В социальной психологии взаимодействие понимается как

Модуль 1

Тема 1. Риторика как наука и искусство. Цели и задачи курса риторики. Базовые категории речевого взаимодействия. Виды риторики. Цель, специфика, функции и содержание информационно-речевого воздействия. Выдающиеся ораторы человечества.

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них — Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах).

5 стр., 2339 слов

Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...

... характер речи — все это существенные признаки тек- стов, предназначенных для социального убеждения. Приведенный пример социально-политического красноречия позволяет увидеть связь языковых средств и речевых приемов, ... общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.); 5) программа действия. В риторике значение этого термина складывается с учетом всех отмеченных лексико-семантических вариантов слова, ...

Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [1, с. 46-47].

Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. Все перечисленное особенно важно для специалистов гуманитарного профиля, чьей главной задачей является организация и осуществление эффективного общения между людьми.

Цель данной дисциплины – формирование необходимых профессиональных компетенций, позволяющих организовать коммуникацию на уровне современной культуры и обеспечивающие эффективность информационно-речевого воздействия. Задачи дисциплины: изучить родственные черты и специфику, характерные для коммуникативного воздействия в английской, американской и русской лингвокультурах, ознакомить студентов с терминологической базой и технологической системой операций организации презентаций; научить студентов пользоваться эффективными способами межкультурной коммуникации.

Основным понятием всей дисциплины является взаимодействие. Категория взаимодействие определяется в словарях русского языка как:

6 стр., 2698 слов

Межкультурная коммуникация

... важным уметь определятькуль­турные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации,вызывает у некоторых ... госу­дарственногопедагогического университета им. К.Э. Циолковско­го и преподавателейотделения межкультурной коммуникации Ин­ститутанемецкой и сравнительной этнологии Мюнхенского уни­верситета, которое стало ...

  • взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг с другом, согласованность действий1.
  • взаимная связь двух явлений, где связь, представляет собой отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-либо2.

С точки зрения психологии, взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность или связь3.

В социальной психологии взаимодействие понимается как

  • непосредственная организация людьми совместных действий, позволяющих группе сформировать общую для её членов деятельность;
  • постоянное, систематическое осуществление действий, целью которых является вызов соответствующей реакции со стороны других людей4.

Общим во всей пестроте данных определений выступает то, что взаимодействие так или иначе возникает на основе взаимной связи и общности между его участниками, в его основе заложена идея достижения определённой цели. В ходе взаимодействия людей осуществляется обмен идеями, образами, мыслями, воздействие на оценки и мнение другого человека, влияние на его цели и потребности5.

Таким образом, под взаимодействием в данном курсе мы будем понимать совместную деятельность людей, в ходе которой посредством вербальной и невербальной коммуникации осуществляется воздействие субъектов друг на друга с целью обмена мыслями и идеями, а также влияние на мнение, потребности и цели друг друга.

Речевое взаимодействие может быть представлено следующей моделью коммуникации, разработанной американским исследователем политики и пропаганды Гарольдом Д. Лассвеллом,

ДГруппа 9анная модель может быть принята нами за основу с одним комментарием: производимый эффект речевого воздействия может рассматриваться как реакция слушателя и его воздействие на говорящего, что в свою очередь является показателем взаимного воздействия говорящего и слушающего субъектов. Отсюда модель информационно-речевого взаимодействия может быть представлена следующим образом

С этих позиций, риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (Авеличев).

Риторика подразделяется на две ветви: гомилетику и ораторику.

Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации.

Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (ср., например, судебную речь).

3 стр., 1345 слов

Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности

... психологических словарей воздействие обозначается, как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. ... юристами в законотворческой и правопри-менительной деятельности, являются одновременно и словами обыденного языка, ... Поэтому, чтобы психическому воздействию стать психологическим, оно должно быть целенаправленным. Речь может идти, конечно же, ...

Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т.д.

Составляющие ораторской деятельности, по мнению классических авторов, — это этос, логос и пафос оратора.

Этос — это нравственная (этическая) основа речи. Оратор вольно или невольно проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие.

Логос — это идея, содержательная (логическая) сторона речи. Оратор обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически.

Пафос — это средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи).

Речь оратора непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям выступающего.

Обобщая все подходы к составляющим ораторской деятельности и учитывая практико-ориентированную направленность данного курса, мы можем дать следующее определение:

Ораторская деятельность – это завершенное развернутое выступление перед аудиторией слушателей на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании6.

Тремя составляющими информационно-речевого воздействия являются

  • организация деятельности оратора;
  • содержательное конструирование речи;
  • этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.

Ключевые термины

Взаимодействие

Гомилетика

Модель информационно-речевого взаимодействия

Оратор

Ораторика

Ораторская деятельность

Риторика

Практические задания

  1. Каковы предпосылки зарождения риторики? В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства?
  2. Назовите известных вам теоретиков красноречия. Подготовьте презентацию (3 мин.) об одном из всемирно известных ораторов (Платон, Аристотель, Сократ, Эразм Роттердамский, Джон Милтон, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль, Анато́лий Фёдорович Ко́ни и др.).
  3. Сопоставьте понятия риторики в узком и широком смыслах, выявите общее и различия.
  4. Прочитайте отрывок из рекомендаций Д.Карнеги по поводу предмета речи оратора. К какому из определений риторики (наука или искусство) он может быть иллюстрацией? Аргументируйте свой вывод.
  5. Прочитайте статью из энциклопедии Британика и сопоставьте описание риторики западной научной школой с тем, как это делает российская наука. Выявите общее и различия.

Рекомендуемая литература

Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.

3 стр., 1194 слов

Тема 1. Наука как вид деятельности. Классификации наук

... Современная наука солидаризируется с мнением, что разные виды деятельности предполагают разную ... науки. Как было показано существуют и иные основания деления наук.   Литература Философия: Энциклопедический словарь. ... степень активности отделов мозга и полушарий. Считается, что ученые, прежде всего, люди с доминантным левым полушарием, где имеются центры речи ...

Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 2004.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 2001.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т. 1. М, 2002.

Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 2000.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.

3Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1990.

2 Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981

3 Краткий психологический словарь-хрестоматия — М., 1074

4 Крысько В.Г. Социальная психология – М., 2001. — С. 41

5 Там же. – С. 43

6Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 2000 – С.124.