Задачи учебно-ознакомительной практики

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»

«Утверждаю»_______________________

Зав кафедрой ______________________

«________ «__________________ 20__ г.

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки: 37.03.01 — «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 

Казань

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа учебно-ознакомительной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 946 от 07 августа 2014г.

Учебно-ознакомительная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Она служит неотъемлемой частью подготовки психолога-бакалавра и может быть организована на базе коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий), учреждений системы образования, здравоохранения, управления социальной помощи населению, организаций с различными формами собственности, в работе которых по штату имеется практический психолог, а также на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом. База практики определяется институтом по согласованию со студентом с учетом необходимости выполнения программы практики.

Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций, и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Цели учебно-ознакомительной практики

Целью практики является получение профессиональных компетенций и первичных профессиональных умений и навыков в процессе знакомства со спецификой работы психологов различных организаций. Учебная практика призвана способствовать формированию серьезной смыслообразующей мотивации профессионального развития у студентов-психологов.

Задачи учебно-ознакомительной практики

Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

​ -формирование первичных профессиональных умений;

​ -закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения профессиональных дисциплин;

​ -ознакомление с организацией психологических служб учреждений и предприятий, школ и дошкольных образовательных учреждений (положениями, руководствами, инструкциями), обязанностями психологов и штатной структурой центров, лабораторий, консилиумов (консультаций) по оказанию психологической помощи населению;

5 стр., 2003 слов

Место учебной практики «Учебно-ознакомительная практика» в структуре ...

... молодежи, государственные образовательные учреждения основного и дополнительного образования и т.д.). 5. Место и время проведения учебной практики «Учебно-ознакомительная практика» Базами учебно-ознакомительной практики являются предприятия, организации и учреждения г. Ярославля или Ярославской области ...

​ -изучение автоматизированного рабочего места психолога, новых технических устройств и методического оснащения психолога в интересах психологической деятельности, психологического обследования населения, поддержания базы психологических данных и ведения психолого-педагогических дневников или психологических карт личности;

​ -ознакомление с психологическими программами и методическим инструментарием (диагностические методики, литература, рекомендации);

​ -изучение опыта работы психолога по проведению профилактической, диагностической, консультационной и психокоррекционной работы;

​ -социально-психологическая адаптация обучающихся.

Прохождении учебно-ознакомительной практики

Учебно-ознакомительная практика является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров психологии. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также освоение навыков научно-исследовательской деятельности.

В результате прохождения практики студент должен обладать элементами следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

​ -способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

​ -способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

​ -способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

​ -способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

​ -способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

​ -способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

​ -нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность психолога организаций (учреждений);

​ -современное состояние работы психологических служб организаций (учреждений);

​ -должностные обязанности и основные направления деятельности психолога организаций (учреждений).

Уметь:

​ -ориентироваться в особенностях специфики работы различных психологических служб организаций (учреждений);

10 стр., 4552 слов

Профессиональное консультирование в работе психолога

... психологическом консультирование ЦЕЛЬ. Выявить эффективность психодиагностических методик ГИПОТЕЗА. Виды психодиагностических методик оказывают помощь в работе психолога ... выделить пять основных категорий тестов: интеллектуальные, способностей, психомоторные, личностные и интересов, проективные. А.Н. ... достигшие успеха в данной профессии или деятельности. Опросники интересов используются в основном для ...

​ -составлять документы по итогам общения с клиентами, владеть приемами опроса и наблюдения;

​ -анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы;

​ -подготовить и провести психопрофилактическую беседу для учащихся школ, студентов и др.;

​ -анализировать собственную деятельность;

​ -использовать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность профессионального психолога.

Владеть:

​ -навыками самостоятельной работы с психологической и методической литературой, нормативными документами психолога;

​ -навыками заполнения отчетной документации психолога;

​ -навыками анализа психологических явлений повседневной жизни, посредством невключенного наблюдения.

Структура и содержание учебно-ознакомительной практики

Общая трудоемкость практики составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Формы промежуточной аттестации (по итогам учебно-ознакомительной практики)

Форма отчетной документации по практике

Студентами сдается письменный отчет о прохождении практики, дневник практики и индивидуальный план работы, отзыв психолога учреждения, на базе которого студент проходил практику. Отчет о прохождении практики студентами сдается в недельный срок после ее окончания. Формы отчетной документации представлены в приложении.

Порядок защиты и подведение итогов практики

К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.

Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится до 10 минут, ответы на вопросы членов комиссии, выступления членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику места практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

1) объем проделанной работы;

2) качество аналитического отчета, выводов и предложений;

3) выполнение работы в установленные сроки;

4) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;

5) своевременность и качество представления отчетной документации.

Фонд оценочных средств.

Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности. Выставляется студенту на основании анализа представленных отчетных документов, отзыва руководителя по практике от организации, результатов публичной защиты отчета перед комиссией.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов в следующем за проведением практики семестре.

Оценивание работы студента происходит по четырехбальной системе с учетом критерий оценивания результативности практики. Отрицательная оценка, полученная за прохождение практики, считается академической задолжностью.

Критерии оценивания результативности практики

«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний по ее оформлению и содержанию. Отзыв руководителя положительный.

7 стр., 3192 слов

Занятия для самостоятельной работы студентов

... С. 49 - 52. Занятия для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% от общего количества часов, ... должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. ...

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Отчетная документация представлена с незначительным нарушением сроков в полном объеме, замечания по ее оформлению и содержанию небольшие. Отзыв руководителя положительный.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме. Нуждался в помощи при выполнении заданий практики и подготовке отчета. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Отчетная документация не представлена.

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-ознакомительной практики

а) рекомендуемая литература:

1.​ Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций /В.А. Иванников. — СПб.: Питер, 2010. – 176 с.

2.​ Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб.пособие для вузов /А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2012. — 224 с.

3.​ Общая психология/ Под общ.ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. -560 с.

4.​ Психолог. Введение в профессию /Под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

5.​ Самыгин, С.И. Деловое общение: учеб. пособие /С.И. Самыгин, А.М. Руденко.- 3-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2012.- 440 с. (Для бакалавров).

6.​ Соколова, Е.Е. Общая психология. Введение в психологию /Под ред. Б.С. Братуся. — М.: Академия, 2008. – 352 с.

б) программное обеспечение:

​ -Компьютерные программы: Microsoft Excel, SPSS.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

​ -eLibrary.ru (Научная электронная библиотека).

​ -http://www.consultant.ru – Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс».

Психологическая периодика:

−​ Электронный журнал «Психологическая наука и образование PSYEDU.ru» − http://psyjournals.ru/psyedu_ru/index.shtml.

−​ Вестник практической психологии образования − http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml.

−​ Психологическая газета − http://www.psy.su/.

−​ Журнал «Вопросы психологии» − http://www.voppsy.ru/.

−​ Московский психологический журнал − http://magazine.mospsy.ru/.

8 стр., 3646 слов

Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

... (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г. Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство У.Уитмена и т.д.) и переходным эстетическим явлениям ...