Формирование у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд 5

1.1 Проблема формирования ответственности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Формирование у младших школьников ответственности за свой учебный труд в процессе образования 9

Глава 2. Практическое исследование формирования у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд 14

2.1 Констатирующий эксперимент 14

2.2 Формирующий эксперимент 21

2.3 Контрольный эксперимент 23

Заключение 29

Список литературы 31

Введение

Актуальность. Одной из задач учебно-воспитательного процессе в школе является формирование у учащихся такого важного качества, как ответственность. При поступлении ребёнка в школу это качество становится наиболее актуальным. У первоклассника появляется множество обязанностей, которые он должен выполнять и уметь отвечать за последствия их выполнения или невыполнения. Он должен слушать учителя, выполнять задания на уроке и в школе, соблюдать дисциплину, стремиться к успешности в учёбе. Зачастую младшие школьники из-за слабой сформированности волевых качеств, к которым относится ответственность, не могут надлежащим образом выполнять свои учебные обязанности. При переходе из класса в класс требования постоянно возрастают, так как сама учёба в школе требует систематического и организованного труда.

Педагоги и родители требуют от ребёнка выполнения всех обязанностей, не обращая при этом внимания на степень сформированности ответственности у ребёнка и не проводя никакой отдельной работы по её формированию. При таком подходе ответственность в начальной школе проявляется лишь у отдельных детей, а большинство выполняют свои учебные обязанности под страхом наказания или ожидания поощрения. Для успешного формирования ответственности у младших школьников должна проводиться отдельная работа, направленная на эту цель. В таком случае у школьника будет сформировано умения сознательного управления своей учебной деятельностью, своим поведение, что будет способствовать формированию ответственности как необходимого в дальнейшей взрослой жизни качества.

11 стр., 5142 слов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

... деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения. 4. Изучить возрастные особенности младшего школьника. 5. Проанализировать опыт работы учителей школ по совершенствованию способов формирования речевой деятельности в процессе обучения ...

Цель курсовой работы: изучить формирование у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд.

Объект курсовой работы: процесс образования младших школьников.

Предмет курсовой работы: формирование ответственности за учебный труд у младших школьников.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть проблему формирования ответственности у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить формы и методы формирования у младших школьников ответственности на свой учебный труд в процессе образования.

3. Провести практическое исследование формирования у младших школьников ответственности за свой учебный труд в процессе образования.

4. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

Гипотеза курсовой работы: процесс формирования у младших школьников ответственности за свой учебный труд будет более успешным при соблюдении следующих условий:

1. формировании устойчиво-положительного отношения учащихся младших классов к выполнению своих учебных обязанностей и умение выполнять их;

2. использовании различных приёмов и методов для формировании ответственности учащихся за свой учебный труд в учебно-воспитательном процессе;

3. воспитании у учащихся стремления к самостоятельному проявлению ответственности в учебной деятельности.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, опрос, количественный и качественный анализ данных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд

1.1 Проблема формирования ответственности у младших школьников в психолого-педагогической литературе

Одним из самых сложных феноменов в теории волевых качеств является ответственность. Это качество тесно взаимосвязано с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности и поэтому также называется «качеством высшего порядка». Под ответственностью принято понимать способность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой [11, с. 251].

При использовании понятия ответственности предполагается, что имеется некий субъект и присутствует указание на объект. Относительно к данному понятию, под субъектом будем пониматься конкретная личность, которая взаимодействует с миром. Под объектом же понимается то, за что несет ответственность субъект. Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и другое [15, с. 12].

При принятии решения о том, как поступить в каждом конкретном случае, человеку приходится осуществлять выбор между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между «должен» и «хочу». То есть, в данном случае речь идет о нормативной регуляции, особом механизме регуляции поведения людей в ситуации свободного выбора. Выделяют два вида нормативной регуляции:

17 стр., 8434 слов

Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности

... 3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников 4. Подобрать методики по диагностике и ... называется произвольным. Главной функцией произвольного внимания является регуляция протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию человек ... Великий русский физиолог Н.А. Бернштейн в своем труде "Очерки по физиологии движений." иллюстрирует деавтоматизацию ...

1. Обычно-традиционная регуляция. В качестве основных критериев этой регуляции поведения выступают нормы, которые существуют на данный момент в обществе. Выполнение этих норм надлежавшим образом отслеживается так называемыми «инстанциями» [9, 34]. Данные инстанции оценивают деятельность субъекта ответственности и в зависимости от заслуг или степени вины налагают санкции. В традиционной системе обучения распространен именно такой подход. У детей младшего школьного возраста из-за возрастных особенностей ещё недостаточно развито умение управлять своим поведением, отвечать за последствия своих поступков в полной мере. Поэтому учителю приходится организовывать различные общие дела, распределять обязанности между детьми, проверять правильность выполнения заданий и поручений. То есть, в таком случае учитель выступает в роли «инстанции», при этом у детей исчезает возможность проявить самостоятельность.

2. Морально-нравственная регуляция. Критериями этого вида регуляции являются обобщенные этические принципы из сферы должного и ценного для самой личности. В данном случае инстанцией становится сам субъект ответственности. То есть, ответственность выступает как средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно.

При таком виде регуляции у субъекта должен присутствовать определенный уровень саморегуляции, самоконтроля и самооценки для проявления ответственности. В системе обучения, отражающей эти положения, наблюдаются существенные отличия от традиционной: у учащихся есть возможность самостоятельно планировать выполнение тех или иных дел, распределять обязанности, контролировать их выполнение, определять для себя систему санкций. От педагога требуется осуществление ненавязчивой помощи-поддержки на всех этапах выполнения задания [5].

Волевые качества не являются врождёнными и могут формироваться только в таких ситуациях, которые требуют их проявления. По мнению Л.И. Божович, способность предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, присуща не всем зрелым, сформировавшимся личностям. Психологом была выказана такая мысль, что при условии развития и тренировки этих способностей в детстве, в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой [3, с. 102].

Экспериментальные исследования К.А. Климовой, Л.С. Славиной и других авторов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока недостаточно им осознаны [6, с. 58].

Согласно исследованиям Ж. Пиаже, у детей 7-8 лет для оценки поступков важен лишь физический аспект последствия, но не мотивы действия. Таки……..

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум / Г.С. Абрамова. — М.: Юрайт, 2014. — 408 с.

2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с.

10 стр., 4502 слов

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении ...

... свою работу над танцем. Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, ... - идейности, художественности и доступности. Цель исследования: изучить методы работы над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива. Объект исследования: процесс работы над содержанием ...

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.

4. Вершинина Л.В. Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников в учебной деятельности / Л.В. Вершинина, Е.И. Максимова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — с.312-314.

5. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. / Т.Ф. Иванова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: — www.psychology.net

6. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / К.А. Климова — М.: Просвещение, 2012. — 210 с.

7. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2015. — 432 с.

8. Лайзане С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей / С.Я. Лайзане. — М. Просвещение, 2011. — 114 с.

9. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя / В.И. Масакова. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.

10. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие / М.В. Матюхна. — Волгоград, 2013. — 156с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Под общ. ред. Б.М. Бим-Бада. — М.: Большая рос. энцикл., 2012. — 324 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Лабиринт, 2012. — 480с.

13. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум / Под. ред. Л.А. Головей. — М.: Юрайт, 2015. — 414 с.

14. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника / В.И. Селиванов. — М.: Просвещение, 2012. — 268 с.

15. Усачёва А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности. Диссертация канд.пед.наук / А.Н. Усачёва. — Волгоград: ВГПУ, 2011. — 175с.

16. Фарунцева Н.А. Особенности воспитания у младших школьников ответственности за свои действия и поступки / Н.А. Фарунцева. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: 2013/171/5629