Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием

Введение

воспитание дети семья нарушение

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно, если он находится в трудных условиях существования.

Цель исследования — определить и выявить роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием.

Объект исследования — роль семьи в воспитании детей.

Предмет исследования — дети с нормальным и нарушенным развитием.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;

2) разобрать семью — как социальный институт формирования личности;

3) проанализировать воспитание детей в различных по структуре семьях;

4) выделить роль родителей в воспитании детей;

5) найти и составить характеристику детей с нарушениями в развитии.

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям — первому, элементарному и даже в какой-то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения — присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель — долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

1. Ведущая роль семьи в воспитании детей

1.1 Семья — социальный институт формирования личности

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений [1].

15 стр., 7286 слов

Изучение взаимоотношений между детьми в семье

... роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье; - провести практическое исследование взаимоотношений между детьми разного возраста в семье; - разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях ...

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Брак — явление историческое, и он прошел определенные стадии своего развития — от полигамии к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной; в ее состав входят супруги и их дети [2].

Семья — сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи — это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия [3].

Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл [4].

Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной семьи и ее влияние на воспитание детей представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи:

1) этап формирования семьи:

а) родительские функции:

— осознание партнерских отношений;

— укрепление взаимоотношений между супругами;

— создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

— развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

— налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

5 стр., 2283 слов

Поддержка молодых семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

1. Поддержка молодых семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Организация-заявитель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Косихинский детский сад №5 «Теремок» Организация-исполнитель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Косихинский детский сад №5 «Теремок» Руководитель организации-заявителя Иващенко Светлана Николаевна Алтайский край Косихинский район с. ...

— распределение времени между домом и работой;

— выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны;

— беседы между супругами о будущем семьи.

2) семья, ждущая ребенка (семья с младенцем):

а) родительские функции:

— привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

— подготовка к материнству и отцовству;

— привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

— забота о потребностях ребенка;

— распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком. б) функции ребенка:

— ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

— появление привязанностей;

— овладение навыками простейшего социального взаимодействия; — приспособление к ожиданиям других людей;

— развитие координации движений рук и глаз;

— нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

— овладение словами, короткими фразами, речью.

3) семья с ребенком дошкольного возраста:

а) родительские функции:

— развитие интересов и потребностей ребенка;

— преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд:

— поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

— привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в ломе ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

— поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

— дальнейшее развитие взаимоотношений в семье — открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

— развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... социально-биологическую природу. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, размножение, ... на их судьбу; · принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие – создание нормальных условий для жизни детей. В Конвеции изложены все категории прав личности: ...

— сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

— выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

б) функции ребенка:

— преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

— привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов):

— проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа.

4) Семья школьника:

а) Родительские функции:

— воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям;

— поддержка увлечений ребенка;

— дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

— забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

— сотрудничество с родителями других школьников.

б) функции ребенка:

— получение навыков, необходимых для школьного образования;

— стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

— постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

— включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

— знакомство с правилами поведения и моралью группы;

— расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли: осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

5) семья с ребенком старшего школьного возраста:

а) родительские функции:

— передача ответственности и свободы действии ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

— подготовка к новому периоду жизни семьи;

8 стр., 3753 слов

Что следует знать детям о своих родителях?

Что следует знать детям о своих родителях? К. Дэниелс От редакции. Научно-технический прогресс в современной биомедицине впечатляет не только своими беспрецедентными масштабами и темпами, но и тем, насколько основательно и глубоко, хотя, на первый взгляд, вроде бы и незаметно, многие научно-технические достижения входят в нашу повседневную жизнь. Сегодня уже перестали восприниматься как что-то ...

— определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

— поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

— воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере — взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери);

— понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

б) функции ребенка:

— положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

— прояснение для себя роли мужчины и женщины;

— ощущение принадлежности к своему поколению;

— достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

— выбор профессии, стремление к материальной независимости;

-подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения.

6) семья с взрослым ребенком, входящим в мир

а) родительские функции:

— отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

— внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

— создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

— забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

— спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки.

б) функции ребенка:

— осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

— создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

— положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;

— создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка. 1. Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает ... приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается ...

7) семья среднего возраста («пустое гнездо»):

а) партнерские функции:

— обновление супружеских отношений;

— приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

— творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

— укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

— вхождение в роль бабушки (дедушки).

8) постаревшая семья

а) партнерские функции:

— осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

— изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

— приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

— подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

— подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть.

б) функции ребенка:

— наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях;

— помощь им, если это необходимо, материальная и духовная;

— подготовка к окончательному уходу родителей;

— подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями З. Матейчек, А. Николи. Эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности [6].

4 стр., 1771 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

... воспитания детей младшего школьного возраста в сотрудничестве школы и семьи определили выбор темы курсовой работы: «Взаимодействие учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей ... – педагогические условия взаимодействия учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей толерантности. Гипотеза исследования: процесс воспитания толерантности у первоклассников будет эффективным, если ...

В обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. «Семья, дружеское окружение, единомышленники, коллеги — вот те источники, которые могут продуцировать добрые чувства, пробуждать их».

Л. Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками [7].

1.2 Воспитание детей в различных по структуре семьях

Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается, более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему недостает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения [8].

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Главная причина тут — неопытность [9].

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из-за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе [10].

Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка [11].

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть одно основополагающее правило: только никакой исключительности по отношению к собственному ребенку [12].

Специфика воспитания в многодетной семье.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка — способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе [13].

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других — повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов [14].

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значении [15].

Воспитание ребенка в неполной семье.

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро [16].

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы [17].

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Одна из наиболее распространенных ошибок — чрезмерная опека матери над сыном [18].

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки [19].

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение [20].

2. Недостатки и положительные стороны семейного виспитания

2.1 Роль родителей в воспитании детей

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Что же это такое — хорошие родители. Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало [21].

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни [22].

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта -искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого [23].

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера [24].

1) Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

2) Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать [25].

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется, прежде всего, возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка [26].

У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки — направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте [32].

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. В результате родитель получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден [33].

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни. [34].

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка [33].

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной [35].

2.2 Особенности воспитания детей с нарушенным развитием

Решая проблемы воспитания детей с отклонениями в развитии, родители должны использовать уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при воспитании детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др.

При применении принципа сознательности и активности воспитания и обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей [27].

В воспитании умственно отсталых детей, детей со сложными дефектами родители последовательно, шаг за шагом руководят мыслительной и познавательной деятельностью, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

В разных ситуациях по-разному реализуется принцип наглядности в воспитании и обучении. Для детей с нарушениями зрения и слуха используются средства, которые воспринимаются сохранными анализаторами. В одних случаях работа строится так, что привлекаются осязание и остаточное зрение. В других — наглядные пособия воспринимаются зрительно или на основе тактильно-вибрационных ощущений. Таким образом, глухие дети «слушают» звучащие предметы. Определенную роль играют также технические средства обучения — звукоусиливающие аппараты, оптические приборы [28].

При общении с умственно отсталыми детьми при использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющих; чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только голосу родителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей [29].

Принцип прочности усвоения навыков и способов деятельности также по-разному реализуется при каждом типе нарушения развития. Этот принцип предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление навыков и знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять и закрепить в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания [30].

Широко применяется принцип сравнения. При воспитании всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к ребенку. Так, например, для умственно отсталых детей можно применять принцип пересказа простых текстов, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает родитель. Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно.

Следует специально подчеркнуть, что воспитание детей с нарушенным развитием ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление [31].

Заключение

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в первые их годы жизни.

С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Библиографический список

1 Белобрыкина О.А. Психология личности: норма и патология / О.А. Белобрыкина. — М.: Флинта, 2010. — 125 с.

2 Бернс, Р. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / Р. Бернс. — М.: Высшая школа психологии, 2011. — 163 с.

3 Бодалев А.А. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / А.А. Бодалев. — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 689 с.

4 Вишневская В.И. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / В.И. Вишневская. — СПб: «АЛЬФА», 2001. — 304 с.

5 Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб: Речь, 2005. — 694 с.

6 Джемс У. Семья нетипичного ребенка / У. Джемс. — Москва: Белый гриф, 2010. — 256 с.

7 Донцов А.И. Социокультурные аспекты / А.И. Донцов. — М.: Эксмо, 2009. — 123 с.

8 Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. — М.: Астрель АСТ, 2005. — 204 с.

9 Егидес А.П. Лабиринты общения / А.П. Егидес — М.: «ФИЛИНЪ», 2001. — 392 с.

10 Емельянова О.Ю. Будьте внимательны к детям / О.Ю. Емельянова. — М.: Аорта, 2008. — 42 с.

11 Зимбардо Ф.Г. Застенчивость / Ф.Г. Зимбардо. — Минск: Высшая школа, 2009. — 128 с.

12 Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. — М.: Эксмо, 2007. — 123 с.

13 Креславский, Е.С. Мы и наши дети / Е.С. Креславский. — М.: Медицина, 2011. — 325 с.

14 Кун В.Н. Межличностное общение / В.Н. Кун. — СПб: «АЛЬФА», 2001. — 544 с.

15 Куницына В.Н. Педагоги, родители и дети / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. — СПб: «АЛЬФА» 2001. — 544 с.

16 Курбатов В.И. Основы социологии / В.И. Курбатов. — СПб: «ФЕНИКС», 2009. — 352 с.

17 Лабунская В.А. Личность в деятельности и общении / В.А. Лабунская, А.К. Белоусова. — Ижевск: «ГЕФЕСТ», 2004. — 264 с.

18 Лебедев В.И. Познание личности / В.И. Лебедев. — М.: Медицина, 2006. — 59 с.

19 Лэнг Р. Микроклимат в семье / Р. Ленг. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 43 с.

20 Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — М.: Металургия, 2009. — 338 с.

21 Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. — СПб: Наука, 2011. — 543 с.

22 Панферов В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов. — Воронеж: ВГУ, 2011. — 101 с.

23 Петровский А.В. Российская семья на Европейском фоне / А.В. Петровский. — М.: Эксмо, 2008. — 68 с.

24 Рогов Е.И. Брак. Семья. Закон / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 220с.

25 Рокотов Е.И. Азбука для родителей / Е.И. Рокотов. — Минск: Харвест, 2011. — 138 с.

26 Рыбалко Е.Ф. Ребенок и уход за ним / Е.Ф. Рыбалко. — СПб: «РЕЧЬ», 2005. — 693 с.

27 Рысь Ю.И. Психология и педагогика / Ю.И. Рысь. — СПб: Питер, 2007. — 21 с.

28 Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. — СПб: Питер, 2008. — 448 с.

29 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. — М.: Эксмо, 2010. — 70 с

30 Степанов Л.Д. От младенца до подростка / Л.Д. Степанов. — Минск: Недра, 2009. — 54 с.

31 Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — СПб: Питер, 2007. — 88 с.

32 Столяренко А.М. Введение в специальность / А.М. Столяренко. — М.: «ЮНИТИ», 2001. — 543 с.

33 Столяренко Л.Д. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2006. — 641 с.

34 Уманец Л.И. Советы родителям о воспитании детей / Л.И. Уманец. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 503 с.

35 Шевандрин Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Н.И. Шевандрин. — М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2008. — 272 с.

Размещено на