Вопрос 1. История и предпосылки становления психодиагностики как отрасли психологической науки

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуальнопсихологических особенностей личности.

Психодиагностика представляет собой область психологической науки, разрабатывающую методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Таким образом, в узком смысле слова психодиагностика изучает индивидуальные особенности человека или группы людей, исходя из знания закономерностей психического развития и формирова­ния личности. Если же ориентироваться на специфику онтогенеза, то надо гово­рить о широком определении предмета психодиагностики, в соответствии с ко­торым она должна заниматься выявлением психологических условий, благопри­ятных для оптимального развития.

Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных пси­хологических различий, были известны более 4 тыс. лет назад. История древ­нейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Вместе с тем в течение длительного — даже в историческом плане — периода времени эти попытки изме­рить психическое носили чисто эмпирический характер, так как психологиче­ские проблемы не были выделены в самостоятельную область знания и, соот­ветственно, отсутствовали методы, которые позволили бы проводить системати­зированные психологические исследования и создавать на их основе теоретиче­ские модели психического развития, без которых невозможно дать адекватную оценку личности.

В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает попу­лярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность коли­чественного выражения индивидуальных различий. Термин «психодиагностика» появился в начале 20-х гг. XX в., после публикации в 1921г. работы Г. Роршаха, разработка же этой проблемы началась почти на пятьдесят лет раньше. Значи­тельный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттэлла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и др.

Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психоди­агностики стало возможным лишь после появления в психологии ряда необхо­димых предпосылок:

1) В качестве первой из них можно назвать экспериментальную психоло­гию, возникновение которой связано с именем Г. Фехнера. Он впервые обосно­вал психофизический метод исследования. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Фехнер использо­вал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый ко­личественный закон в психологии.

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими ...

... средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности [16]. Индивидуальный стиль педагогической деятельности может быть определен как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в ... По его мнению, стиль личности проявляется в рамках деятельности, которую Олпорт понимает не как психологическую структуру, а как область знаний человека, в частности ...

Взяв за основу простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и в начале XX столетия она стала ведущим на­правлением эмпирического психологического исследования.

Первоначально экспериментальная психология занималась изучением са­мых элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влия­нием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих зако­номерностей, которые психологи пытались представить в виде математических моделей. Так, например, в лаборатории В. Вундта было замечено, что время ме­жду восприятием прохождения звезды через заданную точку в оптическом при­боре и простой моторной реакцией (испытуемому, заметившему прохождение звезды, надо было нажать на ключ, чтобы зафиксировать тем самым время ее прохождения) у разных наблюдателей значительно варьирует. Эти исследования привели к введению «личных уравнений» как примеров индивидуальных разли­чий.

Вместе с тем известно мнение Вундта о том, что высшие психические функции, которые составляют сущность личности, недоступны эксперимен­тальному исследованию. Однако позднее ученики Вундта стали заниматься практическими проблемами. Это в значительной мере определило развитие пси­ходиагностических методов исследования личности и в рамках эксперименталь­ной психологии.

  1. Второй предпосылкой выступила дифференциальная психология, т.е. область психологии, которая изучает индивидуальные различия. Эта частная область психологии является не психологией индивидуальности в собственном смысле, а, как говорил В. Штерн, «наукой о существенных различиях в психи­ческих функциях и свойствах».

Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему «Индивидуальная психология», в котором в противоположность господствовавшему мнению (в т.ч. мнению В. Вундта) признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследо­вание высших психических функций, таких, как память, мышление, представле­ние и т. д.

Начавшись с работы В. Штерна «О психологии индивидуальных разли­чий» (1900) и с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон), с пер­вых тестов интеллекта, дифференциальная психология под непосредственным воздействием общественной практики делает попытки измерить другие индиви­дуально-психологические особенности. Речь шла не об исследованиях индиви­дов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуаль­ных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т.д. различия ин­дивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Дифференциальная психология открыла новую предметную область пси­хологии — индивидуальное и исследовала его вариабельность в разных популя­циях и между разными популяциями.

В методологическом плане дифференциальная психология, как и экспе­риментальная, изучала не особенности конкретной личности, а ее отдельные свойства, взятые изолированно.

  1. В развитие психодиагностики свой вклад внесла прикладная пси­хология, которая также связана с именем В. Штерна. Он проводил в прикладной психологии различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника).

    11 стр., 5324 слов

    Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

    ... в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек ... стоит выделить в педагогической психологии три класса методов: 1. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 2. Теоретические, когда субъект ...

    К заслугам В. Штерна в этой области можно отнести не только сделанное им указание на специфичность ди­агностических проблем в области психологии, но и то, что им был сформулиро­ван принцип единства диагностики и развития личности. Позднее этот принцип был признан Л.С. Выготским и другими исследователями как необходимая ме­тодологическая основа психодиагностической практики.

4) Тестология как еще одна предпосылка возникновения психодиагности­ки имела, возможно, наиболее существенное влияние на процесс оформления психодиагностики в самостоятельную область психологических знаний в связи с тем, что в тестологии были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени.

Основателем тестовой диагностики считается известный американский психолог Дж. М. Кеттэлл, поскольку его статья «Умственные тесты и измере­ния» (1890) оказала решающее влияние на разработку точных методов диагно­стики. Кеттэлл, который ввел также и сам термин «тест», ставил перед собой за­дачу изучения целостной личности. Однако в основе проводимых им и его уче­никами исследований лежало упрощенное представление о психике человека. По этой причине отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что лишало возможности говорить об индивидуальном своеобразии личности в целом или какой-либо ее сущест­венной стороны. С Кеттэлла началась традиция исследования интеллекта посту­пающих в учебные заведения (1896), которая сохраняется до сих пор в амери­канских университетах.

Таким образом, накопление знаний, развитие теории и методов под влия­нием потребностей практики — в совокупности все эти факторы обусловили вы­деление психодиагностики в самостоятельную отрасль психологического зна­ния. Одной из основных предпосылок возникновения психодиагностики являет­ся переход от исследования индивидуальных различий к исследованию индиви­дуальностей. Недостаточно четкое разграничение, в частности, дифференциаль­ной психологии и психодиагностики и сегодня приводит к смешению исследо­вательских методов и психодиагностических методик. При этом часто индивид заменяется группой (коллективом) и диагностируются различия не между инди­видами, а между группами. Принимая во внимание тесные связи между психо­диагностикой и дифференциальной психологией, применение дифференциаль­но-диагностических методов в психодиагностике, современные тенденции раз­вития психодиагностики предполагают стремление к разработке таких методов измерения, при которых характеристика человека, отдельных его сторон и свойств не зависела бы от того, в какой мере эти свойства развиты у других лю­дей.

Вопрос 1. История развития психологической диагностики за рубежом

Предыстория психодиагностики исчисляется многими веками. Первые “тесты”, предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более 4000 лет назад. История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий спектр “проявлений личности” — от умения писать до поведения в быту. Уже Платон хорошо понимал значение природных задатков, делающих людей не только отличающимися друг от друга, но влияющих и на их способности к тому или иному делу.

18 стр., 8577 слов

Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных ...

... тему нашей работы: «Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных и нетревожных студентов». Объект нашего исследования: особенности самоотношения. Предмет: выявление достоверности различий уровней самоотношения у тревожных ... бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями «личность», «сознание», «самосознание», во-вторых []. В то же время ...

В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению П. д., оформление которой в качестве самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. нашего столетия. Значительный вклад в становление П. д. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г, Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотр., других пионеров измерения индивидуальных различий. Начавшись с попыток “охватить числом операции ума” (Ф. Гальтон, 1879), с первых тестов интеллекта. П. д. под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических особенностей. Уже в 20-е гг. появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые позднее будут названы проективными методиками и опросниками. Однако этот период знаменуется и образованием постепенно углубляющегося в П. д, разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измерение которых направлена П. д., от ее методического оснащения сохраняется и сегодня. Развитие П. д. с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и, прежде всего, корреляционного анализа и факторного анализа. С помощью психометрии и психометрии дифференциальной П. д. обосновывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий.

В 40-50-е гг. в мировой П. д. сформировались основные диагностические подходы была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (Векслера интеллекта измерения шкалы, Роршаха тест, Тематической апперцепции тест. “Шестнадцать личностных факторов” опросник).

В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на неуклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений. Период временного “затишья” в П. д. прекращается в 60-е гг. обращением исследователей к анализу ситуаций. в которых осуществляется поведение.

Стимулом послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально психологическими различиями, на которые прежде всего нацелена П. д. . а ситуационными (В. Мишель, 1968 и др.).

Хотя дискуссии продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед П. д. задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.

9 стр., 4165 слов

Исследование личности в социальной психологии

... некоторая другая позиция в споре базировалась на отнюдь не главном объекте исследования для социальной психологии - личности, поэтому сам "замысел" осуществления этой особой отрасли психологического знания в том, ... условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Однако все психологи согласны с утверждением, что личностью не рождаются, а становятся и для ...

Вопрос 2. Становление психодиагностики в России

Для русской психологии в последней четверти XIX века было характерно развитие экспериментальных работ по психологической проблематике преиму­щественно в материалистическом плане. В основу этих исследований были по­ложены работы И.М. Сеченова, построившего рефлекторную теорию психиче­ской деятельности, и И.П. Павлова создавшего теорию условных рефлексов и методологию объективного исследования физиологии центральной нервной сис­темы, которая была применена к изучению материальных основ психических явлений.

Большой вклад в развитие объективной психологии внес В.М. Бехтерев, который стремился выявить закономерные связи психической деятельности с мозгом, нервными процессами. Согласно В.М. Бехтереву, объективная психоло­гия должна пользоваться только объективным методом и характеризовать пси­хический процесс только с объективной стороны.

В конце XIX века в России были открыты первые экспериментальные психологические лаборатории (в 1885 г. при клинике душевных болезней Харь­ковского университета, в Петербурге, в Дерпте, в 1895 г. — при психиатрической клинике Московского университета, затем в Новороссийском университете).

Основное внимание уделялось при этом изучению проблемы зависимости пси­хики от мозга и от внешнего мира. Исследовательская деятельность была пре­имущественно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

Первые отечественные работы по психодиагностике появились в начале XX в., когда возникла практическая потребность в знании об индивидуально- психологических особенностях человека. В 1909 г. Г.И. Россолимо (1860 — 1928) выполнил в Московском университете одну из первых в России значительных работ по психологическому тестированию. Цель данного исследования состояла в том, чтобы найти метод количественного определения психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Разработанный Г.И. Россолимо ме­тод «индивидуального психологического профиля» был одной из ранних систем тестов для измерения умственной одаренности, включал в себя показательные для умственного развития тесты и получил широкую известность и в России, и за ее пределами. Этот метод, по мнению П.П. Блонского, в отличие от зарубеж­ных тестов, был направлен на целостную оценку личности и представлял собой синтетический способ выражения ее сильных и слабых сторон. Еще одной отли­чительной чертой профиля была его независимость от возраста испытуемого. С помощью данного метода устанавливалась сила прирожденного ума, который как некоторое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», по­стоянно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий.

Аналогичных взглядов на изучение личности придерживался А.Ф. Лазур- ский (1874 — 1917), который примерно в этот же период развития психодиагно­стики в России создал новое направление дифференциальной психологии — на­учную характерологию. Он считал, что основными методами научного психоло­гического исследования должны стать эксперимент и опыт, основные усилия сосредоточил на создании теории индивидуальных различий и предпринял по­пытку разработать возможно более полную естественную классификацию ха­рактеров. В этой связи А.Ф. Лазурский разработал новый исследовательский ме­тод — естественный эксперимент, который предполагает совмещение преднаме­ренного вмешательства экспериментатора в изучение психики и поведения че­ловека с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта, что позволя­ет исследовать не отдельные психические процессы, а психические функции и личность в целом.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Положение А.Ф. Лазурского о теснейшей связи свойств характера с нерв­ными процессами было существенным шагом вперед в данном направлении по сравнению с френологией, поскольку в исследованиях А.Ф. Лазурского была сделана прогрессивная попытка объяснить свойства личности нейродинамикой корковых процессов, а не локализовать способности в виде внешне выраженного развития обособленных участков больших полушарий.

Основное внимание в исследованиях А.Ф. Лазурского уделялось качест­венному описанию психических процессов и личности.

Благодаря развитию дифференциально-психологических исследований стали возможными связи психологии с практикой в области медицины, педаго­гики, педологии. При этом подавляющее большинство методик тестирования было заимствовано в западной психодиагностике и в процессе их использования не наблюдалось существенных отличий от принятой на Западе процедуры про­ведения, обработки и интерпретации тестов. Большим недостатком этого про­цесса стало то, что работы по тестированию детей в основном заменили поиск теоретических установок (концептуальных конструктов) совершенствованием техники эксперимента и математического анализа (статистической обработки).

Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тес- тологи лишь тщательно обрабатывали приемы формализации и обработки ре­зультатов.

В связи с этим можно считать достаточно прогрессивным и конструктив­ным вклад М.Ю. Сыркина, опубликовавшего в 20 — 30-х гг. работы, посвящен­ные изучению проблемы сопряженности показателей тестов одаренности и при­знаков социального положения (факт, установленный еще в тестах Бине).

Ши­рокое распространение тестологии делало все более острой и значимой эту про­блему — связь между особенностями речевого развития и результатами тестиро­вания, т.е. социальный аспект существования интеллектуальных различий меж­ду слоями и классами общества. М.Ю. Сыркин первым в отечественных иссле­дованиях по психологическому тестированию показал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оцен­ками и социальными признаками испытуемых существует линейная форма свя­зи, в некоторых случаях весьма тесная, к тому же обладающая высокой времен­ной стабильностью. А это означает, что указанные социальные признаки прак­тически напрямую предопределяют различия в тестовых результатах, получен­ных при обследовании представителей различных социальных слоев населения. Отсюда вытекает, что данные тестирования малоинформативны, особенно когда речь идет о высших психических функциях, развитие которых обусловлено в большей степени особенностями средовых влияний, и о диагностике потенци­альных возможностей испытуемых.

20 стр., 9898 слов

Исследование социально–психологических характеристик личности ...

... технологий в психодиагностике личности студентов. Задачи исследования: проанализировать литературу по данной теме; подбор методик исследования; проведение диагностики; обработка и анализ полученных результатов; Глава 1. Социально – психологические характеристики личности 1.1.Личность, ...

В целом, в развитии психодиагностики до настоящего времени в нашей стране можно выделить два основных периода. Первый следует отнести к нача­лу 20-х — середине 30-х гг. XX в. Это годы массового применения тестов в на­родном образовании, профотборе и профориентации.

К 1927 — 1928 г. как особая отрасль отечественной психологии организа­ционно оформилась психотехника. В рамках этой отрасли психологии и психо­логии труда в 20-е г. XX в. интенсивно развивалась психодиагностика, результа­ты которой нашли широкое применение в ряде направлений народного хозяйст­ва, прежде всего в промышленности и транспорте, в системе профессионального обучения. Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофи­зиологии, издавался журнал «Советская психотехника», проводились психотех­нические конференции и съезды. Основное внимание психотехников было со­средоточено на проблемах поиска рациональных методов профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений. Вместе с тем психотехника подвергалась критике за фор­мальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Этот период характеризуется широким заимствованием зарубежных тес­тов. Основным минусом самостоятельно создававшихся в нашей стране в это время методов была недостаточность их теоретического и экспериментального обоснования. Кроме того, на практике результаты тестовых исследований не­редко абсолютизировались, рассматривались в качестве решающих при оценке личности, что нередко приводило к негативным последствиям для судеб взрос­лых и детей.

В это же время в области психодиагностики плодотворно работали М.С. Бернштейн, М.Я. Басов, П.П. Блонский, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, Г.И. Россолимо и др. Идеи крупнейшего советского психолога Л.С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные им в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936), сохраняют свое значение и в настоящее время.

Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) был наложен запрет на применение «бессмысленных» тестов. По существу, данным постановлением почти на 40 лет были прекращены все психодиагностические исследования. Однако в этом периоде продолжались интенсивные психологические исследования, в том числе в области проблем психического развития, активно формировались теоретические представления о закономерностях этого процесса (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).

В конце 60-х г. XX века начинается второй период развития отечественной психодиагностики. В центре внимания при этом оказались проблемы места пси­ходиагностики в системе психологического знания, принципы и методы, отно­шение к зарубежному опыту и т.д. Одной из первостепенных задач остается преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими тео­риями личности и реальностью ее исследования.

Вопрос 3. Предмет и задачи научной и практической диагностики

Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... лраксиса) при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм ... безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной ...

Основная задача психодиагностики

Согласно определению Ю.М.Забродина, предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач: научно-исследовательские; научно-практические.

1. Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

• методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода:

• теоретические, включающие разработку теории и построение указанных выше трех групп моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т.п.

• экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и

механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

2. Практические задачи включают классы задач:

• информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.

• технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностического метода;

• интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;

• корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.

• в этом контексте самостоятельным основанием традиционное выделение психодиагностических задач в узком (прагматическом) смысле, которое задает различия по целям и практическим задачам деятельности психодиагноста и определяет весь комплекс (план) его профессиональной деятельности, Частными примерами здесь являются задачи:

• профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и личностною выбора.

• профессионального отбора и распределения, профессиональной адаптации и рекреации, профподготовки, управления состоянием, управления развитием и др.

• психологического консультирования и помощи в решении социальных и личностных проблем

Основные задачи психодиагностики, как науки состоят в: построение научно-обоснованных данных и достоверных заключений о специфических закономерностях психической регуляции деятельности и поведения как личности в целом (разработка общей генерализованной модели личности и ее модификаций), так и конкретного обследуемого субъекта с последующим выводом о вероятных параметрах деят-ти и о состоянии субъекта в реальных условиях его жизни.

Вопрос 4. Виды психодиагностики: общая и специальная, их характеристики

Вопрос 5 Понятие нормы в психодиагностике, виды норм: статистическая, социокультурная

Диагностические нормы — это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств.Психодиагностические нормы позволяют выносить диагнотические заключения (относить испытуемого к определенной диагностической категории), что не возможно сделать просто на основании подсчета сырого тестового балла по ключам. Нормативные границы разделяют весь диапазон тестовых баллов на интервалы, соответствующие определенным уровням выраженности измеряемого признака.

3 стр., 1023 слов

Психологический диагноз

... личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования. 2. Уровни установления психологического диагноза В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза: ...

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла».

В простейшем случае в качестве нормы устанавливаются границы так называемого «центрального интервала» для наиболее часто встречающихся баллов – от «среднее минус стандартное отклонение» до «среднее плюс стандартное отклонение». Но в общем случае психодиагностические статистические нормы – это любые пороговые значения для тестовых баллов, основанные на процентильных баллах, то есть процентах от протестированной выборки испытуемых.

В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — для оценки способностей и достижений (знаний и умений).

Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется «акцентуированной». Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления Социокультурная норма — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

Кроме того следует выделять еще 2 типа норм. Это, во-первых, то, что можно условно назвать «абсолютными тестовыми нормами» — в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама шкала сырых баллов, во-вторых, «критериальные» тестовые нормы. Применение таких норм можно считать оправданным в двух случаях: 1) когда сама тестовая «сырая» шкала имеет практический смысл (например, студент, изучающий иностранный язык, должен знать как можно больше слов этого языка, и сырой показатель лексического теста имеет практический смысл); 2) когда сырой балл по тесту в результате эмпирических исследований связывается с заданной вероятностью успешности какой-либо практической деятельности (вероятность успеха «критериальной» деятельности, каковой для упомянутого выше примера может быть синхронный перевод монолога в течение 30 минут).

Психодиагностические нормы психометрического теста должные обладать свойством репрезентативности, то есть нормы выработанные на выборочной совокупности должны соответствовать нормам для оценки генеральной совокупности испытуемых.

Вопрос 6. Психодиагностическая ситуация и её виды

Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов. П. с. Описывались и классифицировались многократно.

В русскоязычной психодиагностической литературе известны классификации, предложенные А. Г. Шмелевым и соавт. (1987).

В основе первой классификации лежит критерий использования психодиагностической информации. Выделены 4 основных типа П. с.

1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза или формулировки административного решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз (диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и др.).

2. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (напр. Диагностика причин низкой успеваемости).

3. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым (в целях саморазвития, коррекции и т. п.).

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась разработка теста «добровольности—принудительности» участия в обследовании.

1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2. Участие оплачиваемых обследуемых.

3. Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

4. Использование теста в условиях принудительного административного обследования.

Более эвристичной представляется классификация, разработанная В. Н. Дружининым (1990) в связи с введением понятия валидности экологической.

Он выделяет 4 варианта П. с.

1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

2. Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

3. Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

В соответствии с этими вариантами психодиагностических ситуаций определена их типология.

Тип 1. Ситуация добровольной психологической консультации, напр. По проблемам семьи и брака. Другой вариант ситуаций этого типа — психологическая профессиональная консультация школьников, третий — консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от участия в которых нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.

Вопрос 7.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности. По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза |25]. По содержанию -выбор ограниченного количества из множества гипотез о при­чинах состояния элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или психического состояния. По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами сложная процедура, требующая для своей реализации специальной подготовки психодиагноста [36. С.21]. Сложность ее проявляется в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок [178. С.16] и между которыми существует установленная или меняющаяся в зависимости от конкретных обстоятельств последовательность [182. С.17|.

Этапы психодиагностического процесса

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

— принятие заказа на психодиагностику профессиональных способностей. На данном этапе требуется осознание проблемной ситуации (кого, на какие специальности отбирать, какие требования предъявляются к специалисту (разработаны ли профессиограмма и психограмма специалиста), какого уровня специалисты нужны в организации и др.;

— организация профессионально-психологического изучения персонала. На этом этапе опреде-ляются рабочие места для проведения обследования, состав групп психологов, необходимое оборудование (компьютеры, планы и программы обследования и др.);

— постановка задачи обследования, выбор методик. На данном этапе определяется круг диагностируемых людей на конкретные специальности, определяется пакет психодиагностических программ;

— сбор данных об объекте на феноменологическом уровне. На данном этапе все материалы обследования испытуемого комплексируются в общую базу данных (в терминах современной психологии: профессиональная направленность, черты характера, развитие общих и специальных способностей и др.):

— аналитическая обработка результатов обследования и интерпретация данных; на этом этапе происходит статистическая обработка результатов с применением специальных критериев профессиональной пригодности, определения ее уровней у обследуемых, ранжирование резуль-татов и определение их по степени предпочтения для данной организации;

— выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта. На данном этапе выявляются причины отклонений от установленных требований к психоло-гическим качествам специалистов и пути возможного их устранения (психологическое консуль-тирование, рекомендации по развитию необходимых ПВК, обучение и профессиональная подготовка);

— построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым, психологами и руководителями организации. На данном этапе представляется обоснованное заключение о степени профессиональной пригодности персонала и рекомендации по его повышению.

Виды и этапы психодиагностического процесса

Виды ПП хар-ся по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

1. В содержательном плане он хар-ся как выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния параметров деятельности или психического дискомфорта.

2. По форме осущест-я он представляет собой опосредованное психодиагн-ми методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.

3. По степени сложности ПП выступает как обусловленный иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами.

Этапы Кол-тво и содержание этапов ПП зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами ПП являются:

— принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);

— постановка задачи исследования, выбор методик;

— сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;- обработка и интерпретация данных;

— выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

— уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

построение общей формулы псих-го заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

Вопрос 8

Объект психодиагностики — это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Психические свойства образуют ПРЕДМЕТ психодиагностики.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ — это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.

Диагностическая категория — это широкий класс OБЪЕКТОВ диагностики (в психодиагностике — класс людей), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу. В психологии — это совокупность типичных реакций, которая определяет тип личности, или умение решать тип задач, характерных для определенного уровня умственного развития или типа интеллекта

Диагностические факторы — это ненаблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как, повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Вопрос 9.

Психодиагностическое обследование – деятельность психолога, результатом которой является постановка психологического диагноза.

Выбор стратегии психодиагностического обследования зависит от конкретной диагностической задачи и особенностей объекта психодиагностики. Соответственно выделяют следующие стратегии.

Схема обследования (Л.С. Выготский):

Изучение жалобы заказчика.

Изучение истории развития болезни (анамнеза).

Чем полнее анамнез, тем проще поставить психологический диагноз.

Диагностика симптомов развития (уровня развития на котором находится ребенок).

Собственно диагноз (этиологичексий и типологический).

Прогноз (как будет идти развитие ребенка, если ничего не менять).

Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

Психологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.

Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности. Важнейшим элементом диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении человека, каковы их причины и следствия.

Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступени или уровня в развитии диагноза, которые в общем виде впервые были описаны Л.С.Выготским и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания.

1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку — например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.

2. Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.

3. Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Вопрос 10

Структура психодиагностического исследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза. Психодиагностическое исследование включает в себя три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап преследует свои определенные задачи, которые направлены на постановку надежного и объективного диагноза.

1.Подготовительный этап — предполагает тщательную подготовку к проведению исследования. Включает в себя ряд важных для всего обследования шагов, среди которых:

постановка цели исследования

выдвижение психодиагностической гипотезы

постановка конкретных задач

определение объекта исследования

создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики

проведение пилотажного исследования (в случае необходимости).

2.Основной этап — ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического исследования. Это «живая» работа психолога-диагноста. Длительность основного этапа зависит от глобальности поставленных целей, количества конкретных задач, психического состояния обследуемых и ряда других как психологических, так и непсихологических факторов. Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации. Одной из возможных форм такого обобщения может быть составление таблиц или карт индивидуального и группового обследования, в которых систематизируются использованные методики, диагностируемые показатели, группируются обследуемые и т.п.

Составление таблиц по обследованию группы включает в себя также и первичную статистическую обработку: вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений.

3.Заключительный этап — включает в себя интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале исследования гипотезой. В завершении последнего этапа психолог-диагност составляет заключение по результатам проведенного исследования.