.

д) Не очень.

7. В магазине самообслуживания Вы не нашли нужного товара. Неудобно ли Вам уходить с пустыми руками?

б) Да.

а) Нет.

8. На работе собирают деньги по какому-то случаю. Вы:

в) сразу даете положенную сумму;

а) ждете, когда Вас попросят;

г) вам приятно, что вас просят о таких вещах.

9. От вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли вам оказаться?

в) Да.

б) Нет.

10. Вам представляется возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете возможность;

е) отказываетесь.

11. Вас забыли включить в список на поощрение, хотя Вы заслуживаете этого. Вы:

а) требуете объяснения;

г) молчите, чтобы не иметь неприятностей.

12. Вы несправедливо получил низкую оценку. Вы:

б) ничего не предпринимаете;

е) встречаетесь с преподавателем для объяснения.

РЕЗУЛЬТАТЫ: перечитайте ответы, отмеченные буквами и запишите их в столбик. Перемножьте баллы на указанные коэффициенты, получите общий результат:

а х3 = г х2 =

б х0 = д х4 =

в х5 = е х1 =

ОЦЕНКА:38−42 балла степень уверенности очень высокая; 30−37 баллов − высокая; 26−29 − средняя; 25 и менее − низкая. Показатель ниже 27 баллов свидетельствует о необходимости немедленно заняться своим самовоспитанием.

Задание 2.2. ШКАЛА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

Перед Вами шкала самооценки. Цифра 7 обозначает высшую степень обозначенных свойств, цифра 1 − низшую. Сделайте свой выбор.

1. Быстрота ума
2. Умение предвидеть события
3. Способность распоряжаться имеющейся информацией
4. Умение принимать решения
5. Способность генерировать идеи
6. Спонтанность и беглость речи
7. Образность речи
8. Богатство словаря
9. Умение излагать мысль письменно
10. Доказательность доводов
11. Умение слушать собеседника
12. Умение убеждать
13. Понимание других людей
14. Способность прогнозировать поведение наблюдаемого человека
15. Проявление искренности в поведении
16. Фундаментальность образования
17. Профессиональная подготовленность
18. Устремленность к самообразованию
19. Начитанность
20. Приверженность к инновациям

Процедуры обработки:

1. Соедините все отмеченные цифры жирной линией и Вы получите график самооценки.

2. Попросите сделать то же самое своих друзей, коллег. Найдите средний балл по каждой строке. Вы получите график − «взгляд со стороны».

3. Поразмыслите над полученными двумя графиками. Продумайте программу самовоспитания.

Оценка и направленность работы над собой

Подсчитайте набранные баллы. Показатель свыше 80 баллов указывает на наличие благоприятной составляющей имиджа.

Показатели по пунктам 1, 2, 3, 4, 5 свидетельствуют об особенностях мыслительной деятельности; 6, 7, 8, 9, 10 − вербальных действий; 11, 12, 13. 14, 15− коммуникабельности; 16, 17, 18, 19, 20−профессионализма. Суммы ниже 20 баллов по указанным группам нацелят Вас на целенаправленную работу по самовоспитанию.

Признаки самореализовавшейся и уверенной в себе личности

Самореализовавшийся человек вполне уверен в своих силах. Он:

1. хорошо различает реальность и мечты, ожидания и веру;

2. принимает себя таким, каков он есть;

3. не красуется собой, не проявляет страсти к внешним эффектам;

4. живет заботами о важной для всех цели;

5. живет и действует, беря на себя значительную ответственность;

6. легко переносит удары судьбы;

7. в состоянии переоценить свои основные жизненные ценности;

8. испытывает тягу к людям;

9. открыт для того, чтобы научиться полезным вещам у других;

10. придерживается твердых этических принципов;

11. понимает юмор, но не одобряет злых шуток;

12. обладает творческими способностями и изобретательностью;

13. в критических ситуациях проявляет терпение;

14. предан своей семье;

15. воспринимает и уважает другие точки зрения.

 

.

 

Задание 2.3

Разработать поведенческую стратегию и дать алгоритм поведенческой тактики с описанием всех элементов при устройстве на работу в компанию.

 

ТЕМА 3. Вербальные и невербальные методы общения.

Организационная культура

В основе организационного поведения лежит общение между людьми, которое осуществляется при помощи различных форм, методов, способов. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным.

Речевые (словесные) коммуникации в практическом смысле означают умение говорить и писать: то, что нужно; так, как нужно; там, где нужно; тогда, когда нужно; тому, кому нужно. Наиболее важными способами являются эрудиция и ключевые слова, убеждение, аргументирование, искусство комплимента, рефлексивное слушание.

Невербальное общение — это общение без помощи слов. Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Невербальные методы общения можно классифицировать на следующие группы:

1. Паралингвистические: интонация, пауза, темп речи, тональность, сила звука.

2. Кинесические: прикосновение, рукопожатие, жесты, позы, улыбка.

3. Специфические: визуальный контакт, пространственное расположение, внешний вид, нерефлексивное слушание и др.

Организационная культура

Поведение людей формирует и формируется организационной культурой. Понятие «организационная культура» как культура организации близко по смыслу понятию «корпоративная культура» (культура корпорации).

ОК — это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития.

Закрепление организационной культуры на предприятии осуществляется при помощи Корпоративного кодекса (Кодекса деловой этики, профессиональной этики).Корпоративный кодекс— составленный и утвержденный в фирме регулятивный документ, который включает положения, отражающие миссию, цели, принципы организации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам и потребителям и другое.

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3

Задание 3.1.Студентам предлагается выполнить задания 3.а или 3.б

Задание 3а

Вы хотите убедить руководителя повысить Вам заработную плату. Запишите возможные варианты решения этого вопроса, используя правило Сократа.

Задание 3б

Вы, менеджер по продаже фирмы «Ксерокс» пришли на деловой разговор к руководителю фирмы «Нота» о продаже им множительной техники. Постройте свой разговор о прибыли, рынках сбыта, зарубежных партнерах, качестве, гарантии и т.д., используя правило Сократа. Запишите 5-8 вопросов, с помощью которых Вы хотите убедить руководителя купить продукцию Вашей фирмы.

Задание 3.2

Напишите десять комплиментов близким Вам людям, десять — своим однокурсникам, десять — преподавателям, произнесите их вслух. Не забывайте начинать день с комплимента!

 

Задание 3.3.

Опишите национальные особенности каждой группы методов невербального общения в 3-4 странах.

Задание 3.4.При выборе поведенческой тактики Вы можете использовать свои достоинства, не акцентируя внимания на недостатки. Опишите три Ваших достоинства (в чем они заключаются) и ситуации, как Вы их используете. Опишите три Ваших недостатка и как вы их исправляете или думаете исправить.

Задание 3.5.

Разработать и провести анализ содержания Кодекса деловой этики конкретной профессиональной группы (бухгалтеров, риэлтеров, менеджеров и т.д.) или предприятия. Кодекс приложить к контрольной работе.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

а) основная литература

 

1. Организационное поведение. Учебник для вузов./Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

2. Т.П.ЗАГЛАДА. Организационное поведение. Уч. пособие.– Калининград: КГТУ, 2004

3. А.КОЧЕТКОВА. Введение в организационное поведение и организационное моделирование.- М.: ДЕЛО. 2003

4. Ю.Д. КРАСОВСКИЙ. Организационное поведение. Учеб. Пособие.– М.: ЮНИТИ–ДАНА,2003

Б)Дополнительная литература

1. Весенин В. Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. – М.: ЮРИСТЪ, 2003

2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.: ПИТЕР, 2001

3. Заглада Т. П. Организационное поведение. Уч. пособие по выполнению индивидуальной самостоятельной работы.– Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2009.- 231 С.

4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2007

5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003

6. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. – М.: АСТ, 2005

7. Льюис Д. Язык эффективного общения. М.: ЭКСМО, 2004

8. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001

9. Макдермот Я., Яго В. Практический курс НЛП.– М.:ЭКСМО, 2005

10. Мнацаканян А.Г., Настин Ю.Я., Круглова Э.С. -Методические указания по оформлению учебных текстовых работ. – Калининград, Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2012

11. Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12. Организационное поведение в таблицах и схемах. Учебное пособие: Под ред. Г.Р. Латфуллина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2002

13. Организационное поведение: Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: ПИТЕР, 2009

14. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. — М.: Эксмо-Пресс, 2006.

15. Резник С.Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2006

16. Свияш А. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли. — СПб.: П С, 2006.

17. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, схемах. – М.: ИНФРА-М, 2007

18. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007

19. Шаталова Н.И. Организационная культура. – М.: ЭКЗАМЕН, 2006

20. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: ПИТЕР, 2007

21. Шейнов В.Как управлять собой. – Мн.: Харвест, 2007

22. Шейнов В. Психотехнология влияния. – М.:АСТ, 2007.

23. Яхонтова Е. С. Эффективные технологии управления персоналом. – СПб.: Питер, 2003

24. Дж. ШЕРМЕРОН, Д. ХАНТ, Р. ОСБОРТ. Организационное поведение. 8–е изд. .– СПб.: ПИТЕР,2004

25. В.ЯГО, Я. МАКДЕРМОТ. Практический курс НЛП.– М.: ЭКСМО, 2005

 

В) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

В качестве информационной базы рекомендуется использовать библиотечные поисковые системы http://elibrary.ru и полнотекстовую электронную библиотечную систему IQlib (www.iqlib.ru), в коллекции которых собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия, общеобразовательные и просветительские издания.

Электронные версии журналов «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление персоналом» (http://econ.me/forum), а также

· Сайт сообщества менеджеров по управлению человеческими ресурсами http://www.hr-portal.ru/art

 

· Сайты www inno.ru, http://www.rttn.ru, www SKOLKO.RU.

www.hr-portal.ru

Интернет – ресурсы:

 

1.

2.

3. http://www.cfin.ru/management/index.shtml

4. http://hr-zone.net/

5. http://www. ptpu.ru

6. http://www.expert.ru/

7. http://www.ko.ru/

8. http: // www.dis.mananage.ru

9. http: // www.odn.ru

10. http: // www.ptpu.ru.

11. http: //www.sociograd.ru

12. http://www.cfin.ru

13.

14. http://www.dis.ru

15. http://www.employer-employee.com/

16. http://www.executives.com

17. http://www.headhunter.net/JobSeeker/Index

18.

19. http://www.prof.by/ok/article_443.html

20.

21. www.totaljobs.com

22.

23.

24. http://markus.spb.ru

 

Вопросы для подготовке к зачету

по дисциплине «Организационное поведение»

1. Сущность организационного поведения

2. Основные понятия и содержание организационного поведения

3. Эволюция и современное состояние организационного поведения

4. Основные теории и концепции организационного поведения

5. Система организационного поведения

6. Роль коммуникаций в организационном поведении

7. Личность как объект организационного поведения

8. Понятие личности и ее свойства

9. Психологическая профессиональная характеристика личности

10. Социально-психологические особенности личности

11. Формирование имиджа делового человека

12. Целенаправленность и способности личности

13. Характер, темперамент и их виды

14. Мотивация личности

15. Поведенческая стратегия и тактика. Поведенческий маркетинг

16. Сущность и основные элементы поведенческой стратегии

17. Выбор алгоритма поведенческой тактики

18. Классификация моделей поведения личности

19. Особенности поведения с собеседниками различных психологических типов

20. Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения

21. Поведенческий маркетинг

22. Вербальные и невербальные методы общения

23. Понятие и виды вербального общения

24. Убеждение как метод организационного поведения

25. Техника и тактика аргументирования

26. Искусство комплимента в деловом общении

27. Сущность и особенности невербального общения

28. Паралингвистические и кинесические особенности поведения

29. Специфические методы общения

30. Группа как субъект организационного поведения

31. Понятие, виды и жизненный цикл группы

32. Организационное проектирование деятельности коллектива

33. Формирование группового поведения

34. Основные принципы и структура эффективной организации персонала

35. Формирование миссии и целей организации как основы организационного поведения

36. Этический кодекс коллектива

37. Особенности организационного поведения группы в условиях конкуренции

38. Конфликты и управление поведением в конфликтных ситуациях

39. Руководство организационным поведением

40. Типы руководителей и стили руководства

41. Традиционные и новые концепции лидерских качеств

42. Организационная культура

43. Сущность и виды организационной культуры

44. Анализ организационной культуры предприятия

45. Формирование и развитие организационной культуры

46. Организационное поведение в системе международного бизнеса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

 

Институт финансов, экономики и менеджмента

 

Кафедра Управления производством

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Квалификация (степень) выпускника –

Бакалавр

 

 

Форма обучения:_____________