Исследование влияния самооценки на тревожность старших до-школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Феномен тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 5

1.2. Понятие самооценки и ее особенности в старшем дошкольном возрасте 13

1.3. Проблема взаимосвязи самооценки и тревожности в детском возрасте 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28

2.1. Организация и методы исследования 28

2.2. Характеристика выборки и интерпретация результатов исследования 35

2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике тревожности и формированию адекватной самооценки старших дошкольников 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

ЛИТЕРАТУРА 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к проблеме влияния самооценки на тревожность у старших дошкольников обусловлено широкой распространенностью феномена повышенной тревожности в конце дошкольного возраста, что связано с изменением социальной ситуации, сменой социальных ролей и ведущей деятельности. Тревожность в этом возрасте еще не является устойчивой чертой характера, но без должных психолого-педагогических мер может оказывать негативное воздействие на становление разных сторон психики ребенка.

Учитывая, что старший дошкольный возраст является важным этапом личностного развития, раннее выявление и коррекция повышенной тревожности у старших дошкольников может рассматриваться как один из важных путей профилактики личностных расстройств и социальной дезадаптации.

Проблему происхождения детской тревожности и ее многофактор-ную природу исследовали В.М. Астапов, А.В. Басов, Дж. Боулби, А.И. Захаров, А.М. Прихожан и др. Ими отмечена тесная связь между уровнем тревожности и самооценки в детском возрасте. При этом наиболее часто заниженная самооценка сопровождается повышенной тревожностью. Но нередко встречаются случаи, когда тревожные дети демонстрируют высокую самооценку, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной изученностью проблемы влияния самооценки на уровень тревожности в старшем дошкольном возрасте, между тем, данные по этой проблеме необходимы для разработки и совершенствования коррекционных программ по снижению тревожности у старших дошкольников с учетом лежащих в ее основе факторов, в частности, такого фактора как самооценка.

19 стр., 9264 слов

Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

... тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние ... операциями, влияющими на их психофизиологические функции; - снижение эмоциональной тревожности; - повышение самооценки; - развитие самосознания; - осознание внутренних ресурсов - улучшение ...

Цель исследования — изучить влияние самооценки на тревожность старших дошкольников.

Объект исследования — особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — влияние самооценки на тревожность стар-ших дошкольников.

Гипотеза исследования: низкая самооценка способствует повышению тревожности у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме тревожности и ее проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме самооценки и ее особенностей в старшем дошкольном возрасте.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме взаимосвязи самооценки и тревожности в детском возрасте

4. Подготовить эмпирическое исследование влияния самооценки на тревожность старших дошкольников: определить базу исследования и группу испытуемых, подобрать психодиагностические методы и методики.

5. Исследовать показатели самооценки и тревожности в группе стар-ших дошкольников и определить влияние их самооценки на тревожность.

6. Составить психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике тревожности и формированию адекватной самооценки старших дошкольников.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа и тестирование с помо-щью проективных методик: «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, «Нарисуй себя», «Лесенка» Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн.

11 стр., 5130 слов

Влияние стилей семейного воспитания на самооценку дошкольников

... перед тем как приступить к исследованию влияния семейного воспитания на развитие самооценки детей дошкольного возраста, необходимо ... Кляйн). Возникает ряд противоречий: - между развитием самооценки дошкольников и изменением содержания воспитания в современной семье, ... почве попустительства); - гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами ...

3. Методы математико-статистического анализа данных.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка № 444 г. Челябинска».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Феномен тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста

Тревожность относится к числу наиболее распространенных эмоцио-нальных проявлений у современного человека. Она может выступать как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности [52, С. 26]. Тревожность как состояние — это нарушения покоя, вызываемые возможными неприятностями или задержкой желательного; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [37, С. 7]; это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [42, С. 5].

Тревожность как личностная черта проявляется склонностью воспри-нимать широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоува-жению и престижу и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [3, С. 9].

Тревожность является наиболее распространенным явлением у дошкольников [19, С. 3]. Отмечают следующие характеристики тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок замкнут, малоактивен, часто плачет, легко обижается, много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, безынициативен, с трудом вступает в контакт. Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза» [3, С. 11].

30 стр., 14892 слов

Психологическая коррекция тревожности детей 5−7 лет средствами семейного консультирования

... А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2009. - 192с. 34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая ... в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Цель – определить стили родительского воспитания. 5. Проективная методика ...

Повышенная тревожность влияет на все сферы ребенка (эмоциональ-ную, когнитивную, волевую, коммуникативную), дезорганизует все виды его деятельности и оказывает затрудняет формирование межличностных контактов. Тревожные дети быстро утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения. Хроническая повышенная тревожность в детском возрасте может являться одним из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на познавательную активность ребенка и на его психическое развитие в целом. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на разви…

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2008. — 380 с.

2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.

4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. — Минск: Высшая школа, 2004. — 102 с.

5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 31−38.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. — М.: Речь, 2007. — 334 с.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

7 стр., 3139 слов

Психология умственно отсталого ребенка

... психологии, 1996.-126 с. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии /Под ред. Проф. У.В. Ульенковой.- СПб.: Питер ... нашей стране. 1. Основная часть. Психология умственно отсталого ребенка 1.1. Особенности развития личности и эмоционально ... читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами ...

8. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.

9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. — М.: Изд-во МПСИ, 2001. — 206 с.

10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребен-ка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. 2006. № 5. — С. 146−149.

11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1: От рождения до поступления в школу: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Владос, 2008. — 366 с.

12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.

13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К. М Гайдар. — М.: Академия, 2003. — 253 с.

14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

15. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб.: Речь, 2002. — С. 176 с.

16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

17. Залученова, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний [Текст] / Е.А. Залученова. — М., 1995. — 24 с.

18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1287 c.

19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Каро, 2006. — 672 с.

20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Заха-рова. — Минск: Изд-во Университетское, 1993. — 320 с.

21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2007. — 784 с.

22. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. — СПб.: Питер, 1998. — 985 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер,2003.-508с 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/Сост.,авт.комм.и послесл. ... с. 6. Куликов Л.С. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Издательство Питер, 2009.   Дополнительная литература: 1 ... показателем хороших способностей? 8. Что обусловливает развитие способностей личности? 9. Что является решающим условием развития способностей? ...

23. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 176 с.

24. Козлова, Е.В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии, 2007. — с. 16−20

25. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М., 1997.

26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

27. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. — 1988, № 10. — С. 8−10.

28. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. — М.: Знание, 1988. — 128 с.

29. Кравцова, М.И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. — 2003, № 19. — С. 6−7.

30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 410 с.

31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.

32. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников [Текст] / Л.В. Макшанцева. — М.: МГППИ. — М., 2000. — 270 с.

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

... сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание. Психология личности - Стр 2 Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет ... , подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть ...

33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М., 2000.

34. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2009. — 640 с.

35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 384 с.

36. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2003. — 688 с.

37. Нуллер, Ю.Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. — 2002. — Т. 4. — № 2. — С. 7−10.

38. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Триволта, 2001. — 380 с.

39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. — М.: Класс, 2005. — 214 с.

40. Попов, Ю.В. Тревожные состояния в Международной классифи-кации психических болезней 10-го пересмотра [Текст] // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2002. — Т. 4. — № 2. — С. 4−6.

41. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001. — 688 с.

42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.

43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996. — 240 с.

44. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ, Еврознак, 2006. — 651 с.

45. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. — СПб: Речь, 2001. — 416 с.

46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

47. Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст] / сост. П.А. Лебедев. — М.: Academia. 2001. — 408 с.

48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

49. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 224−234.

50. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов // Психо-логия эмоций / Сост. Г. М. Бреслав. — М.: Академия, 2004. — 544 с.

51. Славина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура [Текст] / Е.А. Славина // Семейная психология и семейная терапия. — 2001, № 3. — С. 21−24.

52. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. — 575 с.

53. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

54. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Ростов-н/Дону: МарТ, 2001. — 256 с.

55. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2008. — 608 с.

56. Холмогорова, А.Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. — 2000. — № 1. — С. 94−102.

57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. — М.: Смысл, 2007. — Т. 2. — С. 480.

58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: ПитерКом, 2002. — 608 с.

59. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. — СПб.: ЛитРес, 2009. — 464 с.

60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход: пер. с англ. [Текст] / А. Эллис. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.

61. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. — М.: Владос, 2001. — 386 с.

62. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. — 1983, № 8. — С. 55−61.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector