6.Структура и содержание практики

  1. Трудоёмкость практики

Таблица 1

Разделы (этапы) практики

Трудоёмкость

Форма текущего контроля

Зач. Ед.

Часов**

Кол-во дней

Всего

Практической работы

Самостоятельной работы

Общая трудоемкость по Учебному плану

9

324

240

84

30

Организационный этап.Знакомство с базой практики. Планирование научно-исследовательской работы, включая ознакомление с тематикой исследовательских работ и выбор темы исследования; планирование выполнения программы практики.

1,6

45

40

5

Учебный этап.Подготовка обзора литературы по теме исследования. Написание реферата по теме исследования. Проведение научно-исследовательской работы. Оформление дневника практики.

2,97

214

160

54

20

Обсуждение хода научно-исследовательской работы, корректировка плана научно-исследовательской работы. Обобщение материала практики, подготовка отчета о проведенной научно-исследовательской работе.

0,47

34

24

10

3

Подведение итогов, научно-исследовательской практики, представление и защита отчета с презентацией результатов исследования.

0,5

36

16

20

2

Вид контроля

дифференцированный зачет

6.2. Содержание практики

Таблица 2

№ дня

Содержание практики по дням прохождения

Название тем разделов (вопросов) для самостоятельного изучения к практике

Результаты

вид отчетности

№ осваиваемой компетенции по ООП

1.

Цель: Пройти первоначальную социально-психологическую адаптацию.

Задачи:

  1. Представиться руководителю организации;
  2. Представиться руководителям структурных подразделений;
  3. Познакомиться с трудовым коллективом.

Краткое описание практики:Краткое описание практики:

Представляется руководителю организации, доводит до него план своей работы, получает указания. Представляется руководителю практики и в его сопровождении осуществляет знакомство с организацией.

— регламент деятельности организации (учреждения);

— система трудовой деятельности сотрудников;

— система организации трудовой деятельности.

Дневник практики

ОК-1, ОК-4 ОК-10 ПК-11 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-39ПК-40

2-5

Цель: Социально-психологическая адаптация и первоначальная операциональная адаптация к организации.

Задачи:

  1. Установление прочных социально-психологических связей с коллективом организации;
  2. Ознакомление с распорядком дня и направлением деятельности организации;
  3. Ознакомление с материально-технической базой практики и штатно-должностными обязанностями;
  4. Составление плана предстоящей научно-исследовательской деятельности, его утверждение руководителем практики.

Краткое описание практики:Краткое описание практики:

Продолжает представление руководителям структурных подразделений организации. Устанавливает социально-психологические контакты с сотрудниками организации. Конспектирует штатно-должностные обязанности. Изучает демографические, гендерные и прочие особенности организации.

— система трудовой деятельности сотрудников;

— система организации трудовой деятельности.

Дневник практики

ОК-1, ОК-4 ОК-10 ПК-11 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-40

6-10

Цель: Создание методической базы научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Изучение проблемного поля (трудностей психологического, социально-психологического характера);
  2. На основе изучения психодиагностической литературы выбор релевантных диагностических средств);
  3. Изготовление необходимого количества экземпляров стимульного материала, опросных листов и других диагностических средств.

Краткое описание практики:Краткое описание практики:

Метом изучения документов, наблюдения, экспертного опроса изучает круг проблем в организации, лежащих в поле компетенций психолога. Выделяются блоки проблем, которые в последствие детализируются и для детального изучения которых подбираются психодиагностические методики. Обсуждает набор диагностических средств с руководителем практики. Тиражирует в необходимом количестве стимульный материал, опросные листы.

-планирование эмпирического исследования в психологии;

-планирование экспериментального исследования в психологии;

-описательные методы математической статистики;

-одномерные методы математической статистики;

-многомерные методы математической статистики;

-методы сбора эмпирической информации.

Дневник практики. Образцы диагностических материалов.

ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4

ОК-5

ОК-6 ПК-1 ПК-7

ПК-11ПК-15 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-40 ПК-35

11-15

Цель: Создание эмпирической базы научного исследования.

Задачи:

  1. Организация сбора эмпирических данных;
  2. Проведение эмпирического исследования;
  3. Обработка результатов и создание исследовательской базы.

Краткое описание практики:

Согласовывает с руководством организации место и время проведения диагностических мероприятий. По мере необходимости информируют обследуемый контингент о предстоящих мероприятиях. Во время обследования практикант устанавливает контакт с аудиторией в соответствие с диагностической ситуацией. Непосредственно проводит опрос с применением стандартизированных опросников, проективных методик или тестирование. С помощью «ключей», таблиц и пр. переводит полученные данные в стандартизированные баллы. Формирует исследовательскую базу данных.

-изучение психических явлений в организации;

-описание психологических феноменов;

-методы систематизации эмпирической информации.

Дневник практики. Образцы диагностических материалов.

Исследовательская база данных.

ОК-3 ОК-5

ОК-11 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-17 ПК-35 ПК-39

16-25

Цель: Обработка и интерпретация данных, коррекционная работа.

Задачи:

  1. Выявление психологических закономерностей на основе применения методов математической статистики;
  2. Теоретическое осмысление полученных результатов;
  3. Разработка коррекционной программы;
  4. Проведение коррекционной программы, оценка ее результативности;
  5. Написание отчета.

Краткое описание практики:

Применяя релевантные методы математической статистики выявляет взаимозависимости, классификации, тенденции и т.д., которые характеризуют изучаемые психологические явления. Производится структурный, функциональный, генетический анализ.

Параллельно изучает теоретические основы, причины, последствия, классификации и т.д. изучаемых психологических конструктов, феноменов с целью подтверждения правомерности исследовательских гипотез, коррекции, оптимизации и т.д. изучаемых психологических феноменов.

Разрабатывает коррекционную, развивающую и т.д. программу, программу по оптимизации и т.д. На практике реализует разработанную коррекционную, развивающую и т.д. программу, оценивает ее действенность. Результаты теоретического анализа изучаемой проблемы, полученные эмпирические и экспериментальные данные обобщает, результаты экспериментальной работы описывает в реферате. Заполняет дневник практики.

-методы сбора эмпирической информации;

-методы анализа эмпирической информации;

-методы интерпретации исследовательской информации.

Дневник практики. Образцы диагностических материалов.

Исследовательская база данных.

ОК-3

ОК-9

ОК-10

ОК-11 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-14 ПК-17 ПК-18 ПК-27 ПК-31 ПК-33 ПК-35 ПК-39

26-28

Цель: Обобщение результатов практики.

Задачи:

  1. Систематизация полученных исследовательских данных;
  2. Обсуждение результатов научно-исследовательской практики с научным руководителем;
  3. Корректировка реферата, описывающего основные результаты научно-исследовательской практики;
  4. Корректировка отчета.

Краткое описание практики:

Собранные в ходе практики эмпирические, экспериментальные данные систематизируются: табулируются, представляются в гистограммах и т.д. Производится качественное описание полученных результатов. Делаются выводы по основным этапам исследования. Результаты обсуждает с научным руководителем от МГОУ и базы практики, вносит коррективы в содержание отчетных документов.

— правила профилированного обращения с антропометрическими, анатомическими и физиологическими параметрами жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе;

— нормативные подходы к определению особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

Дневник практики. Образцы диагностических материалов.

Исследовательская база данных. Реферат.

ОК-9 ПК-11 ПК-14 ПК-26 ПК-27 ПК-31 ПК-33 ПК-39

29-30

Цель: Объективная оценка результатов практики.

Задачи:

  1. Предварительное представление результатов практики научному руководителю от МГОУ;
  2. Подготовка презентации результатов научно-исследовательской практики;
  3. Защита практики.

Краткое описание практики:

Представляет материалы практики научному руководителю для изучения, дает необходимые пояснения, исправляет технические ошибки в отчете и дневнике практики. Готовит доклад о проделанной работе и презентацию в программе PowerPoint. Представляет доклад комиссии кафедры Научных основ экстремальной психологии, отвечает на уточняющие вопросы.

-правила подготовки служебных документов и ведению деловой переписки;

-правила презентации научного исследования;

-правила публичного выступления.

Дневник практики. Образцы диагностических материалов.

Исследовательская база данных. Реферат. Презентация

ПК-11 ПК-14 ПК-39

9.Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

При оценке работы магистранта во время практики комиссия исходит из следующих критериев:

  • систематичность работы магистранта во время практики.
  • добросовестность и степень ответственности отношения магистранта к выполняемым видам работ.
  • степень активности участия во всех направлениях деятельности психологической службы данного учреждения.
  • профессионализм и качество выполнения всех видов заданий по практике.
  • качество оформления отчетной документации.
  • отзыв-характеристика сотрудников базового учреждения практики о работе магистранта-практиканта.

Дифференцированный зачет магистрант получает прошедший практику, ведущий дневник практики, имеющий отчет со всеми отметками о выполнении.

Итоговый контроль – дифференцированный зачёт.

Оценивание магистранта на практике

Баллы

(рейтинговой оценки)

Результат

Требования к знаниям

15

5, «отлично»

Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия отчета по практике предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

14-13

5, «отлично»

Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия отчета по практике предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям. Оценка «13», «14» может быть выставлена только при условии, что презентация отчета по практике без фотографий проведенных мероприятий

12-10

4, «хорошо»

«11-12» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«10» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 5 из 6 предъявляемым критериям.

9-7

3, удовлетворительно»

«8-9» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 4 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«7» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 4 из 6 предъявляемым критериям.

6-1

2,«неудовлетворительно»

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев

«Практика не зачитывается»

При невыполнении программы практики

Прохождение всех этапов практики (выполнение всех видов работ) является обязательным. Набрав высокий балл за один из этапов практики, магистрант не освобождается от прохождения других этапов.

10.Обеспечение практики

10.1Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Основная литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. − 528 с. − **.
  2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретеция данных: Учебное пособие. − 4-е издание, стереотипное. − Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 392 с. − * ; **.

Дополнительная литература и Интернет-ресурсы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. – Москва : Педагогика, 1982. – 316 с. – **.
  2. Дубровина И. В.Д Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – Москва : Педагогика, 1991. – 232 с.
  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский [и др.] ; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. − Санкт-Петербург : Питер, 2000. − 560 с.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. − 277 с. – * ; **.
  5. Университетская библиотека online [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://biblioclub.ru/index.php(дата обращения: 25.08.2012).
  6. IPRbooks[Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. –URL:http://www.iprbookshop.ru (дата обращения: 24.01.2014).
  7. WebofScience[Электронный ресурс] // WebofKnowlende. – *** – URL: http://apps.webofknowledge.com(дата обращения: 25.08.2012).

Обязанности студентов при прохождении практики

    При прохождении практики студенты обязаны:

    1. Получить на кафедре, проводящей практику, консультацию и инструктаж по всем вопросам организации практики, в т.ч. по технике безопасности и производственной санитарии.
    2. Посещать в обязательном порядке все виды практики и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных программами практики. Систематически и глубоко овладевать практическими навыками.
    3. Подчиняться действующим в учреждениях (организациях, предприятии) правилам внутреннего трудового распорядка.
    4. Регулярно вести дневник практики.
    5. Бережно и аккуратно относиться к мебели, оборудованию, инвентарю, приборам, учебным пособиям, книгам. Студентам запрещается без разрешения администрации университета (учреждения, организации, предприятия – базы практики) выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений.
    6. Поддерживать чистоту и порядок во всех учебных, учебно-производственных и производственных помещениях, принимать участие в их уборке на началах самообслуживания в установленном в месте прохождения практики порядке.
    7. При неявке на практику (или часть практики) студент обязан поставить об этом в известность руководителя практики и деканат факультета в день или на следующий день неявки любым доступным способом о невозможности её прохождения, а в первый день явки в университет представить данные о причине пропуска практики (или части практики).
    8. В случае болезни магистрант представляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения, заверенную студенческой поликлиникой.

    Документы необходимые для аттестации по практике

    Дневник, отчет, отзыв-характеристика о работе, презентация.

    Правила оформления и ведения дневника студентом

    Дневник, наряду с другими материалами по практике, является основным документом, который магистрант составляет в период практики и представляет на кафедру после окончания практики.

    Студент ежедневно записывает в дневник все виды выполняемых им работ (исследований, экспериментов и прочее) с соответствующей их характеристикой, анализа профессиональной деятельности, описывает выполнение других заданий, включенных в программу практики.

    Студент своевременно представляет дневник на просмотр руководителю практики от (кафедры/организации), который делает свои замечания и дает дополнительные задания.

    По окончании практики магистрант представляет дневник руководителю практики от организации для составления отзыва.

    В установленный срок студент должен сдать на кафедру отчет, полностью оформленный дневник практики, отзыв — характеристику о своей работе (от базы практики, заверенный).

    Таблица 1

    Примерный план ведения дневника научно-производственной практики

    Дата

    Планируемые мероприятия

    Действия, которые должны быть осуществлены при выполнении мероприятия, а также описания конкретных ситуаций

    Проблемы, возникшие при выполнении поставленных задач

    Решение проблемы

    Отметка о выполнении

    Отметка руководителя

    12.02

    Установочная конференция по практике

    Присутствие

    Выполнено 12.02.1…

    13.02

    Встреча с кафедральным руководителем практики

    1. Определение целей и задач практики.
    2. Составление общего плана мероприятий

    Встреча не состоялась

    Встреча перенесена на 14.02

    Выполнено 14.02.1…

    13.04

    Составление плана-графика работы

    План-график составлен не полностью

    План-график составлен полностью 14.02

    Выполнено 14.02.1…

    14.02

    Знакомство с организацией-базой практики

    1. Прибытие на базу практики.
    2. Знакомство с непосредственным руководителем практики.
    3. Уточнение плана-графика практики.

    Выполнено 14.02.1…

    Рекомендации студенту по подготовке отчета о практике

    После завершения практики студент составляет общий отчет о ее прохождении.

    Отчет должен отличаться от дневника и не должен его повторять. Если в дневнике перечисляются различные виды работ, проводимые практикантом ежедневно, то отчет должен отражать в обобщенной форме выводы студента-практиканта о проделанной работе.

    Отчет должен составляться следующим образом:

    1. титульный лист отчета (см. выше);
    2. отчет на не менее 2-х страницах;
    3. дневник практики;

    В отчете необходимо указать:

    1. срок прохождения практики (дата начала и дата окончания практики);
    2. где осуществлялось прохождение практики (полное наименование учреждения, организации);
    3. под чьим руководством (Ф.И.О., должность, звание, чин и т.д.) осуществлялось прохождение практики;
    4. далее следует «аналитическая часть», в которой студент должен отразить:

    – положительные стороны работы, проделанной на практике, указав в какой мере практика, способствовала закреплению и углублению полученных в университете знаний, приобретению навыков практической работы по избранной специальности, что нового практика дала студенту;

    – какие спорные теоретические и практические вопросы возникали в ходе практики;

    – удалось ли и в каком объеме удалось собрать материал для дипломной работы;

    – общие выводы к аналитической части отчет

    Департамент образования московской области

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет (наименование факультета)

    Кафедра (наименование кафедры)

    ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

    УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

    «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»

    на базе _______________________

    Руководитель ФИО, должность подпись, дата

    Исполнитель

    студент гр. _______ ФИО подпись, дата

    Курс ____

    Направление (специальность) _________________________________________

    Москва 2014

    Приложение 2

    СТРУКТУРА ОТЧЁТА, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

    Общие требования к структуре отчета. При написании отчёта студент должен придерживаться следующих требований:

    • четкость и логическая последовательность изложение материала;
    • убедительность аргументации;
    • краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
    • конкретность изложения результатов работы;
    • обоснованность рекомендаций и предложений.

    Структура отчета. Структурными элементами отчета являются:

    • титульный лист;
    • аннотация (реферат);
    • содержание;
    • перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов (если сокращения используются);
    • введение;
    • основная часть;
    • заключение;
    • список использованных источников;
    • приложения.

    Описание элементов структуры отчета. Отчет представляется в виде пояснительной записки. Описание элементов структуры приведено ниже.

    Титульный лист отчета. Титульный лист является первым листом отчета. Пример оформления титульного листа листом отчета приведен в Приложении 1.

    Аннотация (реферат). Аннотация (реферат) – структурный элемент отчета, дающий краткую характеристику выполненной работы с точки зрения содержания, назначения и результатов практики. Аннотация является вторым листом пояснительной записки отчета. Описываются цели, задачи исследования и основные выводы, полученные в ходе исследования.

    Перечень сокращений и условных обозначений. Перечень сокращений и условных обозначений – структурный элемент отчета, дающий представление о вводимых автором отчета сокращений и условных обозначений. Элемент является не обязательным и применяется только при наличии в пояснительной записке сокращений и условных обозначений.

    Содержание. Содержание – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц.

    Введение и заключение. «Введение» и «заключение» – структурные элементы отчета, требования к ним определяются настоящей программой или методическими указаниями к выполнению учебной практики. «Введение» и «Заключение» не включаются в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записывают посередине страницы с первой прописной буквы.

    (дописать содержание этих элементов исходя из специфики практики)

    Основная часть. Основная часть – структурный элемент отчета, требования к которому определяются заданием студенту к отчету и/или методическими указаниями к выполнению учебной практики.

    В данном разделе описать проблемное поле, актуальность исследования. Цели, задачи, предмет, объект исследования, основную гипотезу. Теоретические основы психологии, позволяющие решить проблему. Методологическую и методическую базу исследования. Организацию и ход проведения научно-исследовательской работы. Результаты исследования. Рекомендации для организации дальнейшей работы по решению проблем подобного рода.

    Список использованных источников. Список использованных источников – структурный элемент ВКР, который приводится в конце текста ВКР, представляющий список литературы, нормативно-технической и другой документации, использованной при составлении пояснительной записки ВКР. Список использованных источников помещается на отдельном нумерованном листе (листах) пояснительной записки, а сами источники записываются и нумеруются в порядке их упоминания в тексте. Источники должны иметь последовательные номера, отделяемые от текста точкой и пробелом. Оформление производится согласно ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2)ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка». Ссылки (согласно данному ГОСТ, они называются отсылками) на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в квадратных скобках. Разрешается использовать два варианта оформления ссылки (отсылок):

    1) порядковой номер (или – если это продиктовано целесообразностью – порядковый номер источника и номера страниц), например, [3], [18, с. 26];

    2) имя автора (или название документа), год издания, указание страниц, например, [Карасик, 2002, с. 231], [Интерпретационные характеристики … , 1999, с. 56].

    Главное правило:отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения.

    Если в отсылке содержатся сведения о нескольких источниках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с. 16–17; 82, с. 26] или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35–38].

    Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39–40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [Приводится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].

    Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.

    Приложение. Некоторый материал отчета допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, описания алгоритмов и программ, решаемых на ЭВМ и т.д. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

    Требования к оформлению листов текстовой части. Текстовая часть отчета выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, соблюдением следующих размеров полей:

    • левое – не менее 30 мм,
    • правое – не менее 10 мм,
    • верхнее – не менее 15 мм,
    • нижнее – не менее 20 мм.

    Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.

    При выполнении текстовой части работы на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows.

    Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 12 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 14 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 12 пт.

    Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный.