Семинар 4-5. Психология человека и труд

Семинар 2. История развития психологических знаний

1. Основные этапы истории психологии в текстах о человеке и обществе, несловесной продукции людей.

2. Первые представления о психике. Философские учения о психике.

3. Развитие психологических знаний с ХVII в.

4. Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-е годах ХIХ в.

o Экспериментальная психология (В Вунд).

o Функциональный подход (У. Джеймс).

o Отечественная научная психология (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин).

o Бихевиоральный поход (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Бандура).

o Теории социального научения (Д. Роттер).

o Психоанализ (З. Фрейд).

Неопсихоанализ (А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни).

o Когнитивный подход в психологии (У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Д. Келли).

o Гуманистические теории личности (Г. Оллпорт, Г.а. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

o Трансперсональный подход (Р. Ассаджиоли, С. Гроф).

o Психогенетический подход (Ч. Тойч).

 

Литература

Ø Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Ø Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Ø Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 688 С.

Ø Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнике проникновения в подсознание собеседника. – М., 1996.

Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

Ø Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

 

 

Ø Абрамов Г.С. Сбоник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

Ø Александров В.В., Алексеев А.И., Горский Н.Д. Анализ данных на ЭВМ (на примере системы СИТО).

– М., 1990.

Ø Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

Ø Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

Ø Основы психодиагностики / Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

Ø Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.. 1999.

Семинар 3.

Основные общие понятия психологии человека как личности

1.Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Функции психики. Психическое отражение. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция. Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... основе функ­ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии ... явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической ...

2. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как личность. Человек как субъект. Человек как индивидуальность. Психология личности. Личность человека как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей. Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Направленность. Потребности.

3. Сознание. Понятие о сознании и его сущность. Сознание как высшая форма психического развития. Происхождение сознания. Сознательное и бессознательное. Структура сознания. Внутренний мир и состояния сознания. Сознание и бытие. Сознание и труд. Сознание и деятельность.

4. Общее понятие о деятельности человека. Разновидности активности человека (уровень реактивности, уровень импульсивности, уровень послепроизвольности).

Потребности человека и мотивация деятельности. Деятельность и установка. Структура деятельности человека. Интериоризация и экстериоризация. Освоение деятельности: знания, навыки, умения. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд).

5. Личность и межличностные отношения. Общее и индивидуальное в психике человека. Воля. Свобода воли. Концепции воли.

Эмоции. Виды эмоций.

 

Литература

Ø Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. // Избранные психологические труды. – М., 1980., т. 1.

Ø Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

Ø Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.

Ø Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., педагогическое общество России. – 1999. – 112 С.

Ø Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995.

Ø Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Ø Гамезо М.В., Домашенко. Атлас по психологии. – М., 2000.

Ø Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., Просвещение, 1999.

Ø Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Ø Психология / Под ред Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005.

Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. ... функциональном развитии. Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; ...

Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М,: Школа-Пресс, 1995.

Ø Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

Ø Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

 

Литература

Ø Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М.: КСП + «ЮВЕНТА», 1999.

Ø Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие по курсу «Возрастная психология». – «Педагогическое общество России», 1999. – 280 С.

Ø Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Ø Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981.

Ø Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга , 1994.

Ø Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

Ø Хьюрлл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб «Питер», Москва – Харьков – Минск, 1997. – 608 С.

 

Семинар 4-5. Психология человека и труд.

1. Формирование и развитие личности: Социализация, социальная роль, социальный статус, социальные роли. Реасоциализация.

2. Эпигенетическая теория развития личности по Э. Эриксону. Жизненные кризисы.

3. Психологические признаки труда: мысленное предвосхищение социально-ценного результата; сознание обязательности достижения ценного результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межличностных производственных отношениях.

4. Личностные качества человека и требования труда. Понятие профессиональной пригодности: гражданские качества; отношения к труду, профессии (склонности, интересы и пр.); дееспособность общая (физическая, психическая, умственная); единичные, частные и специальные способности; навыки; опыт; выучка. Внутренние условия деятельности профессионала.

5. Функциональное состояние. Подходы к определению функционального состояния. Методы диагностики функционального состояния. Состояние относительного покоя. Предрабочее состояние, состояние врабатывания, оптимальное рабочее состояние. Состояние парабиоза. Проблемы определения функциональных состояний.

6. Понятие здоровья. Психическое, психологическое, социальное здоровье. Нормы здоровья. Стресс и пограничные состояния. Классическая теория стресса Г. Селье. Дистресс и эустресс. Стадии развития стресса. Физиологический и психологический стресс. Адаптационная реакция. Адаптация. Хронобиологический подход к оценке психологии здоровья детских популяций. Работоспособность – интегральный показатель психического состояния здоровья и адаптированных резервов различных возрастных групп.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура ... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. ...

7. Понятие и особенности синдрома сгорания (выгорания).

Асимметрия ответственности, дефицит времени, ролевой конфликт, карьерный рост, риск принятия решения, и уровень притязаний относительно учебной успешности.

 

Литература

Бехтерева Н.П. О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. – СПб.: Нота-Бене, 1997.

Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3- изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 400 с.

Судаков К.В. Функциональные системы организма. – М.: Медицина, 1987.

Иванова Е.И. Психотехнология изучения человека трудовой деятельности. –

Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.

Маркова А.К. Психология профессионала. – М., 1996.

 

Семинар 6. Педагогика как наука

1. Предмет педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. цели образования и воспитания.

2. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

3. Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен, образование как педагогический процесс. Система образования в России. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Управление образовательными системами.

 

Семинар 7-8. Педагогический процесс

1. Понятие о педагогическом процессе. Образовательная, воспитательная, развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе

2. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

4. Программированное обучение. Проблемное обучение и деловые игры. Производственно-профессиональное обучение. \

5.Педагогическое общение. Стили педагогического общения: автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный. Модели коммуникативного поведения преподавателя: диктаторская («Монблан»), неконтактная («Китайская стена»), дифференцированного внимания («Локатор»), гипорефлексная («Тетерев»), гиперрефлексная («Гамлет»), негибкого реагирования («Робот»), авторитарная («Я-сам»), активного взаимодействия («Союз»).

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности ... человеческой расы. Формирование личности - это, как правило, начальный этап становлення личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних ...

Семинар 9. Семья как институт воспитания

И развития личности

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Понятие о семейном воспитании и его роль. Личность родителей как первых воспитателей ребенка.

Творческий проект.

Литература

1. Абрамов Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.

3. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М.: КСП + «ЮВЕНТА», 1999.

4. Александров В.В., Алексеев А.И., Горский Н.Д. Анализ данных на ЭВМ (на примере системы СИТО).

– М., 1990.

5. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. // Избранные психологические труды. – М., 1980., т. 1.

6. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

8. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997.

9. Бернс Р. Развитие «Я-концепции». М., 1987.

10. Бехтерева Н.П. О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. – СПб.: Нота-Бене, 1997.

11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

12. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

13. Братусь Б.С. Аномалии личности. –

14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петоровского. – М., 1977. – С.361-365.

16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. Соч. Т. 3. М., 1983.

17. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

19. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие по курсу «Возрастная психология». – «Педагогическое общество России», 1999. – 280 С.

20. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.

21. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.

22. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

23. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

24. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., педагогическое общество России. – 1999. – 112 С.

25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

26. Иванова Е.И. Психотехнология изучения человека трудовой деятельности. – М.. 1992.

27. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

28. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... психология человека дробится тем самым на множество отдельных психологии для специфических условий жизнедеятельности человека. Например, инженерная психология исследует психические особенности взаимодействия человека с  техникой, социальная психология изучает механизмы взаимодействия людей ... совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. ...

29. Климов Е.А. Введение в психологию М., 1992.

30. Климов Е.А. Основы психологии. – М. «Культура и спорт», Издательское объединение «ЮНИТИ». 1997. – 295 С.

31. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.

32. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. //Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С. 41-49.

33. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.: Питер, 2000. – 357 С.

34. Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995.

35. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. 2-изд. – М., Смысл; Академический проспект, 1999. – 279 С.

36. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981.

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

38. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга , 1994.

39. Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

40. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

41. Маркова А.К. Психология профессионала. – М., 1996.

42. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3- изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 400 с.

43. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. //Вопросы психологии. – 1988. — №3. – С.71-78.

44. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

45. Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 688 С.

46. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. 3-е изд., кн. 1. – М., ВЛАДОС, 1998. – 688 С.

47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – «Педагогическое общество России», 1999. – 442 С.

48. Основы психодиагностики /Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

49. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнике проникновения в подсознание собеседника. – М., 1996.

50. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. Учебное пособие. – СПб Издательство Михайлова В.М., 1993. – 301 С.

51. Педагогическая и возрастная психология. М., 1988.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

52. Рубинштейн С.В. Основы общей психологии. (Серия «Мастера психологии») – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 С.

53. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

54. Современная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.. 1999.

55. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

56. Судаков К.В. Функциональные системы организма. – М.: Медицина, 1987.

57. Хьюрлл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб «Питер», Москва – Харьков – Минск, 1997. – 608 С.

 

 

58. Абрамов Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

59. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.

60. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М.: КСП + «ЮВЕНТА», 1999.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

61. Александров В.В., Алексеев А.И., Горский Н.Д. Анализ данных на ЭВМ (на примере системы СИТО).

– М., 1990.

62. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. // Избранные психологические труды. – М., 1980., т. 1.

63. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995.

64. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

65. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997.

66. Бернс Р. Развитие «Я-концепции». М., 1987.

67. Бехтерева Н.П. О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. – СПб.: Нота-Бене, 1997.

68. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

69. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

70. Братусь Б.С. Аномалии личности. –

71. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

72. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петоровского. – М., 1977. – С.361-365.

73. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. Соч. Т. 3. М., 1983.

74. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

75. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

76. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие по курсу «Возрастная психология». – «Педагогическое общество России», 1999. – 280 С.

77. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.

78. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.

79. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

80. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

81. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., педагогическое общество России. – 1999. – 112 С.

82. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

83. Иванова Е.И. Психотехнология изучения человека трудовой деятельности. – М.. 1992.

84. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

85. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

86. Климов Е.А. Введение в психологию М., 1992.

87. Климов Е.А. Основы психологии. – М. «Культура и спорт», Издательское объединение «ЮНИТИ». 1997. – 295 С.

88. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.

89. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. //Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С. 41-49.

90. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.: Питер, 2000. – 357 С.

91. Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995.

92. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. 2-изд. – М., Смысл; Академический проспект, 1999. – 279 С.

93. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

95. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга , 1994.

96. Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

97. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

98. Маркова А.К. Психология профессионала. – М., 1996.

99. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3- изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 400 с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это ... во втором -на основе сравнения результата по отношению к результатам других людей, причем нередко в определенном временном срезе (ориентация на «результативность»). Результаты ...

100. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. //Вопросы психологии. – 1988. — №3. – С.71-78.

101. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

102. Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 688 С.

103. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. 3-е изд., кн. 1. – М., ВЛАДОС, 1998. – 688 С.

104. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – «Педагогическое общество России», 1999. – 442 С.

105. Основы психодиагностики /Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

106. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнике проникновения в подсознание собеседника. – М., 1996.

107. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. Учебное пособие. – СПб Издательство Михайлова В.М., 1993. – 301 С.

108. Педагогическая и возрастная психология. М., 1988.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

109. Рубинштейн С.В. Основы общей психологии. (Серия «Мастера психологии») – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 С.

110. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

111. Современная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.. 1999.

112. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

113. Судаков К.В. Функциональные системы организма. – М.: Медицина, 1987.

114. Хьюрлл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб «Питер», Москва – Харьков – Минск, 1997. – 608 С.

 

Вопросы к экзамену/зачету

Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук.

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и субъекта

3. Понятие психики. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психически свойства. Функции психики. Психика и организм.

4. Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитидуальный), эмпирические (анкета, опрос, беседа, наблюдение, библиографический, интервьирование, эксперимент лабораторный и естественный, тесты, социометрия, контент- аниализ), статистической обработки, интерпретации. Надежность, стандартизация и валидность методологии и методики исследования. Проблема репрезентативности.

5. Основные этапы истории психологии в текстах о человеке и обществе, несловесной продукции людей. Психологические концепции. Первые представления о психике. Философские учения о психике.

6. Развитие психологических знаний с ХVII в. Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-е годах ХIХ в. Экспериментальная психология (В Вунд).

Функциональный подход (У. Джеймс).

7. Отечественная научная психология (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин).

8. Бихевиоральный поход (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Бандура).

9. Теории социального научения (Д. Роттер).

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией — различные процессы, состояния и свойства человека, имеющие ...

Психоанализ (З. Фрейд).

Неопсихоанализ (А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни).

10. Когнитивный подход в психологии (У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Д. Келли).

11. Гуманистические теории личности (Г. Оллпорт, Г.а. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

12. Трансперсональный подход (Р. Ассаджиоли, С. Гроф).

13. Психогенетический подход (Ч. Тойч).

14. Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психическое отражение. Основные функции психики. Психика и организм.

15. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция. Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы.

16. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как: личность. Субъект, индивидуальность.

17. Психология личности. Личность человека как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей. Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Направленность. Потребности.

18. Сознание.Понятие о сознании и его сущность. Сознание как высшая форма психического развития. Происхождение сознания. Сознательное и бессознательное.

19. Структура сознания. Внутренний мир и состояния сознания. Сознание и бытие. Сознание и труд. Сознание и деятельность.

20. Общее понятие о деятельности человека. Разновидности активности человека (уровень реактивности, уровень импульсивности, уровень послепроизвольности. Потребности человека и мотивация деятельности.

21. Деятельность и установка. Структура деятельности человека. Интериоризация и экстериоризация. Освоение деятельности: знания, навыки, умения. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд).

22. Личность и межличностные отношения. Общее и индивидуальное в психике человека. Воля. Свобода воли. Концепции воли.

23. Психологические особенности развития человека от рождения до старости.

24. Жизненный цикл развития человека: развитие нервной системы, физическое, половое, когнитивное развитие.

25. Формирование и развитие личности. Социализация, социальная роль, социальный статус, социальные роли. Реасоциализация.

26. Эпигенетическая теория развития личности по Э. Эриксону. Жизненные кризисы.

27. Психологические особенности возрастных периодов.

28. Психологические признаки труда: мысленное предвосхищение социально-ценного результата; сознание обязательности достижения ценного результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межличностных производственных отношениях.

29. Личностные качества человека и требования труда. Понятие профессиональной пригодности: гражданские качества; отношения к труду, профессии (склонности, интересы и пр.); дееспособность общая (физическая, психическая, умственная); единичные, частные и специальные способности; навыки; опыт; выучка. Внутренние условия деятельности профессионала.

30. Функциональное состояние. Подходы к определению функционального состояния. Методы диагностики функционального состояния. Состояние относительного покоя. Предрабочее состояние, состояние врабатывания, оптимальное рабочее состояние. Проблемы определения функциональных состояний.

31. Предмет педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. цели образования и воспитания.

32. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, самовоспитание, самообразование,

33. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

34. Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен, образование как педагогический процесс.

35.Понятие о педагогическом процессе. Образовательная, воспитательная, развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

36.Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

37. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

38. Психологические концепции обучения. Программированное обучение.

39. Проблемное обучение и деловые игры.

40. Производственно-профессиональное обучение.

41. Педагогическое общение. Стили педагогического общения: автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный.

42. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Понятие о семейном воспитании и его роль. Личность родителей как первых воспитателей ребенка.