6. Влияние психиатрии на развитие психологии

Формирование основных отраслей психологии на рубеже XIX – XX веков.

Психология развития

Развитиевозрастной психологии конец 19 –го века начало 20 го века Стенли Холл.

Теория рекапитуляции на основе идей биологии. Человек повторяет стадии развития человечества. Первая книга по проблеме старения «Старение»

Основание педологии: в России Блонский

36 г. Закрытие педологии в России.

Разделял детей на классы.

Монтессори –( последовательница взглядов Селни)

Развивала ребенка по средствам ассоциации.

«Идея о ребенке как о чистой доске»

Монтессори: сделала акцент на разнообразии в формировании различных свойств.

Джеймс Марк Болдуин: социальное влияние, нравственность, формирование системы ценностей. Новый подход к игре (как формирование социальных навыков)

Оценка индивидуальных различий.

К. Бюллер: принцип функционального удовольствия – направлен на процесс а не на результат. Процесс является мотивом: интеллектуальное развитие ребенка.

Эвристическая теория речи: речь уже присуща ребенку.

Клапаред:

Психодиагностика

Психотехника

Механизмы саморазвития – игра и подражание.

Синкретизм – особенность детской мысли.

Синкретизм (от греч. syn – с, вместе и лат. cresco – расту, увеличиваюсь) — особенность мышленияивосприятия, характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов.

Арнольд Гезелл наблюдение за детьми.

Первые три года – наиболее значит разв. Человека – лангитюд и близнецовый метод.

Социальная психология.

Психология народов, психология масс. Лазарус, Лебон, Г.Тард, Макдаугл.

Огюст Конт родоначальник позитивизма. Действительны те факты и явления, которые подражают наблюд. Кельре считал, что использование интроспекции . Единственная истинна – в социальных знаниях . Социалогия на вершине всех наук – инструмент управления народом

Фердинар Теннер:

«Общность и общество»

Общность охватывает все формы социальных отношений, основывается на традиции и эмоциональных связях.

Чарльз Кун:

Непосредственный контакт, эмоциональные отношения (семья)

Безличностная форма отношения.

Георг Зиммель: Социальная наука – о взаимодействии между индивидами. Отношения между людьми опосредованы вещами. Вещи руководят.

Дюргейм – Общество основано на солидарности людей.

Понимающая психология.

5 стр., 2345 слов

Нация как социальная общность

... сформулированные во введении. 1.1 Понятие и классификация социальной общности Общество, как целостная система состоит из множества ... социальной общности и ее виды; 2) Изучить особенности этнической общности и ее виды; 3) Проанализировать специфику и сущность социальных отношений ... сожалению, как показывает опыт: в современном мире формирование национального сознания и самосознания происходит у ...

Понимание в диалоге с другим человеком, а не вживание в него, понимание его “правды” в контексте “моей правды” и в соотнесении с нней. Понимание человеческого бытия невозможно без непосредственного участия в разллличных формах этого бытия. Вильгельм Дильтей (1833 – 1911).

Человека можно понять только из истории (историю понимает как историю духа).

В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Понимающая  –  о духе, опирающаяся на метод понимания. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллеккта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловые содержания душевной жизни личности. Они становятся понятными, если мы постигаем направленность данного человека (что для него ценно).

Понимающая психология рассматривает развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей. Описательная  должна стать основой всех наук о духе.

ЗООПСИХОЛОГИЯ

Следует отметить, что зоопсихология очень молодая наука. Ее история насчитывает чуть более 200 лет. Значительную часть своей истории она развивалась не как самостоятельная наука, а как частный случай применения того или иного мировоззрения. Поведение животных изучалось и оценивалось философами больше, чем естествоиспытателями. Это привело к тому, что до настоящего времени возникают теологические, метафизические, механистические и антропоморфные подходы к анализу поведения животных.   В самом общем виде все теории поведения животных можно разделить на две большие группы: креационные (теологические) и рациональные (естественнонаучные).

Креационными теориями поведения принято считать гипотезы, в которых предусматривается наличие нематериального и внетелесного мыслящего и принимающего решения начала. Внетелесное начало может быть названо «душой», «мыслящей субстанцией» или «божественной программой поведения». Независимо от названия, сущность теорий сводится к признанию наличия у животных внетелесной и детерминированной программы поведения.

Креационизм (от лат. creator — создатель) — это направление в естественных науках, которое предполагает, что существует форма нематериального мирового сознания, и произошёл акт божественного творения.

Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие он объяснял «развитием или редукцией определенных органов». Р. Декарт писал: «Также весьма замечательно, что, хотя многие животные больше нас показывают искусства в некоторых своих действиях, но те же самые животные не показывают его вовсе в других действиях; так что все, что они делают лучше нас, не есть доказательство их ума, потому что в таком случае они должны были бы иметь разума больше нас и делали бы все лучше, но скорее у них его вовсе нет; действует же в них природа по устройству их органов: так часы составлены только из колес и пружин, а между тем могут считать минуты и измерять время вернее, нежели мы со всем своим разумом».

Подход Р. Декарта просуществовал довольно долго как картезианство, затем трансформировался в механицизм. Механицизм — это более мягкая форма картезианства, которая допускает приобретение новых качеств при изменении строения животного. «Сумма частей не равна целому» — прогрессивный тезис механицизма, но сводящий поведение животных если не к часовому механизму, то к паровозу. Сущность картезианства от добавления новых формальных свойств не изменилась.   Среди известных зоологов необходимо упомянуть Ж. А. Фабра, который прекрасно описывал поведение беспозвоночных, а его книги популярны до настоящего времени. Будучи внимательным наблюдателем и знатоком поведения насекомых, Ж. А. Фабр был сторонником теологического мировоззрения и считал, что эволюции животных не существует, а все многообразие живой природы было создано в момент божественного творения

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Рационализм в изучении зоопсихологии возник намного раньше теологических и метафизических концепций. Наши далекие предки сначала приручили животных, а затем, спустя несколько тысячелетий, додумались до того, что «каждый вид есть воплощенная творческая идея». Рационализм в зоопсихологии долгое время называли «научным», «естественнонаучным» или «материалистическим» подходом. Сущность рационализма заключается в первичном анализе конкретного поведения животных, построении гипотез и их проверке в опытах или наблюдениях. По мере развития рациональной науки часть гипотез подтверждается, другие сильно трансформируются или отвергаются совсем. В отличие от метафизики или теологии, в рациональной зоопсихологии нет абсолютных и незыблемых «начал» или «сущностей», которые смогли бы объяснить все наблюдаемые формы поведения животных. Рациональная зоопсихология — это комплекс наук, куда входят психология, анатомия, физиология, биохимия, генетика и многие другие естественнонаучные дисциплины. Однако так было далеко не всегда. Первым зоопсихологом рационального направления был Аристотель. Он сравнивал разнообразных существ, которых ему присылал из своих походов Александр Македонский. Сопоставляя животных с человеком, Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, «следственными и аналогичными» психическим способностям людей. Более того, он был убежден, что различные экземпляры животных из одной группы и одного вида могут быть психологически развиты неодинаково. Аристотель признавал межвидовые психологические различия, а самыми сообразительными из мира животных считал слонов. Признавая за животными способности к обучению, запоминанию чувствованию, Аристотель отделял их психологические свойства от человеческих. Он писал: «Но единственное животное способное размышлять и рассуждать, есть человек. …он один может рассматривать то, чему научился».

Благодаря описаниям жизни животных и первым зоопсихологическим обобщениям, сделанным Бюффоном, Реомюром, Галлером, Реймарусом, Кондильяком, Леруа и Ламарком, возникли представления о причинах различий между человеком и животными, понятие инстинкта, и были высказаны первые идеи об эволюции поведения.

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... особый «функциональный орган» присуща и человеку, и животным. Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулирую ... качественных различий психики животных и человека (широко известное направление в психологии — бихевиоризм, где результаты исследований психики животных прямо переносились на человека), либо к игнорированию ...

Классики под экспериментальной психологией понимали систему психологических зна­ний, полученных на основе экспериментального изучения поведе­ния человека и животных (Вундт, Вудвортс, Стивенс, Фресс и Пиаже).

В таком понимании научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интро­спективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2) Развитие дифференциальной психологии и проблемы тестирования.

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой некоторые направления донаучной, эмпирической мысли даже успели приобрести свои названия. Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И. Кант, И. Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естественно, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф. А. Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И. Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И. Банзен, Е. Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж. Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А. Бине, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн, в России – А. Ф. Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... научн. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 ... широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. С ...

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

  1. Внедрение в психологию экспериментального метода
  2. использование методов статистического анализа
  3. использование, данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.

7. В.Вундт и становление психологии как науки.

Вильгельм Вундт (1832-1920) Написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба (1879 г.).

Школой выпускался журнал “Психология исследований”. Отец экспериментальной психологиии. Создал концепцию, где предмет психологии – сознание, его содержание. Новое – указание на методы исследования сознания. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания).

 экспериментальный метод – интроспекция (в статье 1862 года).

В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи).

В этом, в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а т.ж. в том что будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит его книга “Основы физиологической психологии”, в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений, чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят “Очерки психологии”, в которой В. излагает “трехмерную” теорию чувств. 1900 год – 10 томов “Психологии народов”. 1912 год “Введение в психологию” Идею эксперимента В. позаимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствие отказался от этой идеи. Экспериментом В. считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент, по В., лишь там, где есть приборы, вычисления. В. ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. В. также признавал важность метода интроспекции (прямой метод).

Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент , по В., лишь уточняет данные самонаблюдения. Интр. у В. выглядит следующим образом: экспериментатор и испытуемый сидят в разных комнатах, т.к. нельзя вмешиваться в ход интросп., поэтому же нельзя задавать вопросы.  лабораторный эксперимент. Сложные психические явления В. относил к психологии народов. В основе всех процессов лежат общие закономерности, кот. объективируются. Высшие психические процессы следует изучать по их продукту. Анализ развития культуры – анализ развития человеческого духа в культуре. Был националистом до конца жизни. Мечтал о третьем подъеме Германии. Внес новое в учение об ассоциациях. Асс. – не простая связь.ее продукт – новое качество, которое не сводится к свойствам исходных. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учение о учение о сознании, кот. активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания.  течет во времени. Но В. признает лишь общие закономерности, отрицая индивидуальные различия. В. являлся сторонником теоретической . Практика – не дело . Она не должна вмешиваться в решение практических проблем. Если практике угодно, пускай использует достижения . В. назвал свою психологию волюнтаристской.  как процесс означает, что любое переживание м. рассматриваться как воловой акт (процесс)  моя  – волюнтаризма

9 стр., 4133 слов

Психология возрастных кризисов

... кардинальных изменений, которые очень заметны для окружающих. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ Возрастные кризисов связаны с закономерностью становления психики личности. Процесс познания ... разрешение кризисного состояния, возможно лишь при проведении коррекции поведения взрослого человека. Проведение психотерапии у людей, находящихся в кризисе, заключается в применении самых ...

Элементы сознания: ощущения три свойства: длительность, интенсивность, модальность.

Чувства (элементы) ВОЗНИКАЮТ одновременно с ощущениями 3 х мерная модель чувств: удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение.

Эмоции сложные чувства – результат обьединения нескольких чувств.

Закон организации элементов сознания:

  1. Опыт зависит от внутренних отношений между элементами.
  2. Закон контраста, противоположности усиливают друг друга
  3. Закон гетерогенности —

8 Подходы к изучению элементов сознания

Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”).

В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы — это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства — это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.

9) Основные положения структурализма.

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство.

Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842 — 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890).

Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции — познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно — поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма — разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... - феноменология представляет собой явление, при котором сознание, оказывается во внешних действиях; - психология представляет собой духовную субстанцию. Стоит отметить, что ... сознание и управление им. Укажем о том, что наличие определенных психологических теорий также вызывает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для каждого психологического направления ...

11. Основные позиции и школы функционализма.

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».

Учение об эмоциях: показывает, что «условия» — это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.

Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания

12. Г.Эббингауз, г.Мюллер и изучение памяти

Герман Эббингауз. 1885 – исследование памяти на материалле бессмысленных слогов. Ассоцианизм  смысл – это нечто привходящее, прибавляющеся к элементарным процессам сознания. Интерференция смысла: одни слова запоминаются лучше, другие – хуже. Трехбуквенные слоги (последовательности из разл. кол-ва стимулов) зачитывал под метроном, чтобы каждый слог имел одинаковые “возможности” для того чтобы быть запомненным, а т.ж. для того чтобы иметь возможность изучения зависимости запоминания слогов от скорости прочитывания материалла. Открыл эффект края: стимулы в начале и в конце запоминаются легче, поскольку испытывают “тормозящее”влияние других слогов только с одной стороны. Кривые заучивания и забывания. Процесс забывания постепенно замедляется. Замедлить падение кривой могут разл. факторы, в т.ч. сон, поскольку во время сна нет никакой дополнительной, “тормозящей” деятельности. Закон Йоста (деййствует не только на бессм. материалле): для запоминания лучше повторять материалл часто понемногу.

Мюллер – интерферинционные теории забывания – забывание происходит при взаимодействии нового материала со старым. Влияние на забывание различных психических состояний.

8 стр., 3806 слов

Направление психологии сложившееся в период открытого кризиса. Бихевиаризм

... всю систему представлений о психике. Основу это-го направления  выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название – от англ. behavior, ... научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание "ассоциация идей", изобретенное ...

13. Ф.Брентано, К.Штумпф и психология акта.

Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874).

Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное).

Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д.

14. Общая характеристика вюрцбургской школы психологии. Основатель В-й школы – Освальд Кюльпе. Метод изучения высших психических процессов – “систематическая интроспекция”: Выделение и изучение отдельных фаз в процессе мышления. Изучение мышления в контролируемых условиях. “Испытуемые стали говорить на языке жизни, а представлениям во внутреннем мире отводили лишь подчиненную роль. Описывался процесс понимания, который происходит без представлений, но лишь при посредстве отрывочного внутреннего языка… Мысли явл. не только чистыми знаками для ощущений, они вполне самостоятельные образования, обладающие самостоятельными ценностями, о мыслях можно говорить с той же определенностью, что и о чувственных ощущениях”. В В-й шк. на первый план выступили активность созн., его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т.п. Считали, что в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления).

Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ. Майер и Орт описали цепочки ассоциативных образов в п-ссе мышл., но не обнаружили в интросп. отчетах никаких указаний на то, кАк мысль направляется к своей цели.

Уотт и Ах. Целенапрваленность мышл. определяется задачей или инструкцией, которую испытуемый принял до того, как приступил к решению. Ах ввел понятие “детерминирующая тенденция” – ведущий бессознательный принцип, кот. направляет сознательные процессы по заранее заданному руслу в направлении решения задачи.

15. Предпосылки открытого кризиса в психологии. Оформление основных психологических направлений. В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса – собственно период «открытого кризиса», который продолжался до середины 30-х гг. XX в. И был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теорий.

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи ...

... и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны ... классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии. – третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского ...

Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития науки. Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания психологических знаний, в том числе и экспериментальных методов к различным областям науки и практики – медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовала возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшейся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. Основным содержание периода открытого кризиса и было возникновением новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.

Характерно, что каждое из новых направлений выступало по преимуществу против какого-либо одного из ее аспектов. Общую характеристику разных направлений периода кризиса дал Л.С. Выготский. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое открытие. Мы имеем дело с новым фактическим материалом, который приносится в психологию каждым новым направлением [2].

Процессу распада этих направлений способствовала их взаимная критика, которая помогала быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них.

Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко связаны между собой. Все они исходили из старого понимания сознания.

Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания – вот в чем состояла задача. Ее решение требовало новых методологических ориентировок. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии.

Итак, рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса.

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Джон Уотсон (1878 – 1958), статью которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению.

Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном ситуации бихевиорист мог сказать наперед, какой ситуацией бала вызвана реакция.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.

Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Центральной гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.

Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практике. На ее принципах – в самом общем их понимании и в сочетании с представлениями и подходами из психоаналитических концепций – основывается одно из распространенных направлений современной психотерапии – гештальттерапия, ее основатель Ф. Перлз (1893 – 1970).

Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретаций сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии в последствии изменили свои исходные основания.

16. «Понимающая психология» в.Дильтея и э.Шпрангера

Понимание в диалоге с другим человеком, а не вживание в него, понимание его “правды” в контексте “моей правды” и в соотнесении с нней. Понимание человеческого бытия невозможно без непосредственного участия в разллличных формах этого бытия. Вильгельм Дильтей (1833 – 1911).

Человека можно понять только из истории (историю понимает как историю духа).

В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Понимающая  –  о духе, опирающаяся на метод понимания. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллеккта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловые содержания душевной жизни личности. Они становятся понятными, если мы постигаем направленность данного человека (что для него ценно).

Понимающая психология рассматривает развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей. Описательная  должна стать основой всех наук о духе.

17. Развитие прикладной психологии.

Л. Уитмер Основатель клинической психологии, диагностика, лечение, умственное развитие школьников.

Разработал ряд коррекционных программ. Целостное изучение ребенка , изучал роль окружающей среды. С самого рождения ребенка нужно обеспечивать различным сенсорным опытом. 18. У.Д.Скотт и психология рекламы.

Вклад в психологию бизнеса и рекламы:

1903 – Психология рекламы .

Основные идеи: 1) Органы чувств – зеркало души.

2) Реклама – должна вызывать столько различных образов, сколько может вызывать сам предмет.

3) Потрбители существа иррациональные, ими можно управлять

4) Обращенные к потребителю прямые команды.

5)Идея возвратных купонов.

6) Подбор персонала – основная задача подбор наилучших специалистов. Роль интеллекта – его использование.

7) Проблема мотивации в сфере рекламы и потребления.

19. Х.Мюнстерберг и его вклад в судебную, клиническую и индустриальную психологию.

Психические болезни возникают – из за неспособности приспосабливать свое поведение к окружающей обстановке.

«Никакого подсознания не существует»

Метод психотерапии -устранение негативных мыслей, убрать беспокоющие эмоции, ликвидировать нежелательные привычки.

Судебная психология – проблема предупреждения преступности. Вектимология (профиль преступника) Использование гипноза при допросе.

Использование тестов на интеллект при определении вины.

Изучение психических факторов на решение суда.

Использование физиологических измерений для обнаружения изменения эмоционального состояния.

Индустриальная психология:

  1. Проф подготовка и проф. Отбор.
  2. Управление персоналом
  3. Изучение мотивации
  4. Воздействие условий труда
  5. Стиль руководства.
  6. Отношение между начальником и персоналом
  7. Монотонная работа и ее плохая роль.