Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

МПСИ

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ИИП

_____________________Наумкина В. В.

«_03__» сентября 2014 г.

Направление подготовки 030900.68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Государственная и муниципальная служба»

Курс 1

Формы обучения очная

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 72 часа

2 ЗЕТ

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденного 14.12.2010 г. №1763, в ред. от 31.05.2011 г.

2. Разработчик (и) рабочей программы

_____доцент_______ ______психологии____ ____________ ______Комарова Н.М.___

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры

_____________ психологии _____________________________

(наименование кафедры)

_____01.09.2014 г._________ протокол № ____1____

(дата)

Зав. кафедрой _____________Фатекова _________

(ФИО)

Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой Лубенникова С.А. (подпись) (ФИО)

01.09.2014г.

(дата)

1. Пояснительная записка

1.1. Цели учебной дисциплины

Основной целью дисциплины «Психология управления»является формирование у студентов системных представлений о психологических аспектах руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения, т.е. психологических особенностях управленческих отношений.

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... культуры общества. Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: умение иллюстрировать трудные вопросы психологии примерами из обыденной жизни или из художественной литературы. ... в результате освоения дисциплины.Все указанные ниже компетенции, учитывая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, находятся в стадии формирования. ОК-1 − способность и ...

Задачи:

  1. Изучение теоретико-методологических основ психологии управления, включающее знакомство с концепциями, понятиями, закономерностями психологии управления;
  2. Изучение психологических особенностей управленческого труда вообще, его специфики в различных сферах деятельности;
  3. Овладение психологическим анализом личности в процессе управленческих взаимодействий;
  4. Формирование знаний о закономерностях межличностных взаимоотношений в организации;
  5. Овладение знаниями по оптимизации управленческих взаимоотношений.

Дисциплина призвана способствовать формированию следующих компетенций:

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

ПК – 9 — способность принимать оптимальные управленческие решения

ПК-15 — способностью эффективно осуществлять правовое воспитание

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи дисциплины конкретизированы и сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть». Для реализации этой цели студент должен

ШШифр

Компетенция

Знания, умения, владение опытом

код

ОК-2

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

  • Знать теоретико-методологические основы психологии управления, включающее знакомство с концепциями, понятиями, закономерностями психологии управления

Умеет пользоваться психологическим анализом личности в процессе управленческих взаимодействий;

владеет навыками служебного этикета.

З-1.30

У.1.30

В-1.30

ПК-9

способностью принимать оптимальные управленческие решения

З знать психологические особенности управленческого труда вообще, его специфики в сфере ГиМслужбы

уметь пользоваться психологическим анализом личности в процессе управленческих взаимодействий

Владеет навыком принятия оптимальных управленческих в сфере публичного права

З-2.30

У-2.30

В-2.30

ПК-15

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание

Знать о закономерностях межличностных взаимоотношений в организации

уметь осуществлять правовое воспитание

Вл владеть методикой обучения и осуществления воспитательной работы

З-3.30

У-3.30

В-3.30

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Психология управления» относится к факультативным дисциплинам и изучается на 1-ом курсе. Дисциплина призвана интегрировать знания о психологическом содержании управления как социальной системы и сферы профессиональной деятельности. Предпочтение отдается изучению психологических особенностей управленческих отношений в системе «руководитель — подчиненный».

Основной смысловой нагрузкой дисциплины является освоение категориального аппарата учебной дисциплины, а также социально-психологических знаний, необходимых для анализа и прогнозирования эффективности управления, оптимизации управленческих взаимоотношений и решений.

Освоение дисциплины способствует владению студентами методами изучения психологических явлений в сфере управления, включая методы построения теоретического знания, которые опираются на систему практических знаний, а также требует применения фундаментальных положений данного направления науки, тем самым, обуславливая достижение студентами необходимого уровня профессионализации.

Дисциплина предусматривает изучение студентом теоретических знаний, овладение навыками самостоятельного информационного поиска и ориентировки в современных научных концепциях, в решении практических задач.

Дисциплина включает следующие разделы: введение в теорию управления; психология управленческой деятельности»; субъекты и объекты управления; управленческие процессы: управленческое общение и конфликты; принятия управленческих решений.

Программой дисциплины «Психология управления» предусмотрено чтение лекций, проведение практических. Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе, которая предполагает углубление и осмысление материала, а также изучение ряда тем, выносимых на самостоятельное изучение.

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Общий объем дисциплины составляет 72 часа. Студент, реализующий основное содержание учебной деятельности по дисциплине «Психология управления» допускается к промежуточному контролю знаний – зачету (2-й семестр) Зачет проводится в традиционной форме.

1.4. Организационно-методический план

Вид учебной работы

Всего часов

№ семестров (по учебному плану)

ОФО

1

2

3

4

5

6

1. Аудиторная:

Лекции

4

4

Лабораторные работы

Практические занятия

10

10

Итого:

14

14

2. Внеаудиторная:

Самоподготовка:

Самостоятельное изучение разделов

54

Проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий

Подготовка к практическим занятиям

Подготовка к зачету

Итого:

54

54

3. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет)

4 зачет

4зачет

Общая трудоемкость дисциплины:

72

72

1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины Психология менеджмента

Составляющие УМКД

Информация об издании

Автор, название, место издание, год издания

Место хранения, нахождения

1

Программный элемент

1.1.

Рабочая программа учебной дисциплины

Комарова Н.М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия)

Кафедра государственного права, ИИП,

Образовательный портал

http://edu.khsu.ru/Eumk

2

Теоретический элемент

2.1.

Учебник (основной)

Захарова Л.Н. Психология управления[Текст]: учеб. Пособие / Л.Н. Захарова. – М., 2012.-376 с.

Антонова Н.В. Психология управления: учеб. Пособие М., 2010.

Библиотека: http//library.khsu.ru, образовательный портал ХГУ: http/edu.khsu.ru

2.2.

Учебники дополнительные

Библиографический список представлен в РП.

Библиотека:

http//library.khsu.ru, образовательный портал ХГУ: http/edu.khsu.ru

3

Практический элемент

3.1.

Практикум

Планы практических занятий представлены в РП

Кафедра государственного права, ИИП, УМКД Образовательный портал

http://edu.khsu.ru/Eumk

4

Методико-технологический элемент

4.1

Методические указания по изучению дисциплины

Методические рекомендации представлены в РП

Кафедра государственного права, ИИП, УМКД

Образовательный портал

http://edu.khsu.ru/Eumk

4.2.

Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для преподавателя

Методические рекомендации представлены в РП

Кафедра государственного права, ИИП, УМКД

Образовательный портал

http://edu.khsu.ru/Eumk

2. Структура и содержание дисциплины

2.1. Тематический план Тематический план учебной дисциплины

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

Количество часов

всего

лекции

семинарские

лабора

торные

самост.работа

1

2

3

4

5

6

1. Теоретические и методологические основы психологии менеджмента

10

2

5

2. Психологические основы управленческой деятельности

14

2

7

3. Субъекты и объекты управления

3.1. Индивидульные субъекты управления

7

7

3.2.Групповые субъекты управления

9

2

7

3.3. Трудовой коллектив как субъект и объект управления

9

2

7

4. Управленческие процессы

4.1. Управленческое общение.

9

2

7

4.2. Организационно-управленческие конфликты.

9

2

7

4.3. Психологические основы принятия управленческих решений

9

2

7

Всего часов:

68

4

10

54

2.2. Содержание теоретических разделов дисциплины «Психология управления»

Раздел 1. Теоретические и методологические основы психологии управления.

1.1. Введение в теорию менеджмента. Понятие менеджмента, его психологический аспект.Предмет научного менеджмента. Модели управления. Новая парадигма управления. Психологический аспект менеджмента. Понятие о факторе человеческого ресурса. Институциональный и психологический уровни управления фактором человеческого ресурса. Социальное управление как открытая, саморегулирующаяся система. Компоненты системы управления.

1.2. Психология управления как наука. Предмет, объект психологии управления, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Становление и развитие психологии управления. Методологические подходы к изучению социально-психологической теории управления: процессный, системный, ситуационный подходы. Основные научные школы и направления. Современное состояние психологии управления, основная проблематика и направления исследований. Общенаучные и специальные методы исследования в психологии управления.

Раздел 2. Психологические основы управленческой деятельности.

2.1. Понимание менеджмента как управленческой деятельности. Психологический анализ управленческой деятельности. Принципы управления. Специфика и содержание управленческой деятельности: цели, задачи, функции и методы управления. Понятие управленческого цикла. Компоненты деятельности по управлению.

2.2. Инфраструктура менеджмента. Разделение труда: горизонтальное, вертикальное. Уровни управления, категории управленческого персонала. Основные задачи, функции управленцев разного уровня.

2.3. Содержание практических разделов дисциплины «Психология управления» Практические занятия

Раздел 3. Субъекты и объекты управления.

3.1. Индивидуальные субъекты и объекты управления

Работающий индивидкак объект и субъект управления. Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности. Социально-психологическая регуляция поведения работника: функциональные роли и ролевое поведение. Категории и характеристики подчиненных и руководителя. Типы работников и способы управления мотивацией трудового поведения работников.

Менеджер как субъект управления.Личностный профиль менеджера. Трудовой потенциал руководителя. Личностно–деловые качества управленцев разного уровня. Авторитет руководителя. Управленческие роли. Руководство и лидерство. Типология лидерства. Стилевые характеристики поведения руководителя. Эффективность руководства. Методы изучения личности менеджера.

Диагностика управленческого поведения (стиля руководства, типа поведения, ориентации руководителя, мотивации поведения и др.).

Понятие эффективности руководства. Психологические критерии и методы оценки.

3.2. Групповые субъекты и объекты управления.

Рабочая группа.Понятие социальной группы Первичная рабочая группа. Виды рабочих групп. Анализ социально-психологической структуры группы. Групповая мотивация поведения и деятельности работников. Этапы и стадии развития рабочей группы. Факторы эффективного управления группой.

Командакак понятие. Признаки, принципы и методы командного управления Командообразование: этапы становления команды. Типология управленческих команд.

3.3. 3.3. Трудовой коллектив как субъект и объект управления

Трудовой коллектив (ТК) как субъект и объект управления, его основные характеристики и функции. Модели структурной организации ТК, видовое разнообразие ТК и рабочих групп. Факторы эффективности работы ТК. Психологические особенности и закономерности поведения работников в ТК: социальные роли и отношения в ТК. Управление формированием и развитием трудового коллектива: этапы и стадии развития ТК. Формирование и развитие неформальной структуры коллектива.

Раздел 4. Управленческие процессы

4.1. Управленческое общение.Общее понятие об управленческом общении. Фазы и уровни общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие. Закономерности и условия эффективной коммуникации. Взаимопонимание как цель межличностного общения. Психологические механизмы взаимопонимания. Формы делового общения. Основные принципы делового общения.

4.2. Организационно-управленческие конфликты. Природа и социальная роль конфликтов. Источники и виды организационно-управленческих конфликтов. Модель конфликта как процесса. Психологический анализ конфликта. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы и правила разрешения конфликтов. Управление руководителя своим поведением как основа эффективного руководства. Диагностика коммуникативных способностей и умений, особенностей поведения в конфликте.

4.3. Психологические основы принятия управленческих решений.

Понятие «решение». Подходы к принятию решений. Классификация решений. Ситуации выбора управленческих решений, факторы выбора альтернатив. Принципы выработки решений, требования, предъявляемые к принятию решений. Этапы выработки решений. Стратегии принятия решений. Методы принятия управленческих решений. Формы групповой дискуссии: совещание, круглый стол, «мозговой штурм», метод «635», метод «ринге», синектика – понятие и процедура проведения. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения. Правила, обеспечивающие верный выбор модели поведения руководителя.

Методы диагностики внутригрупповых процессов: СПК, сплоченности, уровня развития межличностных отношений и т.д.

2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

Вопросы для самостоятельного изучения

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

содержание работы, формы работы

Раздел 1.

Теоретические и методологические основы психологии менеджмента

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Понимание менеджмента как управленческой деятельности, психологический анализ ее структуры;

2. Содержание управленческой деятельности;

3. Уровни управления, категории управленческого персонала.

Работа в мини-группах— составить профессиографическое описание деятельности менеджера (сфера деятельности и уровень должности по выбору студента).

Задания— заполните таблицу «Содержание деятельности различных категорий руководителей» и

«ПВК различных категорий руководителей».

Анализ выполненных заданий.

Индивидуальное собеседование (опрос)

Раздел 2.

Психологические основы управленческой деятельности

Индивидуальный и фронтальный опрос

Раздел 3.

Субъекты и объекты управления

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Индивидуальные субъекты и объекты управления (в системе руководитель-подчиненный).

2. Групповые субъекты и объекты управления (рабочие группы и команды).

Трудовой коллектив как субъект и объект управления.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Раздел 4.

Управленческие процессы

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

  1. Управленческое общение.
  2. Управленческие конфликты.
  3. Управленческие решения.

Задание: заполнить таблицу «Виды организационных конфликтов»Интерактив— деловая игра на принятие решений (или или)

«Потерпевшие караблекрушение»;

«Вынужденная посадка на луну»;

«Путешествие на воздушном шаре».

Индивидуальный и фронтальный опрос

Итого:

2.5. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины осуществляется текущий контроль: индивидуальное собеседование по темам для самостоятельного изучения, фронтальный опрос. По завершении изучения дисциплины проводится промежуточный контроль в форме зачета по теоретической части всего учебного курса. Основанием для допуска к зачету является выполнение заданий для самостоятельной работы практических разделов дисциплины. Зачет по теоретической части осуществляется в традиционной форме – индивидуальное собеседование по одному из программных вопросов.

Описание всех форм контроля и соответствующих им оценочных средств содержится в приложении к программе «Фонд оценочных средств по дисциплине».

    Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Психология управления»

    1. Понятие менеджмента, его психологический аспект.
    2. Предмет, объект психологии управления, ее статус в системе научного знания.
    3. Этапы развития социально-психологической мысли в теории управления и оформление психологии менеджмента как самостоятельной отрасли научного знания.
    4. Научные подходы к изучению управления.
    5. Научные школы и теории изучения управления.
    6. Методы психологии управления.
    7. Менеджмент как управленческая деятельность, ее специфика.

    8. Феномен руководства и лидерства. Отличия и сходство.
    9. Структура управленческого персонала: уровни управления; категории управленческого персонала.
    10. Задачи и основные функции управленцев разного уровня.
    11. Характеристика личностно деловых качеств управленцев разного уровня.
    12. Личностный профиль менеджера как субъекта управления.
    13. Стилевые характеристики менеджера. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
    14. Управленческие роли.
    15. Типология лидерства.
    16. Понятие эффективности руководства. Психологические критерии и методы оценки.
    17. Управленческое общение: понятие, виды, формы.
    18. Организационно-управленческие конфликты: понятие, причины и виды.
    19. Поведение руководителя в конфликте, способы их разрешения.
    20. Управленческие решения: понятие, классификация решений.
    21. Принципы и требования к принятию решений.
    22. Этапы выработки управленческих решений.
    23. Методы принятия управленческих решений.
    24. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения.
    25. Работающий индивид как объект и субъект управления.
    26. Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности.
    27. Социально-психологическая регуляция поведения работника: социальные роли и ролевое поведение.
    28. Типы работников и способы управления мотивацией трудового поведения работников.
    29. Трудовой коллектив (ТК) как объект и субъект управления: понятие, основные характеристики и функции.
    30. Виды ТК и рабочих групп.
    31. Анализ социально-психологической структуры группы.
    32. Команда как понятие. Типология команд.
    33. Особенности командного управления: принципы и методы командной работы.
    34. Этапы развития трудового коллектива.

    Оценка «зачтено» выставляется при условиях, если студент прочно усвоил обсуждаемую тему, грамотно и последовательно ее изложил или знает программный материал, но допускает существенные неточности в ответе на вопрос, правильно отвечает на дополнительные вопросы, и даже если недостаточно полно отвечает на вопрос, затрудняется в формулировании выводов, нарушает последовательность в изложении учебно-программного материала.

    Если студент не знает значительные части программного материала, допускает существенные ошибки в изложении теоретических положений или отказывается отвечать, выставляется оценка «не зачтено».

    Выставление оценок на зачете осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

    При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

    • знание фактического материала по программе;
    • степень активности студента на семинарских занятиях;
    • наличие пропусков практических и лекционных занятий по неуважительным причинам.

    Вопросы для обсуждения

    1. Типология лидерства.
    2. Понятие эффективности руководства. Психологические критерии и методы оценки.
    3. Управленческое общение: понятие, виды, формы.
    4. Организационно-управленческие конфликты: понятие, причины и виды.
    5. Поведение руководителя в конфликте, способы их разрешения.
    6. Управленческие решения: понятие, классификация решений.
    7. Принципы и требования к принятию решений.
    8. Этапы выработки управленческих решений.
    9. Методы принятия управленческих решений.
    10. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения.
    11. Работающий индивид как объект и субъект управления.
    12. Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности.
    13. Социально-психологическая регуляция поведения работника: социальные роли и ролевое поведение.
    14. Типы работников и способы управления мотивацией трудового поведения работников.
    15. Трудовой коллектив (ТК) как объект и субъект управления: понятие, основные характеристики и функции.
    16. Виды ТК и рабочих групп.
    17. Анализ социально-психологической структуры группы.
    18. Команда как понятие. Типология команд.
    19. Особенности командного управления: принципы и методы командной работы.
    20. Этапы развития трудового коллектива.

    3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    3.1. Перечень рекомендуемой литературы Основная:

    1. Столяренко, Людмила Дмитриевна.   Психология управления: учеб. пособие: рек. Акад. гуманитарных наук РФ : для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс , 2006. — 512 с.
    2. Смирнов, Владимир Николаевич. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: рек. Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению специальности психологии / В.Н. Смирнов. — М. : Academia, 2007. — 256 с.

    Дополнительная:

    Антонова Н.В. Психология управления: учеб. Пособие М., 2010. — http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query

    Захарова Л.Н. Психология управления[Текст]: учеб. Пособие / Л.Н. Захарова. – М., 2012.-376 с. —

    Авдулова Т.П. Психологические основы менеджмента [Текст]: учеб.-етод. пособие / Т.П. Авдулова. – М., 2005.-154 с.

    Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента [Текст]: учеб. Пособие / Ф.В. Шарипов. – М.. 2008.-293 с. —

    Шпалинский В.В.. Психология менеджмента [Текст]: учеб. Пособие / В.В.Шпалинский

    . – М., 2003.-184 с.

    Электронные ресурсы

    http://www.bibliorossica.com/

    http://elibrary.ru/

    «Университетская библиотека онлайн»

    3.2. Рекомендации по использованию информационных технологий

    На лекциях и практических занятиях по дисциплине «Психология управления» используются электронные презентации и мультимедийное оборудование, экран. На занятиях студентам предоставляется возможность самостоятельной или групповой работы с электронными образовательными ресурсами университета через выход на образовательный портал, а также с интернет-ресурсами глобальной сети для изучения темы, отдельного вопроса, составления конспектов или подборки материалов.

    При подготовке к занятиям и в процессе самостоятельной работы следует использовать образовательный портал университета http://edu.khsu.ru/Eumk, а также полнотекстовые научные ресурсы и ресурсы открытого доступа на сайте библиотеки ХГУ им.Н.Ф.Катанова http://library.khsu.ru/

    3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Занятия проводятся в специализированных кабинетах, оснащенными современными информационно-коммуникационными средствами, средствами проекции учебного материала, электронных презентаций, а также предполагающих наличие другого, необходимого для проведения учебных занятий, оборудования (доска, экран, компьютеры и т.п.).

    3.4. Методические указания (материалы) по организации изучения дисциплины студентами

    В процессе изучения дисциплины студент должен:

    • прослушать лекции согласно тематическому плану;

    • изучить с помощью учебно-методической литературы темы, вынесенные для самостоятельного изучения;

    • выполнить задания на практических занятиях согласно тематическому плану.

    На лекциях, практических занятиях студент выполняет все виды работ по освоению дисциплины и формированию общеинтеллектуальных знаний и практических умений, определенных преподавателем:

    • овладевает понятийным аппаратом дисциплины;

    • использует научные методы познания и описания явлений;

    • выделяет главное, существенное в текстах учебников, лекциях;

    • планирует свою деятельность по изучению дисциплины;

    • формулирует вопросы по существу обсуждаемой проблемы;

    • делает самостоятельные и обобщения выводы;

    • адекватно осуществляет самооценку и самоконтроль.

    Изучение тем дисциплины необходимо начинать с изучения теоретико-методологических основ психологии управления в учебной литературе. Затем следует изучить психологические основы управленческой деятельности, а затем переходить к знакомству с субъектами управления и управленческими процессами.

    При изучении тем, вынесенных на самостоятельное изучение, следует руководствоваться рабочей программой дисциплины, основной и дополнительной литературой.

    Рекомендации по использованию материалов УМКД;

    УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности.

    Основная цель УМК — предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

    При подготовке к занятиям и в процессе самостоятельной работы следует использовать образовательный портал университета http://edu.khsu.ru/Eumk, а также полнотекстовые научные ресурсы и ресурсы открытого доступа на сайте библиотеки ХГУ им.Н.Ф.Катанова http://library.khsu.ru/

    3.5. Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для преподавателя

    Цели и задачи обучения: изменение самого субъекта учебной деятельности посредством включения студентов в моделируемую деятельность будущей профессии, предполагающей расширение и углубление знаний по данному курсу, овладение определенными способами действия, такими, в основе которых лежат обобщения теоретического типа и выполнение практических заданий, самостоятельная работа с учебными материалами и средствами.

    Преподаватель:

    • знакомит студентов с целями, требованиями, системой форм и методов обучения дисциплине, принципами научной организацией труда в процессе (вне)аудиторной и самостоятельной работы, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполнения работы, формами контроля ЗУН;

    • мотивирует на работу с учебными, учебно-методическими пособиями, современной научной литературой, электронными и интернет-ресурсами;

    • осуществляет текущие консультации по дисциплине при подготовке к практическим занятиям, методике самостоятельной работы.

    • осуществляет систематический контроль выполнения студентами самостоятельной работы (в форме индивидуального собеседования);

    • проводит анализ и оценивает качество уровня усвоения материала (промежуточная аттестация в форме зачета).

    Условия эффективности организации учебного процесса

    • Оптимальное структурирование учебно-тематического плана не только в аспекте последовательности изучения тем курса, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ.

    • Обеспечение студента соответствующей учебной и учебно-методической литературой. Следует рекомендовать и новые информационные технологии: электронные издания в сети интернет, электронные учебники. • Переход от традиционных форм организации и методов обучения к актуальным интерактивным формам. Для эффективного освоения курса наиболее приемлемыми будут, к примеру, семинары-дискуссии по вопросам темы и проблемам изучаемой дисциплины; создание проблемных ситуаций, их разбор и анализ (кейс-стади); элементы деловых игр и тренинга.

    • Мотивация, контроль и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов (СРС).

    Учебная мотивация проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Необходимо убедительно показать (доказать), что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал.

    • Усиление консультационной роли преподавателя в методологическом, теоретическом и методическом сопровождении обучаемых. Регулярность текущих, тематических консультаций, а также консультирование по дисциплине перед промежуточной аттестацией.

    • Отчет по СРС в форме индивидуального собеседования или опроса. Для освоения основного содержания дисциплины «психология управления» наиболее эффективно применение следующих средств и методов обучения. На лекциях, практических занятиях по дисциплине используются электронные презентации. На занятиях студентам предоставляется возможность самостоятельной или групповой работы с электронными образовательными ресурсами университета через выход на образовательный портал, а также с интернет-ресурсами глобальной сети для изучения темы, отдельного вопроса, составления конспектов или подборки материалов.

    В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе элементов деловых и ролевых игр, тренингов, разбор конкретных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. Во время практических занятий, на которых отведено время для аудиторной самостоятельной работы, преподаватели используют активные методы обучения – деловые игры, компьютерную технику.

    К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний (работа в группах, «мозговой штурм», игровые упражнения.

    4. Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов)

    Менеджмент,

    менеджер,

    управление,

    социальные системы,

    открытая система,

    модели управления,

    уровни управления,

    человеческий фактор,

    человеческий ресурс,

    эволюция социально-психологической теории управления,

    психология управления,

    психология менеджмента, социальная психология управления,

    методы психологии управления,

    цели и задачи управления,

    круговорот управленческих функций,

    методы управленческого воздействия,

    категории управленческого персонала,

    субъект управления,

    руководитель,

    лидер,

    личностный профиль руководителя,

    управленческие способности,

    авторитет руководителя,

    трудовой потенциал руководителя,

    руководство,

    лидерство, власть,

    мотивация поведения,

    индивидуальный стиль руководства,

    управленческая концепция,

    управленческая матрица,

    управленческие роли,

    эффективность руководства,

    психологические критерии эффективности,

    решение,

    подходы к принятию решений,

    типы решений,

    этапы принятия решений,

    групповая дискуссия,

    модели поведения руководителя,

    управленческое, общение,

    принципы управленческого общения,

    организационно-управленческие конфликты,

    коммуникативная компетентность,

    конфликтная компетентность,

    стратегии поведения в конфликте,

    управление конфликтами,

    способы урегулирования конфликта,

    этика,

    этикет,

    служебный этикет,

    управленческая этика,

    имидж

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

    (ХГУ им.Н.Ф.Катанова)

    Институт истории и права

    Кафедра государственного права

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор ИИП

    _____________________Наумкина В. В.

    «___» ________________ 20 ____ г.

    Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

    ОПОП _____направления 03.09.00 — Юриспруденция________________________

    Дисциплина (модуль)___ Психология управления________________

    1. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, осваивающих дисциплину «Психология управления», является определение соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС ВО, профессиональным стандартами требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ВО университета

    Задачи — управление процессом формирования компетенций, приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков.

    2. Формы проведения промежуточных и текущих аттестаций студентов: зачет по дисциплине, опрос.

    3. Основные виды оценочных заданий, с помощью которых студент сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности компетенции.

    Коды

    дисциплины

    (модуля),

    практики

    Наименование дисциплины (модуля, практики

    Курс, семестр

    Коды формируемых компетенций

    Формы проведения текущих, промежуточных аттестаций студентов*

    Виды оценочных заданий

    ФТД. 1

    Психология управления

    1, 2

    ОК-2

    ПК-9

    опрос, зачет

    Вопросы к зачету, вопросы для обсуждения на занятиях

    1. Оценочные средства, составленные в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ОПОП по направлению – 03.09.00 — Юриспруденция.

    Шифр

    Компетенция

    Знания, умения, владение опытом

    код

    Результат освоения

    Вид контроля

    Оценочные средства

    ПК-2

    способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

    Знает профессиональные обязанности, принципы этики юриста;

    Умеет исполнять профессиональные обязанности юриста.

    З-?

    У-?

    добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста.

    текущий, промежуточный

    Вопросы к зачету, вопросы для обсуждения на занятиях.

    ПК – 9

    способность принимать оптимальные управленческие решения

    Знает психологические основы (этапы, принципы и методы) принятия управленческих решений;

    владеет навыками принятия управленческих решений.

    З-?

    В-?

    Анализ и прогнозирование ситуации, опыт в принятии рациональных управленческих решений.

    текущий, промежуточный

    Вопросы к зачету, вопросы для обсуждения на занятиях.

    5. Комплект оценочных средств хранится на кафедре государственного права

    Преподаватель__________________________________________________Н.М. Комарова

    (подпись)

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

    (ХГУ им. Н.Ф.Катанова)

    Институт _______истории и права_____________________________

    Кафедра _______ государственного права ______________________

    Дисциплина (модуль), практика_____ Психология управления

    Курс, семестр____1курс, 2 семестр________________________________________

    Описание оценочного средства: зачет

    1. Длительность выполнения – 20 минут на подготовку, 15 минут на ответ.

    2. Описание контролируемого результата – усвоенные при изучении дисциплины теоретические знания.

    3. Показатели (что проверяем) – З-???? и критерии оценки (количественные пороги оценки сформированности компетенций).

    Для получения зачета по результатам индивидуального собеседования применяются альтернативные критерии оценок – «зачтено», «не зачтено».

    Оценка «зачтено» выставляется при условиях, если студент прочно усвоил обсуждаемую тему, грамотно и последовательно ее изложил или знает программный материал, но допускает существенные неточности в ответе на вопрос, правильно отвечает на дополнительные вопросы, и даже если недостаточно полно отвечает на вопрос, затрудняется в формулировании выводов, нарушает последовательность в изложении учебно-программного материала.

    Если студент не знает значительные части программного материала, допускает существенные ошибки в изложении теоретических положений или отказывается отвечать, выставляется оценка «не зачтено».

    Выставление оценок на зачете осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

    При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

    • знание фактического материала по программе;
    • степень активности студента на семинарских занятиях;
    • наличие пропусков практических и лекционных занятий по неуважительным причинам.

    1. Методика/технология проведения – зачет проводится в традиционной форме – индивидуальное собеседование по одному из программных вопросов. В случае затруднений при ответе студенту задаются дополнительные вопросы из списка вопросов к зачету.

    Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Психология управления»

    1. Понятие менеджмента, его психологический аспект.
    2. Предмет, объект психологии управления, ее статус в системе научного знания.
    3. Этапы развития социально-психологической мысли в теории управления и оформление психологии менеджмента как самостоятельной отрасли научного знания.
    4. Научные подходы к изучению управления.
    5. Научные школы и теории изучения управления.
    6. Методы психологии управления.
    7. Менеджмент как управленческая деятельность, ее специфика.

    8. Феномен руководства и лидерства. Отличия и сходство.
    9. Структура управленческого персонала: уровни управления; категории управленческого персонала.
    10. Задачи и основные функции управленцев разного уровня.
    11. Характеристика личностно деловых качеств управленцев разного уровня.
    12. Личностный профиль менеджера как субъекта управления.
    13. Стилевые характеристики менеджера. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
    14. Управленческие роли.
    15. Типология лидерства.
    16. Понятие эффективности руководства. Психологические критерии и методы оценки.
    17. Управленческое общение: понятие, виды, формы.
    18. Организационно-управленческие конфликты: понятие, причины и виды.
    19. Поведение руководителя в конфликте, способы их разрешения.
    20. Управленческие решения: понятие, классификация решений.
    21. Принципы и требования к принятию решений.
    22. Этапы выработки управленческих решений.
    23. Методы принятия управленческих решений.
    24. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения.
    25. Работающий индивид как объект и субъект управления.
    26. Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности.
    27. Социально-психологическая регуляция поведения работника: социальные роли и ролевое поведение.
    28. Типы работников и способы управления мотивацией трудового поведения работников.
    29. Трудовой коллектив (ТК) как объект и субъект управления: понятие, основные характеристики и функции.
    30. Виды ТК и рабочих групп.
    31. Анализ социально-психологической структуры группы.
    32. Команда как понятие. Типология команд.
    33. Особенности командного управления: принципы и методы командной работы.
    34. Этапы развития трудового коллектива.

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

    (ХГУ им. Н.Ф.Катанова)

    Институт _______истории и права_____________________________

    Кафедра _______ государственного права ______________________

    Дисциплина (модуль), практика_____ Психология управления

    Курс, семестр____1курс, 2 семестр________________________________________

    Описание оценочного средства: устный опрос

    1. Длительность выполнения – 1 академический час по каждой теме
    2. Описание контролируемого результата – развернутые ответы на вопросы по обсуждаемой теме.
    3. Показатели (что проверяем) – З-??? и критерии оценки (количественные пороги оценки сформированности компетенций):

    Оценка «отлично» выставляется, если студент глубоко и прочно усвоил обсуждаемую тему, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его изложил, правильно ответил на дополнительные вопросы.

    На «хорошо» оценивается ответ, если студент знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает фактических ошибок.

    Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, усвоившему только основной материал темы, допустившему существенные неточности в ответе на вопрос, недостаточно правильные формулировки, нарушение логической последовательности изложения учебно-программного материала.

    Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не знает значительные части программного материала, допускает существенные ошибки в изложении теоретических положений.

    1. Методика/технология проведения – индивидуальный и фронтальный опрос на занятиях.

    Темы и вопросы для обсуждения содержаться в планах практических занятий.