Социальный проект «Береги себя»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

Факультет социальной работы педагогики и психологии

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

Выполнили:

Студентки 4 курса

отделения дневного обучения

«Педагогика и психология»

Семененко Яна, Рыжкова Ирина, Якушина Мария, Сироткина Марина, Стрюк Виктория, Пигалицына Ксения

Вологда

2011

Содержание:

  1. Постановка проблемы………………………………………………….
  2. Описание проекта……………………………………………………….
  3. Критерии эффективности………………………………………………..
  4. Список литературы……….……………………………………………

  1. Постановка проблемы

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в обществе является проблема раннего вступления подростков в половые связи.

Подростковый возраст один из важных этапов в развитии личности, связанный с одной стороны с физиологическими изменениями, а с другой – с психологическими.

Физиологические изменения включают в себя:

  • Половое созревание (происходит бурный рост тела, возникает подростковая диспропорция – темп развития отдельных органов не совпадает; подростковая дисморфофобия – страх перед нарушенной формой; появляются вторичные половые признаки);
  • Происходят изменения в эндокринной системе (выброс гормонов в 3-4 раза больше чем у взрослых, отсюда эмоциональная нестабильность, конфликты, ранняя беременность);
  • Изменения в сердечно-сосудистой и нервной системах.

Психологические изменения включают в себя:

  • Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
  • Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.

Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

6 стр., 2883 слов

Организация социальной работы с семьями безработных

... правовые, социально-экономические, психологические. Во второй главе рассмотрены аспекты социальной работы по решению проблем занятости инвалидов, молодежи и женщин. В третьей главе разработаны ... рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, ...

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность — склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

  • Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. Особенности личности подростков
  • Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
  • Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»).
  • Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
  • Заметное развитие волевых качеств.
  • Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Несмотря на положительные изменения, происходящие с подростком, данный возраст считается трудным. Именно в этом возрасте, в связи с различными новообразованиями, старшеклассники подвержены различным формам девиантного поведения: агрессивное и аутоагрессивное поведение, криминальное, аддиктивное и др. Кроме того, в этом возрасте наблюдаются такие явления как: раннее вступление в половую жизнь, следствием которого зачастую являются ранняя беременность, аборты, СПИД и ВИЧ и др.

Следует отметить, что данные проблемы понимаются и активно обсуждаются как на уровне государства, так и на уровне школ, по этим сферам происходят профилактические работы, не смотря на то, что именно раннее вступление в половую жизнь является главной причиной ранней беременности, абортов и ЗПП, а не наоборот. И чтобы снизить показатели данных явлений нужно вначале решить проблему полового воспитания подростков. Зачастую беседы, касающиеся подобного рода тем, либо вообще не проводятся в школах, считая, что это неуместно и неэтично, либо проводятся людьми с авторитарными методами работы, т.е. они прибегают к манипуляциям, ложным убеждениям, психологическому давлению, а подростки претендуют на равенство позиций, на открытое и гуманное общение. Поэтому информация, полученная от таких людей, либо не воспринимается подростками, либо они воспринимают ее как «вызов» и делают все наоборот.

10 стр., 4870 слов

Общая характеристика особенностей общения подростков

... возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и познавательной потребности, и некоторых других. Общение пронизывает всю жизнь подростков, ...

Следует отметить, что в последнее время наблюдается резкое увеличение добрачных половых связей, особенно в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют различные статистические данные.

Американские учёные из Университета Айовы проанализировали данные около 4 тысяч анкет, заполненных женщинами-добровольцами, которым было предложено ответить на вопросы о браке, семье и сексе.

Одним из ключевых факторов исследования являлся возраст, в котором респонденки впервые вступили в половой контакт. Результаты показали, что возраст девушек, начавших заниматься сексом в подростковом возрасте — с 13 до 16 лет.

В настоящее время возраст начала половой жизни существенно снизился. К 15 годам начинают половую жизнь 26% юношей и девушек, к 19 годам — 79% девушек, 85% юношей. Девушки чаще вступают в половые контакты и имеют больше половых партнеров.

Добрачная половая связь возникает чаще всего под влиянием кратковременного чувственного порыва, когда вступающие в нее не понимают, недооценивают истинного значения любви, вмещающей не только сексуальное, но и более высокое, духовное начало.

Любовь — это огромное по своей значимости и ответственности чувство, на основе которого создается семья, ячейка общества, и продолжается человеческий род. Ранняя половая жизнь без глубокой, проверенной временем дружбы, без духовной близости молодых людей оскверняет высокое чувство любви.

Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам:

  • скука,
  • алкогольное опьянение,
  • материальная выгода,
  • желание привлечь к себе внимание и удержать партнера,
  • для самоутверждения,
  • как средство доказать свою взрослость,
  • насилие.

Чаще всего эти половые связи приводят к таким последствиям:

  • ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
  • браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, — слабыми;
  • при случайных половых связях создаются условия для заражения венерическими болезнями, наносящими огромный вред, в особенности женщине. Они вызывают тяжелые воспаления половых органов, нарушения их функций, иногда образуются воспалительные опухоли, требующие оперативного вмешательства;
  • гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
  • трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
  • ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.
  • увлечение половыми связями тормозит стремление к самосовершенствованию, преждевременно останавливает интеллектуальное развитие. Заманчивые планы на будущее остаются нереализованными, жизненные идеалы становятся несбыточными или в лучшем случае ограниченными. Молодые люди, как правило, не могут получить необходимое образование и занять то место в обществе, на какое они рассчитывали.

Таким образом, чтобы предотвратить такое негативное явление как раннее вступление подростков в половую жизнь необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков.

Описание проекта

    1.Название проекта:

    Социальный проект «Береги себя»

    2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, целевая группа, учредители)

    Миссия: формирование половой культуры общества.

    Цели:

    — популяризация здорового образа жизни;

    — повышенный уровень осведомленности старшеклассников о вреде вступления в ранние половые связи;

    — повышенный уровень осведомленности о ранней беременности у несовершеннолетних;

    — развитие коммуникативных и профессиональных навыков у студентов-волонтеров.

    Задачи:

     реализовать информационную кампанию проекта;

     организовать обучение студентов волонтеров по темам: «Воспитательная работа со старшеклассниками», «Здоровый образ жизни», «Половая культура и половое воспитание», «Ранние половые связи»;

     провести занятия со школьниками.

    Целевая аудитория:

     обучающиеся 8-11 класса

    4. Сроки реализации и продолжительность проекта

    Продолжительность проекта – 4 месяца. Январь 2012 – Апрель 2012

    5. Календарный план действий по проекту (мероприятия по проекту)

    Этап

    Описание

    Сроки

    Ответственное лицо

    Организационный

    Написание образовательной программы для волонтеров, привлечение специалистов по темам образовательной программы для консультаций. Подготовка организационных документов: положения для школ, информационные письма для ВУЗов.

    Январь 2012

    Пигалицына К.

    Стрюк В.

    Рыжкова И.

    Первичная работа с волонтерами

    Рассылка информационных писем в ВУЗы. Сбор заявок от волонтеров. Составление плана занятий.

    Январь — Февраль 2012

    Якушина М.

    Семененко Я.

    Сироткина М.

    Обучение волонтеров

    Проведение обучающих тренингов привлеченными специалистами и педагогами.

    Февраль 2012

    Стрюк В.

    Пигалицына К.

    Рыжкова И.

    Семененко Я.

    Якушина М.

    Сироткина М.

    Информационная кампания.

    Написание информационных материалов, пресс-релизов, рассылка положений в школы. Освещение проекта в СМИ, Интернете.

    Февраль 2012

    Семененко Я.

    Этап составления графика занятий

    Сбор заявок на участие от школ города. Согласование времени занятий с администрацией школ.

    Февраль 2012

    Стрюк В.

    Этап материально-технической подготовки.

    Заключение соглашений на поставку канцтоваров, необходимых для проведения занятий, печатной продукции и раздаточных материалов. Согласование требований к мультимедиа оборудованию с администрацией школ.

    Февраль-Март 2012

    Рыжкова И.

    Проведение занятий со школьниками.

    Проведение занятий в школах, каждое из которых содержит вводное анкетирование и сбор обратной связи.

    Март-Апрель 2012

    Стрюк В.

    Пигалицына К.

    Рыжкова И.

    Семененко Я.

    Якушина М.

    Сироткина М.

    Подведение итогов.

    Внутренний анализ работы, написание

    отчетной документации. Анализ обратной связи. Составление планов развития проекта.

    Апрель 2012

    Сироткина М.

    Стрюк В.

    Рыжкова И.

    Семененко Я.

    Якушина М.

    Пигалицына К.

    6. Ожидаемые результаты

    У школьников и студентов-волонтеров повышенный уровень осведомленности о половой культуре и половом воспитании.

     Расширен кругозор школьников и студентов-волонтеров о здоровом образе жизни.

     Изменено отношение школьников к вопросу раннего вступления в половые связи.

    • У школьников есть информация о центрах помощи в сложной ситуации.

     Работа проблеме раннего вступления в половые связи и ранней беременности станет систематической.

    • Студенты получат опыт воспитательной деятельности и общения с детьми.

    7. Концепция развития проекта

    Основные цели проекта объективно не могут быть достигнуты в полной мере через разовое проведение всех мероприятий. Предполагается, что занятия со школьниками будут проводиться регулярно и будут включены в программу воспитательной и социальной работы школ.

    8. Смета расходов по проекту

    Статьи расходов

    Расчет

    Общая сумма расходов

    Собственные средства

    Запрашиваемые средства

    Печатная и раздаточная продукция

    Информационные листовки для участников:

    3р.*300=900р

    Благодарственные письма

    27р/шт*40=1080р

    1980

    1980

    Организационные расходы (телефонные переговоры, медикаменты, и прочее)

    1500

    1500

    Итого

    3480

    3480

    Критерии эффективности реализации мероприятий:

      1. Количественные:

      Сравнительный анализ статистических данных по показателям:

      — количество вступающих в половую жизнь в подростковом возрасте;

      — количество абортов в подростковом возрасте;

      — количество несовершеннолетних матерей;

      — кол-во отказных детей;

      — кол-во ИППП среди подростков.

      Методы диагностики эффективности:

      — анкетирование;

      — опрос;

      — наблюдение;

      — анализ статистических данных;

      — интервью.

      1. Качественные:

      — Развитие у подростков бережного отношения к отношениям и ответственности за свои действия.

      — Сформированность у подростков представлений о последствиях вступления в раннюю половую жизнь.

      Список литературы:

      1. Анчаров М. Отношение подростков к вопросу половой жизни /М. Анчаров // Вопросы психологии. — 1990. — №9. – с. 35-49.
      2. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России /С. И. Голод. — СПб, 1996. – 87 с.
      3. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту /И. В. Дубровина. – М., 1987. — 190 с.
      4. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1980.-192 с
      5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л. Ф. Обухова. – М., 1995.
      6. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Аккад. Пед. Наук СССР.-М.:Педагогика, 1987.-240 с.: ил.

      13