Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Часть 5

Литература II половины XIX века

Методические указания для студентов филологов

Сыктывкар 2003

 

Утверждено Учебно-методической комиссией филологического факультета СыктГУ 26,09,2003 г.

 

Составитель: к.ф.н., доцент В.П. Ефименко

 

 

Предмет и задачи курса

Предметом данного курса является литературный процесс в странах Западной Европы и США второй половины 19 века. Задачи курса – усвоение студентами определенной суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития в разных странах, закрепление навыков историко-теоретического исследования на материале зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа произведений различных литературных родов. главная цель курса – формирование у студентов цельной системы знаний об истории литературы на протяжении целого столетия (вкупе с предшествовавшим курсом).

Поставленной цели отвечает, во-первых, нетрадиционные хронологические рамки курса (комплекс явлений культуры, обычно определяемый как «конец века», в нашем курсе не выделяется из завершаемого им столетия) и, во-вторых, расширение географии литературного процесса (в пределах, лимитируемых часами, отведенными на изучение дисциплины учебным планом), в связи с чем в рабочую программу включены разделы «Бельгийская литература» и «Норвежская литература». В изучении же разнообразных литературных явлений второй половины 19 века, сохраняется традиционное распределение материала по культурно-национальному принципу, а в рамках национальных литератур – по литературным направлениям и художественным системам: реализм, эстетизм, натурализм, символизм. Особое внимание при рассмотрении материала студенту необходимо уделить своеобразию индивидуального творческого метода крупнейших художников слова (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г. Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство У.Уитмена и т.д.) и переходным эстетическим явлениям (импрессионизм и символизм в поэзии П. Верлена, эстетизм и реализм в творчестве А. Франса, натурализм и неоромантизм в романах К. Гамсуна и т.д.).

13 стр., 6454 слов

Пашукова — Теории общения в отечественных и зарубежных ...

... и закономерности. В ходе аналитического осмысления отечественными и зарубежными учеными создан ряд теорий, теоретических подходов и концептуальных ... подобранных методик для получения эмпирических данных. Ко второй половине XX столетия в западной психологии сложились группы ... обычаев в общении, стали активно публиковаться в XIX веке. Многие из них выполнялись в рамках идей теории, ...

Для второй половины 19 века характерно существенное изменение мировосприятия, понимания человека, общества, истории в сравнении с первой половиной. При всей критичности романтиков и классических реалистов по отношению к современному им обществу господствующими до середины столетия остаются идея исторического прогресса и вера в духовность человека. Во второй половине столетия рушится вера в исторический прогресс, распространяются настроения социального пессимизма, человек оказывается во власти безличных законов мироздания. В последнее десятилетия века в литературе нарастают ощущения декаданса. Это понятие встречается уже у Ш. Болдера, затем у поэтов-символистов, но отождествлять его с каким-либо художественным методом или литературным направлением не следует. Декаданс – это характерное мироощущение «конца века» — сплав тоски и усталости, меланхолии и непринятие действительности, бесперспективности и примирения со злом, основанные на пессимистической оценке возможностей человека и законов мироздания.

Литература второй половины 19 века испытывает более или менее опосредовательное влияние современной ей естественно-научной мысли, позитивистской философии (О. Конт) и социологической теории (Г. Спенсер), пессимистической философии и иррационалистической эстетики А. Шопенгауэра, и воздействие неоднозначных результатов социально-исторических сдвигов и потрясений в разных странах (буржуазно-демократические революции 1848 г., объявление Германии под главенством Пруссии в 1871 году, франко-прусская война и Парижская коммуна, Гражданская война между промышленным Севером и рабовладельческим Югом в США в 1861-65 гг. и т.д.).

Уже в середине века происходит пересмотр важнейших принципов художественного творчества, приведший к становлению новых литературных направлений (эстетизм, натурализм, символизм), течений и стилей (неоромантизм, импрессионизм), новому качеству в художественной системе реализма.

Гиперкритическое отношение к современности проявляется во французском эстетизме провозглашением лозунга «искусство для искусства», утверждением независимости искусства от социальной или политической злободневности. аналогичные идеи развиваются и в английском эстетизме О. Уайльдом. В то же эстетизм испытывал на себе и воздействие позитивистской гносеологии, утверждавшей, что наука не объясняет первопричины явлений, но описывает феномены.

Позитивизм оказал определяющее воздействие и на становление натуралистической эстетики, в основе которой утверждение торжественности научного и художественного познания действительности. Отсюда выдвижение на первый план требований объективности писателя, употребляемого ученому-экспериментатору, строгости наблюдения «куска действительности» и «документальности» представления материала. Натуралисты стремились по-своему продолжить реализм в литературе, но социальный демократизм классического реализма в натуралистической прозе дополняется, а иногда и вытесняет детерминизмом биологическим.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Оппозицию позитивистской эстетике натурализма в конце века представлял символизм.

Получивший наиболее яркое воплощение во французской поэзии, символизм в своей основе восходит к философскому учению Платона, разделившего истинный мир «вечных идей» и материальный мир «вещей», существующий лишь как отражение первого. Основную задачу искусства символисты и видели в постижении «мира идей, в выражении духовного с помощью полисемичных символов». В формировании эстетики символизма важную роль сыграло учение А. Шопенгауэра, считавшего, что в искусстве важнее всего метафизическое содержание, не отражение внешней реальности, а выражение внутренней сущности мира. Художник в символической эстетике употребляется медиуму, выражающему сущностное и духовное через конкретно-чувственные формы. Художник-медиум постигает сущности бытия с помощью интуиции. Суггестивность (воздействие внушением) становится главной целью символистского произведения, которое, подобно музыке, навевает определенное настроение, не называя прямо и не анализируя предмета.

В изобразительно-стилевой сфере символизм сближается с импрессионизмом, также основанным на двуплановости образной структуры, взаимопроникновении внешнего мира и внутреннего переживания человека, на стремлении к суггестивности за счет звуковой гармонии. Импрессионистам и символистам обязан своим развитием свободный стих (верлибр) в поэзии конца века.

Серьезные изменения происходят в художественной системе реализма Вов второй половине века. Доминирующим типом героя в реалистической прозе теперь становится «средний» человек вместо ярких личностей классического реализма первой половины века. В то же время на новый уровень поднимается психологический анализ, изображение внутреннего мира обычного человека. Стремление к достоверному изображению временной и пространственной конкретики делает реализм второй половины века искусством жизнеподобия. Глубокий анализ социальных процессов сочетается у многих реалистов этого периода с представлением об историческом тупике, в котором оказалась европейская цивилизация, что порождает трагическое звучание произведений Г. Флобера, Ги де Мопассана, Т. Гарди.

Стремление не ограничиваться документально-точным воспроизведением серой действительности, напротив, характерно для неоромантизма в литературе конца века (Р. Стивенсон, Дж. Конрад, Р. Киплинг).

Непринятие приземленных персонажей, выдвижение в качестве героя мужественной личности, действующей во имя альтруистических идеалов, доминирование экспрессивного над спокойно-описательным – характерные черты неоромантизма. В то же время поступки неоромантического героя, часто действующего в исключительных обстоятельствах, всегда реалистически мотивированы и психологически обусловлены. Это позволяет считать, что неоромантизм не сложился в самостоятельное литературное направление, синтезируя черты романтической и реалистической эстетики, остался на уровне стилевой тенденции.

 

Рабочая программа курса

1. Введение. Новые черты реализма и романтизма. Эстетизм, натурализм и символизм как художественные системы и литературные направления 2 половины века. Европейская философия и литература 19 века.

6 стр., 2697 слов

Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от «Собора ...

... порождающих друг друга». Так, В.Гюго вромане «Отверженные» выразил формулу собственного творчества. Тем не менее, исторический роман, как ивсякий другой жанр, подчиняется определенным принципам, особой поэтике. Это ... событиях, как уже было сказано, а изображениеистории нравов пятнадцатого века. Но это, тем не менее, исторический роман и онне лишен социального подтекста. «Кому не придет в ...

 

2. Французская литература.Философия (О. Конт) и эстетика (И.Тэн) позитивизма. Поэзия парнасцев. Черты эстетизма, романтизма и натурализма в творчестве Ш. Леконта де Лиля. Зарождение символизма в поэзии Ш. Бодлера.

Эстетика и творческий метод Г. Флобера. Социально-психологический роман «Госпожа Бовари». Исторический роман «Саламбо». Образ «последнего романтика» в «Воспитании чувств». Человек из народа в повести «Прощай душа». Ги де Мопассан — новеллист и романист. Социально-психологический роман «Жизнь». Опошление любви в романе «Милый друг». Тема любви и смерти в новеллах Мопассана. Реализм, импрессионизм и натурализм в творчестве Мопассана.

Натурализм и импрессионизм в творчестве братьев Гонкур. «Клиническая» история любви в романе «Жермини Ласерте». Натуралистическая идея творчества в романе «Актиса Фостен». Теория «экспериментального романа» Э.Золя. Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары». Человек и среда в романе «Жерминаль». Современное общество в романе «Деньги». Тема рокового возмездия и краха империи («Разгром»).

Проблема художника и творчества («Творчество») Утопизм позднего Золя (циклы «Три города», «Четвероевангелие»).

Манифесты французского символизма (Ш. Мореас, С. Малларме).

Импрессионизм и символизм в поэзии. П. Верлена. Программный смысл «Поэтического искусства». Художественный мир и лирический герой. Основные сборники. Декадентские и мистические настроения поздней лирики. «Высокое» и «низкое» в поэзии А. Рембо. Символизм и аллегоризм в поэзии С. Малларме.

Интеллектуальная проза А. Франса. Образ «мастера культуры» в романе «Преступление Сильвестра Боннара». Эстетизм и скептицизм в историческом романе «Таис». Реалистическая сатира на современность в тетралогии «Современная история». Опыт антиутопии в романе «На белом камне». Концепция круговорота истории в «Острове пингвинов». Проблема насилия во имя общественного блага в романе «Боги жаждут».

3. Бельгийская литература. Романтизм в творчестве Ш.де Костера. Натурализм в романах К. Лемонье. Эстетизм, символизм и декадентские настроения в творчестве П. Роденбаха. Особенности символизма в поэзии Э. Верхарна. Мотивы гибели патриархального прошлого, мятежа и возмездия. Основные сборники. Человек как родовое существо в поздних циклах стихов. Символистский театр М. Метерлинка. Тема рока в ранних драмах. Драмы ожидания («Непрошенная», «Слепые»).

Теория «статического театра». Поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица».

 

4. Норвежская литература. «Национальная романтика» в раннем творчестве Б. Бёрнсона (исторические драмы, жанр крестьянской повести).

Социальная критика и проблема «очищения морали» в реалистических драмах Бернсона 1870-х гг. Философская и социальная проблематика дилогии «Свыше наших сил». Реалистические романы А. Хьеллана. Тема измельчания личности в трилогии об Абрахаме Левдале.

Творчество Х. Ибсена. Романтизм в народно-исторических драмах («Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол»).

Личность и общество в философской драме «Бранд». Неприятие мещанских ценностей в драме «Пер Гюнт». Цикл аналитических драм 1870-90-х годов. Социальная критика и психологический анализ в пьесах Ибсена («Кукольный дом», «Привидения», «Росмерсхольм»).

9 стр., 4275 слов

Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

... в мемуарах «Былое и думы». 32. Мир поэзии А.В.Кольцова. Семинарские занятия по русской литературе первой половины Х1Х века. (заочное отделение)   Цель семинарских занятий: Развитие ... творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836). Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа. ...

Проблема сильной личности «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес»).

Символизм и неоромантизм последних пьес («Когда мы, мертвые, пробуждаемся»).

Натурализм, символизм и неоромантизм в творчестве К. Гамсуна. Анализ болезненной психики в романе «Голод». Трактовка любви в романе «Пан». Трагедия романтической личности в романе «Виктория». «Почвеннические романы» 1900-х годов.

 

5. Немецкая литература. Философия А. Шопенгауэра И Ф. Ницше в немецкой литературе. Романтизм в немецкой драматургии. Психологическая проблематика исторических трагедий Ф. Геббеля. Столкновение цивилизаций в трилогии «Нибелунги». Интерпретация мифа в музыкальных драмах Р. Вагнера. Образ любви и смерти в «Тристане и Изольде». Полемика с официальным христианством и критика европейской цивилизации в тетралогии «Кольцо Нибелунга». Идеал естественного человека в драме «Парцифаль».

Реализм в немецкой прозе. Психологические новеллы Т. Шторма. Социально-психологические романы Т. Фонтане. Проблема социального неравенства и примирительный пафос романа «Пути и перепутья». Критика моральных норм общества в романе «Эффи Брист».

Натурализм в немецкой литературе конца века. Драматургия Г. Гауптмана. Натурализм в «драмах состояния» («Перед восходом солнца»).

Социальная драма «Ткачи». Реализм и символизм в драме «Потонувший колокол». Проблема искусства и художника в драме, реалистические драмы и комедии нравов Гауптмана («Возчик Геншер», «Бобровая шуба»).

 

6. Английская литература.Викторианство как феномен английской культуры. Идеи эволюционизма и позитивизма (Ч. Дарвин, Э. Спенсер).

Романтизм и эстетизм в поэзии «прерафаэлитов». Проблемы свободы и детерминизма в поэзии Р.Браунинга. Реализм в английской прозе. Эстетика повседневности в реалистических романах Э. Троллопа. Нравы викторианской Англии в романах Д. Мередита. Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот. Проблема наследственности и среды в романе «Мельница на Флоссе». Мотивы «больших надежд» и «утраченных иллюзий» в романе «Мидлмарч».

Эстетизм и символизм в творчестве О. Уайльда. Эстетическая теория Уайльда («Замыслы»).

Гуманистические и критические тенденции в сказках. Роль парадокса в творчестве Уайльда. Нравственно-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Уайльд — драматург.

Творчество Т. Гарди. Влияние позитивизма в ранних романах. Социальная проблематика и влияние позитивизма в «уэссекском цикле» («В краю лесов», «Мэр Кэстер-бриджа»).

Концепция трагического Гарди. Нравственный конфликт в романе «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Судьба личности в романе «Джуд Незаметный». Своеобразие реализма Т. Гарди.

Неоромантизм в английской литературе. Сложение неоромантического канона в творчестве Р. Л. Стивенсона. Образ Востока в поэзии и рассказах Р. Киплинга. Неоромантический стоицизм в романе «Свет погас». Поиск мудрости в романе «Ким». Психологизм в прозе Д.Конрада. Трагедия самопознания в повести «Сердце тьмы». Идея победы в поражении в повести «Тайфун». Противоречивость романтического индивидуализма в романе «Лорд Джим».

6 стр., 2657 слов

Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от ‘Собора ...

... своим творчеством новую эпоху в литературе. Верность его романтизму как художественному методу сохранялась в течение всей жизни, но сам Гюго вместе со своим веком, веком революций ... народа, которая развертывается на фоне грандиозных картин истории.       Таким образом, в романе «Собор Парижской богоматери»,  автора больше волнует нравственная сторона жизни народа, а ...

7. Литература США. Гражданская война 1861-65 гг. и американское общество. Поздний романтизм в американской поэзии. Тематика и жанровые формы лирики Г.У. Лонгфелло. Попытка сознания национального эпоса на историческом и легендарно-мифологическом материале («Евангелина», «Песнь о Гайавате»).

Поэтическое новаторство У. Уитмена. Философская и социальная проблематика сборника «Листья травы»

Становление реализма в американской прозе. Школа «местного колорита» (Ф. Брет Гарт).

Морально-этическая проблематика в творчестве У. Д. Хоуэллса. Нравственная цена успеха в «романах карьеры» («Возвышение Сайласа Лафэма»).

Влияние социалистических идей в утопических романах («Путешественник из Альтрурии»).

Хоуэллс и русская литература. Г. Джеймс — создатель американского психологического романа. Тема «художник и общество» («Уроки мастера»), столкновение американской и европейской цивилизации («Дэзи Миллер», «Женский портрет»), социально-психологические проблемы Америки («Вашингтонская площадь», «Бостонцы») в повестях и романах Г.Джеймса. Элементы импрессионизма и символизма в творческом методе Джеймса.

Творчество Марка Твена. Традиции народного юмора «фронтира» в
раннем творчестве («Простаки за границей»).

Специфика детского сознания и антиромантическая направленность в «Приключениях Тома Сойера». Проблема рабства и буржуазного стяжательства в «Приключениях Геккльберри Финна». Исторический пессимизм в романе «Янки при дворе короля Артура». Сатирическая публицистика Марка Твена.

Становление эстетики американского натурализма. («Крушение кумиров» Х. Гарланда, «Ответственность романистов» Ф. Норриса).

Натуралистическая фиксация жизни и подтекст в повестях С. Крейна («Мэгги, дитя улиц»).

Личность и среда в романе Крейна «Алый знак доблести». Влияние эстетики Э. Золя в раннем творчестве Ф. Норриса («Мак Тиг», «Вандовер и зверь»).

Преодоление натуралистического схематизма в «Эпосе пшеницы». Социальная проблематика романа «Спрут».

 

Литература по курсу

Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

1. Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа. Саламбо*

2. Мопассан Г. Жизнь. Милый друг*. Новеллы (3-4 по выбору)

3. Гонкуры Э. и Ж. Жермини Ласерте

4. Золя Э. Жерминаль. Деньги. Разгром*

5. Франс А. Таис. Остров пингвинов. Боги жаждут*

6. Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле

7. Метерлинк М. Слепые. Синяя птица

8. Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом

9. Гамсун К. Голод. Пан*

10. Элиот Д. Мельница на Флоссе. (или Мидлмарч)

11. Уайльд О. Портрет Грея. Идеальный муж*

12. Гарди Т. Тэсс из рода Д’ Эрбервиллей

13. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда*

14. Киплинг Р. Рассказы (3-4 по выбору)

15. Конрад Д. Тайфун*. Сердце тьмы*

16. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате

17. Джеймс Г. Дэзи Миллер*. Урок мастера*

18. Марк Твен Приключения Геккельберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура*. Рассказы (3-4 по выбору)

4 стр., 1750 слов

Эмиль Золя

... благодаря исключительным обстоятельствам,сыграть весьма важную роль».           1948год Золя называет как рубеж. «Исключительные обстоятельства» (политическая ситуация во ... цикла оказался пригодени для решения творческих задач Эмиля Золя.           «Будденброки»Томаса Манна написаны в манере ...

19. Норрис Ф. Спрут

20. Фонтане Т. Эффи Брист*. (или Пути и перепутья*)

21. Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов-заочников и финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками поэзии (Ш. Леконт де Лиль, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Э. Верхарн, Д.Г. Россетти, А.Ч. Суинберн, Р.Браунинг, У. Уитмен и др.), эстетики и критики возможно в объеме антологий и сборников:

1. Европейская поэзия 19 века. М., 1977 (БВЛ, т.85)

2. Поэзия французского символизма. М., 1993

3. Поэзия Франции: Век 19. М., 1985

4. Поэзия США. М., 1982

5. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987

6. Зарубежная литература 20 века (1871-1917): Хрестоматия / Сост. Н.П. Михальская, Б.И. Пуришев. М.. 1981

 

Учебники и пособия

1. История зарубежной литературы XIX века: Учебник /Под ред. Е.М. Апенко. М., 2001. (Отсутствует раздел о бельгийской литературе второй половины 19 века.)

2. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX веков): Учебное пособие. Минск, 1997. (отсутствует раздел о французской литературе 1850-60-х гг.)

3. История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века /Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1978 (можно использовать выборочно в соответствии с рабочей программой курса)

4. Наиболее широкую панораму развития мировой литературы изучаемого периода содержит издание: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991.Т.7; М., 1994. Т. 8.

 

Дополнительная литература

5. Поэзия французского символизма. М.,1993.

6. Европейская поэзия XIX века М.,1977 (БВЛ, Т. 85).

7. Зарубежная поэзия в переводах Валерия Брюсова. М.,1994.

8. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.,1976.

9. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.,1973.

10. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.,1980.

11.Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М.,1968.

12. Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя. Махачкала, 1975.

13. Владимирова М.М. Романный цикл З.Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984.

14. Фрид П.В. Анатоль Франс и его время. М.,1975.

15.Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М.,1987.

16. Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960.

17. Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М.,1985.

18. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

19. История немецкой литературы: В 5 т. М.,1968. Т.4.

20. Сильман Т.Н. Гергарт Гауптман. Л.; М., 1956.

21. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970).

М., 1980.

22. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Л.,1989.

23. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М.,1979.

24. Ивашова В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.,1974.

25. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М.,1970. 26. Дьяконова И.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л., 1984.

27. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М.,1977.

28. Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.

29. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962. Т.3.

30. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М.,1985.

8 стр., 3712 слов

Охарактеризуйте концепции маркетинга в их эволюционной последовательности

... купонов в каждую дверь демонстрация (образцов товаров) ВАРИАНТ 2 Контрольный вопрос Назовите и охарактеризуйте основные элементы комплекса маркетинга. Что такое модель 4Р, 7Р? 4С ЗАДАНИЕ ... рынков функциям группам товаров иным образом ВАРИАНТ 3 КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС Укажите и охарактеризуйте элементы коммуникационного процесса. Виды помех в маркетинговых коммуникациях. Примеры. ЗАДАНИЕ Подготовить ...

31. Каули М. Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

32. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса. 1990.

 

Темы практических занятий и коллоквиумов

1. Аналитическая драма Х. Ибсена «Кукольный дом»

Вопросы к занятию

1. Сущность конфликта в пьесе.

2. Эволюция сознания героини.

3.Особенности композиции и открытый финал драмы.

4.Символика и подтекст в пьесе Ибсена.

Библиографический список:

1. Ибсен Х. Кукольный дом (любое издание)

2. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. М., 1956 г., 2-е изд., Л., 1989 г.

3. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979 г.

4. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михайльской, Б.И. Пуришева, м., 1981 г.

 

2. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

1. Принципы эстетизма в предисловии к роману.

2. Проблема соотношения искусства и действительности.

3. Нравственная проблематика романа. Образ Дориана Грея.

4. Роль парадокса в романе.

5. Формы проявления авторской позиции в романе.

Библиографический список:

1. Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).

2. Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960 . Т.1.

3. Чуковский К. Оскар Уайльд: Этюд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

4. Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество // Там же. М., 1993. Т. 2.

5. Федорова А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 века. Уфа, 1993 г. с. 111-121

6. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990 г.

7. Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981 г

 

3. Роман Э.Золя «Жерминаль»

1. Концепция человека в творчестве Э. Золя.

2. Категория среды в творчестве Э. Золя.

3. Место романа «Жерминаль» в структуре цикла «Ругон-Маккары».

4. Особенности конфликта в романе.

5. Генетическая и социальная обусловленность личности в романе.

Библиографический список:

1. Золя. Э. «Жерминаль (любое издание)

2. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». Саратов 1984 г.

3. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. М., 1973 г.

4. Мелик-Сарскисова Н. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975

5. Реизов Б.Г. Французский роман 19 века. М., 1976 г.

6. Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. М., 1979 г.

4. Поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла»

Вопросы к занятию

1. Тематика циклов и композиция сборника.

2. Человек и мир в стихах Бодлера.

3. Специфика образной системы Бодлера.

4. Способы создания интеллектуальной поэзии.

Библиографический список:

1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970 г.

2. Балашов Н.И. Легенда и права о Бодлере // Там же. с. 233-287

3. Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993 (Вступит. Ст. Г.К. Косикова)

4. Сартр Ж.-П. Бодлер // Там же. с. 317-449

12 стр., 5778 слов

Испанское общество Золотого века в зеркале плутовского романа

... Италии, Франции. К жанру пастушеского романа обращались два наиболее известных представителей испанской литературы золотого века - Мигель де Сервантес («Галатея») и Лопе де Вега («Аркадия»). В целом ... жизни городских сословий от нищих до того слоя населения, который мы сейчас назвали бы средним классом. Однако пикарески позволяют нам составить представление о господствовавших в ...

5. Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979 г.

6. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973 г.

Символистская драма Мориса Метерлинка

Вопросы к занятию

1. Метерлинк о задачах театра. Полемика с натурализмом.

2. Аллегория и символ в пьесе «Слепые».

3. Внутреннее и внешнее пространство в пьесе «Там внутри».

4. Поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица».

5. Специфика театральности (идея деперсонализации актера, роль «второго диалога», сценическое пространство и время).

Библиографический список:

1. Метерлинк М. Пьесы. М., 1958 г.

2. Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996 г.

3. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы М., 1967 г.

4. Шкунаев И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973 г.

 

Проза английского неоромантизма.

Вопросы к занятию

1. Неоромантизм как литературоведческое понятие.

2. Сложение неоромантического канона в творчестве Р.Л. Стивенсона.

3. Мотив двойничества в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

4. Тема «бремени белого человека» в прозе Р. Киплинга.

5. Мотив «другой страны» в колониальных рассказах Р. Киплинга.

6. Трагедия самопознания в повести Д. Конрада «Сердце тьмы».

7. Идея «победы в поражении» в повести Д. Конрада «Тайфун».

Библиографический список.

1. Стивенсон Р.Л. Старинная история доктора Джекила и мистера Хайда (любое издание).

2. Киплинг Р. Бремя белых. М., 1995 г.

3. Конрад Д. Сердце тьмы. Тайфун (любое издание).

4. Дъяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература 19 века. Л., 1984 г.

5. Урнов М.В. на рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970 г.

6. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977 г.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите известных вам представителей парнасской поэзии во французской литературе

2. Какие пьесы О. Уайльда вам известны

3. Охарактеризуйте натурализм как художественный метод

4. Дайте определение понятию «декаданс» в литературе конца века

5. Какие английские поэты второй половины века вам известны

6. Назовите три цикла романов, созданные Э. Золя

7. Охарактеризуйте своеобразие реализма в литературе второй половины 19 века

8. Каких бельгийских романистов вы знаете? Назовите их произведения

9. Какие проявления импрессионизма во французской литературе вам известны

10. Назовите основные поэтические сборники Ш. Леконта де Лиля

11. Охарактеризуйте символизм как художественный метод

12. В чем проявился натурализм в эстетике и творчестве Д. Элиот

13. Назовите известных вам французских поэтов-символистов

14. Какие драмы составляют цикл «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера

15. Охарактеризуйте основные принципы новеллистики Ги де Мопассана

16. Какие пьесы Ф. Геббеля вы можете назвать

17. Определите основные разделы сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»

18. Охарактеризуйте принципы «экспериментального романа» Э. Золя

19. Какую концепцию истории развивает А. Франс в романе «Остров пингвинов»

20. Какие писатели США принадлежат к натуралистическому направлению в литературе конца века

21. Какие исторические драмы Х. Ибсена вы можете назвать

22. Охарактеризуйте эстетизм как художественный метод

23. Какие романы английских писателей-реалистов Э. Троллопа и Д. Мередита вы знаете

24. Назовите известных вам писателей-реалистов Германии второй половины 19 века. Их произведения

25. Какие поэтические сборники П. Верлена вам известны

26. Охарактеризуйте своеобразие аналитических драм Х. Ибсена

27. В чем состоит поэтическое новаторство У. Уитмена

28. Какие произведения входят в цикл «роман характеров и среды» Т. Гарди

29. Какие французских писателей натуралистов, кроме Э.Золя, вы можете назвать

30. Охарактеризуйте принципы символистской драмы М. Метерлинка

31. Назовите основные разделы и циклы сборника У.Уитмена «Литья травы»

32. К какому литературному направлению принадлежит творчество О. Уайльда и почему

33. Назовите представителей английского неоромантизма конца века

34. Определите жанровые особенности романа Ш. де Костера «Легенда об Уленшпигеле»

35. Какие исторические романы написал А. Франс

36. Охарактеризуйте принципы свободного стиха в поэзии второй половины 19 века

37. Какие писатели-реалисты второй половины века вам известны

38. Назовите основные поэтические сборники Э. Верхарна

39. Что означает понятие «драма состояния» в творчестве Г. Гауптмана

40. Охарактеризуйте основную проблематику романа Марка Твена «Приключения Геккельберри Финна»

41. В чем состоит новаторский вклад К. Гамсуна в развитие норвежской литературы конца века