Умственное воспитание ребенка.

ГЛАВА 16. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.

2. Психолого-педагогическое обоснование содержания воспитания умственно отсталых школьников.

3. Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекционной педагогике.

4. Дифференциация педагогических задач и способов коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы в зависимости от клинических и психологических особенностей ученика, социальных условий воспитания.

5. Особенности использования методов воспитания во вспомогательной школе.

ЛИТЕРАТУРА: 28,40,49,56,61,96,101,113,114.

= Общие закономерности процесса воспитания

Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными ком­понентами данного процесса. Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса.

Для практики воспитания важнее всего связать закономер­ными отношениями эффективность (продуктивность) воспита­тельного процесса с теми его компонентами, которые оказыва­ют наибольшее влияние на качество воспитания.

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окру­жающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения — весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.

2. От соответствия цели и организации действий, помогаю­щих эту цель достигнуть. Понятие “организация” включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы.

3. От соответствия социальной практики и характера (на­правленности, содержания) воспитательного влияния на воспи­танников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объ­ективные факторы выражаются через условия воспитания (ма­териально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).

8 стр., 3596 слов

ГЛАВА 8. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

... усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляется опосредованно. Процесс обучения во вспомогательной школе строится на предметно ... – самостоятельный перенос. Использование приема в незнакомых условиях. Самостоятельный перенос является показателем усвоения приема. Трудности ... ­служивает» данное понимание. Понимание в любом его проявлении, рассмат­риваемое со стороны его процесса, есть ...

В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый ха­рактер.

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Само­воспитание — это деятельность человека, направленная на со­вершенствование своей личности.

6. От активности его участников в педагогическом взаимо­действии.

7. От эффективности сопутствующих ему процессов — раз­вития и обучения. Развитие личности выражается в качествен­ном изменении психологической деятельности человека, в фор­мировании у него новых качеств, черт характера. Известно, что если два про­цесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно ска­зывается на втором.

8. От качества воспитательного воздействия. Педагогичес­кое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью..

9. От интенсивности воздействия на “внутреннюю сферу” воспитанника. Понятием “внутренняя сфера” обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интел­лекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребно­сти самой личности, становится ее приобретением.

10. От сочетания педагогического воздействия и уровня раз­вития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников. В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспи­танника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития..

11. От интенсивности и качества взаимоотношений (обще­ния) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья.

Содержание процесса воспитания |

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита­ния — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — раз­ностороннее развитие человека, опирающееся на его способ­ности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — “базовая культура” лично­сти. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... проявившегося себя в бытие человека. В понимании "индивидуальность" и "личность" запечатлены разные стороны, разнообразные измерения человеческой духовной сути. Содержание данного отличия весьма выражено ... общебиологическую основу, на которой осуществляется формирование личности в качестве социального существа. Характер формируется в ходе воспитания, он отображает обстоятельства человеческой жизни и ...

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск со­вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду­ховной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни состав­ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное само­определение — понятие более широкое, чем только профес­сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос­ток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической за­боты.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитан­ников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея со­трудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребен­ка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”.

6. Коллективистская направленность. В содержании воспи­тательной работы предстоит преодолеть отношение к коллек­тиву как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен­ные силы.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб­щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж­но возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работ­ника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направле­ниям.

Гражданин

Выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями

Чувство национальной гордости и патриотизма

Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гер­бу, флагу, гимну)

Ответственность за судьбу страны

Общественная дисциплина и культура общежития

Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям

3 стр., 1451 слов

Проблемы воспитания одарённого ребёнка в детском саду и дома

... в аспекте индивидуальной траектории развити? личности ребенка. Объект исследовани? - воспитание одаренных детей дошкольного возраста. Предмет исследовани? - ... что одаренность как некое внутреннее качество человека может про?вл?тьс? без специального вмешательства извне. Поэтому ... способностей при этом отступали на второй план. Создаваемые диагностические процедуры ориентировались на решение ...

Общественная активность

Соблюдение демократических принципов

Бережное отношение к природе

Уважение прав и свобод других людей

Активная жизненная позиция

Правосознание и гражданская ответственность

Честность, правдивость, чуткость, милосердие

Ответственность за свои дела и поступки

Интернационализм, уважение к народам других стран и многие другие

Работник

Дисциплинированность и ответственность

Работоспособность и организованность

Общие, специальные и экономические знания

Политические знания

Творческое отношение к труду

Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить по­рученное дело

Профессиональная гордость, уважение к мастерству

Сознательность, вежливость, аккуратность

Опыт трудовой деятельности

Эмоциональная производственная культура

Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности

Коллективизм, умение трудиться сообща

Инициативность, самостоятельность

Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, об­щества

Деловитость и предприимчивость

Ответственность за результаты труда

Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Семьянин

Трудолюбие, ответственность

Тактичность, вежливость, культура общения

Умение держать себя в обществе

Опрятность. Чистоплотность, гигиенические навыки

Здоровье, привычка к активному образу жизни

Умение организовывать и проводить досуг

Разносторонняя образованность

Знание правовых норм, законов

Знание практической психологии, этики

Умение воспитывать детей

Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности

Уважение к своим родителям, престарелым людям и др. качества

Нетрудно заметить, что в выделенных сферах многие каче­ства повторяются. Это свидетельствует об органичной целост­ности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности — комплексный подход к воспитанию.

 

Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекционной педагогике.

Подростковый и юношеский возраст является именно тем сензитивным периодом развития личности, в котором воз­никают жизненные планы, впервые осознаваемые школьни­ком.

Жизненный план, в точном смысле этого слова появ­ляется только тогда, когда предметом размышлений стано­вится не только конечный результат, но и способы его дос­тижения. В отличие от мечты, которая может быть как ак­тивной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности.

В общем виде его можно рассматривать как программу дальнейшей жизнедеятельности, включая выбор профессии, сферы непрофессиональных интересов, места и образа жизни, нравственных образцов. Он включает, таким образом, не только профессиональную, но и социальную, эстетическую ориента­цию личности в целом.

В связи с тем, что среди аномальных детей наибольшее количество составляют с нарушением интеллекта (ежегодно вспо­могательные школы Украины заканчивают около четырех ты­сяч детей), особую актуальность данная проблема приобретает в теории и практике олигофренопедагогики.

3 стр., 1126 слов

«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»

... отклоняющегося поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. Психопатии ... прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а ... употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность - "назло всем стану ...

Она рассматривалась нами как с позиции выбора про­фессии, так и определения общих целей и задач на перспекти­ву, для подготовки личности к социализации, необходимой для ее успешного существования в определенных условиях.

Известно, что в основе социальной адаптации лежат отношения индивида и социальной среды. Социальная адап­тация — это, во-первых, процесс активного приспособле­ния индивида к условиям новой социальной среды, во-вто­рых, результат этого процесса. Она напрямую связана с со­циализацией, сущностью которой является вхождение ин­дивида в социальную среду. Однако, по сравнению с соци­альной адаптацией, понятие «социализация» более широ­кое. Если первая характеризуется тем, что происходит в пер­вичном коллективе или малой группе, и связана с конкрет­ным родом деятельности (профессиональная, учебная), то вторая — рассматривает приспособление индивида к соци­альной среде в широком смысле слова (профессиональная + материальная + учебная + досуг + культурные запросы и т.п.).

Именно в таком аспекте мы и рассматриваем жизнен­ные планы учащихся с нарушением интеллекта, т.е. не огра­ничиваемся только профессиональными планами, а учиты­ваем, что жизненные планы — это комплексное личност­ное образование, охватывающее различные сферы антици­пируемой жизнедеятельности.

В целях обеспечения полноты выявления жизненных пла­нов учащихся вспомогательных школ следует выделить такие основные их виды:

— планы, касающиеся профессиональной деятельности (планируемая работа, получение специальности, повышение квалификации);

— планы, связанные с областью человеческих взаимоот­ношений (межличностные отношения с друзьями, коллекти­вом, семьей, другими лицами);

— планы в сфере непрофессиональных занятий (содер­жание и способы удовлетворения духовных интересов, нрав­ственное и культурное самосовершенствование, проведение свободного времени и т.п.);

— планы в области материально -бытового благополучия (планируемая зарплата, материальные ценности в собственном пользовании, пути реализации этих планов).

Анкетирование учащихся предусматривало выяснение сведений по таким позициям: наличие ближайшего и отдален­ного планов, отношение к жизненному планированию, учебе и работе после окончания школы и пути их реализации в обла­сти семейного положения.

Опыт показывает, что большинство учеников вспомога­тельной школы не имеет устойчивого представления о содержа­нии своей самостоятельной жизни в будущем. Обнаруживается значительный разрыв между наличием у детей перспективных жизненных планов на период после окончания школы и бли­жайших планов на жизнь во время обучения в школе. Многим из них трудно осуществить мотивированный выбор своего жизнен­ного пути с учетом требований жизни и своих возможностей.

Причиной такого положения являются: недостаточная целенаправленная работа по подготовке учащихся к жизни, в частности, к принятию самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях, и то, что ученики на протяжении всего времени пребывания в школе-интернате являются лишь пас­сивным объектом профессионально-трудового воспитания, а уровень их социальной зрелости к моменту окончания вспомо­гательной школы недостаточно высок.

11 стр., 5493 слов

Воспитание скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста

... деятельности и воспитания физических качеств [10]. По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как ...

Видимо, поэтому примерно у 60% воспитанников вспо­могательных школ общие основные направления их планируе­мого профессионального становления не совпадают с профес­сией, к которой их готовят в школе.

Подростки, как правило, не связывают причинно-след­ственными связями будущую трудовую деятельность и условия жизни в целом.

Вместе с тем, отмечается зависимость определенности всех жизненных планов от характера выбранной профессии. У уче­ников, которые реально оценивали свои возможности при вы­боре профессии, жизненные установки характеризовались боль­шей реалистичностью.

Это оказывало влияние на их представление о будущей семейной жизни, взаимоотношениях с членами семьи, на пла­нируемый круг дружеского общения после окончания школы; причем у заметного количества старшеклассников обнаружено отсутствие определенных представлений в изучаемой сфере жизненного целеполагания.

Факты указывают на необходимость усиления внимания педагогов к проведению работы, связанной с вопросами вы­полнения людьми своих общественных функций как членов семьи.

Жизненные планы учащихся вспомогательной школы в сфере непрофессиональных досуговых занятий преимущественно ограничивались «пассивным» свободным времяпровождением: просмотром телепередач, слушанием музыки, прогулками по городу. При этом у них обнаруживается определенный прими­тивизм эстетических запросов.

Очевидно, нужно усилить работу педагогических коллек­тивов школ по выявлению и развитию у воспитанников твор­ческих способностей, интересов, стремлению к их проявлению и совершенству.

Запросы учеников в области материально-бытового бла­гополучия достаточно велики. Однако и для этой сферы плани­руемого жизненного Самоопределения школьников оказывает­ся характерной тенденция в расхождении между наличием оп­ределенных целей и несформированностью знаний и путях их достижения.

Таким образом, совершенствование работы вспомогатель­ной школы по подготовке учеников к самостоятельной жизни должно вестись в направлении создания комплексной системы воспитания, обеспечивающей целостный подход к личности, включающий формирование профессиональной направленно­сти и осмысленных реальных планов в других сферах будущей жизнедеятельности.

Конкретные направления такой работы:

— глубоко изучать психофизические особенности каждо­го ученика, вести контроль динамики развития детей с целью объективной оценкиих возможностей и коррекции их взглядов на будущую самостоятельную жизнедеятельность;

— подходить к обучению профессии не с позиций фор­мируемых навыков, а с позиций конкретного человека в дан­ной профессии;

— приобщать старшеклассников к таким видам деятельно­сти, которые формировали бы у них адекватную самооценку;

— органически включать в содержание уроков, внеклас­сных воспитательных мероприятий задания, способствующие формированию у детей жизненного целеполагания;

— оценивать работу педагогического коллектива по уров­ню подготовки выпускников к самостоятельной жизни.

= СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ВСПОМО-ГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИ-ТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Во вспомогательной школе воспитание играет ведущую роль. Внимание педагогов направлено на слабые функции ребенка в целях преодоления отставания в их развитии (например, социальная изолированность компенсируется путем расширения сферы общения детей, усиления коллективных отношений, пробуждения у них общественной активности).

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... воспитания. Эстетическое воспитание в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Источники эстетического развития: природа, окружающая действительность, литература, искусство, труд, мировая художественная культура. Критерии эстетической воспитанности. ... школе 2 5 Воспитательная работа с коллективом детей. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка. 2 Раздел 2. ...

1. Работа во вспомогательной школе построена на комплексном подходе воспитания и обучения умственно отсталых детей. Предусмотрено единство трудового, нравственного и идейно-политического направления (например, стремление к труду несет не только личную потребность, но и моральное удовлетворение, которое приносит пользу другим, воспитывается стремление к труду на пользу общества, справедливость и честность).

Умственное воспитание ребенка.

Уже в первичном акте восприятия действительности, как показывают специальные исследования, у олигофренов обнаруживаются недостатки аналитико-синтетической деятельности.

Нарушения процессов анализа и синтеза у олигофренов проявляются особенно тогда, когда необходимо про­извести сравнение, установить сходство и различие, про­извести обобщение. Как известно, эти мыслительные опе­рации теснейшим образом связаны с развитием речи, ее обобщающей функцией.

Грубые нарушения имеются в процессах запоминания и воспроизведения у умственно отсталых детей, особенно в активных, произвольных формах.

Разумеется, говоря об умственном воспитании уча­щихся вспомогательной школы, необходимо иметь в виду прежде всего коррекцию, частичное устранение указанных коренных недостатков в их умственной дея­тельности.

Обучение одновременно является и воспитывающим фактором в формировании различных качеств личности ребенка. Однако воспита­тельное значение обучения не есть непременный, как бы пассивный результат проведения уроков или других учебных занятий.

Для того чтобы конкретнее рассмотреть вопрос о воспитательном значении обучения, укажем предвари­тельно на те основные факторы, которые определяют про­цесс обучения. К ним надо отнести следующие:

а) содержание обучения, т. е. характер и объ­ем тех общеобразовательных и профессионально-трудо­вых знаний, умений и навыков, которые сообщаются уча­щимся;

б) методы обучения и особенности организации обучения, в частности, характер соединения обучения де­тей с производительным, общественно полезным трудом;

в) психофизические особенности уча­щихся, без учета которых невозможно построить долж­ным образом ни самого процесса сообщения знаний уча­щимся, ни использовать обучение в воспитательных целях;

г) наконец, немаловажное значение как для успешно­сти обучения детей знаниям и навыкам, так и для воспи­тания у детей определенных качеств имеет личность учителя, его отношение к учащимся, его пе­дагогическое мастерство.

Учитель не просто сообщает уча­щимся знания и навыки, но и одновременно работает над воспитанием умственных способностей ребенка, совер­шенствует и развивает эти способности.

Несмотря на элементарность со­держания обучения во вспомогательной школе, можно ут­верждать, что оно имеет большое воспитательное значе­ние для умственного развития аномального ребенка, так как при обучении существенно улучшается его познава­тельная деятельность.

4 стр., 1813 слов

Обучение грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР

... учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще ... внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы. В научной литературе метод обучения грамоте детей дошкольного возраста с нормальным развитием ...

Ум­ственное развитие у учащихся вспомогательной школы не прекращается с окончанием школы, а продолжается и за­крепляется в процессе их последующей трудовой дея­тельности, о чем убедительно говорят факты наблюдений за окончившими вспомогательную школу.

Наряду с решением общеобразовательных задач, вспомогательные школы осуществляют всестороннее гармоничное воспитание в соответствии с требованиями общества.

Задачи воспитания:

1. Формирование гражданских качеств, сознательной дисциплины.

2. Формирование знаний, убеждений, мировоззрений.

3. Привитие навыков нравственного поведения.

4. Формирование положительных черт характера и воли.

5. Воспитание нравственных чувств.

6. Привитие трудолюбия и культуры труда.

7. Обеспечение нормального физического развития.

8. Формирование эстетических взглядов, вкусов.

9.Развитие умственных способностей.

Л.С. Выготский указывал на то, что надо не смягчать трудности, вызванные дефектом, а направлять все силы на его компенсацию.

Национальная система воспитания базируется на основе семейного воспитания, народной педагогики, на принципах научной педагогики, которая вобрала в себя лучшее из наследия национально-воспитательной мудрости.

Она включает идейное богатство народа, его морально-эстетические ценности, трансформированные в средствах народной педагогики, принципах, формах и методах организации воспитательного воздействия на молодежь.

Сделаны первые шаги возрождения украинской национальной системы воспитания: в учебно-воспитательный процесс внедряются идеи народной духовности, средства народной педагогики, украиноведения, создаются концепции национальных учреждений — от детских дошкольных учреждений до ВУЗа. Все компоненты духовности украинского народа, как и его материальной культуры, являются национальной ценностью, что есть сердцевиной образования и воспитания.

Родная культура, наука, духовность, лучшие приобретения культур разных народов являются основным национальным и общечеловеческим содержанием образования и воспитания.

Национальная система воспитания обеспечивает глубокое понимание каждым учащимся народных, нравственных и этических идей, правил, принципов и взглядов. Народная мораль усваивается в процессе непосредственного привлечения детей к труду, исполнению поручений, обычаев, участию в обрядах. Народная мораль — совесть, правдивость, достоинство, справедливость, честность и т.д. — охватывает все грани жизни, она есть его суть.

Диагностика воспитанности

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и дли­тельный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный ха­рактер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С опреде­ленного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе по­ставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в це­лом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно со­поставить запроектированные и реальные результаты воспита­ния. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса по­нимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированно­му, а может и отличаться от него. Выявить степень соответст­вия помогает диагностика. Это оценоч­ная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявле­ние истинного уровня воспитанности. Данные диагностическо­го изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и ко­нечным результатами определяет эффективность процесса вос­питания.

3 стр., 1395 слов

Генштейн) в качестве критерия научной осмысленности высказываний

... среде. 20. Принцип ***, выдвинутый логическим позитивизмом (Шлик, Вит- генштейн) в качестве критерия научной осмысленности высказываний. Вариант 2. 1. Основная проблема неопозитивизма: 1. Исследование языка ... цивилизаций через Вызовы и Ответы. 4. Всемирной истории как единого духовного процесса. 3. По К. Ясперсу универсальным условием человеческого бытия является: 1.Бытие. 2.Трансценденция. ...

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных “измерите­лей” результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспи­танности можно составить лишь весьма приблизительные пред­ставления, используя сложные и трудоемкие процедуры выяв­ления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравнива­ются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. “критериум”, что значит “сравнение”).

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств лич­ности (коллектива).

Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивают­ся условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитан­ности числами, подобно тому как это делается при тестирова­нии успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое за­дание, а практическое поведение воспитанника в определен­ной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетель­ствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон примене­ния тех или иных показателей. Критерии воспитанности услов­но можно подразделить на “жесткие” и “мягкие”. “Жесткие” критерии в педагогике используются сравнительно мало; в по­следние десятилетия не принято было говорить о тех пробле­мах, которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные ста­тистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых право­нарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных моло­дыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели.

Для характеристики школьного воспитания применяются “мягкие” облегченные критерии, которые помогают воспитате­лям получить общее представление о ходе и результатах воспи­тательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недо­статкам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности (коллектива), а лишь для отдельных — нрав­ственных, трудовых, эстетических и т. д. качеств, которые в от­рыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных усло­вий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность, как это уже неоднократно подчерки­валось, — целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, кото­рые охватывали бы все многообразие качеств личности (кол­лектива) в единстве, еще никому не удалось, это важная про­блема для будущих поколений исследователей. Сегодня школь­ным воспитателям приходится пользоваться “усеченными” ме­тодиками.

Среди множества критериев воспитанности можно выде­лить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии для диагностики конечных ре­зультатов — достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива — и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспита­тельного процесса. По направленности, способу и месту при­менения критерии воспитанности условно делятся на две груп­пы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспи­тателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.