Вопрос 1. Свойства и виды поведения 2

ТЕМА 2. УЧЕНИЕ О МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ОСНОВЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИИ

Вопрос 1. Свойства и виды поведения

Каждый человеческий акт (поступок-действие) связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности.

По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:

а) жизненно-необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);

б) нормальные социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность, спортивные достижения и пр.);

в) деформированные, когда искажаются нормальные потребности (например, деловая активность с целью хищения чужой собственности);

г) извращенные (исходя из способа их получения) антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.

В определенный период времени индивид от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта делает выбор:

а) удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;

б) каким путем их удовлетворить, и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств:

а) от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой лицом потребности;

б) от морально-нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

В решении вопроса о том, какой именно из предлагаемых способов проведения избрать, проявляется диалектическая закономерность другого уровня – закономерность социализации психики конкретной личности в семье, коллективе, обществе.

Таким образом, социальные свойства человека вступают в сложное взаимодействие с его психофизическими качествами, а складывающаяся на этой основе сложная структура (модус) личности образует детерминационно-регуляционную модель личностного поведения или определенных видов поведения:

Правомерное поведение – это поведение, выражающееся в ее взаимоотношении с другими субъектами, ограниченное их правами и свободами, которое не противоречит (соответствует) позитивному праву либо складывающимся общественным отношениям, признаваемым справедливыми в конкретном обществе в определенное время.

Девиантное поведение – это тип поведения, представляющий собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

7 стр., 3481 слов

Детерминация поведения личности в деловом общении

... Контрольная работа по культуре речи и деловому общению Детерминация поведения личности в деловом общении Барнаул 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. ... " проявляет себя в повседневной жизни. У каждого психически нормального индивида существует три "Я": "Я" - образ, ... к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается ...

Антисоциальное поведение – это тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе.

Аморальное поведение – это тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе нравственным нормам (пьянство, наркомания и т.д.).

Деликвентное поведение – это общественно вредное, осознанно-волевое (виновное) поведение (действие или бездействие), выражающееся в нарушении нормы права или нанесении ущерба правам и законным интересам других субъектов, совершенное вменяемым и достигшим установленного законом возраста лицом, способное повлечь меры юридической ответственности (кроме уголовной).

Криминальное поведение – это тип поведения, когда гражданин нарушает (преступает) нормы уголовного законодательства.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или кодексами субъектов страны установлена административная ответственность.

Преступление – это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Антиобщественная направленность личности преступника выражается:

а) в нежелании соблюдать общественный порядок;

б) в неуважении к правам и свободам личности;

в) в нежелании выполнять конституционные обязанности;

г) в непризнании неприкосновенности чужой собственности и др.

В большинстве случаев противоправное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.

Следовательно, конкретное противоправное поведение представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности, в ходе которой конкретное лицо стремиться удовлетворить свою потребность вопреки одобряемым ценностям и в ущерб общественным интересам.

Поэтому под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний личности, детерминирующих решение совершить уголовное деяние, направляющих и контролирующих ее поведение.

6 стр., 2536 слов

Маслоу А. – основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность

7 Курсовая работа Маслоу А. - основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность Пермь 2008г. Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Фундаментальные положения теории А. Маслоу Глава 2. Иерархия потребностей Маслоу Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Тема моей курсовой работы: А. Маслоу - основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность.В 20-е гг. на смену теории инстинктов пришла ...

Следовательно, при совершении конкретного умышленного посягательства вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и в конечном итоге исполняется. Центральным звеном в этой цепочке является мотив.

Вопрос 2. Мотивация в механизме индивидуального преступного поведения

Мотивация – внутренний элемент механизма совершения преступления, вырабатывание решимости совершения преступления. Мотив – внутреннее побуждение к совершению преступления.

В роли мотива могут выступать:

а) потребности (извращенные, гипертрофированные);

б) фрустрация (сильно переживаемая эмоция, страх что-то потерять; ожидание каких-либо негативных событий);

в) чувства (тщеславие, гнев, зависть, месть, ревность и др.).

Мотивация преступного поведения (как и мотивация, вообще) несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание.

Мотивация выполняет ряд функций:

1) отражательную (это специфическая форма субъективного отражения криминогенных явлений и в первую очередь – негативных условий формирования личности);

2) побудительную, выступающую в роли непосредственно толчкового (побудительного) компонента преступного поведения, выраженного в конкретном мотиве и конкретной цели;

3) регулятивную (то есть контролирующую, функцию самоконтроля).

Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности и общества в целом.

Анализируя криминогенную мотивацию, исследователи отмечают:

– круг мотивов, по которым совершаются неосторожные преступления, более узок (в основном легкомыслие), чем при умышленных преступлениях;

– некоторые эмоциональные состояния могут играть роль мотива как умышленного, так и неосторожного преступления (гнев, страх и т.д.);

– в некоторых случаях цель лица, совершающего умышленное или неосторожное деяние, может быть одинаковой (например, деньги или ценности).

По содержанию мотивов умышленных преступлений выделяют следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

13 стр., 6357 слов

Механизм преступного поведения

... преступного поведения 14 1.4. Стадии механизма преступного поведения 17 2. Мотивация преступления 19 3. Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности. 20 4. Анализ взаимодействия личности ...

– поддержание элементарных жизнеобеспечивающих потребностей лица как биологического существа (пища, кров, защите от холода и т.д.);

– корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению;

– стремление поддержать уровень комфорта, обладание вещами и потребление, соответствующее требованиям престижа в служебной или бытовой среде, к которой принадлежит лицо;

– стремление к поддержанию минимального жизненного уровня своего и близких людей;

– пренебрежительное отношение к требованиям общества и нормам социального поведения, мешающим в осуществлении личных планов, стремлений, желаний, амбиции;

– враждебное отношение к окружающему миру, людям под влиянием личных неудач, зависти, социального дискомфорта и т.д.;

– межличностные конфликты (неприязнь, обида, месть, ревность, зависть);

– агрессивность или жестокость как самоцель, проявление извращенной потребности в самоутверждении, самореализации;

– националистический экстремизм, религиозный фанатизм и иные формы групповой солидарности, основанные на осознании себя членом привилегированной группы, имеющем право на подавление в различных формах «чужаков»;

– подчинение давлению авторитета, приказа, угрозы (при сохранении принципиальной возможности избирательного поведения);

– враждебность к государственному или общественному строю и стремление насильственно изменить его; и ряд других.

По содержанию мотивов неосторожных преступлений выделяют следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

– пренебрежительно-легкомысленное отношение к нормам, регулирующим служебные права и обязанности либо функции участников дорожного движения и эксплуатации источников повышенной опасности;

– завышенная самооценка, самоутверждение себя как бесстрашного, умелого, имеющего право на любой риск должностного лица, оператора – источника повышенной опасности (в том числе водителя) и т.д.;

– стремление избежать затрат интеллектуальных или физических усилий, необходимых для обеспечения надлежащего качества и безопасности какой-либо деятельности.

Таким образом, в МИПП входят:

а) внутренняя сфера личности, включающая негативные нравственно-психологические особенности личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма);

б) социальные явления и процессы (например, неблагоприятные социальные условия жизни), обусловившие формирование этих свойств;

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

Опросник решает две задачи: определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с которыми, он должен ответить на вопросы: 1) насколько сложна для него описанная ситуация; 2) как он будет вести себя в этой ситуации. К описанию прилагаются возможные варианты ответов ...

в) благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения заду манного);

г) ситуация совершения преступления: место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия).

Вопрос 3. Планирование совершения конкретного преступления

Подготовка и совершение конкретного уголовно-наказуемого деяния осуществляется поэтапно.

В самом общем виде указанный процесс можно описать в виде осуществления лицом следующих последовательных действий:

1. Формирование и актуализация потребности.

2. Возникновение и становление конкретного мотива.

3. Целеобразование или выбор цели.

4. Выбор путей, средств, способов достижения цели.

5. Прогнозирование возможных действий, желательных и нежелательных последствий, в том числе и возможного уголовного наказания.

6. Принятие решения действовать.

7. Осуществление контроля и коррекции действий.

8. Анализ наступивших последствий, сравнение достигнутого результата с желаемым.

9. Выработка защитного мотива.

Исходя из антиобщественной направленности личности, можно выделить различные виды (разделить на группы по определенным основаниям) готовности к преступлению:

По содержанию:

а) вынужденная (например, совершение кражи из-за нужды);

б) ситуативная (например, совершение кражи из незакрытого автомобиля);

в) стратегическая (например, причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений).

По степени широты и универсальности:

а) готовность к любому преступлению (универсальная);

б) готовность к преступлению определенного типа (корыстного, насильственного – специализированная);

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»)

Стресс как переживание трудностей бытия - это реальность современной жизни. «Мы пришли к пониманию стресса как метафоры, — пишет экзистенциальный психолог Р. Кугельман, - т.к., несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, человеческие существа не состоят только из энергии» [26, с. 164]. Стресс, таким образом, - это плата за жадное проживание жизни в постоянном дефиците времени, сил, жажде ...

в) единичная готовность (лишь к конкретному преступлению при определенных обстоятельствах).

По степени устойчивости готовности:

а) устойчивая;

б) неустойчивая.

Негативные, антиобщественные установки появляются не сами по себе: они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения.

Вопрос 4. Виды ситуаций совершения преступлений

Преступное посягательство является результатом негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием внешних по отношению к человеку факторов среды и конкретных жизненных обстоятельств, образующих ситуацию совершения преступления.

Если неблагоприятные условия (причины и условия) оказывают влияние на личность продолжительный период времени, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непосредственно перед совершением преступления.

Она действует как сила, подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.

Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующие на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающие его намерение и решимость совершить действие, образующее умышленное преступление или приводящее к преступлению по неосторожности.

Классификация КС по различным основаниям:

1. По порядку образования:

а) людьми;

б) неблагоприятным стечением обстоятельств либо вызванные естественными силами природы.

2. По субъекту:

а) преступником;

б) обоюдными действиями (преступника и жертвы);

в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями).

3. По содержанию:

а) проблемные ситуации;

б) конфликтные ситуации;

в) экстремальные ситуации.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуации 6 1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11 1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17 1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в трудной жизненной ...

4. По пространственной распространенности:

а) распространяются на обширную территорию (общие);

б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные).

5. По уровню действия:

а) затрагивают только данное лицо;

б) касаются многих лиц.

6. По характеру воздействия на виновного:

а) провоцирующие;

б) сопутствующие;

в) соблазняющие;

г) затрудняющие.

6. По источнику возникновения:

6.1. Ситуации, связанные с личностью субъекта и его деятельностью:

а) заранее создаваемые преступником (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);

б) непреднамеренно создаваемые им же (доведение себя до состояния алкогольного, наркотического опьянения).

6.2. Ситуации, складывающиеся независимо от субъекта:

а) возникшие в результате правонарушающих или аморальных действии других лиц;

б) возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц (оставление вещей малознакомым людям на вокзале, аэропорту).

6.3. Ситуации смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств:

а) созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности, либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семенных обстоятельств (длительный семейный, производственный конфликт);

б) возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, а также из-за влияния неблагоприятных метеоусловий;

в) вызванные стихийными силами (разрушение хранилищ при землетрясении, наводнении).

7. По периоду существования:

а) разовая, краткая (например, ссора прохожих, отлучка сторожа);

б) относительно длящаяся (совместная выпивка);

в) длящаяся (интенсивный семейный конфликт).

8. По степени внезапности возникновения:

а) неожиданная,

б) неоднократно либо постоянно наблюдаемая преступником.

Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующего:

а) нравственных свойств виновного;

б) его психофизических особенностей и состояний;

в) внешних (внеличностных) обстоятельств.