Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо – 5,5 г.)

Наименование разделов, тем

ЗАОЧНАЯ форма обучения, 5,5

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов

Формы текущего контроля

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные работы

Всего

Раздел 1. Теория и методика воспитания младших школьников

10

2

12

80

1

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы.

2

2

.Методы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Регулятивная направленность методов воспитания

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

2

3

Эстетическое воспитание.

Формирование здорового образа жизни.

4

Воспитательная система школы.

Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе

2

5

Воспитательная работа с коллективом детей.

Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка.

2

Раздел 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования

2

2

96

к/р

6.

Общее понятие о социализации личности младшего школьника.

Показатели сформированности социальной активности ребёнка.

Содержание, виды, формы социально педагогической работы с младшими школьниками

Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.

Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников.

Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Свободная активность ребёнка и проблемы её ограничения

2

2

Э

ИТОГО:

12

2

14

210

Содержание теоретического курса

Раздел 1. Теория и методика воспитания младших школьников 10 ч.

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы.

Понятие и сущность воспитания, место воспитания в целостной структуре педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитательный процесс. Противоречия воспитания – источник и движущая сила процесса воспитания. Структура процесса воспитания. Взаимосвязь компонентов воспитательного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства.

Методы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Классификация методов воспитания. Проблема выбора методов воспитания. Обусловленность выбора метода целью и содержанием воспитания.

Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример, объяснение, разъяснение и др.

Методы организации деятельности: приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, организация КТД и др.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, ситуации переживания успеха, одобрение, осуждение, поощрение, наказание.

Эстетическое воспитание.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания. Эстетическая деятельность: художественная, изобразительная, музыкальная.

Формы, методы, средства эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Источники эстетического развития: природа, окружающая действительность, литература, искусство, труд, мировая художественная культура.

Критерии эстетической воспитанности. Развитие эстетического сознания, эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических суждений.

Влияние эстетического воспитания на формирование личности.

Формирование здорового образа жизни.

Формирование ответственного отношения к здоровью. Повышение умственной и физической работоспособности. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание. Цели, задачи, содержание физического воспитания. Средства физического воспитания: уроки физической культуры и внеклассная воспитательная работа.

Воспитательная система школы.

Воспитательные системы. Понятие о воспитательной системе школы. Сущность, структура, характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки сформированности воспитательной системы: критерии факта и критерии качества.

Характеристика современных воспитательных систем. Понятие «авторская школа». Типология авторских школ.

Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.

Сущность педагогической технологии. Понятие, признаки, виды педагогических технологий. Структура педагогической технологии.

Технологии воспитания. Технологичный подход в воспитательном процессе. Обзор зарубежных и отечественных педагогических технологий.

Воспитательная работа с коллективом детей.

Понятие, признаки и функции коллектива. Типы и структура детских коллективов. Ученический коллектив школы и школьный класс в воспитательной системе школы.

Педагогическое руководство детским коллективом. Этапы развития коллектива. Основные пути формирования детских коллективов: совместная, целенаправленная деятельность, система перспектив, традиции.

Развитие ученического самоуправления.

Формы взаимодействия детских и педагогических коллективов в воспитательном процессе.

Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка.

Формирование личности и организация жизнедеятельности в коллективе. Значение коллектива в воспитании.

Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними. Формальные и неформальные лидеры.

Взаимоотношения со сверстниками. Эмоционально-нравственные отношения в детском коллективе. Негативные явления в коллективе.

Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе.

Понятие педагогической диагностики. «Пакет школьных методик» в арсенале педагога. Требования к процедуре осуществления педагогической диагностики. Критерии количества и качества воспитательной деятельности.

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

Современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Классификация типов семей по составу и характеру взаимоотношений.

Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Организационно-педагогические направления работы с семьями учащихся. Формы работы с семьями учащихся. Методика работы с родителями школьника. Индивидуальная работа с родителями учащихся.

Раздел 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования

1. Общее понятие о социализации личности младшего школьника.

Социализация и воспитание.Понятие социализации: сущность, этапы. Механизмы социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Факторы социализации (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы).

Социализация младшего школьника в педагогическом процессе.

2. Показатели сформированности социальной активности ребёнка.

Понятие о социальной активности младшего школьника. Общественно-полезная деятельность как условие формирования социальной активности.

3. Содержание, виды, формы социально педагогической работы с младшими школьниками

Содержание социально педагогической работы с младшими школьниками.Многоаспектность содержания воспитания. Базовая культура личности.

Понятие о формах социально педагогической работы.Классификация по различным основаниям: по количеству и составу участников, по продолжительности и по месту проведения; по аспектам содержания воспитания; по степени сложности; по характеру связей между участниками.

Организационные формы воспитания. Диалоговые формы воспитания. Формы коллективной творческой деятельности. Методика коллективного творческого дела.

4. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.

Виды деятельности детей младшего школьного возраста:познавательная, трудовая, нравственная (ценностно-ориентировочная), художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, коммуникативная. Общие требования к их организации.

Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе обучения и воспитания, в учебной и внеклассной воспитательной работе.

Особенности нравственной деятельности.Психолого-педагогические требования к организации различных форм ценностно-ориентационной деятельности (этической беседы и др.).

Трудовая деятельность в воспитательной системе начальной школы. Труд физический и труд интеллектуальный. Профессиональная ориентация в начальной школе.

5. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников.

Понятие о девиантном поведении. Трудновоспитуемость как психолого-педагогическая проблема. Причины трудновоспитуемости: социальные, психологические, педагогические. Типология трудновоспитуемых детей. Акцентуации.

Понятия «трудный ребёнок», «проблемный класс». Методика педагогической поддержки в воспитании трудных детей. Воспитательная работа с проблемным классом.

Роль педагога в самовоспитании и перевоспитании.

Основные направления воспитательной работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков.

6. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие личности: общая теория.Основные направления развития личности: биологическое, социологическое, биосоциальное.

Развитие и формирование личности в школьном возрасте. Кризисные периоды в развитии личности (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша).

Специфика личности дошкольника. Характеристика поведения дошкольника.Особенности личности младшего школьника. Роль педагога в формировании личности и организации поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

7. Свободная активность ребёнка и проблемы её ограничения

Активность ребёнка как условие и закономерность воспитания. Обусловленность воспитания постоянно изменяющимися потребностями детей. Совместно-разделённая деятельность ребёнка и педагога в процессе воспитания.

Тематика семинарских занятий 4 ч. (подготовить к зимней сессии)

Тема 1. Воспитание и воспитательный процесс 2ч.

  1. Воспитание как культурно-исторический феномен.
  2. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания.
  3. Различные подходы к определению «воспитания» в исследованиях отечественных педагогов.
  4. Содержание воспитания:
  • взгляды, убеждения, идеалы, система ценностей как составные элементы формирования сознания; отношение к действительности;
  • воспитание чувств;
  • опыт нравственного поведения; привычки и способы поведения;
  • личностные качества и черты характера

Характеристика основных направлений содержания воспитания: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание.

Тема 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования 2 ч.

  1. Общее понятие о социализации личности младшего школьника.
  2. Показатели сформированности социальной активности ребёнка.
  3. Содержание, виды, формы социально педагогической работы с младшими школьниками
  4. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, спортивно-оздоровительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  5. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Самовоспитание и перевоспитание ребёнка.

Основные понятия курса (раскыть содержание терминов в контрольной работе, в соответствии с темой)

педагогический процесс, педагогическая система, воспитательный процесс, компоненты воспитательного процесса, этапы педагогического процесса; закон, закономерность, принцип, требование, воспитательного процесса,

воспитание, развитие, формирование, обучение, образование, наследственность, среда, социализация, факторы развития личности, факторы социализации, механизмы социализации; одарённость, отклонения в психическом развитии;

деятельность, отношение, интериоризация, экстериоризация, структура воспитательного процесса, особенности процесса воспитания, воспитательная система, цель воспитания, задачи воспитания, содержание воспитания, базовая культура личности;

теория воспитания, педагогическая парадигма, концепция воспитания, модель воспитания, понятия современной концепции воспитания: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития;

ребёнок, дети, детство, личность, индивид, индивидуальность, субъект, универсум; мотив, мотивация, самооценка, психологические новообразования, типологическое развитие, индивидуальное развитие, сензитивность, кризисы возрастного развития, школьные кризисы;

педагогическая деятельность, воспитательная деятельность, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, стили педагогической деятельности воспитательная позиция педагога, педагогическая поддержка, педагогический такт.

методы воспитания, методы воздействия, приём воспитания, классификация методов воспитания: убеждение, упражнение, поощрение, наказание;

приём воспитания, педагогические умения, средства воспитания, педагогическое воздействие,

коллектив, группа, общественное мнение, функции коллектива;

самовоспитание, перевоспитание, методы самовоспитания, эмпатия, рефлексия, девиантное поведение, трудновоспитуемость, акцентуации характера, акцентуированная личность;

мировоззрение, интеллектуальная культура, умственное воспитание, ум,

нравственная культура, мораль, нравственность, этика, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные категории, нравственный идеал, нравственная позиция, нравственные ценности, критерии нравственной воспитанности, уровни развития нравственности;

художественно-эстетическая культура, эстетическая культура, эстетика, эстетическое сознание, эстетического восприятие, эстетические чувства, эстетические суждения, эстетическое воспитание, художественно-эстетическая деятельность, творческие способности, творческое воображение, сенсорно-моторное развитие, критерии эстетической воспитанности, эстетические потребности, понятия, представления;

культура труда, труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный, профессиональная ориентация, компоненты профориентации;

физическая культура, физическое воспитание, валеология, здоровый образ жизни, гигиена, половое воспитание;

воспитательная система, компоненты воспитательной системы, критерии оценки воспитательной системы, авторская школа, типы авторских школ, концепция воспитания;

педагогические технологии; виды педагогических технологий; структура, критерии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость; технологии обучения, технологии воспитания; типы педагогических задачи (стратегические, тактические, оперативные), дидактические и воспитательные педагогические задачи;

технология конструирования педагогического процесса, проектировочная деятельность, воспитательный процесс, воспитательная работа, прогнозирование, проектирование, программа воспитания, принципы планирования воспитательной работы;

технология организации и осуществления воспитательного процесса, виды деятельности: познавательная, трудовая, ценностно-ориентировочная, общественная, художественная, спортивная, коммуникативная, «внеклассная работа», «внешкольная работа», «внеурочная воспитательная деятельность», система дополнительного образования, технология организации коллективной творческой деятельности.

коллектив, группа, типы и структура коллектива, функции коллектива, этапы развития коллектива, лидер, детские и молодёжные объединения, социально-психологический климат коллектива;

виды работы с родителями учащихся семья, типы семей, семейное воспитание, педагогическое взаимодействие школы и семьи, формы работы с семьями учащихся, индивидуальная работа с родителями, культура семейных отношений,

Тематика контрольных работ

  1. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы.
  2. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах.
  3. Художественно-эстетическое воспитание.
  4. Формирование здорового образа жизни.
  5. Воспитательная система школы.
  6. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.
  7. Воспитательная работа с коллективом детей.
  8. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка..
  9. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе.
  10. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников
  11. Общее понятие о социализации личности младшего школьника.
  12. Понятие о социальной активности младшего школьника.
  13. Содержание социально педагогической работы с младшими школьниками.
  14. Понятие о формах социально педагогической работы.
  15. Виды деятельности детей младшего школьного возраста: познавательная, трудовая, нравственная (ценностно-ориентировочная), художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, коммуникативная. Общие требования к их организации.
  16. Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности.
  17. Особенности духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
  18. Трудовая деятельность в воспитательной системе начальной школы.
  19. Понятие о девиантном поведении. Понятия «трудный ребёнок», «проблемный класс».
  20. Развитие личности: общая теория. Основные направления развития личности: биологическое, социологическое, биосоциальное.
  21. Развитие и формирование личности в школьном возрасте. Школьные кризисы.
  22. Свободная активность ребёнка и проблемы её ограничения
  23. Активность ребёнка как условие и закономерность воспитания. неурочная
  24. Внеурочная деятельность в начальной школе.
  25. Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе.

Итоговый контроль знаний Вопросы к экзамену по курсу «педагогика начального образования: Теория и методика воспитания»

  1. Развитие личности как педагогическая проблема.
  2. Сущность социализации: стадии, факторы, механизмы.
  3. Понятие воспитание, его взаимосвязь с понятием социализация.
  4. Специфика воспитания, отличие воспитания от обучения.
  5. Особенности воспитательного процесса.
  6. Факторы социализации и формирования личности.
  7. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
  8. Понятие о перевоспитании.
  9. Сущность и структура процесса воспитания.
  10. Закономерности и принципы воспитания.
  11. Цель воспитания: понятие, сущность.
  12. Методы воспитания: определение, сущность, классификация.
  13. Методы формирования сознания.
  14. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
  15. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  16. Выбор методов воспитания. Приёмы педагогического воздействия.
  17. Средства воспитания. Взаимосвязь методов, приёмов и средств воспитания.
  18. Внеклассная воспитательная работа: понятие, сущность, возможности.
  19. Содержание внеклассной работы в новых социо-культурных условиях. Внеурочная воспитательная деятельность.
  20. Формы организации внеклассной работы.
  21. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.
  22. Воспитательная система: сущность, структура, основные компоненты.
  23. Цели, содержание, формы, методы и средства нравственного воспитания.
  24. Цели, содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания.
  25. Цели, содержание, формы, методы и средства умственного воспитания.
  26. Цели, содержание, формы, методы и средства трудового воспитания.
  27. Цели, содержание, формы, методы и средства физического воспитания.
  28. Цели, содержание, формы, методы и средства экологического воспитания.
  29. Цели, содержание, формы, методы и средства гражданоско-патриотического воспитания.
  30. Цели, содержание, формы, методы и средства воспитания культуры межнационального общения.
  31. Цели, содержание, формы, методы и средства семейного воспитания.
  32. Взаимосвязь школы, семьи и среды в воспитании личности ребенка.
  33. Педагогический процесс как система и целостное явление.
  34. Основные, содержательные компоненты воспитательного процесса.
  35. Диалектика процесса воспитания.
  36. Теоретические основы процесса воспитания.
  37. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа процесса воспитания.
  38. Ребёнок как субъект воспитания. Характеристика младшего школьника.
  39. Характеристика трёх периодов возрастного развития школьника с позиции воспитания.
  40. Школьные кризисы развития и учёт их в воспитании.
  41. Педагогическая технология. Технологии воспитания.
  42. Работа с родителями.
  43. Формирование личности в коллективе.
  44. Этапы и уровни развития коллектива. Основные условия развития коллектива.
  45. Сущность, признаки и функции коллектива.
  46. Ценностно-ориентационная деятельность: сущность, содержание, формы, средства.
  47. Познавательная деятельность: сущность, содержание, формы, средства.
  48. Художественно-эстетическая деятельность: сущность, содержание, формы, средства.
  49. Спортивно-оздоровительная деятельность: сущность, содержание, формы, средства.
  50. Общественно-полезная деятельность: сущность, содержание, формы, средства.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 448с.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200с.
  3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224с.
  4. Педагогика:Уч.пособие/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов: Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576с.
  5. Педагогика:Уч.пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество России, 2003.- 608с.
  6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник для студ. вузов. В 2-х кн.- М.: Владос, 2003. — 576 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов, — М.: ВЛАДОС, 2001.- 400 с. (МО РФ).
  8. Селиванов Р.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. /Под ред. В.А. Сластенина : Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб.заведений. –М.: «Академия» , 2004.-336 с. (МО РФ).

Дополнительная литература:

  1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия /Под ред. О.А. Абдуллиной. – 2 е изд. : Учеб. пособие для студ. Пед. инст-тов. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 512 с. – (МОРФ).
  2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
  3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова Т.В., Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др,; Под ред. А.С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002,-208с. (УМО вузов РФ.)
  4. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студ. – педагогов и учителей/ В.В. Воронов. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-192с.
  1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
  2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личносо-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М. Издательский центр «Академия», 2005. -240 с.
  3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Уч.пособие. — М.: Педобщество России, 2002. – 480с.
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб-к.-М.:Гардарики,2006.-269 с.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -384 с.
  6. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 320с.
  7. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 296с.