Психология возрастных кризисов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Психология и содержание возрастных кризисов

Глава 2. Роль кризиса в развитии личности

.1 Возрастные кризисы детства

.2 Возрастные кризисы отрочества

.3 Возрастные кризисы взрослости

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Под кризисом понимается острая ситуация, возникающая в результате необходимости принять какое-либо решение, которое является, как правило, важным переломным моментом для личности.

Кризис не является тупиком, он представляет собой лишь совокупность неких противоречий, накапливающихся в жизни людей. Естественно, переживание кризиса явление неприятное, не зависимо от того, в какой области он возник (проблемы со здоровьем, в семье, на работе или в дружеских отношениях).

Люди выбиваются из колеи. Психологи выделяют несколько видов кризисных периодов, которые носят нормативный характер. Через них люди проходят на протяжении всего своего пути. Это такие кризисы, как новорожденности, 1-го, 3-х, 7-ми лет, подросткового периода, кризиса среднего возраста, старости.

Для людей свойственно наличие внутренних резервов (адаптационных свойств), необходимых им для решения возникающих трудностей, часто такие адаптационные свойства не могут помочь человеку справиться с кризисом.

При рассмотрении кризисов в качестве закономерностей развития психики людей, при знании периодичности, причин появления этих кризисов, кризисные ситуации, возможно, предвидеть, соответственно возможным представляется смягчение неизбежных, встроенных в сущность людей кризисов. Возможно и избежание кризисов, являющихся результатами неправильных выборов личности. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы — проанализировать возрастные кризисы развития личности.

Объект работы — онтогенетическое развитие личности.

Предмет работы — психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.

Задачи работы:

. Определить понятие и сущность возрастных кризисов;

. Проанализировать нормативные психические кризисы в разные этапы возрастного развития.

Важная функция кризиса заключается в его влиянии на процесс развития личности. В период кризиса в достаточно короткие сроки идет процесс кардинальных изменений, которые очень заметны для окружающих.

3 стр., 1082 слов

№6 Кризисы возрастного развития Выготского

... для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развития личности. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются основные ... в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, ...

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Возрастные кризисов связаны с закономерностью становления психики личности.

Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития.

По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса.

При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым.

Психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

Анализируя кризисные периоды, психологи выделили содержание психологической сущности процессов развития человека в онтогенезе.

Основными отличиями кризисов, возникающими в процессе жизни человека, являются стабильные периоды, заключающиеся в продолжительности их прохождения, и отличающиеся характеристиками динамик перемен в психике, характером возникновения новообразования.

Возрастные кризисы проходят несколько определенных периодов.

К ним относят предкритическую фазу, заключающуюся в открытии идеальных форм следующих возрастных периодов; критическую фазу, заключающуюся в мифологизации новых идеальных форм, в возникновении конфликтов между желаемыми и возможными, в рефлексии внутреннего ограничителя искомого взрослого периода; посткритическую фазу, заключающуюся в дифференциации отношении к собственной личности, формировании мотиваций для последующих возрастных развитий.

Период возрастного кризиса часто сопровождается возникновением особого синдрома — трудновоспитуемости.

Коррекционная работа при возрастном кризисе основывается не на процессах преодоления симптоматики кризисного состояния, а в увеличении положительных эффектов кризиса, в процессах использования кризисных периодов для разрешения задач онтогенеза.

Во время протекания возрастных кризисов происходит изменение действий и взрослого, и ребенка.

Успешное разрешение кризисного состояния, возможно лишь при проведении коррекции поведения взрослого человека.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой ...

Проведение психотерапии у людей, находящихся в кризисе, заключается в применении самых различных практических методик, которые связаны с процессами вхождения в измененное состояние сознательной сферы человека.

Показатели интенсивности практической психотерапевтической помощи определяются наличием зрелости интеллекта и эмоционально-волевой сферы кризисного человека, его актуальным физическим состоянием.

личность кризис детство взрослость

ГЛАВА 2. РОЛЬ КРИЗИСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

.1 Возрастные кризисы детства

Детский и подростковый возраст характеризуется основными возрастными кризисами, это обусловлено тем, что как раз начальные годы характеризуются накоплением ведущих знаний и восприятием собственной личности, все это является основой процесса включающего дальнейшее позиционирование собственной личности в обществе.

«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.

Само понятие «новорожденный» таит в себе огромный смысл. Новорожденный изначально беспомощен. Многие психологи современности указывают на важность процесса рождения естественным путем, ведь именно этот кризис является самым главным звеном в психическом развитии ребенка.

Официальная статистика доказывает, что дети, рожденные естественным путем, быстрее и эффективнее адаптируются в социуме, чем дети, появившиеся на свет в результате «кесарева сечения», среди которых ярко выраженной особенностью является интровертность.

Люди появляются на земле, уже имея 1-ый жизненный опыт, дающий стимул для дальнейшего психического развития.

Процесс психического развития детей в младенчестве, начинает становиться с первых криков.

Дети криками отвечают на неприятные ощущения, которые связанны с потребностями пищи, сна, тепла.

Если воспитание нормальное, крики со временем переходят в наименее резкий показ отрицательных эмоций — в плач.

Плач означает всякие рода страдания, физические или (конечно позднее) душеное горе. Несколько позже появляется улыбка, выражающая положительные эмоции, которая обычно либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к нему ласковые слова и улыбку взрослого (конец первого — начало второго месяца).

Можно сказать, что проявление улыбки у ребенка вызвана получением впечатлений, связанных с взрослым и постепенно вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплекс оживления. Ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает звуки. Это все есть проявление появившейся потребности общения, первой социальной потребностью ребенка.

В период младенчества уже ярко обнаруживается общая закономерность психического развития. Младенец очень зависим от взрослого, который удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на настроении малыша, к четырем-пяти месяцем он начинает различать своих — чужих, знакомому взрослому радуется, улыбается, лепечет, незнакомый человек может вызвать сильный испуг.

10 стр., 4767 слов

Индустриальные отношения: сущность и тенденции развития

... или, в терминах марксистской традиции, способа производства) и уровнем развития производственных отношений, сколько как отражение объективной, эмпирически верифицируемой тенденции. «Индустриальности» ... основных признаков для возможного определения «индустриального» уровня развития системы производственных отношений могут выступать следующие, вполне подверженные эмпирической экспликации референты: ...

При правильных методах воспитания, общение постепенно перетекает в совместную деятельность взрослого и ребенка — взрослый вводит ребенка в предметный мир, наглядно демонстрирует способы действия с предметом, помогает выполнить желаемое действие, направляя движения малыша.

Дети зависимы от взрослых, это может привести к тому, что процесс отношения ребенка к собственной личности и к реальности будет преломляться через призму его отношения к другому человеку.

Недостаточная любовь и внимание взрослых к детям имеют отрицательное отражение на процессе формирования самооценки детей, в результате этого формируется такой комплекс как «недолюбленность».

Переизбыточное внимание и любовь к малышу, может привести к психологической зависимости ребенка от взрослых (подсознательная нужда в постоянной опеке взрослых).

По мнению Эриксона, этому периоду характерно три линии развития, готовя, одновременно и его кризис:

) ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по-существу, неограниченный для него радиус целей;

) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;

) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.

В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей.

С 1,5 лет важным источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость.

В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого.

Возникновение кризиса 3-х лет происходит в результате появления и проявления волевых качеств детей.

В это время отношения детей с взрослыми могут обернуться тяжелыми испытаниями. Дети начинают сопоставлять свою личность с взрослым, хотят иметь такие же права, исполнять то же действие.

Стремление к деспотизму (встречается в семьях с единственным ребенком).

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное значение ... которых учили плавать уже в первый год жизни, умственное развитие оказалось выше, чем у других детей. И наоборот: у детей, страдающих тяжелым врожденным недугом - детским ...

Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка.

Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.

Это время является главным в процессе становления соотношений доброй воли и полного негатива самоутверждения, кооперативности и своеволия, самовыражения и угодливости.

Основной характеристикой дошкольного периода является игра. Нельзя не упомянуть значение совместной игры — игры со сверстниками или взрослыми, во время совместной игры, моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека, которая в свою очередь имеет сильное влияние на психическое развитие ребенка.

В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением.

Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка.

В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения.

В развитии детей в виде общения с другими детьми, лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть.

Процесс переживаний кризисного периода обостряет восприятие детьми чувств, переживаний другого человека, дети учатся позитивному общению, приемлемым формам обособления собственной личности от окружающего мира.

Период промежуточного кризиса в дошкольном возрасте имеет связь с посещениями детских садов, где дети вынуждены выстраивать отношения с другими детьми.

Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола. К концу дошкольного периода ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми, у него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести.

В психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка.

Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.

6 стр., 2759 слов

Мотивация продавцов в период кризиса

... который тоже требовал некоторого дополнительного персонала… В период кризиса продажи резко упали или прекратились вовсе, предложение ... социальная мотивация; ???? психологическая мотивация. ???? Продавец – это человек (организация), который предлагает товар или услугу в обмен ... т.е. психологически перестроиться из «сытого хозяина жизни» в «голодного рядового сотрудника», чрезвычайно сложно. ...

Кризисный период нуждается в переходе к новым социальным условиям, новому содержанию взаимоотношений, также и в семье. Проблемы подготовленности детей к посещению школы на данный момент не имеют четких решений.

Основная деятельность младших школьников — процесс обучения. Данный возрастной этап играет особую роль для психологии, так как представляет собой новый этап развития психики ребенка.

Подготовка к поступлению в школу, осуществляемая в детских садах, в семье не дает детям полной возможности адаптироваться в школе. Со временем у обучающихся происходит появление своего собственного мнения обо всем, что их окружает.

Довольно большое влияние на процесс психического развития младшего школьника оказывают оценки. Они значительно осложняют жизнь ребенку. Дети понимают, что их положение среди сверстников зависит от оценок, они начинают превращать отметки в знаки, определяющие их место в мире. Соответственно низкие отметки могут травмировать психическое состояние ребенка, создавать комплекс неполноценности. Высокие же отметки могут привести к возникновению зазнайства, высокомерия.

2.2 Возрастные кризисы отрочества

Сегодня предлагаются различные определения рубежа переходного возрастного этапа. Более адекватными очерчены границами данного возрастного периода является периодизация, которую предложил Эльконин. Основа периодизации не физическое развитие, а появление психологического новообразования, обусловленного процессами смены и развития ведущего типа деятельности.

В данной периодизации границы подросткового периода устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте — половое созревание, начала функционирования половых желез. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму гормональную бурю. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Формируется новый образ физического Я.

Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

В одно и тоже время происходит процесс возникновения внешних, объективных проявлений взрослого периода, отношения подростков к собственной личности, как к взрослой. Процесс представления, ощущения своей личности как у взрослого человека свойственен для подросткового периода. Именно эти процессы являются центральными новообразованиями данного возрастного периода.

12 стр., 5536 слов

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ...

... 13] В психологии таким человеком стал Лев Семенович Выготский. Именно он стал революционером в построении теории и изучении развития сознательной личности ребенка. Он своими трудами и ... проблема особенностей психического развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее ...

На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.

На конечном этапе данного возрастного периода, образуется целостная система Я-концепция, являющаяся важным периодом в процессе развития самосознания.

Новообразование начинает проявляться во всем, главным образом меняются внешний облик, манеры подростка. Состояние внешнего вида детей подросткового возраста зачастую представляет собой источник постоянного недоразумения и конфликта с родителями. Взрослые не довольны молодежной модой, ценами на вещи, которые так нужны детям.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые — и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса.

Переживание детьми подросткового кризиса проявляется в виде негатива — бессмысленного противодействия другим, немотивированного противостояния семье, педагогам.

Задачей родителей и педагогов является необходимость включения в проблему ребенка и облегчение жизни подростка на данном возрастном этапе.

Юность наиболее воспеваемый период жизни — самое начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер.

Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей — перед армией.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... позволяет определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят ...

Усложненная жизнь, большие физические нагрузки, беспрекословные подчинения старшему по званию являются для большинства подростков тяжелыми испытаниями.

.3 Возрастные кризисы взрослости

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни». Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Молодость — возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Большое психологическое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко.

Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.

В среднем возрасте, как правило, человек уже достигает того, к чему осознанно стремился — у него четко сформировавшая система ценностей, есть определенное социальное и семейного положения, он психически уравновешен.

Но вот доволен ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное удовлетворение достижение целей, счастлив ли он? Человек начинает думать об этом, задавать себе вопросы, переживать эту ситуацию в своей жизни, так, постепенно он входит в кризис, который характерен для человека в возрасте около 30-35 лет.

16 стр., 7903 слов

Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...

... схему характеристики ребенка. Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. История становления психологии развития. Закономерности психического развития 1. Решите тест: 1. Сензитивный период – это … а) максимальное развитие человеком имеющихся у ...

Кризис среднего возраста — является самой странной и страшной порой в развитии психики людей. Много людей (особенно творческих), не находя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится самое большое количество самоубийств.

Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.

Этот психологический феномен называют кризисом середины жизни (термин введен Левинсоном).

Люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее.

Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума.

Каждый человек в среднем возрасте становится свидетелем исчезновения своих проекций, окончания надежд и прекращения ожиданий; при этом он чувствует, что ему не хватает таланта, интеллекта и мужества. Исчезновение всех проекций приводит к ощущению предательства, неоправданных ожиданий, вакуума и потери смысла жизни. В это же время человек начинает осознавать, что с его телом происходят неизбежные физиологические изменения помимо его воли.

Человек признает, что он смертен и ему обязательно придет конец, при этом он не сможет завершить все, чего так страстно желал и к чему стремился.

Происходит крушение надежд, связанных с инфантильными представлении о своей будущей жизни (власти, богатстве, отношениями с окружающими).

Велики социальные и психологические трудности, с которыми сталкиваются разведенные. К ним относятся преодоление чувства краха, последовавшего за продолжительным периодом личностных трат на другого; утрата привычного образа жизни и вероятная потеря друзей и родственников, сохранивших лояльность к ставшему чужим партнеру.

Стрессы на этой почве в их совокупности приводят к психологической и эмоциональной напряженности. Изменяется также отношение к деньгам и богатству. Для многих женщин экономическая свобода означает материальную поддержку, которую они не получали. Для многих мужчин материальное положение означает нескончаемые ограничения. Во время кризиса «середины жизни» происходит пересмотр и в этой сфере. В протекании кризиса середины жизни у мужчин и женщин обнаружены некоторые различия. Показано, что у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла — брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.

Таким образом, в течение кризиса «середины жизни» возникает и затем возрастает необходимость поиска своего пути, но на этом пути возникают серьезные препятствия.

Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни.

Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серьезные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия.

Симптомы, характерные для кризиса, — скука, смена места работы и/или партнера, заметные проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость.

За этими симптомами скрываются два факта: существование огромной внутренней силы, оказывающей очень сильное давление изнутри, и повторение прежних паттернов поведения, сдерживающих эти внутренние импульсы, однако при этом возрастает сопутствующая им тревога. Когда прежние стратегии все хуже и хуже помогают сдерживать возрастающее внутренне давление, появляется резкий кризис в самосознании и самоощущении.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти.

Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день — одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав соответствующую литературу, отметим, что представление о возрастном кризисе как о факторе, влияющем на становление и развитие личности возникает в исследованиях П.П. Блонского, затем развивается в работах Л.С. Выготского.

Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма развития и становления личности.

Первая ступень формирования личности — это раннее детство.

Так А.Н. Леонтьев, определивший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет — характерному «Я сам!». «Я сам» — говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия.

Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находиться ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития — на рубеже дошкольного детства.

Вторая ступень становления личности ребенка — это кризис 6-7 лет критический возраст характеризуется новым взглядом ребенка на ситуацию действования, на взаимодействия с взрослыми.

Поступление в школу привносит в жизнь ребенка новое, в частности, возникает совершенно специфическая форма совместности ребенка и взрослого — деловое сотрудничество.

Оно предполагает развитие способности ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого по выполнению задания, анализировать предложенное задание.

Третьей ступенью формирования личности является кризисный период одиннадцати-двенадцати лет, называемый переходным периодом, который характеризуется процессом формирования «чувств взрослости» — стремлением быть, казаться и действовать как взрослые люди. В семнадцать лет происходит процесс перехода к взрослому возрастному периоду, Эльконин отмечал, что этому периоду характерно становление индивида как субъекта собственного развития.

Процессу самоопределения свойственно возникновение противоречия, которое переживается как формирование ценностно-смысловых сфер юного человека. Новые социальные условия развития в юности определяются встречей детей с меняющейся действительностью, когда дети открывают для себя особенную, обновленную, но устойчивую форму следующего возрастного периода.

Последней ступенью становления личности является кризис середины жизни, который рассматривается как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями. Для других, напротив, этот процесс может быть болезненным.

Хотелось бы подчеркнуть, что возрастные кризисы оказывают очень важное значение именно на развитие и формирование личности, т. к. специфика развития в критические возраста состоит в том, что в дебюте кризиса ребенка открывается новая идеальная форма и ее отношение к реальной становиться социальной ситуацией развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж, — 1995.

.Выготский Л.С.. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

.Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43 — 52.

.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996 — 187 с.

.Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.

.Драгунова Т. В. Подросток. — М., 1976. — 213 с.

.Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 51 — 63.

.Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — 1989. -№ 1. -С. 37-42.

.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991. — 156 с.

.Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общения с взрослыми // Вопросы психологии. -1975.-№5.-С. 82-99.

.Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. — Сер. 14: Психология. — 1988.-№ 1.-С. 21-28.

.Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. — М., 1988. — 213 с.

.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.

.Рузская А. Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М., 1974. — С. 23 — 32.

.Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 41 — 52.

.Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М., 1997.

.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. — 1991. -№ 2. -С. 37-49.

.Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960. — 193 с.

.Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. — Сер. 14: Психология. — 1978. — № 3. — С. 3 — 12.