Программа ознакомительной практики 2

Утверждаю

Декан факультета

социальной работы и

клинической психологии

Волчанский М.Е.

«______»___________________20___г

студентов 2 курса

факультета Социальной работы и Клинической психологии

отделение клинической психологии

С 1.03.2007 по 26.07.2007 введение

Практика в структуре подготовки специалиста – психолога, клинического (медицинского) психолога занимает важное место. В сегодняшних условиях от выпускника ВУЗа требуются не только глубокие теорети­ческие знания, но и уверенное владение приёмами решения практических проблем.

Форма прохождения практики студентами – очная, дневная.

Узкие сроки прохождения ознакомительной практики – с 25 июня по 14 июля. Общие сроки (целостный период) прохождения ознакомительной практики с 25 июня по 30 августа. График прохождения – индивидуальный с учётом общегодового графика учебного процесса по специальности Клиническая психология. Общее количество часов ознакомительной практики 2,5 недели (30 часов), включая подготовку документов отчётности и итоговый контроль практики.

Содержание ознакомительной практики

Студент знакомится со структурой и функционированием учреждения (организации), особенностями коллектива сотрудников, основными целями, задачами, проблемами и трудностями, способами их решения, принятыми в учреждении (организации).

В ходе ознакомительной (пропедевтической) прак­тики на втором курсе студент использует метод на­блюдения и беседы.

Объект практики — учреждение психологического, медико-психологического или социального профиля.

Цель данного вида практики— содействовать профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего специалиста в области психологии и клинической (медицинской) психологии посредством построения образа деятельности учреждения и профессиональных функций специалистов – сотрудников данного учреждения.

3 стр., 1353 слов

Задачи практики по психологии

... саморазвитии; овладение умениями научно-исследовательской работы по психологии. Содержание практики по психологии на 5 курсе – изучение коллектива ... выводы. Подробный аналитический отчёт о прохождении психолого-педагогической практики с выводами и рекомендациями по её ... учреждении, условиями воспитания в семье; - самоанализа и самокоррекции деятельности в условиях учеб­но-исследовательской практики. ...

Задачи и обязанности студентов на период прохождения практики:

  • освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив задание практики;
  • наладить взаимодействие с коллективом учреждения;
  • самостоятельно сформировать представление о проблемах населения в районе, городе, регионе, возможностях и способах их решения, месте и роли системы психолого-педагогической и медико-психологической помощи в РФ;
  • составить представление о системе психолого-педагогической или медико-психологической помощи, её возможностях в удовлетворении потребностей населения и отдельных его категорий в услугах на примере конкретного учреждения;
  • ознакомиться с основными типами учреждений психологического профиля (на примере одного из учреждений): направлениями деятельности, целями и задачами, функциями, структурой, кадровым потенциалом, делопроизводством, а также клиентами или пациентами, являющимися основными потребителями услуг данного учреждения или организации;
  • применить метод наблюдения и беседы;
  • выполнять распоряжения руководителей ознакомительной практики со стороны университета и сотрудников учреждения, организующих и контролирующих процесс прохождения практики со стороны ведомственных учреждений – базы практики;
  • предварительно определить приоритетное направление своей будущей профессиональной деятельности.
  • составить отчёт о практике и защитить его.

Предполагаемые результаты практики (для студента-практиканта):

• закрепление теоретического материала учебного плана;

• формирование навыков профессионального общения с коллек­тивом специалистов;

• освоение профессиональной позиции психолога-наблюдателя;

• приобретение навыков использования общепсихологических методов исследования (на­блюдения и беседы);

• приобретение опыта участия в профессиональной деятельно­сти психолога и специалиста по социальной работе;

• личностный рост, связанный с осознанием новых возможно­стей своей личности при освоении новой деятельности и пре­одолением сложностей, возникающих в ходе её осуществле­ния.

Методы руководства и контроля практикой студентов:

Для работников ведомственных учреждений, на базе которых проводится практика руководство и текущий контроль выражаются

  1. в ознакомлении студентов с основными типами учреждений системы социальной работы или психологии (на примере своего конкретного учреждения), направлениями деятельности учреждения, целями и задачами, функциями, структурой, кадровым потенциалом, делопроизводством, а также клиентами (пациентами), являющимися основными потребителями услуг данного учреждения (или организации);
  2. в ознакомлении с функциональными обязанностями специалиста социальной работы или психолога данного учреждения;
  3. в приобщении студентов к профессиональной деятельности специалиста социальной работы или психолога путём частичного привлечения студентов к посильной неквалифицированной помощи специалисту данного учреждения в его профессиональной деятельности, в частности, применению методов наблюдения и беседы;
  4. в контроле за ходом выполнения поручений на рабочем месте практиканта;
  5. в предоставлении отзыва (характеристики) о каждом студенте по результатам прохождения им ознакомительной (или учебно-производственной) практики, заверенной подписью и печатью учреждения, на базе которого проводилась практика.

Итоговый контроль работы студента на практике:

  1. Отчётно-Реферативная работа, выполняемая по материалам прохождения практики на базе одного из учреждений (или организаций) и текстам соответствующей специальной литературы.
  2. Отражение хода практики (хронометраж событий и мероприятий) в Дневнике практиканта.
  3. Отзыв-характеристика на каждого студента от лица куратора ведомственного учреждения – базы практики.
  4. Итоговая конференция, посвященная обсуждению итогов практики с участием преподавателей, ответственных за практику и представителей учреждений и организаций – баз практики.
  5. Зачёт с проставлением соответствующей записи в зачётной книжке студента.

Оформление отчета-реферата по практике

Специфика отчёта-реферата определяется тем, что выполнение за­дания по практике, хотя и представляет собой самостоятельную исследовательскую работу, но имеет, в первую очередь, учебную направленность. Отчёт-реферат о прохождении учебно-психологической практики оформляется в соответствии с общими требованиями, принятыми для оформ­ления отчётов о проведении практических и исследовательских работ.

7 стр., 3427 слов

6.Структура и содержание практики

... осуществляет знакомство с организацией. - регламент деятельности организации (учреждения); - система трудовой деятельности сотрудников; - система организации трудовой деятельности. Дневник практики ОК-1, ОК-4 ОК- ... зачет 6.2. Содержание практики Таблица 2 № дня Содержание практики по дням прохождения Название тем разделов (вопросов) для самостоятельного изучения к практике Результаты вид отчетности ...

Общие требования

Отчёт о проделанной во время практики работе оформляется на стан­дартных листах формата А4 в машинописном варианте (как прави­ло, используется компьютерный набор).

При использовании программ текстовых редакторов (например, Microsoft Word) задаются следующие параметры (для листа А4 в вертикальной — «книжной» ориентации): поля — 2 см сверху, 2 см снизу, 3 см слева, 1.5 см справа; шрифт Times New Roman Cyr, кегль (размер шрифта) 14; интервал между строчками полуторный, отступ абзаца 1 см. Нумерация страниц производится по центру на нижней стороне листа (на первой странице номер не проставляются).

Первый лист является титульным (образец оформления приведён ниже).

На втором листе приводится содержа­ние работы с указанием страниц.

Первый раздел любого реферативного отчёта — введение. Во введении (первый раздел) указывается название практики, приводятся данные о месте и сроках прохождения практики. В нём даётся краткое описание проблематики и структуры практики, общая характеристика полученных сведений, определяются цель, задачи, объект, предмет практики.

Второй раздел обычно освещает круг вопросов: что достоверно установлено по проблематике деятельности учреждения вообще и должности специалиста-психолога или специалиста по социальной работе в частности, описы­ваются условия прохождения практики и методы (методики), которые удалось применить по её ходу.

9 стр., 4016 слов

Метод анкетирования в практике психологических исследований

... объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. ... К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова: 1) Композиция анкеты. 2) Титульный лист; 3) Вводная часть; ...

Третий раздел может представлять собой эмпирическое описание процесса и результатов прохождения практики, проводится их об­суждение. Этот раздел как правило содержит основные выводы по работе. Каждый вывод желательно соотносить с одной из задач практики.

Последний раздел отчёта — заключение. Его содержанием служит обобщение полученных результатов. Как правило, в нём указываются аспекты проблем, открывшихся практиканту в ходе прохождения практики, и раскрыва­ется перспективы дальнейшей работы учреждения с учётом возможного улучшения, изложенной практикантом в своих практических рекомендациях.

Кроме основных разделов, в отчёте-реферате должны присутствовать необходимые рабочие материалы (описа­ния использованных методик, первичные результаты и т.п.).

Теоретическое обоснование содержания практики

Цель подготовки любого специалиста — освоение им про­фессиональной деятельности в избранной сфере. Профессиональ­ная деятельность психолога принципиально отличается тем, что основным её инструментом является общение. Ре­шение любых задач, как теоретических, так и практических дости­гается психологом именно через общение. Однако, как заметил Б.Ф. Ломов, цитируя К.С. Станиславского: «…чтобы общаться, нужно прежде иметь то, чем общаться». Таким образом, формиро­вание механизмов общения занимает центральное место в содер­жании профессионального самоопределения и учебно-профессиональной подготовки. Непременным условием общения, следовательно проф.пригодности, слу­жит наличие собственных психических процессов, возникших по поводу взаимодействия с другим человеком.

В силу этого процесс профессиональной самореализации и самоподготовки есте­ственным образом распадается на три этапа. На первом происходит формирование тех механизмов общения, которые могут играть роль повседневного профессионального инструментария. Этот этап совпадает с пер­выми двумя курсами. Второй этап — использование сформированных ме­ханизмов для освоения исследовательской деятельности (третий-четвёртый курс).

Третий этап — приобретение практической квалификации, умений решать практические задачи с помощью профессио­нального общения (пятый курс и постдипломный период).

Обучение на психологическом факультете свя­зано с освоением принципиально новых, профессиональных механизмов общения. Если ранее общение бы­ло одной из форм обыденного взаимодействия с другими людьми, теперь необходимо осваивать его как профессиональный инст­румент. Трудность освоения обусловлена тем, что использова­ние этого инструмента лишь в малой степени представляет собой предметную манипуляцию (в отличие от большинства других ин­струментов).

Основное содержание процесса общения определено в интра- и интерпсихическом плане, что предполагает раскрытие этого содержания в каждом акте общения. Чтобы определить, ка­кое именно содержание должно раскрываться в каждый момент, необходима рефлексия ситуации общения в целом и характеристик каждого участника общения. Соответственно, первым результатом и, в то же время, условием становления эффективного профессионального об­щения является реконструкция психологического субъективного мира каждого участника общения.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Лекционные и семинарские занятия по отдельным дисцип­линам учебного плана позволяют студенту получить знания об от­дельных аспектах и сторонах процесса психологической реконструкции субъективной реальности человека. Профессиональная деятельность психолога предполагает взаимодействие с другим человеком в реальной («жизненной») социальной ситуации, позволяющее построить це­лостный образ этого человека. Для работы психолога с клиентом определяющим является именно образ клиента (точнее — образ представления о клиенте).

Используя этот образ, психолог выделя­ет проблемы клиента и выбирает пути работы с ним (независимо от того, кто или что будет клиентом — человек, группа, организация и т.п.).

Именно поэтому очень важно как во время занятий, так и при самостоятельной работе студента, и особенно в повседневном взаимодействии с окружающими людьми освоение необходимых коммуникативных навы­ков. Их интеграция и позволяет самостоятельно формировать соответствующие профессиональные умения, развивая и закрепляя последние в учебной деятельности и общении во время практики.

Методический аспект практики: общие сведения о методах наблюдения и беседы

1.1. Метод наблюдения

Из истории метода. Изучение поведения людей с помо­щью метода наблюдения используется в самых разнообразных об­ластях научного исследования. Пионерами использования психо­логического наблюдения считаются М.Я. Басов, П.П. Блонский, Ш. Бюлер, В. Штерн и др. В 1923 г. М.Басов [2] разработал один из базовых вариантов методики психологического наблюдения. В качестве объекта исследования (наблюдения) в методике Басова выступает поведение как специфический феномен (в отличие от интроспекции, где объектом наблюдения является непосредствен­но то или иное «душевное явление»).

Единицей поведения, по его мнению, служит не реакция, как у бихевиористов, а «акт» поведе­ния, который представляет собой активное действие. Опираясь на понимание психики как проявления активности личности, М.Я. Басов положил в основу своей методики ряд оригинальных прин­ципов.

Первый из них — это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Она достигается в том случае, если регистрация объективных проявлений четко отграничивается от их психологического истолкования.

Второй принцип требует от исследователя непрерывного наблюдения за процессом, а не за отдельными его моментами. Дос­тигается это путем непрерывной записи поведения на протяжении определенного отрезка времени; такая запись должна отражать все отдельные акты поведения (так называемая фотографическая за­пись).

Третий принцип — избирательность записи. Регистрируют­ся только те проявления, которые существенны для данной кон­кретной задачи исследования. Это достигается при помощи общей и специальной программы наблюдения. Методика психологических наблюдений М.Я. Басова вплоть до настоящего времени оста­ется единственной в мировой литературе научной разработкой это­го метода.

Характеристика метода наблюдения. Наблюдение — ме­тод психологического исследования, заключающийся в преднаме­ренном, систематическом и целенаправленном восприятии и реги­страции внешних проявлений психических феноменов. Характер­ным признаком наблюдения, отличающим его от других методов психологического исследования, является невмешательство иссле­дователя в изучаемое явление. В качестве объектов наблюдения могут выступать личность или группа. Если объект наблюдения – личность (человек), то, в зависимости от целей исследования, предметом наблюдения могут являться поведение, деятельность, общение.

7 стр., 3484 слов

Реферат — Этапы творческого процесса. Исследование творческой деятельности

... nbsp;а также проанализируем факторы, влияющие на проявление креативных способностей. 1. Теоретические аспекты исследования творческой деятельности Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди ... выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие ...

Термин «поведение» — один из базовых в психологии, по­этому большинство авторов используют его как неопределяемый. Между тем, для студентов первого курса важно хотя бы в рабочем порядке определять именно базовые термины. В курсе зоопсихоло­гии поведение определяется как «изменение взаимодействия неко­торой системы (в частности, человека) и внешней среды в соответ­ствии с внутренними законами самой системы». У человека пове­дение не только представляет собой проявление «внутренней ак­тивности организма» (Н.А. Бернштейн), но и, по словам М.Я. Басо­ва, «…является самым непосредственным выразителем психиче­ской жизни».

Множество характеристик поведения, доступных наблю­дению, объединяют в три группы:

1) невербальные — тело и его движения (поза, осанка, по­ходка, жесты, действия, выразительные мимические движения ли­ца, автоконтакты различных частей тела и предметов и т.д.);

2) вербальные — речь и голос (содержание, темп, ритм, речи, интонации, паузы, экспрессия, характер голосовых реакций и т.д.);

3) моторные — движения и действия с присущими им ха­рактеристиками (темп, скорость, координация, точность, последо­вательность, уверенность и т.д.).

Много информации несёт и внешний облик человека — его одежда, обувь, косметика, прическа, украшения, состояние кожи и т.п. Для наблюдения очень важен не только выбор совокупности признаков, доступных восприятию, но и учёт таких свойств этих признаков, как многозначность (один и тот же признак может вы­ражать различные психические состояния и свойства; например, одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательность), индивидуальность выражения (например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полуза­крытые глаза, и как поза, отражающая желание казаться меньше, и как напряженность во взгляде).

Необходимо учитывать и ситуативность внешних проявлений, поскольку именно ситуация зачас­тую во многом определяет качественные характеристики поведе­ния.

Если предметом изучения становится деятельность, то внимание исследователя также может быть обращено на различные ее стороны. Если нас больше интересует операциональный состав деятельности, то предметом наблюдения будут являться цели, мо­тивы деятельности, характеристики действий и операций, входя­щих в ее состав (последовательность, содержание, форма и т.д.).

Если нас интересует личностный аспект того или иного вида дея­тельности, то предметом наблюдения в этом случае будут индиви­дуальные особенности выполнения деятельности (скорость, темп, автоматизированность, освоенность действий, способы выполне­ния действий, особенности ориентировки, планирования и контро­ля, различные проявления индивидуального стиля деятельности) и характер взаимодействий, возникающих в процессе деятельности.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана ... своей поразительной книге “Смерти человека” (1980) Шнейдман, основываясь на классических наблюдениях, приводит типологию индивидов, играющих непосредственную, причем часто сознательную, роль в приближении ...

Наконец, если предмет наблюдения — общение, то здесь также возможно выделение отдельных сторон этого процесса, на­пример, его коммуникативных, интерактивных или перцептивных компонентов. Изучение каждого из них потребует постановки сво­их целей и задач; различными будут и наблюдаемые поведенческие признаки.

Любое наблюдение требует четкой и лаконичной форму­лировки его цели. Наблюдение, как правило, происходит в естест­венных условиях, образующих поток событий и именно цель орга­низует восприятие исследователя, направляя его внимание на оп­ределенную совокупность психических явлений, именно цель оп­ределяет «фокус» видения объекта, помогая избирательно отсле­живать то, что необходимо. Недаром поэтому само определение понятия «наблюдение» в числе своих существенных признаков содержит указание на его целенаправленный и преднамеренный характер. В психологических наблюдениях наиболее типичны сле­дующие цели:

• Изучение содержательных характеристик тех или иных психи­ческих явлений (определение свойств, признаков, присущих явле­нию; например, вычленение признаков проявления того или иного эмоционального состояния — тревоги, агрессии и т.п.);

• Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики (напри­мер, изучение игровой деятельности детей того или иного возраста;

• изучение половых различий в способах самопрезентации, изучение возрастных особенностей мотивации учения и т.д.);

• Изучение индивидуальных психических особенностей людей (особенностей познавательных процессов, характера, способно­стей, мотивов, интересов и т.д.);

• Исследование причин, лежащих в основе тех или иных про­блем у разных людей, в разных условиях деятельности и общения.

Цель наблюдения конкретизируется в ряде задач. Как известно, «задача — это цель, заданная в определенных условиях» (А.Н. Леонтьев).

Поэтому задача всегда формулируется в контексте тех конкретных условий, в которых будет реализовываться постав­ленная цель. Для постановки задач часто бывает необходимо про­думать (представить и спрогнозировать) ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение за объектом. Четко сформулирован­ные задачи позволяют исследователю не упустить из виду отдель­ные существенные стороны изучаемого явления; задачи делают наблюдение ясным и предваряют следующий этап в организации исследования — этап построения программы наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой подробный план проведения наблюдения. Она обязательно должна включать:

1) характеристику объекта и предмета наблюдения;

2) цель и задачи наблюдения;

3) описание ситуаций, в которых будет производиться наблюдение;

4) подробный перечень конкретных поведенческих при­знаков, проявление которых будет фиксироваться в ходе исследования;

5) сведения о формах и способах регистрации данных (вид записи, наличие специальной записывающей ап­паратуры, бланков и т.д.);

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая ... органов чувств, методов наблюдения, мониторинга, сравнительного анализа и т.д. (исследования чаще всего носят прикладной характер). Врамках теоретических исследований новые знания вырабатываются ...

6) временные рамки и график наблюдения.

Составление перечня поведенческих признаков, подлежа­щих регистрации в ходе наблюдения, является достаточно сложной исследовательской задачей. Её решение требует знания основных закономерностей и форм проявления внутренней психической жизни человека в актах поведения. Программа наблюдения должна быть построена таким образом, чтобы охватывать весь объем задач исследования; чем полнее и конкретнее будет перечень поведенче­ских фактов, тем точнее и богаче будет материал, собранный в процессе наблюдения. При составлении программы наблюдения нужно позаботиться и о том, чтобы сделать процедуру фиксации данных наиболее удобной и быстрой, С этой целью строится схема наблюдения; в ряде случаев подробной схемы оказывается доста­точно, но часто на ее основе составляются бланки, в которых уже обозначены предназначенные для фиксации позиции-признаки, а исследователь в ходе наблюдения только регистрирует проявление (отсутствие) или степень выраженности того или иного признака, проставляя в бланке условные обозначения.

Виды наблюдения. В зависимости от основания класси­фикации выделяют: по характеру направленности — самонаблюде­ние и объективное наблюдение; по степени полноты — выборочное и сплошное; в зависимости от позиции наблюдателя — включенное и невключенное; в зависимости от формы записи — фотографиче­ское, обобщенное и интерпретационное; в зависимости от ограни­чений, введенных наблюдателем — формализованное и неформали­зованное. Охарактеризуем некоторые из них.

В ходе сплошного наблюдения регистрации подлежит все, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Можно сказать, что внимание наблюдателя максимально рассредоточено, его взгляд как бы «расфокусирован», в его поле восприятия попадает все, что так или иначе связано с объектом наблюдения. Этот вид наблюдения тре­бует максимально точной регистрации поведенческих признаков. Если используется письменная форма фиксации результатов, то необходимо следить и за точностью вербальных формулировок; в них, порой очень часто, наряду с фактическими данными вклини­ваются всевозможные обобщения и интерпретации, что значитель­но снижает объективность исследования. Выборочное наблюдение предполагает восприятие и регистрацию определенного спектра признаков поведения или деятельности. Содержание и широта это­го спектра зависят от цели и задач наблюдения; из потока событий исследователь выбирает только то, что им соответствует; осталь­ные факты и явления служат контекстом, фоном (но зачастую тоже фиксируются).

Формализованное наблюдение характеризуется наличием ограничений, заданных извне (самим исследователем или состави­телем методики).

Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или иная мера выраженности); может быть ограничен набор наблюдаемых при­знаков или ситуаций, в которых ведется наблюдение; могут быть формализованы результаты наблюдения (т.е. имеется их уровневая оценка).

Типичный вариант формализации метода наблюдения — ограничения, налагаемые на спектр наблюдаемых признаков (все испытуемые наблюдаются по заранее определенному набору при­знаков).

Наиболее известными из таких методик являются система анализа интеракций Фландерса и карта наблюдений Стотта. Не­формализованное наблюдение характеризуется тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в на­блюдаемой ситуации. Никаких ограничений в отношении самой ситуации и наблюдаемых признаков не вводится. Основной фор­мой записи является сплошная фотографическая запись. Однако при длительном наблюдении форма записи может совершенство­ваться, переходя от фотографической к выборочной по выделен­ным линиям анализа.

Все перечисленные виды наблюдения существуют во взаимосвязи; каждый из них имеет свои достоинства и недостат­ки и выбирается в зависимости от цели и задач конкретного иссле­дования. Так, например, сплошное наблюдение дает возможность изучения личности во всем многообразии ее проявлений, как бы «на расстоянии», не «увеличивая» ту или иную ее сторону; но в то же время при сплошном наблюдении практически невозможно «сфокусировать» взгляд и детально исследовать конкретное пси­хическое явление. В силу этих причин, сплошное наблюдение ока­зывается наиболее эффективным на начальном (при формулировке исследовательских гипотез) и заключительном (в случае необхо­димости интегрирования результатов, полученных при изучении разных характеристик личности) этапе исследования. Выборочное наблюдение позволяет в деталях изучить отдельное явление (свой­ство, процесс, вид деятельности, сторону поведения), но на время «закрывает» от исследователя, делает «непрорисованными» все другие проявления психической жизни человека, отводя им место фона. Формализованное наблюдение позволяет более точно опи­сать наблюдаемое явление и сопоставить между собой данные раз­личных наблюдений. По сравнению с неформализованным, этот вид наблюдения более объективен и дает возможность количест­венного анализа данных. С другой стороны, как любая схема, фор­мализованное наблюдение значительно упрощает исследуемое яв­ление, не позволяет увидеть всех тонкостей, всей «ткани» психиче­ской жизни. Неформализованное наблюдение, в свою очередь, предоставляет возможность наиболее полного изучения объекта, его материал, несомненно, богаче и потенциально более информа­тивен, но, в то же время, его результаты более подвержены субъек­тивным искажениям, сама процедура менее «удобна»; кроме того, неформализованное наблюдение требует от наблюдателя доста­точно высокой исследовательской культуры.

Требования к организации и проведению психологиче­ских наблюдений. Для успешной организации психологического наблюдения необходимо:

1) четко сформулировать цель и задачи наблюдения;

  1. продумать ситуации, в которых будет производиться наблюдение;

3) составить программу наблюдения с указанием перечня поведенческих признаков, подлежащих регистрации в ходе наблюдения;

4) продумать способы фиксации данных; в случае необ­ходимости разработать формализованные бланки с го­товым перечнем регистрируемых признаков;

5) построить план исследования с указанием конкретных дат, ситуаций, временных промежутков, на протяже­нии которых будет производиться наблюдение и за­дач, решаемых в ходе каждого сеанса наблюдения.

В целях успешной реализации процедуры наблюдения не­обходимо соблюдать следующие условия:

1) максимально возможная (как можно более точная, полная и объективная) регистрация внешних проявлений;

2) целостность, непрерывность наблюдения (наблюде­ние непрерывного процесса, а не отдельных его моментов);

3) избирательность записи (регистрируются только те проявления, которые существенны для данной конкретной задачи исследования);

4) фактологический характер записи (фиксируются только конкретные поведенческие признаки, акты без всякого их обобщения и интерпретации);

5) последовательность и систематичность наблюдения (включенность каждого сеанса наблюдения в целостную исследо­вательскую программу);

6) учет внешних обстоятельств, сопутствующих наблю­дению (субъективные данные, связанные непосредственно с ребен­ком, его здоровьем, психическим состоянием, предшествующие наблюдению события, значимые для данной конкретной задачи исследования);

7) проведение обработки и анализа данных только после того, как сеанс наблюдения завершен.

1.2. Метод беседы

Из истории метода беседы. Беседа — один из опросных методов исследования личности в психологии. Психологи различ­ных школ и направлений широко используют ее в своих исследо­ваниях. Среди них — Ж. Пиаже и представители его школы, гумани­стические психологи, основоположники и последователи «глубин­ной» психологии [4].

Историческое прошлое беседы следует искать в диалогах Сократа и софистов, где формы беседы были связаны с различны­ми позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые беседа могла преследовать. Главной целью со­фистического диалога является беседа как таковая; задача спраши­вающего — заставить отвечающего противоречить самому себе, а задача отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки. Глав­ная цель в беседе Сократа — поиск и нахождение истины, сущности вещей. Задача отвечающего состояла в том, чтобы, отталкиваясь от интуитивного представления о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия. Задача спрашиваю­щего заключалась в том, чтобы навести собеседника на путь рас­крытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но на­столько смутно, что не в состоянии дать им точное определение [1].

Создание научной психологии в середине 19 века началось с разработки методов исследования, на основе которых можно бы­ло бы построить научную теорию: эксперимент, сравнительный метод, а также методы опроса, к числу которых относиться анкета и беседа (интервьюирование).

Источником этих методов была па­раллельно развивающаяся социология и практика массовых опро­сов населения. В это время очень широко в психологическом ис­следовании стала применяться анкета. Ф.Гальтон одним из первых применил её для изучения умственных способностей и условий развития учёных; несколько позже А. Бине разработал методику исследования интеллекта детей; С. Холл активно пользовался ан­кетным методом в рамках генетической психологии. В настоящее время метод беседы получил признание и широкое распростране­ние благодаря Карлу Роджерсу, предложившему «клиентцентрированный» подход в терапии. В рамках этого подхода наи­более полно рассматриваются условия успешной терапевтической беседы [10].

Психологическая характеристика беседы. Беседа — ме­тод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, моти­вация и т.д.), и на последнем этапе — в форме постэксперименталь­ного интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Примене­ние этого метода имеет возрастные ограничения. Связаны они с особенностями возраста детей: до определенного возраста ребенок не всегда может дать словесный отчет о своих переживаниях, чув­ствах, объяснить свои предпочтения и действия. Способность к внеситуативно-личностному общению со взрослым проявляется у ребенка лишь к середине дошкольного возраста; в ходе беседы ис­пытуемый может сознательно или неосознанно искажать истинную информацию, в связи с чем возрастает значение невербальных средств общения, интерпретация которых предъявляет дополни­тельные требования к квалификации исследователя, его мастерству и профессиональной зрелости.

Объектом беседы является человек; предметом могут стать самые различные психические или социопсихические явления, отношения и стороны жизни человека. В зависимости от конкретных целей в качестве предмета беседы могут выступать:

• индивидуально-психологические свойства личности (особен­ности познавательной сферы; способностей; характера);

• особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

• самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

• смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциаль­ные проблемы) ;

• система социальных отношений личности и т.д.

Общая направленность беседы зависит от целей и задач конкретного исследования. Беседа может выступать в роли диагно­стического инструмента, основная функция которого — получение как можно более богатой, полной, верной по содержанию инфор­мации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. В этом случае данный метод является средством вер­бализации, осмысления, осознания, трансформации индивидуаль­ного опыта, ее основная функция — помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Типы беседы. Одним из основных критериев отнесения беседы к определенному типу являются особенности предвари­тельно подготовленного плана (программы и стратегии) и характер стандартизации беседы, т.е. тактика. Под программой и стратеги­ей подразумевают составленный психологом в соответствии с це­лями и задачами беседы набор смысловых тем и последователь­ность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т. е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы [1].

Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а практически свободная беседа – отсутствие заранее сформулированной программы и наличие ини­циативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Помимо представленных типов, существуют другие типы беседы .

Некоторые исследователи в рамках метода беседы выде­ляют клиническую беседу. Термин «клиническая беседа» закрепил­ся за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его соз­нания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Особое место клинической беседе в своей работе отводила Б.В. Зейгарник. Клиническую беседу можно рассматривать в ши­роком смысле слова, потому что «это не беседа врача, это беседа экспериментатора-психолога с психически больным, с соматиче­ски больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стацио­наре или приходящим в диспансер». «Беседа не проводится вооб­ще. Беседа проводится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы беседовали, из истории болезни. Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни… Бесе­да должна проводиться в зависимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом… Характер наших во­просов, нашей беседы, должны зависеть от того, как больной отно­сится ко всей ситуации беседы. Вошел ли он угрюмый или весе­лый, или с открытой душой».

Необходимо учесть и отношение к данному эксперимента­тору (возраст, профессиональная зрелость и компетентность пси­холога).

«Клиническая беседа не может быть схематична, нельзя построить схему этой беседы. Можно построить схему негативно: вы не должны спрашивать больного о симптомах, вы не должны повторять вопросы врача, вы не должны спрашивать, как он оце­нивает свое лечение. Есть некоторые вещи, которых не надо ка­саться. А положительные инварианты беседы вытекают из того, с чем больной пришел и, главное, для какой задачи он пришел; и еще: для того, чтобы выяснить, кто перед вами сидит, вы должны выяснить особенности его личности до болезни… Нельзя подхо­дить к беседе с абстрактными мерками. Надо подумать, кто перед вами сидит, с чем он сидит, для чего… Беседа экспериментатора с больным не ограничивается только беседой в собственном смысле слова, она продолжается и дальше в ходе эксперимента… Психо­лог похож на психоаналитика без трактовки идей… Вы сами долж­ны подготовиться к своей беседе, к своему поведению во время эксперимента… Беседа во время эксперимента — это всегда деятельностное общение, причём обязательно вербальное, с использо­ванием мимики, жеста… Коротко подытожим, — нет схемы в бесе­де с больным. Есть схема проведения эксперимента» (Из выступ­ления Б. В. Зейгарник на факультете психологии Московского госу­дарственного университета М.В. Ломоносова в 1986 году) [1, С.75-86].

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Требования, предъявляемые к беседе.

• Исследователь должен иметь перед собой четкую и конкрет­ную цель беседы, но эта цель не должна быть известна испы­туемому.

• Исследователь должен подготовить программу беседы и под­робную разработку ее тактики (системы и типов вопросов), во­просы, составленные исследователем должны соответствовать целям беседы, их необходимо запомнить.

• Перед проведением беседы необходимо установить с испы­туемым доверительные отношения.

• Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, нена­вязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашива­ния.

• Предварительно стоит продумать способы фиксации данных (ведение протокола, использование технических средств и т. д.); фиксироваться должно не только содержание беседы, но и характер ее протекания: эмоциональные реакции испытуемого, длительность пауз, особенности мимики, жестов, поз.

Структура беседы. Все типы беседы имеют ряд структур­ных постоянных блоков, последовательное движение по которым дает представление о беседе как о целостной. Этапы беседы не имеют жестких границ, переходы между ними являются постепен­ными и плановыми [1].

Вводная часть беседы играет очень важную роль в компо­зиции всей беседы. Именно на этой стадии беседы, необходимо заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробу­дить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Этого можно достигнуть посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доб­рожелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Испы­туемому сообщается также о примерной продолжительности бесе­ды, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о целях и дальнейшем использовании результатов. Именно во ввод­ной части беседы происходит первая проверка ее стилизации: сло­варный состав, стиль, концептуальная форма высказываний долж­на вызывать и поддерживать у собеседника положительную реак­цию и желание давать полную и истинную информацию. Продол­жительность и содержание вводной части беседы зависят от целей, задач исследования, а также от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно разви­тие.

На начальной стадии беседы особую роль для установле­ния и поддержания контакта играет невербальное поведение пси­холога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседни­ка. На данной стадии происходит последовательная реализация целей и задач беседы.

Второй этап характеризует наличие острых открытых во­просов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и пережи­ваний, что позволит, в дальнейшем исследователю накопить опре­деленную фактическую событийную информацию.

Третьим этапом беседы становится подробное исследова­ние содержания обсуждаемых проблем, посредством перехода от общих открытых вопросов к специфическим, конкретным. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов. Эффек­тивность данного этапа беседы определяется умением психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собе­седника.

Завершающая фаза — это окончание беседы. На данном этапе в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество.

Вербальные особенности общения в беседе: основные классификации типов вопросов. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, ис­пользуемых в беседе [1].

В основу первой классификации типов вопросов положена широта предполагаемого ответа. В ней выделяются три группы вопросов.

1. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащего­ся в них смысла. Использование вопросов такого типа осуще­ствляется со строго определенной целью — расширить или су­зить первоначальное сообщение говорящего, нацелить на при­нятие решения. Примерами вопросов этого типа могут быть: «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочи­тали бы Вы это сделать сами?». Вопросы этого типа ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, переключают фо­кус общения с говорящего на слушающего, заставляют гово­рящего занимать защитную позицию, нарушают ход его мыс­лей.

2. Открытые вопросы — это вопросы, которые требуют какого-либо объяснения. Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога — монолога, с упором на мо­нолог собеседника. Благодаря использованию вопросов этого типа собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?».

3. Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тща­тельно обдумывать и комментировать то, что уже было сказа­но. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее пони­маете?»; «Что Вы имеете в виду?». Однако, для углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным предоставляется не формулирование вопросов, а прием пере­фразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения. Цель пе­рефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас…»; «Как я по­нимаю, Вы говорите…»; «Другими словами, Вы считаете…»; «По Вашему мнению…».

Основой второй классификации является характер связи вопросов с исследуемым, обсуждаемым предметом. В ней выделя­ются следующие типы вопросов:

1. Прямые — непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому челове­ку?».

2. Косвенные — более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому широкий выбор ответа, на­пример: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обра­титься к незнакомому человеку?».

3. Проективные — касаются той области, в которую включен ис­следуемый предмет («Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?»).

К ним нужно добавлять вспомогательные вопросы («Ну, а как Вы?»).

Существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний:

• следует избегать наводящих вопросов, которые своей форму­лировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

• вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что та­кие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

• вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтерна­тивный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?», испытуемый может придержи­ваться третьей точки зрения;

• вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?».

Невербальное общение в процессе беседы. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит не­сколько составляющих [1].

Выражение лица — мимика — это выразительные движения мышц лица, это показатель чувств и настроений человека. Мимика бывает живой, вялой, бледной, богатой, маловыразительной, на­пряженной, спокойной и т.п.

Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Визу­альный контакт глаз позволяет сосредоточить внимание, означает заинтересованность в беседе. Собеседники избегают его, обсуждая запутанные и неприятные вопросы.

Интонация и тембр голоса. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фразы (аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокаль­ные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника отражают­ся в тоне голоса; сила и высота голоса несут дополнительную ин­формацию о сообщении говорящего. Речевые недостатки (возрос­шая скорость речи, ошибки и повторение слов) более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть.

Позы и жесты. Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике (жесты, движения, положение тела).

Межличностное пространство — показывает насколько близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. Социальное расстояние для неформаль­ных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 2,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отноше­ниям.

Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и, сле­довательно, повышает уровень достоверности ее результатов.

Достоинства и недостатки метода беседы

Достоинства метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности ис­пытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установ­ление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания бесе­ды находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

Литература

1. Айламазьян A.M. Метод беседы в психологии. — М., 1999.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над деть­ми / Избранные психологические произведения. — М., 1975.

3. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. — М., 1991.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 1997.

6. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. — Л., 1977.

7. Общие основы психологии. Часть П. Возрастная психология / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. — Калуга, 1998.

8. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. — С-Пб., 1996.

10. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. — М., 1994.

Титульный лист

Федеральное Агентство по здравоохранению и социальному развитию рф

Волгоградский государственный медицинский университет

Факультет социальной работы и клинической психологии

Отделение (специальность) Клинической психологии

Дневник по ознакомительной практике

Выполнил:

Проверил:

Волгоград 2008

Отражение хода практики (хронометраж мероприятий) в дневнике

Дата

Вид практической деятельности

Содержание практической деятельности (задания), ход и результаты выполнения поручений

12