Гражданские правоотношения

Содержание: Введение… ……стр.1. Понятие субъекта гражданских правоотношений… стр.2. Граждане как субъекты гражданского права………….стр.3. Граждане как субъекты административного права….стр.17 Заключение… стр.24 Список использованной литературы… ……стр.25 Введение Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, возвращение к современной цивилизации, достижение в нём гражданского мира, согласия, общественного спокойствия люди всё чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.

Система Российского (и не только Российского) права состоит из двух частей: — публичного права; — частного права. К публичному праву относится такие отрасли права, как конституционное, финансовое (налоги), уголовное, административное, судебное.Данными отраслями права регулируются отношения между государственными органами, отношения государства и его органов с гражданами.

Здесь государство выступает как власть, которой подчиняются граждане, и с ней они должны считаться. Эти отношения строятся как бы «по вертикали». И в них государство защищает свои интересы. Гражданское, а также трудовое и семейное право относятся к сфере частного права.В ней действуют отдельные лица, которые защищают свои личные выгоды и интересы. Отношения между частными лицами складываются «по горизонтали», и каждый участник выражает свою автономную волю, и, следовательно, само отношение может возникнуть лишь по его доброй воле. Государство и его органы тоже действуют в сфере частного права, но здесь они не властвуют, а выступают в качестве частных лиц: например, при закупках сельхозпродукции у крестьян государство (его орган) выступает как обыкновенный покупатель, а крестьянин как продавец, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В сфере частных отношений государство – не власть, а партнер, контрагент.

Частная жизнь человека богата и разнообразна.Каждый из нас в этой сфере играет многочисленные роли: отца (матери), сына (дочери), мужа (жены), работника или предпринимателя, владельца имущества или его приобретателя, автора или читателя.

В этом примерном и далеко не полном перечне социальных ролей нетрудно увидеть, что отношения супругов, родителей и детей регулируются семейным правом, а отношения работника с работодателем (предпринимателем) – трудовым. Все остальные отношения частных лиц регулируются нормами гражданского права.Прежде всего, это относится к имущественным отношениям, которые связаны с принадлежностью имущества тому или иному лицу или возникают при обмене имуществом, предоставлении таких благ, ценность которых можно измерить деньгами.

9 стр., 4336 слов

3. Этика партнёрских отношений в сфере индустрии туризма

... и межличностные отношения – это единое целое, и межличностные отношения существует внутри первых, общественных. В процессе профессиональной деятельности в туризме общение работников этой сферы обычно происходит ... выросло число женщин, занимающих руководящие посты. И конечно при соблюдении равных прав, как мужчин, так и женщин, необходимо осознавать этические особенности, обусловленные гендерными ...

Гражданское право не ограничивается регулированием и защитой имущественных интересов, а защищает неотчуждаемые права и свободы личности и другие неимущественные, нематериальные блага.К ним относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места жительства и пребывания, право на имя, авторство и др. Понятие неотчуждаемых прав появилось в гражданском законода-тельстве Российской Федерации впервые.

Гражданин обладает такими правами с момента рождения и в силу того, что он – человек.Он не может быть ни лишён этих прав, ни ограничен в них. К ним относятся, например, право на имя, честь, достоинство.

Эти права, как и другие неимуществен-ные права, защищаются особыми гражданско-правовыми методами. Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность нормативных актов, регулирующих определённый образ общественных отношений. Субъекты права – это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. граждане, общественные образования, которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях.Субъективное право – принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством Основным средством обеспечения государством субъектного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Юридическая обязанность – предписанная субъекту мера должного поведения. Субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной зависимости, обусловлены друг другом.Иными словами, между их носите-лями, субъектами, возникает связь, которая называется — правоотноше-нием связь через права и обязанности, принадлежащие данным лицам.

Правоотношение — сложное, многоэлементное общественное отноше-ние. Его элементы: — субъекты; — субъективные права и обязанности; — объект (т.е. тот предмет окружающего мира, материальное или не-материальное благо, по поводу которого сложилось правоотношение).

Гражданское правоотношение – общественное, волевое, урегулиро-ванное нормами гражданского права, отношение, участники которого имеют гражданские права и обязанности.Специфика гражданских правоотношений: участники гражданских правоотношений обособлены друг от друга в имущественном и организационном отношении; участники между собой равны; свойственен широкий круг субъектов; большое разнообразие основания возникновения; изменения и прекращения правоотношений. 1. Понятие субъекта гражданских правоотношений Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень.

Однако для понимания предмета гражданского права и сущности гражданско-правовых отношений необходимо, в первую очередь, определиться с субъектом таких отношений, его особенностями и разновидностями.Ведь без знания спектра гражданских прав и обязанностей, а равно объема правоспособности и дееспособности различных субъектов гражданских правоотношений невозможно точное определение их места и статуса в системе гражданского права.

12 стр., 5727 слов

Субъекты гражданских правоотношений 2

... цеденты и цессионарии и иные лица - обладатели прав и обязанностей. 1.2 Разграничение субъектов гражданского правоотношения и правосубъектность гражданский правоотношение разграничение правосубъектность Четкого разграничение субъектов гражданского права и участников гражданских правоотношений в гражданском законодательстве не проводится. Например, ...

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение уста-навливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определен-ные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами.Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства (так называемые апатриды) – охарактеризованные законом термином «физические лица». Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками.

К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права – государства, национально-государственные и административно-территориальные (муниципальные) образования (п.1 ст.2 ГК).

В гражданских правоотношениях могут участ-вовать не только российские, но и иностранные юридические лица. Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъек-тами гражданского права в любом их сочетании.

Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть: o граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; o российские и иностранные юридические лица; o Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципаль-ные образования.

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей. 2. Граждане как субъекты гражданского права Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность.

Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права. Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.Первая – правоспособность – означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).

Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 18 ГК перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... гражданин обладал только гражданской правоспособностью, т. е. возможностью иметь гражданские права и нести обязанности, а после его покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права ... ущерб. Задача на тему трудовые правоотношения: Член профкома электрик Кириллов на ... или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для ...

Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граж-дане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.

Второе слагаемое правосубъектности – дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность граждан) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

В качестве элемента деликтоспособности Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста.

Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).

В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности.

Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие государственной регистрации и некоторые другие сделки.

11 стр., 5194 слов

Проект мероприятий по совершенствованию предоставления медицинских ...

... - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, ... В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: 1) инвалиды войны; 2) участники ...

С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей, причем согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки.

В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью.

Однако скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда спо-собности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами.

В данном случае может иметь место признание гражданина недееспособным, и ограничение дееспособности такого лица. В случае если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых.

От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (ст.29 ГК).

Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств. Считается, что обладания одной лишь правоспособностью достаточно для признания, скажем, недееспособного ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений.При этом имеется в виду восполнение его недееспособности дееспособно-стью его законных представителей, скажем родителей.

Однако обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта.Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий – юридических фактов. Гражданская правосубъектность – это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, выраженная абстрактно.

11 стр., 5175 слов

Правоспособность и дееспособность граждан 3

... рассуждениях обусловлена попыткой напрямую связать конк­ретные субъективные права, принадлежащие отдельному гражданину, с объемом предусмотренных законом возможностей обладания этими правами. Закон не предусматривает в качестве элемента правоспособ­ности возможность ...

То есть, например, при реализации субъектом такого элемента правосубъектности, как возможность заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта. Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом.

Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утра-чивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение.

Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление. Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах.Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

Невозможно представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в гражданские отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем, имя состоит из фамилии, собственно имени и отчества.Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом), либо вообще не пользоваться именем.

Так, например, при опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным оригинальным именем, так и используя псевдоним или анонимно (п.1 ст.15 Закона РФ «Об авторском праве…»).

Также, в соответствии с законом, гражданин имеет право переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, однако, на такое лицо, в соответствии со ст.19 ГК, возлагается обязанность сообщить об изменении своего имени его кредиторам и должникам.

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества.Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко.

Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты.Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания.

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... по социальному страхованию. В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование ...

Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Также положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния.Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие).

Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов.

В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе – органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе).

На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ – свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни.

Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.Как уже отмечалось, регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях.

Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата.В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия.

С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствую-щим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства, при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения.Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельство-вать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со ст.43 ГК), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам.

12 стр., 5987 слов

Российская Федерация – социальное государство

... ответственности1. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. ... указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных направлений. 1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. ...

Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом.

Например, с таким лицом может быть, в упрощенной форме, расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствую-щим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (ст.44 ГК).

Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим.

Это не означает, что объявлению гражда-нина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно от-сутствующим. Основания этих действий во многом совпадают. Однако, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для объявления его умершим составляет 5 лет, имеются и некоторые особенные случаи.Например, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (как частные случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.), то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать с теми, которые имеют место при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер.

При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, все же не исключена вероятность того, что такой гражданин жив. В случае явки такого гражданина решение суда под-лежит отмене.

Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Например, если его супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть вос-становлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай яв-ки гражданина, объявленного умершим.Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что: а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно.

Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина.Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. 4. Граждане как субъекты административного права Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

12 стр., 5978 слов

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

... 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления ... млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, ...

Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения.Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, а так же международными правовыми актами, в частности, Всеобщей декла-рацией прав человека. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных актах.Содержание административно-правового статуса человека и гражда-нина составляют: • комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами администра-тивного права; • гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного само-управления; Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса.

Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации.Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др. В формировании и реализации составляющих административно-правовой статус граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления.

В пределах предоставленной компетенции они: o издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение); o организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отноше-ние к административно-правовому положению граждан; o помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты); o осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в статье 19 «гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад-лежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Этой же статьёй «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права, нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом.Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.) Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств.

Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий людей.Деление прав и обязанностей граждан опирается, прежде всего, на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.

Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы: o статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны; o адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализо-вываться. Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени.В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации: Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.Статья 27 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикети-рование.

Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государ-ственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в от-правлении правосудия. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот-ветствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов оружия.

Оно реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 «Об оружии» и контро-лируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, орга-нов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Заключение В данной работе была предпринята попытка выделить основные особенности физических лиц как субъектов гражданских правоотношений и административного права.

В настоящее время наша страна идет к построению правового государства, хотя эти шаги не легки и порой ошибочны. Отношения, которые складываются между людьми в нашем обществе, не всегда основываются на действующем законодательстве Российской Федерации. Правовые знания становятся насущной необходимостью.Основы гражданского права надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы, отстаивать их. Много разногласий возникает из-за незнания прав и обязанностей.

Любой самый простой вопрос вызывает у нас сомнения: так я делаю или не так, а может лучше сделать по- другому? А, зная правовые основы, мож-но было бы избежать значительного количества споров. Тема субъектов гражданских правоотношений является одной из основных, т.к. субъекты — это участники всех правоотношений.А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников.

Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 3. Алёхин А.П Кармолицкий А.А Козлов Ю.М. «Административное право Российской Федарации».