Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики

ПРОГРАММА

Производственной ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики

Пояснительная записка

 

Практика— особая фор­ма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладе­вают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельнос­ти, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. В процессе производственной преддипломной практики будущий специалист по социальной работе должен не только актуализировать и систематизировать знания, умения и навыки по организации, технологиям социальной работы с различными категориями населения, но продемонстрировать готовность работать самостоятельно, применяя полученные в процессе обучения знания и опыт.

Преддипломная практика студентов 5-го курса (ДФО) и 6 курса (ЗФО) выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная работа», является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки специалиста социальной работы, представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения.

Цель практики – освоение в практических условиях принципов организации и управления социальной работой; интеграция освоенных в ходе профессиональной подготовки компетенций в практическую социальную работу в соответствии с характеристикой рабочего места; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности; сбор материала для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Задачи практики:

  • углубление и закрепление общенаучных, профессиональных и специальных знаний, полученных во время учебы в университете, для успешного осуществления профессиональной деятельности;
  • закрепление умений использования для работы в социальной среде отечественного и зарубежного опыта по социальной работе (психологии), обеспечения посредничества между индивидом и обществом, ведения организационной, пропагандистской, профилактической, исследовательской работы;
  • закрепление умений самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий; выявлять семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной (психологической) помощи;
  • закрепление практических умений по обеспечению связей между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; стимулирования клиента к выполнению социально-значимой деятельности, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
  • практическая демонстрация профессиональных умений и навыков в процессе профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта решения практических, организационно-административных задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
  • приобретение умения моделировать взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента;
  • формирование навыков самостоятельности и ответственности в процессе исполнения ролевого репертуара и функциональных обязанностей;
  • сбор, анализ и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
  • развитие приобретенных навыков исследовательской работы и овладение методикой исследования конкретных вопросов, разрабатываемых в дипломном проекте.
  • подготовка и защита отчетных материалов по практике

Выпускник должен быть компетентен в следующих профессиональной деятельности в процессе прохождения практики:

18 стр., 8654 слов

Формирование социальных умений у детей старшего дошкольного возраста ...

... работы: «Формирование социальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях православного детского сада». Цель исследования: выявление особенностей формирования социальных умений в дошкольном образовательном учреждении Объект исследования: процесс ... себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения (знание-отношение-действие). Чтобы поведение ...

  • социально-технологическая
  • организационно-управленческая
  • социально -педагогическая
  • исследовательская
  • инновационной
  • управление социальными проектами, программами, процессами

 

Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики

Социально-технологическая:

  • разработка и реализация моделей современной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания, администрирования;
  • участие в посреднической, социально-профилактической, социально-терапевтической, социально-реабилитационной, адаптационной и консультационной деятельности с различными категориями и группами населения;
  • оказание различных видов социальных услуг клиентам на основе поиска оптимального способа оказания помощи и поддержки.

Организационно-управленческая:

  • участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждениях/организации;
  • содействие координации в деятельности специалистов по решению профессиональных задач;
  • организация делового общения, взаимодействия с клиентами, сотрудниками организации/учреждения;
  • принятие ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая

  • осуществление педагогическое го взаимодействия в учебных и трудовых коллективах;
  • оценивание педагогического потенциала клиента, прогнозирование развития его воспитательного и образовательного потенциала;
  • выявление и анализ педагогических потребностей клиента;
  • осуществление педагогического анализа развития личности;
  • корректирование педагогического взаимодействия в семье;
  • формирование установки на ответственное родительство;
  • осуществление планирования педагогической работы в различных типах учреждений с учетом особенностей клиента;
  • осуществление педагогической диагностики и педагогического консультирования.

Исследовательская:

  • проведение научно-исследовательской работы в рамках выполнения заданий по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
  • изучение опыта и практики деятельности организации/учреждения в рамках дипломной работы;
  • представление результатов исследовательской работы в форме презентации, отчета, публикации, выступления на научно-практической конференции, методическом семинаре и других видах научной продукции;
  • разработка и представление инновационно-внедренческого проекта по теме исследования или направлению, обозначенному супервизором.

Управление социальными проектами, программами, процессами:

  • участиев реализации проектов,осуществляемых в организации/учреждении;
  • участие в работе по разрешению трудной жизненной ситуации клиента на основе проектирования, формирования модели помощи;
  • разработка методических рекомендаций по совершенствованию конкретного направления социальной работы в организации/учреждении в рамках темы дипломной работы или по теме, предложенной супервизором;
  • определять ресурсы, которые должны быть задействованы для реализации работ проекта, оценивать стоимость данных ресурсов;
  • разработка социальных проектов и программ и обеспечение их реализацию в соответствии с установленными сроками исполнения;
  • разрабатывать методические и рабочие программы касательно проведения научно-исследовательской работы в рамках социальных проектов в материальной и нематериальной сфере.

 

14 стр., 6897 слов

Социальная среда образовательной организации как важный фактор ...

... социальной среды образовательной организации как фактор социализации школьников". Объект исследования: социальная среда образовательной организации. Предмет исследования: характеристика социальной среды образовательной организации ... социальной среды на социализацию младших школьников в современном образовательном учреждении 1.1 Понятие "социальная ... и общества. В работах древних греков, преимущественно ...

БАЗЫ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика проводится на базе государственных учреждений, организаций и служб системы социальной защиты и социального обслуживания населения, территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), учреждений образования, общественные организаций (объединений), оказывающих социальную защиту, помощь населению.

Выбор базы прохождения преддипломной практики определяется:

  • темой выпускной (квалификационной) дипломной работы;
  • перспективой будущей профессиональной деятельности специалиста социальной работы после завершения обучения.

Практика может проводиться и по месту распределения специалиста.

Объектами преддипломной практики будущего специалиста по социальной работе являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; учреждения социальной сферы как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной защиты населения; негосударственные и государственные учреждения и социальные службы, центры и фонды социальной помощи; различные социальные группы населения, трудовые коллективы и общественные организации, находящиеся в зоне ответственности конкретного РОСЗ).

В период преддипломной практики студент осуществляет практическую профессиональную деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой конкретного рабочего места.

Общее задание практики

На базе любого (соответственно исследовательской проблеме) учреждения, студент –практикант должен:

5 стр., 2138 слов

Отчет о прохождении преддипломной практики.

Задачи практики: 1. Знакомство с работой образовательного учреждения, должностными обязанностями и направлениями работы психолога в нем. 2. Установление доброжелательных отношений с членами ... 4. Проведение эмпирического исследования по выпускной квалификационной работе.   План работы студента практиканта в период практики Дата Содержание Отметка о выполнении 5.12.2016 Знакомство ...

  • осуществлять все виды работ, предусмотренные программой практики, заданием на дипломную работу и календарным планом-графиком, качественно и в установленные сроки;
  • собрать необходимые материалы для написания дипломной работ (проекта) согласно заданию на практику;
  • организовать и провести экспериментальное исследование по теме дипломной работы;
  • апробировать методы, формы, модели, предлагаемые в дипломном исследовании;
  • продемонстрировать навыки социального проектирования и прогнозирования в соответствии с направлением дипломного исследования;
  • систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации руководителя от университета;
  • по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленные отчетные документы по практике, заверенные руководителями от кафедры и учреждения.

Отчетные документы по практике:

1. Дневник практики с индивидуальным планом работы на период прохождения практики (Приложение 1);

2. Отзыв-оценка научного руководителя дипломной работы студента по результатам прохождения практики (Приложение 2);

3. Характеристика с места прохождения практики, подписанная супервизором и руководителем учреждения, являющегося базой практики. Рекомендуемый балл по результатам практики;

4. Отчет о прохождении практики и о ходе выполнения дипломного исследования, подписанный научным руководителем (приложение 3);

5. Полный черновой вариант дипломной работы;

6. Акт о внедрении результатов дипломного исследования на базе практике.

Сроки сдачи отчетной документации не позднее 3 дней после окончания практики. Документация сдается на проверку научному руководителю дипломного проекта.

В течение 2- недель после окончания преддипломной практики выпускающая кафедра организует предзащиту дипломных работ, после которой кафедра рекомендует представленные работы к защите, с условием определенной доработки. Если работа не рекомендована к защите, то дается время на ее доработку и назначается повторная предзащита.

Критерии оценки результатов практики

  • характеристика руководителя практики о работе студента;
  • характеристика супервизора от учреждения (организации) (деятельность студента в период практики, степень выполнения программы, степень готовности к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности, инициативность студента-практиканта и др.);
  • степень выполнения индивидуальных заданий научного руководителя и общекафедральных требований по оформлению и срокам сдачи отчетных документов;
  • степень готовности дипломной работы;
  • качество доклада и ответов на вопросы в ходе защиты отчета практики.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

 

Сроки проведения преддипломной практики студентов, обучающихся по специальности 1-86 01 01 01 «Социальная работа» (на направлениям) определяются в соответствии с графиком учебного процесса факультета социальной педагогики и психологии (специальность «Социальная работа» (дневная форма обучения и заочная форма обучения).

Продолжительность преддипломной практики 10 недель.

 

Этапы практики

Iэтап — подготовительный. Выбор студентом базы практики в соответствии с тематикой дипломной работы, изучение инструктивно-методических материалов, обеспечивающих выполнение программы практики, участие в работе установочной конференции, адаптация к учреждению, где будет проходить практика, составление индивидуальной программы практики. Перед началом преддипломной практики совместно с научным руководителем студент-практикант заполняет карточку индивидуального задания по подготовке дипломного проекта (работы), заверяет ее у научного руководителя и заведующего кафедрой. Карточка после ее заполнения сдается факультетскому руководителю практики и хранится на кафедре.

Важным моментом первого этапа является подготовка и проведение установочной конференции, на которой студенты знакомятся с задачами практики, ее организацией и содержанием, требованиями к оформлению отчетной документации.

IIэтап – практически-деятельностный. Студент осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой рабочего места и темой дипломного исследования. Занимается реализацией социально-технологической, социально-педагогической, исследовательской, организационно-управленческой деятельности, а также разработкой и реализацией социальных проектов, программ. Студент-практикант выполняет задания определенные индивидуальным планом работы на период практики, а также заданиями на подготовку дипломной работы.

Студент-практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения и в случае их нарушения может быть отстранен от прохождения практики. В период преддипломной практики студенты выполняют работы предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности) квалификационного справочника должностей, а при наличии вакантных должностей могут в установленном порядке зачисляться на них.

IIIэтап — итоговый. Студент занимается подготовкой отчетной документации о прохождении и выполнении индивидуального плана-задания на период практики, оформляет результаты исследовательской, практической деятельности, участвует и защищает отчет по практике на итоговой конференции, предоставляет полный черновой вариант дипломной работы.

Проводится дифференцированный зачет по практике.

 

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра.

Для руководства практикой студенту назначается руководитель (руководители) практики от кафедры, как правило это научный руководитель дипломной работы. Кафедра также может назначить ответственного за практику преподавателя (куратора), в обязанности которого входит общий контроль за прохождением практики, взаимодействие с учебным отделом и базами практики, подготовка приказов. Для руководства практикой студентов в организации (учреждении) назначается руководитель практики (супервизор) от организации.

Обязанности руководителя практики от кафедры входит:

— установление связи с руководителями практики от организации и совместно с ними разработка графика прохождения практики с учетом особенностей базы практики;

— разработка задания на дипломную работу и разработка тематики индивидуальных заданий с учетом специфики базы практики и темы дипломной работы студента;

— контроль за правильностью использования студентов в период практики;

— контроль за обеспечением учреждением нормальных условий труда студентов, контроль проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;

— оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускным квалификационным работам;

— работа в комиссии по приему зачетов по практике (рассматривает отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе);

— представление заведующему кафедрой письменного отчета о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

— тесный контакт с соответствующим соруководителем практики от учреждения (организации)

 

Организация (учреждения) на которое студент направляется для прохождения преддипломной практики, в лице ответственного за организацию практики:

— предоставляет студентам-практикантам в соответствии с программой практики рабочие места, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;

— создает необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики знаний по специальности;

— осуществляет общее руководство практикой;

— соблюдает согласованные с Университетом (факультетом) календарные графики прохождения практики;

— предоставляет право практикантам пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией;

— оказывает помощь в подборе материалов для выпускных квалификационных работ;

— проводит при необходимости о инструктажи по охране труда и технике безопасности;

— обеспечивает и контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего распорядка, установленных на данном предприятии;

 

— подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов.

 

В обязанности руководителя практики от предприятия входит:

— оказанием помощи в сборе материалов для написания отчета;

— обеспечение практиканта необходимой информацией в соответствии с программой практики и темой дипломного исследования;

— консультации, обучение правильному обращению с документами, разъяснение методов и приемов работы, передача опыта анализа и принятия решений в различных ситуациях, организация связи студента с другими специалистами;

— контроль за процессом формирования у студентов навыков и умений выполнять определенные работы;

— подготовка отзыв о работе студента в календарном плане-графике.

 

 

Структура и содержание практики

Практика осуществляется в течении 10 недель. Общий объем практики– 360 часов, из расчета 36 часов в неделю.

 

Тематический план практики

№ п/п Содержание практики Формы текущего контроля
Установочная конференция, формирование заданий на практику Заполнение плана практики
Работа в библиотеке по изучению литературы, относящейся к дипломной работе и деятельности учреждения Проверка наработанных материалов
Подготовка, проведение и анализ эмпирического исследования в рамках дипломного проекта   проверка подготовленных материалов (аналитическая записка)
Выполнение производственных заданий, в том числе разработка проекта, подготовка методических материалов, выступление на семинаре и др. Проверка дневниковых записей
Апробация элементов программы (проекта) и проведение повторного исследования Записи в дневнике
Первичная обработка материалов, написание отчета Защита отчета
Подготовка полного варианта дипломной работы Предоставление варианта дипл. работы
Выполнение заданий по запросу учреждения (организации) Записи в дневнике
Итоговая конференция. Дифференцированный зачет  
Всего часов 360 ч.

 

 

 

 

Приложение 1

Титульный лист

 

Учреждение образования«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии

(или Кафедра социально-педагогической работы)

 

ДНЕВНИК

Преддипломной практики

студента(ки) ______________________________________________________

факультета ______________________________________________________

группы _______________________________________________________

факультетский руководитель практики__________________________________

методист практики___________________________________________________

 

Витебск, 200_ г.

__________________________________________________________________

Страница 1

Место прохождения практики

 

Учреждение _______________________________________________________

Адрес__________________________________________________________

Телефон ________________________________________________________

Директор_______________________________________________________

(Ф.И.О.)

Зам. директора______________________________________________________

(Ф.И.О.)

Специалист по социальной работе (психолог)___________________________

(Ф.И.О.)

 

Страница 2

 

Индивидуальный план работы

«УТВЕРЖДАЮ»

__________научный руководитель ____________________________________

(Ф.И.О.)

«____»___________________200__г.

Содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении
     

ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Число Время Наименование мероприятий и содержание задания Подпись ответственного лица
    Установочная конференция по вопросам прохождения практики, ознакомление с программой практики и групповым методистом.  
В течение первой недели   Ознакомление с районным отделением социальной защиты (РОСЗ) или социально-педагогической и психологической службой (СППС), беседы с ее начальником, заместителем, инспектором, руководителем практики по направлениям, формам, методам и особенностями деятельности РОСЗ (СППС).

(Указать фамилии и темы бесед).

Ознакомление с документацией РОСЗ/СППС (законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и др. руководящие документы, внутренняя документация РОСЗ/СППС).

Изучение района социальной ответственности и деятельности РОСЗ (СППС), составление блок-схемы внутренних и внешних связей РОСЗ (СППС), социальные паспорта территорий, ознакомление с формами и методами работы инспекторов и социальных работников отделений социальной помощи на дому РОСЗ (СППС).

 
Вторая, третья неделя практики   Участие совместно с инспектором-руководителем практики, социальным работником РОСЗ в мероприятиях, связанных с посещением семей престарелых и инвалидов; индивидуальная работа по улучшению качества социального обслуживания клиента; проведение организационной, пропагандистской, профилактической и исследовательской работы в соответствии с темой дипломной работы и программой практики (Перечислить мероприятия, формы, методы и время проведения).

Ознакомление с работой государственного учреждения по оказанию социальной помощи нуждающимся (дома престарелых и инвалидов, ветеранов, вспомогательные школы, детские дома, койки сестринского ухода и т.д.).

Выполнение исследовательской работы по теме дипломного проекта (анкетирование, тестирование, диагностика, коррекция, консультирование, беседа, наблюдение).

 
Четвертая неделя практики Ознакомление с работой общественных организаций (международных и национальных, вплоть до объединений по интересам, клубов, кружков) социальной помощи и поддержки на территории ответственной РОСЗ, знакомство с их документацией, формами и методами работы, участие в их мероприятиях. (Указать время, место проведения мероприятий, фамилии основных организаторов, предоставить копии уставных документов этих организаций).  
Пятая неделя практики Продолжение стажировки в РОСЗ (СППС), внесение предложений по улучшению качества его деятельности, продолжение работы над темой дипломной работы (Указать и обосновать ваши предложения).  
Последние два дня практики Составление отчетной документации  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

ОТЗЫВ–ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА

1. Ф.И.О. студента  
  2.   Мотивация студента:                    
  а) интерес к практической деятельности социального работника (психолога)
  б) интерес к работе в данном конкретном учреждении
  3.   Активность студента в процессе практики
  4.   Отношение студента к практике:                    
  а) активно-положительное    
  б) положительное    
  в) индифферентное    
  г) негативное    
  5.   Соблюдение этических норм
  6.   Индивидуальные характеристики студента:                    
  − уверенность
  − открытость
  − готовность обсуждать возникающие проблемы
  − стиль взаимодействия с коллегами  
  − готовность прийти на помощь
  7.   Качество выполнения заданий
  8.   Качество отчетной документации
9.Общая оценка за практику   Руководитель практики   Подпись   Дата
                             

 

 

Приложение 3

 

ОБРАЗЕЦ

ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

 

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социальной работы и социального права

 

 

Отчет

О прохождении преддипломной практики

 

 

студента __________________________

(ф.и.о., курс, форма обучения )

 

проверил _______________________

(ф.и.о., должность,

звание преподавателя)

 

Порядок составления, оформления и защиты отчета по практике

Отчет состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение.

Во введении дается краткая характеристика деятельности организации, в которой студент проходил преддипломную практику, определяются цели и задачи исследовательской деятельности в период прохождения практики.

В основной части отчета дается изложение проделанной студентом работы в ходе практики, изученных вопросов, проведенных исследований и полученных им результатов. Здесь же описываются проблемы, с которыми студент столкнулся во время практики, трудности, которые возникали при выполнении возложенных на него обязанностей, как он усвоил работу, были ли поощрения или нарекания по работе и т.д. Изложение материала в основной части отчета должно соответствовать утвержденному календарному плану практики студента и фактической хронологии событий.

В заключительной части студент излагает основные выводы, оценивает свою деятельность и приобретенный практический опыт. Кроме того, в заключительной части отчета студент должен изложить свои критические замечания по вопросам работы, и предлагает свои идеи по улучшению работы организации, где он проходил практику.

 

Структура отчета

1. Название организации/учреждения, место расположения (адрес), фамилия руководителя от организации/учреждения и университета;

2. Сроки прохождения практики;

3. Функции организации/учреждения, ее цель и задачи;

4. Содержание направлений и видов деятельности проведенных в организации/учреждения, технологии их осуществления;

5. Содержание работы в рамках дипломного проекта;

6. Выводы о возможностях и направлениях организации структуры, функций направлений деятельности организаций с целью оптимизации повышения их эффективности.

7. Приложения к дневниковым записям и отчету:

  • нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность организации;
  • внутренние документы организации, где студент проходил практику;
  • аналитические материалы, разработки, в которых участвовал студент;
  • диагностический инструментарий, разработанный и апробированный в ходе практики;
  • инновационный внедренческий проект, разработанный студентом;
  • методические материалы, подготовленные студентом;
  • публикация, подготовленная студентом;
  • презентация опыта и практики (описание, мультимедиапрезентация);
  • иные документы, которые студент считает нужным продемонстрировать.

Все приложения должны быть пронумерованы. В тексте отчета должны быть ссылки на приложения.

Приложение 4.

Структура проекта

1. Название проекта.

2. Ключевая идея проекта.

3. Актуальность.

4. Адресность (прямая целевая группа; дополнительная целевая группа).

5. Цель проекта.

6. Задачи проекта.

7. Результаты проекта (краткосрочные/долгосрочные).

 

Календарный план проекта

 

№ п/п Содержание работы Отчетная продукция Стоимость в бел. руб.

 

Использованная литература:

1. Практическая подготовка социальный работников : учеб.-метод. пособие /Н.А. Залыгина [и др.]. – Минск:БГПУ, 2007. – 84 с. – (серия «Социальная педагогика.Социальная работа»; вып.9)

2. Государственный образовательный стандарт по специальности «Социальная работа». – Минск, 2008

2. Введение в профессию «Социальная работа». Учебник под ред. Жукова В.И. М.: Изд-во РГСУ.- 2010 г.

3. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

4. Рабочая Программа исследовательской (преддипломной) практикипонаправлению подготовки 040100.62 «Социальная работа», разработанная в РГСУ (2011г.)

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. http://www.hist.msu.ru

2. Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru/

3. http://www.isras.ru/socis.

4. http://www.biblioclub.ru