Кочетов «Организация самовоспитания школьника» Умственное воспитание учащихся Самообразование — основа умственного самовоспитания

Умственным самовоспитанием называется целенаправленный, управляемый самим учеником процесс раз­вития интеллектуальных качеств и умственных способ­ностей, который всегда связан с образованием и само­образованием личности.

Умственное самовоспитание осуществляется, если ученик:

  • стремится систематически повышать уровень своих знаний, занимается самостоятельно в интересующей его области;
  • совершенствует свои умственные силы и способно­сти, развивает у себя память, внимание, мышление, речь;
  • овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебной работы.

Во всем этом самообразование является составной частью умственного самовоспитания и его практической основой. В процессе самообразования должны одновре­менно приобретаться знания, умения и навыки, плано­мерно развиваться силы и способности.

Самообразо­вание имеет важное воспитательное значение, когда есть цель, любимое дело, увлечение.

Поэтому самообразование и умственное самовоспи­тание — единый процесс. Самообразование лучше всего осуществляется на основе имеющегося опыта самово­спитания в других областях, особенно в нравственной и волевой. Психологическая подготовка к самовоспита­нию помогает преодолеть трудности, стимулирует рабо­ту над собой, постоянно напоминает о необходимости стать лучше, способствует обмену опытом самосовер­шенствования во всех направлениях и в том числе в са­мообразовании. Без постоянной психологической подготовки умственное самовоспитание становится процессом стихийным, прерывистым, случайным, не даст ожидае­мого результата, что вызывает несистематичность и не­эффективность самообразования. Конечно, существует и обратная связь: в подростковом возрасте психоло­гической основой самовоспитания является работа по выработке внимания, памяти, а в юношеском — наиболее интенсивно самовоспитание развивается на базе самообразования.

Самообразование-комплексный процесс, где свя­заны умственное самосовершенствование, самовоспи­тание волевых качеств, от которых зависит эффектив­ность овладения информацией.

Критерии для определения эффективности самообразовательной деятельности школьников:

7 стр., 3190 слов

Самосовершенствование как фактор развития офицера. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания и самообразования

Гомельский государственный медицинский институт Военная кафедра «Утверждаю» Начальник военной кафедры Полковник м/с А.И.Астрецов ,,_______” ______________ 2001г. ЛЕКЦИЯ Подполковника Шевчика И.С. по методике воспитательной работы со студентами IIкурса. Тема № 6 «Педагогические основы совершенствования офицера» Обсуждена на заседании кафедры ,,________” ___________2001г. Протокол № ...

  • повышение качества знаний (осознанность, логич­ность, систематичность усвоенной информации, способ­ность применять знания на практике, овладение научной терминологией);
  • рост культуры умственного труда (бережное отно­шение ко времени, рациональное использование своих сил, высокий уровень самоорганизации самостоятель­ной работы, овладение техникой работы с книгой., на­выками самоконтроля и исследовательского груда);
  • совершенствование умственной деятельности (сте­пень овладения умением выделять главное, анализом, синтезом, обобщением, доказательством, опровер­жением) ;
  • изменение в умственных силах и способностях: раз­витие памяти, внимания, мышления, фантазии, позна­вательного интереса, интуиции.

Критериальными признаками:

1. Степень овладения научной терминологией. В лю­бом ответе и самостоятельной работе учащихся можно точно определить, насколько они полно и правильно пользуются научной терминологией. Лишь глубокое усвоение информации и серьезное самообразование в той или иной области науки делают научные термины и понятия органической частью устной и письменной речи школьника. Поэтому правильное применение научной терминологии является ведущим признаком в опре­делении качества усвоенной информации.

  1. Умственная работоспособность как признак куль­туры умственного труда, т. е. возможности ученика за определенный отрезок времени усвоить значительную по объему информацию, решить типовую, стандартную за­дачу и при этом самостоятельно распределить время, необходимое для выполнения задания, сосредоточиться и не отвлекаться. В старших классах показателем культуры умственного труда становится овладение на­выками самоконтроля, поскольку он возможен только тогда, когда развит ум, есть знание своих сил и способ­ностей и высокий уровень самоорганизации своего труда.
  2. Самосовершенствование учебной деятельности за счет самосовершенствования умственных сил и способ­ностей. Изменяется качество мышления, о чем свиде­тельствует умение выделить главное в изучаемой инфор­мации и делать самостоятельные выводы на основе раз­личных фактов.

Чтобы выяснить направления и возможности само­образования учащихся, используют различные диагно­стические методы, часто они общие и для самовоспита­ния. При этом надо учесть следующее:

4 стр., 1854 слов

Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………….… 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………... 5 1.1 Понятие «читательская деятельность»……………………………. 5 1.2 Особенности читательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………...12 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ...

  • мотивация самообразования носит комплексный ха­рактер, а поэтому неизбежно через цели и мотивы оно связано с различными видами самовоспитания;
  • основными побудительными силами самообразова­ния являются направленность личности, потребность в знаниях и познавательные интересы в их взаимосвязи;
  • самообразование характеризуется более высоким уровнем самоуправления умственной деятельностью, поэтому прежде всего требует воспитания культуры умственного труда, самоконтроля и самооценки умст­венной деятельности;
  • самообразование — результат образования, но од­новременно это еще и условие высокого уровня обра­зования, предпосылка успешного овладения профес­сией.

Важным условием самообразования и умственного самовоспитания в целом является объективная само­оценка школьниками своей умственной деятельности. Исследователи подчеркивают, что психологически уча­щиеся 8—10 классов к этому вполне подготовлены. Однако, в силу слабой воспитательной работы оценка и самооценка знаний часто не совпадает у мальчиков в большей степени и у девочек — в меньшей. При этом мальчики и менее удовлетворены своей учебой. Своими умственными возможностями недовольны лица обоего пола (причем, чем старше, тем более).

В старших классах /з юношей и девушек довольны собой, но ‘/з недовольны, а ‘/з совсем недовольны своими умственными способностями (исследования М. Беловой, Д. Денева, НРБ).

Все это связано с тем, что в учении — наиболее сложном виде деятельности — педагогами не формируются критерии для самоанализа и самооценки результатов труда учащихся. Лишь 18 % учащихся объективно оценивают свою самостоятельную работу по основным учебным предметам. Отклонения на 1 балл замечаются у 49 % подростков, у остальных — на 2 балла. Почти !/з подростков явно завышает ре­зультаты умственной деятельности. Но самое важное в том, что самооценка отнюдь не является для большинст­ва стимулом к исправлению недостатков. В общей слож­ности лишь 43 % учащихся берутся за доработку учебного задания, за исправление замеченных недостат­ков. Значит, несформированная самооценка чаще всего и сдерживает умственное самовоспитание, разделяет его с самообразованием.

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

Содержание Введение 1. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика 2. Методика проведения родительского собрания 3. Практическая часть работа школы с родителями Заключение Введение Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и ...

Поскольку ведущей деятельностью младшего школь­ника является учение, то научить его учиться — главная обязанность школы. А умение учиться — первая сту­пень к самообразованию.

Обучение в на­чальной школе является в конечном счете решающим фактором формирования всех этих внутренних побуди­тельных сил и мотивов самообразования.

Когда одновременно детей учат умению читать само­стоятельно литературу, думать над ее содержанием, высказывать свое мнение и пользоваться информацией для практических дел, это обеспечивает потребность в самоусовершенствовании в избранной, заинтересовав­шей ребенка области знаний. Это также важно потому, что регулярные самостоятельные попытки читать и осмысливать прочитанную литературу формируют на­выки быстрого чтения. А исследования последних лет убедительно доказали, что скорость чтения в начальных классах (норма — 100—120 слов в минуту во 2 классе) сказывается на всем дальнейшем умственном развитии ребенка. Кто много читает сам в начальной школе, в средней, как правило, учится на «4» и «5». Значит, приобщение к самостоятельному чтению в начальной школе закладывает основы умственного развития, по­требности в самообразовании, что потом и дает высокие показатели умственного самовоспитания.

Система работы по подготовке младшего школьника к самообразованию включает в себя:

а) развитие познавательных интересов за счет раз­нообразной методики обучения с применением нагляд­ности, воздействующей на все органы чувств ребенка, ибо познавательная активность младшего школьника основывается на результатах сенсорного воспитания в дошкольный период:

б) учет в обучении индивидуальных особенностей младшего школьника таким образом, чтобы он умел учиться на основе этих особенностей (типа памяти, характера восприятия, работоспособности, утомляемости и др.);

24 стр., 11986 слов

Развитие познавательного интереса

... школе, так и в семье; при условии включения их в целенаправленную, систематическую познавательную деятельность, в процесс самовоспитания. школьник отклонение познавательный интерес Заключение Разработка проблемы познавательного интереса ... интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985. 14. Вербовая Н.И. Формирование познавательных интересов ... без перегрузки памяти, меньшими предметами, ...

в) обеспечение каждом} школьнику возможностей добиваться успеха в учении, так как ребенку только то нравится, что он умеет делать, что получается; интерес к учению неотделим от успеха в учении;

г) приучение ребенка к регулярному .самостоятельному чтению, обучение культуре чтения.

В младшем подростковом возрасте темпы умственно­го развития снижаются, но зато возрастает самостоя­тельность мышления и поведения, формируется чувство взрослости, познавательные интересы становятся устойчивыми. Это и создает благоприятные предпосыл­ки для овладения подростками культурой умственного труда.

Высокий уровень учебного процесса является основ­ным условием успешного умственного самовоспитания.

Для психологической подготовки к самообразова­нию необходимы занятия, где бы, кроме информа­ции осуществлялось практическое обучение культуре работы с книгой. Такие занятия проводятся по темам:

  • как выбрать область самообразования, наметить его цели и задачи;
  • как составить план и программу по самообразо­ванию;
  • условия эффективного самообразования;
  • как организовать свой труд в школе и дома;
  • как работать с первоисточниками;
  • самообразование выдающихся людей;
  • самоконтроль и самооценка в самообразовании;
  • как преодолевать трудности в работе.

Очень важны в процессе самообразовательной деятельности групповые мероприятия.

К организации самообразования старших школьни­ков необходимо привлекать и родителей, ибо, как пока­зали исследования, 68 % учащихся проявляют свои лич­ные качества, искренне раскрываются в общении с роди­телями.В определении наиболее ценных качеств лично­сти, правильной линии поведения, в оценке своих досто­инств и недостатков они ориентируются главным обра­зом на мнение родителей или одного из них, с которым сложились более дружеские отношения. А помощь в са­мосовершенствовании возможно оказать только на та­ком уровне отношений.

Две проблемы в самообразовании старшеклассника являются сложными. Это выбор области самообразо­вания, определение круга чтения, содержания само­образования, с одной стороны, и умение преодолевать встречающиеся трудности — с другой.

5 стр., 2442 слов

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….. 1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка. ……………………………………………………………………... 1.2. Процесс самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте………………………………………………………............................ ...

Так или иначе в старших классах самообразова­ние связано с развитием дарований, способностей и выбором профессии. Причем это, в сущности, главные мотивы учения и ведущие мотивы самообразования.

Мотивация и стимуляция самообразования зависит от уровня отношения к самообразованию. Исследовани­ями установлено, что существуют по меньшей мере пять уровней такого отношения: безразличное, случайное (на основе импульсно возникающих интересов), эпизодиче­ское (под влиянием интересной информации в учебном процессе), регулярное, устойчивое (под воздействием сложившихся познавательных интересов), активно творческое (под воздействием потребности в самообра­зовании в связи с интенсивным развитием способно­стей).

Отсюда воспитание познавательных интересов, развитие на этой основе потребности в знаниях, а потом — в самообразовании, выявление и развитие спо­собностей.

Стимуляция самообразования определяется мерами учителей, при которых школьник видит, как совершенст­вуется его ум, развиваются способности, как он стано­вится интереснее для окружающих, как вследствие это­го повышает свою успеваемость, завоевывает авторитет в глазах сверстников и взрослых. Ведущими стимулами самообразования являются: практическая значимость приобретаемых знаний; наличие положительного при­мера самообразования тех, кого уважает школьник, кого считает своим идеалом; удовлетворенность ре­зультатами самообразования за счет более высокой успеваемости и развития способностей; помощь учителя тем старшеклассникам, которые испытывают трудности в самообразовании; оказание доверия и уважения к учащимся, регулярно и активно занимающимся само­ образованием. Для каждого учащегося важен свой ком­плекс стимулов и мотивов, которые обеспечивают устой­чивость его самообразовательной работы. Определить этот комплекс для каждого — задача учителей и роди­телей.

Главное условие — психологическая и практическая подготовка учащихся к самообразованию, при которой на протяжении всех лет четко выделяются основные задачи работы над собой: в начальной школе — обучение детей умению видеть мир, развитие наблюда­тельности и побуждение к осмыслению всего, что они видят, воспринимают и чувствуют; для младших подро­стков важнее всего обучение умению учиться и связы­вать теорию с практикой, для старших — самообразо­вание в связи с профессией, развитием дарований и способностей.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... воспитания. 3. Воспитанность и самовоспитание В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. ... человека (типа нервной системы, темперамента, особенностей восприятия, памяти и мышления, способностей, интересов, потребностей, мотивов, направленности, статуса ...

Умственное самовоспитание школьников в разные возрастные периоды

Самовоспитание младших школьников всегда так или иначе связано со следованием положительному примеру.

На первом этапе дети обучаются умению читать и обсуждать прочитанное. На втором — делать записи и рисунки о прочитанном. Постепенно записи услож­няются.

На втором этапе одновременно с чтением проводят­ся нравственно-этические беседы, в процессе которых вырабатываются критерии положительного поведения. Они постепенно обобщаются, превращаясь в критерии оценки других людей и самооценки.

Следует развивать внимание:

  • всегда быть внимательным, даже тогда, когда выполняешь простую работу, занят не очень важным делом. Верхоглядство — враг внимания;
  • научиться видеть интересное в обычном (ведь и неприметная травка может быть ценным лекарственным средством, а обыкновенный камень — полезным ископа­емым).

Порядок тренировки объема внимания:

  • учиться с одного взгляда определять количество предметов;
  • кроме числа предметов, обращать внимание на форму и цвет, научиться с первого взгляда описывать предметы, обстановку в комнате, положение на перекрестке улиц и др;
  • определить размер предмета, его вес, расстояние между предметами на местности.

Опыт показывает, что учащиеся, которые тренируют внимание, добиваются заметного роста успеваемости, отличаются наблюдательностью. Но важно не толь­ко это. Многие подростки занимаются самовоспита­нием других качеств, пройдя школу самовоспитания внимания.

Самовоспитание внимания — наиболее уни­версальная деятельность, в которой заинтересованы все подростки и которой они способны заниматься уже в 4—6 классах. Независимо от типа нервной системы, характера, уровня воспитанности, увлечений, стремле­ний, целей каждый подросток стремится развивать вни­мание. Самовоспитание внимания нередко перерастает в самовоспитание учебных, трудовых, спортивных умений и навыков,’ соединяется с нравственным и трудовым самовоспитанием.

Воспитание и самовоспитание внимания требуют выработки практических умений и навыков, во­левых качеств, которые необходимы вообще для любого самовоспитания.

Память — глав­ное духовное богатство человека.

Прежде чем заучивать, надо все понять, осмыслить.

В качестве примера приведем памятку для подростков «Как совершенствовать свою память».

1. Если память не тренируется, не совершенствует.- она становится все хуже и хуже. «Память, как лодка плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, т. е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тотчас -несет назад» (китайская мудрость).

  1. Ставь перед собой цель не только заучивать материал для ответа учителю, а запоминать на всю жизнь. После того как ты разобрался в материале. закрой книгу, составь свой план ответа. Это увеличит вдвое прочность запоминания.
  2. Запоминается хорошо то, что хорошо понятно.Не заучивай, пока не разобрался, что к чему. Поймешь причины, увидишь связи — запомнишь навсегда. То, что запоминаешь, надо ярко представлять как наяву; если можно — нарисовать схему, набросать рисунки записать.
  3. Лучшим способом развития памяти является серьезное и систематическое умение читать. У того занимается от случая к случаю, всегда посредственная память.
  4. Механическое повторение бесполезно. Если хочешь запомнить надолго — примени знания на практике. Целесообразно вспомнить изучаемый в школе мате риал сразу же вечером, а не на следующий день
  5. Точно соблюдай правила гигиены, режим дни вовремя садись за уроки, вовремя отдыхай. Помни перенапряжение памяти вредит ей не менее, чем безделие.

Умственное воспитание старшеклассников носит профессионально выраженное содержание и органиче­ски включается в самообразование или в подготовку себя к той ; ли иной специальности. В этот период важно:

  • научить детей последовательности в изложении соб­ственных мыслей. Как только одна мысль закончена, приучать учащихся думать о последующем, связывать одну идею с другой в системе обоснования, доказа­тельства, опровержения;
  • изменять способы работы в соответствии с разви­тием познавательных интересов: интерес к фактам, ярким явлениям должен перерастать в понимание и объяснение явлений и далее в проблемное решение познавательных задач. Логика мышления должна свя­зываться с творческим складом ума;
  • обосновывать, почему нужно делать так, а не иначе, т. е. усиливать мыслительные процессы даже в самом мышлении, в его путях, способах, приемах.

Каждый учитель-предметник составляет памятки о том, как лучше заниматься самостоятельно. Во всех этих памятках содержатся общие правила:

  1. Уметь выбирать нужную информацию, знать, где найти, зачем и как читать.
  2. Заниматься толы..; в хорошо проветренном и осве­щенном помещении.
  3. Вникать в суть, в смысл прочитанного, ничего не оставляя неясного для себя.
  4. Записывать основное содержание прочитанного, причем стараться это делать по памяти, а не по тексту.
  5. Отрабатывать тщательно, записывать все то, что трудно запоминается, н первую очередь даты, цифры, формулы, правила.
  6. Регулярно проверять себя, что и как усвоено, что нового узнали, в чем можно согласиться с автором,

чем — поспорить.

  1. Перечитывать то, что изучено на предыдущем занятии, как бы подстраховывать свою память, упро­сить изученное в последующем самообразовании.
  2. Всякую новую информацию связывать с уже военной. Новые знания будут тогда прочными, когда идут в состав системы знаний.

9.Прочитанное связывать с жизнью, знания — с личным ОПЫТОМ.

10.Выработать привычку применять идею мысли в различных ситуациях, в решении разных жизненных задач.

  1. Научиться технике чтения по принципу: читать много, быстро и про себя.
  2. Научиться выделять главные мысли, основное содержание, суть вопроса в любой книге и связывать все это с тем, что уже знаешь.
  3. Иллюстрировать основные мысли автора приме­рами из жизни, личного опыта, доказывая его ведущие идеи или опровергая их.
  4. Систематизировать прочитанное в графиках, та­блицах, схемах и диаграммах, уметь выбрать из не­скольких источников родственную информацию и изло­жить ее в виде доклада, сообщения.
  5. Реализовывать приобретенные знания в своем труде, в общественной работе.
  6. С помощью знаний стремиться изучать окру­жающую действительность, знания рассматривать как оружие в жизненной борьбе.
  7. Необходим регулярный самоанализ самообразо­вательной работы.

Педагог должен про­являть гибкость, учитывать возрастные и индивидуаль­ные особенности, формировать мотивы учения, совер­шенствовать учебный процесс, обучать культуре умственного труда. Как следствие этого и возникает умственное самовоспитание, в котором, кроме самооб­разования, происходит самовоспитание умственных сил и способностей школьника.

Эстетическое воспитание Критерии и показатели эстетического самовоспитания

Объектом эстетического воспитания и самовоспи­тания выступают эстетическая культура человека включающая в себя знания об искусстве, эстетические представления, вкусы, кругозор, умение видеть и по­нимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда, а также эстетически; умения и навыки.) Это означает, что важно не столько воспитание ценителей, сколько создателей красоты.

Эстетическое воспитание и самовоспитание призва­но сформировать общую эстетическую культуру лично­сти в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом плане эстетическое самовоспитание подчинено общему закону, оно неотделимо от воспитания, является его резуль­татом, его углублением, его завершением. Но главная: особенность эстетического самовоспитания состоит 5 том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда по­стоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание во взаимосвязи с самовос­питанием выполняет следующие функции:

  • совершенствует органы чувств, а следовательно, механизм восприятия окружающей действительности и информации, обеспечивает устойчивое внимание, на­блюдательность и взаимодействие органов чувств при активном творческом познании;
  • выступает предпосылкой развития интереса, любо­знательности, увлеченности наукой. В. И. Ленин не случайно замечал, что без человеческих эмоций не может быть и человеческого искания истины;
  • усиливает влияние искусства на нравственность, поскольку, как говорил А. М. Горький, эстетика — это этика будущего. Ни один учебный предмет не может заменить искусство при раскрытии человеческой духов­ности или бездуховности, внушить отвращение к безоб­разному и восхищение прекрасным;
  • способствует воспитанию творческой личности, твор­ческого отношения к труду;
  • связывает науку и искусство — два основных источника творчества человека;
  • выступает важным фактором сплочения детей в учебные, трудовые, общественные коллективы.

. Эстетическая деятельность человек; призвана удовлетворять потребность в красоте, которая является одной из важнейших его духовных потребно­стей.

Критериями эстетической воспитанности выступают:

  • развитое эстетическое чувство, включающее в себя эстетическую и эмоциональную восприимчивость, эсте­тическое переживание (ощущение красоты, поклонение ей, отвращение к безобразному), эстетические впечатле­ния и гуманизм (сочувствие, сострадание, сопережи­вание) ;
  • эстетическое сознание, возникающее в результате взаимодействия эстетического идеала, эстетических ценностей, вкуса и нравственных убеждений;
  • эстетическое отношение к действительности, по­строенное на единстве истины, добра и красоты, нрав­ственном и эстетическом началах в человеческих отно­шениях, взаимосвязи с природой и обществом;
  • эстетические качества личности: умение видеть мир прекрасным (романтичность), потребность в его эстети­ческом преобразовании, наклонности и способности: к эстетической деятельности, умения и навыки преоб­разования реальной действительности по законам кра­соты. Указанные критерии эстетического воспитания есть в то же время критерии эффективности эстетиче­ского самовоспитания.

Возможности эстетического самовоспитания школьников

Работа над собой в сфере эстетики в наибольшей, мере проявляется в старшем подростковом возрасте.

Но эстетические начала пронизывают всю детскую жизнь. Чтобы сформировать чувство прекрасного, уже с раннего возраста следует учить малыша видеть в гармонии красоту, различать добро и зло как красивое и безобразное. Подчас наблюдаешь, как малышка рас­сердилась и слабыми ручонками бьет бабушку, а та улыбается, уговаривает. А ведь здесь начало неуваже­ния к возрасту и женщине — вечному источнику пре­красного и благородного. Или другие примеры: маль­чик рвет цветок с клумбы, девочка выхватывает из рук подружки красивую игрушку, бросает ее на пол, подро­сток громко и с браводой говорит товарищу бранные слова. Все это начало неэстетического отношения к миру.

Эстетическое воспитание дошкольников начинается с игры. Она служит основой выработки многих уме­ний и навыков, предпосылкой подражания взрослым, помогает усвоению их опыта.

Направлением эстетического воспитания и самовоспитания младших школьников является форми­рование эстетического отношения к природе и деятель­ность по ее сохранению и обогащению.

В подростковом возрасте происходит активное по­ловое созревание, становление взрослости и остро про­является потребность в самоутверждении. Все это по­рождает желание выделить себя из окружающих, обра­тить на себя внимание. Часто это делается подростками с помощью мещанского украшательства, навешивания мальчиками на себя брелков, цепочек, серег, а девочки применяют косметику, сверхмодно одеваются, увле­каются рок-музыкой и т. д. Так возникает подражание западным образцам, манерам поведения. «Металлис­ты», «волнисты», «фанаты», «дофенисты» и прочие под­ростковые неформальные объединения появляются как результат эстетической невоспитанности, а отнюдь не как следствие только упущений в воспитании или влия­ния буржуазной идеологии.

Особенно важны для эстетического самовоспитания контакты школьников с природой.

Чтобы школьник развивал самостоятельно свои эстетические дарования и способности, необходимо:

  • поддерживать преобладающий интерес к избранной, любимой сфере знаний и деятельности;
  • создавать реальные возможности развивать способ­ности, как только они проявились;
  • осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом возможностей возраста;
  • кооперировать с другими детьми, которые обладают способностями в этой же области;
  • непрерывно совершенствовать стимулы личных до­стижений учащихся: перевод через класс, завоевание права участвовать в олимпиадах, конкурсах, возмож­ность получать специальные консультации учителей и профессионалов-эстетов (актеров, художников, композиторов и др.), создавать постоянную возможность переключиться на другие сферы, если наступило утом­ление от музыкальных, танцевальных, художественных и других занятий по развитию эстетических склон­ностей. Эти условия помогают поддерживать с помощью педагогических мер устойчивое эстетическое самовос­питание.

К сожалению, эстетическое самовоспитание школь­ников до сих пор не было объектом специального ис­следования. Мы мало знаем эффективных методик, которые побуждают к самовоспитанию. Одно несомнен­но: всякая деятельность, в которой человек проявляет свои дарования и способности, постепенно становится и эстетической, а любой вид работы над собой на опре­деленной стадии вызывает эстетическое самосовершен­ствование.

9