особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические аспекты развития памяти детей…. 6

1.1.Память как психологическая категория…………………………….. 6

1.2. Особенности развития зрительной памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста…………………………………….. 12

Глава II. Экспериментальное исследование особенности развития памяти умственно отсталых детей……….…… ………………………… 18

2.1. Организация исследования …………………………………………. 18

2.2. Результаты исследования ………………………………………….. 22

Заключение………………………………………………………………… 27

Библиографический список используемой литературы……………….. 29

Приложение……………………………………………………………….. 34

Введение

Память — форма психологического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использованием в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые случившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром, а значит и обучение.

Кроме того, память обеспечивает единство психики, обслуживает не только практическую, но и умственную деятельность. Следовательно, развитость памяти — показатель развитости всего интеллектуального развития.

Хорошо работающая память связанна с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Зрительная память играет главную роль среди видов памяти, относящихся или основанных на органах чувств, так как через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой ему информации. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Успешность обучения умственно отсталых детей непосредственно зависит от сформированности их памяти. При обучении ставится задача не столько воспитать нужного обществу человека, сколько способствовать адаптации его к окружающему миру, формированию элементарных навыков жизнедеятельности. Память в этом процессе играет не последнюю роль.

Поскольку зрительная память является одним из ведущих условий результативности обучения, она должна подвергаться целенаправленному формированию.

Таким образом, мнемический процесс — логическое следствие и важнейшее условие успешной работы умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Поэтому актуальная задача начального обучения умственно отсталых детей — научить запоминать.

Цель исследования: выявить особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Объект исследования -память умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

В основу исследования положена гипотеза: память умственно отсталых детей младшего школьного возраста имеет ряд характерных особенностей.

Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Экспериментально выявить особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

16 стр., 7562 слов

Память умственно отсталых детей

... памяти умственно отсталых детей. Цель работы: § выяснение характеристик умственной отсталости, ее классификаций; § рассмотрение памяти как психического процесса; § выявление особенностей памяти умственно отсталых детей. Объектом работы выступает умственная отсталость. Предметом - память умственно отсталых детей ... . Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит ...

3.Разработать методические рекомендации для развития памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач нами были выбраны следующие методы:

-анализ литературы по теме исследования;

-эмпирический исследование;

-количественный и качественный анализ данных.

Исследование проводилось на базе МОУ СКШ №3 города Комсомольска-на-Амуре, категория испытуемых: учащиеся третьего класса.

Практическая значимость нашей работы заключается в изучении особенностей развития зрительной памяти умственно отсталых школьников третьего класса и в определении серии упражнений, направленных на повышение продуктивности мнемической деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты развития памяти детей

1. 1. Память как психологическая категория

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием на учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. [22,с.8].

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.[5,с. 4].

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающее в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, промежуточную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.[26,с.217]. Рассмотрим краткое определение основных видов памяти.

27 стр., 13411 слов

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

... непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, ... людьми. Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией ... образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то ...

Мгновенная, или иконическая, память связанна с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память — образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. [28,с.96].

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

8 стр., 3875 слов

Человеческая память и ее развитие

Человеческая память - уникальное явление. Некоторые виды памяти есть даже у простейших одноклеточных организмов. Но только люди жалуются на снижение памяти. Как сохранить и улучшить память? Читайте в нашей статье. Что такое память человека? Память - это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. В настоящее время известны разные ...

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилие воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними и……..

Библиографический список литературы

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособ. для студ-от. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 224 с.

3. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994. — 68 с.

4. Васильева Н. Л., Афанасьева Е. И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам испытывающим трудности в обучении//Мир психологии. — 1999. — № 4. — С. 84-95.

3 стр., 1090 слов

ВОПРОС ╣ 19 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Вопрос № 19 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни ...

5. Вачков И. А. Память//Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». — 2002. — № 4. — С. 4-5.

6. Вейн А. М., Каменская Б. И. Память человека. — М.: Педагогика, 1973. — 560 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6Т. — М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 488 с.; — Т.2. — С. 281-395; — Т.3. — С.239-254.

8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — С. 75-139.

9. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974. — 364 с.

10. Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л., 1985. — С. 11-29.

11. Житникова Л. Н. Учите детей запомнить: Пособие для воспитателя. — М., 1973. — С. 43.

12. Заика Е. В. Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников. — Харьков, 1992. — 86 с.

13. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. — Известия АПН РСФСР, вып. 57. — М., 1954. — 230 с.

14. Занков Л. В. Память. — М., 1949. — 176 с.

15. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 с.

16. Зинц Р. И. Обучение и память. — Минск, 1984. — 346 с.

17. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно — методическое пособие. — М., 1978. — 119с.

18. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. — М.: Просвещение, 1976. — 245с.

19. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: Академия, 2003. — 144с.

20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965. — 573с.

21. Леонтьев А. Н. Развития памяти. — М., 1971. — 280с.

22. Ляудис В. Я. Культура памяти // Мир психологии. — 2001. — №1. — С.8 — 23. Марциновская Т. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. — М.: Линка Пресс, 1997. — С.19 — 27.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

... не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребёнка, его человеческую свободу, Физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение ... экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать В ...

23. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Зрительная память. — М.: Эйдос, 1994. — 70с., ил.

24. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка: Кн. для детей и их родителей. — М.: Эйдос, 1994. — 112с.

25. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. — С. 217 — 224.

26. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М. : Гуманист. изд. центр Владос, 1997. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — С. 568 — 581.

27. Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — Ч. 2. — С. 96-110.

28. Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. — М.: Москв. психолого-социальный ин-т, 2000. — 320с.

29. Основы специальной психологии/Под ред. Л.К. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480с.

30. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж.И. Шиф. — М., 1965. — 408с.

31. Петрова В. Г., Лелякова И. В. Психология умственного отсталых школьников. — М.: Академия, 2002. — 160с.

32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680с.

33. Познай себя: развитие памяти и интеллекта/Под ред. И. Воякина. — СПб.: «Респекс», 1994. — 384с.

34. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений/Авт. — сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1998. — 160с.

35. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/Под ред. В.В. Ковалева. — М.: Медицина, 1979. — 608с.

36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. В.М. Асталова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001. — 256с.

37. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — Т.2. — 248с.: ил.

38. Пугач Ю. К. Развития памяти: Система приемов. Образная память. — Минск: РИФ Сказ, 1995. — ч.1. — 96с.

39. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192с.

40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 220с.

41. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995. — 144с.

42. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и анамальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. — М., 1966. — 420 с.

43. Тесты для детей: Сборник тестов и развивающих упражнений/Сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. — СПб.: «Дельта», 1997. — 160с.

44. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярная пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Акад. развития, 1996. — 192с.

45. Учащиеся вспомогательной школы/Под. ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. — М., 1979. — 330 с.

46. 126 эффективных упражнений по развитию памяти. — М.: Эйдос, 1994. — 189с.

47. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- ч. 2. — 292с.

48. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128с.

49. Черемушкина Л. В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с., ил.

50. Шабанов П. Д., Бородкин Ю. С. Нарушение памяти и их коррекция. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 305с.

51. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте//Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4. — С. 18 — 23.

52. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. — М.: Ин-т практич. психол., Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 416с.

53. Энциклопедия психологических тестов для детей. — Издательство «Академия», 1997.- 256с.