Вопрос 1. Свойства и виды поведения 2

ТЕМА 2. УЧЕНИЕ О МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ОСНОВЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИИ

Вопрос 1. Свойства и виды поведения

Каждый человеческий акт (поступок-действие) связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности.

По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:

а) жизненно-необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);

б) нормальные социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность, спортивные достижения и пр.);

в) деформированные, когда искажаются нормальные потребности (например, деловая активность с целью хищения чужой собственности);

г) извращенные (исходя из способа их получения) антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.

В определенный период времени индивид от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта делает выбор:

а) удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;

б) каким путем их удовлетворить, и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств:

а) от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой лицом потребности;

б) от морально-нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

В решении вопроса о том, какой именно из предлагаемых способов проведения избрать, проявляется диалектическая закономерность другого уровня – закономерность социализации психики конкретной личности в семье, коллективе, обществе.

Таким образом, социальные свойства человека вступают в сложное взаимодействие с его психофизическими качествами, а складывающаяся на этой основе сложная структура (модус) личности образует детерминационно-регуляционную модель личностного поведения или определенных видов поведения:

Правомерное поведение – это поведение, выражающееся в ее взаимоотношении с другими субъектами, ограниченное их правами и свободами, которое не противоречит (соответствует) позитивному праву либо складывающимся общественным отношениям, признаваемым справедливыми в конкретном обществе в определенное время.

Девиантное поведение – это тип поведения, представляющий собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

10 стр., 4769 слов

Социальные нормы как регуляторы поведения личности

... Более подробно раскроем данную тему «Социальные нормы как регуляторы поведения личности» далее по тексту. 1. Понятие социальных норм Социальные норма – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. ...

Антисоциальное поведение – это тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе.

Аморальное поведение – это тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе нравственным нормам (пьянство, наркомания и т.д.).

Деликвентное поведение – это общественно вредное, осознанно-волевое (виновное) поведение (действие или бездействие), выражающееся в нарушении нормы права или нанесении ущерба правам и законным интересам других субъектов, совершенное вменяемым и достигшим установленного законом возраста лицом, способное повлечь меры юридической ответственности (кроме уголовной).

Криминальное поведение – это тип поведения, когда гражданин нарушает (преступает) нормы уголовного законодательства.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или кодексами субъектов страны установлена административная ответственность.

Преступление – это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Антиобщественная направленность личности преступника выражается:

а) в нежелании соблюдать общественный порядок;

б) в неуважении к правам и свободам личности;

в) в нежелании выполнять конституционные обязанности;

г) в непризнании неприкосновенности чужой собственности и др.

В большинстве случаев противоправное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.

Следовательно, конкретное противоправное поведение представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности, в ходе которой конкретное лицо стремиться удовлетворить свою потребность вопреки одобряемым ценностям и в ущерб общественным интересам.

Поэтому под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний личности, детерминирующих решение совершить уголовное деяние, направляющих и контролирующих ее поведение.

Следовательно, при совершении конкретного умышленного посягательства вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и в конечном итоге исполняется. Центральным звеном в этой цепочке является мотив.

Вопрос 2. Мотивация в механизме индивидуального преступного поведения

Мотивация – внутренний элемент механизма совершения преступления, вырабатывание решимости совершения преступления. Мотив – внутреннее побуждение к совершению преступления.

В роли мотива могут выступать:

а) потребности (извращенные, гипертрофированные);

б) фрустрация (сильно переживаемая эмоция, страх что-то потерять; ожидание каких-либо негативных событий);

в) чувства (тщеславие, гнев, зависть, месть, ревность и др.).

Мотивация преступного поведения (как и мотивация, вообще) несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание.

Мотивация выполняет ряд функций:

3 стр., 1421 слов

Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека

... одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Рассмотрев потребности, лежащие в основе трудовой мотивации, которые следует учитывать в первую очередь при разработке системы ... преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для понимания рабочего поведения человека. Люди с высокой потребностью в достижении предпочитают принимать на себя ответственность при решении ...

1) отражательную (это специфическая форма субъективного отражения криминогенных явлений и в первую очередь – негативных условий формирования личности);

2) побудительную, выступающую в роли непосредственно толчкового (побудительного) компонента преступного поведения, выраженного в конкретном мотиве и конкретной цели;

3) регулятивную (то есть контролирующую, функцию самоконтроля).

Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности и общества в целом.

Анализируя криминогенную мотивацию, исследователи отмечают:

– круг мотивов, по которым совершаются неосторожные преступления, более узок (в основном легкомыслие), чем при умышленных преступлениях;

– некоторые эмоциональные состояния могут играть роль мотива как умышленного, так и неосторожного преступления (гнев, страх и т.д.);

– в некоторых случаях цель лица, совершающего умышленное или неосторожное деяние, может быть одинаковой (например, деньги или ценности).

По содержанию мотивов умышленных преступлений выделяют следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

– поддержание элементарных жизнеобеспечивающих потребностей лица как биологического существа (пища, кров, защите от холода и т.д.);

– корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению;

– стремление поддержать уровень комфорта, обладание вещами и потребление, соответствующее требованиям престижа в служебной или бытовой среде, к которой принадлежит лицо;

– стремление к поддержанию минимального жизненного уровня своего и близких людей;

– пренебрежительное отношение к требованиям общества и нормам социального поведения, мешающим в осуществлении личных планов, стремлений, желаний, амбиции;

– враждебное отношение к окружающему миру, людям под влиянием личных неудач, зависти, социального дискомфорта и т.д.;

– межличностные конфликты (неприязнь, обида, месть, ревность, зависть);

– агрессивность или жестокость как самоцель, проявление извращенной потребности в самоутверждении, самореализации;

– националистический экстремизм, религиозный фанатизм и иные формы групповой солидарности, основанные на осознании себя членом привилегированной группы, имеющем право на подавление в различных формах «чужаков»;

– подчинение давлению авторитета, приказа, угрозы (при сохранении принципиальной возможности избирательного поведения);

– враждебность к государственному или общественному строю и стремление насильственно изменить его; и ряд других.

По содержанию мотивов неосторожных преступлений выделяют следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

– пренебрежительно-легкомысленное отношение к нормам, регулирующим служебные права и обязанности либо функции участников дорожного движения и эксплуатации источников повышенной опасности;

– завышенная самооценка, самоутверждение себя как бесстрашного, умелого, имеющего право на любой риск должностного лица, оператора – источника повышенной опасности (в том числе водителя) и т.д.;

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, интраиндивидуального, ... Так, в психоанализе механизмы совладания объединялись с механизмами психологической защиты личности; бихевиоризм привлек к пониманию копинга идею модификации поведения, опирающуюся на ...

– стремление избежать затрат интеллектуальных или физических усилий, необходимых для обеспечения надлежащего качества и безопасности какой-либо деятельности.

Таким образом, в МИПП входят:

а) внутренняя сфера личности, включающая негативные нравственно-психологические особенности личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма);

б) социальные явления и процессы (например, неблагоприятные социальные условия жизни), обусловившие формирование этих свойств;

в) благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения заду манного);

г) ситуация совершения преступления: место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия).

Вопрос 3. Планирование совершения конкретного преступления

Подготовка и совершение конкретного уголовно-наказуемого деяния осуществляется поэтапно.

В самом общем виде указанный процесс можно описать в виде осуществления лицом следующих последовательных действий:

1. Формирование и актуализация потребности.

2. Возникновение и становление конкретного мотива.

3. Целеобразование или выбор цели.

4. Выбор путей, средств, способов достижения цели.

5. Прогнозирование возможных действий, желательных и нежелательных последствий, в том числе и возможного уголовного наказания.

6. Принятие решения действовать.

7. Осуществление контроля и коррекции действий.

8. Анализ наступивших последствий, сравнение достигнутого результата с желаемым.

9. Выработка защитного мотива.

Исходя из антиобщественной направленности личности, можно выделить различные виды (разделить на группы по определенным основаниям) готовности к преступлению:

По содержанию:

а) вынужденная (например, совершение кражи из-за нужды);

б) ситуативная (например, совершение кражи из незакрытого автомобиля);

в) стратегическая (например, причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений).

По степени широты и универсальности:

а) готовность к любому преступлению (универсальная);

б) готовность к преступлению определенного типа (корыстного, насильственного – специализированная);

в) единичная готовность (лишь к конкретному преступлению при определенных обстоятельствах).

По степени устойчивости готовности:

а) устойчивая;

б) неустойчивая.

Негативные, антиобщественные установки появляются не сами по себе: они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения.

Вопрос 4. Виды ситуаций совершения преступлений

Преступное посягательство является результатом негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием внешних по отношению к человеку факторов среды и конкретных жизненных обстоятельств, образующих ситуацию совершения преступления.

3 стр., 1075 слов

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

... психологов, все названные обстоятельства приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис. Понятия «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» часто употребляются в ... как объективные, так и субъективные аспекты трудной жизненной ситуации. Третий уровень – экстремальные ситуации или условия жизни человека, связанные с природными бедствиями, эпидемиями, техногенными ...

Если неблагоприятные условия (причины и условия) оказывают влияние на личность продолжительный период времени, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непосредственно перед совершением преступления.

Она действует как сила, подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.

Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующие на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающие его намерение и решимость совершить действие, образующее умышленное преступление или приводящее к преступлению по неосторожности.

Классификация КС по различным основаниям:

1. По порядку образования:

а) людьми;

б) неблагоприятным стечением обстоятельств либо вызванные естественными силами природы.

2. По субъекту:

а) преступником;

б) обоюдными действиями (преступника и жертвы);

в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями).

3. По содержанию:

а) проблемные ситуации;

б) конфликтные ситуации;

в) экстремальные ситуации.

4. По пространственной распространенности:

а) распространяются на обширную территорию (общие);

б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные).

5. По уровню действия:

а) затрагивают только данное лицо;

б) касаются многих лиц.

6. По характеру воздействия на виновного:

а) провоцирующие;

б) сопутствующие;

в) соблазняющие;

г) затрудняющие.

6. По источнику возникновения:

6.1. Ситуации, связанные с личностью субъекта и его деятельностью:

а) заранее создаваемые преступником (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);

б) непреднамеренно создаваемые им же (доведение себя до состояния алкогольного, наркотического опьянения).

6.2. Ситуации, складывающиеся независимо от субъекта:

а) возникшие в результате правонарушающих или аморальных действии других лиц;

б) возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц (оставление вещей малознакомым людям на вокзале, аэропорту).

6.3. Ситуации смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств:

а) созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности, либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семенных обстоятельств (длительный семейный, производственный конфликт);

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... начать убивать заложников     По ужасному стечению обстоятельств у Вас украли все самые важные документы: паспорт, ... в позитивных терминах. По полученным данным проводится подсчет результатов, вывод делается на основании частоты встречаемости того или ... поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет ...

б) возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, а также из-за влияния неблагоприятных метеоусловий;

в) вызванные стихийными силами (разрушение хранилищ при землетрясении, наводнении).

7. По периоду существования:

а) разовая, краткая (например, ссора прохожих, отлучка сторожа);

б) относительно длящаяся (совместная выпивка);

в) длящаяся (интенсивный семейный конфликт).

8. По степени внезапности возникновения:

а) неожиданная,

б) неоднократно либо постоянно наблюдаемая преступником.

Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующего:

а) нравственных свойств виновного;

б) его психофизических особенностей и состояний;

в) внешних (внеличностных) обстоятельств.