процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях 7

1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов 7

1.2. Онтогенез фонетических и фонематических процессов в дошкольном возрасте 27

1.3. Фонетико-фонематические процессы у детей в старшем дошкольном возрасте с моторной алалией 35

Глава 2. Особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43

2.1. Обзор существующих методик по диагностике фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43

2.2. Организация и содержание обследования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 53

2.3. Специфика фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 57

Глава 3. Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68

3.1. Обзор существующих программ по коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68

3.2. Организация и содержание коррекционного потенциала программы по обучению грамоте 79

3.3. Анализ эффективности логопедической коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 88

Заключение 92

Список литературы 95

Введение

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

23 стр., 11420 слов

Процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста ...

... обучении. Объект исследования: двигательная сфера у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста со стёртой ... дизартрией. Гипотеза исследования: мы предположили, что моторное развитие у дошкольников со ...

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеют фонетико-фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтеза. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Нарушение фонетико-фонематических процесс наблюдается у детей с моторной алалией, под которой понимается системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, причиной которого является поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центра Брока) и его проводящих путей.

При моторной алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи – звукослоговой и морфемный строй. Несформированность ритмической структуры сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Словарной запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Грамматический строй развивается при моторной алалии замедленно и неравномерно, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи при моторной алалии: от полного безречья до частичного отсутствия речи.

Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений при моторной алалии многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия. Р.Е.Левина называла фонематическое восприятие и звуковой анализ «узловым образованием», «ключевым моментом» в системе коррекции алалии. Только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребёнок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Также недоразвитие фонематического слуха у детей является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок и дислексии – нарушению процесса чтения. Поэтому коррекционная работа по формированию фонематических процессов имеет важное значение.

7 стр., 3270 слов

Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

... месяцев 2 – 3 месяца - ребенок гулит. Гуление – это протяжное ... в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.     тапы развития речи детей. От 0 до 12 ...

Несмотря на важность и актуальность проблемы коррекции фонетико-фонетических процессов у детей с моторной алалией в настоящее время недостаточно разработана методика работы по фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Целью исследования является изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и определение содержания коррекционной работы.

Объектом исследования является процесс формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Предметом исследования является процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

2. Выявить особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

3. Раскрыть содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент), математические методы.

Экспериментальная база исследования: ДОУ детский сад №97 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей с моторной алалией (ЭГ, экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (СГ, сравнительная группа).

Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях

1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов

В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России 17 — 19 веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.

Так, Я.А. Коменский [15] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно эт……

Список литературы

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977. – 176с.

2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. — М.: Просвещение, 1964. – 91с.

5 стр., 2333 слов

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

... следующие задачи: - Изучить теоретической основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в младшем дошкольном возрасте; - Определить особенности организации адаптации к ДОУ. ... Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. - Изучить особенности возраста; - Подобрать методы и формы организации адаптации; ...

3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. — М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.

4. Волкова Г А методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб.: Акцидент, 1995. — 64 с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

7. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120

8. Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.

9. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171.

10. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41.

11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31

13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: 1990.

15. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду»Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22

16. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.

17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

18. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.

20. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56

21. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).

М.: Гном и Д, 2000-2001.

22. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...

... детском саду. Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском ... исследования, экперимент. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка будет осуществляться наиболее эффективно, ...

23. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000.

24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю.,

25. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.

26. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13

27. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. — М.: 1999.

28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999.

29. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

30. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. — М.: Владос, 2003.

31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

32. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003.

33. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.

34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

35. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.

36. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44

37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с.

38. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62

39. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.

40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. — М.: 2002.- 256 с.

41. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996

42. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

43. Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72.

44. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. – 256с.)

45. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.

46. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. С. 129.

47. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.

48. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.

30 стр., 14904 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...

... ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной речи дошкольников Рaзвитие устной связной речи детей состaвляет главную зaдaчу ... является целью исследовaния. Объект исследовaния: связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие связной речи старших дошкольников посредством картин. Гипотеза ...

49. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

50. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

51. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69

52. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.

53. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

54. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999.

55. ФиличеваТ.Б.,ЧевелеваН.А. Нарушения речи у детей. – М., 1993

56. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Воронеж, 1997.

57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

58. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17

59. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76

60. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

61. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. С.107-110.