Примерная программа педагогической практики

По направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

(Квалификация (степень) «бакалавр»)

Введение

Образовательная политика государства, реализация национального проекта «Образование» требуют инновационную активность управленческих структур образовательных учреждений, организаций, а также инновационную упорядоченную активность педагогов, направленную на принципиальное улучшение качества образования в образовательных учреждениях,, что позволит им создать профессионально-инновационный ресурс в конкурентной борьбе, заданной государственной поддержкой стратегически значимых инноваций.

В связи с этим инновационная программа педагогической практики вводит студентов в самый широкий контекст образования, обеспечивая понимание системы образования как открытой глобальной системы, где каждое образовательное учреждение имеет возможность стать «точкой роста» регионального, российского и планетарного образования.

В ФГОС ВПО говорится, что «практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся». Каждый этап практики предполагает свои цели в рамках представленной концепции и соответствующий им репертуар осваиваемых социально-педагогических ролей. Поэтому программа предлагает студенту-практиканту в той или иной степени освоить целый ряд ролей, предполагающих формирование и реализацию заявленных во ФГОС ВПО компетенций.

В университете реализуются федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» 4 года и 5 лет), утвержденные соответственно приказами Министерства образования и науки РФ № 788 от 22 декабря 2009 года и № 46 от 17 января 2011 года.

Бакалавр по данному направлению подготовки включается в следующие виды профессиональной деятельности:

4 Года:

— педагогическая,

— культурно-просветительская;

5 лет:

— педагогическая,

— культурно-просветительская,

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

— научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр определяются вузом совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.

На весь период учебной и производственной практик выделяется от 24 до 30 (4 года) и от 27 до 30 кредитов (5 лет).

Распределение кредитов на учебную и производственную практику производится институтами/факультетами университета самостоятельно по согласованию с учебно-методическим управлением.

Задачи практики

Профессиональными задачами бакалавра в период прохождения педагогической практики в соответствии с видами профессиональной деятельности являются:

— в области педагогической деятельности:

  • изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов, образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
  • организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний;
  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

— в области культурно-просветительской деятельности:

  • изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
  • организация культурного пространства.

в области научно-исследовательской деятельности:

11 стр., 5158 слов

Введение. Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла подготовки магистров по н

Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование». Цель дисциплины: формирование у магистров теоретических знаний и практических умений в области речевой коммуникации. Задачи дисциплины: 1) осмысление магистрами их личностной и профессиональной позиции по ...

  • сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
  • разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
  • проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

Результаты освоения основной образовательной программы (в части педагогической практик)

Компетенции, которыми должен овладеть студент за время прохождения практики (4 года):

ОПК-3 — Владеет основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 — Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ОПК-5 — Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;

ОПК-6 — Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания;

ПК-1 — Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-2 — Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК-3 — Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся в подготовке их к сознательному выбору профессии;

9 стр., 4228 слов

Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФБГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА І» Кафедра педагогики и социально-политических наук Гуманитарно-правовой факультет Курсовая работа по общей профессиональной педагогике на тему: «Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе» Выполнила: студентка Г-3-1а Жихарева Н.А. Проверила: ...

ПК-4 — Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-5 — Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6 — Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

ПК-7 — Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

ПК-8 — Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

ПК-9 — Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

ПК-10 — Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта в организации культурно-просветительской деятельности;

ПК-11 — Способность выявлять ресурсные возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Компетенции, которыми должен овладеть студент за время прохождения практики (5 лет):

ОК-3 — Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК-4 — Способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-6 — Способен логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ОК-7 — Готовность к взаимодействию с коллегами к работе в коллективе;

ОК-9 — Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-11 — Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ОК-13 — Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-14 — Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК-16 — Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК-2 — Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-3 — Владеет основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 — Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ОПК-5 — Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания;

ПК-1 — Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-2 — Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

ПК-3 — Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижения обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-4 — Способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся в подготовке их к сознательному выбору профессии;

ПК-5 — Способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6 — Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

ПК-7 — Способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

ПК-8 — Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

ПК-9 — Способность разрабатывать и реализовывать с учетом отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительские программы;

ПК-10 — Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности:

ПК-11 — Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

ПК-12 — Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

ПК-13 — Способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Содержание педагогической практики студентов

За время практики студенту необходимо выполнить следующие задания (инвариантная часть):

в рамках педагогической деятельности:

— проанализировать урок (педагогический, психологический и методический аспекты) (см. Приложение 1) — 4 года, 5 лет;

— провести в диалоговой форме внеклассное мероприятие по предмету (мероприятие может проводиться в виде этической беседы, круглого стола, диспута, дискуссии и др.); проанализировать проведенное мероприятие (педагогический, психологический и методический аспекты) (см. Приложение 2) — 4 года, 5 лет;

— дать характеристику классного коллектива (педагогический, психологический и методический аспекты) (см. Приложение 3) — 4 года, 5 лет.

в рамках культурно-просветительской деятельности:

— провести мероприятие с родителями (в форме беседы, родительского собрания, просветительского семинара и др.) (см. Приложение 4) — 4 года, 5 лет.

в рамках научно-исследовательской деятельности:

— написать проект или провести мини-исследование по запросам образовательного учреждения (см. Приложение 5) — 5 лет.

Вариативная часть заданий определяется факультетскими руководителями практики самостоятельно с учетом специфики направления подготовки, результатов входной диагностики уровня проявления компетенций (самооценка и экспертная оценка) и запроса работодателей. По результатам входной диагностики выстраивается индивидуальный образовательный маршрут студента на практику.

По окончании практики студенты проходят итоговое тестирование по выявлению динамики развития компетенций за время прохождения практики, составляют на основе полученных результатов личностную и профессиональную рефлексию.

Психологическая составляющая программы педагогической практики

Цель

Система

Осваиваемая роль

Основная деятельность

Задания

Профессиональное самоопределение

Учебно-воспитательный процесс в ОУ

аналитик

Анализ учебно-воспитательного процесса на уровне его реализации педагогом; личностная и профессиональная рефлексия

1. Проведите психолого-педагогический анализ урока;

2. Проведите психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия;

3. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. Опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы;

4. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу;

5. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

Формирование профессиональной позиции педагога-антропопрактика

Учебно-воспитательный процесс в ОУ

педагог-предметник, тьютор, педагог-воспитатель, коммуникатор,

роль аналитика на уровне навыка при организации деятельности

Рефлексивное проектирование урока, воспитательного мероприятия, взаимодействие с родителями; участие в проектной деятельности;

личностная и профессиональная рефлексия

1. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. Опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы;

2. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу. После этого совместно со школьным психологом составьте «школьный план действий» по взаимодействию с ребенком;

3. Спроектируйте урок, основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, актуальном опыте учащихся определенного возраста. Или: Выделите психологическую составляющую содержания имеющихся разработок урока (системы уроков);

4. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте учащихся определенного возраста спроектируйте важное для развития детей/подростков воспитательное мероприятие;

5. По актуальному поводу или по запросу родителей спроектируйте беседу с родителями с целью выработать общие подходы в воспитании или обучении ребенка;

6. Представьте рефлексивный психолого-педагогический анализ урока и/или воспитательного мероприятия / беседы с родителями;

7. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

Формирование профессиональной позиции педагога-антропопрактика

Образовательная система государства (на уровне муниципального образования в его системных связях — учебно-воспитательный процесс в ОУ

Проектор образовательного процесса и элементов социальной среды,менеджер в области качества образования, роль аналитика-исследователя, педагога-предметника, тьютора, педагога-воспитателя, коммуникатора на уровненавыка

Оперативная– управление качеством образования (целеполагание и достижение цели в области качества образования),

Стратегическая, инновационная– проектирование образовательной среды и элементов социальной среды, командообразование;

личностная и профессиональная рефлексия

1. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте разных учащихся в классе спроектируйте урок или важное для развития детей/подростков воспитательное мероприятие, индивидуализируя содержание обучения / воспитания.

2. Разработайте проект для участия в конкурсе инновационных проектов (для 5 лет).

Для этого (а) создайте проектную группу или включитесь в уже работающую проектную группу, (б) разработайте пилотный проект нововведения; (в) по возможности реализуйте пилотный проект. Проанализируйте психологическую проблематику создания команды и работы проектной группы;

3. По результатам Вашей деятельности в осваиваемых Вами профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

Педагогическая составляющая программы педагогической практики

Задачи по видам деятельности

Задания

Продукт

I. Педагогическая деятельность (4 года, 5 лет)

1. Сконструировать и организовать образовательный процесс на период пед. практики.

а).

Познакомиться с образовательным учреждением.

Паспорт образовательного учреждения

б).

Разработать и реализовать план воспитательной работы на период пед. практики (С ориентацией на план работы действующего классного руководителя).

План воспитательной работы в классе.

2. Включиться в процесс продуктивного общения со всеми субъектами образовательного процесса.

а).

С учетом актуальной информации составить план и провести урок, реализующий комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих) с использованием современных образовательных технологий.

План-конспект урока, акцентирующий внимание на путях решения воспитательных задач.

б).

Провести воспитательное мероприятие /дело/КТД из собственного плана воспитательной работы с акцентом на теоретическую часть.

План-конспект воспитательного дела с его педагогическим анализом, вытекающим из теоретического обоснования.

II. Культурно-просветительская деятельность

1. Содействовать созданию социокультурной среды, способствующей эффективному становлению личности ребенка.

а).

Осуществлять педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах педагогической практики по формированию социально-значимых качеств, умений.

Отчет о проделанной работе.

III. Научно-исследовательская деятельность (5 лет)

1. Выявить образовательные дефициты учебного заведения и определить пути их преодоления. Оценить свои возможности в решении данной задачи.

а).

На основе личного наблюдения дать педагогическую характеристику классного коллектива.

Портрет классного коллектива.

б).

Разработать проект, направленный на преодоление выявленных образовательных дефицитов (школы, класса).

ИЛИ

Провести мини-исследование, связанное с решением одной из базовых проблем школы (класса) в соответствии с выбранным Вами направлением.

в).

Провести анализ собственной педагогической деятельности.

Паспорт проекта.

Отчет-презентация

Приложение 1

Комбинированная схема анализа урока (примерная схема)

1. Общие сведения об уроке.

  • Дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, номер урока по порядку.
  • Соответствие помещения требованием школьной гигиены, готовность учащихся к уроку.
  • Оборудование: подготовлены ли наглядных пособия, их целесообразность, подготовлена ли доска.
  • Организационное начало урока: приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины.
  • Тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока)

2. Тип и структура урока

  • Выбор тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения содержания изучаемой темы; место урока в системе занятий по разделу.
  • Связь урока с предыдущими: как она осуществлялась.
  • Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, последовательность отдельных элементов урока.
  • Особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока.

  • Соответствие содержания урока программе и современному уровню развития исторической науки.
  • Использование учебного материала в воспитательных целях.
  • Связь учебного материала с современностью, практической жизнью и опытом учащихся.
  • Установление внутрикурсовых и межпредметных связей.
  • Формирование исторических представлений, понятий, объяснение причино-следственных связей и закономерностей исторического развития. Соотношение фактов и теоретического материала.
  • Целесообразность соотношения содержания урока и учебника.
  • Особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся.
  • Использование дидактических материалов и оборудования кабинета.
  • Уровень роста или совершенствование знаний и умений на основе ранее изученного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке.

  • Используемая система методов и приемов, их сочетание.
  • Соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям и задачам урока и возрастным способностям учащихся.
  • Соблюдение основных требований к уроку.
  • Виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся, ее роль в формировании определенных умений и навыков учащихся.
  • Использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения.
  • Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от личностных и возрастных особенностей и подготовки.
  • Формирование у учащихся регулятивных учебных действий.
  • Формирование у учащихся познавательных учебных действий.
  • Формирование у учащихся коммуникативных учебных действий.

Домашнее задание.

  • Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания.
  • Дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащихся.
  • Объем и планирование времени для выполнения домашнего задания.

5. Поведение учащихся.

  • Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся.
  • Методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность.
  • Мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых методов.
  • Отношение учащихся к учителю.

6. Коммуникативно-педагогический аспект анализа урока

IКультура внешнего вида (осанка, мимика и пантомимика и др.):

  • выражение лица, направленность взгляда,
  • соответствие мимики характеру речи;
  • уместность жестов, движения по классу и др.

IIКультура коммуникативных умений:

  • умение слушать;
  • умение задавать вопросы и анализировать выступление;
  • установление контакта (вербального, зрительного, невербального);
  • ориентация в сложной ситуации общения;
  • преобладающий тип взаимодействия (сотрудничество, соперничество, диалог, подавление, опека, конфликт),
  • владение речью перед учащимися без опоры на конспект;

IIIКультура речи:

  • грамматическая и орфоэпическая правильность речи;
  • лексическое богатство;
  • выразительность и образность речи;
  • оптимальная сила, звонкость голоса, темп речи;
  • четкая дикция.

IVСаморегуляция:

  • умение снимать напряжение, волнение;
  • мобилизация рабочего самочувствия;
  • поведение в стрессовой ситуации;

VВоспитательная направленность урока:

  • формирование нравственных представлений и понятий;
  • формирование эмоционально-ценностных отношений и развитие чувств школьника;
  • стимулирование к проявлению в поступке.

7. Результаты урока

  • Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана.
  • Уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность).
  • Значение урока (образовательное, воспитательное, развивающее).
  • Инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей.
  • Советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.

Приложение 2

Внеклассное мероприятие по предмету (примерная схема)

Студентам-практикантам в качестве отчета необходимо представить схему конспекта внеклассного мероприятия и его самоанализ.

Примерная схема конспекта внеклассного мероприятия

1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия.

2. Образовательные задачи данного вида мероприятия с учащимися.

3. План проведения воспитательного мероприятия.

4. Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).

5. Используемая наглядность и ТСО.

6. Список используемой литературы.

Схема психолого-педагогического анализа внеклассного мероприятия

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия.

Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

2. Цели и задачи проводимой работы.

3. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств).

Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

4. Содержание и методика проводимого мероприятия:

а)соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

б)познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в)эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

г)приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д)связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

5. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

6. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

Психологический (рефлексивный) анализ внеклассного мероприятия.

ЗАДАНИЕ:

По итогам проведения мероприятия, письменно ответьте на вопрос: «Мои профессиональные ресурсы и дефициты, выявленные в ходе подготовки и проведения внеклассного мероприятия». Помните, что ресурсы – это уже имеющиеся у Вас личностные, интеллектуальные, коммуникативные качества; умения, знания, необходимые в работе учителя. Дефициты – те качества, которых Вам как учителю не хватает, над чем нужно работать.

Схема методического анализа внеклассного мероприятия

1. Обоснование выбора темы внеклассного мероприятия

2. Методическая форма проведения (КВН, брей-ринг и т.д.).

Обоснование выбора формы проведения.

3. Работа с историческими понятиями и терминами

4. Использование наглядности

5. Реализация межпредметных связей

6. Работа с документами

7. Выводы, к которым пришли по итогам проведения мероприятия.

Приложение 3

Анализ классного коллектива (примерная схема) Педагогическая составляющая

1.Количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей.

— адрес,номер или название школы

— школа: обычная, для одаренных, с усиленным преподаванием предметов (каких), с профильными классами, лицей, гимназия, колледж, школа при вузе, школа в педагогическом комплексе (подчеркните или дополните)

— краткая характеристика микрорайона школы

— класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11-й (подчеркните)

— состав класса по возрасту:(лет)

— состав класса по полу: девочки (девушки) мальчики (юноши)

— неполные семьи (количество человек)

— учащиеся с ослабленным здоровьем(количество человек)

2.Уровень развития коллектива.

— какие виды деятельности предпочитают в классе:познание, труд, общение (подчеркните или допишите)

— могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности

— мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание

другим, потребность в эмоционально близких контантах, потребность в самоутверждении,самореализации, стремление выделиться, получение

3. Лидеры: краткая характеристика.

4. Группы по интересам.

— количество микрогрупп: из 2 человек___; из 3 человек__; из 4-5 человек___; из 5 и более человек

— количество микрогрупп в классе, включающих только девочек (девушек)………………. ; только мальчиков (юношей) …………..; и тех и других………………………………;

— какие основания для объединения в дружеские микрогруппы

— характер отношений между группами

— краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)

— краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив

— количество и краткая характеристика «отверженных» в классе

— есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие)

— какие нормы, ценности главенствуют в классе

— каковы традиции класса

— какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений

— какой тон, настрой преобладает в классе

5. Традиции, коллективные привычки.

— осознает ли класс себя единым целым

— в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки, секции, студии)

— какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные, какие из этих дел, по вашему мнению, более важны для развития классов

— каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими

— в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса

6.Учащиеся, требующие особого внимания.

Психологическая составляющая Изучение психологического климата в классе.

ЗАДАНИЕ:

  • Заполнить карту – схему методики изучения психологического климата в классе, посчитайте количество баллов, «набранных» коллективом.
  • Письменно ответьте на вопрос: согласны ли Вы с полученными результатами, и каковы основные факторы, способствующие существованию данного психологического климата (классное руководство, история развития группы, положение коллектива внутри школы и т.п.).

    Своё мнение обоснуйте.

Методика изучения психологического климата в классе

Для 14 утверждений, приведённых в столбце слева, используйте цифры: 7- явление всегда присутствует; 6-присутствует в большинстве случаев; 5-достаточно часто.

 

Для утверждений в правом столбце используйте: 1-явление имеет место всегда; 2-в большинстве случаев; 3-достаточно часто. Цифра 4 означает, что трудно отдать предпочтение утверждению справа или слева. Цифрой 4 увлекаться не следует.

 

После заполнения карты-схемы необходимо сложить обведённые цифры и разделить сумму на 14.

Если полученный коэффициент колеблется от 1 до 3,5 – в учебной группе отрицательный психологический климат. Имеет место равнодушие, эмоциональный дискомфорт, высокая конфликтность, нет уверенности в своих товарищах.

Если коэффициент от 3,6 до 5,4 – неустойчивый психологический климат: настроение в группе колеблется, взаимные симпатии проявляются избирательно, отсутствует эмоциональное единство, наблюдаются застойные явления в развитии коллектива.

При значениях от 5,5 до 7,0 – мажорный психологический климат: обучаемые испытывают радость в общении друг с другом, отношения основаны на взаимной симпатии, группа сплочена, активна, демократична, коллектив находится в развитии.

Карта-схема

1

Преобладает жизнерадостное настроение

7 6 5 4 3 2 1

Преобладает пессимистический тон

2

Межу учениками доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

7 6 5 4 3 2 1

Межу учениками конфликты, агрессивность, антипатия

3

Между группировками внутри коллектива существует взаимопонимание и расположение

7 6 5 4 3 2 1

Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой

4

Обучаемым нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

7 6 5 4 3 2 1

Обучаемые сторонятся участия в совместных делах, неконтактны между собой

5

Успехи и неудачи товарища вызывают активное соучастие других

7 6 5 4 3 2 1

Члены группы равнодушны к судьбе своего товарища

6

Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна, замечания высказываются с добрыми намерениями

7 6 5 4 3 2 1

Злорадствуют над неудачами другого, критика в виде явных и скрытых выпадов

7

Уважают мнение друг друга

7 6 5 4 3 2 1

Нетерпимы к мнению товарищей

8

В трудных случаях группа выступает по принципу «один за всех и все за одного»

7 6 5 4 3 2 1

В трудных случаях группа «раскисает», становится растерянной

9

Успехи и неудачи класса в целом каждым учеником переживаются как собственные

7 6 5 4 3 2 1

Успехи и неудачи класса в целом не находят отклика у каждого ученика

10

Группа активна, полна энергии

7 6 5 4 3 2 1

Группа пассивна, инертна

11

Новичкам группа помогает освоиться

7 6 5 4 3 2 1

К новичкам нередко проявляется враждебность

12

Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

7 6 5 4 3 2 1

Класс невозможно поднять на совместное дело, у каждого члена свои интересы

13

В группе справедливое отношение ко всем

7 6 5 4 3 2 1

В группе есть привилегированные и пренебрегаемые

14

Поощрение класса учителем вызывает чувство гордости у всех

7 6 5 4 3 2 1

К похвалам и поощрениям ученики относятся равнодушно

Методическая составляющая

Исходя из психолого-педагогической характеристики определите:

1. Какие формы уроков являются наиболее оптимальными для данного класса? Аргументируйте свой ответ.

2. Методы обучения, которые являются наиболее продуктивными для данного класса? Аргументируйте свой ответ.

3. Какие формы работы являются наиболее оптимальными для данного класса? Аргументируйте свой ответ.

4. Каким образом в методическом плане необходимо выстраивать работу (выстраивали работу) с учащимися данного класса, которые требуют особого внимания. Аргументируйте свой ответ.

Приложение 4

Примерная схема беседы с родителями

1. План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника

1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?

5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?

6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?

8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье

1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?

2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).

3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?

4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?

5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?

6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?

7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?

8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?

9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?

10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?

11. Какие у Вас семейные увлечения?

12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

3. Беседы с родителями по изучению семейных традиций

1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна?

2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье?

3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей?

4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?

5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены?

6. Какие традиции Вы считаете вредными?

  1. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе?
  2. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей?

4. План беседы по изучению воспитательных возможностей семьи

1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?

2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?

3. Есть ли в семье единство требований к детям?

4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?

5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?

6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?

7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?

8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?

9. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?

10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?

11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?

  1. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
  2. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
  3. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?

Приложение 5

Примерная структура социального проекта

Тема проекта –Чем собираемся заниматься?

Актуальность проблемы –Почему это необходимо?

Объект исследования –Что необходимо изучить?

Предмет исследования –Под каким «углом зрения» рассматривается объект?

Цель (цели) проекта — Что мы получим в результате проекта?

Задачи проекта –Что необходимо сделать для достижения цели проекта?

Гипотеза исследования –Что будет, если…?

Описание проекта –В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?

Участники проекта –Кто будет реализовывать проект?

Партнеры проекта – Кто будет помогать и поддерживать?

Целевая группа –Чья жизнь изменится к лучшему? Кому нужен проект?

Этапы и календарный план реализации проекта – Кто, когда и что будет делать?

Бюджет проекта –Какова стоимость материальных средств, необходимых для реализации проекта?

Ожидаемые результаты –Какие изменения произойдут в результате реализации проекта?

Риски и мероприятия по их снижению –Что может помешать выполнению проекта и как можно это предотвратить?

Перспективы развития проекта –Какие новые направления деятельности возможны?

Авторы проекта –Кто разработал данный проект?