особенности развития когнитивных процессов у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 8

1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР 8

1.2 Особенности памяти у детей с ОНР 16

1.3 Особенности внимания у детей с ОНР 30

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти и

внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня 36

2.1 Организация и ход исследования 36

2.2 Описание психодиагностических методик 39

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 51

Выводы 70

Заключение 72

Список использованной литературы 75

Приложения 80

Введение

В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблемам социализации детей с различными нарушениями психического развития. Среди различных форм психического дизонтогенеза одними из наиболее распространенных являются речевые нарушения различной природы. При этом среди детей с речевыми нарушениями самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Всесторонний клинико-психолого-педагогический анализ ОНР представлен во многих работах (И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова).

Нарушения речи рассматриваются большинством современных авторов как когнитивный дефект, который усугубляется нарушениями эмоционально-личностного развития. Р.Е. Левина подчеркивает, что не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума [24].

Наряду с системным недоразвитием речевой деятельности у детей с ОНР выявляется общая эмоциональная незрелость, задержка развития вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. В связи с этим совершенствование методов психолого-педагогической помощи детям с ОНР подразумевает изучение их психологических особенностей.

При выборе методов коррекционной работы необходимо учитывать не только структуру дефекта, но и особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностного развития ребенка.

Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях когнитивного развития детей и подростков с нарушениями речи. В частности, требуют исследования особенности развития памяти и внимания у детей с ОНР в период их подготовки к школьному обучению, поскольку нарушения когнитивных процессов отрицательно сказываются на освоении этими детьми учебных навыков и в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения и требованиями ситуации, что определило актуальность данного исследования.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... дети достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. Противоречие: С одной стороны игровые упражнения могут повлиять на коррекцию развития речи ... развития речи у умственно отсталых дошкольников, то можно определить пути коррекции с помощью игровых упражнений. Задачи: 1. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых дошкольников. 2. Раскрыть особенности ...

Цель исследования – изучить особенности развития когнитивных процессов у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития когнитивных функций у детей с общим недоразвитием речи.

2. Изучить особенности слухоречевой и зрительной памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня и у их сверстников без речевых нарушений.

3. Выявить свойства и характеристики внимания у старших дошкольников с ОНР III уровня и у их сверстников без речевых нарушений.

4. Определить уровень значимости различий когнитивных функций в исследуемых группах.

Объект исследования – когнитивные процессы у детей с ОНР III уровня.

Предмет исследования – особенности развития памяти и внимания у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

Гипотеза исследования: развитие памяти и внимания у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению имеет свои особенности.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных.

2. Эмпирические методы:

— диалоговый метод – беседа;

— диагностический метод (психодиагностические методики исследования когнитивных процессов):

— методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии;

— методика «Назови слова» Л.С. Цветковой;

— методика «Выяснение пассивного словарного запаса» Л.С. Цветковой;

— методика «Предметные картинки» А.В. Семенович;

— методика «Запомни рисунки» А.В. Семенович;

— методика «Сюжетные картинки» (Сюжетная картинка «Лето» А.В. Семенович);

— методика «Повтори за мной» Л.С. Цветковой;

— методика «Перепутанные линии» А.В. Семенович;

— методика «Корректурная проба» (тест Бурдона).

3. Методы математико-статистического анализа:

— описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение);

— критерий Пустыльника-Плохинского;

— U-критерий Манна-Уитни;

— критерий φ* Фишера.

Теоретическая значимость исследования: полученные в настоящем исследовании результаты дополняют имеющиеся в возрастной психологии и специальной психологии данные об особенностях развития памяти и внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

7 стр., 3001 слов

Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

... хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы. 1. Особенности развития игр Играми и ... окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, ...

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе настоящего исследования особенности развития памяти и внимания старших дошкольников с ОНР III уровня открывают возможности для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи детям указанной категории.

Сроки проведения исследования: эмпирическое исследование проходило в декабре 2011 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 369 города Челябинска (МБДОУ ЦРР Д/С № 369 города Челябинска).

Теоретическая база исследования — научные труды Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чавелевой, Г.В. Чиркиной, Л.С. Волковой, Е.М. Мастюковой, Н.Е. Буториной.

Эмпирическая база исследования – МБДОУ ЦРР Д/С № 369 города Челябинска.

В эмпирическом исследовании приняли участие 50 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет из числа воспитанников МБДОУ ЦРР Д/С № 369 города Челябинска. В том числе 25 детей с ОНР III уровня из числа воспитанников логопедической группы и 25 детей, у которых речевое развитие в норме.

Этапы исследования:

На предварительном этапе разрабатывалась программа исследования, определялись цели, задачи, предмет, объект изучения, осуществлялся подбор методов и методик исследования, были определены база эмпирического исследования и группы испытуемых. Далее проводились беседа с родителями и педагогом детей, направленные на информирование их о целях исследования и конфиденциальности его результатов и на получение добровольного информированного согласия на проведение исследований с детьми.

На основном этапе проводилось исследование памяти и внимания с помощью психодиагностических методик. Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. После этого проводилось исследование различных видов памяти и внимания ребенка. Ответы каждого испытуемого регистрировались в индивидуальном протоколе.

На завершающем этапе проводилась обработка данных с помощью методов математико-статистического анализа: показатели памяти у дошкольников с ОНР сравнивались с теми же показателями детей, не имеющих какого-либо речевого расстройства. Это позволило выявить особенности памяти у дошкольников с ОНР и сформулировать основные ее отличия от памяти детей без речевого нарушения. В завершение исследования проводилось формулирование выводов и составление практических рекомендаций.

Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка из 61 источника, приложений. Основное содержание дипломной работы представлено на 69 листах машинописного текста. Работа иллюстрирована 19 таблицами.

Глава 1 Теоретические аспекты изучения памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи

1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. ОНР может возникать при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...

Исследованию психологических особенностей детей с ОНР посвящены работы Г.М. Жаренковой, Р.Е. Левиной Н.А Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. Эти авторы отмечают, что у детей с ОНР в большей или ……

Список использованной литературы

1. Аверьянова, Е. В. Особенности формирования ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития / Е. В. Аверьянова // Дефектология. – 2012. – №4. – С. 73–81.

2. Бадалян Л.О., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.

3. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007. – 208 с.

4. Буторина Н.Е. Затяжные системные расстройства в детском возрасте клиника патогенез терапия : Учебное пособие / Н.Е. Буторина, К.Ю. Ретюнский. – Екатеринбург : Экспресс-дизайн, 2005.

5. Валуева, А. В. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи / А.В. Валуева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 78-80.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю – М.: Смысл, 1998. – 685 с. C. 296–368.

7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

8. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. – 961 с.

10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

11. Глотова, И. В. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию / И. В. Глотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 52-55.

12. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8. – С. 63-67.

13. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союзиздат, 1979. – 264 с.

14. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с.

15. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.

16. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978. – С. 50.

17. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: Академия. – 2005. – 196 с.

18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 332 с.

19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.

20. Кулагина И.В. Возрастная психология. — М..: Просвещение, 1997. – 350 с.

21. Ланина, Т. Н. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений речи в детском возрасте / Т. Н. Ланина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 4-12.

22. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...

... переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. ...

23. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – № 2. – 1975. – С.33-45.

24. Левина Р.Е. Избранные труды. – М., 1965.

25. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

26. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД, 1998. – 316 с.

27. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

28. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

29. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. – 547 с.

30. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 1999. — 268 с.

31. Маркова А.К. Соотношение между овладением слоговой структурой слова и лексико-грамматическим развитием у детей, страдающих алалией // Докл. АПН РСФСР, 1962. – №1. – С. 121-124.

32. Мастюкова Е.Н. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 13-20.

33. Миккоева, Н. В. Учёт особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы / Н. В. Миккоева // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 112–119.

34. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.

35. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

37. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии: справочное пособие / гл. ред. проф. Н.Е. Буторина. – Челябинск : Изд-во АТОКСО, 2007.

38. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с.

39. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.

40. Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.-509 с.

41. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. – 123 с.

42. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

43. Репина, З. А. Актуальные проблемы фонологии в коррекционной педагогике / З. А. Репина, Е. А. Ларина // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 21-26.

44. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30-33.

45. Самойлова, В. М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией / В. М. Самойлова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 19-41.

46. Селиванова М.Е. Использование картин русских художников на занятиях по развитию связной речи у детей с ОНР : (Педагогическая гостиная) / М. Е. Селиванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 3. — с. 50 — 54.

13 стр., 6421 слов

Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения ...

... Ярославцев И.В., Москаленко В.Д., и др. Вопросы профилактики и коррекции нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме рассматривали Мастюкова Е.М., Алексеева Л.С., Горьковая И.А., Сборщикова К., ... отношений и социальной адаптации в целом. Это может привести к задержке психического развития у ребенка. В свою очередь, дезадаптация ребёнка в социуме является мощным неблагоприятным ...

47. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 232 с.

48. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 438 с.

49. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классик стиль, 2003. – 160 с.

50. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология : учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

51. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 127–130.

52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. – 336 с.

53. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Союзиздат, 1989. – 339 с.

55. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.

56. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.

57. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. – М.: Речь, 2011. – 105 с.

58. Чиркина Г.В. Эмоциональный слух как «компенсаторная одарённость» детей с ОНР) / Г. В. Чиркина, Т.А. Соловьёва // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 91-93.

59. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г. В. Чиркина // Дефектология. – 2012, № 1. – С. 3-9.

60. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – 1997. – № 1. – С. 240-250.

61. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.