Этические аспекты работы психолога в организации

Функции организационного психолога

Работа организационного психолога направленна на проведение эффективных системных изменений в организации. Суть его состоит в том, что консультант, работая с отдельными сотрудниками и/или группами компании, помогает им понять личностные, межличностные и групповые процессы в организации и научиться решать проблемы, появляющиеся в ходе этих процессов.

 

.

 

Организационный психолог участвует в решении следующих задач:

  • улучшение психологического климата в организации и повышение «боевого духа» его сотрудников;
  • совершенствование практики подбора кадров;
  • модернизация организационной структуры;
  • оказание поддержки служащим в развитии их способностей;
  • сплочение коллектива в единую команду;
  • формирование доброжелательной атмосферы на производстве;
  • помощь людям в преодолении стрессов;
  • достижение соответствия между складом человека и его работой;
  • устранение конфликтов;
  • снижение текучести кадров;
  • оценка производственных программ с психологической точки зрения;
  • проведение разумной политики поощрения и наказания;
  • консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и др.

 

Четыре основных направления работы организационного психолога.

 

1. Организационное развитие:

а) определение проблем в организации и их решений;

б) разработка философии организации;

в) развитие организационной культуры.

2. Работа с персоналом:

а) адаптация работника в организации;

б) оказание помощи работнику в профессиональном развитии (участие в организации профессионального обучения);

в) профессиональная диагностика, профконсультирование, профотбор;

г) диагностика и оптимизация состояния персонала;

д) обучение работников общению в рамках коммуникативных способностей (тренинги);

е) консультирование по личным проблемам (по запросу).

3. Работа с группой:

а) работа с группой по форме от индивидуальной к активной группе;

б) анализ и коррекция межличностных отношений (социометрия);

в) оценка и оптимизация социально-психологического климата включая конфликты.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... организации работы в дошкольных образовательных учреждениях 1. Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений 1.1 Порядок открытия детских дошкольных учреждений 1.2 Финансирование дошкольных учреждений 1.3 Организация ... «Программой воспитания в детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей ...

4. Работа с руководителем:

а) помощь в оценке и подборе персонала;

б) помощь в профессиональном развитии (планирование карьеры, стиль деятельности и т.п.);

в) консультирование руководителя по личным проблемам (по запросу).

 

 

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены несколькими категориями:

1) оценка персонала в целях найма и перемещения).

Аттестация должностей: составление профессиограмм, должностных инструкций

2) профессиональная ориентация;

3) психологическая помощь сотрудникам в их личных запросах и межличностных отношениях;

4) Социально-психологическое обучение персонала. Повышение квалификации

5) ускорение процессов адаптации работников в организации

6) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

7) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

8) профилактика и разрешение конфликтов;

9) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

10) участие в создании команд.

11) анализ личности работников. (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей отношение к труду, мотивация, удовлетворенность работой)

12) Оптимизация взаимодействия руководителя с подчиненными.

 

 

Этические аспекты работы психолога в организации

1. Принцип ответственности.

Психолог должен понимать, что его действия существенным образом влияют на людей, составляющих коллектив организации. Поэтому ему необходимо стремиться к непредвзятости и объективности, а также признавать право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям. Психолог должен противостоять любым личным, социальным, организационным и политическим факторам, способным привести к злоупотреблениям или неправомерному применению его знаний и умений.

 

2. Принцип компетентности. Данный принцип предполагает соблюдение ряда профессиональных требований:

 

— психолог должен быть в курсе всех нормативных предписаний, регулирующих его профессиональную деятельность;

– психолог должен руководствоваться научными и профессиональными стандартами и применять в своей работе только апробированные и проверенные методы;

– психолог должен использовать только те методы работы, которые соответствуют уровню его квалификации;

– психолог должен четко понимать границы своей компетентности. Он должен заниматься лишь теми видами работы, которые не выходят за границы его профессиональной компетентности;

30 стр., 14942 слов

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном ...

... программа по организации театральной деятельности «Театральные логоминутки» может быть рекомендована воспитателям и логопедам для использования в коррекционно-речевой работе по развитию ... первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом ... называл свой детский театр марионеток великий русский писатель Михаил Юрьевич ...

– психолог может занимать лишь те должности, которые позволяет ему занимать его квалификация.

 

Исходя из принципов ответственности и компетентности, можно определить ряд других, более частных этических ориентиров, определяющих особенности взаимодействия психолога с сотрудниками организации при выполнении им своей профессиональной деятельности:

1. Основная этическая обязанность психолога в его профессиональных отношениях с сотрудниками организации заключается в уважении личного достоинства каждого из них и в поддержании их психического благополучия.

2. В своей профессиональной деятельности психолог должен избегать двойственных отношений, т.е. отношений, выходящих за рамки только профессионального взаимодействия, поскольку такие отношения могут отрицательным образом сказаться на эффективности его работы. Сюда относятся семейные, социальные, финансовые, деловые, административные, а также личные отношения с сотрудниками организации.

3. Психолог должен избегать действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей и наносящих при этом вред интересам организации и ее сотрудников. Он не должен навязывать людям свои личные установки, убеждения и ценности.

4. В своей деятельности психолог должен уважать различия между людьми, с которыми он работает, учитывая при этом их возрастные, гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.