Раздел 1. Общая характеристика содержания практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сборник психологических заданий

по практике для студентов 4 – 5 курсов

педагогических специальностей

МУРМАНСК

2008

Печать по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета.

Рецензенты:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ);

А.В. Прялухина, канд. псих. наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета (РГСУ)

Сборник психологических заданий по практике для студентов 4 – 5 курсов педагогических специальностей / Сост. Е.М. Зубрицкая, С.М. Тарасова. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 42 с.

В сборнике представлены программы психологических заданий по практике для студентов педагогических специальностей. Каждая программа регламентирует цели, основное содержание и характер деятельности студентов во время выполнения заданий по психологии, в ходе прохождения преподавательской и преддипломной практики; знакомит с особенностями организации и руководства практикой. Пособие предназначено для преподавателей педагогических вузов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей.

Пояснительная записка

Производственная практика студентов является важным звеном в системе подготовки преподавателя. Это еще один этап формирования профессионально-педагогической компетентности, которая должна позволить студенту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести психологическую, педагогическую, дидактическую, методическую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическим выражении. Практика должна носить обучающий и развивающий характер. Должны быть созданы условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Практика должна помочь студенту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными видами деятельности должны стать творческая и исследовательская.

11 стр., 5062 слов

Задачи и содержание психологической практики на III курсе

... верно оценивать деятельность учителя на уроке. Психологический анализ урока выполняется студентами во время педагогической практики на третьем курсе. Результат выполнения этого задания оценивается руководителем практики от кафедры психологии. Полученная оценка ...

В современных условиях от выпускника ВУЗа требуются не только глубокие теоретические знания, но и умелое владение приемами решения практических задач. Таким образом, основной целью практики в педагогическом университете становится создание условий для самореализации, самовыражения, самоопределения личности студента как субъекта профессиональной педагогической деятельности.

Результатом процесса целенаправленной профессиональной подготовки будущего учителя является становление его профессионально-педагогической компетентности. Отсюда управленческая деятельность преподавателя в современных условиях связана с решением следующих управленческих задач:

  • актуализация психолого-педагогических и специальных (предметных) знаний студентов;
  • владение студентами способами решения стандартных и нестандартных педагогических задач, возникающих в реальном образовательном процессе;
  • становление у студентов педагогических умений: прогностических, диагностических, организаторских (интерактивных), коммуникативных, фасилитационных, исследовательских, аналитических, рефлексивных;
  • развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;
  • развитие у студентов педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности.

Основное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:

  • изучение ребенка, подростка, юноши, выявление его способностей, интересов, мотивов общения, деятельности и оказание ему помощи в проектировании его индивидуального развития;
  • прогнозирование и проектирование процесса и результата обучения, воспитания и развития личности учащихся;
  • организацию жизнедеятельности и общения детей в коллективе класса, группе, кружках, факультативах, секциях и других объединениях, создание в них благоприятных условий для развития каждого ребенка;
  • изучение, анализ и самоанализ педагогического опыта, уровня сформированности педагогических умений, лежащих в основе профессиональной педагогической компетентности, становления личной, общей и педагогической культуры будущего учителя, его профессиональной направленности.

Исходя из вышесказанного, был разработан примерный каталог основных видов деятельности по психологии студента-практиканта, который призван помочь, особенно на первых этапах работы, с выбором содержания и форм работы, организацией психологической компетентности и интеграцией знаний приобретенных в вузе, осознанием их значения для выполнения профессиональных обязанностей.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... педагогической деятельности после непрерывной педагогической практики? 8. Появилось (исчезло, стабилизировалось) желание работать педагогом-психологом? 9. Чему Вы научились в период непрерывной педпрактики? Общее заключение о том, что дала практика студенту ...     Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. ...

В настоящем сборнике представлены задания по психологии для студентов педагогических специальностей 4-5-х курсов.

Каждая программа задания, вошедшая в сборник, определяет цели; раскрывает содержание и характер деятельности студентов; описывает особенности организации работы практикантов; регламентирует процедуру итоговой аттестации.

Требования к организации и руководству практикой.

Обязанности руководителя практикой.

На руководителей практики от университета возлагается:

  • решение организационных вопросов с руководителями баз практик по приему студентов;
  • помощь в разработке тематики индивидуальных занятий студентам;
  • своевременная выдача студентам рабочих программ, графиков и инди­видуальных заданий, согласованных с руководителем практики от базовой ор­ганизации;
  • обеспечение контроля за выполнением студентами программ практики, отчета по практике;
  • оказание методической помощи студентам при выполнении ими инди­видуальных заданий и подборе материалов;
  • оценка результатов выполнения практикантами программы практики;
  • инструктаж дирекции и учителей об обязанностях руководителей практики;
  • посещение уроков практикантов и обсуждение их с группой;
  • подготовка отчета о практике студентов по окончанию практики.

Руководитель практики осуществляет следующее:

— знакомит студентов с правилами внутреннего трудового распорядка, документацией преподавателя;

— оказывает помощь студентам при подготовке к занятиям и внеклассным мероприятиям, составлении тестовых заданий, при необходимости проверяет конспекты занятий и проводит консультации;

— руководство учебно-воспитательной работой студентов, контролирует их работу, присутствует выборочно на занятиях, проводимых студентами;

— организует коллективные обсуждения занятий;

— дает рекомендации по работе студента (при необходимости вносит за­мечания в дневник практики);

— анализирует отчетную документацию студентов о работе за время прак­тики, выставляет предварительную оценку по практике;

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...

... методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка   ... методики, тесты, опросники Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы   Определение уровня сформированности учебных навыков ...

— составляет отчет и сдает его общему руководителю практики.

Факультетский руководитель:

  • за неделю до начала педпрактики проводит совещание групповых методистов, на котором обсуждаются план проведения педпрактики и различные организационные вопросы;
  • проводит установочную и заключительную конференции в университете и в образовательном учреждении;
  • знакомит руководителей практики от учреждения с программой практики;
  • координирует деятельность всех лиц, привлеченных к участию в практике;
  • распределяет студентов по местам прохождения практики и оформляет необходимые финансовые документы;
  • совместно с методистами, директором школы или его заместителем распределяет студентов по классам, не допуская выбора классов, не отвечающих необходимым для прохождения практики требованиям, имея в виду, что все студенты должны находиться в равных условиях;
  • утверждает индивидуальные планы работы студентов, контролирует их выполнение;
  • контролирует деятельность старосты студенческой группы;
  • консультирует студентов по вопросам практики;
  • контролирует работу групповых руководителей по практике;
  • составляет обще факультетский отчет о практике и представляет его декану и вузовскому руководителю по практике;
  • выставляет итоговые оценки;
  • оформляет документы на оплату лицам, привлеченным к практике

Руководитель образовательного учреждения:

  • обеспечивает оптимальные условия для проведения практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам предстоящей практики;
  • знакомит с внутренним распорядком учреждения;
  • совместно с групповым руководителем распределяет студентов по классам, знакомит с учителями и классными руководителями;
  • знакомит студентов с учебным планом школы, планом и режимом работы образовательного учреждения, передовым педагогическим опытом, экспериментальной работой, перспективами развития учреждения;
  • предоставляет возможность студентам участвовать в работе педагогического совета, методических объединений, родительского комитета;
  • участвует в установочной и итоговой конференциях по практике, принимает участие в оценке работы студентов;
  • посещает (выборочно) уроки и внеклассные занятия практикантов, принимает участие в их обсуждении;
  • предоставляет студентам необходимую документацию для работы в соответствии с программой практики;
  • заверяет финансовые документы и характеристики на студентов;
  • вносит предложения по улучшению практики.

Примечание: при необходимости руководитель образовательного учреждения может делегировать часть своих полномочий заместителям.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... работников 4. Организация дошкольных учреждений в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам. 1. Отделение срочного ... в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную ...

Учитель школы:

  • знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитательной работы и с календарными планами по языку, проводит открытые уроки и внеклассные занятия и организует их обсуждение;
  • намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассные мероприятия;
  • консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, проверяет конспекты предстоящих уроков, утверждает их и подписывает;
  • присутствует на всех уроках практикантов и участвует в разборе и оценке каждого данного студентами урока;
  • поручает практиканту проверку тетрадей, занятия с отстающими, кружковые занятия, изготовление наглядных пособий, демонстрацию кино- и диафильмов;
  • оказывает студентам помощь в проведении внеклассных занятий по специальности, присутствует на них и анализирует со студентами.

Классный руководитель:

  • знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами на предстоящую четверть, с планом своей работы и с работой ученических организаций класса, определяет, на кого из учащихся практиканту составлять педагогическую характеристику, присутствует на внеклассных занятиях;
  • знакомит практикантов с опытом своей воспитательной работы в классе;
  • намечает практикантам воспитательную задачу, подлежащую разрешению в их работе на практике;
  • руководит и консультирует студентов по вопросам выполнения их индивидуального плана воспитательной работы и утверждает планы воспитательных мероприятий;
  • посещает 1–2 урока практикантов и внеклассное мероприятие студентов и участвует в обсуждении;
  • привлекает студентов к текущей работе классного руководителя (дежурства, заполнение дневников, обследование учащихся на дому, беседы с родителями учащихся, родительские собрания и пр.);
  • участвует в школьных конференциях по педагогической практике и дает оценку воспитательной работе каждого практиканта.

Права и обязанности студента-практиканта:

  1. Студент-практикант выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
  2. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики.
  3. Студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. По решению Совета института ему может быть назначено повторное прохождение практики.
  4. Студент составляет план своей учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем педагогической практики.
  5. Студент посещает консультации методистов, учителей, классных руководителей, подписывает у них конспекты уроков и внеклассных мероприятий не позднее, чем за два дня до урока, внеклассного мероприятия.
  6. Студент сообщает методистам обо всех изменениях в расписании уроков и внеклассных мероприятий.
  7. В соответствии с программой практики студент обязан своевременно, в течение недели после завершения практики, представить отчетную документацию.
  8. Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, администрации ОУ, пользоваться учебно-методическими пособиями, находящимися в соответствующих кабинетах университета, вносить предложения по усовершенствованию организации практики.
  9. По итогам педагогической практики студент получает дифференцированную оценку.
  10. В случае болезни или иным объективным причинам (при наличии под­тверждающих документов и личного заявления) пройти педагогическую прак­тику в иные сроки, совместимые с учебным планом.

Функции старосты студенческой группы:

  • в первую неделю передает методистам, руководителям практики расписание уроков в школе, график проведения уроков и внеклассных мероприятий студентами на период практики;
  • сообщает о всех изменениях в расписании, графике проведения уроков, внеклассных мероприятий методистам, руководителям практики.

Подведение итогов практики.

По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики университета одновременно с дневником по педагоги­ческой практике, подписанным руководителем практики и заверенной печатью учреждения.

Содержание отчета студента определяется программой практики и инди­видуальным заданием. Отчет о практике должен содержать сведения о кон­кретно выполненной студентом работе в период практики, а также описание структуры организации, ее деятельности, выводы и предложения.

Отчеты студентов рассматриваются руководителями практики от учебно­го заведения и организации базы практик.

Руководители практики дают краткий отзыв о работе каждого студента, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к рабо­те, трудовую дисциплину, овладение педагогическими навыками и участие в научно-исследовательской работе.

Студенту, отстраненному от практики, или работа которого на педагоги­ческой, практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета фа­культета назначается повторное прохождение практики (без отрыва от учебных занятий).

Руководители практики представляют письменный отчет о проведении практики, предложения по дальнейшему улучшению организации практики и содержанию программы.

Критерии оценки практики.

Критериями оценки практики являются:

  • обязательное прохождение всех этапов практики;
  • овладение умениями и навыками, предусмотренными программой практики (владение педагогической техникой и этикой, глубина анализа занятий других студентов, самоанализа);
  • мера самостоятельности и творчества студента в разработке содержа­ния и методике ведения всех форм работы;
  • умение творчески применять теоретические знания в практической ра­боте;
  • степень методической зрелости студента;
  • содержание, качество и оформление документации;
  • своевременность предоставления документации руководителю и на ка­федру;
  • отношение студента к проводимым мероприятиям и практике в целом (проявление активности и дисциплинированности в ходе практики, мера актив­ности приобщения к методической работе, техническое и методическое осна­щение урока, использование инноваций и пр.).

При подготовке специалистов любого профиля, в том числе и преподава­телей психологии, необходимо учитывать следующие положения:

1. Процесс профессиональной подготовки преподавателя психологии должен быть направлен на овладение профессиональной культурой, включающей в себя знание психологии, практическое применение полученных теорети­ческих знаний, умение творчески решать новые профессиональные задачи и эмоциональное отношение к профессиональной деятельности.

2. Основой профессиональной подготовки преподавателя психологии яв­ляется профессиональная направленность на преподавательскую деятельность, проявляющаяся в освоении методического мастерства.

3. Система профессиональной подготовки должна быть направлена не на пассивную передачу знаний, а на развитие педагога-исследователя.

4. В процессе профессиональной подготовки развивать основные умения преподавательской деятельности: проектировочные (умения спроектировать, спланировать любой вид работы), адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях), организационные (умения организовать лю­бой вид работы), мотивационные (умения мотивировать студентов к учебной деятельности), коммуникативные (умения общаться на занятиях и вне их), уме­ния контроля и самоконтроля, познавательные (умения вести исследователь­скую деятельность) и вспомогательные.

5. Одной из ведущих задач вуза является формирование личности педаго­га. Личностный подход определяет гуманизацию отношений, которые должны осуществляться на уровне «личность-личность».

6. Система профессиональной подготовки должна способствовать фундаментализации образования, т.е. выпускник должен овладеть самыми современ­ными основами знаний ведущей специальности.

7. Система профессиональной подготовки преподавателя должна обеспе­чивать широкое общегуманитарное образование.

8. Система профессиональной подготовки преподавателя психологии должна обеспечивать высокий уровень практического владения методическим (профессиональным) мастерством.

9. Профессиональная подготовка должна стремиться к интегративности, ведущей к интеграции нескольких специальных дисциплин в одну; интеграции разных курсов психологии, педагогики и методики; интеграции теоретической и практической подготовки.

10. Система профессиональной подготовки преподавателя психологии должна обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной само­реализации.

11. Профессиональная подготовка будущего преподавателя психологии должна убедить его в социальной значимости предмета.

12. Профессиональная подготовка должна предусматривать не только дифференцированную оценку знаний, но и дифференцированную оценку про­фессиональных умений, профессионального мастерства.

В процессе производственной практики студенты кафедры психологии должны показать на практике полученные знания и умения в организации и проведении всех форм учебной деятельности: лекция, семинарское занятие, ла­бораторный практикум. Все формы учебной деятельности должны опираться на основополагающие принципы организации образовательного процесса:

  1. принцип связи с жизнью, теории с практикой;
  2. принцип единства обучения, воспитания и развития;
  3. принцип наглядности в обучении;
  4. принцип Доступности и посильности в обучении;
  5. принцип развивающего обучения.

Требования к базам практик.

Практика может проходить как в общеобразовательных школах, так и в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, центрах психологической помощи и поддержки населения. Учебное заведение должно отвечать следующим требованиям: иметь хорошую материальную базу, необходимое для проведения практики число средних и старших классов, учащиеся данных классов должны иметь уровень образования и развития, соответствующий требованиям Государственного стандарта, в данном учебном заведении должны преподавать учителя первой и высшей категории, администрация и педагогический коллектив данного учебного заведения должны выразить готовность принять студентов на практику в заявленные сроки.

Раздел 2. Программа заданий для студентов 4 – 5 курсов

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ІV КУРСА

Самоанализ педагогической деятельности

Отличительной особенностью современного образовательного процесса является несомненное признание факта значительного влияния личности учителя на эффективность обучения и воспитания учащихся. Характер этого влияния обусловлен индивидуальными качествами и свойствами педагога, его профессиональной компетентностью, авторитетом среди учеников и коллег.

Осуществление полноценной педагогической деятельности предполагает наличия у учителя умения «анализировать и адекватно оценивать свою работу, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегуляции поведения». Исходя из этого, овладение учителем методами самодиагностики профессионально-личностных качеств представляется необходимым для совершенствования, как его собственного педагогического мастерства, так и всего учебно-воспитательного процесса в целом.

Настоящее задание имеет цель: научить студентов анализировать отдельные компоненты собственной педагогической деятельности, а также организовывать работу по совершенствованию своей профессиональной компетентности.

Структура задания:

  1. В течение всего периода учебно-воспитательной практики студент осуществляет самонаблюдение с целью изучения собственных личностных и индивидуальных особенностей, проявляющихся в процессе педагогической деятельности (программа самонаблюдения — см. приложение 1).

    Результаты фиксируются в «Психологическом дневнике» (см. приложение 2).

  2. Составляет психологический анализ двух уроков (см. схеме плана психологического анализа урока – приложение 3).
  3. На основе материалов самонаблюдения практикант заполняет бланк опросника «Индивидуальный стиль педагогической деятельности» (см. приложение 4) и определяет стиль собственной педагогической деятельности.
  4. Материалы самонаблюдения и сведений опросника студент предоставляет в письменном виде (схема самоанализа – см. приложение 5).

    Здесь же разрабатывает индивидуальный план совершенствования собственной педагогической деятельности.

Задание по психологии оформляется в отдельной тетради. Готовая работа должна включать:

  • психологический дневник самонаблюдения (не менее 10 уроков);
  • психологический анализ уроков (2 урока);
  • заполненный бланк опросника (1 экземпляр);
  • анализ практикантом особенностей собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, включающий план совершенствования своего стиля преподавания.

Методист по психологии:

  • проводит консультацию по программе практики до установочной конференции в вузе;
  • участвует в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике;
  • руководит работой студентов по изучению стиля преподавательской деятельности студентов;
  • посещает выборочно уроки и внеклассные занятия, проводимые студентами, участвует в их обсуждении;
  • совместно с методистами специальных кафедр, методистом по педагогике и работниками школы оценивает работу каждого практиканта;
  • представляет отчет о проведенной студентами работе руководителю практики.

Приложение 1.

Примерная программа самонаблюдения практиканта в процессе осуществления педагогической деятельности.

  1. Сумели ли вы реализовать на уроке намеченные цели?
  2. Чем был мотивирован выбор тех или иных приемов обучения (возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, содержанием учебного материала, вашими личными предпочтениями, местом урока в сетке рабочего дня учащихся и т.д.)? можно ли считать сделанный вами выбор – удачным?
  3. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние на разных этапах урока? Возникали ли проблемы не предусмотренные вами заранее? Как вам удалось выйти из создавшейся ситуации?
  4. Как вы можете охарактеризовать речевое оформление вашей деятельности (логичность, доступность, связность, образность, эмоциональность речи и т.д.)?
  5. Удалось ли вам успешно распределить свое внимание, осуществляя текущий контроль за поведение учащихся, содержанием урока и своей речью (оговорки, слова – паразиты и т.д.)?
  6. Каким образом вы использовали на уроке средства невербальной коммуникации (жесты мимику, перемещение по классу и т.д.)? Всегда ли они были адекватны сложившейся обстановке?
  7. Удалось ли вам вовлечь в продуктивную работу всех учащихся класса? Какие особенности вашей деятельности этому способствовали, а какие препятствовали?
  8. Было ли ученикам интересно работать на уроке? Что об этом свидетельствовало?
  9. Сумели ли вы соблюсти временные рамки всего урока и каждого из его этапов? Удачно ли вы выбрали темп работы на уроке?
  10. Удовлетворены ли вы проведенным уроком? Интересно ли было вам вести урок? Попробуйте сформулировать причину этого.
  11. Подумайте, что именно вызвало у вас положительное или отрицательное настроение по окончании урока (поведение учеников, ответы учеников, их отношение к вам или изучаемому предмету, их взаимоотношения, ваши успехи или неудачи и т.д.)?

Приложение 2.

Схема оформления психологического дневника самонаблюдения.

Психологический дневник самонаблюдения студента-практиканта

______курс ____группа ______факультет

Дата

Предмет

Тема урока

Анализ собственной педагогической деятельности и психологического состояния практиканта

Методические рекомендации:

  • дневник необходимо заполнять своевременно, лучше каждый день, чтобы не упустить важные моменты и детали;
  • точно и четко формулируйте тему урока, соответствует ли она учебному плану;
  • обратите внимание на уровень осмысления своей практической, преподавательской деятельности (цели, содержание, эффективность используемых форм и методов организации работы);
  • отметьте степень сформированности профессионально-педагогических умений;
  • зафиксируйте уровень вашей профессиональной направленности (проявления интереса к профессии, отношение к личности учащихся, особенности общения с детьми, коллегами, руководителями);
  • обозначьте свое самочувствие во время проведения уроков, душевное ощущение, степень активности.

Приложение 3.

Схема плана психологического анализа урока.

І. Психологическая цель урока.

  1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся.
  2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
  3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методически приемы, стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

ІІ. Стиль урока.

  1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
  • Соотношение нагрузки на память и мышление учащегося.
  • Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности.
  • Соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска.
  • Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, какие – учащимися.
  • Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.
  • Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
  • Педагогический такт учителя.
  • Психологический климат в классе.
  1. Особенности самоорганизации учителя.
  • Подготовленность к уроку.
  • Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, энергичность, оптимистический подход ко всему).

ІІІ. Организация познавательной деятельности учащихся.

  1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  • Как достигались осмысленность, целостность восприятия.
  • Какие использовались установки, в какой форме (убеждение, внушение).
  • Как достигались сосредоточенность, устойчивость внимания.
  • Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала.
  • Организация деятельности мышления и воображения в процессе формирования новых знаний и умений.
  • На каком уровне формировались новые знания и умения (конкретно-чувственных представлений, понятий).
  • Какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, новых образов.
  • Какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления.
  • Каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, оценочное), как учитель руководил формированием убеждений и идеалов.
  • Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся.
  1. Закрепление результатов работы.
  • Формирование навыков с помощью упражнений.
  • Предупреждение интерференции и обучение переносу ране усвоенных навыков на новые условия работы.

ІV. Организованность учащихся.

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся.

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей учащихся.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения

Приложение 4.

Методика по определению индивидуального стиля педагогической деятельности.

Источник: Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993, с. 183-188

Цель: выявить особенности индивидуального стиля педагогической деятельности студента – практиканта.

Материалы: бланк опросника (см. ниже).

Инструкция: в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух – трех вариантов отмечайте все колонки).

Посчитайте количество галочек в каждой колонке. Максимальное количество положительных ответов в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у Вас стиля деятельности, названного в этой колонке:

  • ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль
  • ЭМС – эмоционально-методичный стиль
  • РИС – рассуждающе-импровизационный стиль
  • РМС – рассуждающе-методичный стиль

Вопросы

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

1. Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

да

2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?

да

нет

да

нет

3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?

да

да

да

нет

4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

нет

да

да

да

5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

да

да

нет

нет

6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?

нет

да

да

да

7. Часто ли Вы обращаетесь к ученикам с вопросами в процессе объяснения?

нет

да

да

да

8. В процессе опроса много ли Вы времени отводите ответу каждого ученика?

нет

нет

да

да

9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

нет

да

да

да

10. Вы всегда добиваетесь, чтобы спрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?

нет

нет

да

да

11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

12. Вы часто меняете темы работы на уроке?

да

да

нет

нет

13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

да

да

нет

нет

14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

да

нет

нет

нет

15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

нет

да

нет

нет

16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

да

да

нет

нет

17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

да

да

нет

нет

18. Вы всегда укладываетесь в рами урока?

нет

нет

да

да

19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

нет

да

нет

да

20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

да

да

да

21. Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да

нет

нет

нет

22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

да

да

да

нет

23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

нет

да

нет

да

24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

нет

да

нет

да

25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

нет

да

да

да

26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

да

нет

нет

нет

27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

да

да

да

нет

30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

да

нет

нет

31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

нет

да

нет

да

32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

нет

да

нет

да

33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

нет

да

нет

да

Итак, в зависимости от выявленного стиля, предлагаем познакомиться с его особенностями.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся).

Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обуславливает вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Вам рекомендуется несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся, с просьбой повторить сказанное или ответить на вопрос).

Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя больше внимания закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда сразу не исправляйте ошибки: пусть ученик, допустивший ошибку, сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать сою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью, сформированными навыками учения.

Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок. Добиваться, чтобы спрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагать лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподавать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У ваших учащихся интерес к изучаемым предметам сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание постоянному поддерживанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученик, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же врем, подобная манера ведения опроса обуславливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире использую разнообразные методы работы.

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Советуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у ваших учащихся сформированные навыки и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, не следует в очень резкой форме порицать плохие. Ведь о эмоционального состояния ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будите использовать только такие методы, то ваши учащиеся потеряют интерес к предмету.

Приложение 5

Схема самоанализа педагогической деятельности.

  1. Сопоставьте ваши материалы самонаблюдения со сведениями, помещенными в общей характеристике данного стиля педагогической деятельности. Определите совпадающие параметры, отметьте степень проявления каждого из них (часто или редко отмечается, четкие или смазанные проявления и т.д.).
  2. Укажите дополнительно особенности педагогической деятельности присущие именно вам.
  3. Выделите позитивные и негативные качества, характеризующие вас как педагога.
  4. Наметьте план совершенствования вашей профессиональной компетентности, учитывая общие рекомендации для данного стиля деятельности.

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ V КУРСА

Психологическая характеристика личности учащихся

Принцип индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания является ведущим в личностно-ориентированной концепции образования. Выполнение этого принципа подразумевает «наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности» [Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997]. В практической деятельности педагога осуществление принципа индивидуального подхода начинается с изучения индивидуально-психологических особенностей учащихся.

По мнению большинства ведущих отечественных психологов (Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Щербаков А.И., Платонов К.К.), изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях обучения и воспитания. Основой такого изучения должны быть материалы психологического наблюдения за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Возможность регулярно осуществлять такое наблюдение имеется только у учителя (в отличие от психолога).

Поэтому необходимым компонентом педагогического мастерства учителя является умение разбираться в индивидуальных особенностях учеников, «видеть» психологическую подоплеку их поступков.

Настоящее задание имеет цель: научить студентов отслеживать индивидуально-психологические особенности учащихся, грамотно их интерпретировать и учитывать при проведении учебной и воспитательной работы.

Структура задания.

  1. В течение всего периода практики студент проводит наблюдение за одним из учеников класса с целью изучения личности последнего (см. программа наблюдения – приложение 1).

    Результаты наблюдения фиксируются в «Психологическом дневнике» (см. приложение 2).

  2. На основании материалов наблюдения студент заполняет «Карту-схему психологической характеристики ученика» (см. приложение 3).

    Для получения более объективных данных студент предлагает заполнить такую же «Карту-схему» на ученика классному руководителю или учителю-предметнику.

  3. Материалы наблюдения и сведения из «Карты-схемы» студент обобщает и представляет в виде психологической характеристики учащегося (схему характеристики см. приложение 4).
  4. Практикант разрабатывает и проводит воспитательное мероприятие с участием изучаемого учащегося (см. приложение 5).
  5. Задания по психологии практикант оформляет в отдельной тетради.

Готовая работа должна включать:

  1. Психологический дневник наблюдений за учащимися.
  2. Заполненные «Карты-схемы психологической характеристики личности ученика» (2 экземпляра)
  3. Психологическую характеристику учащегося, заверенную подписью классного руководителя.
  4. План воспитательного мероприятия.

Приложение 1

Примерная программа изучения ученика в процессе учебной деятельности.

  1. Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельности. Мотивы этого отношения.
  2. Отношение к различным учебным предметам и причины различного отношения. Влияние этого отношения на результаты учебной деятельности.
  3. Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, проявляющиеся в процессе учебной деятельности.
  4. Роль воображения школьника в процессе усвоения и использования знаний.
  5. Особенности внимания школьника.
  6. Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности.
  7. Проявления творческого характера использования знаний.
  8. Проявление волевых качеств школьника в учебной деятельности.
  9. Мера владения школьником учебными навыками.
  10. Общие или специальные способности, характерные для данного школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути дальнейшего развития.
  11. Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в процессе учебной деятельности.
  12. Значение для данного ученика оценки его учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных учеников.

Приложение 2

Схема оформления психологического дневника наблюдений за поведением учащегося.

Дата

Предмет

Тема урока

Поведение ученика

Возможные причины поступков учащегося

Методические рекомендации:

  • дневник необходимо заполнять своевременно, после каждого проведенного урока, чтобы более полно и четко отметить все необходимые моменты;
  • в графе «Поведение ученика» наблюдатель фиксирует все замеченные поступки, эмоциональные проявления, высказывания учащегося;
  • в графе «Возможные причины поступков учащегося» студент указывает наиболее вероятные, на его взгляд, причины замеченного поведения ученика; для того, чтобы результаты получились более объективными, студентам необходимо применить все имеющиеся у них знания по ведущим психологическим дисциплинам, а так же учитывать все факторы, виляющие на поведение ребенка;
  • для получения объективных данных практикант должен посетить не менее 10 уроков.

Приложение 3

Психологическая характеристика ученика. Карта-схема.

Цель: наиболее точно и наглядно определить индивидуальные особенности ученика, которые должны учитываться при организации воспитательного процесса.

Методические рекомендации:

  • при заполнении «Карты-схемы психологической характеристики ученика» внимательно прочитайте текс перед заполнением;
  • четко и точно определите для себя в какое время Вы будите наблюдать за ребенком, это поможет сделать в дальнейшем правильные выводы;
  • при заполнении Раздела 1 внесите необходимые данные соответствующие строки схемы;
  • отвечая на вопросы Раздела 2 и Раздела 3, выберите наиболее подходящее, на ваш взгляд, высказывание из пяти представленных в схеме и отметьте его любым символом.

БЛАНК «КАРТЫ-СХЕМЫ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

  1. Фамилия, имя___________________
  2. Дата рождения __________________
  3. школа, класс ____________________
  4. специализация школы _______________
  5. Сведения о состоянии здоровья
  • Часто ли болеет (часто, средне, редко) _____________
  • Хронические заболевания (какие) _________________
  • Особенности функционирования нервной системы:

— быстро утомляется, утомляется после длительной нагрузки, неутомим;

— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроений, стабилен в проявлениях настроения;

— преобладает возбуждение, возбуждение и торможение уравновешены, преобладает торможение.

  1. Успеваемость ________________ (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
  2. Внешкольные занятия (систематические)
  • Занятия общественно-полезным трудом (каким) ____________
  • Занятия художественной самодеятельностью (какой) ________
  • Занятия в кружках и клубах (каких) _______________________
  • Занятия спортом (каким) ________________________________
  • Занятия организационной работой (какой) _________________

Раздел 2. Проявления личностных качеств в поведении ребенка.

  1. Направленность интересов.
  • На учебную деятельность
  • На трудовую деятельность
  • На художественно-эстетическую деятельность
  • На достижения в спорте, туризме
  • На отношения между людьми
  • Отношение к делу.
  • Общественная активность

— активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;

— принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

— не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

— отказывается участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие

— любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается ее сделать хорошо.

— как правило, охотно берется за работу, старается выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

— редко охотно берется за работу.

— чаще всего стремится уклоняться от работы.

— всегда уклоняется от любого дела.

  • Ответственность

— всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

— в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

— часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

— очень редко выполняет порученное ему дело.

— никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность

— выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

— довольно часто выступает зачинателем нового дела.

— редко сам начинает новое дело.

— почти никогда сам не начинает нового дела.

— никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

  • Организованность

— всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

— в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

— умеет правильно распределить и в срок выполнить свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

— чаще не умеет распределить свою работу во времени.

— не умеет распределить свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность

— постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

— в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

— редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знания.

— как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

— равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность

— всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут – и за партой и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

— содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).

Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

— не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

— часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

— совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь портит общественное имущество.

3. Отношение к людям.

  • Коллективизм

— всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

— склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

— нередко проявляет равнодушие к чужим заботам и делам, если это не затрагивает его лично.

— как правило, равнодушен к заботам других, по своем инициативе им не помогает.

— считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело».

  • Честность, правдивость

— всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам, говорит правду и тогда, когда это ему не выгодно.

— почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

— часто говорит неправду ради собственной выгоды.

— почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

— склонен всегда говорить неправду.

  • Справедливость

— активно борется с тем, что считает несправедливым.

— не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

— редко выступает против того, что считает несправедливым.

— не добивается справедливости.

— совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие

— в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.

— почти всегда руководствуется соображениями пользы дела для других людей.

— редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

— в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

— в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность

— всегда охотно вступает в контакты с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

— как правило, с удовольствием общается с людьми.

— стремится общаться с ограниченным кругом людей.

— предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

— замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества

— всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

— как правило, помогает товарищам.

— помогает товарищам, когда его просят.

— очень редко помогает товарищам, если его просят может отказать в помощи.

— никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость

— всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

— искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен своими думами.

— поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства других людей.

— почти не умеет сочувствовать другим людям.

— совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность

— все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

— почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

— часто бывает невежлив и нетактичен.

— часто недопустимо резок, груб, нередко вызывает ссоры.

— всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.

4. Отношение к себе.

  • Скромность

— никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

— иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, заслугах.

— сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях, достоинствах.

— часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

— хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

— никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

— все задания, поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

— порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

— часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

— постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

  • Самокритичность

— всегда с вниманием выслушивает критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

— в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

— порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

— к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

— отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать на свои силы

— всегда трезво оценивает свои силы, выбирая дела и задачи «по плечу» — не слишком легкие, не слишком трудные.

— как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

— иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

— почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству

— всегда и во всем стремится быть первым ( в учебе, спорте и т.д.), настойчиво этого добивается.

— стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание достижениям в какой-либо одной области.

— стремиться в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

— очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

— никогда не стремиться в чем-либо быть первым, получает удовольствие от самой деятельности.

  • Самоконтроль

— всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

— не всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

— большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

— почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

— постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».

5. Волевые качества личности.

  • Смелость

— всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

— в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

— не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

— в большинстве случаев отступает перед силой.

— всегда отступает пред силой, трусит.

  • Решительность

— всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственные решения.

— в большинстве случаев без колебания принимает ответственные решения.

— иногда колеблется перед ответственным решением.

— редко решается принять какое-либо ответственное решение.

— не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость

— всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуется длительные усилия, не отступает перед трудностями.

— как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; противоположные случаи редки.

— доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

— очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

— столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание

— всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

— как правило, умеет справиться со своими эмоциями; случаи противоположного характера единичны.

— порой не умеет справится со своими эмоциями.

— часто не может подавить нежелательные эмоции.

— плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

6. Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе

— пользуется безусловным авторитетом, практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

— пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

— пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.).

— пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

— в классе авторитетом не пользуется.

  • Симпатия

— является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

— в классе ребята относятся к нему с симпатией.

— пользуется симпатией только у части одноклассников.

— пользуется симпатией у отдельных ребят.

— в классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях

— является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).

— пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения.

— пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.

— является членим какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется.

— не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций

  • Внимание

— всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснениях учителя, никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроках не делает.

— достаточно внимательно слушает объяснения учителя, периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

— слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно, часто отвлекается, постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда их исправляет.

— как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя, из-за постоянных отвлечений делает много ошибок и не замечает их при проверке.

  • Память

— при заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала, но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

— при заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял, материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

— материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

— при заучивании долго разбирается в материале, при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

— для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

  • Мышление

— быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

— достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

— удовлетворительно понимает материал, после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

— в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпов обдумывания и решения задач.

— понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные шаблоны.

  • Эмоциональная реактивность.

— всегда эмоционально, живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

— обычно эмоционально, живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

— редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

— живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

  • Общий эмоциональный тонус

— постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

— оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

— оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

— в сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

— практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, не смотря на то, что здоров.

  • Эмоциональная уравновешенность

— всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

— обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

— эмоционально уравновешен.

— повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

— вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Приложение 4

Схемы оформления психологической характеристики ученика

Психологическая характеристика учащегося _____класса_____ школы г. Мурманска

Фамилия Имя Отчество (в родительном падеже)

В характеристике делается вывод об индивидуальных особенностях личности ученика на основании материалов наблюдения и сведений из «Карты-схемы…». Психологическая характеристика завершается выводами, в которых необходимо узнать:

  1. ведущие качества личности, которые определяют характер учебной деятельности ученика, его поведения и отношения к окружающим и самому себе;
  2. возможные причины отмеченных качеств личности школьника;
  3. особенности деятельности, поведения и отношений ученика, которые желательно преодолеть или изменить;
  4. меры педагогического воздействия, которые могут оказаться наиболее эффективными в дальнейшем обучении и воспитании данного ученика;
  5. вероятные перспективы развития личности данного школьника и возможные направления эффективной его профориентации (для старших классов).

Дата

Подпись студента-практиканта

Подпись классного руководителя

Приложение 5.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.

  1. Тема занятия, ее педагогическое обоснование.
  2. Цели и задачи проводимой работы.
  3. Организация подготовки учащихся; степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
  4. Содержание методики проведения занятия:
  • соответствие содержания поставленной цели;
  • познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
  • эмоциональная насыщенность; интерес учащихся, их активность;
  • приемы и методы, используемые на занятии, их соответствие возрастным особенностям и уровню социального развития детей.
  1. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание детей.
  2. Педагогическая ценность проводимого занятия.
  3. Как будет учтен опыт данного занятия в вашей дальнейшей работе?

Методические требования к организации воспитательного мероприятия.

В педагогической практике существует много методик анализа урока, воспитательного мероприятия, классного часа и т.д. Главный недостаток в том, что ученые стремятся разработать некую универсальную схему, которая наиболее «научно» сформулировала бы методические требования к данным педагогическим технологиям и удовлетворяла бы всех: ученых, практиков, инспекторов и самих организаторов дела. На самом деле у инспектора требования к воспитательному мероприятию будут одни, у классного руководителя, который организует это дело и должен вовлечь в него детей, — другие, а у самих детей в соответствии с ожиданиями — третьи. Это — объективная реальность.

Неспособность учитывать эти различия приводит к печальным последствиям: с одной стороны, — формализму и лицемерию, с другой — к потере интереса к делу или утрате авторитета педагога, что происходило и происходит с так называемыми «открытыми» уроками или «открытыми» воспитательными мероприятиями.

Мы предлагаем схему анализа воспитательного мероприятия для проверяющих (руководителя), алгоритм организации мероприятия для практического педагога как памятка воспитателю, чтобы он, зная ожидания детей, грамотно создавал условия для мотивации детской активности и актуализации интереса.

Требования руководителя к воспитательному мероприятию.

  1. Название воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст детей.
  2. Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др.
  3. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые на мероприятии. Например:
  • воспитание интереса к животным, науке, искусству, технике, спорту, своему внутреннему миру;
  • изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.);
  • изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта, трудной сессии);
  • изменение отношения к какому-либо члену коллектива;
  • обнаружение, пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе);
  • изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, в ресторане, на званом ужине;
  • общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации и др.
  1. Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность, завершенность.
  2. Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и мотивация участников.
  3. Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению.
  4. Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.
  5. Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей.
  6. Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие и пассивность).
  7. Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.
  8. Степень достижения поставленных целей.
  9. Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.

Литература:

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993, с. 183-188
  2. Методические рекомендации по организации педагогической практики для специальности 030301 «Психология»./ Учебно-методическое пособие. / Сост. Беляева С.В., Гурьянова Е.А. Филиал РГСУ в г. Чебоксары. — Чебоксары: ООО «Крона» 2007.
  3. Практическая психология для преподавателей / под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1997

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………… 3

Раздел 1. Общая характеристика содержания практики………… 5

Раздел 2. Программа практики для студентов 4 – 5 курсов……. 13

Литература………………………………………………………….41