Вопрос 1.Психологическая природа правоотношений

Билет №7.

Среди весьма многочисленных и разнообразных отношений, существующих в каждом обществе, особое место занимают правовые отношения. Они являются одной из важнейших разновидностей социальных отношений.

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеются многочисленные определения понятия «правоотношения». Однако наиболее распространенным считается определение, в соответствии с которым правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

В числе характерных признаков и особенностей правовых отношений, выделяющих их из других общественных отношений, необходимо назвать следующие.

Во-первых, правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Регулируя экономические, политические, социальные и иные общественные взаимоотношения, они служат юридической формой взаимодействия между их участниками.

Будучи урегулированы нормами права, экономические, политические и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают свою природу и характер, не теряют свои изначальные свойства и особенности. Они лишь приобретают новый вид (разновидность), новую форму — форму правоотношений.

Во-вторых, правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношения они могут приобрести только в связи с их урегулированием нормами права. Это касается всех без исключения общественных отношений — семейных, трудовых, имущественных, личных — независимо от их природы, сферы возникновения и способа существования.

В-третьих, правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников, в отличие от экономических, точнее производственных, отношений, составляющих базис общества, которые возникают независимо от воли и сознания людей.

В-четвертых, правовые отношения представляют собой многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей. Наряду с совокупностью реальных действий, направленных на их использование и осуществление, они составляют содержание правоотношения.

9 стр., 4251 слов

Гражданские правоотношения

... правоотношение). Гражданское правоотношение – общественное, волевое, урегулиро-ванное нормами гражданского права, отношение, участники которого имеют гражданские права и обязанности.Специфика гражданских правоотношений: участники гражданских правоотношений ... – отрасль права, представляющая собой совокупность нормативных актов, регулирующих определённый образ общественных отношений. Субъекты права – ...

В-пятых, реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний никогда при этом не исключается.

Вопрос 2.Характеристика психических процессов человека.

Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.  Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром. 

Восприятие  Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.  Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.  Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.  Процесс мышления  Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.  Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. 

Воображение  Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.  Воображение — специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.  Понятие памяти и ее классификация  Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.  Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная ... нас рассматривают наш мозг как единую структуру. В действительности же он разделен на две половинки. Эти две ... реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. На протяжении истории исследований ...

У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.   

Билет №8.

Вопрос 1.Психологическая характеристика правоотношений в Римском праве

Вопрос 2.Общение в профессиональной деятельности юриста: перцептивная сторона

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом. Перцептивная сторона общения. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная перцепция» исследователи называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным. Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие со-циальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального кон-такта (здесь это совместная деятельность), г) взаимо-действия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вы-звать соответствующую реакцию со стороны партне-ра…»), д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

4 стр., 1978 слов

Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение ...

... по обществознанию Эссе на тему: Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Жизнь человека невозможна без деятельности. Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, ...

Хотя все сказанное от-носится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимо-действию, не является слишком строгим: пространствен-ный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимо-действия, и потому схема не снимает погрешностей пред-шествующей попытки. Но включение в число предпосы-лок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет карти-ну: если взаимодействие возникает как реализация сов-местной деятельности, то дорога к изучению его содер-жательной стороны остается открытой. Однако нестрогость схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия. Практически в эксперимен-тах исследователи пока имеют дело с феноменом взаи-модействия как таковым, без удовлетворительных попы-ток отыскания его анатомии. Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооператив-ной формы взаимодействия. Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия.

А это содержа-ние деятельности может быть весьма различным. Мож-но констатировать кооперативную форму взаимодейст-вия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противо-правных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать; напротив, деятельность, конф-ликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случаях задается бо-лее широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важ-ности исследования кооперативных форм взаимодейст-вия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

14 стр., 6762 слов

Значение волевого усилия в волевом действии и факторы, влияющие ...

... определение понятиям воля, волевое действие. 2. Рассмотреть волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции. 3. Изучить интенсивность волевого усилия 1. Понятия воли и волевого действия Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть ...

Билет № 9.

Вопрос 1.Проблема становления предмета юридической психологии

Вопрос 2.Виды и функции волевых усилий.

Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198]. Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега. П. А. Рудик [1967] выделял следующие виды волевых усилий: 1. Волевые усилия при мышечных напряжениях. 2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. 3. Волевые усилия при напряжении внимания. 4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха. 5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д. Б. Н. Смирнов [2000] выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий. Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции.

А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий — оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил. При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не ... 3) творчество в работе; 4) педагогически волевое влияние на детей; 5) способность организовать ...

Билет №10.

Вопрос 1.Влияние правовой сферы общества на формирование институтов юридической психологии

Вопрос 2.Понятие волевого акта: определение, психологическая и юридическая характеристики

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состояниемстресса.

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В волевых действияхярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человекаосуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

7 стр., 3371 слов

Тесты по психологии личности 150

... 8. К феноменам, исследуемым современной психологией личности, относятся: 1. межиндивидуальные различия, характеризующие человека и отличающие его от других людей; 2. взаимодействие биологических и средовых факторов, ... тремя факторами; 3. четырьмя факторами; 4. пятью факторами. 23. Цель психологии личности: помогать людям, получать большее удовлетворение от жизни сформулировали: 1. Дж. Капрара, ...

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Билет № 11.

Вопрос 1.Условия формирования волевых качеств человека: объективный и субъективный уровни

Воля — это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как важный компонент психики человека давно привлекает к себе внимание ученых, но ее научные исследования связаны с большими трудностями. До сих пор неизвестны анатомо-физиологические основы воли, т. е. то, как воля человека связана с работой его организма. В отличие от воли для объективного исследования других психических явлений в психологии используются признаки, имеющие физиологическую или физическую природу.

С глубокой древности сохраняются три разные объяснения воли: идеалистическое, теологическое и материалистическое. Сущность идеалистического объяснения состоит в том, что в мире существует идеальное, или волевое, начало — Вселенский Разум (тождественные понятия — Всемирная Воля, Всемирная Идея).

Эти явления существуют вне и независимо от материального мира и обладают свободой воли. Внедряясь в материальные тела, они одухотворяют их и управляют ими. Свобода воли относительна и зависит от уровня развития материального тела (живого существа); у человека она наибольшая.

Теологическое объяснение отождествляет волю с сущностью Бога, которая сводится к тому, что он один полный и исключительный обладатель свободы воли. Он по своему разумению наделяет ею живых людей в той или иной степени, контролируя при этом проявления воли каждого отдельного человека. Такие понятия воли породили одно из субъективно-идеологических направлений в философии, называемое «волюнтаризмом». Идеологи волюнтаризма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и др. приписывали человеческой воле, не зависящей от разума и превышающей его, первичное и решающее значение, данное Богом и зависимое от воли Божьей.

Материалистическое объяснение воли на протяжении веков сводится к ее отождествлению с одним из видов материи. Например, древние материалисты видели волевое начало в огне. Материалисты Нового времени пытались усмотреть волевое начало в электромагнитных явлениях, связанных с работой мозга, химизме крови и т. п. Но эти выводы слабо аргументированы. Поэтому материалистическое объяснение воли как сложного феномена психологии человека является самым уязвимым и слабым.

8 стр., 3741 слов

Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса ...

... деятельности и управлению деятельностью других людей; 3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми. Человек как личность также обладает такими свойствами, которые ... Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента ...

Вопрос 2.История становления юридической психологии.

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790).

В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно — досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX века в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

4 стр., 1623 слов

Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...

... и города как факторов социализации детей и подростков. 59 Практические задание №1 1. Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами воспитания и социальной защиты детей и подростков ... в школе. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ 2. Составить план работы социального педагога на 2 ...

из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность показаний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математическую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна, как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Билет № 12.

Вопрос 1.Психологический и юридический аспекты понятия «социализация личности»

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis — общественный) — это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

Юридический аспект:

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе».

Социализация — это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.

Результатом этого включения является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Правовая социализация — это замена правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.

Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.

Они должны желать делать то, что необходимо для общества.

Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.

Вопрос 2.Общение в профессиональной деятельности юриста: интерактивная сторона. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя — «символический интеракционизм». Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что в ста-новлении этого «Я» решающую роль играет общение. У Мида становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть про-стые реакции на мнения других, а потому, что эти си-туации есть вместе с тем ситуации совместной деятель-ности. В них формируется личность, в них она осозна-ет себя, не просто смотрясь в других, но действуя со-вместно с ними. Для Мида ситуация общения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты. Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.