Характеристика психолога с места прохождения практики с отметкой, подписью психолога и печатью образовательного учреждения.

Рабочая программа

Практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования)

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профили: «Психология образования»

Учебный год

(ОФ 2 курс, 3 семестр, 2 недели 10.11. – 23.11.2016 г.)

Цель: совершенствование профессионального опыта и изучение специфики работы психолога в учреждениях дополнительного образования.

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.

2. Познакомиться с особенностями работы психологической службы в учреждениях дополнительного образования.

3. Познакомиться с кабинетом психолога, основной документацией, методическим фондом, диагностическим материалом и наглядными пособиями.

4. Формировать умения применять на практике методы психологического-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, составлять заключения и практические рекомендации.

5. Овладеть навыками организации и проведения исследований в учреждениях дополнительного образования.

6. Принять участие в работе психологической службы в учреждениях дополнительного образования.

7. Закреплять навыки оформления отчетной документации.

Содержание практики:

1. Установочное совещание на базе практики (знакомство с руководителями практики, педагогическим коллективом, инструктаж по технике безопасности и охране труда студента-практиканта).

2. Знакомство с целью, задачами, основными направлениями работы психологической службы учреждения, нормативными документами, должностными обязанностями, основными направлениями работы психолога, формами, методами и технологией работы оказания социальной и психолого-педагогической помощи.

3. Изучение наглядных пособий, диагностического и методического материала, основной документации психолога.

4. Составление индивидуального графика прохождения практики, планирование работы на период практики.

5. Посещение занятий психолога и составление протокола наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников (обучающихся), за работой психолога с ними.

6. Проведение диагностики с целью изучения индивидуально-психологических особенностей воспитанника (обучающегося) и составление на него психолого-педагогической характеристики.

7. Участие в подготовке и проведении мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного).

21 стр., 10169 слов

Работа психолога в детском дошкольном учреждении

... разнообразной самостоятельной деятельности детей. 2. Работа психолога в ДОУ Детский практический психолог в детском дошкольном учреждении выполняет следующие основные виды работы: · Психологическое просвещение - приобщение ... 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: ...

8. Индивидуальная работа в психологической службе по запросу руководителей практики в образовательных учреждениях.

9. Ежедневное оформление отчетной документации по практике.

10. Подготовка материала к итоговой конференции по практике.

Отчетная документация по учебной практике:

1. Дневник по практике, заверенный подписью руководителя практики и печатью учреждения, в котором была пройдена практика. В дневнике необходимо отразить:

сведения о практике;

содержание практики и перечень отчетной документации;

индивидуальный график работы на период практики;

Отчет студента о работе в психологической службе образовательного учреждения;

Отзыв студента о практике,

характеристика психолога с места прохождения практики с отметкой, подписью психолога и печатью образовательного учреждения.

2. Приложение к дневнику:

сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности);

характеристика психологической службы (цель, задачи, основные направления работы, состав психологической службы);

список документов, отражающих нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы того учреждения, в котором была пройдена практика и должностные обязанности психолога;

основная отчетная документация психолога;

диагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей обследуемого воспитанника (обучающегося);

психолого-педагогическая характеристика на обследуемого воспитанника (обучающегося) с рекомендациями;

конспект проведенного мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного);

протокол посещения занятий педагога доп. образования или психолога;

материал на итоговую конференцию по практике: фотографии с места прохождения практики, детские работы, стенная газета (содержащая сведения об учреждении, в котором была пройдена практика, о работе и составе психологической службы и др.), выступление о специфике работы в психологической службе учреждений образования и социальной сферы, о своем опыте работы в период прохождения практики, копии грамот, благодарственных писем с места прохождения практики.

Таблица 1

Содержание практики очной формы обучения

№ п/п Виды работ, перечень заданий Трудоемкость (в часах) Учебно-методическое обеспечение Код компетенции
на базе практики самостоятельная работа
Этап практики (вводный)
· Сбор сведений об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает учреждения доп. образования).

· Знакомство с системой работы педагога-психолога, диагностическим материалом и основной документацией. · Составление индивидуального графика

1, 2, 4, 13, 14, 16 ОПК-5  
Этап практики (основной)
· Составление протокола посещения занятий педагога доп. образования или педагога-психолога; · Подбор диагностического инструментария для изучения индивидуально-психологических особенностей обследуемого воспитанника (обучающегося); · Написание психолого-педагогической характеристики на одного обследуемого воспитанника (обучающегося) с рекомендациями; · Написание конспекта мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного); 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 16, 20 ОПК-5  
Этап практики (итоговый)
· Подготовка материала на итоговую конференцию; · Оформление отчетной документации по практике. 17, 19, 20 ОПК-5  
  Итого: 108 часов 72ч. 36ч.    

 

Таблица 2

Отчетная документации по практике

№ п/п Перечень отчетной документации (форма предоставления отчета) Требования к содержанию Сроки отчета
1. Дневник практики В дневнике необходимо отразить следующее содержание: титульный лист (см. приложение 1) сведения о месте прохождения практики (см. приложение 1); индивидуальный график работы на период практики (см. приложение 1); отзыв о практике студента-практиканта (см. приложение 7).

отчет студента-практиканта о работе в психологической службе учреждений образования (приложение 8); характеристика на обучающегося-практиканта заверить подписью педагога-психолога и печатью образовательного учреждения (см. приложение 9)

в течение 10 дней после окончания практики
2. Приложение к дневнику   Приложение к дневнику содержит: список документов, отражающих нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы и должностные обязанности педагога-психолога; документацию, регламентирующую деятельность педагога-психолога по основным направлениям его работы; протокол посещения занятий педагога доп. образования или педагога-психолога (см. приложение 2,3, 4); диагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей обследуемого воспитанника (обучающегося); психолого-педагогическая характеристика на одного обследуемого воспитанника (обучающегося) с рекомендациями (см. приложение 5); конспект мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного) (приложение 6); материал на итоговую конференцию по практике: фотографии с места прохождения практики, детские работы, стенная газета, содержащая сведения о работе и составе психологической службы, результаты проведенного исследования, выступление о специфике работы в учреждении, о своем опыте работы на практике, копии грамот, благодарственных писем и отзывов потребителя с места прохождения практики. в течение 10 дней после окончания практики

 

Приложение 1

Образец титульного листа дневника по практике

 

ФГБОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра теоретической и прикладной психологии

ДНЕВНИК

ПО ___________________________________________ПРАКТИКЕ

название практики

 

Практикант (Ф.И.О.) ______________

Форма обучения_______________ ___

Группа __________________________

Направление подготовки___________

Профиль подготовки_______________

Место прохождения практики: ______

_________________________________

Сроки практики:__________________

 

Дата сдачи отчетной документации по практике: _____________

 

Челябинск, (год)

________________

Образец оформления сведений о месте прохождения практики

База практики (полное название образовательной организации);

Специфика учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, особенности предоставления образовательных услуг;

Характеристика психологической службы образовательного учреждения (цель, задачи психологической службы образовательного учреждения, основные направления работы, состав психологической службы);

 

 

Ф.И.О. руководителей базы практики: подпись

______________

Индивидуальный график работы практиканта на период практики

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

Дата Время Содержание работы
на базе практики самостоятельная работа
       
       
       
       

Руководитель практики

из учреждения:

Ф.И.О. ________(подпись)

Групповой руководитель практики:

Ф.И.О. _______ (подпись)

Приложение 2

План оформления протокола посещения индивидуального коррекционно-развивающего занятия

 

Фамилия и имя ребёнка_____________________________________

Возраст __________________________________________________

Дата _____________________________________________________

Общее время ______________________________________________

Цель коррекционного занятия________________________________

Методы и технологии_______________________________________

Этапы коррекционного занятия______________________________

Ход коррекционного занятия________________________________

Примечания_______________________________________________

Выводы__________________________________________________

 

Студенты, посещая коррекционно-развивающие занятия других студентов, психолога фиксируют особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время проведения коррекционной процедуры. Протокол заполняется непосредственно в процессе занятия.

 

Приложение 3

План оформления протокола посещения группового коррекционно-развивающего занятия

 

Тема занятия (урока)___________________________________________________

Цель и задачи (образовательная, развивающая, воспитывающая)______________

Место занятия (урока) в системе занятий (уроков)__________________________

Продолжительность___________________________________________________

Контингент участников________________________________________________

Этапы занятия (урока)__________________________________________________

Методы обучения______________________________________________________

Оборудование и необходимые материалы_________________________________

Планируемые результаты обучения_______________________________________

Анализ содержание занятия (урока) – соответствие заявленным целям и задачам

Выводы ______________________________________________________________

 

Приложение 4

Примерный план психологического анализа урока (занятия)

1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:

1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия).

1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность.

2. Психологическая оценка содержания урока (занятия):

2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).

2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.

2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний.

2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.).

2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.

2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом).

3. Управление познавательной деятельностью:

3.1.Организация внимания:

пути организации внимания на всех этапах урока (занятия);

виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников);

способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую;

виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились).

3.2. Организация восприятия и его характер:

объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.);

качество материала восприятия;

использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии);

осмысленность восприятия материала.

3.3. Активизация памяти и ее развитие:

обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;

виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.);

приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение);

проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание).

3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей):

методы и приемы формирования научных понятий;

использование наглядных средств

связи, устанавливаемые между понятиями;

использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий;

степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.);

уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий;

активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа);

мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы;

подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос);

обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления;

логичность построения урока (занятия);

логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях.

3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников).

4. Организация обратной связи:

4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения).

4.2. Уровни усвоения знаний.

4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.

4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии).

4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов.

5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии):

5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения.

5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю).

5.3. Эмоциональный климат урока (занятия).

5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям.

5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии).

6. Результаты урока (занятия).

7. Выводы и предложения.

 

Приложение 5

Примерный план составления психолого-педагогической характеристики на ученика (воспитанника)

1. Общие данные (Ф.И.О. обучающегося (воспитанника), дата рождения, класс, школа (детский сад и т.п.), состав семьи, жилищные условия, материальное обеспечение семьи).

2. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика (воспитанника).

3. Психофизический аспект (общее физическое развитие, состояние здоровья, сила нервной системы, подвижность нервных процессов, тип темперамента, особенности внешности).

4. Особенности развития ребенка в школьном возрасте (возраст поступления в школу, степень адаптации, смена класса и ее причины).

5. Учебная деятельность (отношение к школе, учебе, успеваемость, преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам, познавательные интересы, выполнение домашних заданий).

6. Участие в общественной жизни школы.

7. Наличие внешкольных занятий и увлечений, участие в неформальных организациях.

8. Познавательный аспект:

8.1. Интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения.

8.2. Внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания).

8.3. Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение приемами осмысленного запоминания.

8.4. Развитие мышления, владение операциями, приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование).

8.5. Наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).

9. Мотивационный аспект (потребность в самоактуализации, творчестве, интеллектуальная направленность, мотив достижения, потребность в лидерстве).

10. Личность ученика в коллективе, отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и др.), положение в классе, типичные конфликты, друзья, моральные качества друзей.

11. Воспитательный аспект:

11.1. Волевые качества личности: склонность к риску, активность, инициативность, упорство, настойчивость, высокая самоорганизация, обдуманность или импульсивность поступков.

11.2. Качества воспитанности, моральные черты характера: скромность, правдивость, вспыльчивость.

11.3. Коммуникативные качества.

11.4. Организаторские качества.

11.5. Устойчивость, выразительность чувств, уравновешенность и склонность к переменам настроения.

12. Выводы (отразить сильные и слабые стороны личности, черты характера, основные потребности, мотивы, интересы, склонности, ценности, характеристику внутренних и внешних конфликтов, уровень умственного развития).

13. Рекомендации по организации учебной (воспитательной) деятельности обучающегося, по развитию индивидуальных особенностей и межличностных отношений в коллективе.

 

Приложение 6

Примерный план составления конспекта воспитательного мероприятия

1. Обоснование актуальности выбранной темы воспитательного мероприятия, мотивация выбора данного воспитательного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношения между детьми, уровень воспитанности обучающихся (воспитанников) данного класса (группы), их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения, отметить, высказывали ли ребята пожелание и инициативу в отношении организации данного воспитательного мероприятия).

2. Формулирование цели, задачи воспитательного мероприятия.

3. Время проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора (как связанно с учебным процессом, загруженностью обучающихся (воспитанников), общеобразовательным планом и др.).

4. Форма воспитательного мероприятия (диспут, беседа, экскурсия и др.).

5. Место проведения.

6. Контингент участников.

7. Подготовка воспитательного мероприятия (реквизит, оформление, необходимое оборудование).

8. Этапы предварительной подготовки (ответственные за разработку сценария, подготовку помещения, музыкальное оформление и др.).

9. Предполагаемый результат.

10. План мероприятия (вступительное слово, конкурсы, подведение итогов и т.д.).

11. Сценарий воспитательного мероприятия (с выделение структурных элементов, предполагаемого времени, оборудования, необходимых материалов, действующих лиц и т.п.).

12. Список использованной литературы.

13. Самоанализ (достижение воспитательных целей в результате проведения данного воспитательного мероприятия, какие трудности возникли, как их разрешали и т.д.).

14. Приложение.

 

Дата

Подпись и отметка за мероприятие (оценивает групповой руководитель практики)

 

Приложение 7

План отзыва о практике

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

 

Примерные вопросы, которые необходимо отразить в отзыве:

1. Что Вы ожидали, идя на практику? Оправдались ли Ваши ожидания?

2. Чему Вы научились? Какие новые умения и навыки приобрели? Какие теоретические и практические знания Вы использовали?

3. Что особенно понравилось?

4. Как часто Вы обращались за помощью к руководителю от базы практики и групповому руководителю от факультета, и насколько она Вас удовлетворяла?

5. Какие трудности испытывали в период прохождения практики? Какими способами их разрешали?

6. Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?

Приложение 8

План отчета практиканта о работе в период практики

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

1. Вид практики.

2. Название практики.

3. Сроки практики.

4. Место прохождения практики.

5. Оценка условий работы в учреждении дополнительного образования (материальные и бытовые условия, методическое обеспечение и др.).

6. Основные направления своей работы в психологической службе (диагностическое, коррекционно-развивающее, воспитательное и др.).

7. Количество и тематика посещенных занятий педагогов и педагога-психолога.

8. Количество и тематика проведенных мероприятий в период практики (проведение диагностики, занятий (уроков), воспитательных мероприятий и др.).

9. Выполненные индивидуальные задания по запросу педагога-психолога (содержание, количество, тематика, значимость для дальнейшей деятельности).

10. Содержание научного исследования, проводимого в период практики (база исследования, характеристика выборки, методы и методики исследования, результаты исследования).

11. Реализация задач учебной/производственной практики.

12. Трудности, испытываемые в период прохождения практики.

13. Замечания и предложения руководителям практики по организации и проведению учебной/производственной практик.

 

Приложение 9

План составления характеристики на обучающегося-практиканта

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

1. Сроки и место прохождения практики.

2. Уровень реализации практикантом учебных, воспитательных и исследовательских задач в соответствии с программой практики.

3. Творческий подход к выполнению программы практики: поиск активных методов воспитательной, коррекционно-развивающей и других видов работы с учащимися и коллективом.

4. Профессиональные качества: соблюдение норм профессиональной этики, способность устанавливать контакт с детьми, их родителями и педагогическим коллективом, дисциплина, отношение к поручениям педагога-психолога, самостоятельность при выполнении различных видов работы.

5. Уровень знаний об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи.

6. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития, способность учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.

7. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности.

8. Положительное и недостатки в работе обучающегося-практиканта.

9. Основные проявления профессионального и личностного развития практиканта в ходе практики.

10. Общие рекомендации обучающемуся.

11. Рекомендуемая отметка за практику: (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Дата

Подпись педагога-психолога

Печать