Утверждено на заседании 2

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии ИХО

Утверждено на заседании

кафедры

«_____»_________2007г.

(протокол №___)

Рабочая программа педагогической практики студентов4курса

очной формы обучения

специальность 032800 Культурология

факультет

Составители:

Самара 2007

  1. Рабочая программа педагогической практики

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Культурология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Минобразования и науки РФ «14» 11 2005 г. Практика для студентов 4 курса дневной формы обучения по специальности «Культурология» проводится с отрывом от учебного процесса. Практика проводится в 8 семестре общей продолжительностью 4 недели

Производственная практика студентов высшего учебного заведения является неотъемлемой частью образовательного процесса, её основное назначение — закрепление и углубление полученных знаний, выработка системы профессиональных умений и навыков, овладение первоначальным опытом или совершенствование опыта предыдущей педагогической деятельности.

Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, задания для проведения учебно-научного исследования студентов, список рекомендованной литературы.

Программа может быть использована преподавателем для упорядоченной организации педагогической практики студентов. Предлагаемая учебная программа отражает современные представления об основных принципах интегральной подготовки будущих учителей хореографии.

13 стр., 6498 слов

Программа психолого-педагогической практики по специальности ...

... №____от___________ 200__г.) Зав. кафедрой_______________ Председатель совета____________ Пояснительная записка Программа психолого-педагогической практики студентов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Организация работы ...

Изученный на теоретических курсах материал отрабатывается студентами в период практики. Так в содержании практики отражены изучаемые в курсе дисциплин «Психология» и «Педагогика» знания о психических познавательных процессах, психологических особенностях личности, эмоционально-волевой сфере ребенка, возрастных закономерностях и особенностях развития школьников, психологии учебной деятельности, воспитания.

  1. Цель и задачи педагогической практики

Содержательно-практическая сторона педагогической практики определяется ее целью и основными задачами:

Цель: формирование операциональной готовности студентов-кльтурологов к педагогической деятельности.

Программа педагогической практики ориентирована на решение задач

— формирования практических умений грамотно анализировать педагогические ситуации,

— видеть специфические проявления поведения, деятельности, системы отношений, обусловленные, возрастными, индивидуально-личностными особенностями учащихся.

— овладению навыками учебно-исследовательской деятельности.

Педагогическая практика является обязательным условием формирования профессионального самосознания будущего учителя. Студенты подготовлены к осуществлению целостного и одновременно индивидуально-личностного психолого-педагогического воздействия на ребенка.

  1. Требования к уровню освоения педагогической практики

Усвоение студентами интегральных знаний по специальной педагогики и психологии должно приводить к появлению у них новых профессиональных характеристик, компетенций. Данная практика ориентирована на формирование инструментальной компетентности: владение методами методов научно-исследовательской работы адаптивной компетентности: способность применять знания, полученные в курсе «Психология» в практике работы на хореографических занятиях.

В основу компетенций будущих учителей хореографии, положены квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть студент в процессе обучения.

Студент должен знать:

— методики изучения социально-психологических процессов;

— методологию проведения учебно-исследовательской работы.

В результате педагогической практики студенты должны овладеть умениями:

— планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование;

— определять и изучать возрастные и индивидуально-личностные особенности психики учащегося.

Продолжительность практики: 4 недели с отрывом от учебного процесса.

База практики: муниципальное образовательное учреждение — школа № 13

Отчетность: отчет о составлении и апробировании тестовых заданий; отчет об изучении межличностных отношений в классе; методическая разработка классного часа по тематике профориентации.

Объем педагогической практики

    В подготовке учителя по специальности «Культурология», дневное отделение

    Виды учебной работы

    Объем

    дисциплины (час)

    Педагогическая практика (4 курс, 8 семестр)

    92

    Общая трудоемкость

    22

    Семестры и вид отчетности

    Семестр

    Вид отчетности

    2 курс, 4 семестр

    дифференцированный зачет

    1. Содержание педагогической практики

    4.1. Составление тестовых заданий

    Составление тестовых заданий — один из важнейших этапов в процессе создания теста. Один из ведущих принципов составления заданий — принцип конгруэнтности, Т.е. соответствия содержания заданий проверяемой области содержания. Разработчики должны четко представлять, какой конкретный элемент содержания или умение проверяет каждое задание. С помощью задания проверяется что-то одно. Неправильно считать, что лучше составлять задания на проверку нескольких знаний. Неопределенность предмета измерения может привести к двусмысленности формулировки, что ухудшает качество самого теста и влияет на результаты измерения.

    В зависимости от целей тестирования и содержания проверяемой дисциплины выбираются оптимальные формы тестовых заданий. Разработчик может использовать в тесте задания только одной формы, например, закрытые задания, а также сочетать в тесте несколько различных форм (например, КИМ ЕГЭ, ЦТ).

    Выбор форм во многом зависит от технологии проверки, сбора и обработки результатов, материального обеспечения.

    Легче всего проверять задания в закрытой форме, так как существует компьютерная технология проверки и обработки результатов. Сложнее всего проверять задания открытой формы со свободно развернутым ответом, где необходимо привлечение экспертов. А это увеличивает время на проверку и материальные затраты.

    Составление задания начинается с формулировки основной его части. Отечественные текстологи не пришли к единому мнению, в какой форме — в форме вопроса или утверждения — это лучше делать. Б.С.Аванесов считает, что именно утверждение позволяет четко и логично сформулировать проблему перед испытуемым. «Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса. Б тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слови знаков для выражения требуемого смысла, значения интонации». Но зарубежный опыт использования тестов показывает, что и вопрос в задании используется часто. Так по рекомендациям Голландского института CITO при составлении тестовых заданий лучше применять прямые вопросы. Мы считаем, что формулировка может даваться как в виде утверждения, так и в виде вопроса и присоединяемся к мнению А.Н.Майорова: «Хорошо сформулированное задание в вопросительной форме ничем не уступает хорошо сформулированному вопросу в форме утверждения. …необходимо выбирать ту форму, которая будет максимально понятна для испытуемых …».

    При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать ряд правил и требований, о которых мы говорили выше, когда анализировали различные формы заданий.

    Рекомендуется начинать составление задания с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов на задание.

    В заданиях закрытого типа при подборе дистракторов (варианты ответов) надо помнить о том, что все дистракторы должны быть равно привлекательны. Подбор дистракторов — достаточно сложная задача. Иногда для их создания можно использовать неправильные ответы самих учащихся. На предварительном тестировании испытуемым даются задания в открытой форме на дополнение. Систематические ошибки учащихся при выполнении задания и будут правдоподобными дистракторами.

    Составителями тестовых задания могут быть как отдельные авторы, так и коллектив разработчиков. Тестовые задания для КИМов ЕГЭ составлялись на конкурсной основе ведущими специалистами в определенной области, методистами, учителями-предметниками.

    При создании тестовых заданий необходимо учитывать, что в процессе экспертной оценки и апробации теста часть заданий придется убрать как несоответствующие определенным характеристикам. Поэтому для предварительного тестирования готовят заданий в 2, а то и в 3 раза больше, чем потом войдет в конечный вариант теста.

    2.Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий

    После того как разработчики представили множество тестовых заданий

    проходит процедура экспертного анализа содержания и формы экспертных заданий. Для экспертизы привлекаются независимые специалисты, компетентные в данной области, которые не имели отношения к разработке теста. Число специалистов варьируется в зависимости от целей и масштабности тестирования. Для анализа тестов локального использования (одна школа, институт) достаточно 2 эксперта; для тестов, рассчитанных на массовое тестирование, привлекаются 3-5 экспертов, чтобы повысить эффективность процедуры экспертизы.

    Прежде всего, эксперт анализирует каждое тестовое задание. Он определяет, соответствует ли содержание задания содержанию проверяемого материала, для этого он сравнивает содержание задания с заявленной спецификацией по предмету, перечнем требований или элементами содержания, которые подвергаются проверке. Эксперт оценивает уровень сложности (уровень базовости) задания, Т.е. содержание задания соотносится с уровнем подготовленности. Эксперт также определяет степень значимости задания, что необходимо для выявления необходимости включения какого-либо задания в тест. В тест включаются только те задания, которые направлены на проверку важных, ключевых элементов содержания. Тестовые задания оцениваются и с точки зрения корректности формулировок основной части и ответов. Отмечаются неудачные задания, которые не соответствуют предъявляемым требованиям, например, задания, которые содержат двусмысленные формулировки, предполагают неоднозначный или частично правильный ответ, и др.

    Свои оценки эксперт вносит в специальную таблицу, в которой фиксируются различные характеристики тестового задания.

    Приведем таблицу, которая предлагается М.Б.Челышковой.

    № задания

    1

    2

    3

    №правильного ответа

    № требования (одного или нескольких)

    Уровень базовости (Б/П/С)

    Значимость содержания (0,1,2,3)

    Ожидаемый процент выполнения испытуемыми с

    удовлетворительной подготовкой (традиционная

    оценка 2 и 3)

    Ожидаемый процент выполнения испытуемыми

    выборки (традиционная оценка 4)

    Ожидаемое время выполнения задания, мин.

    Неудачные задания

    Комментарии о качестве заданий

    А.Н.Майоров знакомит с западной формой проведения экспертизы (скрининг), которая предполагает систематическую проверку всех сторон задания.

    Эксперт может работать не только с множеством тестовых заданий, которые проходят конкурсный отбор, но и с тестом в целом. При этом обращается внимание на следующие качества теста. Во-первых, определяется, насколько полно тест (варианты теста) охватывает требования к уровню освоения проверяемого предмета (для оценки привлекаются данные 3 графы табл. Челышковой).

    Во-вторых, оценивается правильность пропорций содержания теста, Т.е. соответствует ли предложенное количество заданий важности различных аспектов области содержания. Может возникнуть ситуация, когда в тесте появля­ется много заданий, нацеленных на проверку незначимых элементов знания или умений. Например, легче составлять задания на проверку знаний фактического материала. В-третьих, тест проверяется на соответствие спецификации. При этом определяется доля заданий, не предусмотренных спецификацией по содержательным или деятельностным аспектам.

    В конце всей работы эксперт представляет заключение о качестве теста (тестовых заданий), в котором даются рекомендации по корректировке и улучшению содержания теста.

    По результатам экспертной оценки разработчиками проводится корректировка тестовых заданий и доработка теста в целом

    2.1. Гипотетическая спецификация теста

    Каждый тест должен сопровождаться спецификацией, Т.е. его описанием, где указываются цели тестирования, для кого этот тест предназначен, содержание проверки, процентное соотношение заданий по различным разделам и видам деятельности, используемые формы заданий, рекомендуемое время выполнения. Спецификация теста разрабатывается с учетом нормативных документов и образовательных стандартов, которые используются при планировании содержания теста. Структура теста в спецификации представлена в виде таблицы.

    Развернутая спецификация теста, составленная под руководством Г.С.Ковалевой (применялась в 1998 — 1999 годах для создания аттестационных центров Российского центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений).

    1. Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер применения теста.

    2. Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников), используемых при планировании содер­жания теста.

    3. Описание общей структуры теста, включающая перечень субтестов (если они есть) с указанием подходов к их разработке.

    4. Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

    5. Число параллельных вариантов теста.

    6. Вес каждого задания, рекомендуемый автором теста.

    7. Рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест,

    среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы.

    8. Соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности школьников.

    9. Рекомендации по контингенту учащихся для апробации теста.

    10. Охват требований стандартов (для аттестационных тестов).

    11. Перечень требований, не вошедших в тест (для аттестационных тестов).

    12. Рекомендуемая автором стратегия расположения заданий в тесте.

    На этом же этапе планируется длина теста, которая устанавливается в зависимости от целей тестирования, объема проверяемого содержания и возраста испытуемых. В качестве первоначальной длины теста предлагается 60-80 заданий из расчета — общее время тестирования 1,5 — 2 часа в среднем по 2 минуты на задание. В процессе работы над тестом, его апробации длина теста может меняться.

    Гипотетическая спецификация теста

    А — знание понятий, определений, терминов;

    В — знание законов и формул;

    С — умение применять законы и формулы для решения задач;

    D — умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

    Е — умение проводить оценочные суждения.

    Планируемые к проверке знания и умения

    Содержательные линии (разделы)

    дисциплины

    Суммарное число по каждому пункту

    1

    11

    111

    IV

    (20%)

    (10%)

    (30%)

    ( 40%)

    1

    А (10%)

    1

    1

    2

    2

    6

    2

    В (20%)

    2

    1

    4

    5

    12

    3

    С (30%)

    4

    2

    5

    7

    18

    4

    D (30%)

    4

    2

    5

    7

    18

    5

    Е (10%)

    1

    2

    3

    6

    Итого:

    12

    6

    18

    24

    60

    Содержание предмета

    Предполагаемая деятельность испытуемого

    Репродуктивный уровень

    Продуктивный

    уровень

    Знание определений, фактологичес-кого материала, и т.п.

    Применение знаний в знакомой ситуации по образцу

    Применение знаний в незнакомой ситуации

    Общеобразовательная часть теста (40 заданий), из

    них:

    8 заданий

    (20%)

    24 задания

    (60%)

    8 заданий

    (20%)

    Раздел программы (l0 заданий 25%) темы 1-5

    2 задания

    б заданий

    2 задания

    Раздел программы (8 заданий 20%) темы х-х

    1 задание

    5 заданий

    2 задания

    Раздел программы (l6 заданий, 40%) темы х-х

    3 задания

    10 заданий

    3 задания

    темы х-х

    темы х-х

    Углубленная часть

    теста (20 заданий) темы х-х

    4 задания (20%)

    16 заданий (80%)

    Краткая спецификация итогового теста

    2.2 Проведение пробного тестирования и установление качества показателей теста Характеристики тестовых заданий План:

    1. Составление матрицы, приведение к треугольному виду, анализ неверных профилей, Задания выполняются в программе Microsoft Excel.

    1. Составление матрицы, приведение к треугольному виду, анализ неверных профилей.

    Отработанные бланки ответов, на тест. (Перед занятием необходимо было протестировать испытуемых по своему тесту).

    Ход работы:

    1) Заполнить матрицу результатов тестирования. (Использовать образец из файла Приложение1.xls).

    1. Удалить все строки и столбцы, состоящие только из 1 или только из 0.
    2. Подсчитать индивидуальные баллы испытуемых и количество правильных ответов испытуемых на каждое задание теста.
    3. Привести матрицу к треугольному виду: для этого производят перестановку столбцов, располагая задания по убыванию числа правильных ответов на них. Затем сортируют строки по возрастанию индивидуальных баллов испытуемых.
    4. Посчитать количество ошибок в каждом профиле ответов.

    4.2.Изучение межличностных отношений в классе (социометрическая методика)

    Цель: исследование личных эмоциональных и деловых непосредственных отношений в группе, определение положения испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит.

    Ход выполнения: Каждому члену класса (группы) предлагается анкета из 5 вопросов для старших классов и из 3 — для младших, позволяющая выяснить эмоциональные и деловые выборы и отклонения каждого ученика.

    Перед началом исследования члены класса подписывают анкеты. Зачитывается инструкция:

    «Ребята! Ваш класс существует уже давно. Вы хорошо узнали друг друга. Вы можете высказаться о своих отношениях. Предлагаем Вам анкету из 5 вопросов. Ответ на каждый вопрос запишите в анкете. В каждом ответе запишите только 3 фамилии своих одноклассников. Будьте внимательны! В вопросах есть частица НЕ. Закончил работу — сдай анкету! Тихо выйди из класса».

    Проверка усвоения инструкции. Вы внимательно слушали. Дайте ответ: Сколько вопросов в анкете? Сколько фамилий нужно написать в каждом ответе? Будьте внимательны! Что есть в вопросах? Молодцы! Возьмите анкету и ручку. Тишина! Начинайте работать.

    Обработка полученных данных. Полученные от членов класса письменные ответы переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Матрица устроена следующим образом. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются члены исследуемой группы в одном и том же порядкенеизменными номерами).

    В строках социометрической матрицы условными знаками отмечаются выборы и отклонения, сделанные данным членом группы. Взаимные выборы обводятся кружками. В нижней строке матрицы представляется сумма выборов, полученных каждым членом класса (группы), в крайнем правом столбце — сумма выборов, сделанных каждым членом класса (группы), а также количество взаимных выборов.

    Классификация членов группы по уровню социометрического статуса. Данные социометрического обследования группы, представленные в виде матрицы и социограмм, дополняются социометрическими индексами, количественно характеризующими группу. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности. Он определяется по формуле

    n- индекс групповой сплоченности;

    SBB— сумма взаимных выборов, участниками данной группы;

    Smax— максимально возможное число взаимных выборов в группе (оно устанавливается

    по формуле

    где n число участников опроса

    Ранжирование участников грцппы апо социометрическому статусу производится по следующей формуле

    Р- индекс положения ребенка

    (+na), (-nb)- количество участников опроса, избравших или отвергших данную личность;

    N- численность коллектива.

    Участники опроса делятся на пять групп

    Шкала статусов

    (в исследованиях, где лимит разрешенных выборов составлял 3, была принята следующая шкала)

    NQ

    Категория статуса

    Число полученных

    Индекс положения

    выборов

    I.

    «Звезды»

    6 и более

    (+0,20) и больше

    11.

    «Предпочитаемые»

    3-5

    (+0,05) до (+0,19)

    (+0,04) до (-0,04)

    III.

    «Непринятые»

    1-2

    (-0,05) до (-0,19)

    О

    (-0,20) и меньше

    IV.

    «Изолированные»

    О

    (-0,20) и меньше

    Члены группы с благоприятным статусом (1, 2); члены группы с неблагоприятным статусом (3, 4).

    Карта групповой дифференциации (социограмма-мишень)

    Более наглядную картину о психологической структуре класса, о месте каждого ученика в этой структуре, о разных типах отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы — социограммы. Социограммы бывают нескольких видов: групповые — представляют систему взаимоотношений в целом (масштабная социограмма; социограмма-мишень), индивидуальные – отношения внутри группировки, или между отдельными членами группы.

    На масштабной социограмме члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени.

    Для построения карты групповой дифференциации следует начертить четыре концентрические окружности и разделить их вертикальной чертой на две половины. Справа будут располагаться символические изображения мальчиков в виде квадрата с порядковым номером ученика, слева — соответствующие изображения девочек — кружок с номером.

    Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов. Они отмечается в центре социограммы — «Звезды». Остальные участники группы располагаются в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. В поле последнего кольца мишени располагаются те члены группы, которых не выбрал никто (сами же они выбрали кого-то).

    Это — «пренебрегаемые» участники группы. Наконец, за пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены груп­пы, которых не выбрал никто и которые сами никого не выбрали. Это так называемые «изолированные».

    Далее следует соединить прямыми линиями символические изображения учеников, взаимно выбравших друг друга. Социограммы для выборов и для отклонений можно строить отдельно, также их можно отделять по критериям — отдельно эмоциональный, отдельно деловой (отличия оформляются цветом).

    Мы предлагаем построить социограммы-мишени отдельно для деловых и отдельно для эмоциональных выборов.

    Бланки анкет и таблиц для проведения и обработки социометрии Анкета для младших классов

    Фамилия ___________________Имя________________

    1. Кого из своих одноклассников ты пригласили бы на свой День рождения:

    1.

    2.

    3.

    2. С кем из одноклассников ты бы согласился очутиться на необитаемом острове:

    1.

    2.

    3.

    3. К кому из одноклассников ты обратишься за помощью в учебе:

    1.

    2.

    3.

    Анкета для старших классов

    Фамилия ________________Имя_________________

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    1. Кого из своих одноклассников Вы пригласили бы на свой День рождения:

    1.

    2.

    3.

    2. С кем из одноклассников Вы не хотели бы очутиться на необитаемом острове:

    1.

    2.

    3.

    3. К кому из одноклассников Вы обратитесь за помощью в учебе:

    1.

    2.

    3.

    4. С кем из одноклассников Вы не хотели бы заниматься уборкой класса:

    1.

    2.

    3.

    5. С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свое свободное время:

    1.

    2.

    3

    Условные обозначения.

    «+»

    Знак выбора

    +

    Знаки делового критерия синего цвета.

    «»

    Знак отклонения

    +

    Знаки эмоционального критерия — красного.

    В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то в матрице со-

    ответствующий знак (+ или -) заключается в кружок того же цвета, который харак-

    теризует критерий выбора.

    Условные обозначения.