Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников

Ход мероприятия.

 

 

Ведущий: Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

· конкретизировать цели воспитательной работы;

· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

· обосновать выбор содержания и методов воспитания;

· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:

— определение цели и задач изучения;

— подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;

— выбор методик изучения;

— подготовка диагностического инструментария;

— исследование испытуемых;

— обработка и интерпретация результатов исследования;

— анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

· Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

· Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

5 стр., 2154 слов

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса

... показателей, поставленных задач; б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности; в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение ... быть противоречивым, неоднозначным.) 6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся ...

· Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

· Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

· отношение к учению;

· отношение к людям;

· отношение к самому себе;

· отношение к природе;

· отношение к труду;

· отношение к действительности.

Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Примерная методика изучения классного коллектива

Этап.

Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.

С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:

1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…

2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?

3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).

Ассоциативный тест

Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:

Школа Учитель Человек Деньги Мы Труд Книга И т.д.

5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)

Вежливый Ласковый Гуманный Сильный Умный Предприимчивый Деловой и т.д. (выход на идеал и самооценку) Искусство Лакомство Друзья Коллектив Семья Труд Родина Деньги и т.д. (выход на отношение к окружающему миру)

Порядок выполнения:

Этап.

Напомним характеристику 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е.Щурковой

Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.

Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.

Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.

Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности

Отношение к ценностям   Уровень отношений
Примитивно-поведенческий Эмоциональный Мотивированно-поведенческий
К человеку Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся
К труду Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся Трудолюбивы Фамилии уч-ся Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся
К знаниям Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся Самообразовательная работа Фамилии уч-ся
К прекрасному Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся
К себе Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся
К обществу Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся

Анализируя полученные данные, посмотрите:

— На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?

— Что является высшей ценностью в данном коллективе?

— Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

Отношение Показатели воспитанности Признаки проявления воспитанности
Ярко проявляются Проявляются Слабо проявляются Не проявляются
К обществу Долг и ответственность Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей Уклоняется от общественных поручений, безответственен
Бережливость Бережет школьное имущество, призывает к этому и других Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований
К труду     Дисциплинированность Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия
Ответственное отношение к учению Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо
Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие) Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля
К людям Коллективизм и товарищество Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно Необщительный, эгоистичный
Доброта и отзывчивость Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует Помогает другим, если поручает учитель или коллектив Недоброжелателен, груб с товарищами
Честность и правдивость Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами Часто неискренен, обманывает учителей, старших
К себе Простота и скромность Прост и скромен, одобряет эти качества у других Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди Прост и скромен в присутствии старших и педагогов Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам
К культуре Культурный уровень Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

 

 

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся

 

Фамилия, имя   Ответственность Бережливость Дисциплинированность Ответственное отношение к учению Отношение к труду Коллективизм и товарищество Доброта и отзывчивость Честность Простота и скромность Культурный уровень Уровень воспитанности

 

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9 балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

Сделать вывод об уровне воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.

Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развитию нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения (Е.В. Бондаревская).

В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).

По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение и деятельность, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые.

Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.

Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его ближайшего развития в психологии и педагогике используется термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности.

Для анализа воспитанности и воспитуемости школьников педагогу надо обладать рядом педагогических умений:

оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости;

умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;

умение учителя увидеть личность ученика в целом, во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;

умение оказывать поддержку учащихся в их личном развитии, осуществлять коррекцию

Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.

Программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников.

 

Программа психолого-педагогического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников

 

  Компоненты Уровни и показатели Диагностические приемы Возрастные особенности и нормы Индивидуальные варианты Приемы развития, формирова-ния, коррекции
Воспитанность (диагноз)   Воспиту-емость (прогноз) 1.Нравственные знания (что знает ученик о нормах меж-человечес-ких отноше-ний)   2.Нравственные убеж-дения, моти-вы (приня-тие учени-ком знаний о нравственности в качест-ве эталонов своего пове-дения)     3.Нравственные поступ-ки и поведе-ние (как реа-лизует уче-ник в своем поведении нравствен-ные знания и свои убеж-дения)   1.Восприим-чивость к воспитательным воз-действиям (как может развивать свою лич-ность в сот-рудничестве с другим человеком)   2.Способность к само-воспитанию (как может развивать свою лич-ность само-стоятельно)   -Знания об отношениях к труду, -к обществу, -к другому человеку, -к себе   -Ценност-ные ориен-тации, -мотивы, -цели, -эмоции     -Отдельные поступки, -поведение в целом   Активность ориентиров-ки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые усло-вия, откли-каемость на помощь дру-гого чело-века в разви-тии личнос-ти   Социальная инициатива, постановка новых, усложняю-щихся задач развития своей лич-ности, осо-знанность и самооргани-зация пове-дения Беседа, методика неоконче-нных предложений   Постановка учени-ка в ситу-ации нравственного вы-бора, со-подчине-ние мо-тивов, принятие решения   Фиксация повторяющихся поступков учащихся   Сопостав-ление эксперт-ных оце-нок в форме педагоги-ческого консилиу-ма Младший шко-льный возраст: ориентации учителем, усво-ение различия между наме-рением и ре-зультатом поступка Средний шко-льный возраст: интерес к оце-нке сверстника, идентифика-ция, чувство «взрослости»   Старший школьный воз-раст: устой-чивая само-оценка, лич-ностное само-определение     Нравственные знания– через опыт деятель-ности Постановка в ситуации, тре-бующие сопо-ставления нравственных норм и приме-ривания их к себе Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями Опыт поступ-ков и их обсуждение Упрочение самоуважения и достоинства   Упрочение готовности к выбору и при-нятию реше-ния, усиление ответственногсти за пос-ледствие своих поступ-ков и своих решений Самовоспита-ние личности Главная цель –вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуаль-ности

 

Второй подход к изучению воспитанности школьников на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности разработан известным педагогом -ученым М.И. Шиловой.

Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения»*, что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека его воспитанность.

По мнению М.И. Шиловой, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.

Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Воспитанность включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.

Для воспитанного человека самосознание ответственности за свои дела и поступки являются определяющими мотивами поведения.

Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика, которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.

Для учителя – практика предлагаются минимальные диагностические программы изучения воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны -–шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.

Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.

* Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 271

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном с требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.

Технологию такого изучения задают соответствующие таблицы – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников.

В качестве образца предполагается программа изучения воспитанности старшеклассников и сводный лист к ней.

Программа нацелена на удовлетворение потребности старшеклассников в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков. (Об этих программах подробную информацию вы можете получить из книги М.И. Шиловой «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе». – М.. 1998. – С. 151-159.)

 

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников.

 

Базовые качества Признаки уровней проявления формирующихся качеств
«3»-ярко проявляются «2»- проявляются «1» –слабо проявляются «2» -не проявляются
Отношение к обществу 1.Любовь к Отечеству   2.Полити-ческая культура   3.Правовая культура   4.Интернационализм Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего   Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами   Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни   Уважает культуру и традиции других национальностей, пресекает неуважительное отношение к ним Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает его настоящее     Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет самостоятельные суждения и оценки   Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчестве участия не принимает   Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей Сам мало инте-ресуется историей и культурной своего Отечества   Политически недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего идет за другими   Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует допол-нительного контроля со стороны взрослых и товарищей Не проявляет интереса к культуре других национальностей Пренебрежи-тельно отно-сится к истории и отечественной культуре     Политически не осведомлен   Нарушает дисциплину и правопорядок   Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей
Отношение к собственности 5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности 6.Бережливость и эконом-ность в отношении к личной собственности Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других   Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние     Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает     Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля Наносит ущерб чужой и общественной собственности     Не бережлив, расточителен    
Отношение к учебному труду и делу 7.Успешность в учении и самообразовании     8.Дисципли-нированность и организо-ванность Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний Организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, доводит дело до конца Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы   Организован сам, но организовать на дело других не умеет Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей   Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других Ленив, неуспешен и безответственен в учении     Неорганизованный, бездеятельный
Отношение к людям 9.Общите-льность     10.Готов-ность прийти на помощь   11.Тактич-ность, культура поведения Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение Готов прийти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем   Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет   Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем Сам тактичен, но равнодушен к бестактности других В общении не разборчив, часто ведом другими   Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию»   Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов Замкнутый, необщительный     Не отзывчив к чужим проблемам   Бестактный и грубый
Отношение к себе 12.Здоровый образ жизни     13.Целеустремленность в самоопределении     14.Чувство собственного долга Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но и к здоровью других равнодушен   Настойчиво работает над собой в плане самоопределения     Бережет свою честь и достоинство Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей Еще не совсем определился в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки   Не имеет целей самоопределения     Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве
Далее могут быть дополнения

 

Обсуждение и анализ результатов изучения может осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися и т.д.

Данные изучения воспитанности старшеклассников хранятся в «Сводном листе», образец которого мы предлагаем.

Сводный лист

К ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников

 

Показатели и уровни   Ф.И. учащихся Любовь к Отечеству Политическая культура Правовая культура Интернационализм Бережливость к общественному достоянию и уважение чужой собственности Экономность и бережливость в отношении к личной собственности Успешность в учении и самообразовании Деловитость и организованность Общительность Готовность прийти на помощь Тактичность, культура поведения Здоровый образ жизни Целеустремленность в самоопределении Чувство собственного достоинства Итого
1.                              
2.                              
3.                              
4.                              
5.                              
                             
На 3 уровне                              
На 2 уровне                              
На 0 уровне                              
                               

 

В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников.

Для нас представляет интерес экспериментальная работа, организованная в школе им. М.В. Ломоносова (г. Жуковский, Московской области, науч. руков. Л.М. Фридман).

В ходе ее отрабатывается технология изучения воспитанности школьника. Уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейшие качества личности, каждое из которых оценивается по уровню сформированности соответствующего качества: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются.

Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы и радости, выражает ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью себя обслуживает.

Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявляет чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение, к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим.

Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделится своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.

Поведение на улице и в общественных местах: соблюдения правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.

Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы.

Процедура оценивания состоит из следующих этапов:

1.Анкетирование родителей.

2.Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности).

3.Взаимохарактеристика учеников.

4.Педагогические консилиумы, на котором обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатам психолого-диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика.

5.Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции.

По мнению участников опытно-экспериментальной работы оценка воспитанности школьника является эффективным средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки.

Следует сказать, что диагностические методы изучения воспитанности школьников могут быть разнообразными (наблюдение, сочинение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.).

В психолого-педагогической литературе вы найдете немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.